|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ
|
ПОСЛАНИЕ
ПРЕЗИДЕНТА... НАБЛЮДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА. ВЧЕРА
- СЕГОДНЯ - ЗАВТРА... |
|
|
Короткой строкой
***
На Международной научно-практической конференции «Человеческий
капитал в Казахстане: состояние и перспективы роста» стало
известно, что половина учителей страны пройдут повышение квалификации
по системе, разработанной Назарбаев Интеллектуальными школами
и Кембриджским университетом. Отмечено, что в 2012 году количество
выпускников программы «Болашак» по прикладным специальностям
по сравнению с 2011 годом возросло на 23%. Однако уже в нынешнем
году рост технических кадров по сравнению с тем периодом увеличится
на 93%.
***
Павлодарская команда школьников завоевала первое место и признана
лучшей на республиканском конкурсе научных проектов по общеобразовательным
предметам. Сборная Павлодарской области в составе 60 человек
представила 42 проекта.
ОБРАЗОВАНИЕ Дело в подходе и отношении
Новое Послание Президента страны - это стратегический документ,
который определяет пути развития нашей страны на четыре десятилетия
вперед. И очень важно, что в нем большое внимание уделено
защите детства. Я, как педагог, не могу равнодушно относиться
к тому, что в наше мирное время тысячи детей являются сиротами.
В обращении Президента говорится, что все детские дома, приюты
переполнены, и государство должно поощрять усыновление сирот
и всячески способствовать строительству детских домов семейного
типа.
В своей повседневной педагогической деятельности нередко сталкиваюсь
с фактами, когда воспитанием детей занимаются в основном матери.
И я полностью поддерживаю Главу государства в том, что воспитание
детей - это задача обоих родителей. Как свидетельствует статистика,
количество браков в нашей стране увеличивается, однако и цифры
разводов в последние годы не уменьшаются, это становится обыденным
явлением. Я думаю очень важно, чтобы государство поддерживало
одиноких матерей и принимало серьезные меры по наказанию нерадивых
родителей за невыплату алиментов.
Мы, педагоги, полностью поддерживаем Лидера Нации, который
в своем Послании особое внимание уделил воспитанию детей.
Чем больше мы в нашей стране будем строить школ, детских садов,
дворовых и спортивных площадок, открывать кружков, секций,
заниматься воспитанием детей, тем меньше будет детских домов,
домов престарелых, тюрем и наркологических диспансеров.
В законе «О правах ребенка в РК» сказано, что каждый ребенок
имеет право жить и воспитываться в семье, право знать своих
родителей, право на их заботу и воспитание, а задача государства
оказывать поддержку семьям, воспитывающим детей, с предоставлением
им социальных гарантий. И это я считаю самым главным в формировании
личности ребенка, будущего гражданина нашего суверенного государства.
Алтынай БАЙМАГАМБЕТОВА, учитель начальных
классов СШ №1 г. Кокшетау.
НАБЛЮДЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА Настроив душу на любовь
Моя профессиональная деятельность уже много лет связана с
детьми с отклонениями в развитии. Надо отметить, что это нелегкий
с психологической точки зрения труд, ведь речь идет о семьях,
воспитывающих детей с тяжелым недугом.
Своих учеников я называю «детьми особой заботы», стараясь
избегать слова «инвалид»: им нужно значительно больше заботы,
времени, внимания, больше любви и нежности.
Несмотря ни на что, они - самые обычные. И хотят учиться.
Для них индивидуальное обучение на дому - это выход, возможность
научиться грамоте и многому другому.
Но не каждый педагог хочет и способен работать с такими детьми.
Здесь нужны терпение, понимание, особое состояние души. Порой
мои ученики не знают элементарных вещей: название месяцев
и времен года, не умеют пользоваться часами. Мне приходится
учить их элементарным вещам, а не только школьной программе.
Для меня каждый мой ученик по-своему уникален.
К счастью, в нашем обществе четко поставлен вопрос о необходимости
ранней помощи семьям, воспитывающим «особых детей». С 1995
года, работая над задачей помощи ребенку с тяжелой речевой
патологией более уверенно почувствовать себя в общении с миром,
установить контакт со сверстниками, изучила множество спецметодик.
Не все дети одинаковы: одни терпят, другие не принимают никакую
мотивацию, могут шуметь, убегать, даже срываться на крик.
Нужно искать выход в каждой ситуации.
Ведь поиск пути — основной принцип дефектологии в целом. Прежде
всего необходимо наладить душевный контакт с ребенком, каким
бы капризным и неуравновешенным он ни был. Только тогда будет
обеспечен успешный результат.
Как правило, такие «особые» дети с измененной психикой очень
чутки и крайне болезненно реагируют на любое вмешательство
в их внутренний мир. Поэтому занятия провожу, чаще используя
игровые формы обучения. На уроках (а это всегда индивидуальное
обучение на дому) демонстрирую для визуального усвоения материала
яркие аппликации, цветные картинки, богатый иллюстративный
материал.
Работа с воспитанниками коррекционной школы-интерната включает
в себя такие ключевые ориентиры, как обучение, воспитание,
развитие учащихся, коррекцию нарушенных функций, оздоровление
и медицинскую реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию
в обществе.
Дети должны получить объем образовательных и трудовых знаний,
умений, навыков, способных компенсировать физическое несовершенство,
скорректировать низкую или неадекватную самооценку.
В «Стратегии-2050» Президент Республики Казахстан подчеркивает,
что наше общество должно обеспечивать детям равные права получения
образования в соответствии с их возможностями и знаниями.
Нурсултан Назарбаев акцентирует внимание, что «дети - наиболее
уязвимая и самая незащищенная часть нашего общества, и они
не должны быть бесправными». А дети с нарушениями в развитии
- это особая ответственность социума.
Вспомним слова знаменитого психолога Выготского: «Ребенок
с ограниченными возможностями при хорошем педагогическом воздействии
может достигнуть многого, но он достигает того, что может
нормальный ребенок, иными способами, на ином пути, иными средствами».
В процессе обучения приходится постепенно усложнять коррекционные
упражнения для совершенствования движений рук, развития мыслительных
процессов, зрительного анализатора, произвольности психических
процессов. Изучение традиционных народных ремесел, ярких образов
степной казахской мифологии и истории вызывает у детей устойчивый
интерес. «Золотой ключик» к развитию личности ребенка - уроки,
на которых одновременно происходит физическое (телесное),
интеллектуальное, и психологическое развитие, включаются механизмы
его целостного развития.
Поскольку мои ученики волею обстоятельств не интегрированы
в массовые образовательные учреждения, приходится терпеливо
и осторожно воспитывать у них самостоятельность, навыки самообслуживания
и культуры поведения, приучать их жить и работать в коллективе.
При этом, конечно, учитываю индивидуальные и возрастные особенности
его развития, чтобы предотвратить возможность нервного срыва
и прогрессирования заболевания.
В то же время такие дети порой нуждаются в дополнительной
опеке и щадящем режиме, ограничивающем их в игровой и учебной
деятельности.
Если позволяет физическое здоровье воспитанника, стараюсь
как можно больше занятий с учетом времени года проводить на
свежем воздухе, воспитывать любовь к природе, интерес к познанию
окружающего мира.
Дети, как правило, очень благодарны, их радостный смех и смущенная
улыбка - лучшая для меня награда. В такие минуты отчетливо
понимаешь, что только терпение и внимание, ласка и любовь
помогут ребенку почувствовать себя полноценной частью живого
мира и природы.
Ведь они пришли в этот мир, и обязательно должны обрести свое
право на заботу и любовь. Галин
БОСКИНА,
учитель домашнего обучения
областной коррекционной
школы-интерната № 1
с интеллектуальными нарушениями.
ВЧЕРА - СЕГОДНЯ - ЗАВТРА Каким будет Акколь к
2050 году
«Жеті атасын білмеген - жетімдіктіњ белгісі» («Незнание семи
поколений предков - признак сиротства») гласит казахская пословица.
Руководствуясь этой народной мудростью, в Аккольском детском
доме на постоянной основе проводят классные часы по программе
«Атамекен». Недавно восьмиклассники этого учреждения с руководителем
Венерой Худобиной организовали открытое мероприятие «Елімай».
Программа классного часа состояла из четырех этапов, где нужно
было продемонстрировать знания истории родного края, любовь
к Казахстану и населяющему его народу. Сначала участникам
предстояло в необычной форме рассказать о сво-
ей Родине. Далее молодые патриоты предстали перед собравшимися
в интересных инсценировках, поставленных по легендам, притчам
казахского народа. После им нужно было правильно ответить
на вопросы викторины «Знаешь ли ты?». Завершающей ступенью
стал мини-проект «Каким я представляю город Акколь к 2050
году». Готовясь к нему, школьники вместе с классным руководителем
допоздна засиживались в библиотеке, изучая историю родного
города. Как результат - достойное выступление, расскрывающее
познавательную информацию об истории малой Родины. В ходе
классного часа также исполнялись стихи собственного сочинения,
песни о Казахстане, родном городе.
Но самая главная мысль прозвучала от ребят в заключение: «Мы,
молодое поколение - будущее Казахстана. Нам его строить и
беречь, укреплять мир и дружбу между народами. Мы должны сохранить
мир на древней и прекрасной земле - это важнейшее условие
процветания. Каждый человек, живущий на планете, испытывает
чувство гордости за свой народ, свою страну, землю и историю.
И нам сегодня надо помнитьо прошлом, знать настоящее, чтобы
построить будущее. Мы призываем всех сверстников, молодых
людей посвятить себя служению Родине - Республике Казахстан».
Лариса ТАРАДАНОВА. Аккольский район.
Трансляция опыта - как глоток свежего воздуха
На базе Назарбаев Интеллектуальной школы г. Кокшетау прошел
областной семинар учителей «Критериальное оценивание на уроках
физики», инициированный филиалом АО «Национальный центр повышения
квалификации «Љрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических
работников по Акмолинской области».
В нынешнем Послании Президента РК обозначены основные ориентиры
по модернизации системы образования страны, где, в частности,
сказано: «...Сегодня на основе международных стандартов успешно
работают Назарбаев Университет и Интеллектуальные школы,....
надо распространять их опыт на всю систему казахстанского
образования, подтягивать к их уровню все образовательные учреждения».
В центре повышения квалификации педагогов «Љрлеу» создан координационный
совет, цель которого - организация более тесного и плодотворного
сотрудничества «Назарбаев Интеллектуальные школы» с учреждениями
образования области. Разработан план действий по трансляции
опыта «Назарбаев Интеллектуальные школы» в базовые организации
образования на 2013-2015 годы.
Учителем физики НИШ А. Алтынбековым совместно с micterom Ericson
проведен мастер-класс на казахском и английском языках «Изопроцессы»
в 11 классе. А заместитель директора по научно-методической
работе Р. Заитова ознакомила с программой Виртуальной и Каникулярной
школы в НИШ. Педагогическому сообществу та кие встречи необходимы
как глоток свежего воздуха. Где еще можетоно обменяться опытом
работы, поделиться наболевшими проблемами или попросту пообщаться,
если не в кругу своих коллег и единомышленников. Проблем много,
но еще больше планов по их решению. По отзывам участников
семинара, его проведение было своевременным и продуктивным.
Ботагоз ГЕЛЬМАНОВА,
Центр повышения
квалификации «Љрлеу».
С МЕСТА СОБЫТИЯ Пусть «серая мышка» станет талантом
Уже сама тема семинара-практикума, хотя и сформулирована по-научному,
вызвала огромный интерес у прибывших. «Методологические подходы
как основа обновления системы и содержания дополнительного
образования» - значит назрело, значит будет что-то новое,
значит пойдут сдвиги.
Именно
на это и надеются педагоги, работающие в системе тех организаций,
которые при- нято называть внешкольными. А это Центры творчества
детей и юношества, станции юных натуралистов, техников, турис-
тов, школы искусств, детские, музыкальные, спортивные школы,
подростковые и дворовые клубы. Именно здесь происходит процесс
развития творческих способностей детей, начиная стрехлетнего
возраста и кончая самыми старшими выпускниками школ. А поскольку
именно в этих организациях строится работа по принципу добровольности
и доступности, то часто происходит так: пассивный и заурядный
ученик в школе начинает меняться на глазах именно в интересных
для него кружках и студиях - у него проявляется певческий
талант, он больше обычного интересуется историей родного края,
увлекается туризмом или начинает моделировать самолеты. Система
работы здесь соблюдается неукоснительно: не дублировать школьные
программы, а найти точки соприкосновения с ребенком, чтобы
расширить его кругозор, поддержать талантливых ребят, открыть
и развить все грани его интересов.
Сколько же у нас в области таких внешкольных организаций?
На первый взгляд достаточно много - 65, это с учетом 20 дворовых
клубов и двух негосударственных организаций с охватом детей
около 20 тысяч. Ане маловато ли, если школ по области около
700? Если в процентном соотношении, то это неполных 19 процентов,
в то время как в целом по республике почти 23 процента. Если
сравнить со среднестатистическими цифрами развитых зарубежных
стран, то мы значительно отстаем. И причин - великое множество.
Уже в самом начале семинара было видно, что у директоров-внешкольников,
которые и прибыли в областной учебно-методический центр по
работе с творчески одаренными детьми на это мероприятие, что
называется, наболело: скученность и приспособленность по-мещений,
слабая материально-техническая база, недостаточное финансирование,
резкая нехватка кадров, низкая заработная плата, обилие ненужной
отчетности, бюрократизм на местах, и так далее и тому подобное.
Поэтому уже на пленарном заседании разговор был оживленным
и заинтересованным.
Общий настрой мероприятия все же был позитивным - наметить
пути новых подходов в содержании дополнительного образования.
А перспективы просматриваются в самое ближайшее время. Так,
во исполнение поручения Президента страны от 13 ноября 2012
года министерством образования разработан проект межведомственной
программы развития системы дополнительного образования детей
Республики Казахстан под названием «К обществу знаний - через
модернизацию системы дополнительного образования», рассчитанной
на 2013-2017 годы. Кардинально нового, «революционного» в
ней ничего нет, но само ее появление говорит о том, что к
системе внешкольной подготовки детей поворачиваются лицом.
Обобщенно это выглядит так: будет значительно расширена сеть
организаций. В Жаркаинском районе, например, нет вообще центра
детского творчества, в будущем планируется его открыть, в
Аршалынском добавится еще три в таких селах, как Волгодоновка,
Берсуат и Жибек Жолы, в Бурабайском районе есть необходимость
открыть целых семь внешкольных организаций, в Степногорске
- четыре. Далее - если сейчас в основном идет обучен ие и
образование в домах творчества по 21 направлению по программам
художественно-эстетической и декоративно-прикладной направленности,
то в будущем упор будет делаться на научно-техническое творчество,
краеведение и языковое развитие. Планируется создание новых
форм работы организаций дополнительного образования, это могут
быть научные музеи, бизнес-инкубаторы, детские банки, летние
краеведческие лагеря, технопарки, кружки трех языков и многое
другое.
Шел разговор и о кадровой политике. На сегодняшний день в
организациях дополнительного образования работает 733 педагога,
416 из которых с высшим образованием, со средним специальным
162. Незначительная часть работающих вообще не специалисты,
а практики. Общая потребность в кадрах - 37. Высшие учебные
заведения и профессиональные колледжи не готовят специалистов-внешкольников,
переподготовку можно получить только в институте повышения
квалификации, не существует и системы закрепления специалистов
по распределению, поэтому в Домах творчества преимущественно
работают женщины, да и то преклонного возраста, а если учесть
и низкий уровень заработной платы, то становится понятно,
что кадры - самая главная проблема.
Но, повторимся: наметился положительный сдвиг в сторону улучшения
системы внешкольной работы. Какже вышеупомянутую программу
начнут выполнять на местах? Своими соображениями и опытом
накопленной работы поделились на пленарном заседании и секционных
занятиях Куралай Джумабекова - старший методист учебно-методического
кабинета управления образования, Наталья Ларионова - заместитель
директора по УВР Центра внешкольной учебно-воспитательной
работы «Арман» Бурабайского района, Жангельды Уаисов - директор
областного центра детско-юношеского туризма, краеведения и
экологии, Александр Назаренко - директор детской художественной
школы Степногорска, Светлана Амиржанова-директор детской музыкальной
школы г.Кокшетау, Олег Альцгеймер - координатор студенческого
отряда «Юность», Наталья Крамаренко - старший преподаватель
Национального центра повышения квалификации «Орлеу», Гульнар
Кикимова - директор ОУМЦ по работе с творчески одаренными
детьми и другие. Как выяснилось в процессе состоявшегося разговора,
есть резервы и возможности, реализовать которые вполне по
силам. Конечно же, не без помощи государства и местных органов
власти.
Выработанные на семинаре-практикуме рекомендации лягут в основу
обновленной работы всех внешкольных организаций области. И
состоявшийся семинар-практикум - хорошее ее начало. Любовь
ФОМИЧ. Пресс-служба ОУМЦ.
«С ДИПЛОМОМ - В СЕЛО» В профессионалы высшей пробы
Коллектив педагогов средней школы села Улгі (Казгородок) Енбекшильдерского
района за два последних года пополнился шестью молодыми специалистами.
Одни из выпускников приехали в село по госпрограмме «С дипломом
- в село», другие вернулись домой после неудачной попытки
устроиться на работу в городе.
Нам
захотелось выяснить, почему молодые, образованные люди, которые,
по их словам, пока не планирую никуда отсюда уезжать, выбрали
местом жительства село. Вместе с тем некоторые из них не стали
скрывать, что поначалу пы- тались строить карьеру в областном
центре. Не слу- чилось, поэтому предпочли жизни городской
- деревенскую.
Все наши собеседники - молодые педагоги - с чувством большого
удовлетворения рассказывал и о своих первых шагах на педагогическом
поприще. Так, учитель начальных классов, а с 1 февраля по
совместительству заместитель директора по воспитательной работе,
Сания Каженова родом из соседнего села, откуда каждый день
приезжает на работу в Казгородок. Конечно, мысль о перемене
места жительства на шумный город иногда ее посещает, но ее
(мысль) побеждает более рациональная: на первом плане должно
быть обретение опыта, карьерный рост. А строить все это начинающим,
помнениюСании, нужно обязательно в сельской школе, где работать
и легче, и интересней. Она уверена, что ей очень повезло с
коллективом, его руководителем, который помогает и поддерживает
во всем.
Об этом же - об интересе - говорит и ее молодая коллега, учитель
географии Маржан Алпысбаева. Она, окончив вуз, приехала работать
в родную школу, воспользовавшись условиями программы «С дипломом
- в село». Работать под началом бывших учителей, которые опекают
ее, и легко, и в то же время ответственно. Ведь они теперь
коллеги, поэтому нужно соответствовать заданной планке.
По словам учителя химии и биологии Кенжегуль Мукатаевой, она,
получив диплом, пыталась найти работу в г. Кокшетау. Столкнулась
с тем, что без стажа, а, значит, и опыта выпускнику вуза в
городской школе трудоустроиться почти невозможно.
Начав трудиться в сельской местности, поначалу она и не представляла,
насколько ответственна и трудна профессия учителя. При этом
массу времени отнимает различная отчетная «писанина». Сегодня
работается уже полегче, и старается она, чтобы хорошими были
результаты труда, иначе весь интерес к работе пропадет.
По условиям государственной программы вернулись в свой родной
район физик - Жанибек Баймаганов и учитель английского Жулдыз
Абетова.
Жанибек уже приобрел собственный дом, воспользовавшись условиями
кредитного займа. Все верно: состоявшемуся молодому специалисту
необходимо иметь собственное жилье, приобретенное, причем,
за свои средства, не рассчитывая на помощь родителей. К слову,
вполне приличная у учительской молодежи по сельским меркам
и заработная плата.
В том, чтобы молодые, грамотные специалисты оставались на
селе, очень заинтересована и директор школы Алма Бекенова,
которая без устали вкладывает в процесс «взращивания» молодых
педагогов много времени и сил. По ее мнению, это очень интересный
творческий процесс, когда берешь под свое крыло просто выпускника
вуза и «лепишь» из него настоящего специалиста. Уверена директор:
молодежь необходимо всячески заинтересовывать, надо всегда
давать ей шанс, ощущение нужности, что без них просто не могут
обойтись. Поэтому мечтает приобрести большой сельский дом
для учителей, чтобы снять главную социальную проблему, возникающую
у них на первых порах.
Молодые педагоги Казгородской средней школы вполне оценили
все это и, в свою очередь, стараются максимально проявить
себя на профессиональной ниве.
К слову, на мой вопрос, много ли их бывших однокурсников по
окончании вузов отказались не только ехать в село, но и работать
по специальности, молодые казгородские учителя ответили утвердительно...
Раушан УТЕУЛИНА. Енбекшильдерский район.
Фото Ермурата Досумова
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|