Информбюро
Наурыз
В областном
акимате
Депутатский корпус
Рядом с нами
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 НАУРЫЗ   ЕДИНСТВО И ГАРМОНИЯ НАУРЫЗА
Уважаемые акмолинцы!
Дорогие земляки!
От всей души
поздравляю вас с замечательным весенним праздником Наурыз мейрамы - праздником обновления и возрождения природы, торжества жизни и веры!
Светлый праздник Наурыз - древний праздник Востока - вернулся в нашу страну вместе с долгожданной Независимостью.
Благодаря усилиям Главы нашего государства, Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева, его целенаправленной и взвешенной политике в Казахстане царят мир и взаимопонимание. Этому и служит главная идея Наурыза. Поэтому глубокий и истинный смысл этого весеннего праздника, ставшего символом единения, особенно близок и понятен.
В наши дни Наурыз мейрамы приобрел современное звучание и является общенародным праздником, который одинаково дорог всем казахстанцам, независимо от национальной принадлежности и религиозных убеждений.
Сегодня вместе со всей страной наша область отмечает подъем экономики, продолжает успешно развиваться агропромышленный комплекс, увеличивается число акмолинцев, занятых в сфере малого и среднего бизнеса. Улучшается благосостояние наших граждан, усиливается поддержка уязвимых слоев населения. Создаются новые рабочие места. Мы строим жилье, школы, больницы, детские сады, дороги.
Впереди предстоит реализовать новые амбициозные планы, решать большие задачи в рамках индустриально-инновационной программы. Но уже сегодня налицо позитивные перемены, происходящие в облике городов и сел - это результат нашей с вами сплоченной и созидательной работы, дорогие земляки!
Вместе с теплом и надеждами, которые несет с собой весна, Наурыз способствует духовному очищению, пробуждая в человеке самые прекрасные и светлые чувства. Это праздник утверждения человеческих ценностей, возрождения исконных традиций, гармонии природы и человека.
В этот весенний день от всей души желаю всем крепкого здоровья, семейного благополучия, добра и счастья, мирного труда во имя процветания родного Отечества - Республики Казахстан! Пусть в Наурыз сбудутся все ваши мечты и оправдаются надежды.
Наурыз мейрамы, Џлыстыњ ђлы кџні ќђтты болсын!
Косман АЙТМУХАМЕТОВ, аким области.

Уважаемые акмолинцы!
От всей души поздравляем вас с праздником обновления, началом восточного года - Наурыз мейрамы!
Пусть в нашем общем доме Казахстан всегда царят взаимопонимание, согласие, благополучие!
Пусть Большой снег принесет Большой хлеб и Большой достаток в наши дома!
Счастья, крепкого здоровья всем землякам и процветания нашей Родине! Аќ мол болсын!
Светлана ДЖАЛМАГАМБЕТОВА,
Жабал ЕРГАЛИЕВ,
депутаты Сената Парламента РК.


Дорогие земляки!
От всей души поздравляю вас с замечательным праздником весны и обновления природы - Наурыз мейрамы!
Этот великий праздник является символом утверждения общечеловеческих ценностей, праздником дружбы и единства народа Казахстана.
Пусть в эти дни исполнятся самые заветные ваши надежды, пусть в каждый дом придут радость, семейное благополучие, удача и успех! Здоровья вам, мира и счастья!
С уважением,
Жексенбай ДУЙСЕБАЕВ,
депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан.


Уважаемые акмолинцы!

Возрожденный из глубины веков Наурыз олицетворяет приход весны и жизненного обновления, символизирует идеалы добра, веры, дружбы, мира и любви. Это - большой праздник каждого и всех.
Еще с древних времен очень важным и самым главным в этом празднике был обряд всепрощения, поэтому в день весеннего равноденствия следует простить все обиды, накопленные за год, быть открытыми в своих мыслях и поступках, желать окружающим добра и счастья ко всем.
Праздникдуховного возрождения, возвращения традиций и обычаев наших предков сегодня особо любим и почитаем, благодаря экономической стабильности, взаимопониманию и трудолюбию народа, способствующих развитию всех сфер жизни общества.
Искренне поздравляю вас с наступающим праздником весеннего обновления и духовного согласия - Наурыз мейрамы!
Желаю вдохновения, энергии на новые свершения, самых смелых творческих планов и их скорейшего воплощения.
Пусть великий весенний праздник принесет в каждый дом новые и хорошие изменения, счастье и благополучие.
Нина ДЬЯЧЕК,
секретарь областного
маслихата.


Дорогие земляки!
Политический совет Акмолинского областного филиала Народно-демократической партии «Hyp Отан» поздравляет всех акмолинцев с Наурыз мейрамы!
Наурыз - это праздник торжества жизни и веры, день весеннего равноденствия, знаменующий собой наступление весны, тепла, обновления окружающего мира.
Вместе с теплом и надеждами, которые несет с собой весна, Наурыз способствует духовному очи -щению, укреплению мира и согласия. Сегодня казахстанцы живут в условиях политической стабильности, единства, доверия и дружбы, взаимного уважения. Это надежная гарантия того, что
новые задачи, поставленные Главой государства, Лидером партии «Hyp Отан» Нурсултаном Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казах-стан-2050», будут успешно реализованы, и наша страна поднимется на еще более высокий уровень развития. Все это позволяет народу Казахстана встречать нынешнюю весну с оптимизмом и уверен ностью в будущем.
Дорогие акмолинцы, желаем вам здоровья, счастья, процветания и семейного благополучия!
Политический совет
Акмолинского
областного филиала
НДП «Hyp Отан».


Единство и гармония Наурыза
Наурыз в переводе с древнеперсидского означает «новый день»: «нау» - новый, «рыз» - день. Раньше Наурызом называли не весь месяц, а только 22 марта — день весеннего равноденствия, когда ночь и день пусть на одни сутки, но становились равными. И каждый год наступает такая пора, когда в городах и весях вырастают целые юрточные городки, мы весело празднуем, отрешаясь на один день от повседневных забот, вдыхая атмосферу дружелюбия и гостеприимства. А дальше что? Неужели все ограничится сценарием и бутафорией? А что останется в нашем сознании, сердце и душе? Изменимся ли мы сами? И что передадим детям?

Вспомним, у древних не было разделения философии мира и быта, они были взаимосвязаны. И сегодня мы должны как бы вновь открыть для себя, что, несмотря на различия в цвете кожи, разрезе глаз, мы тесно связаны узами, более глубокими, чем все доктрины и концепции, вместе взятые. И неслучайно в дни Наурыза люди тоже стремились к единству и гармонии во всем: в быту, житейских мелочах, отношениях друг с другом.
В эти дни труд был в радость, потому что служил очищению души, а сердце и разум освобождались от тяжелых дум, нелепых подозрений. Можно подойти к давнему недругу - соседу ли, сотруднику ли - и просто улыбнуться, пожать ему руку и вдруг заметить, как теплеют у него глаза, как светлеет лицо. Наурыз звал и способствовал примирению.
По давнему поверью, в ночь с 21 на 22 марта приходит на землю святой Кыдыр. Чтобы старец не заблудился в потемках, зажги две свечи, и пусть они горят всю ночь до рассвета. И еще одно поверье бытовало в древности: в эту ночь все емкости в доме должны быть заполнены молоком или чистой прозрачной водой, символизирующими достаток и чистоту. А если далеко за полночь выйти на улицу, то можно было почувствовать дуновение теплого ветерка: это прошел по земле Кыдыр ата.
Все вместе это рождало в душе ощущение праздника и торжество свободного здорового духа. Вам захотелось петь в кругу друзей, и, чтобы вас любили и восхищались вами? Значит, вы прониклись атмосферой Наурыза. Тогда последуйте совету древних. Утром 22 марта приготовьте праздничное блюдо - наурыз-коже - созовите на него гостей. В коже должны войти семь компонентов, символизирующих единство природы, объединяющих все цвета жизни. Пшеница или пшено символизирует все, что есть в природе красного, лапша - коричневый цвет, вода - голубой (цвет неба, васильков), молочные продукты (на выбор - молоко, кефир, размолотый курт) - символ белого цвета, мясо - зеленого, то есть цвета жизни, развития, роста. Мясо для наурыза-коже обычно используется не свежее, а сушеное или вяленое, его специально хранят с зимы. Следующий компонент - масло, объединяющее желтые цвета жизни: солнце, желтые тюльпаны.
Наурыз-коже готовят два дня. В первый день отваривают пшено, особым образом заготовленное. Его очищают от шелухи, слегка обжаривают и заливают водой. Варят без добавления соли. Оставляют в теплом месте на ночь. Отдельно отваривают оставшееся с зимы копченое мясо, заквашивают кефир, разводят в воде курт (сушеный сыр, имеющий соленый вкус), измельчают иримшик (вид сушеного сыра). На другой день все заготовленные продукты опускают в кастрюлю с пшеном, добавляют соль по вкусу, перемешивают. Наурыз-коже должен быть достаточно густой консистенции. Для улучшения вкуса можно добавить немного сметаны. Людям пожилым полагается в этот день отведать голову барана, ведь неслучайно говорят: «Наурыз жыл басы» (буквально: «Наурыз - голова года», т.е. начало года).
В начале 70-х годов, когда после окончания института я работала в городе Туркестане Южно-Казахстанской области, мне довелось участвовать в поистине народном гулянии. В те годы Наурыз еще не был возведен в ранг государственного праздника, но каждый считал его самым большим и главным торжеством. Готовились к нему основательно. Очищали улицы от снега, выбрасывали старую мебель, изношенные вещи, белили стены, мыли окна, проветривали ковры и одеяла, шили себе обновы.
В ночь с 21 на 22 марта ждали прихода святого пророка Кыдыра. Накрывали стол, пили чай, проводили время в беседах о погоде, прошедшей зиме, будущем. Наутро тщательно осматривали дастархан в надежде увидеть знаки прихода старца.
22 марта, с утра, на середину улицы выносили самый большой казан и приготовленный в каждом доме наурыз-коже выливали в него, перемешивали. С этого часа до самого вечера все жители начинали угощаться ритуальным блюдом. Дома в этот день до вечера ничего не готовили, стремясь съесть побольше наурыз-коже. Считалось, что тому, кто не наестся коже досыта в этот день, не будет удачи. Обычно к трем часам дня казан опустошали. К вечеру люди в праздничных одеждах, взяв с собой подарки, выходили на улицу, поздравляли друг друга, обнимаясь и целуясь, произносили слова приветствия. Приглашали друг друга в гости, сидели за празднично накрытым дастарханом, пели песни, шутили, смеялись. Молодежь устраивала гулянья: каталась на алты-баканах (качели), состязалась в играх, пении, ловкости, быстроте.
Со времени обретения страной Независимости Наурыз - государственный праздник. Но, к сожалению, он не стал еще семейным, домашним торжеством. И произошло это, на мой взгляд, от того, что в трактовке его было допущено искажение. В наше время с утра на столы ставят все яства и блюда, а главная трапеза - наурыз-коже -остается в тени, его если и отведают, то в лучшем случае, одну чашку. А ведь главная идея праздника - наесться досыта в этот день только наурыз-коже, загадывая по одному желанию на каждую выпитую чашку. Люди должны знать, как готовится настоящий древний праздничный напиток. Зная целительные свойства и ритуальную ценность напитка, которым нужно угощаться весь день, старались бы приготовить его как можно вкуснее, отводили бы ему на празднике подобающее почетное место. А богатые столы, накрывающиеся в празднично убранных юртах с утра на площадях, следовало бы перенести на вечер, в дома, и все торжества — концерты, состязания, игры проводить после обеда, ближе к вечеру. И экономических затрат при таком раскладе было бы меньше, и Наурыз пришел бы к нам в другом обличье, стал бы ближе каждому, кто считает казахскую землю родным домом.
Раньше в дни Наурыза люди дарили друг другу подарки, не забудем об этом. Девушки готовили специальное блюдо - ђйќы-ашар («пробуждающий ото сна»), это молозиво с кусочками мяса. Оно и в самом деле бодрило, прибавляло сил, повышало тонус, мужественные парни становились нежнее, мягче, ласковее со своими избранницами. И тоже одаривали их. Подарок юноши назывался «селк еткізер» или «дір еткізер», что буквально означало - «заставляющий вздрогнуть, трепетать». И в самом деле было от чего трепетать, ведь подарок означал признание в любви. Девушкам вручали красивые гребни, яркие платочки, душистое мыло, флакончики духов. Взволнованные и растроганные, они заводили веселые игры, пели песни, участвовали в розыгрышах.
Итак, родственники, друзья собрались за вашим столом, и им хорошо вместе. Но вот после песни раздается веселый смех - это разыгрывается приз на самые точные ответы на простые вроде вопросы. В самом деле, попытайтесь ответить: что на свете мягче всего? тверже всего? легче всего? тяжелее всего? слаще всего? горше всего? дороже всего? дешевле всего?
А какие вы знаете семь богатств, необходимых человеку? Не знаете? Подскажем: здоровье, воля, язык, сила, жена, дитя, сто овец, то бишь деньги. Заметьте, у древних материальный достаток был на последнем месте.
После танцев и занимательных игр гости расходятся со свертками в руках. Это тоже древняя традиция: передать оставшимся дома саркыт - что-нибудь вкусное с праздничного стола. И в этом тоже есть своя символика: передавая угощение, вы как бы желаете вашим гостям благополучия и достатка в их доме, выражаете свою признательность за то, что они разделили вместе с вами трапезу. Не правда ли, мудро?
Вы выходите проводить гостей, возвращаетесь домой и засыпаете крепким сном. И вам снятся счастливые сны...
Так здравствуй же, Наурыз!
Будь благословен и добр к нам!
Раушан КОШЕНОВА,
доктор философских наук,
профессор ПТУ им. С. Торайгырова.


В танце - характер народа
Культура ингушского народа многообразна и восходит к глубокой древности. В танце - его характер, темперамент, грация. В плавности девушек и виртуозных движениях юношей, требующих ловкости, силы, таланта - его мораль, его нравственность.

Ингушский народный ансамбль «Сердало», что в переводе означает «свет», является своеобразной визитной карточкой далекого Кавказа на Буландынской земле. А начиналось все более двадцати лет назад с самодеятельного кружка в районном ДК, где занимались энтузиасты танца, «загоревшиеся» идеями бывшего руководителя Зубейра Богатырева. В течение многих лет коллектив неоднократно становился лауреатом смотров художественной самодеятельности, и в 1993 году ему присвоили высокое звание «Народный». Уже много лет возглавляет ансамбль Раиса Гагиева, под ее началом сегодня занимается тридцать человек, но у зрителей - завсегдатаев концертов коллектива — есть особенно полюбившиеся артисты, которых знают не только в родном районе, но, и, пожалуй, во всей республике. Гром аплодисментов срывали выступления «Сердало» на фестивале Ассамблеи народа Казахстана в Алматы, на открытии Центра культуры чечено-ингушского народа в Астане. Дух захватывает, когда ребята исполняют «Знакомство у ручья», «Встречу», «Горский вальс». А когда начинают солировать Мовсар Цулоев, Гилани Измайлов, Ислам Мерешков, Хадишат Цечоева, многие признаются, что с удовольствием тоже пустились бы в пляс. Бесспорным украшением «Сердало» является зажигательный номер «Джигиты» в исполнении братьев Башира и Мустафы Евлоевых.
- Наш ансамбль пропагандирует лучшие традиции, обычаи, хореографическое и исполнительское искусство, знакомит зрителей с культурой древнего народа, - говорит Раиса Гагиева. - Подрастающее поколение воспитывается на поэзии родного края, на его национальных традициях. В танцах коллектива ярко и эмоционально подчеркивается огненный темперамент, который усиливается музыкой, костюмами, другими элементами искусства, выражающими его дух, его историю. В праздник Наурыз, с которым мы искренне поздравляем всех акмолинцев, «Сердало», конечно, порадует земляков своим искусством.
Ирина ТРОНЕВА. Буландынский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.


Пригласили в «Мастерскую радуги»
Посвящением празднику Наурыз стал прошедший в областном историко-краеведческом музее мастер-класс по нунофелтингу (валяние шерсти) двух кокшетауских мастериц Улболсын Ахмедовой и Людмилы Безгачевой «Мастерская радуги» в рамках музейного проекта «Ковров причудливый узор».


Перед началом мероприятия организаторы - специалисты музея - рассказали гостям об истории узорного войлока - одного из самых распространенных и традиционных видов казахского народного искусства. Интерьер юрты кочевника издревле изобиловал различными предметами из войлока - текеметы, сырмаки, тускиизы, чехлы и сумки для перевозки хозяйственной утвари, верхней одежды, головных уборов и т.д. Для пущей убедительности оформили и выставочный зал экспонатами из фондов музея: красивыми войлочными коврами, выделанными мастерицами края в середине прошлого столетия. Основа всех изделий - войлок, скатанный техникой валяния.
Этой техникой обе горожанки - доцент, член Союза художников РК, мастер декоративно-прикладного искусства, преподаватель кафедры дизайна университета имени А. Мырзахметова Улболсын Ахме-дова и мастер декоративно-прикладного искусства, специалист по нунофелтингу Людмила Безгачева, занимаются давно и с удовольствием.
У каждой целый арсенал оригинальных изделий, изготовленных из теплого, экологически чистого материала по современным технологиям, которые можно было увидеть на выставке, организованной здесь же, в зале. Затем слово было предоставлено мастерицам. Улболсын Ахмедова представила собственные картины из войлока, с помощью видеоряда презентовала гостям технологию изготовления изделий из войлока. Рассказала о своем хобби и Людмила Безгачева, которая, занимаясь всегда росписью по ткани, увлеклась искусством нунофелтинга, да не просто, а делает из войлока одежду: пальто, накидки, кашне, другие вещи. Их в небольшом дефиле продемонстрировали девушки - учащиеся колледжа культуры имени Акана серэ.
На мастер-классе шаг за шагом девушки под опытным руководством двух мастеров-прикладников приступили к процессу валяния шерсти, превращая ее после неоднократной промывки, полоскания и окраски в материал нужной кондиции, из которого тут же, наученные наставницами, сотворили чудесные вещицы. У кого-то из куска цветного войлока родился букетик цветов, радующих своим разноцветьем, другая смастерила красивую салфетку.
Словом, в память о «Мастерской радуги» и те, кто учился, и кто просто наблюдал за процессом, унесли лучик весеннего настроения в виде экзотического цветка, сделанного из древнего войлока, который верно служит людям на протяжении веков. А поскольку на календаре праздник весеннего равноденствия, всех, кто присутствовал на мастер-классе, угостили наурыз-коже.
Рахим БЕКОВ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.


***
Читатели «Акмолинской правды» знают Николая Дрокина прежде всего как лирического поэта, чьи стихи о родном целинном крае не единожды печатались на наших страницах. Коренной житель села Новоишимка Целиноградского района, а ныне — заслуженный шахтер-пенсионер, живущий в г. Шахтинске Карагандинской области, он прислал в редакцию «АП» стихи и статью, посвященные 80-летию с. Новоишимки.
Чтобы поздравления ветерана своим землякам с Наурызом и юбилеем села дошли вовремя, вашему вниманию предлагаем стихи Николая Дрокина. А воспоминания о его малой родине будут опубликованы в ближайших номерах газеты.

Край родной
(посвящается с. Новоишимке)

Край родной, приишимские степи.
Огороды, сады и поля...
Я люблю вас, родные, поверьте,
С детства милая сердцу земля.
Деревенское вижу раздолье
И бескрайность крестьянских полей.
Вижу степи родное приволье,
Вдоль арыка ряды тополей.
Мое детство пропахло полынью,
Деревенским парным молоком,
Разноцветием трав за Ишимом,
И упругим, степным ветерком.
Слышу ранний я крик петушиный,
Он сельчанам побудку поет.
В небе вижу я клин журавлиный,
И как солнце на зорьке встает.
Я люблю на заливах Ишима
В лодке с удочкой утром сидеть,
Слушать крики гусей, диких уток,
И на водную гладь поглазеть.
Как красивы озера, заливы!
Сколько лилий, кувшинок, цветов.
В чистых водах седого Ишима
Отражается тень берегов.
Мне приятно в вечернее время
По деревне спокойно пройтись,
Вспомнить детство, беспечную юность,
О былых временах погрустить.
Детство, школьные годы и юность,
Пролетели, как сказочный сон,
Я иду вдоль второго залива,
В размышленья о них погружен.
Неподвластны нам время и годы.
Мы смирились и с нашей судьбой.
В этой жизни, короткой и сложной,
След оставит лишь сильный душой.
Край родной, приишимские степи,
С детства милая сердцу земля,
Я зову тебя малою Родиной,
Грусть и нежность в душе затая.
Николай ДРОКИН.
Целиноградский район.



Юные художники блеснули мастерством
В ЊДП «Hyp Отан» состоялась церемония награждения маленьких мастеров кисти г. Кокшетау, принявших участие в конкурсе рисунков среди школьников по мотивам эпоса «Кобыланды батыр». Состязание школьников - одно из мероприятий, в ряде других, разработанных музеем Малика Габдуллина в преддверии 100-летнего юбилея Героя Советского Союза, академика, писателя, общественного деятеля совместно с отделом образования города Кокшетау. Это и конкурс чтецов эпоса «Кобыланды батыр», «Звезда Почета Малика Габдуллина» среди школьников города.

Конкурс рисунков по мотивам былины «Кобыланды батыр» прошел в два тура. Из представленных учащимися 19-ти школ Кокшетау 45-ти рисунков, выполненных в различных жанрах, жюри отобраны 13 лучших работ.
Финал состязания прошел в стенах музея, где конкурсанты, блеснув мастерством, должны были в художественной или графической форме за три часа изобразить фрагменты сюжетного описания из эпоса «Кобыланды батыр».
В номинации «Лидер в технике рисования» отличились ученики СШ №2 Асылжан Дастан, СШ №17 - Томирис Маржикова, СШ№3 имени М. Габдуллина - Айым Капезова. В номинации «Фантазия без границ» блистали Аида Смаилова из СШ №2, Азамат Жаксылыков - Красноярской СШ №3, Катя Сапельникова - СШ №8, Виталий Ищук из КТЛ.
Обладателями номинации «Лучшая сюжетная композиция» стали Бахытгуль Сейдахмет из Красноярской СШ №2, Ерасыл Сабыр - областной специализированной школы-интерната №3, Арыстанжан Байкениз СШ №14. А победителями конкурса художников стали Шамшия Сейдахметова из СШ №1, занявшая третье место, второе - ученица СШ №4 Таисия Лобанова, первый приз присужден ученице СШ №6 Камилле Айтмагамбетовой.
Директор музея М. Габдуллина Мыр-забек Кудайберли вручил победителям конкурса рисунков по мотивам эпоса «Кобыланды батыр» особые медали, разработанные и изготовленные специально для этой цели, а также дипломы и ценные подарки, благодарственные письма.
Постарались в тот день и ребята из областного учебно-методиче- ского центра по работе с творчески одаренными детьми, представившие прекрасную концертную программу.
К слову, музей Малика Габдуллина впервые проводит такой проект. Его цель - воспитание патриотизма, любви к Родине, родной земле, развитие культурного, нравственного воспитания молодежи на примерах жизни и деятельности нашего славного земляка М. Габдуллина. Подобные мероприятия ценны тем, что прививают эстетический вкус, развивают творческие способности.
В современном мире воспитанию подрастающего поколения уделяется особое внимание. В стратегии «Казах-стан-2050: новый политический курс состоявшегося государства» Президент РК Нурсултан Назарбаев уделяет внимание вопросам культуры, традиций и самобытности: нам следует оберегать нашу национальную культуру и традиции во всем их многообразии и величии, собирать по крупицам наше культурное достояние. Он также подчеркивает важность патриотического воспитания. Новый казахстанский патриотизм - основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. В настоящее время в музее действует выставка «Новый казахстанский патриотизм и преемственность поколений».
Серикжан ЖУЗЖАНОВА,
главный хранитель отдела
фондов музея.


Рожденный в день равноденствия
День весеннего равноденствия имеет для всех людей, независимо от религии и образа жизни, особенный смысл, предвещая мир и благоденствие. Наверно поэтому люди, родившиеся в этот день, несут в себе частичку света и добра, согревая этим теплом окружающих. Один из тех, кто 22 марта отмечает день своего рождения - майор полиции Нуржан Ахмедов, начальник отдела криминальной полиции Целиноградского РОВД. Настоящий профессионал своего дела, он принимает активное участие в общественной и спортивной жизни департамента, прекрасно владеет государственным языком, занимается спортом, имеет множество наград и поощрений.

- Любовь к будущей профессии привил мой дядя, Мажилис Ахмедов, - начинает свой рассказ наш герой, - долгое время проработавший в Ордабасинском РОВД ЮКО. На заслуженный отдых он ушел в звании подполковника, ни на миг не усомнившись в выбранном пути. Всегда восхищала стойкость и твердость характера, военная выправка и сдержанность людей в погонах, уж очень хотелось походить на них. На шаг ближе к мечте стал в 2001 году, когда был зачислен на первый курс Шымкентского юридического колледжа МВД РК имени Б.Момышулы. Именно здесь я и мои сокурсники приняли присягу, поклявшись с честью и достоинством нести службу, защищая права граждан. Этой присяге я верен уже 12 лет.
? Годы учебы отличаются от практики, что чувствовали когда столкнулись с реальными преступлениями и человеческими судьбами?
- После окончания института был назначен участковым инспектором ООБ ГОВД г. Атырау, затем оперуполномоченным отдела криминальной полиции Бостандык-ского РОВД ДВД Алматинской области, в 2011 году - начальником отделения криминальной полиции Целиноградского РОВД Акмолинской области. Если говорить о раскрытых преступлениях, то вспоминается факт обнаружения тела мужчины на территории ЖМ «Лесная поляна» в с. Косшы. Это преступление оставалось нераскрытым в течение 20 дней, нами были рассмотрены все версии, привлечены самые опытные специалисты. Кроме родственных и дружеских связей потерпевшего проверены все освободившиеся из мест лишения свободы, ранее судимые за тяжкие преступления. Хочу отметить, что только профессионализм и полная самоотдача сотрудников помогла раскрыть это неочевидное преступление.
? Вы с таким энтузиазмом рассказываете о своей работе, а у ваших сотрудников такой же блеск в глазах?
- Могу по праву утверждать, что наш отдел сформирован как в профессиональном, так и в моральном плане. Мы отлично дополняем друг друга, приходим на помощь, сообща решаем служебные задачи. Бороться с преступностью в одиночку невозможно, для того, чтобы результативно выполнять поставленные задачи, требуется сплоченный коллектив, где не будет личностных приоритетов и амбиций. Многие проработали в криминальной полиции около пятнадцати лет, передают свой опыт молодым, только пришедшим на службу лейтенантам. Наверно, в этом и заключается преемственность поколений, сохранение традиций уголовного розыска, та нить, которую невозможно разорвать.
? А как обстоят дела в семье, ведь, это немаловажно, чтобы дома был покой и уют, учитывая тяжелую психологическую и физическую нагрузку на службе?
- Этот год преподнес нашей семье прекрасный подарок, в феврале у нас с женой Эльмирой родился сын Hyp-Ислам. За это огромное счастье благодарен ей, она у меня - настоящая офицерская жена, с удивительным терпением относится к постоянным авралам на работе, ненормированному рабочему дню. Ее усилиями не гаснет огонь в нашем семейном очаге.
? Вы по национальности азербайджанец, при этом удивительно близки к казахстанской культуре и языку, да и Наурыз - праздник всех мусульман, как он отмечается в Азербайджане?
- Естественно, этот праздник близок мне не только от того, что я родился в этот день, это праздник весеннего равноденствия, обновления природы, новых надежд и начинаний. В Азербайджане его называют Новруз Байрамы, и он также как и в Казахстане, является одним из важных праздников, с массовыми народными гуляниями, встречами и весельем, пожеланиями друг другу мира и благоденствия.
Особенностью празднования этого дня в Азербайджане является то, что кроме традиционных кушаний на столе присутствуют крашеные яйца. В целом же, также как и в Казахстане, это особенный день, который дарит людям надежду и веру в будущее...
Беседовала Асем АБДРАХМАНОВА, пресс-служба ДВД области.


Что за праздник Наурыз

- Что за праздник Наурыз? - с этим вопросом я обратилась к некоторым ребятам из нашей школы. Они ответили:
- Наурыз - это Новый год.
- 22 марта - Наурыз мейрамы - это день весеннего равноденствия.
- Праздник, конечно же! И очень хороший!
- Я пробовал наурыз-коже, превосходное блюдо, а сытное-то какое! Только не у всех оно получается.
- Правильный праздник. Ведь зима уходит, а весна приходит, С приходом весны новая жизнь появляется и поэтому -это настоящий Новый год.
Наурыз мейрамы - древний праздник весны и труда, возникший у многих народов Востока задолго до принятия мусульманства. По некоторым данным, широко отмечался он в прошлом и у восточных славян. У казахов, узбеков, уйгуров и других народов Казахстана и Средней Азии традиции Наурыза и его атрибуты передавались из поколения в поколение. (Наурыз празднуют в Узбекистане, Иране, Кыргызстане, Пакистане, Афганистане и других странах). Современное казахское название Нового года - Наурыз пришло из персидского языка: нау - новый, руз - день.
В прежние времена казахи называли начало нового года улыс куны - днем всего племени. Отсюда традиция примирения между родственниками за праздничным столом, обмен подарками и пожеланиями благ. Начало года знаменовалось появлением зелени. Закончилось терпеливое противостояние тяготам зимы, и теперь с приходом весны важно принять участие в празднике зарождения жизни.
Очень интересный момент из истории празднования Наурыза - приглашение на праздник. Вот, например, сейчас вы сможете связать слово «зазывалы» или «глашатай»? Вряд ли. А вот, оказывается, по традиции три человека в образе жыршы, глашатая, объезжали все улицы и звали всех на праздник Наурыз мейрамы. Они одевались в яркие, традиционные костюмы. Ими могли быть известные персонажи казахских сказок-Алдар Косе, Жиренше с красавицей Карашаш.
После этого начинается праздничное представление. Перед людьми выступают народные поэты — акыны, устраиваются праздничные состязания, проводятся ярмарки. Готовится обязательное блюдо, которое называется наурыз-коже.
Наурыз-коже - главное ритуальное блюдо древнего праздника. Оно включает в себя 7 обязательных элементов, олицетворяющих 7 жизненных начал: вода, мясо, соль, масло, мука, пшено (рис, пшеница, кукуруза) и молоко. Они символизировали счастье, удачу, мудрость, здоровье, богатство, быстрый рост, покровительство неба.
Если молоко выступает символом нового года, то мясо олицетворяет старый, причем обязательно копчености из домашних запасов. Различные драматические представления и театрализованные шествия, представляющие национальные традиции и ритуалы, привлекают людей и учат их уважать национальную культуру и родную землю, способствуют сближению и взаимопониманию людей разных наций.
Весной люди спешат обновиться физически и духовно -освобождаются от долгов, старых ненужных вещей, чинят одежду, жилье, арыки, колодцы, просят прощения у близких за прошлые грехи, мирятся с соседями, приглашают гостей, одаривают родных. В семи домах должен побывать каждый и семь гостей принять у себя в доме. «Коктем туды» (весна пришла) - говорят казахи и встречают Наурыз на улицах, площадях, парках, стадионах. Сопровождается праздник национальными играми: «Кокпар», «Кыз куу», «Байга». «Качели - Алты бакан», «Попади в монету» и др. Песни, музыка, веселые шутки слышатся отовсюду, поднимая настроение людей.
В эти дни чувствуется особое единение народа, потому что в таких праздниках сосредоточены его духовная история, культура, вера в идеалы - вспоминаются прекрасные стихи, песни, игры, обычаи.
Райхан НУРЛУБАЕВА, учитель русского языка и литературы СШ № 2.
г. Ерейментау.


Кумыс к дастархану
Наурыз - один из древнейших праздников казахского и многих народов Востока. Это символ обновления, очищения, прихода весны, зарождения новой жизни, любви и красоты. О нем говорится в литературных произведениях и научных трудах гениев средневекового Востока - Махмуда Кашгари, Абу Райхана Бируни, Фирдоуси, Навои, Омара Хайяма. Немало строк этому прекрасному празднику посвятили великие казахские ученые и литераторы Абай Кунанбаев, Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Мыржакып Дулатов, Сакен Сейфуллин и другие. Сведения о Наурызе содержатся в древнейшем памятнике «Авесте». Исторические источники также свидетельствуют, что в начале нашей эры Наурыз отмечали на берегах Рейна, на территории нынешней Великобритании и древние славяне.

Наурыз - особенный праздник, который имеет неповторимые, присущие только ему черты. Казахский народ месяц Наурыз считает священным. По восточному календарю -это первый месяц Нового года, означающий «новый день». Он наступает в ночь с 21 на 22 марта - и для народов Востока всегда был главным праздником. Традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств - открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. Этот день, когда уравнивается день и ночь, казахи считают началом Нового года «Џлыстын ђлы кџні». «Џлыскџн» - «Великий день для народа».
Кумыс - изобретение кочевой цивилизации, один из самых древних напитков на земле. Первое приготовление этого великолепного напитка у наших предков совпадало именное приходом весны - Наурыза. Свои впечатления о кумысе оставил в 5-м веке до н. э. Геродот. По рецепту, восходящему к древнейшим временам, готовили кумыс все народы, населяющие кыпчакские степи. Собранное теплое молоко наливалось в специальный сосуд с "коры" — закваской, приготовленной на основе жаренного проса и нежного копченного конского жира. Содержимое постоянно помешивают деревянной мутовкой. Кумыс бывает нескольких видов: детям и старикам подают сладкий кумыс, простоявший всего одну ночь, молодым и энергичным людям - зрелый, слегка пьянящий кумыс. Вкусовые качества напитка зависят от выдержки кумыса, возраста дойных кобылиц, а также качества трав пастбища. Особым пряным ароматом отличается кумыс степных кобылиц. В старину кумыс готовили в сабе - специальной емкости, сшитой из конской кожи, а хранили и перевозили кумыс в кожаных сосудах - торсыках.
У казахов если во время прихода гостя кто-нибудь взбивал кумыс в сосуде (саба), то гость, вошедший в юрту, должен был взбить мутовкой несколько раз и только потом пройти дальше в юрту, т.е. как бы участвовал в процессе «творения мира». Подобные параллели проливают свет на систему образов фольклора. Вместе с тем они позволяют предположительно соотнести повседневное приготовление кумыса (айрана) с высшими ценностями, причастными к сфере сакрального.
Как отмечалось выше, первое приготовление кумыса у тюрков совпадало с приходом весны - Наурыза. Пробуждение природы, появление травы, листьев, вскрытие рек - все это в общих чертах повторяло картину первотворения. Чтобы усилить созидательные потенции природы в момент, когда актуализировалось мифическое прошлое, совершались обрядовые действия, в которых фигурировали все те же инструменты: ожау (ковш), ложка, тостаган (чаша). Начало весны кочевники определяли по первому грому. Казахи при первом весеннем громе, обмакнув ожау в молоко, обходят вокруг юрты, ударяя этим ожау по месту соединения уыков и кереге. Смысл этих действий людьми в прошлом веке уже не осознавался, но их можно рассматривать как своеобразную реплику акта сотворения мира. Таким образом, человек провозглашал свою сопричастность мирозданию, а символическими средствами обеспечивал стабильность своего существования.
В ХIХ веке исследователь края П. Семенов-Тянь-Шанский, к примеру, писал: «... Главным питанием у казахов следует признать кумыс — кобылье молоко. Для приготовления и хранения кумыса употребляется - торсык... Лучший кумыс имеется у казахов южного Алтая и Кокшетауского уезда, как обладающих лучшими пастбищными местами для скота. В летнее время большинство казахов живет главным образом на кумысе, выпивает его большое количество. Из других молочных кушаний употребляется айран - кислое коровье молоко и различные виды сыра: курт, иримшик и др. ...». На другой странице книги, изданной в 1903 году в Петербурге, читаем: «...Пьют казахи охотно и чай с сахаром, преимущественно кирпичный. Водки и вина не употребляют». Весьма интересный, полезный и поучительный факт из нашей истории вековой давности.
Молочные продукты в среде скотоводов-кочевников воспринимались как коллективное достояние. У казахов, например, существовал запрет на передачу уйыткы (кислое молоко - закваска). Она являлась общеродовой святыней (и благосостоянием) и не могла быть передана чужеродцам (сейчас - в другую семью). Но если обстоятельства все-таки заставляли попросить закваску, то вместо табуированного слова ђйытќы произносилось слово айран. «Айран сђрай келіп, шелегіњде жасырма» - за этой пословицей стоит представление о том, что «белые напитки» предполагают только открытые отношения, возможные между родственниками и близкими. Казахи, таким образом, относились к молоку и молочным продуктам как к культурным ценностям и достояниям.
В великий день празднования Наурыза люди красиво и празднично одеваются, ходят друг к другу в гости, желают счастья и благополучия в Новом году. При встрече они обнимаются и желают друг другу: «Здравствуйте! С праздником! Да дарует Вам Аллах удачи во всех начинаниях! Счастья и добра Вам! Да преувеличиваются богатства Ваши! И да обойдет Вас все худое стороной!».
Наши предки считали, что искренние пожелания от всей души приносили действительно удачу, успех в делах. И поэтому желали друг другу добра.
Бибигуль БЕЙСЕНБАИКЫЗЫ.





©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал