|
|
|
|
|
|
|
гурики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
НПО |
ТРЕТИЙ
СЕКТОР - ЗЕРКАЛО ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ |
|
|
Одно из важнейших направлений
государственной политики в Казахстане - создание благоприятных
условий для развития институтов гражданского общества. Особое
значение придается вопросам укрепления сотрудничества государства
и неправительственных организаций (НПО) в процессе решения
актуальных вопросов социальной сферы: защиты прав человека,
повышения его правовой культуры, поддержки социально незащищенных
групп населения, формирования здорового образа жизни, гендерного
равенства, развития творческих инициатив, экологические проекты
и т.д. На эту тему интервью нашего корреспондента с начальником
управления внутренней политики Гульжанар Шукеевой.
-
Становление гражданского общества и развитие демократии в
стране находятся в тесной взаимосвязи: чем более развито гражданское
общество, тем демократичнее государство. К институтам гражданского
общества относятся политические партии, общественные объединения,
профессио- нальные союзы, религиозные объединения, СМИ, а
также неправительственные организации, реализующие широкий
спектр услуг для общества. В текущем году мы отмечаем важное
историческое событие - 20-летие Независимости Республики Казахстан.
Особо следует отметить, что развитие и становление гражданского
общества и казахстанского сектора НПО происходило и происходит
в период независимого развития нашего государства.
Процесс динамичного развития третьего сектора получил начало
после I Гражданского форума, состоявшегося по инициативе Главы
государства Н.А. Назарбаева. Тогда и были провозглашены принципы
сотрудничества государства, бизнеса и неправи-тельственныхорганизаций.
Выступая на II Гражданском форуме, Глава государства Нурсултан
Абишевич Назарбаев отметил: «Реформируя экономику, мы реформировали
политическую систему. Значительно повысили роль институтов
гражданского общества. Политические партии и движения, независимые
СМИ становятся заметными участниками общественной жизни. Вместе
с новой историей страны развиваются и неправительственные
организации».
Реальным шагом признания роли НПО в общественных процессах
стало принятие в 2001 году Закона РК«0 некоммерческих организациях».
В последующие годы были приняты ряд законов, направленных
на поддержку НПО, которые способствовали налаживанию сотрудничества
неправительственного сектора с государственными органами.
Это Постановление Правительства РК «О программе государственной
поддержки НПО в РК», «Концепция развития гражданского общества
в РК 2006-2011 гг. (Указ Президента РК от 25 июля 2006 года
№ 154), Закон РК«0 государственном социальном заказе» (12
апреля 2005 года).
За время Независимости в законодательные основы, заложенные
для существования неправительственного сектора, внесен целый
ряд позитивно - сказавшихся поправок.
В ихчисле отмена на запрет государственного финансирования
общественных объединений в Конституции Республики Казахстан;
средства, полученные неправительственными организациями по
гос. заказу, освобождены от НДС и корпоративного подоходного
налога. Ратифицирован Международный пакт о социальных, экономических
и культурных правах, о правах гражданских и политических.
Подписан первый Факультативный протокол. Был образован Международный
центр некоммерческого права, который сегодня работает во всех
государствах СНГ, при этом отмечено, что в вопросах налогового
законодательства для НКО Казахстан лидирует.
Неправительственный сектор области представляет собой яркий
и самодостаточный сегмент гражданского общества, способный
выполнять и брать на себя актуальные, общественно значимые
задачи, вносить свой вклад в социально - экономическое развитие
региона. Сегодня на территории области зарегистрировано 463
НПО, 130 из них - активно действующие.
На постоянной основе в НПО работают более 2000 тыс. человек.
На временной (консультанты, эксперты) - до 5000 чел. Наибольшее
количество организаций действует в молодежной сфере -16%,
этнокультурной -19%, экологической - 7%, патриотической -4%,
спортивной - 4%, благотворительной -11%, правозащитной - 7%,
по развитию предпринимательской деятельности - 4%, тендерной
- 2%, оздоровительно - профилактического направления - 5%,
научно-образовательной - 7%, по поддержке инвалидов - 6%,
организации социальной защиты - 8%.
Динамичное развитие неправительственного сектора в последние
годы связано в первую очередь с возросшей гражданской активностью
населения при целенаправленной государственной политике по
созданию благоприятных условий.
Один факт по увеличению гос. заказов в области в данную сферу.
Если в 2006 было профинансировано 4 проекта на 7 млн. тенге,
то уже в 2009 -15 проектов на 15 млн. тенге. Государственный
заказ на 2011 год обеспечил реализацию 29 проектов на 34,5
млн. тенге.
Благодаря поддержке акима области С. Дьяченко в нынешнем году
празднования 20-летия Независимости страны объем госсоцзаказа
НПО из областного бюджета увеличен на 60%. В целях формирования
позитивного имиджа институтов гражданского общества, стимула
к профессиональному и творческому росту НПО предусмотрена
премия акима области «Жигер». - Расскажите, какие
приоритетные проблемы решают НПО области?
- Разрешение одной из приоритетных задач государства - повышение
благосостояния граждан и качества жизни - невозможно без создания
эффективной системы предоставления социальных услуг, которые
в свою очередь не могут оставаться исключительно государственной
задачей. Государственная политика нацелена на расширение рынка
и повышение качества предоставляемых социальных услуг, предоставляя
гражданам свободу их выбора. Достичь этой цели планируется
путем активного привлечения НПО к социальному обслуживанию
населения и развития конкурсного финансирования в социальной
сфере. Такой подход соответствует практике, сложившейся в
развитых государствах, где социальные услуги в основном оказываются
неправительственными организациями.
Сегодня НПО - это целая отрасль, где работают активные, инициативные
люди.
Они вносят вклад в процесс формирования государственной политики,
участвуя в экспертных советах, депутатских группах, при реализации
совместных проектов, разработке механизмов взаимодействия
по различным направлениям, принятии рекомендаций по законодательству
и т.д.
Так, свой вклад в определение приоритетов и способствование
поиску оптимальных путей взаимодействия органов государственной
власти с неправительственным сектором вносит консультативный
Совет по взаимодействию и сотрудничеству с неправительственными
организациями при управлении внутренней политики. Эффективно
работает Совет общественных экспертов при областном масли-хате,
главная задача которого - экспертиза предлагаемых региональных
программ, проектов, нормативно-правовых актов. В состав Совета
вошли представители институтов гражданского общества, бизнес-ассоциаций,
ученые, члены Акмолинской ассамблеи народа Казахстана, а НПО
области включены также и в другие консультативно-совещательные
органы в соответствии с их профилем деятельности: в состав
координационного Совета по охране здоровья при акимате области,
Общественный совет по борьбе с коррупцией при АОФ НДП «Hyp
Отан», Общественную наблюдательную комиссию по мониторингу
пенитенциарных учреждений, Межведомственную комиссию по вопросам
борьбы с незаконным вывозом, ввозом и торговлей людьми, экспертные
советы по вопросам предпринимательства при местных исполнительных
органахи др. Представители неправительственных организаций
- активные члены информационно-пропагандистских групп по разъяснению
основных положений Послания Президента. Свыше 30 руководителей
НПО сейчас состоят в числе лидеров общественного мнения. Руководители
более 10 неправительственных организаций области приняли участие
в работе Форума гражданского общества, обзорной конференции
ОБСЕ в области гуманитарного измерения, проходившего в Астане
в рамках Саммита ОБСЕ.
Важнейшая ценность Саммита ОБСЕ заключается в том, что в его
работе участвовали более 60 международных организаций, 500
НПО и 1 000 журналистов, что не могло не способствовать развитию
диалога между государством и гражданским обществом.
Сегодня благодаря поддержке государства неправительственный
сектор области проводит большую работу по реализации социальных
проектов. Так, при содействии управления внутренней политики
религиоведческий информационно-консультативный центр ОФ «Сана»
провел в Степногорске тренинг-семинар натему «Экстремизм как
фактор идеологической угрозы в Казахстане». Обсуждались возможности
повышения информационной осведомленности населения о нетрадиционных
религиозных организациях, предупреждении попадания под воздействие
манипулятивных действий асоциальных личностей и авторитарных
групп, способствующих экстремизации сознания и поведения,
эскалации насилия, в частности среди молодежи. В ходе мероприятия
предлагалось методическое пособие, куда входили фильмы с названиями,
говорящими сами за себя: «Иллюзия веры», «Что наша жизнь?»,
«Интернет - источник моих бед»; презентации ОФ «Сана», «Журнал
для молодежи» и другие.
Для повышения у населения знаний в сфере религии открыты представительства
религиоведческого информационно - консультативного центра
«Сана» в городах Атбасар, Степногорск и Щучинск, организована
работа «горячих линий» и «пунктов доверия», проводятся обучающие
семинары для государственных служащих, руководителей и учащихся
колледжей, профтехшкол, общеобразовательных школ по противодействиюдеструктивным
культам.
В рамках реализации социально значимого проекта «Основные
направления в реализации тендерной политики в Республике Казахстан»,
общественным объединением «Томирис» при поддержке управления
внутренней политики в областной универсальной научной библиотеке
им.М.Жумабаева состоялся областной семинар на тему «Роль женщины
- казахстанки в современном мире» с участием заместителей
акимов и начальников отделов внутренней политики городов и
районов.
В целях сохранения и передачи исторического наследия старшего
поколения молодым ОФ «Наследие поколений» проводит областной
фестиваль по национальному танцу «Кара жорѓа». Отборочные
туры и финал конкурсных выступлений пройдут с 7 по 13 сентября,
а гала-концерт фестиваля планируется провести 25 сентября
на площади «Тѕуелсіздік» в рамках празднования Дня города
Кокшетау.
Большая работа проводится по сохранению и передаче исторического
наследия старшего поколения молодым. Летом работали экспедиции
«Дорога предков» к археологическим раскопкам древних стоянок
(Зерендинский район, урочище Кошкарбай, могильник «Орманды
Булак»). В рамках реализации социальных проектов на основе
событийного ряда областного значения 19 августа т.г. Центром
татарской культуры организован творческий вечер, посвященный
100-летию известного писателя Ибрагима Салахова с участием
профессиональных коллективов из Татарстана.
Содействуя развитию у детей и взрослых экологического воспитания,
ОО «Экологический центр «Эко-Кокше» разработан маршрут природной
тропы в лесной зоне Сандыктауского района для людей с ограниченными
возможностями и местного населения. Сам проект найдет воплощение
в октябре.
Также всемерно поддерживаем творческие союзы. В частности,
в октябре совместно с ОФ «Наследие поколений» и Союзом писателей
Казахстана пройдет конкурс «Ќазаќелініњѓђламалары» среди писателей
и поэтов и Дни писателей Казахстана в Акмолинской области
с участием известных литераторов республики.
При управлении внутренней политики создан областной штаб по
празднованию 20-летия Независимости Республики Казахстан,
в состав которого вошли молодые люди, истинные патриоты и
энтузиасты, готовые реально работать на благо области и страны.
Это Арман Каймалов, Саят Сериков, Мира Аскарова, Майя Салыкбаева,
Нурсултан Ибраев и другие.
Штабом проведено более 20 разноформатных мероприятий - молодежная
флеш-моб-акция «Световое шоу «Мы - ровесники Независимости»
на сопке «Букпа», акция «Остановим насилие в семье» в ТРЦ
«РИО», турнир по футболу и стритболу в рамках празднования
Международного дня спорта, экологическая акция по очистке
сопки «Букпа», блицопрос среди молодежи «Знаешь ли ты Конституцию
Республики Казахстан?» и т.д..
Воспитание молодежи с высокой духовно-нравственной культурой
на основе традиций предков, сохранение преемственности поколений,
возрождение национальных семейныхтрадиций, новой модели казахской
семьи являются ключевыми направлениями работы с молодежью
в условиях глобализации. Традиционным стало проведение конкурса
«Ќазаќкеліні» и «Ќанатты ѕйел», направленные на пропаганду
возрождения национальной культуры, в которых активное участие
принимает молодежь. Состоялся фестиваль «Џлгілі отбасы - Отанныњ
тірегі» / «Образцовая семья - опора страны», организованный
акиматом области в рамках празднования Международного дня
семьи.
Ассоциация молодежи Акмолинской области проводит комплекс
мероприятий по информационно-пропагандистскому обеспечению
основных инициатив Главы государства по поддержке молодежи
и образования, направленных на повышение эффективности международной
образовательной программы «Болашак». Штаб студенческих строительных
и молодежных отрядов организует тренинги для безработной молодежи
по обучению основам предпринимательства и проводит акцию «Вместе
строим будущее» по трудоустройству молодых.
Если в текущем году в рамках реализации социально значимых
проектов предусмотрено было 4 лота, то в 2012 году планируем
расширить перечень лотов по молодежной политике. -
Как определяется тематика лотов для НПО в рамках государственного
социального заказа?
- Формирование тематики лотов конкурса проходит с учетом основных
приоритетов государственной политики и предложений самих неправительст-венныхорганизаций.
Целевое назначение - это развитие гражданского сектора Акмолинской
области и укрепление политической стабильности. Семьдесят
процентов лотов составляют политические проекты, направленные
на пропаганду Послания, государственных символов, председательства
Казахстана в ОИС, 20-летия Независимости, решение социальных
вопросов с участием НПО и 30% будут направлены на поддержку
гражданских инициатив.
Кроме государственного социального заказа НПО области принимают
участие в конкурсах на грант, проводимых международными организациями
как ОО «Международная тюремная реформа», «Каун-терпарт Консорциум»,
«Фонд им. Ф. Эйберта» и другие. - Каковы главные
проблемы в развитии неправительственного сектора в нашей области?
- Основная из них заключается в том, что процедуры, предусмотренные
действующим законодательством «О государственных закупках»,
не в полной мере соответствуют задачам, провозглашенным в
Концепции для неправительственных организаций по ряду причин,
в частности не учитывается специфика за-купокуслуг. Критерии
определения победителей конкурса (принцип наименьшей цены),
применяемые к процедурам, противоречат самой природе закупок
социальных услуг, где основными критериями определения победителя
должны быть содержание проекта, опыт работы потенциального
поставщика в сфере закупаемых услуг и наличие квалифицированных
специалистов.
Для проведения открытого конкурса правила требуют участия
более одного поставщика, поэтому в качестве альтернативного
кандидата зачастую выступает «дружественное» НПО, даже если
оно и не собиралось подавать заявку на конкурс.
Значительным фактором является низкий уровень знания законодательства,
особенно налоговых вопросов среди руководителей и менеджеров
НПО. Большинство из них принимают решения, которые могут повлечь
финансовые нарушения, без консультирования со специалистами
по сопутствующим правовым вопросам.
Весьма распространена в среде НПО низкая дисциплина в оформлении
документов, подаваемых на конкурсы ГСЗ. Ненадлежащее документальное
подтверждение проведенных расходов связано с многолетней привычкой
сдавать «пустографки» в налоговые органы и не вести никакой
бухгалтерии.
К тому же со стороны государственных органов еще присутствует
формализм, шаблонные стереотипы в отношениях с НПО. Нужно
превратить разовые встречи, точечные контакты в систему отношений,
создать консультативно - совещательные органы. Координация
работы советов с НПО поможет получить четкое представление
о том, чем и как живут люди на местах, позволит аккумулировать
и решать проблемы местного уровня.
Обращает внимание неравномерное распределение сектора НПО
по области. Практически 70% неправительственных организаций
сосредоточены в одном только областном центре. Кроме Кокшетау
наибольшая концентрация неправительственных организаций наблюдается
лишь в г.Степногорске, Щу-чинском, Атбасарском, Аршалынском
и Зерендинском районах. Очевидный дисбаланс в географии гражданских
инициатив требует развития сельских НПО как со стороны органов
власти, так и рядовых граждан. И сегодня уполномоченным органам
есть над чем поработать.
- Какова цель предстоящего Акмолинского гражданского форума,
в чем его отличие от предыдущих?
- Гражданские форумы стали уникальной диалоговой площадкой,
определяя задачи по созданию механизмов взаимодействия органов
власти и НПО, законодательного обеспечения развития неправительственного
сектора, консолидации неправительственных организаций по реализации
социально значимых программ и проектов.
Особенность V областного Гражданского форума заключается в
том, что он будет проходить в год 20-летия Независимости Казахстана
под девизом «20 лет только вперед!». Основной его темой станет
подведение итогов развития гражданского общества за годы независимости
Казахстана и определение конкретных приоритетов сотрудничества
в соответствии с задачами гражданского общества и государственных
органов на среднесрочный период 2011-2013 годов.
Сегодня в области ведется определенная работа по подготовке
к проведению областного форума на высоком организационном
и идеологическом уровне. В рамках столь значимого для всех
мероприятия планируется награждение победителей областного
конкурса среди неправительственных организаций «Жигер», в
котором предполагается участие более 200 НПО области.
Безусловно, накопленный за эти годы опыт взаимодействия государства
и НПО на основе принципа социального партнерства будет обобщен.
Готовится юбилейный Каталог достижений неправительственного
сектора Акмолинской области за годы становления независимого
государства.
Партнерские отношения между государством и обществом позволяют
нам более динамично развиваться, занять свою нишу в процессе
модернизации. Мы сегодня стремимся к тому, чтобы НПО максимально
раскрыли свой потенциал и активно принимали участие в решении
насущных проблем населения и углублении сотрудничества госорганов
и «третьего» сектора.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |