Информбюро
Рабочие поездки
За строкой
Послания
По обращению
в редакцию
Золотой фонд
области
Тарифы и
монополии
Среда обитания
Новое телевидение
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ   СЛУЖИТЬ НАЦИИ И ОБЩЕСТВУ
Служить нации и обществу
На протяжении ряда лет государственная служба Казахстана претерпевает существенные изменения. Большое внимание уделяется вопросам предоставления государственных услуг населению, контроля качества и порядка их оказания. В нынешнем Послании народу Казахстана Президент страны определил комплекс задач по десяти направлениям социально-экономической модернизации в целях укрепления экономики и повышения благосостояния народа. Одними из приоритетов являются повышение качества государственных услуг и совершенствование системы госслужбы в целом. О том, какая работа проводится в этом направлении, рассказывает начальник управления Агентства РК по государственной службе по Акмолинской области - председатель Дисциплинарного совета Бахытжан Аскаров.

- Задачи, поставленные Главой государства, имеют под собой твердое основание - противодействие коррупции и повышение доверия граждан к деятельности госорганов. Агентство РК по делам госслужбы непосредственно участвует в деятельности исполнительной власти по реализации задачи повышения качества государственных услуг населению. И один из основных методов - внешний контроль качества их предоставления.
По результатам совместного социологического исследования компаний BRIF Research Group и XSights был проведен анализ удовлетворенности населения Казахстана государственными услугами. Опрос выявил, насколько респонденты удовлетворены ими. Каждый третий (30%) удовлетворен уровнем госуслуг, в то время как каждый пятый (22%) считает его неудовлетворительным. Когда респондентам задавали вопрос, как хорошо они знакомы с государственными услугами, только 4% ответили, что знакомы «хорошо» и 2% отметили, что знают «достаточно». Половина опрошенных(49%) с госуслугами знакомы мало, 17% о них слышали, но ничего не знают.
Здравоохранение - услуга, которой респонденты неудовлетворены больше всего (55%). Лишь 15% опрошенных она устраивает. Социальные услуги, снижение преступности и управление экономикой также являются сферами, нуждающимися в улучшении. С другой стороны, респондентов, удовлетворенных внешней политикой и национальной безопасностью, больше, чем испытывающих беспокойство по этому поводу. Каждая из государственных услуг по-разному влияет на удовлетворенность деятельностью Правительства в целом. Хотя экономика является основным поводом для беспокойства, тем не менее, статистически образование - та сфера, которая оказывает самое сильное влияние на оценку работы Правительства в целом. По степени воздействия за образованием следуют социальные службы, здравоохранение и местная власть. Эти направления являются наиболее приоритетными для наших граждан.
- Бахытжан Бекзатханович, в числе приоритетных задач - совершенствование системы госслужбы. Какие принципы предусматривает цель формирования профессионального кадрового аппарата?
- В начале 2000-х годов Казахстан был признан лидером реформ в области государственной службы среди стран СНГ и Восточной Европы. Впервые на постсоветском пространстве здесь был введен конкурсный отбор на государственную службу, где должности разделены на политические и административные, были реализованы меры по профессионализации служащих. Вместе с тем сегодня в системе государственной службы накопился ряд проблем. В их числе, к примеру, недостаточная объективность и прозрачность конкурсного тестирования и отбора, несоблюдение принципа меритократии при должностном продвижении, отсутствие взаимосвязи оценки качества работы и уровня оплаты труда, недостаточная эффективность системы обучения, высокая сменяемость кадров и нарушение кадровой преемственности при смене руководителя госоргана, низкая роль кадровых служб в отборе, оценке и продвижении, слабость механизмов противодействия коррупции, несоблюдение норм служебной этики и невысокий уровень корпоративной культуры. Эти проблемы, атак-же приоритетные задачи, поставленные Главой государства перед госаппаратом и, в частности, Агентством РК по делам государственной службы, возрастающие ожидания общества, привели к необходимости принятия Концепции новой модели государственной службы.
Концепция закладывает основу нового этапа реформирования в ее системе. Она предусматривает принципиальные нововведения, формирование новой корпусной вертикали: политические государственные служащие - «назначенцы», служащие, которые определяют стратегические направления развития отрасли, сферы, области, и назначение которых носит политико-определяющийхарактер (о-коло 0,4 - 0,6 %). Предусматривается ряд мер, направленных на обеспечение более высокого уровня прозрачности и объективности конкурсного отбора, в частности, включение в состав конкурсных комиссий государственных органов внешних экспертов, установление ответственности членов конкурсной комиссии, обеспечение прозрачности процедуры собеседования.
На сегодняшний день от 50 до 70 % назначений осуществляется в порядке перевода. Данная процедура носит по большому счету формальный характер, фактически происходит «политическое назначение» административных государственных служащих. Предполагается, что в дальнейшем при назначении в порядке перевода будет учитываться оценка работы на предыдущей должности, наличие рекомендации с предыдущего места работы. Карьерное продвижение государственных служащих будет основываться на оценке качества работы.
Повышается роль кадровых служб государственных органов в отборе, оценке и карьерном продвижении служащих. К руководителям кадровых служб будут установлены специальные квалификационные требования, а их назначение планируется осуще-ствлять по согласованию с Агентством по делам государственной службы.
В целях совершенствования управления персоналом планируется внедрение системы «е-кызмет», которая позволит Агентству, заинтересованным государственным органам, кадровым службам получать полную актуальную информацию касательно служащих центрального и регионального уровней в режиме он-лайн. Одной из мер повышения эффективности службы станет расширение сотрудничества с институтами гражданского общества, СМИ, повышение транспарентности и подотчетности обществу.
В настоящее время в рамках действующего законодател ьства уже реализуются некоторые меры по повышению прозрачности отбора и продвижения кадров. Так, например, введен бланк отчетности для предоставления результатов тестирования; обновлена форма послужного списка с включением оценки работы.
В совокупности реализация задач по совершенствованию системы государственной службы, поставленных Главой государства и заложенных в Концепции, должна обеспечить эффективность деятельности госаппарата, где государственная служба ассоциируется с понятием «служение нации и обществу».
Как сегодня совершенствуется действующее законодательство о государственной службе?
- Действующая на сегодня нормативная правовая база достаточно эффективна. Вместе стем, вопросам совершенствования этических норм госслужащих, профилактики коррупции уделено пристальное внимание. Так в настоящее время Агентством РК по делам государственной службы разработан и направлен на согласование проект Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы».
Согласно нормам указанного законопроекта, одним из важных механизмов противодействия коррупции стало введение в законодательство понятия «конфликт интересов». Стоит отметить, что данное понятие является новым для практики регулирования государственной службы. Конфликт интересов - это ситуация, при которой возникают или могут возникнуть противоречия между личными интересами государственного служащего и интересами граждан, государства.
Предлагается ввести запрет для лиц после прекращения ими государственной службы на трудоустройство в коммерческие организации, если в период выполнения государственных функций эти лица непосредственно контролировали деятельность данных организаций. В законопроекте получили дальнейшее развитие положения, определяющие права и должностные обязанности, усилена антикоррупционная направленность Кодекса чести государственных служащих. Кроме того, в целях профилактики коррупции предложено усилить ответственность первых руководителей государственных органов и других должностных лиц (вплоть до отставки) в случае совершения коррупционных правонарушений в подведомственных органах.
К примеру, за совершение нарушений законодательства о службе руководители государственных органов, ответственные секретари, иные должностные лица, имеющие право назначения и освобождения лиц на административные государственные должности, работники службы управления персоналом (кадровой службы) привлекаются к административной ответственности в виде штрафа. Кроме того, указанный законопроект предполагает наделить работников упол номоченного органа по делам государственной службы правом на составление протокола об административных правонарушениях. Думается, что данная мера будет достаточно эффективно способствовать совершенствованию правовых механизмов в борьбе с коррупцией.
- Как претворяются эти задачи на местном уровне?
- Как известно, управлением Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области дважды объявлялся первый этап пилотного двухэтапного конкурса для занятия административных государственных должностей местных исполнительных органов. В 2010 году для участия в конкурсе подали документы 607 человек. В процедуре тестирования участвовали 548 кандидатов (90,3%). Из них преодолели пороговое значение - 360 или 65,7%. В 2011 году в процедуре тестирования приняли участие 393 (94,2%). Из них преодолели пороговое значение -245 или 62,3%. Второй этап проводился государственными органами, имеющими вакантные административные государственные должности и включал в себя отбор конкурсной комиссией кандидатов на вакантные должности из числа кандидатов, успешно прошедших первый этап.
В среднем, конкурс на одно вакантное место составил 0,9 человека. Это объяснятся тем, что, несмотря на проведенную большую разъяснительную работу, подавляющее большинство участников первого этапа составили городские жители. В то время как второй этап в основном проводился местными исполнительными органами районного уровня.
В ходе двухэтапного конкурса впервые была апробирована новая программа психометрического тестирования, ориентированная на определение профессиональных и личностных компетенций кандидатов. В целом, подавляющее большинство респондентов анкетирования по эффективности проекта (64,3%) ответили что «Двухэтапный конкурс» существенно повлиял на прозрачность назначений на государственную службу и конкурсы стали более открытыми. В то же время 46,4% считают, что эффективность конкурсного отбора снизилась в связи с увеличением сроков проведения конкурсных процедур.
Под особым контролем управления находятся вопросы аттестации. В 2011 году аттестации подлежали 1522 человека. Фактически в ней приняли участие 1356 госслужащих (166 - не приняли участие в аттестации по уважительным причинам), из них 42 соответствуют занимаемым должностям и рекомендованы для зачисления в кадровый резерв для занятия должностей вышестоящих категорий, 1215 - соответствуют занимаемым должностям, 89 - подлежат повторной аттестации, 10 - не соответствуют занимаемым должностям и уволены с государственной службы. Анализ показывает, что в сравнении с прошедшим годом процент государственных служащих, успешно прошедших аттестацию, снизился на 1,1 процента и составляет 92,6 %.
Управлением продолжена дальнейшая работа по формированию и укреплению положительного имиджа государственной службы, в связи с чем организовано проведение различных мероприятий, ставших уже традиционными.
Проводится определенная работа по дальнейшему совершенствованию обучения государственных служащих, повышению качества предоставления образовательных услуг, укреплению материально-технической базы РЦО.
Кроме того, управление выступило инициатором возрождения наставничества в государственных органах. Создан Координационно-методический совет наставников, который ставит своей задачей формирование таких личностных качеств у молодого государственного служащего, как добросовестность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, профессионализм.
Резюмируя нашу сегодняшнюю беседу, хотел бы отметить, что, каку человека нового в регионе, у меня сложилось хорошее впечатление о молодых людях, работающих и впервые поступивших на государственную службу. В данном случае хотел бы отметить их уровень знаний,стремление к познаниям, самосовершенствование, ответственность и патриотизм.
Вопросы задавала Асель СЫЗДЫКОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), pravda_6019@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)