|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
ВОПРОС
РЕБРОМ |
СТИХИЙНЫЕ
РЫНКИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? |
|
|
Стихийные рынки: быть или не быть?
Проблема стихийных рынков не нова. Несмотря на меры, которые
предпринимались и предпринимаются различными службами, чтобы
пресечь несанкционированную мелкорозничную торговлю, они -
стихийные рынки, как ни печально, существуют. К тому же, с
наступлением лета мест, в которых так называемые лоточники
спешат реализовать свою продукцию, стало зримо больше.
Видимо,
поэтому картина с уютно расположившимися старушками, торгующими
нехитрой снедью, в основном, привезенной со своих дачных участков,
у какого-нибудь мало-мальски «уважаемого» магазина и даже
супермаркета, никого не удивляет. Напротив, завидев ярко-красные
плоды ягод или аппетитные горки овощей, прохожие интересуются:
«Почем?». Старушки свято соблюдают «рыночные» традиции. В
один из дней у магазина «Чайка» можно было увидеть, как с
чужаками из близлежащего района, завернувшими сюда «быстренько
и недорого продать малину» «расправились» тоже оперативно.
А что поделаешь, конкуренция...
Таких мест достаточно. В Кокшетау, например, переулок у магазина
«Бакалея» давно стал традиционным местом подобной торговли.
На самом пекле расположилась пирамида из лотков с яйцами (и
это в тридцатиградусную жару!). Тут же по соседству пластиковые
бутыли с молоком, картошка, огурцы, помидоры. «Наивно» интересуюсь
у продавца, есть ли разрешение на торговлю. Девчушка испуганно
машет в сторону: «апай скажет». «Апай» - бойкая женщина средних
лет подозрительно прищуривается. Распознав прессу, расслабляется
и словоохотливо отвечает:
- Существует негласное разрешение на такую торговлю. Конечно,
есть риск, что на тебя наложат штраф, но все перебивает необходимость
заработка. Лично я здесь стою уже седьмой год...
Пресловутые улицы Гагарина и Есенберлина, что в районе центрального
рынка, как всегда встречают разноголосьем автомобильных клаксонов,
зазывных выкриков продавцов, бестолковой суетой и... откровенной
грязью. Здесь можно купить практически все. Не только овощи,
фрукты, зелень, но и цветы, домашние тапочки, халат, мочалку,
детские игрушки, картины и даже контрафактные диски «три по
цене одного». При мне сотрудник внутренних дел спокойно расплатился
штук за десять дисков. Тут же плещется в ведерках неизвестно
где выловленная рыба, а неподалеку пластиковые лотки издают
«непередаваемый» запах селедки.
Другая разновидность стихийного рынка - автомобильный. В выходные
дни активную и ощутимую конкуренцию официальному рынку составляют
предприимчивые автовладельцы. Возле строящейся автозаправочной
станции «Шерол», что по улице Уалиханова, по традиции разворачивается
бойкая торговля автомашинами. Главная причина: здесь не взимаются
никакие пошлины, плата за место и вход.
Не секрет, что на стихийных рынках торговля очень часто ведется
с земли, импровизированным прилавком служат газета или в лучшем
случае картон. Тут уже говорить о каких-либо санитарных нормах
не приходится. Большое сомнение вызывают и качество продуктов
питания. Ведь так называемый «скоропорт» - молоко, яйца -
зачастую не проходят ветеринарного контроля.
Продавцы же никаких подтверждающих документов предоставить
не могут.
«Мы не обладаем компетенцией вмешиваться в эту деятельность.
Тем более, что торговля в неустановленных местах согласно
ст. 165 КоАП РК запрещена», - безапелляционно заявляет заместитель
директора облдепартамента Госсанэпиднадзора Юрий Михель. Что
ж, закон для всех един. Другое дело, что у большинства покупателей
не возникает вопросов, откуда берется товар и какого он качества.
Дешево и удобно - так отзываются они о стихийных рынках. Сами
же продавцы апеллируют к тому, что, мол, мест на официальном
рынке нет, да и дорого платить. Предпринимателей же, торгующих
на центральном рынке, возмущает тот факт, что никаких налогов,
отчислений их потенциальные конкуренты не платят, оставляя
их порой и вовсе без выручки.
В городской администрации разводят руками. «Места на центральном
рынке есть. Регулярно проводятся рейды совместно с различными
заинтересованными структурами. Возможно, ситуация разрешится
с введением коммунального рынка, строительство которого планируется
завершить в августе этого года», - комментирует заместитель
акима г. Кокшетау Жасулан Естенов.
Как известно, в 2009 году вопросы торговли в неустановленных
местах были переданы облуправлению предпринимательства и промышленности.
Ранее они находились в компетенции органов внутренних дел.
- Конечно, нужно отдать должное сотрудникам горакимата, органов
внутренних дел, дорожной полиции, оказывающих немалое содействие
в решении этого вопроса. Но нужно помнить, что в состав области
входят два города и семнадцать районов. И эта работа легла
на плечи четырех сотрудников управления. Им просто физически
сложно охватить такую большую территорию при выявлении фактов
торговли в неустановленных местах, - говорит заместитель начальника
облуправления предпринимательства и промышленности Тимур Садвакасов.
При виде лиц, осуществляющих рейды, некоторые лоточники бросают
свой товар, убегают. Другие пожимают плечами, дескать, все
равно вернемся. Тем более, что меры административного воздействия
- всего лишь предупреждение, либо штраф до 5 МРП. Нельзя сказать,
что рейды, проводимые госслужащими, малоэффективны. Установление
стихийных мест торговли, рейды по их ликвидации, составление
протоколов об административном правонарушении, передача дел
в судебные инстанции - все это в их компетенции. Но, возможно,
было бы действеннее передать вновь функции в органы внутренних
дел. При рассмотрении дел в судебных инстанциях на правонарушителей
запрашиваются данные о нахождении их на учете в нарко- и психдиспансерах.
Как правило, сотрудникам облуправления предпринимательства
и промышленности не предоставляется подобная информация, так
как это в компетенции правоохранительных органов. К тому же
более широкие полномочия, служебные удостоверения, сам вид
человека в форме вызывали у торговцев должную реакцию.
Как бы то ни было, дело еще в менталитете населения. Сегодня
стихийные рынки, по мнению многих, -это архаичный способ торгово
- рыночных отношений. А покупатель, выбирая этот путь, просто
игнорирует качество продукта, а, значит - и свое здоровье.
Асель СЫЗДЫКОВА. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |