Информбюро
Социальная модернизация
Актуальное интервью
Разговор...
"Казахстанская Лапландия"
Школьный турнир
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ   СОЦОПРОСЫ - ОБЪЕКТИВНОСТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Соцопросы - объективность прежде всего
Сегодня под нашей традиционной рубрикой мы предлагаем беседу с начальником областного управления внутренней политики ГУЛЬЖАНАР ШУКЕЕВОЙ.

- Гульжанар Булатовна, читателей нашей газеты интересует вопрос: «Каковы основные задачи управления внутренней политики?».
- Основным направлением работы нашего ведомства является участие и реализация государственных приоритетов в сфере внутренней политики на местном уровне. Они достаточно многообразны: экономические, политические, демографические, культурные, аграрные, социальные и т.п., и направлены на регулирование взаимодействия людей по различным сферам общественной жизни.
Формирование политической повестки дня, осуществление информационно-идеологического сопровождения государственных приоритетов, аналитической и информационной работы, взаимодействие с институтами гражданского общества на основе четкой вертикали идеологического менеджмента - наши каждодневные заботы.
Хочу отметить, что сегодня, в условиях существующих глобальных вызовов и рисков, приобретает актуальность аналитическая составляющая нашей работы.
Динамика развития общественно-политической ситуации требует качественного улучшения работы государственных органов на местах, ответственных за внутриполитические процессы, с привлечением самого гражданского общества к решению социально-экономических и политических задач.
В целом область внутренней политики имеет определенную специфику, как тонкая материя и духовная сфера. Здесь не всегда можно увидеть визуально определенные результаты. Как, например, вэкономике, где есть четкие показатели и индикаторы.
В этом ключе важно понять самое главное: динамичное развитие и позитивные экономические достижения обеспечиваются именно политической стабильностью, социальной активностью граждан и верой в будущее Казахстана, где главной ценностью является Человек. Поэтому принятие эффективных превентивных мер по обеспечению стабильности являются важным условием укрепления государственности, достижений независимости, доверия общества к проводимому политическому курсу страны, как воплощению базовых идей Главы государства.
- Хотелось бы подробнее остановиться на одном из магистральных направлений работы Вашего ведомства - мониторинг общественно-политической ситуации.
- Мониторинг текущей ситуации и анализ конфликтогенных факторов с выделением очагов возможных социально-политических конфликтов - одна из форм обеспечения стабильности и управления общественно-политическими процессами. Основная цель - оценка социально-политической ситуации и тенденций ее развития, своевременное выявление возможных угроз и рисков внутриполитической стабильности.
Надо отметить, есть общепринятые подходы и методы аналитической работы в области социологического знания. Это социологические исследования, экспресс-опросы, телефонные опросы, анкетирование, контент-анализ районных, городских газет и республиканских СМИ, включая электронные: телевидение, интернет-сайты, которые дают целостную картину динамики и состояния общественных процессов в регионе.
Существует позитивный международный опыт организации социологических исследований, который используется нашими социологами в аналитико-прогностической работе. О повышении значения опросов общественного мнения в политическом процессе свидетельствует неуклонный рост расходов политических партий на их проведение, особенно в периоды избирательных кампаний. Пальма первенства в этом отношении, несомненно, принадлежит США, где действуют более 200 специализированных фирм, которые довели методику зондажа позиций общественности потем или иным проблемам до высокого уровня.
Опросы общественного мнения все настойчивее утверждаются и в Западной Европе, как важнейшие инструменты выявления общественных умонастроений. Например, Маргарет Тэтчер не объявляла дату проведения досрочных парламентских выборов до тех пор, пока в течение нескольких месяцев опросы не стали показывать благоприятный исход для консерваторов.
В одной лишь Франции насчитывается около 150 специализированных организаций, где в среднем каждые два дня проводится опрос общественного мнения по политическим вопросам.
В Казахстане в системе социологии действуют центры специального социологического изучения общественного мнения. Это - достаточно известные, компетентные аналитические структуры такие, как Республиканский центр изучения общественного мнения, Ассоциация социологов и политологов (АСиП), Центр сравнительных социальных исследований и т.д.
В области социологические исследования проводятся в основном специалистами нашего ведомства. Три из них имеют базовое социологическое образование и опыт работы в ведущих республиканских центрах. Поэтому можно констатировать, что социологические замеры в области проводятся достаточно компетентными специалистами с соблюдением общепринятых в социологии методологии и методики. Результаты опросов направляются в заинтересованные госорганы, неправительственные организации, размещаются в специальной рубрике сайта ведомства. Только во втором полугодии прошедшего года в местных средствах массовой информации размещено свыше 40 публикаций по итогам социологических исследований, проведено несколько пресс-конференций.
В 2012 году управлением внутренней политики проведено 20 социологических исследований по актуальным вопросам социально-экономического и политического развития, в том числе 13 плановых и 5 внеплановых, один из которых - отношение населения к победе Казахстана за право проведения «ЭКСПО-2017». Итоговая аналитическая информация по результатам опросов направляется руководству области, акиматам районов и городов для учета при планировании дальнейшей работы.
- Как результаты социсследований отражаются на работе государственных органов, влияют ли они на при-нятиеуправленческих решений?
- При принятии решений государственными органами должны учитываться результаты мониторинга социальных изменений в обществе, отражающих удовлетворенность населения результатами принятых и реализованных управленческих решений.
По итогам проведенных социсследований разрабатываются рекомендации по совершенствованию работы госорганов, проводятся совещания, заседания «круглых столов», где на основе данных мониторинга общественного мнения определяется дальнейшее направление вектора их деятельности.
В прошлом году по итогам социсследований проведено два заседания «круглого стола» в рамках работы диалоговых площадок по вопросам модернизации жилищно-коммунального хозяйства и трудовым конфликтам. Именно эти проблемы стали основными причинами возникновения очагов социальной напряженности. Применение подобного формата работы позволяет получить достаточно компетентную информацию по актуальным проблемам или «болевым точкам» от уполномоченных государственных структур, выслушать мнение гражданского общества и принять сбалансированные управленческие решения. Кстати, с материалами данных «круглых столов» можно ознакомиться всем желающим. Достаточно зайти на сайт нашего управления www.uvp.akmol.kz в раздел «Диалоговые площадки».
- Гульжанар Булатовна, в начале своего интервью Вы затронули тему важности социсследований. Насколько достоверны их результаты?
- Любой опрос предполагает тщательно продуманные формулировки вопросов, служащих достижению цели исследования. Очень важным фактором является выбор аудитории, в которой он будет проводиться.
При проведении опросов соблюдается принцип репрезентативности выборки, т.е представительность всех социальных категорий населения. Только в этом случае полученные результаты позволяют их экстраполировать (проецировать) на мнение жителей области.
Диапазон интерпретации ответов достаточно широк, поэтому при их анализе требуется серьезный опыт социологической работы и высокой социологической культуры, чтобы ориентироваться в эмпирическом материале. Без соблюдения вышеназванных требований в результате получается необъективная картина общественного мнения. К таким результатам лично я отношусь с определенной долей недоверия, несмотря на огромную проведенную работу, массу потраченного времени и ресурсов.
Свои же результаты социсследований мы постоянно сверяем с итогами аналогичных исследований других социологических отечественных структур. Надо отметить, что в целом результаты наших исследований определяют объективную тенденцию.
- Кстати, о рейтингах. Как Вы прокомментируете опубликованные в начале января в республиканских СМИ рейтинги эффективных государственных менеджеров? Можно ли доверять этим данным?
- Опросы общественного мнения способны повлиять на настроения общества и решения властей. Вместе с тем, определенное воздействие на сознание населения оказывают, так называемые, «ненаучные опросы». Американская ассоциация исследований общественного мнения призывает отделять настоящие опросы от «псевдоопросов». Псевдоопросы могут производить очень интересные и даже сенсационные результаты.
Словом, «эксперты, социологи и журналисты», как правило, могут быть представлены 2-3 специалистами, строящими свои выводы преимущественно на основе материалов масс-медиа.
Для составления объективной оценки руководителя региона, на мой взгляд, необходимо мнение, по крайней мере, нескольких сотен людей.
К примеру, в целях составления рейтинга акиматов районов и городов области на основании результатов опроса населения мы используем формулу для определения индекса оценки работы акимов по 14 позициям деятельности акиматов: регулирование цен на основные продукты питания, обеспечение жильем, качество медицинского обслуживания и образования, трудоустройство, обеспечение питьевой водой, уровень преступности в районе и т.д.
Надо отметить, что к результатам рейтинга акимов районов и городов достаточно серьезно относятся как акимат области, так и сами руководители регионов. В этом смысле наши социсследования представляют собой своего рода общественный контроль за работой местных исполнительных органов.
Результаты мониторинга общественно-политическойситуации на основе социологического исследования, проведенного в четвертом квартале 2012 года, показали достаточно высокий уровень доверия населения к деятельности главы области в решении государственных задач социально-экономического развития, обозначенных Президентом страны - Лидером Нации. Именно реальные дела, направленные на развитие Акмолинской области и решение насущных проблем наших жителей, получившие практическое воплощение, позволили заработать достаточную поддержку не только среди лидеров общественного мнения, но и населения в целом. Это реконструкция дорог, привокзальной площади в г. Кокшетау, капитальный ремонт областной филармонии, которые преобразили архитектурный облик города, освобождение ветеранов Великой Отечественной войны от уплаты коммунальных услуг, привлечение инвестиций в строительство жилого массива на берегу о. Копа совместно с АОФНБ «Самрук-Казына», вопросы газификации региона, строительства ТЭЦ, реализация Комплексного плана по развитию Щучинско-Бурабайской курортной зоны, решение проблемных вопросов жителей п. Красногорск Есильского района, п. «Нђрлы кљш», г. Кокшетау и т.д. Как известно, проблемы вышеуказанных населенных пунктов решались годами и требовали принятия действенных мер, и, надо отметить, что эти «болевые точки» стали источником очагов социальной напряженности.
Подтверждением этому также являются результаты опроса, проведенного ведущим республиканским исследовательским центром - Ассоциацией социологов и политологов Казахстана (АСиП). По данным этой организации на основе опроса акмолинцев ранг руководителя области в общественном рейтинге занимает ведущую позицию.
Поэтому социологические структуры должны понимать степень ответственности их данных, которые способны стать источником определенного резонанса в формировании общественного мнения.
Известный французский философ-энциклопедист Жан-Жак Руссо в общественном мнении акцент ставил на нравственность как этическую категорию, от силы которой зависит эффективность реализации всех остальных начинаний.
Проведение социологических опросов сегодня является важнейшим инструментом управления и прогнозирования экономического и политического развития. Учитывая актуальность направления аналитической работы как основы для принятия грамотныхуправленческих решений, по поручению руководства области мы прорабатываем вопрос проведения двух социологических замеров по полугодиям с привлечением республиканских независимых аналитических структур, которые позволят получить более объективную информацию в области общественно-политического развития нашего региона.
И поэтому, считаю, что социолог, претендующий на объективное, целостное понимание сути социально-политической реальности, должен это понимать. Иначе у нашего населения сформируются неправильные ценностные установки, что влияет на стабилизационные процессы общества в целом.
Вопросы задавала Дина АНДРЕЕВА.

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал