|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИНФОРМБЮРО |
ФАКТЫ,
СОБЫТИЯ, ЛЮДИ |
|
|
СИТУАЦИЯ Под занавес отопительного сезона
В Кокшетау 26 марта в 23.05 произошел порыв трубы (ТМ-1, диаметром
700 мм) на сгибе по подземному сварочному шву, на пересечении
улиц Ауэзова и Габдуллина.
Как
заявили в облуправлении энергетики и коммунального хозяйства,
авария случилась по причине образования, так называемого,
«свища» - участок теплотрассы эксплуатируется пятнадцать лет.
Были отключены 30 жилых домов, три школы и три детских сада.
Слаженно действовала аварийная бригада ГКП «Кокшетау жылу»,
которая в тринадцать часов следующего дня устроила брешь в
толстостенной трубе и запустила тепло потребителям.
Мы побывали на ряде объектов и попросили их хозяев высказать
свое отношение к произошедшему:
Талгат Мукутов, директор СШ № 2:
- Здание школы добротно утеплено, и за такой короткий промежуток
времени потери тепла в нем были незначительны. Основной удар
аварии пришелся на ночь, когда в школе не было людей. Утром
педагоги даже не ощущали, что школа отключена от теплоисточника,
а учащиеся сейчас находятся на каникулах. Если же говорить
в общем, то жаловаться на тепловиков не приходится, последние
зимы они хорошо обогревают город.
Айгуль Амирова, заведующая детсадом «Шаттык-смешарики»:
- Обидно, что авария случилась под занавес отопительного сезона,
подмочив репутацию тепловиков. Хорошо, что они быстро смобилизовались.
В помещениях дошкольного учреждения столбик термометра в среду
держался на уровне плюс 20 градусов, что соответствует санитарным
нормам.
Эдуард Куделькин, ветеран труда:
- Наш дом находится вблизи того места, где произошла авария.
Повезло, что так скоро ее устранили, и на улице стояла плюсовая
температура. Но случившееся должно насторожить руководство
ГКП «Кокшетау жылу», да и власти города тоже. Теплосети должны
постоянно находиться под контролем и вступать в зиму в надежном
состоянии. Иван ПЕРЕРВА.
Фото Ермурата Досумова Короткой
строкой
***
Представители антимонопольных ведомств и Евразийской экономической
комиссии на конференции в Алматы обсудили проект модельного
закона Единого экономического пространства «О конкуренции».
Планируется, что главы России, Казахстана и Белоруссии подпишут
его в июле текущего года. Будет проведен анализ товарных рынков
и подготовлены предложения главам государств по развитию конкуренции
на данных рынках. Предлагается включить в закон нормы о защите
прав потребителей, а также разрешить импорт и реализацию брендовой
продукции компаниям, не являющимся официальными дилерами.
***
В Казахстане из республиканского бюджета выделяется 1,6 млрд.
тенге для привлечения в колледжи 1620 специалистов профтехобразования.
Об этом на заседании Правительства сообщил министр образования
и науки РК Бакытжан Жумагулов. Также скорректированы сроки
обеспечения всех детей Казахстана дошкольным образованием,
предполагается, что уже к 2017 году им вполне реально обеспечить
полный охват детей 3-6 лет.
***
Президент Кипра Никос Анастасиадес решил сократить собственную
зарплату на 25 процентов в знак солидарности с населением,
которое пострадало от финансового кризиса. Кроме того, зарплаты
членов кабинета министров государства будут снижены на 20
процентов. Также Анастасиадес и члены правительства отказались
от тринадцатой зарплаты. В 2010 году президент Кипра и министры
уже снижали себе зарплаты на десять процентов. На тот момент
пост президента занимал Димитрис Кристофиас, и его зарплата
составляла 145 тысяч евро в год. Кипрская экономика находится
в кризисе из-за убытков финорганизаций, которые серьезно пострадали
от тяжелой финансовой ситуации в Греции.
***
Продолжение политики жесткой экономии в странах еврозоны может
привести к ее распаду. С таким предостережением выступил президент
Франции Франсуа Олланд в большом интервью телеканалу Франс-2.
«Я прекрасно понимаю, что европейские страны вынуждены стеснять
себя в расходах, но ставка именно на политику жесткой экономии
обречет Европу на распад, - добавил французский лидер. - Я
не буду проводить политику, которая приведет Европу к жесткой
экономии, я не хочу, чтобы Евросоюз стал исправительным домом»,
- заявил он.
***
На конкурсе Sony World Photography Awards 2013 в номинации
Low light (Слабая освещенность) победил наш соотечественник
Эльмар Ахметов, который представил взору красоту ночного неба
Мангистау среди горной тишины и умиротворяющего зеркальной
гладью озера. Жюри объявило 10 лауреатов, чьи работы были
отобраны из 55 тыс. снимков, присланных со всего мира фотографами-любителями.
Лучший фотограф 2013 года будет объявлен на гала-церемонии
25 апреля и получит премию в $25 тыс. Также все лауреаты получат
новую камеру Sony А77.
***
Роспотребнадзор разрешил производителям грузинских вин «Киндзмараули
Марани» и «Винный дом Дугладзе» поставлять продукцию в Россию.
Об этом, как сообщает Lenta.ru, заявил глава ведомства Геннадий
Они-щенко. В 2006 году на фоне политического конфликта Москвы
и Тбилиси в России было введено эмбарго на поставки грузинских
вин. Официально запрет объясняли претензиями к качеству продукции.
В ноябре 2012 года в российском МИДе заявили, что стороны
готовы обсудить возобновление поставок грузинского вина в
РФ.
ИНФОРМБЮРО «Народное ІРО»: не сыграть по нулям
Два последних выходных по случаю празднования Наурыз мейрамы
для журналистов, освещающих тему реализации программы «Народное
IPO», а также региональных лекторов выдались не совсем свободными.
В область с разъяснительно-пропагандистской кампанией прибыла
представитель от АО «ФБН «Самрук-Казына» Галина Ершова.
Было вновь напомнено для чего собственно и развернута Программа
по выводу акций наиболее крупных и стабильных национальных
компаний на фондовый рынок. Также подробно рассказано о том,
как стать участником «Народного ІРО», ведь предполагается,
что к завершению первого полугодия свои ценные бумаги населению
страны предложит уже вторая компания - АО «KEGOC». А вот первая
ласточка программы АО «КазТрансОйл» уже в мае обещала своим
держателям ценных бумаг начать выплачивать дивиденды. Общей
суммой не менее 40% от чистой прибыли компании.
В беседе Галина Ершова остановилась на некоторых особо важных
моментах, чтобы уберечься от проигрышной ситуации, в которой
можно оказаться, будучи акционером - риски никто не отменял.
Так, вкладывать в ценные бумаги нужно только свободные деньги,
которые можно накапливать в течение определенного времени
либо на депозитах банков второго уровня, либо в Центральном
депозитарии ценных бумаг. Чтобы не сыграть по нулям, следует
приобретать акции хотя бы не менее чем на 50 тысяч тенге,
так как если сумма эта меньше, расходы на комиссионные, которые
за сделки берут и брокеры, и фондовая биржа, и банки, могут
не покрыть прибыль от ценных бумаг или дивидендов. Впрочем,
в долгосрочном периоде при грамотном подходе и незначительное
количество акций все-таки могут принести желаемые плоды. Галина
Ершова дала еще несколько дельных советов для начинающих акционеров:
не покупать ценные бумаги сразу на все денежные средства,
пользоваться аналитическими рассылками (на бесплатное их получение
можно подписаться на сайте www.asyl.kz). установить на своем
ПК электронную торговую площадку, где концентрируется вся
необходимая для акционера информация. И, что не менее важно,
живо интересоваться текущей ситуацией компании-эмитента, его
положением на рынке и влияющими извне факторами, дивидендной
политикой, котировкой ценных бумаг. Алёна
ЕРИНА. Осторожно, паводок!
Яркое весеннее солнце, туманы и теплые ветры интенсивно ослабляют
лед на озерах и реках. Наступило опасное время весенних паводков.
Потоки талых вод устремятся в поймы рек, озер и долин. Во
время паводка часто в беду попадают дети, многие не могут
удержаться от соблазна покататься на льдинах, плотах, что
нередко приводит к трагедии. Часто во дворах домов и на улице
можно встретить ямы, котлованы, канализационные люки и колодцы,
заполненные водой. Они очень опасны для детей и взрослых.
Очень важно разъяснить в эту весеннюю пору детям и школьникам
правила поведения на водоемах. Проводить такие профилактические
беседы с ними необходимо дома, в детском саду и школе. Разъяснить
детям опасность, которой они подвергают себя, играя у водоемов
в период весеннего паводка.
Строительные организации, коммунальные службы сегодня должны
позаботиться о том, чтобы все люки отопительной системы и
канализации были закрыты, при ремонтных работах котлованы
следует оградить предупредительными знаками.
Во время паводка категорически запрещается:
- использовать все переходы через реки и другие водоемы;
- наблюдать за ледоходом с моста набережной или причала, перегибаться
через перила и другие ограждения;
- стоять на обрывистых берегах, которые подвергают разливу
и обвалам;
- подходить близко к реке, спускаться к плотине и затору льда;
- использовать для переправ неисправные плавсредства, тем
более перегружать ихсверхустановленныхнорм.
В каждом населенном пункте должен соблюдаться строгий порядок
на переправах, паромах, причалах.
Несоблюдение правил поведения и мер безопасности в период
весеннего паводка приводят ктрагическим последствиям.
Арон БАЙГОЖИН,
начальник водно-спасательной службы
департамента по ЧС Акмолинской области.
Акмолинки
не подвели
В легкоатлетическом спортивном манеже центрального стадиона
им. Хаджи Мукана г.Шымкента прошел чемпионат РК по боксу среди
женщин, молодежи 1995-1996 г.р., девушек 1997-1998 г.р.
В первенстве страны приняли участие 286 спортсменок из всех
областей Казахстана, городов Астаны и Алматы. Девятнадцать
из них защищали честь нашего региона. Заняв все призовые места
среди женщин, акмолинки еще раз подтвердили, что вид спорта,
ставший не так давно олимпийским, находится у нас на высоком
уровне. Первой на пьедестал почета поднялась воспитанница
Александра Высоцкого из Жаксынской спортивной школы им. Т.Уалиева
Дина Жоламан, третьей стала ее землячка Зарина Цолоева. На
втором месте спортсменка из Кокшетау Мольдыр Базарбаева.
Отличились и молодые представительницы школы им. Т.Уалиева,
тренирующиеся под началом Александра Высоцкого. Здесь Анира
Срымбетова стала серебряным призером, обойдя своих подруг
по команде Айнур Жеке-батырову и Камилу Сатубалдинову, принесших
бронзовые награды в копилку акмолинской сборной.
Среди молодежи 1995-1996 г.р. бронзу завоевала Карина Ибрагимова
из с. Красный Яр, занимающаяся у тренера Ж. Бектасова.
Марина МАРКЕВИЧ. Соревновались
железнодорожники
В Акмолинском отделении железной дороги, во многом благодаря
активности инструктора-организатора Кабдрашита Аузарова, инструкторов
Александра Семилетова и Александра Илюхина, на базе колледжа
«Бурабай» в ФСК «Локомотив» прошли соревнования по настольному
теннису и шахматам среди мужчин и женщин, где участвовали
более пятидесяти спортсменов станций: «Новоишимка», «К-Боровое»,
«Атбасар», «Кокшетау» и «Кокшетау-2».
Состязания прошли по круговой системе. В личном первенстве
по настольному теннису у мужчин лучшим стал Игорь Забанов
(Атбасар), опередив своих коллег Сергея Гребенюка и Султана
Кужантаева. Среди представительниц слабого пола не было лучше
Татьяны Шендерей(ст.«К-Боровое»), серебро-у БотагозИсакановой,
бронза - Гаухар Искаковой.
У любителей сражений на шахматной доске лидировал Самат Махметов,
обыграв в финальном поединке Илью Мотыленка (ст.«Кокшетау«).
Атбасарец Турар Таженов на третьем месте. У женщин Гульжан
Джуматаева набрала наибольшее количество очков, обыграв Салтанат
Аринову и Татьяну Шендерей.
Участники были награждены дипломами, медалями и ценными призами.
Лучшие из них отправятся защищать честь предприятия на областную
спартакиаду межведомственных организаций «Бірлік», посвященную
300-летию Абылай-хана. Ирина ТРОНЕВА.
ЗНАТЬ В ЛИЦО Больше, чем врач
Решение стать врачом Дамиля Сыздыкова — заместитель главного
врача по первичной медико-социальной помощи Енбекшильдерской
центральной районной больницы — твердо приняла еще в детстве.
Так мечталось девчонке вылечить фронтовые болячки отца-ветерана.
За
плечами доктора, направленной по окончании Целиноградского
медицин- ского института в Енбекшильдерский район и трудившейся
в разное время участковым терапевтом, заведующей поликлиникой,
заместителем главврача ЦРБ, и возглавлявшей позже медицинское
учреждение до самого выхода на пенсию, 38 лет стажа в любимой
профессии на страже здоровья людей, преданного служения делу.
Должность главного врача позволила Дамиле Бектаевне полностью
раскрыть свой организаторский талант, она смогла организовать
коллектив на решение задач по обслуживанию населения.
Активный человек продолжает и сегодня трудиться в ЦРБ, занимаясь
первичной медико-социальной помощью. Под ее неусыпным контролем
находится работа всех сельских медпунктов, ФАПов и СВА, районной
поликлиники. Несмотря на занятость, охотно помогает в профессиональном
становлении молодым специалистам.
За время работы доктор имела многочисленные благодарности,
почетные грамоты, премии за добросовестный и безупречный труд.
Она ни разу, несмотря на многочисленные трудности в профессии,
не пожалела об избранной стезе. На этот вопрос ответила так:
«Если бы можно было начать жизнь заново, опять стала бы врачом».
Помимо должности заместителя главного врача Дамиля Бектаевна
занимает еще одну почетную «должность» - бабушки внучки-восьмиклассницы,
которая еще маленькой заявляла, что будет врачом. Раушан
УТЕУЛИНА.
Енбекшильдерский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
ПОД СТРОИТЕЛЬСТВО ОБРАЗЦОВОГО ПРОЕКТА «EXPO» - ЭКОГОРОДОК
«ЗЕЛЕНЫЙ КВАРТАЛ» АКИМАТ АСТАНЫ ВЫДЕЛИЛ 100 ГЕКТАРОВ
В СТРАНЕ, В МИРЕ До 1 июля в Казахстане проведут
отбор управленцев корпуса «А»
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев распорядился отобрать
кандидатуры управленцев для нового корпуса «А» до 1 июля,
сообщила пресс-служба Главы государства. «Поручаю провести
жесткий отбор кандидатов в корпус «А». Это должны быть профессиональные
служащие, преданные интересам народа и государства», - сказал
Н. Назарбаев на совещании по вопросам развития южных регионов
Казахстана в среду в Алматы.
«С июля этого года сельские акимы дополнительно получат почти
5 тыс. человек, деньги и полномочия. Жители самых отдаленных
аулов должны почувствовать эффективность нововведений», -
добавил Глава государства.
В корпус «А» войдут руководители аппарата, ответственные секретари
госорганов, председатели комитетов и акимы городов и районов.
Политическими остаются первый руководитель ведомства, министр,
вице-министр, на уровне областей - акимы и их заместители,
а также акимы областных центров.
По словам Главы государства, количество политслужащих в Казахстане
будет сокращено в 8 раз. Headline.kz
Серикжан Канаев: «В 3 из 27 моногородах градообразующие
предприятия практически не работают»
В 2013 году в рамках программы развития регионов в республиканском
бюджете предусмотрено 7 млрд.тенге на развитие малых городов.
Об этом сообщил мажилисмен Серикжан Канаев. «19 градообразующих
предприятий работают стабильно. В 5-ти работают частично и
в 3-х практически эти предприятия не работают», - сказал он.
По его словам, наиболее высокие показатели самозанятости,
то есть скрытой безработицы, наблюдаются в городах Каратау
- 49%, Аркалыке - 49,3%, Житикаре - 47,1 %, Серебрянске -
39% и Жанатасе -37,1%. По информации С. Канаева, в 2012 году
на развитие моногородов было выделено 6 млрд. тенге, в 2013
году будет выделено 34,1 млрд. тенге, в 2014 г. - 37,8 млрд.
тенге и в 2015 г. - 48,3 млрд. тенге.
«У нас в стране имеется 41 малый город, не попавший в число
моногородов, потому что не подошли по критериям отбора. Проблемы
малых городов сегодня решаются в рамках программы развития
регионов. В таких городах как Ерейментау, Атбасар, Приозерск
уже начата работа по реализации инвестиционных проектов»,
-добавил С. Канаев. Headline.kz
МЭА вновь снизило прогноз мирового спроса на
нефть в 2013 году
Международное энергетическое агентство (МЭА) второй раз подряд
снизило прогноз мирового потребления нефти в 2013 году на
60 тыс. баррелей в сутки - до 90,6 млн. б/с, говорится в пресс-релизе
МЭА. Таким образом, по ожиданиям МЭА, мировой спрос на нефть
в этом году вырастет на 820 тыс. б/с по сравнению с 2012 годом.
Мировые поставки нефти в феврале выросли на 90 тыс. б/с -до
90,8 млн. б/с за счет повышения добычи странами ОПЕК. Картель
в феврале увеличил добычу на 150 тыс. б/с - до 30,49 млн.
б/с, в основном за счет Ирака. Добыча нефти странами, не входящими
в ОПЕК, сократилась на 60 тыс. б/с по сравнению с январем
- до 54,1 млн. б/с, при этом год к году рост составил 600
тыс. б/с на фоне сильных показателей в Северной Америке. Поставки
нефти странами, не входящими в картель, в этом году вырастут
на 1,1 млн. б/с - до 54,5 млн. б/с, ожидает МЭА. Прогноз спроса
на нефть ОПЕК снижен на 100 тыс. б/с -до 29,7 млн. б/с, что
соответствует ожиданиям самого картеля. Накануне ОПЕК сообщила
о сохранении прогноза мирового спроса на нефть в 2013 году
на уровне 89,7 млн. баррелей в сутки.
260 ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА ЗАКРЫТЫ В
КАЗАХСТАНЕ ПО РЕШЕНИЮ СУДА
НИ ОДНА ЛАБОРАТОРИЯ В КАЗАХСТАНЕ ПОКА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ СТАНДАРТУ
ISO, КОНСТАТИРУЮТ В МИНЗДРАВЕ
Соглашение между акиматом области, областным объединением
профсоюзов и областным объединением работодателей Акмолинской
области на 2013-2015 годы.
Мы, полномочные представители областных органов исполнительной
власти, областных объединений работников и областных объединений
работодателей (далее-Стороны), руководствуясь принципами:
неукоснительного соблюдения законодательства Республики Казахстан;
социальной ответственности исполнительной власти, работодателей
и работников, взаимного уважения и максимально возможного
достижения компромисса их интересов;
солидарной ответственности за реализацию стратегии социально-экономического
развития области и содействия её практическому осуществлению
на местах;
социального партнерства и коллективно-договорного регулирования
социально-трудовых отношений;
конструктивного взаимодействия в деле обеспечения условий
для достойного труда и социально-экономических интересов работников
и работодателей, сохранения согласия и стабильности в обществе,
заключили настоящее областное Соглашение на 2013 - 2015 годы
(далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон
по основным направлениям регулирования социально-трудовых
отношений на областном уровне в 2013 - 2015 годах и совместные
действия по их реализации. Основные направления
сотрудничества Сторон:
I. Экономическая политика
Мероприятия направлены на обеспечение устойчивого развития,
на основе модернизации экономики и реализации Государственной
программы по форсированному индустриально-инновационному развитию,
совершенствование тарифной политики, повышение конкурентоспособности
национальной экономики на основе выполнения долгосрочных стратегических
планов экономического развития, повышение благосостояния населения.
Стороны принимают на себя следующие обязательства:
1. Содействовать обеспечению в 2013 - 2015 годах сбалансированного
экономического роста на основе проведения макроэкономической
политики, направленной на минимизацию рисков при возможных
вариантах развития экономики.
2. Осуществлять совместные мероприятия, направленные на реализацию:
Послания Президента Республики Казахстан народу Казахстана
«Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося
государства»;
Программы занятости 2020;
Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному
развитию на 2010 - 2014 годы;
Государственной программы развития образования на 2011-2020
годы;
Государственной программы развития здравоохранения Республики
Казахстан «Саламатты Ќазаќстан» на 2011 -2015 годы;
Государственной программы развития и функционирования языков
в Республике Казахстан на 2011-2020 годы;
Программы по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением
«Балапан» на 2010-2014 годы;
Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики
Казахстан на 2011 -2020 годы;
Программы «Аќ булаќ» на 2011 - 2020 годы;
Программы развития агропромышленного комплекса Республики
Казахстан на 2010 - 2014 годы;
Комплексного плана по предупреждению социальной напряженности
и разрешению социально-трудовых конфликтов (ППРК от 12.10.2012
года № 1295ДСП);
Программы развития территорий Акмолинской области до 2015
года.
3. Совершенствовать систему и механизмы стимулирования организаций,
осуществляющих инвестиции в модернизацию и развитие производства.
4. Повышать производительность и качество труда за счет внедрения
новых методов организации производства, системы менеджмента,
новых технологий и техники, повышения заработной платы в предпринимательской
и производственных сферах.
5. Поддерживать и стимулировать деятельность предпринимательства,
малого и среднего бизнеса, способствующих развитию экономики,
занятости и самозанятости населения.
6. Участвовать в работе комиссий, рассматривающих социально-экономические
вопросы, вопросы, связанные с трудовыми отношениями.
7. Обеспечивать в городских и районных соглашениях, коллективных
договорах организаций и предприятий принятие обязательств,
предусматривающих комплекс мер, направленных на развитие экономики
региона, повышение эффективности работы, безопасность и охрану
труда, рост производительности труда, социальную защиту прав
работников, укрепление дисциплины, порядка и организованности,
снижение издержек производства.
8. Поддерживать местных товаропроизводителей, способствовать
развитию конкуренции на рынке реализации товаров и услуг.
Поддерживать конкурентоспособность товаров, производящихся
на территории области.
9. Пропагандировать положительные примеры социальной ответственности
бизнеса, привлекать бизнес для участия в финансовой поддержке
социально значимых инициатив. Акимат области принимает
на себя обязательства:
10. Принимать меры по снижению уровня инфляции и дефицита
бюджета, повышению качества жизни населения.
11. Осуществлять своевременные меры по оздоровлению, интенсивному
развитию экономики, сглаживанию воздействия инфляции и сохранению
социального благополучия.
12. Определять эффективные меры защиты и укрепления положения
отечественных товаропроизводителей на внешних рынках, созданию
условий для развития финансовой аренды (лизинга), особенно
в сфере малого и среднего предпринимательства.
13. Предоставлять раз в полугодие на областную комиссию по
социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых
отношений информацию о социально-экономическом развитии области.
14. Оказывать содействие в принятии мер по снижению административных
барьеров для осуществления предпринимательской деятельности.
15. В рамках государственного заказа проводить работу со СМИ
по формированию общественного мнения относительно социальных
инвестиций бизнеса и примерам успешного социального партнерства.
Областное объединение профсоюзов принимает на себя обязательства:
16. Участвовать в реализации социально-экономической политики
области через своих полномочных представителей.
17.Обеспечить в коллективных договорах принятие обязательств,
предусматривающих комплекс мер, направленных на обеспечение
безопасности и охраны труда, рост производительности труда,
социальную защиту прав работников, укрепление дисциплины.
18.Вносить в Правительство и Парламент Республики Казахстан
предложения по включению в разрабатываемые и принимаемые законопроекты
механизмы обязательной ежегодной индексации заработной платы
и совершенствованию методики расчета для определения величины
прожиточного минимума. Областное объединение работодателей
принимает на себя обязательства:
19. Повышать производительность и качество труда за счет внедрения
новых методов организации производства, системы менеджмента
качества, новых технологий и техники.
20. Содействовать участию всех крупных, средних и малых предприятий,
товаропроизводителей в совместных решениях проблем производства.
21. Проводить работу по перепрофилированию предприятий с бесперспективным
производством на выпуск конкурентоспособной продукции и стимулированию
отечественных товаропроизводителей.
22. Проводить работу по улучшению качества выпускаемой продукции,
стимулированию труда,
созданию надлежащих производственных и бытовых условий труда.
23. Обеспечить контроль в части своевременной выплаты работодателями
заработной платы (социальных и пенсионных отчислений) работникам.
24. В случае образования задолженности перед работниками по
заработной плате (социальные и пенсионные отчисления) предоставить
сведения в управление координации занятости и социальных программ
для принятия мер, а также вносить предложения по рассмотрению
вопросов на областную и районные комиссии. II.
Развитие рынка труда, содействие эффективной занятости населения
Стороны считают необходимым способствовать созданию благоприятных
возможностей для развития человеческого потенциала в контексте
повышения его конкурентоспособности, объединить усилия в реализации
основных направлений Программы занятости 2020, Программы «Дорожная
карта Бизнеса 2020», решении задач по формированию спроса
на трудовые ресурсы высокого качества, созданию условий для
достойного труда и достойной оплаты труда.
С целью эффективного взаимодействия социальных партнеров в
сфере занятости населения и развития трудовых ресурсов
Стороны принимают на себя следующие обязательства:
25. Формировать общенациональную базу данных текущих вакансий
и прогнозируемых рабочих мест.
26.Стимулировать внутрипроизводственную подготовку и переподготовку
персонала.
27. Принимать меры по максимальному обеспечению занятости
женщин (увеличение доли женщин в рабочей силе).
28. Оказывать поддержку в трудоустройстве на постоянное место
работы, лицам, принявшим участие в социальных рабочих местах,
общественных работах, молодежной практике в рамках Программы
занятости 2020 и региональных программ занятости населения.
29. Принимать меры по повышению эффективности действующих
рабочих мест и созданию новых рабочих мест за счет восстановления
и запуска новых производств.
30. Создавать рабочие места, предусматривающие меры по обеспечению
максимальной занятости трудоспособного населения в местах
постоянного проживания.
31. Принимать меры, направленные на снижение напряженности
на рынке труда в случае возникновения критических ситуаций.
32. Совершенствовать механизмы поддержки занятости населения
при проведении реструктуризации экономики, диверсификации
структуры занятости в городах и населенных пунктах.
33. Совершенствовать инструменты поддержки и материальных
гарантий граждан на случай потери работы или неполной занятости;
осуществлять регулярные оценки (мониторинг) качества государственных
услуг в сфере занятости населения.
34. Осуществлять реализацию прав инвалидов в области трудовых
отношений, путем обеспечения беспрепятственного доступа к
рабочим местам, на которые потенциально могут претендовать
инвалиды (контролировать приспособление/построение подъездных
путей, пандусов, специальных лифтов и других приспособлений
для передвижения инвалидов) и организации рабочих мест в соответствии
с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалидов.
Акимат области принимает на себя обязательства:
35. Содействовать решению вопросов занятости, обеспечения
возможности для получения необходимой профессиональной подготовки
и переподготовки кадров, востребованных на рынке труда.
36. Принимать меры по переобучению персонала, в случае вынужденного
сокращения работников, с целью дальнейшего трудоустройства.
37. Проводить мероприятия по соблюдению законодательства в
области трудовых отношений, занятости, социальной защиты инвалидов.
Областное объединение профсоюзов принимает на себя обязательства:
38. Содействовать осуществлению мер, направленных на обучение
и переобучение работников за счет средств работодателей.
39. Содействовать сохранению занятости работников предпенсионного
возраста.
40. Предоставлять юридические консультации и правовую помощь
работникам. Областное объединение работодателей
принимает на себя обязательства:
41. Предусмотреть в коллективных договорах обязательства,
обеспечивающие меры по защите материальных и других прав работников
в случае неплатежеспособности работодателя.
42. Способствовать принятию мер по содействию занятости местного
населения, осуществлению внутрипроизводственной подготовки
и переподготовки кадров за счет средств работодателя.
43. Способствовать привлечению работодателей к развитию собственной
учебно-материальной базы, организации дуального обучения,
участию в модернизации и управлении материальной базой и образовательными
процессами учебных заведений профильного профессионального
образования, созданию условий для получения работниками необходимых
навыков и умений.
44. Не допускать отказов в приеме на работу молодым специалистам
по причине отсутствия необходимого опыта работы.
45. Оказывать содействие в трудоустройстве безработных граждан
из числа целевых групп населения, согласно Закону Республики
Казахстан «О занятости населения» и лиц, включенных в дополнительный
перечень по постановлению акиматов городов и районов.
III. Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
С целью реализации мер по совершенствованию организации труда
и заработной платы, повышению квалификации работников, росту
производительности труда с целью устойчивого развития экономики
Стороны принимают на себя следующие обязательства:
46. Проводить совместные мероприятия по соблюдению трудового
законодательства, в рамках полномочий каждой из Сторон.
47. Проводить мероприятия по предоставлению консультаций по
ратификации Конвенций Международной организации труда № 95
«Об охране заработной платы», № 26 «О создании процедуры установления
минимальной заработной платы» и № 131 «Об установлении минимальной
заработной платы с особым учетом развивающихся стран».
48. Обеспечивать включение в отраслевые соглашения и нормативное
закрепление размеров повышающих отраслевых коэффициентов для
работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными
(особо вредными), опасными условиями труда соответствующей
отрасли.
49. Способствовать недопущению дискриминации в области оплаты
труда между иностранными и отечественными работниками, при
выполнении аналогичных работ и соответствующей одинаковой
квалификации.
50. Проводить анализ действующей системы применения минимального
стандарта оплаты труда для работников, занятых на тяжелых
работах, работах с вредными (особо вредными), опасными условиями
труда соответствующей отрасли, и вырабатывать предложения
по ее совершенствованию. Акимат области принимает
на себя обязательства:
51. Принимать необходимые меры, способствующие погашению задолженности
по выплате заработной платы.
52. Проводить мероприятия за соблюдением законодательства
в области трудовых отношений,
занятости населения.
53. Оказывать содействие в повышении доходов населения, путем
предоставления рабочих мест. Областное объединение
профсоюзов принимает на себя обязательства:
54. Рекомендовать работодателям включать в Соглашения и коллективные
договора мероприятия, направленные на повышение заработной
платы работников, сохранение и увеличение объемов работ, рабочих
мест, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление
дополнительных льгот и компенсаций за счет финансовых средств
работодателей и профсоюзов.
Добиваться внесения в Соглашения и коллективные договора ежегодной
индексации заработной платы на уровень инфляции.
55.Осуществлять общественный контроль за своевременной выплатой
работникам заработной платы, перечислением обязательных пенсионных
взносов в накопительные пенсионные фонды.
56. Вносить на рассмотрение заседаний областной комиссии по
социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых
отношений материалы об имеющихся нарушениях по выплатам и
перечислениям.
Областное объединение работодателей принимает на себя обязательства:
57. Обеспечивать включение в отраслевые соглашения нормативное
закрепление размеров повышающих отраслевых коэффициентов для
работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными
(особо вредными), опасными условиями труда соответствующей
отрасли.
Производить оплату труда работников, занятых во вредных, особо
вредных и тяжелых работах, согласно утвержденных отраслевых
коэффициентов соответствующими Министерствами и отраслевыми
профсоюзами.
Обеспечить обязательность перечисления социальных налогов
в Государственный Фонд Социального Страхования всеми работодателями,
независимо от форм собственности.
58. Содействовать развитию социального страхования социальных
рисков.
59. Предусмотреть в смете расходов организаций и предприятий
средства на повышение квалификации и переподготовку кадров,
введение доплат за мастерство и участие в городских, областных
и республиканских конкурсах профессионального мастерства.
60. Не допускать фактов задолженности по заработной плате
и обязательным пенсионным отчислениям работников в накопительные
пенсионные фонды. IV. Социальное обеспечение и
защита, политика предоставления равных возможностей
В целях модернизации социальной сферы и улучшения условий
жизни населения, развития эффективной и устойчивой системы
социального обеспечения, повышения уровня социальной защиты
работающих граждан Стороны принимают на себя следующие
обязательства:
61.Вносить предложения по совершенствованию системы государственных
стандартов социального обеспечения в целях их соответствия
международным стандартам и нормативам.
62. Продолжить работу по проведению технических консультаций
по ратификации Конвенции Международной организации труда №
102 «О минимальных нормах социального обеспечения».
63. Принять меры по формированию эффективной системы социальной
поддержки уязвимых категорий населения.
64. Реализовать меры, направленные на обеспечение государственных
гарантий бесплатной медицинской помощи.
65. Содействовать распространению опыта реализации корпоративных
социальных программ, направленных на поддержание здоровья
на рабочем месте, включая профилактику социально значимых
заболеваний.
Внедрить в практику проведения на уровне предприятий и организаций
мероприятий, направленных на оздоровление работников (утренние
производственные зарядки, спортивные мероприятия и т.д.)
66. Осуществлять меры по реализации Стратегии тендерного равенства
в Республике Казахстан на 2006 -2016 годы, направленные на
обеспечение охраны материнства и детства, социальной поддержки
женщин, решение тендерных проблем в сфере социально-трудовых
отношений; поддержку мужчин и женщин, занимающихся уходом
за детьми и их воспитанием на равных правах; увеличение представительства
женщин на уровне принятия решений.
67. Принимать участие в реализации мероприятий, направленных
на осуществление государственной молодежной политики, решение
задач по обеспечению социальных прав молодежи в области труда,
образования и охраны здоровья, создание условий для самореализации
социально-экономических потребностей молодежи, поддержку и
стимулирование позитивной общественной молодежной инициативы.
68. Осуществлять меры по ратификации Конвенции Международной
организации труда № 183 «Об охране материнства», № 156 «О
равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин
и женщин».
69. При заключении региональных, отраслевых соглашений и коллективных
договоров в организациях предусматривать основные права и
гарантии женщин, молодежи и лиц с ограниченными возможностями.
70. Принимать меры по усилению социальной поддержки лиц с
ограниченными возможностями и созданию условий для их полноценной
интеграции в общество. Оказывать поддержку в рамках государственного
социального заказа неправительственным объединениям и общественным
организациям, занятым проблемами инвалидов. Акимат
области принимает на себя обязательства:
71. Содействовать в обеспечении государственных гарантий бесплатной
медицинской помощи.
72. Проводить мероприятия по совершенствованию системы социальной
поддержки уязвимых слоев населения.
73. Принимать соответствующие меры по сдерживанию роста цен
на социально значимые товары.
74. Продолжить работу по организации всеобуча, способствовать
обеспечению питанием всех школьников. Организовать бесплатное
горячее витаминизированное питание для школьников из малообеспеченных
семей. Обеспечить оказание помощи учащимся из малообеспеченных
семей, в том числе из фондов всеобуча. Областное
объединение профсоюзов принимает на себя обязательства:
75. Предусмотреть в сметах расходов бюджетов профсоюзных организаций
денежные средства на частичную оплату санаторно-курортного
лечения членов профсоюзов и оздоровления детей и подростков.
76. Предоставлять бесплатные консультации и правовую помощь
членам профсоюза на предприятиях и организациях области.
77. Добиваться включения и исполнения дополнительных социальных
гарантий и компенсаций через заключения коллективных договоров
и отраслевых соглашений.
78. Добиваться включения и исполнения условий об оплате отпуска
по беременности и родам, усыновившим (удочерившим) новорожденного
ребенка (детей), с сохранением средней заработной платы, за
вычетом суммы социальной выплаты на случай потери дохода в
связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением)
новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии
с законодательством РК «об обязательном социальном страховании»
через заключения коллективных договоров. Областное
объединение работодателей принимает на себя обязательства:
79. Осуществлять своевременное ежемесячное перечисление социальных
отчислений в Государственный Фонд Социального Страхования.
80. Осуществлять своевременную выплату социальных пособий
работникам в случае временной нетрудоспособности.
81. Соблюдать предусмотренные законом права и гарантии профсоюзов,
не препятствовать их деятельности на предприятиях и организациях,
независимо от форм собственности и признавать преимущественное
право на заключение коллективных договоров за профсоюзами.
82. Не допускать всех форм принудительного труда, обеспечить
искоренение наихудших форм детского труда и ликвидацию дискриминации
в сфере труда и занятости.
83. Принимать меры по установлению более тесного взаимодействия
и сотрудничества профессиональных учебных заведений и работодателей
в деле трудоустройства выпускников, заявленных работодателями,
предоставление молодым специалистам после окончания учебы
рабочих мест на конкретном предприятии по конкретной специальности.
84.Принимать меры по включению в коллективные договора условия
об оплате отпуска по беременности и родам, усыновившим (удочерившим)
новорожденного ребенка (детей), с сохранением средней заработной
платы, за вычетом суммы социальной выплаты на случай потери
дохода в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением)
новорожденного ребенка (детей), осуществленной в соответствии
с законодательством РК «об обязательном социальном страховании».
V. Условия и охрана труда, промышленная и экологическая
безопасность
Считая сбережение человеческих ресурсов одним из национальных
приоритетов, рассматривая вопросы улучшения условий и охраны
труда, промышленной и экологической безопасности, Стороны
принимают на себя следующие обязательства:
85.Принимать участие в совершенствовании законодательства,
обеспечивающего внедрение системы управления профессиональными
рисками и комплексных методов управления охраной труда, повышения
роли экспертизы условий труда в целях создания безопасных
условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и
технологий.
86. Принимать меры по финансированию превентивных мероприятий,
направленных на обучение по охране труда, снижение производственного
травматизма и профессиональной заболеваемости.
87. Принимать меры по улучшению здоровья населения, условий
и охраны труда и охране окружающей среды, а также социальной
защиты граждан, пострадавших от аварий и катастроф.
88.Осуществлять общественный контроль по созданию здоровых
и безопасных условий труда на производстве, с участием профсоюзов.
89. Внедрять в производственных предприятиях и организациях
области системы менеджмента в сфере промышленной безопасности
и охраны труда -межгосударственных стандартов, рекомендованной
МОТ в соответствии с «Руководством по системам управления
охраной труда» МОТ-СУОТ2201ILO-OSH2201.
90. Проводить обязательное страхование гражданско-правовой
ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью
работника при исполнении им трудовых обязанностей в соответствии
с законодательством.
91. Осуществлять контроль за обеспечением работников, работающих
во вредных условиях труда, спецодеждой, специальной обувью,
спецпитанием, средствами индивидуальной защиты.
92. В коллективах проводить совместную работу по профилактике
ВИЧ/ СПИДа, социально-значимых заболеваний.
93. Совершенствовать систему обеспечения промышленной и экологической
безопасности.
94. Продолжить работу по проведению технических консультаций
по ратификации Конвенции Международной организации труда №
187 «О системе управления охраной труда».
Областное объединение профсоюзов принимает на себя обязательства:
95. Обеспечить общественный контроль по созданию безопасных
и здоровых условий труда на производстве. Принимать участие
в расследовании несчастных случаев на производстве, разработке
мер по их предотвращению.
96. Организовать обучение представителей профсоюзов, занимающихся
вопросами охраны труда и экологической безопасности, изучать
и распространять положительный опыт работы в этой области.
97. Предоставлять юридические консультации и правовую помощь
работникам, добиваться восстановления на работе лиц, в отношении
которых нарушены законные права и гарантии со стороны работодателей.
98. Наладить систему взаимодействия профсоюзов с неправительственными
организациями в целях удовлетворения интересов, потребностей
работников и решения социальных проблем.
Областное объединение работодателей принимает на себя обязательства:
99. Принимать меры по предупреждению социальной напряженности
и разрешению социально-трудовых конфликтов, урегулированию
коллективных трудовых споров, возникающих в области социально-трудовых
отношений.
100. Включать в коллективные договора предприятий, независимо
от форм собственности, обязательный ежегодный медицинский
осмотр работников, страхование работников от несчастных случаев
на производстве, обеспечение средствами индивидуальной защиты,
спецодеждой, специальной обувью и спецпитанием во вредных
производствах.
101. Принимать меры для улучшения работы служб охраны труда
на предприятиях, не допускать их сокращения и ликвидации.
102. Обеспечивать надлежащее состояние охраны труда и быта,
выделять средства на улучшения условий труда, приобретения
путевок на санаторно-курортное лечение, в детские оздоровительные
лагеря.
Перечислять профессиональные пенсионные взносы на работников,
занятых на работах во вредных, опасных и тяжелых условиях
труда. VI. Развитие социального партнерства и
социальная ответственность
В целях обеспечения дальнейшего развития социального партнерства,
более эффективного использования его возможностей при принятии
решений по основным вопросам социального и экономического
развития, регулирования трудовых отношений Стороны
принимают на себя обязательства:
103. Реализовать меры, направленные на повышение роли областной
комиссии по социальному партнерству и регулированию социальных
и трудовых отношений (далее - Комиссия) в согласовании интересов
Сторон.
104. На заседаниях областной комиссии по социальному партнерству
и регулированию социальных и трудовых отношений заслушивать
отчеты местных исполнительных органов, городских (районных)
комиссий по социальному партнерству и регулированию социальных
и трудовых отношений по вопросам социально экономических и
трудовых отношений, проводимой работе по заключению соглашений
и коллективных договоров, решению и исполнению социально-трудовых
проблем.
105. Обеспечить реализацию мер, направленных на:
- регулярное проведение консультаций по основным направлениям
социально-экономической политики;
- обеспечение консолидации общества, социальной стабильности
и общественного согласия;
- выполнение норм Трудового кодекса Республики Казахстан,
касающихся участия Комиссии в подготовке и обсуждении проектов
законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам
социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений,
учета по ним мнения Комиссии;
- дальнейшее развитие конструктивных взаимоотношений между
представителями органов исполнительной власти, работодателей
и профсоюзов;
- повышение статуса и роли комиссий по социальному партнерству
и регулированию социальных и трудовых отношений, эффективности
и действенности
социального партнерства на всех его уровнях;
- повышение ответственности каждого работодателя за реализацию
обязательств, принятых в соглашениях и коллективных договорах.
106. Вносить на рассмотрение областной комиссии по социальному
партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений
вопросы об ответственности работодателей за нарушения трудового
законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, коллективных договоров и соглашений,
умышленные действия по воспрепятствованию деятельности профсоюзов
и ликвидации профсоюзных организаций.
107. Обеспечивать освещение в средствах массовой информации
вопросов социального партнерства, хода выполнения областного,
городских, районных соглашений, коллективных договоров, а
также принимаемые меры по предупреждению и разрешению социальных
и трудовых конфликтов.
108. Информировать структурные подразделения о мерах, реализуемых
Правительством Республики Казахстан и акиматом области, направленных
на обеспечение устойчивого развития отраслей экономики, мероприятия
по социальной поддержке населения, выполнении акиматом области
намеченных программ, а также принимаемых мерах по решению
трудовых и связанных с ними социально-экономических отношений,
реализации законов и иных нормативных правовых актов Республики
Казахстан.
109. Постоянно проводить с профсоюзным активом семинары-совещания,
«круглые столы» по регулированию социальных и трудовых отношений,
дальнейшему развитию социального партнерства.
110. Осуществлять комплекс мер по активизации деятельности
работодателей и участия их в работе соответствующих комиссий
по социальному партнерству.
111. Продолжить совместную работу по подготовке предложений,
направленных на совершенствование правовой базы коллективно-договорного
регулирования социально-трудовых отношений и повышения эффективности
разрешения коллективных трудовых споров.
112. Предпринимать меры по предупреждению социальной напряженности
и разрешению социально-трудовых конфликтов, урегулированию
возникающих коллективных трудовых споров, противодействию
правонарушениям в сфере трудовых отношений.
113. Проводить совместные обучающие тренинги по развитию навыков
умения вести переговоры и достижению консенсуса в трудовых
конфликтах.
114. Поддерживать дальнейшее развитие инициатив объединений
работодателей в области корпоративной социальной ответственности
бизнеса.
115. Принимать меры, направленные на повышение ответственности
за состояние окружающей среды.
116. Обеспечивать участие субъектов частного предпринимательства
в республиканском конкурсе по социальной ответственности бизнеса
«Парыз».
117. Соблюдать законодательные и общепризнанные международные
нормы и правила о невмешательстве со стороны друг друга в
деятельность объединений профсоюзов и объединений работодателей,
не препятствовать созданию и функционированию организаций
профсоюзов и работодателей. VII. Действие Соглашения
и контроль за его выполнением
С целью координации выполнения Сторонами положений данного
Соглашения Стороны договорились о нижеследующем:
118. Стороны признают Соглашение основным документом социального
партнерства, устанавливающим приоритетные направления и необходимые
действия по проведению согласованной социально-экономической
политики в области на 2013 -2015 годы.
119. По предложению одной из Сторон в Соглашение могут быть
внесены изменения и дополнения по взаимному согласию Сторон.
Изменения и дополнения оформляются отдельными протоколами
и вступают в силу со дня подписания.
120. Соглашение служит основой для переговоров и заключения
региональных, отраслевых соглашений и коллективных договоров
в организациях.
121. Обязательства Сторон по Соглашению и рекомендации (решения)
областной комиссии по социальному партнерству и регулированию
социальных и трудовых отношений должны максимально учитываться
при заключении городских (районных) соглашений и коллективных
договоров.
122. Управлению координации занятости и социальных программ
Акмолинской области в месячный срок после опубликования Соглашения
через средства массовой информации опубликовать официальное
предложение к объединениям работодателей, работодателям, объединениям
работников, не участвующим в заключении Соглашения, присоединиться
к областному Соглашению.
123. Если объединения работодателей и объединения работников
в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования
предложения о присоединении к Соглашению не представили в
исполнительные органы письменный мотивированный отказ присоединиться
к нему, то Соглашение считается распространенным на них со
дня официального опубликования.
124. В период действия и при условии выполнения обязательств
настоящего Соглашения областные объединения работников, подписавшие
Соглашение, не будут проводить акций протеста без предварительного
рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций между Сторонами
на соответствующих уровнях и областной комиссии по социальному
партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений.
125. Каждая из Сторон в месячный срок после подписания Соглашения
разрабатывает и предоставляет на утверждение в областную комиссию
по социальному партнерству и регулированию социальных и трудовых
отношений план мероприятий по реализации принятых обязательств,
с указанием конкретных сроков и ответственных за исполнение
членов областной комиссии по социальному партнерству и регулированию
социальных и трудовых отношений.
126. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется
в соответствии с Трудовым Кодексом Республики Казахстан и
Положением об областной комиссии по социальному партнерству
и регулированию социальных и трудовых отношений.
127. Рабочая группа областной комиссии по социальному партнерству
и регулированию социальных и трудовых отношений готовит информацию
о ходе выполнения Соглашения. Комиссия ежегодно рассматривает
ход выполнения положений Соглашения.
128. Рекомендации (решения) областной комиссии по социальному
партнерству и регулированию социальных и трудовых отношений
являются формой реализации настоящего Соглашения.
129. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и
действует до заключения нового Соглашения, или его пересмотра,
или в течение трех месяцев после истечения срока его действия.
130. После подписания областного Соглашения, управление координации
занятости и социальных программ Акмолинской области, в двухнедельный
срок обеспечивает его публикацию в областных газетах «Арка
ажары» и «Акмолинская правда».
131. Заключено в городе Кокшетау 18 марта 2013 года в трех
подлинных экземплярах на государственном и русском языках,
имеющих равную юридическую силу. У каждого из участников подписания
находится по одному экземпляру Соглашения. Настоящее
Соглашение подписали:
От акимата Акмолинской области:
Аким Акмолинской области Айтмухаметов К.К.
От Акмолинской областной Федерации профсоюзов
Председатель Бекишев К.Р.
От областного Союза работодателей
Председатель Джумабеков М.К.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|