Информбюро
Поле-2011
Дорожная карта
бизнеса-2020
Финансовый ликбез
Месячник...
Молодо -
не зелено
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
Обменять WebMoney в Казахстане
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «ДОРОЖНАЯ КАРТА БИЗНЕСА - 2020»   ПРИЧИННО - СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ КОНКУРЕНЦИИ
Причинно - следственные связи конкуренции
Глава государства Нурсултан Назарбаев нацеливает нас на качественный рост экономики и вхождение в число наиболее экономически конкурентных стран мира. В прошлом году стартовала программа развития предпринимательства «Дорожная карта бизнеса - 2020», в рамках которой предусматривается помощь в оздоровлении конкурентоспособных предприятий. Достижению поставленной цели призвана способствовать программа индустриально - инновационного развития. Согласно ей рост ВВП должен составить не менее 30%. Рост в перерабатывающих отраслях будет превышать или достигнет уровня добывающих отраслей. Мы должны повысить производительность аграрной отрасли. Свою роль в достижении поставленных задач призвана сыграть конкуренция. О ее роли, актуальности вопроса развития наше интервью с заместителем акима области Косманом Айтмухаметовым.

- Без конкуренции любая экономика не способна в полной мере развиваться. Вопрос заключается лишь в степени конкуренции, способах и мерах ее развития на уровне законодательном, административном, вплоть до политического. Конкуренцию надо развивать - это аксиома, которая в мире везде и всеми не только пропагандируется, но и внедряется в жизнь.
Возьмите любую европейскую страну - как только появляется некий монополист, то за его деятельностью наблюдает буквально все общество. Если же некий доминант (а это, кстати, вполне нормальная вещь в экономике, так как без доминирования не будет конкуренции) начинает злоупотреблять своим положением, то он будет быстро и серьезно наказан. Надо помнить и крылатый постулат Карла Маркса: «...рентабельность — сто процентов — цифра, за которую капиталист готов пойти на любые преступления...» Именно поэтому очень важно обеспечить баланс интересов между государственным регулированием экономики и рыночными отношениями. Он должен достигаться за счет эффективной антимонопольной политики с ее институциональным и правовым механизмом.
Вместестем, наблюдаемая в настоящее время конкуренция на рынках республики, в том числе и в Акмолинской области, развивается в большинстве отраслей не сама по себе, а благодаря целенаправленной государственной политике, которая чаще всего обозначается как «антимонопольная политика».
- Косман Каиртаевич, по Вашему мнению, в каких сферах экономики наиболее проблемная ситуация по уровню конкуренции?
- Обратите внимание на концентрацию монополистов в эко-номикообразующих сферах. Если в них не проводить реструктуризацию и демонополизацию, то что можно говорить о прочих?
Вообще, проведенные территориальным отделом по Акмолинской области Межрегиональной инспекции Агентства по защите конкуренции анализы свидетельствует о недостаточном развитии конкуренции в большинстве сегментов экономики.
В настоящее время в Акмолинской области насчитывается более 80 доминантов, помимо естественной и государственной монополии, при этом их количество особо не уменьшается.
Наиболее монополизированными и высококонцентрированными рынками в Акмолинской области, думаю, и в других областях, являются железнодорожная отрасль, топливно - энергетический комплекс и телекоммуникационный сектор. Хочу подчеркнуть, что эти отрасли, являясь экономикообразующими, значительно влияют на развитие конкуренции в смежных отраслях. В октябре текущего года Правительством была утверждена Программа по развитию конкуренции в Республике Казахстан на 2010-2014 годы, разработанная Агентством по защите конкуренции, куда, кстати, включены мероприятия по развитию конкуренции в названных отраслях.
- Все, что Вы перечислили, - это структуры, созданные в советские времена, когда тотальным монополистом было государство. Они изначально были созданы, как единственные в своих секторах. Что здесь можно изменить?
- Изменять можно и нужно! Всегда на место того или иного субъекта рынка желающие найдутся. Причем придут они с новыми идеями, с инновациями, интересными предложениями по организации труда.
Но для этого государство должно создавать благоприятные обстоятельства. Своего рода правила игры, заключающиеся в институциональных и законодательных условиях развития.
В конкуренции, как известно, всегда есть победитель и проигравший. Крайне важно «оживлять» реальный сектор экономики, в первую очередь внедрением новых идей, оптимизацией расходов, повышением качества продукции. Добиваться, чтобы на рынке между субъектами было добросовестное поведение, ибо конкуренция - основа рыночной экономики.
- Косман Каиртаевич, простому потребителю все равно, кто развивает, а кто защищает конкуренцию, потребителю нужен доступный рынок и приемлемые цены. Как можно сбалансировать интересы потребителей, бизнеса и госорганов?
- С первых шагов независимости Казахстана государственная поддержка и защита честной конкуренции были отнесены к приоритетным направлениям развития рыночной экономики. Политика в этой сфере играет одну из главных ролей в реформировании системы госрегулирования. Именно она диктует качество экономических и социальных норм, обуславливает применение законов.
Развитием конкуренции обязаны заниматься все отраслевые государственные органы, кто-то на рынке нефтепродуктов, другие на рынке сельхозтоваров и т.д., а также местные исполнительные органы, для повышения местной региональной конкуренции.
А вот защитой конкуренции занимается Агентство по защите конкуренции, Антимонопольное агентство, которое полностью сформировано. Институциональные вопросы при поддержке Правительства решены, в регионах функционируют семь межрегиональных инспекций. Данный государственный орган пресекает и устраняет антиконкурентные действия игроков и госорганов, в том числе злоупотребление доминирующим положением, ценовые сговоры, согласованные действия субъектов рынка, недобросовестную конкуренцию и т.д.
Еще один важный момент -совет по конкуренции при Правительстве, основная задача которого - государственно - частное партнерство в решении вопросов развития и защиты конкуренции. Не остается без внимания и конкурентное поле бизнеса. Так, при Антимонопольном органе создан Экспертный совет по вопросам предпринимательства. На его заседаниях рассматриваются проекты нормативных правовых актов, затрагивающих частные интересы, осуществляется контроль над слияниями и поглощениями, - это дополнительная мера защиты для добросовестных предпринимателей от рейдерства (насильственного поглощения крупными компаниями более мелких, либо менее устойчивых, а также пиратского захвата собственности). Следует отметить, что Антимонопольный орган вполне успешно ведет войну с недобросовестными монополистами. На сайте данного антимонопольного органа можно убедиться, что практически все нарушители закона получают «по заслугам».
Что касается цен для потребителей, то ими занимается межведомственная Рабочая группа по стабилизации цен на продовольственные товары. В данную группу включены отраслевые государственные органы, акиматы, чтобы совместно принимать решения и меры по недопущению необоснованного роста цен.
Относительно баланса интересов потребителей, бизнеса и государственных органов скажу так: если нам удастся организовать нашу экономику на конкурентных началах, субъекты рынка будут между собой конкурировать за право обслуживать общественные потребности. Мы все от этого только выиграем: и население, и государство, и сам бизнес.
- И последний вопрос: есть разные мнения относительно рисков в рамках Таможенного союза, каково там положение с конкуренцией?
- Мы все наблюдаем за опытом и положительной тенденцией в работе Евросоюза.
Таможенный союз для наших бизнес - структур - это новая площадка для успешного и продуктивного бизнеса, новые возможности и шансы по укреплению конкурентоспособности.
Для достижения «своего места» на рынке в рамках трех стран наши предприниматели должны принимать действенные меры, чтобы противостоять и победить в процессах конкуренции с предпринимателями других стран. А этого можно достичь путем улучшения качества продукции, логистики, схем реализации и т.д.
В Послании Главы государства «Построим будущее вместе!» говорится о Таможенном союзе между Казахстаном, Россией и Беларусью, который был заключен в прошлом году. Промышленники уже почувствовали блага этого Союза - время поставок сократилось, передвижение товаров стало более свободным, таможенные процедуры упрощены. Как отметил Президент страны Нурсултан Назарбаев, Таможенный союз - очень прагматичный и конкретный проект, который решает экономические задачи наших стран. Он обеспечивает огромный рынок сбыта для казахстанцев, дает стимул для бизнеса к производству конкурентоспособных товаров и услуг. В частности, стимулирует открытие новых совместных предприятий в различных отраслях экономики. В этом экономическом содружестве заложены большие резервы.
Учитывая это обстоятельство, Антимонопольный орган нашего государства активно участвует в межгосударственном сотрудничестве, в том числе в рамках деятельности Межгосударственного совета по антимонопольной политике стран СНГ, в совместных расследованиях на рынках авиаперевозок, ГСМ, зерна и т.д.
В рамках реализации Плана мероприятий по проведению 20-летия Независимости Республики Казахстан, Агентством по защите конкуренции в начале октября текущего года в г. Алматы проводится Международная конференция. В ее работе примут участие главы антимонопольных ведомств стран - членов СНГ, европейских стран, международные и отечественные эксперты в области антимонопольной политики, представители казахстанского и иностранного бизнеса.
- Спасибо Вам за интервью!


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16.
E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), akmolinka@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)