|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ
МОДЕРНИЗАЦИЯ |
ДУАЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ КАК РЕЦЕПТ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ |
|
|
СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ Дуальное обучение как
рецепт от безработицы
Выездной семинар «Модернизация системы технического и профессионального
образования в свете реализации программной статьи Главы государства
«Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу
Всеобщего Труда», инициированный республиканским научно-методическим
центром развития технического и профессионального образования
(РНМЦ), собрал на базе строительно-технического колледжа №
1 г. Кокшетау педагогов организаций системы ТиПО со всего
региона.
В Казахстане, где на сегодняшний день действует 896 колледжей,
все более актуальным становится вопрос внедрения в них дуальной
системы обучения, сущность которой состоит в том, что одновременно
с традиционной учебой в образовательном учреждении учащиеся
осваивают избранную профессию непосредственно на производстве.
Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней
сторон - предприятий, работников, государства.
По словам генерального директора АО РНМЦ МОН РК Сауле Бурбаевой,
миссия прибывших в Кокшетау представителей РНМЦ с новыми нормативно-правовыми
документами, основанными на инновациях мирового опыта, основных
принципах дуальной системы обучения - установка обратной связи
с коллегами, которым предстоит их реализовывать, оказание
методической помощи по использованию новых программ в учебном
процессе. К примеру, специально для Высшей технической школы
(г. Щучинск), выпускники которой - младшие инженеры - владеют
всеми навыками, начиная от рабочей специальности, подготовлена
учебная программа с тщательно продуманной интеграцией между
всеми квалификациями. Причем, разработка должна быть не только
апробирована в течение ближайшего полугода, но и внедрена
в жизнь, начиная уже со следующего учебного года.
Второй не менее важный документ, о котором шла речь на семинаре,
- это типовые учебные планы и образовательные программы по
специальностям. Их новшество в том, что более 40-50% учебного
времени отводится производственной практике. Новые типовые
учебные планы можно будет приобрести уже в 2013 году в РНМЦ.
Своим видением внедрения в Казахстане элементов дуальной системы
обучения с присутствующими поделилась международный эксперт
Галя Божанова из Болгарии. Ее выступление «Модели применения
дуальной системы на национальном и региональном уровне» -
совместного проекта «Институциональное партнерство в системе
ТиПО» Международного центра педагогических исследований Министерства
национального образования Франции и РНМЦ МОН РК вызвало практический
интерес. Она отметила, что суть пилотного проекта, разрабатываемого
для Азии и Казахстана, - установление контактов с подобными
учебными заведениями за рубежом, обмен опытом, адаптация готовых
моделей работы.
Как отметила Галя Божанова, сегодня в мире нет идеальной модели
образования. Задача экспертов - ознакомить с лучшими из них,
показать их достоинства и недостатки, чтобы специалисты, которым
предстоит готовить образовательные программы, могли выбрать
лучшие образцы для своей страны.
Что касается нынешней системы образования Казахстана, по мнению
зарубежной гостьи, она еще слишком централизована. В разговоре
с коллегами она привела примеры того, как работают дуальные
системы обучения в Германии и Австрии, один из основных принципов
которых — децентрализация. В этих странах трудоустройство
молодежи, имеющей рабочие специальности, не так проблематично.
К примеру, в той же Германии, система профессионального образования
которой по оценке Международного института мониторинга качества
рабочей силы (Швейцария) является одним из лидеров по уровню
квалификации кадров, а ее система дуального образования во
многом является образцом для всего Европейского Союза, уровень
безработицы среди молодых людей составляет от 4 до 7%, таков
он и в Австрии. В других европейских странах, где дуальная
система обучения не так популярна, процент безработицы более
высок (до 27%).
По мнению госпожи Божановой, работавшей в Ирландии, Бельгии,
Греции, других странах, если экономика государства ориентирована
на позиции среднего образования, то тогда развитие ТиПО для
него очень важно. В настоящее время во многих государствах
по-прежнему наблюдается крен в сторону высшего образования,
с низким процентом обучающихся в системе ТиПО. Между тем,
практически все эти позиции на рынке труда заняты без тенденции
роста рабочих мест. Практически всюду ощущается дефицит высококвалифицированных
рабочих кадров, особенно инженерно-технических специальностей.
Единый образовательный нормативно-правовой документ без учета
региональных, экономических аспектов изготовить невозможно.
В их разработке должна обязательно присутствовать дифференциация.
В этом плане весьма интересным показался опыт Франции, которым
поделился эксперт, представитель Бруно Шувель, специалист
по странам СНГ.
Уровень обучения учащихся, их количественный состав в системе
профтехобразования Франции высок, вместе с тем статистика
показывает, что выпускники колледжей, получившие рабочие профессии,
не пользуются у работодателей особым спросом. Это специфичная
особенность французского рынка труда.
Вывод международных экспертов однозначен: Казахстану необходима
тщательно выработанная своя собственная модель дуального обучения.
В деле выбора профессии особенно значима мотивация. Поэтому
весьма важно, чтобы овладение профессиональными навыками стало
для молодых людей процессом эффективным и привлекательным.
Они должны быть на сто процентов удовлетворены своим выбором,
уверены в социальной защищенности и собственной успешности.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|