Информбюро
Международные связи
Рабочие поездки
Религия и
общество
Урожай-2011
Мнение
Автотур "АП"...
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО   ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ИСЛАМА — МОЛОДЫМ
Духовное наследие ислама — молодым
Духовному наследию ислама и его роли в современном казахстанском обществе была посвящена прошедшая в г. Степногорске научно - практическая конференция на тему «Культурные тексты ислама на пространстве Великого Шелкового пути». Собрала она около 500 человек -представителей госорганов, прокуратуры и внутренних дел, общественных организаций, религиозных конфессий, учебных заведений. Конференция проходила в рамках мероприятий, посвященных председательству Казахстана в Организации Исламского сотрудничества в 2011 году, ее организаторы - фонд «Евразия - Даналык», облдепартамент по делам религий и облуправление внутренней политики.

Модератор мероприятия - кандидат философских наук, заведующая кафедрой истории академии «Кокше» Рауза Абдулина так объяснила обращение к столь актуальной теме: «Казахстан находится на территории, где проходил Великий Шелковый путь, соединяющий Европу и Азию, а ассоциируется он, прежде всего, с исламской культурой. Ислам сыграл решающую роль в объединении столь различавшегося между собой в древности в этническом, культурном, историческом и цивилизационном плане конгломерата стран и народов. Мусульмане, исповедовавшие ислам, усвоили и ассимилировали многие величайшие достижения философской мысли Ассирии, Египта, Греции, Рима, Ирана, многочисленных тюркских народов. Всему миру известны имена великих ученых - аль-Фараби и ибн-Сины. Культурные тексты ислама на пространстве Великого Шелкового пути связаны с прогрессом и просвещением. Именно такой облик ислама, как религии добра, мира и созидания приемлем для нас».
Вниманию собравшихся был предоставлен видеофильм «Обыкновенный ваххабизм». Директор облдепартамента по делам религий Сауле Ибраева ознакомила с религиозной ситуацией. Она отметила, что ислам в области представлен 157 религиозными организациями, намечен рост числа верующих мусульман саляфитской идеологии - действует восемь саляфитских жамагатов, придерживающихся в основном умеренных взглядов. По решению специализированного межрайонного экономического суда г.Алматы от 22 декабря 2008 года запрещена деятельность оккультно - мистического движения «Алля-Аят» (Фархад ата) и 5 февраля 2009 года - «Ата жол» (Ак жол). Но, несмотря на это, в области продолжают подпольно действовать сторонники и «Ата жол» и «Алля-Аят». Члены этой группы обещают спасти человека от всех болезней, преодолеть проблемы, воздействуют на психику. Сторонники такого оздоровления работали под видом общественных объединений в Кокшетау и Щучинске. Решением суда они закрыты. Далее Ибраева подчеркнула, что сегодня необходимо совершенствование казахстанского законодательства в сфере свободы вероисповедания и принятие правовых мер по ограничению на территории страны деятельности деструктивных объединений.
О повышении роли традиционной религии говорил Канат Алшинбаев, наиб-имам мечети им. Науана - Хазрета, о председательстве Казахстана в Организации Исламского сотрудничества - руководитель научно-аналитического центра Акмолинской ассамблеи народа Казахстана Сауле Досанова. Она отметила, что на конференции ОБСЕ одним из инструментов противодействия исламофобии была рекомендована разработка образовательных программ по повышению осведомленности о прошлом и настоящем вкладе мусульман на национальном и мировом уровнях.
Выступая по теме «Межконфессиональное согласие - основа безопасности государства», кандидат философских наук Рауза Абдулина констатировала, что рост экстремистских религиозных настроений в Центральной Азии ставит вопрос религиозной безопасности Казахстана. При этом в обществе существуют тенденции реальной оценки религиозного экстремизма и терроризма, не как борьбы за возрождение и развитие религиозных ценностей, а сколько борьбы за «очищение дороги», то есть - транспортировку наркотиков, захват власти в регионе, чтобы осуществить свои экономические интересы.
Идея выживания и сосуществования человеческих сообществ заставляет обратиться к традиционным ценностям религии и национальной культуры. Современная стратегия и тактика обеспечения религиозной безопасности в Казахстане выстраивается на основе принципов религиозной толерантности и взаимоуважения религиозных чувств сограждан. Казахстан стал единственной страной, где на институциональном уровне стал возможен диалог между представителями различных конфессий.
Темой выступления заведующего кафедрой международных отношений и истории университета имени А. Мырзахметова Ардака Капы-шева стала «Проблема терроризма в Казахстане: мнения экспертов». Было отмечено, что сегодня Казахстан является лидером в продвижении идей религиозной толерантности, где прошли уже три съезда лидеров мировых и традиционных религий, в ходе которых представители духовенства подтвердили стремление к единой цивилизации, которая основывалась бы на общепринятых ценностях терпимости и свободы, к диалогу различных культур и религий. В стране реализуются три основных принципа государственной политики в области свободы вероисповедания - нейтралитет, толерантность и паритет, что означает невмешательство во внутренние дела религиозных объединений, уважительное отношение к религиозным убеждениям, равенство перед законом представителей различных вероисповеданий.
Вместе с тем ситуацию нельзя рассматривать однозначно. Внутри и между конфессиями происходят сложные и глубинные процессы, многие из которых проистекают латентно, но могут иметь далеко идущие последствия. Игнорирование, замалчивание, либо форсированное изменение имеющего место межрелигиозного консенсуса может привести к весьма негативным последствиям. Вывод один и его неоднократно подтверждает историческая практика - нет единого и универсального способа общежития различных конфессий в рамках одного государства кроме религиозной толерантности и тщательного учета религиозного фактора в общественно-политической жизни.
Участники конференции отметили необходимость усиления мер по противодействию религиозному экстремизму, попыткам фрагментировать общество по религиозным группам, исповедующим взгляды, противоречащие традиционному исламу в Казахстане.
Приняты рекомендации, где отмечена необходимость повышать уровень религиозной грамотности молодежи, усилить работу по формированию межэтнической и этноконфессиональной толерантности у студентов и учащихся. Для активизации и совершенствования информационной политики, как составной части противодействия религиозно-политическому экстремизму в молодежной среде, рекомендовано обеспечить создание постоянного цикла передач, направленных на пропаганду мира, культуры межнационального и межконфессионального общения, а также открытие специальных рубрик по этноконфессиональным проблемам в СМИ области.
Александра ЮРЬЕВА.




 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16.
E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), akmolinka@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)