Информбюро
Социальная модернизация
Актуальное интервью
Разговор...
"Казахстанская Лапландия"
Школьный турнир
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ   ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК РЕЦЕПТ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ
СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
Дуальное обучение как рецепт от безработицы
Выездной семинар «Модернизация системы технического и профессионального образования в свете реализации программной статьи Главы государства «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», инициированный республиканским научно-методическим центром развития технического и профессионального образования (РНМЦ), собрал на базе строительно-технического колледжа № 1 г. Кокшетау педагогов организаций системы ТиПО со всего региона.

В Казахстане, где на сегодняшний день действует 896 колледжей, все более актуальным становится вопрос внедрения в них дуальной системы обучения, сущность которой состоит в том, что одновременно с традиционной учебой в образовательном учреждении учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве. Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства.

По словам генерального директора АО РНМЦ МОН РК Сауле Бурбаевой, миссия прибывших в Кокшетау представителей РНМЦ с новыми нормативно-правовыми документами, основанными на инновациях мирового опыта, основных принципах дуальной системы обучения - установка обратной связи с коллегами, которым предстоит их реализовывать, оказание методической помощи по использованию новых программ в учебном процессе. К примеру, специально для Высшей технической школы (г. Щучинск), выпускники которой - младшие инженеры - владеют всеми навыками, начиная от рабочей специальности, подготовлена учебная программа с тщательно продуманной интеграцией между всеми квалификациями. Причем, разработка должна быть не только апробирована в течение ближайшего полугода, но и внедрена в жизнь, начиная уже со следующего учебного года.
Второй не менее важный документ, о котором шла речь на семинаре, - это типовые учебные планы и образовательные программы по специальностям. Их новшество в том, что более 40-50% учебного времени отводится производственной практике. Новые типовые учебные планы можно будет приобрести уже в 2013 году в РНМЦ.
Своим видением внедрения в Казахстане элементов дуальной системы обучения с присутствующими поделилась международный эксперт Галя Божанова из Болгарии. Ее выступление «Модели применения дуальной системы на национальном и региональном уровне» - совместного проекта «Институциональное партнерство в системе ТиПО» Международного центра педагогических исследований Министерства национального образования Франции и РНМЦ МОН РК вызвало практический интерес. Она отметила, что суть пилотного проекта, разрабатываемого для Азии и Казахстана, - установление контактов с подобными учебными заведениями за рубежом, обмен опытом, адаптация готовых моделей работы.
Как отметила Галя Божанова, сегодня в мире нет идеальной модели образования. Задача экспертов - ознакомить с лучшими из них, показать их достоинства и недостатки, чтобы специалисты, которым предстоит готовить образовательные программы, могли выбрать лучшие образцы для своей страны.
Что касается нынешней системы образования Казахстана, по мнению зарубежной гостьи, она еще слишком централизована. В разговоре с коллегами она привела примеры того, как работают дуальные системы обучения в Германии и Австрии, один из основных принципов которых — децентрализация. В этих странах трудоустройство молодежи, имеющей рабочие специальности, не так проблематично. К примеру, в той же Германии, система профессионального образования которой по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария) является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, а ее система дуального образования во многом является образцом для всего Европейского Союза, уровень безработицы среди молодых людей составляет от 4 до 7%, таков он и в Австрии. В других европейских странах, где дуальная система обучения не так популярна, процент безработицы более высок (до 27%).
По мнению госпожи Божановой, работавшей в Ирландии, Бельгии, Греции, других странах, если экономика государства ориентирована на позиции среднего образования, то тогда развитие ТиПО для него очень важно. В настоящее время во многих государствах по-прежнему наблюдается крен в сторону высшего образования, с низким процентом обучающихся в системе ТиПО. Между тем, практически все эти позиции на рынке труда заняты без тенденции роста рабочих мест. Практически всюду ощущается дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, особенно инженерно-технических специальностей.
Единый образовательный нормативно-правовой документ без учета региональных, экономических аспектов изготовить невозможно. В их разработке должна обязательно присутствовать дифференциация. В этом плане весьма интересным показался опыт Франции, которым поделился эксперт, представитель Бруно Шувель, специалист по странам СНГ.
Уровень обучения учащихся, их количественный состав в системе профтехобразования Франции высок, вместе с тем статистика показывает, что выпускники колледжей, получившие рабочие профессии, не пользуются у работодателей особым спросом. Это специфичная особенность французского рынка труда.
Вывод международных экспертов однозначен: Казахстану необходима тщательно выработанная своя собственная модель дуального обучения. В деле выбора профессии особенно значима мотивация. Поэтому весьма важно, чтобы овладение профессиональными навыками стало для молодых людей процессом эффективным и привлекательным. Они должны быть на сто процентов удовлетворены своим выбором, уверены в социальной защищенности и собственной успешности.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.


©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал