|
|
|
|
|
|
|
гурики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕЛИГИЯ
И ОБЩЕСТВО |
ДУХОВНОЕ
НАСЛЕДИЕ ИСЛАМА — МОЛОДЫМ |
|
|
Духовное наследие ислама — молодым
Духовному наследию ислама и его роли в современном казахстанском
обществе была посвящена прошедшая в г. Степногорске научно
- практическая конференция на тему «Культурные тексты ислама
на пространстве Великого Шелкового пути». Собрала она около
500 человек -представителей госорганов, прокуратуры и внутренних
дел, общественных организаций, религиозных конфессий, учебных
заведений. Конференция проходила в рамках мероприятий, посвященных
председательству Казахстана в Организации Исламского сотрудничества
в 2011 году, ее организаторы - фонд «Евразия - Даналык», облдепартамент
по делам религий и облуправление внутренней политики.
Модератор мероприятия - кандидат философских наук, заведующая
кафедрой истории академии «Кокше» Рауза Абдулина так объяснила
обращение к столь актуальной теме: «Казахстан находится на
территории, где проходил Великий Шелковый путь, соединяющий
Европу и Азию, а ассоциируется он, прежде всего, с исламской
культурой. Ислам сыграл решающую роль в объединении столь
различавшегося между собой в древности в этническом, культурном,
историческом и цивилизационном плане конгломерата стран и
народов. Мусульмане, исповедовавшие ислам, усвоили и ассимилировали
многие величайшие достижения философской мысли Ассирии, Египта,
Греции, Рима, Ирана, многочисленных тюркских народов. Всему
миру известны имена великих ученых - аль-Фараби и ибн-Сины.
Культурные тексты ислама на пространстве Великого Шелкового
пути связаны с прогрессом и просвещением. Именно такой облик
ислама, как религии добра, мира и созидания приемлем для нас».
Вниманию собравшихся был предоставлен видеофильм «Обыкновенный
ваххабизм». Директор облдепартамента по делам религий Сауле
Ибраева ознакомила с религиозной ситуацией. Она отметила,
что ислам в области представлен 157 религиозными организациями,
намечен рост числа верующих мусульман саляфитской идеологии
- действует восемь саляфитских жамагатов, придерживающихся
в основном умеренных взглядов. По решению специализированного
межрайонного экономического суда г.Алматы от 22 декабря 2008
года запрещена деятельность оккультно - мистического движения
«Алля-Аят» (Фархад ата) и 5 февраля 2009 года - «Ата жол»
(Ак жол). Но, несмотря на это, в области продолжают подпольно
действовать сторонники и «Ата жол» и «Алля-Аят». Члены этой
группы обещают спасти человека от всех болезней, преодолеть
проблемы, воздействуют на психику. Сторонники такого оздоровления
работали под видом общественных объединений в Кокшетау и Щучинске.
Решением суда они закрыты. Далее Ибраева подчеркнула, что
сегодня необходимо совершенствование казахстанского законодательства
в сфере свободы вероисповедания и принятие правовых мер по
ограничению на территории страны деятельности деструктивных
объединений.
О повышении роли традиционной религии говорил Канат Алшинбаев,
наиб-имам мечети им. Науана - Хазрета, о председательстве
Казахстана в Организации Исламского сотрудничества - руководитель
научно-аналитического центра Акмолинской ассамблеи народа
Казахстана Сауле Досанова. Она отметила, что на конференции
ОБСЕ одним из инструментов противодействия исламофобии была
рекомендована разработка образовательных программ по повышению
осведомленности о прошлом и настоящем вкладе мусульман на
национальном и мировом уровнях.
Выступая по теме «Межконфессиональное согласие - основа безопасности
государства», кандидат философских наук Рауза Абдулина констатировала,
что рост экстремистских религиозных настроений в Центральной
Азии ставит вопрос религиозной безопасности Казахстана. При
этом в обществе существуют тенденции реальной оценки религиозного
экстремизма и терроризма, не как борьбы за возрождение и развитие
религиозных ценностей, а сколько борьбы за «очищение дороги»,
то есть - транспортировку наркотиков, захват власти в регионе,
чтобы осуществить свои экономические интересы.
Идея выживания и сосуществования человеческих сообществ заставляет
обратиться к традиционным ценностям религии и национальной
культуры. Современная стратегия и тактика обеспечения религиозной
безопасности в Казахстане выстраивается на основе принципов
религиозной толерантности и взаимоуважения религиозных чувств
сограждан. Казахстан стал единственной страной, где на институциональном
уровне стал возможен диалог между представителями различных
конфессий.
Темой выступления заведующего кафедрой международных отношений
и истории университета имени А. Мырзахметова Ардака Капы-шева
стала «Проблема терроризма в Казахстане: мнения экспертов».
Было отмечено, что сегодня Казахстан является лидером в продвижении
идей религиозной толерантности, где прошли уже три съезда
лидеров мировых и традиционных религий, в ходе которых представители
духовенства подтвердили стремление к единой цивилизации, которая
основывалась бы на общепринятых ценностях терпимости и свободы,
к диалогу различных культур и религий. В стране реализуются
три основных принципа государственной политики в области свободы
вероисповедания - нейтралитет, толерантность и паритет, что
означает невмешательство во внутренние дела религиозных объединений,
уважительное отношение к религиозным убеждениям, равенство
перед законом представителей различных вероисповеданий.
Вместе с тем ситуацию нельзя рассматривать однозначно. Внутри
и между конфессиями происходят сложные и глубинные процессы,
многие из которых проистекают латентно, но могут иметь далеко
идущие последствия. Игнорирование, замалчивание, либо форсированное
изменение имеющего место межрелигиозного консенсуса может
привести к весьма негативным последствиям. Вывод один и его
неоднократно подтверждает историческая практика - нет единого
и универсального способа общежития различных конфессий в рамках
одного государства кроме религиозной толерантности и тщательного
учета религиозного фактора в общественно-политической жизни.
Участники конференции отметили необходимость усиления мер
по противодействию религиозному экстремизму, попыткам фрагментировать
общество по религиозным группам, исповедующим взгляды, противоречащие
традиционному исламу в Казахстане.
Приняты рекомендации, где отмечена необходимость повышать
уровень религиозной грамотности молодежи, усилить работу по
формированию межэтнической и этноконфессиональной толерантности
у студентов и учащихся. Для активизации и совершенствования
информационной политики, как составной части противодействия
религиозно-политическому экстремизму в молодежной среде, рекомендовано
обеспечить создание постоянного цикла передач, направленных
на пропаганду мира, культуры межнационального и межконфессионального
общения, а также открытие специальных рубрик по этноконфессиональным
проблемам в СМИ области. Александра
ЮРЬЕВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
Адрес
редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г.
Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail:
akmolinka@narod.ru
(админ сайта), akmolinka@mail.ru
(редакция в Астане), akmolynka@mail.ru
(редакция в Кокшетау) |
| |