Информбюро
Местное производство
Ассамблея: когда мы вместе
У наших коллег
Интервью на
заданную тему
Культурное наследие
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ   К 300-ЛЕТИЮ АБЫЛАЙ-ХАНА. ИЗ ПРОШЛОГО - В НАСТОЯЩЕЕ
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
К 300-ЛЕТИЮ АБЫЛАЙ-ХАНА
Взгляд через столетия
Много легенд и песен сложено в Степи о героях прошлого. Люди знают их имена и бережно хранят в памяти, передавая из уст в уста. С особым почитанием относятся в народе к Абылай-хану, великому полководцу, выдающемуся политическому деятелю, искусному дипломату, вся жизнь которого была посвящена борьбе за целостность и независимость Казахского ханства. Время его правления считается золотым веком в истории казахской земли.

В рамках трехсотлетия Абылай-хана информационно - библиографическим отделом областной универсальной научной библиотеки им. Магжана Жумабаева готовится рекомендательный указатель, который охватит все материалы о великом хане. В течение года в библиотеках области пройдут 82 мероприятия, посвященных празднованию знаменательной даты. В читальном зале оформлена книжно-статейная выставка на двух языках «Алты алыштын айбыны — Абылай-хан: взгляд через столетия». Экспозиция состоит из шести разделов: «Абылай-хан: время, события, факты», «Значимость Абылай-хана в борьбе за независимость Казахского ханства», «Образ Абылая в литературе, киноискусстве, живописи», «Великая память потомков». Здесь представлен интересный материал по истории Казахстана, яркие моменты из жизни Абылай-хана, мнение известных историков прошлого и настоящего, проводится увлекательная параллель взлядов на деятельность хана спустя почти три столетия.
Согласно общепринятому мнению, Абылай-хан (Сабалак, Абильмансур, Абылай-султан, Абылай-бахадур) - третий хан Среднего жуза, 19-й казахский хан. Его предшественник - Абилмамбет-хан, а преемник - Уалихан. Предки Абылай-хана являлись потомками сына Чингисхана Джучи и происходили от Аз Жанибека, создавшего основы Казахской орды.
Абылай родился в 1711 году в Туркестане. Имя получил по своему боевому кличу «Абылай» и в честь деда - Каншера, прозванного «Канишер Абылай» («канішер» в переводе с казахского - «кровопийца») за неодолимую храбрость и ярость в бою. Во время джунгарского нашествия Абильмансур двенадцатилетним мальчиком бежал в степь и, скрывая свое происхождение, некоторое время был простым пастухом. Отмечен факт, что под именем «Сабалак» в 10 верстах от Ташкента в местности Каракамыс в 1725 г. он пас верблюдов Толе бия. Отец будущего хана Коркем Уали султан погиб от рук врага. С детства Абылай перенес много трудностей, растил его раб Ораз. Уже в юности он обнаружил особые воинские качества. Находясь в гуще кровавых схваток, особенно был храбр в поединках. Широким народным массам он стал известен после того, как с его помощью войска в битве с джунгарами одержали крупную победу. В этом бою двадцатилетний Абилмансур в схватке один на один убил сына калмыкского контайчи Каддана Серена - Шарыша. После победного боя он стал султаном Среднего жуза, авторитетным и сильным правителем.
Абылай был неприхотлив в жизни, на равных переносил со своими воинами все тяготы военных лет. Носил простую, удобную одежду, спать научился прямо в седле, мог обходиться без еды по нескольку дней. Любил слушать у костра старинные предания, в которых рассказывалось о подвигах отцов. Подолгу засиживался со своими близкими соратниками и духовными наставниками - Бухар жырау, Каздауысты Казыбек бием. Когда случались праздники или какие-либо состязания, Абылай не сторонился общего веселья, мог запросто схватиться с силачом в борьбе. Как правило, Абылай скоро одерживал победу и всегда благодарил соперника за честную борьбу. Как настоящий предводитель, Абылай никогда не делил своих приближенных по родословной, на «белую» или «черную» кость. «Кровь у всех одного цвета, - говорил Абылай. - Главное, какое у тебя сердце, докажи в бою. И не ради богатой добычи, а ради земли родной». И джигиты Абылая беззаветно любили и боготворили его. Готовы были идти на смерть, не задумываясь, потому что не просто призывами вдохновлял он на подвиги, а показывал собственным примером. В каждом сражении Абылай оказывался в самом жарком месте, никогда не поворачиваясь к врагу спиной. Неизменно первым бросался в атаку, увлекая бойцов за собой. И духи предков словно хранили его, оберегая от случайных стрел, от кривого меча, от коварного кинжала. Не случайно говорится: «Смелого пуля боится, храброго Бог бережет».
В 1743 году в Туркестане ханы, султаны, батыры трех жузов под единым знаменем официально избрали Абылая казахским ханом, который в последующем приложил немало усилий для укрепления и сохранения независимости Казахского государства. В первые в годы его правления казахи и калмыки пришли к соглашению, установились добрососедские отношения с Россией и Китаем.
Абылай-хан, будучи дальновидным стратегом, использовал дипломатические пути, чтобы поддержать народ, уставший от тяжёлых боёв с калмыками. В августе 1740 года вместе с султаном Среднего жуза Абилмамбетом и 120 старшинами Абылай-хан приехал в Оренбург и дал согласие о принятии Российского подданства. Его мудрая политика позволила казахам стать доминирующим кочевым этносом 18 века. Вот как оценил эту эпоху Шокан Уалиханов: «В преданиях казахов Абылай носит какой-то поэтический ореол, век Абылая является веком казахского рыцарства».
Ни один казахский хан ни до, ни после Абылая не имел такого авторитета и влияния. Это было связано, прежде всего, с его харизматическим характером, снискавшим преданность своих приверженцев и уважение противников. В немалой степени этому способствовали и личные качества хана. Ведь несмотря на знатное происхождение, в детстве ему пришлось быть пастухом и табунщиком, участвовать в войне против джунгар в качестве рядового дружинника и заслужить звание батыра в бою. Абылай имел хорошее мусульманское образование. В плену сам выучил китайский язык. Это был незаурядный политик, прекрасный полководец и дипломат.
Абылай известен как талантливый кюй-ши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа и сочинил немало кюев. Всю жизнь он провёл в походах, скончался на берегу реки Арыс в возрасте семидесяти лет, оставив 30 сыновей и 40 дочерей от 12 жен. Похоронен в мавзолее-мечети Ходжа Ахмеда Яссауи, ставшем одним из самых известных мест паломничества.
Сегодня его имя носят многие казахстанские улицы и проспекты. По всей стране находится немало памятников Абылай-хану. В нашей области в поселке Бурабай находится поляна Абылай-хана, конный памятник в Алматы, музейный комплекс «Резиденция Абылай-хана» в Петропавловске. Имя Абылай-хана носит Казахский университет международных отношений и мировых языков.
С тех пор Казахстан повидал немало политических деятелей, но среди них имя хана Абылая прочно утвердилось в народной памяти. И народ помнил и будет помнить его как великого своего сына, пока жива память и существует жизнь на земле. Таковы традиции, таковы незыблемые законы Великой степи. Мы считаем, что каждый уважающий себя казахстанец должен знать своих великих предков, тем самым отдавая дань уважения великим страницам прошлого.
Галина САВЕНКОВА,
заведующая отделом АОУНБ
имени М. Жумабаева.


Покорила чарующей магией голоса
26 января в стенах областной филармонии с успехом прошел концерт ее солистки, заслуженной артистки РК Газизы Жумекеновой. Музыкальный вечер -один из серии сольных выступлений, которые артисты главной концертной организации области проведут в рамках цикла мероприятий к 300-летию великого Абылай хана.
И вновь ценители народного пения, а таковых в тот день собралось немало, были бесповоротно покорены чарующей магией голоса певицы, исполнившей песни народные, казахских композиторов.
В зале гаснет свет, и на сцену в очередной раз под бурные овации публики стремительно выходит любимая многими кокше-тауцами артистка. Она начинает свой концерт с красивой, полюбившейся многим зрителям песни «Џкілі домбыра», которую певица исполнила в сопровождении фольклорного ансамбля «Айнаколь».
В обширном певческом репертуаре Газизы Жумекеновой большое место отведено шедеврам народной музыки, без которых не обходится ни один ее концерт. Одни из часто звучащих в ее исполнении песни «Дей салдым», «Саулем-ай», которые она и на этот раз подарила зрителям. Также прозвучали в программе узнаваемые песни Џкілі Ыбырая «Гѕкку», Н. Тлендиева - «Жџрегім меніњ», Е. Хасангалиева - «Халкым туралы эні» и многие другие под аккомпанемент оркестра казахских народных инструментов имени К. Кумисбекова областной филармонии. А за дирижерским пультом сменяли друг друга Турлыгожа Базаров и Даурен Глымов.
Как известно, многие музыкальные произведения солистка, выросшая под звуки казахской домбры, исполняет, аккомпанируя себе на ней. Это ее большая любовь и творческое самовыражение. Не изменила она себе и на сей раз. В исполнении Газизы Жумекеновой зрители услышали песню Жайяу Мусы «ІПормановќа», полную эмоционального и социального пафоса.
Красивая песня «Љмір џні» появилась в репертуаре солистки благодаря творческому тандему местных авторов: композитора Армана Ищанова и Галии Рамазановой. По реакции зала было очевидно, что у этого красивого произведения - долгое будущее.
С удовольствием откликнулись на приглашение принять участие в сольном концерте и другие солисты областной филармонии. Вместе с заслуженной артисткой порадовали кокшетаускую публику Жанат Есов, Сакен Биржанов, с большим удовольствием, сопровождая одобрительными возгласами, слушали зрители толгау в исполнении Абсалыка Салыка.
Рахим БЕКОВ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.


Находки давних времен
Фотографии, редкие книги, монеты, старинные изделия из войлока, деревянная посуда ручной работы, одежда, обувь и многое другое - все это уникальные экспонаты выставки «Маршрутами экспедиций», открывшейся в областном историко-краеведческом музее.

Эти экспонаты, а их порядка полутора тысяч - результат кропотливой собирательской работы сотрудников музея за последние семь лет в рамках программы «Мѕдени мура». Научные исследования были проведены в 14 районах области (112 населенных пунктов). Кстати, 400 раритетных вещей переданы акмолинцами в дар музею во время акции «Подари экспонат музею».
По словам заместителя директора музея по науке Алмы Кунанбаевой, исследовательские экспедиции, в которых участвовали и преподаватели КГУ имени Ш. Уалиханова, стали возможны именно благодаря реализации государственной программы «Мѕдени мура». К слову, эта огромная работа была бы невозможна без поддержки акимов районов и сельских округов, работников библиотечной системы, руководителей школьных музеев.
- Действительно, за эти годы музеем проделана серьезная работа по пополнению культурного фонда. Ведь найти вещи, ставшие историко-культурным наследием, убедить владельцев сделать их общим достоянием — нелегкая задача, - поделился мнением председатель ОО «Ќазаќ тілі жѕне мѕдениеті» Мейрамбек Кийков.
Первые посетители, среди которых в день открытия выставки были как ценители старины, так и знатоки истории, отметили своеобразие, неповторимость собранного фонда. К примеру, истинной находкой стали фрагмент кебеже конца XIX-начала XX в.в., инкрустированный костяными пластинами; шымылдыќ, украшенный янтарем и перьями филина; самовар фабрики Михаила Зубова г. Тулы, датированный 1902 годом, и другое. Особую ценность представляют дневники экспедиций - в іопонимических изысканиях собраны рассказы старожилов о происхождении сел и городов, рек, озер и гор, воспоминания участников исторических событий, архивные и документальные факты.
Настоящим ретро-показом была представлена коллекция одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров 60-70-х годов прошлого столетия.
Аэлита ТАЕВА.

Из прошлого - в настоящее
Одним из распространенных видов казахского прикладного искусства является художественная обработка дерева. О далеком прошлом его происхождения свидетельствуют многочисленные археологические находки на территории Казахстана. К примеру, при раскопках знаменитого Береля выявлена масса деревянных изделий, датирующихся ранним железным веком. Кокшетауской археологической экспедицией в урочище Кошкарбай обнаружена уникальная находка - инструмент древнего мастера, работавшего по дереву - шаппа-шот.

О том, что казахи издавна занимались плотницким делом, писали средне- вековые авторы Ф. Рузбихан и Ш. Али Йезди. Историологические данные о мастерах Северного Казахстана содержатся в айтысе акынов Култумы и Тогжана. В научных трудах великого казахского ученого Шокана Уалиханова имеются сведения о деревообра- батывающем ремесле в Кокшетау XIX века. Подробно этот вид народного творчества исследовали известные ученые X. Аргынбаев, А. Маргулан, Э. Масанов, М. Муканов.
Дерево было очень удобным материалом, из которого в условиях кочевого образа жизни можно было изготавливать различную посуду. Продукция деревообработчиков, поставляемая на рынок, часто обменивалась на скот и попадала в полупустынные и степные местности. Профессиональные резчики по дереву, называвшиеся в народе аѓаш ђста, виртуозно владели различными видами резьбы: плоскорельефной, геометрической, трехгранновыемчатой, сквозной, контурной и другими.
Особой популярностью пользовались астау. Различные по размеру, глубокой круглой и овальной формы они имели широкое распространение во всех регионах страны. Их ручки декорировались зооморфным орнаментом, символизирующим экономический достаток и благополучие. Астау изготавливали из цельного куска березы, высушивая в тени. После его несколько часов кипятили в соленой воде для большей прочности, затем опять просушивали и окончательно обрабатывали. Существуют историологические сведения о том, что мастера кипятили астау в больших казанах с мясной сорпой по окончании большого тоя в ауле. Посуда приобретала красивый цвет и блеск.
В областном историко-краеведческом музее собрана коллекция казахской традиционной посуды из дерева, изготовленная народными мастерами региона ХІХ-ХХ веков. Самому старинному астау около 200 лет. Изготовлены блюда в основном из березы, но имеются экспонаты из осины и урюка. Если проследить «географию» музейных астау, то большая их часть была изготовлена в Кокшетау и Кишкенеколе (бывший Кызылту), а также в Зерендинском, Енбекшильдерском и Айыртауском районах, и один астау, по легенде, с берегов Каспия.
Общее количество казахских традиционных предметов быта из дерева, в том числе и посуды, в фондах музея составляет более 200 экспонатов, из которых самое ранее поступление датируется 1951 годом.
К примеру, в музее имеется астау, привезенный в 1986 году. Рельефные резные ручки выполнены в зооморфном стиле, по наружной стороне проведена цельная окантовка в виде переплетенных кос, по всей вероятности, выполнявшая своеобразную функцию оберега, и в то же время украшавшая посуду. Кстати, предметы кухонной утвари с украшением по краю посуды существовали еще в быту протоказахов. Старинный астау, самый длинный по размеру, экспонируется в разделе «Этнокультура и быт казахского народа» зала истории Казахстана XIX века.
Другой астау широкой овальной формы с изящными ручками, был привезен сотрудниками музея из этнографической экспедиции по Зерендинскому району в 1994 г. Посуду середины XIX века сдал Досымбек Рахымжанов, которому блюдо перешло по наследству от Жаныл Байтеновой, 1813 года рождения, проживавшей в свое время в Кошкарбае. Внешняя сторона астау украшена четкими рельефными линиями, выполненными в виде рогов барана и полукруга, с исходящими от них лучами Солнца. Баран у казахов считался символом материального достатка, солнце и полукруг - всех основ жизни. Неизвестный мастер использовал творческий, осмысленный подход в изготовлении национальной посуды из дерева.
Есть в коллекции астау мастерски изготовленный современным аѓаш ђста - павлодарцем Мельжаном Сыдыковым.
Слово «астау» отразилось в местной топонимике. Так, в 1920-х годах в Кокшетауском уезде находился кыстау «Астау-кескен», принадлежавший Карамен баю. Вероятно, благодаря известности не одного поколения местных мас-теров-деревообработчиков, аул и получил свое оригинальное название. Богатая же лесистая местность способствовала появлению топонимов, связанных с деревом, многие сохранились и по сей день. К примеру, в топонимике одной только Шунгыршынской волости есть: «Ќара-Аѓаш», «Жалѓыз-Аѓаш», «Жамбы-Аѓаш», «Кара-Тал», «Кљк-Аѓаш», «Шок-Терек», «Егінді-Аѓаш» и другие.
Самым большим по размеру в музейной коллекции является «кылшактинский астау». Старинный астау является случайной находкой преподавателя ПЛ № 11 г. Кокшетау Виктора Салогуба и учащегося Мусина Куаныша, ныне -мастера по дереву ТОО «Блэк». Астау был найден около восьми лет назад в реке Кылшакты. Отреставрированное блюдо для мяса было подарено музею.
В монографии «Казахское народное прикладное искусство» академик Алькей Маргулан приводит немало имен мастеров-деревообделочников ХІХ-первой половины XX веков, в том числе из Кокшетауской и Акмолинской областей, начиная от знаменитого мастера XVIII в. Булана. В большинстве своем они были универсалами, одновременно работая по дереву, коже, металлу и т. д. К примеру, брат Шокана Уалиханова-Абдул-Макыжан, будучи профессиональным художником, занимался также резьбой по дереву.
По данным первой Всеобщей переписи 1897 года, казахов, занимающихся этим видом ремесла в Кокшетауском уезде (без города), насчитывалось 11 человек. В Кокшетау на тот период семеро казахов занимались резьбой по дереву. В целом в Акмолинской области мастеров насчитывалось 71, из которых 24 являлись «городскими». Однако, учитывая, что в области проживало абсолютное большинство казахов, а деревянная посуда и утварь являлись неотъемлемой частью их быта, то фактически деревообработчиков, обеспечивающих население своей продукцией, было гораздо больше.
В 1972 году институтом «Казгипротехноместпром» проведена специальная экспедиция по изучению современного состояния художественных традиционных ремесел в Кокшетауской области. Она выявила 109 мастеров народных ремесел, 101 мастерицу по изготовлению казахских войлочных ковров, пять зергеров, всего лишь три резчика по дереву. Известный зергер и аѓаш ђста Канапия Манапов из поселка Кызылту (ныне Кишкенеколь), потомственные деревообработчики Жаман Найманбаев из аула Карабулак и Ахметжан Байжолов из отделения села «Золотой колос».
Сегодня наблюдается обратная тенденция. Если в Кокшетау и Акмолинской области насчитывается 25 мастеров, работающих по дереву, то традиционный казахский войлок практически не производится, хотя пользуется спросом эксклюзивная одежда из тончайшего войлока, сувениры и др. В нашей области его по новой технологии изготавливает Валентина Жакупбекова из Коргалжынекого района. Войлок в сочетании с различным материалом используют и славянские прикладницы, среди которых в Кокшетау известна Людмила Безгачева. Казахские мастерицы работают ныне в технике «ќђраќ», ткут баскуры, сюжетные гобелены и все реже - алаша. По-видимому, классические сырмаки и текеметы можно будет увидеть лишь в музейной экспозиции.
Историко-краеведческий музей плодотворно сотрудничает с народными мастерами. К примеру, в августе 2009 года успешно прошла международная выставка-продажа «Экспо-2009». В 2010 году совместно с мастерами Адилханом Казбеком и Еркешем Макеновым на VII региональной Акмолинской туристской ярмарке музей представил этнографическую выставку «Аѓаштан тџйін тџйген».
Собрание этнографической коллекции музея пополнилось редкими предметами старины, среди которых традиционные посуда и утварь из дерева. Экспонаты приобретены в комплесных экспедициях сотрудников по Енбекшиль-дерскому, Буландынскому, Шортандинскому и Атбасарскому районам, поступили от частных лиц. Недавно музей приобрел уникальный астау 2-й половины XIX века, принадлежавший потомкам знаменитого рода Уалихановых.
Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.





©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал