Информбюро
С места событий
Послание Президента...
Миграция
Образование
Музейные экспонаты
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ   ЗАГАДОЧНАЯ СТАТУЭТКА
МУЗЕЙНЫЕ ЭКСПОНАТЫ
Загадочная статуэтка
В собрании областного историко-краеведческого музея в Кокшетау насчитывается около семидесяти пяти тысяч экспонатов. Почти каждый предмет имеет интересную, неповторимую историю, отраженную в легендах. Однако есть и такие, которые до сих пор хранят свои тайны. Один из них — индийская бронзовая статуэтка. Индийские статуэтки из бронзы неподвластны времени, скульптуры выглядят также, как и сотни лет назад, после выхода из-под рук мастера. Многие из древнейших образцов сохранились до сих пор.

История же антикварной музейной статуэтки и сейчас остается загадкой. Так как на предмете отсутствует инвентарный номер, следовательно нет и соответствующей записи в главных книгах. Впрочем, все инвентарные книги музея как основного так и научно-вспомогательного фондов были внимательно пролистаны и изучены. Но, увы безрезуль- татно. Записи, пусть даже косвенной мы не обнаружили. Как известно, областной исторический музей в г. Кокшетау был открыт в 1920 году. Самыми первыми экспонатами стали собрания экзотических предметов восточных культур Китая и Японии, а также коллекции оружия XV-XIX веков, экспроприированные местными чекистами у офицеров царской армии. Можем предположить, что среди этих экспонатов была и старинная буддийская статуэтка. Вполне возможно, что в Кокшетау ее мог привезти и петропавловский купец Мухаммед Кали Шамсутдинов, торговавший с Китаем. На рубеже прошлых веков по нынешней улице М. Ауэзова находился филиал Торгового дома «М. К. Шамсутдиновъ и Компания», где помимо модной одежды, обуви купец торговал и антиквариатом.
По-видимому, систематический учет первых поступивших предметов в уездном, затем областном музее не велся, а в годы П мировой войны много ценных экспонатов было утеряно. Есть еще версия, что индийскую статуэтку мог привезти из Кашгарской экспедиции 1858-1859 гг. сам Шокан Уалиханов. В Кокшетауском областном музее долгое время хранилась чаша, привезенная ученым из Кашгара, которая впоследствии была передана в Центральный государственный музей г. Алматы.
Таинственным раритетом интересуемся не только мы. Около полувека назад сотрудники историко-краеведческого музея обращались с письмом по поводу этой статуэтки в Московский институт этнографии. Приведем здесь ответное письмо от 7 января 1966 года: «Уважаемая товарищ К. Старостина! Приносим Вам глубокие извинения за то, что с таким опозданием смогли ответить на Ваше письмо. Но дело в том, что ответить на Ваши вопросы оказалось не так-то просто, во-первых, потому, что специалистов по буддизму немного, во-вторых, потому, что вещи эти не имеют целый ряд атрибутов, что представило известную трудность при подыскании им аналогий. Определения этих вещей сделал научный сотрудник Музея истории религии и атеизма г. Москвы Иван Павлович Гаранин. Оба изображения - памятники буддизма, его северного толка. То, что Вы называете «китайским божком» один из многочисленных «архатов» - учеников Будды. Число учеников доходит до 500, названия многих из них в настоящее время неизвестны. Определить название присланного Вами изображения не удалось в связи с тем, что утеряны головное украшение и подставка. То, что Вы называете «шаманом», очевидно, принадлежит к изображениям северного пантеона буддийских божеств. Изображен, так называемый «дхармапал» - «защитник веры». Образ заимствован из пантеона индуизма и олицетворяет одно из перевоплощений индуисткого божества Шивы. Подобных первоплощенцев довольно много. Обычно они изображаются с головами животных (лошадь, медведь, тигр, лев и т. д.). Фигурка не имеет подставки и, видимо, потеряны другие атрибуты. Если Вы будете экспонировать эти фигурки, то не называйте их «шаманом» и «китайским божком», а соответственно «дхармапал» и «архат» и соответствующие объяснения к аннотации... Желаем успеха в Вашей работе. С уважением ученый секретарь сектора Восточной и Южной Азии, Австралии и Океании Института Этнографии Людмила Алексеевна Иванова. 7.01.1966 г.».
Как мы видим из вышеприведенного письма 1966 г. московские коллеги определили кокшетаускую статуэтку как «божество» северного региона Индии, однако к сожалению, конкретный ответ дать не смогли.
Выясним значение двух необходимых для нас понятий, обратившись к Энциклопедическому словарю: «Архат» - с индийского - святой, подвижник, аскет. «Хинаяна» - это одно из основных направлений буддизма или южный буддизм. В общем понятие дхармы значит: закон, порядок, долг, справедливость, качество, характер, природа.
Какую же технологию использовали мастера при изготовлении скульптур из меди и бронзы? Литературные источники сообщают: пользовались способом «расплавленного воска». По этой методике сначала фигуру лепили из глины и покрывали слоем воска. Сверху на воск наносили еще один слой глины. Воск таял, и между двумя слоями глины заливали жидкий металл. А когда металл затвердевал, внешнюю глиняную оболочку убирали, металл отполировывали. Помимо крупных статуй сохранилось много маленьких металлических фигурок с изображением Будды.
Музейная буддийская статуэтка - божество восьмирукое. Оно состоит из 11 голов, 5 из которых расположены одна над другой, а 6 по боковым сторонам (в каждой по 3). Известно множество разных божеств для которых характерна многорукость. Так, в древних мифах Вишну предстает четырехруким богом, Кришна — бог с двумя руками и музыкальным инструментом, Шива - двурукий бог со змеей, Лакшми - четырехрукая богиня, и наконец -Дурха. У этой богини восемь рук - больше чем у кого бы то ни было. Думаем, что именно один из образов Дурхи - восьмирукой богини плодородия и воплощен в символической статуэтке. Другое ее название - «богиня матери и домашнего очага». 1 -я пара из восьми рук божества предназначена для ухода за домом, 2-я пара - для ухода за детьми, 3-я пара -для ухода за собой, а 4-я пара - для ухода за мужем.
Кстати, встречаясь в ДК «Кокшетау» с Баратом Натэмом и Саксеном-Джо Новином, показывала им фотографию статуэтки. Первый проживает в индийском штате Кэрола, второй из города Джапур. Интересно, что оба сразу же «определили» Будду по шапочке на голове верхнего «пятого» божества по центру. Со слов гостей из Индии, каждый их ритуальный жест имеет значение. К примеру, когда молятся богу или здороваются с человеком, индусы соединяют ладони обеих рук у груди, выражая тем самым знак уважения и благодарности. В то же время в соединенных человеческих ладонях сосредотачивается огромная энергетика...
Далее познакомимся с таким понятием как «тантра». Оно означает «магический ритуал», а с санскрита дословно переводится как «основа ткани». Происхождение тантризма восходит корнями к древним индуистским традициям и связано с культом Великой богини-матери. В зависимости от того, какое начало признается главенствующим, тантра разделяется на «правую» и «левую». Тантра «правой руки» господствует в Индии, она признает ведущим мужское, активное начало. Тантра «левой руки» ведущим началом признает женское, символизирующее мудрость. Символом мудрости и женского начала является лотос. Этот цветок символизирует чистоту, красоту и совершенство.
Возвращаясь к нашей статуэтке, отметим, что на ней действительно когда-то была подставка, позже отломанная и потерянная. Проведя аналогию с подобными антиквариатами, мы видим, что они имели довольно массивные подставки, на которых обычно указывалось время и место изготовления, а иногда и имя автора. Следует сказать, выражение лиц у многоликого «архата» или «дхармапала» разное: на одном - улыбка, на другом - смирение и т.д., а четвертая голова по центру внешне даже напоминает получеловека-полуживотного. Каждую из восьми рук божества украшают два узких браслета с двумя соединенными кольцами-подвесками. Высота статуэтки работы неизвестного мастера -21см.
Похоже, бронзовая статуэтка «Богини плодородия», предположительно изготовленная во второй половине XIX века в Северной Индии, так и останется до конца неразгаданной.
Бибигуль САДВАКАСОВА,
научный сотрудник областного
историко-краеведческого музея.


©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал