Информбюро
Наурыз мейрамы
Официально
Паводок
Животноводство
Пульс регионов
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРА   МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА. ПРИЗВАНИЕ. ТРАДИЦИИ. ВЫСТАВКИ
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА
Преданные живому искусству
Международный день театра - это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это праздник и миллионов неравнодушных зрителей, интересующихся культурной жизнью, любящих театр, почитающих высокое искусство. На сегодняшний день в области наряду с профессиональными созданы и успешно действуют, даря праздники своим поклонникам, шесть народных самодеятельных театральных коллективов.


В этой плеяде выделяется Щучинский народный театр — старейший коллектив, прошедший долгий и трудный путь становления. Почетное звание «народный» присвоено ему 40 лет назад, в октябре 1968 года. Этот год и считается годом рождения театра, точкой отсчета его славной истории, в период которой родилось свыше 50-ти постановок. Лучшие из них: «Энергичные люди» В. Шукшина, «Солдатская вдова» Н. Анкилова, «Сослуживцы» Брагинского, «Если» С. Алешина, «Восемь любящих женщин» и «Ловушка для одиноких мужчин» Р. Тома, другие. Самодеятельному театру есть чем гордиться: трижды принимал участие в республиканских смотрах, многократно награждался почетными грамотами и дипломами республиканских и областных организаций культуры.
Самую обширную творческую историю среди других коллективов ДК «Кокшетау» имеют народный театр, созданный здесь в 195 6 году и кукольный - «Буратино», ведущий свой путь с 1972 года. Популярность театрального искусства среди молодежи, ее энтузиазм и искренний интерес зрителей к работе коллективов позволил участникам за короткое время продемонстрировать публике поистине профессиональную работу. В репертуаре коллектива одно и двухактные пьесы, скетчи, интермедии, расчи-танные на разновозрастную аудиторию.
Народный театр драмы г. Степногорска организован в 1968 году талантливым режиссером Владимиром Павленко. Его коллектив - сообщество безгранично преданных живому искусству людей разных возрастов и профессий, бережно сохраняющих лучшие традиции славного коллектива. С первых лет существования труппы в его репертуаре лучшие произведения классиков и современных драматургов: А.Островского, Б.Шоу, Н. Анпилова, Л.Филатова. Есть в нем и разноплановые произведения, лучшие образцы казахской, русской, зарубежной драматургии: «Звезды на утреннем небе» А.Галина, «Гусар из КГБ» В. Константинова, «Жалоба» Г.Соколова. Радуют степногорцев и музыкальные постановки, созданные совместно с хореографическим ансамблем «Счастливое детство». К примеру, результатом творческого тандема стал спектакль «Али-Баба и 40 разбойников».
В сообществе творческих коллективов Коргалжынского района народный театр им. К. Кусаинова, созданный в 60-е годы, занимает особое место. В репертуар театра, носящего с 1968 года звание «народный», включены лучшие образцы казахской драматургии: «Ќыз-Жібек», «Ќозы Кљрпеш - Баян Сђлу», «Абай», «Карагез», другие. Коллектив - лауреат многих республиканских, областных конкурсов, обладатель знака «Џлкен театры сахнагерлері».
Народный театр миниатюр Сандыктауского района вырос из агитбригады, созданной в 1971 году. В те годы перед коллективом была определенная задача - путем агитации и пропаганды в художественной форме откликаться на важнейшие события страны, области, районного центра. Выполнив свою задачу, агитбригада преобразовалась в театр миниатюр. Теперь перед народным коллективом были поставлены новые ориентиры -овладеть арсеналом форм малой театрализации: скетч, парный и групповой конферанс, скандирование, ми-нисценки, моноспектакль. С чем участники коллектива успешно справляются по сей день, радуя своим творчеством земляков.
Майра АСЫЛБЕКОВА, методист ОЦНТ.

Дарят волшебный мир сказок
Так исторически сложилось, что в маленьких городах, где отсутствуют ТЮЗы, кукольные театры, их функции берут на себя драматические театры. Успешно восполняют этот пробел с самого своего основания, завоевав сердца маленьких, благодарных акмолинцев, два областных музыкально-драматических театра - казахский имени Ш. Ху-саинова и русский. Это подвижничество вполне оправдано и по другой веской причине: детская аудитория приносит пусть небольшой, но дополнительный заработок коллективам.

На сказочных, других детских постановках, число которых за 12 лет существования областного русского драматического театра достигло сорока, выросло не одно поколение кокшетауцев, которые, став взрослыми людьми, с трепетом вспоминают сказочный, волшебный мир и приводят сюда уже собственных детей. Ведь каждая постановка - это не просто развлечение, а своеобразный посыл, поучительная информация на разные случаи жизни в понятной и интересной форме.

По словам директора, художественного руководителя театра Валерия Тарасова, создавать спектакли для детей глубокие по содержанию, яркие по форме - одна из первоочередных задач коллектива, где незыблемо правило - работы, посвященные юным, должны быть намного веселей, красочней «вечерних», так на театральном сленге называют постановки для взрослых. Они, на самом деле, требуют большей отдачи от актеров, которые стремятся, чтобы каждое посещение ребёнком театра превращалось в настоящий праздник, свидание со сказочными героями, делало детей добрее, учило мудрости, подталкивало к размышлениям. Более того, старается труппа, чтобы сценическое действо было интересно и родителям, которые закладывают и формируют духовный вкус ребенка. Не понравится, к примеру, сказка маме, вряд ли малыш еще раз переступит порог театра.
Детские постановки более затратны и в материальном плане: они яркие, красочные, декорации к ним, костюмы сложней выполнять и шить технически. Тем не менее, ежегодно планируются не меньше трех детских премьер, как и вечерних. Не маловато ли? По словам Валерия Тарасова, актеры физически не могут ставить больше новых работ, ведь согласно рабочему плану в течение года театральный занавес должен подняться 300 раз.
Диапазон детского репертуара русского драматического театра широк по возрастному адресу спектаклей. При его составлении здесь четко ориентируются на возрастные категории детей. Нехитрая арифметика позволяет узнать, сколько в области дошкольных учреждений, младших, средних и старших классов, добавляются учащиеся колледжей, вузов. Для каждой возрастной категории и составляется свой конкретный план.
Одна из главных составляющих детского репертуара - новогодние утренники, за время которых ежегодно на сказочных представлениях успевают побывать до восьми тысяч маленьких кокшетауцев вместе с родителями. В нынешнем году детишки были приглашены на красочную, танцевальную сказку-мюзикл «Бал игрушек» в постановке актера Владимира Овчинникова.
Следующая возрастная категория, как их ласково здесь называют, «горшечники». Это детишки двух-четырех лет, которые приходят в театр вместе с мамами, бабушками. Специально для них в репертуаре театра неувядающая классика - старые, добрые сказки «Конек-горбунок» П. Ершова, «Федор да Федора» В. Гольдфельда, «Новые приключения Красной Шапочки», «Не хочу быть собакой», мюзикл по сказке П. Шеро «Спящая красавица», «Отважный заяц» М. Бартенева, «Калиф и аист» В. Гауфа, другие. Этот шаг, где-то и вынужденная мера, поскольку еще с советских времен, а сейчас особенно, довольно остро ощущался недостаток хороших детских драматургов. Поэтому берутся в работу вещи универсальные, такие как «Волшебная лампа Алладина» (по мотивам арабской сказки). Эту сказку с удовольствием смотрят и дошкольники, и семиклассники, и даже взрослые.
Готовятся для маленьких поклонников Мельпомены новая сказка «Зайка-зазнайка» под руководством ведущего актера, имеющего звание «Мэдениет кайраткері», Василия Гречанникова, «Золотой ключик» А Толстого—постановка главного режиссера театра Ольги Луцивы.
На юношеский репертуар театра накладывают отпечаток и социальные вопросы, глубоко затрагивающие общество. К примеру, за основу спектакля «Ночные звезды» Жанайдарова, затрагивающего тему трафика людей, взяты факты, произошедшие когда-то в г. Кокшетау. Казалось бы, тема взрослая, но директор театра, он же - худрук, уверен, что просмотр «Ночных звезд» был бы полезен всем подросткам и молодежной аудитории. Кстати, постановку, созданную в 2008 году, увидели более 70 тысяч зрителей области, столичные жители. Спектакль получил специальный грант посольства США, а директору вручен сертификат за достойный вклад театрального искусства в животрепещущую тему трафика людей.
Ориентирована на молодежную аудиторию и последняя премьерная постановка — доисторическая притча «Ящерица».
Хорошие, дружеские отношения сложились у русского театра с молодыми коллегами из студенческого самодеятельного театра «Жауќазын» КГУ имени Ш. Уалиханова. Время от времени ребята на их подмостки выносят свои работы на суд горожан, пользуясь декорациями, сценическими костюмами. На днях, 29 марта, здесь состоится очередной вузовский премьерный спектакль.
Особая и очень благодарная аудитория - детское население сел и городов области. Правда, непредсказуемые зимы вносят свои коррективы в график встреч актеров с маленькими акмолинцами, поэтому зимой гастрольный тур совершается лишь в близлежащие районы и села. А уже с апреля по октябрь детишки области смогут увидеть яркие, красивые постановки, встретиться с героями любимых сказок. К слову, актеров театра в городах и поселках региона всегда ожидают с огромным нетерпением, но, по словам директора, вояж этот, в который кроме многих других издержек входят оплата за аренду залов, транспортные расходы, всегда убыточен для театра... Но это, разумеется, не значит, что детишки из сел и районов будут из-за этого обделены его вниманием.
- Будем работать как прежде, и радовать сельских ребятишек, которые всегда нас ждут и с удовольствием приходят на спектакли, - резюмирует директор.
Кстати, из-за введенного в областном центре «карантина» на грипп и ОРВИ, в марте у труппы снова образовалось традиционное «окно», поэтому, воспользовавшись приглашением омских коллег из театра кукол и масок «Арлекин», съездили к соседям в творческую командировку. Маленькие и взрослые омичи увидели две работы - мюзикл по сказке Ш. Перо «Спящая красавица» и рок-оперу «Страсти по Христу».
Не преминул Валерий Васильевич поделиться и проблемными моментами в работе. Их основная детская зрительская аудитория - школьники, и вот здесь возникают определенные трудности, но не с детьми, а с педагогами. Бывают случаи, когда администрации городских школ, приведя на премьерный спектакль от силы три-четыре класса, отказываются сотрудничать с театром дальше, требуя нового спектакля. Как отметил худрук, посещают театральные постановки, как правило, лишь 25% детишек начального и среднего звеньев каждой школы. О старшеклассниках нет и речи, эта возрастная категория городских школьников дорогу в театр, кажется, не знает вовсе.
Раушан УТЕУЛИНА
На фото: Премьера спектакля «Волшебная лампа Алладина»


Ее «Глиняная игрушка»
Галина Огилько с детства мечтала стать педагогом. И окончив школу, попыталась превратить свою мечту в реальность. Вначале - в качестве преподавателя музыки. Но при прослушивании Галине Михайловне дали вежливо понять, что с музыкой у неё разные дороги, и что лучше попробовать себя в другом деле, ведь педагогическая деятельность так обширна. .. И начала она её с детского сада ст. Сары-Оба, а когда переехала в районный центр, поступила на учёбу в Целиноградское педагогическое училище на заочное отделение, так как в это время у неё была уже своя семья. Работала четыре года в детском садике «Чайка» п. Аршалы, затем ещё четыре года в «Солнышко». А потом перешла в новый прекрасный «Айгуль».

- Когда «Айгуль» закрыли, меня охватил страх - вспоминает Галина Огилько. - Ведь строили этот детский садик всем районом, сколько было вложено сил. И куда будут девать своих детей будущие мамы? Ведь жизнь не остановилась...
Но без дела и в то время она не осталась. Галину Михайловну хорошо все знали в районе как прекрасного педагога, её умение работать с детьми, её любовь к ним. С раннего возраста она увлекалась лепкой из глины, а в детсадах могла увлечь этим делом детей. Ей сразу же предложили место в Центре детского творчества - вести кружок глиняной игрушки.
- В начале работы столкнулась с проблемой сырья, т.е. глины, - говорит Галина Михайловна. - Брали ее небольшими объёмами на фарфоровом заводе. Благо, что в семье был автомобиль. Прицепили к нему прицеп и поехали с супругом по району. И ведь нашли глину на девятом километре по дороге на Михай-ловку. Выбрали самую пластичную, самую неприхотливую.
Обучает детей она по собственной программе «...И оживает глина».
Каждый месяц открывается новая мастерская. К примеру, мастерская «Самоделкина», где выявляются способности детей, мастерская «Мастер-класс» - знакомство с творчеством дымковских мастериц, мастерская «Казахские сувениры» - традиции, обычаи казахского народа.
Вместе с ребятами она принимает активное участие во всех конкурсах по декоративно-прикладному искусству. И всегда они в числе призёров. К примеру, в рамках отчетного гала-концерта областного смотра художественной самодеятельности «Аќмола жђлдыздары» кружковцы участвовали в выставке прикладного искусства. Их мастерство высоко оценили члены жюри, удостоив дипломами.
Совсем недавно творческая группа детей кружка заняла первое место в областном конкурсе по декоративно-прикладному искусству «Государственная символика - наша гордость». В связи с Азиадой-2011 года участвовали в выставке прикладного искусства «Азиада - глазами детей», где заняли второе место и получили приз - 100 тысяч тенге, на которые купили оборудование.
Присутствуя на занятиях Галины Михайловны, можно только поражаться фантазии кружковцев, их умению работать пальцами.
- Как правило, у таких детей красивый почерк, они могут быть музыкантами, потому что у них развита мелкая моторика пальчиков. Именно в них, в наших пальчиках - истоки способности, - говорит педагог. — Умение управлять ими - это гордость детей, а каждая вылепленная игрушка — часть души ребёнка.
За время работы в кружке «Глиняная игрушка» она обучила лепке сотни детей, всех их помнит поимённо.
- Особо хотела бы выделить среди моих воспитанников Николая Даутбекова - первого ученика, любившего лепить лошадей, Марину Семенович, Линду Кравцову, Татьяну Облицеву, Анну Петленкову, Ольгу Макаренко. Всех не перечесть, — говорит Галина Михайловна. - Для меня они по-прежнему дети, моя душа, мое сердце...
Павел КЕЦЛЕ.
Аршалынский район.
Фото Максима АНТОНОВА.


Асыќ ату: возрождение традиций
В Назарбаев Интеллектуальной школе г. Кокшетау прошли соревнования по национальной игре в асыки, посвященные 300-летию Абылай-хана. Инициатором проведения выступило общественное объединение «Ќазаќ тілі жэне мэдениеті» при поддержке городских властей. Мальчики и девочки 5-8 классов средних школ областного центра с удовольствием состязались по четырем видам старинной спортивной игры - «Асык ату», «Џш табан», «Хантала-пай», «Бес асыќ». По числу занятых призовых мест в общекомандном зачете победила средняя школа № 8, на втором и третьем местах оказались СШ № 3 и № 16.
Завершением турнира стал концерт, подготовленный учениками Назарбаев Интеллектуальной школы.
Ануар СУЛТАНБЕК.

Выставка рассказала о празднике
Необычную выставку организовал для акмолинских полицейских областной музей литературы и искусства. Стражи порядка смогли познакомиться с историей и традицией праздника Наурыз мейрамы. Интересно и познавательно прошла экскурсия. В доступной форме сотрудники музея рассказали о том, какое значение этот древний праздник имел для казахского народа, каких традиций придерживались наши предки при подготовке к нему.

Вниманию стражей порядка представили старинные народные музыкальные инструменты, книги, описывающие празднество, а также используемые на нем предметы домашней утвари и одежду. Полицейские поблагодарили работников искусства за возможность ближе познакомиться с культурой казахского народа, отметив, что «...по долгу службы не всегда находится свободное время для походов в музей, а подобные экскурсии позволяют почувствовать и представить атмосферу праздника...».
Соб. инф.





©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал