Информбюро
Рабочие поездки
По программе
ФИИР
Потребитель и
монополист
Фестиваль
Спорт
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
Обменять WebMoney в Казахстане
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 ПОТРЕБИТЕЛЬ И МОНОПОЛИСТ   КАК ДОСТИЧЬ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ
Потребитель и монополист. Как достичь баланса интересов
Нынешний год ознаменован празднованием 20-летия Независимости нашей страны. Какие раз подчеркивал Президент Нурсултан Назарбаев, каждый казахстанец должен прочувствовать всю торжественность события, свою сопричастность к становлению родного государства.

И сегодня нам есть чем гордиться, всего за двадцать лет страна из рядовой советской республики превратилась не только в самостоятельное, но и в самодостаточное государство, международный авторитет которого не подлежит сомнению.
Республика пошла по пути реформирования общества и государства. В стране все эти годы шли системные преобразования. Была создана политико-правовая база, разработан свод законов и нормативных актов, определяющих функционирование и развитие гражданского общества.
Становление антимонопольного органа Казахстана берет свое начало с принятия 11 июня 1991 года Закона Казахской Советской Социалистической республики «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». Это был один из первых «рыночных» законов страны, призванных способствовать развитию предпринимательства в новых условиях экономической реформы. Указом Президента Казахской ССР в соответствии с принятым Законом был образован Государственный комитет Казахской ССР по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности, и 31 августа 1991 года было подписано Постановление №428 «Вопросы Государственного комитета Казахской ССР по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности».
Комитет находился в ведении Президента Республики и был подотчетен Верховному Совету. У Комитета был очень высокий статус, подчеркивавший огромное значение, которое руководство страны придавало вопросам развития предпринимательства, рынку услуг монополистов.
Основными задачами Комитета были определены поддержка предпринимательства, развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и злоупотреблений доминирующим положением, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. Функции и полномочия у Комитета были довольно широкие. Он проводил экспертизы проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции. Разрабатывал меры по поддержке предпринимательства, созданию новых экономических структур, развитию конкуренции на рынке, представляя руководству страны доклады о состоянии рынка и конкуренции на нем, предложения по совершенствованию антимонопольного законодательства.
В 1991 году экономика Казахстана была чрезвычайно монополизирована, т.к. производственная деятельность строилась по принципу единого народнохозяйственного комплекса.
С целью развития конкуренции, предпринимательства необходимо было провести демонополизацию существующих монопольных структур республики. Для решения этой задачи комитетом была разработана Концепция и программа мер по демонополизации экономики республики. Реализация этой программы позволила реорганизовать более 80 государственных предприятий и холдинговых компаний и создать условия для развития конкуренции на товарных рынках Республики Казахстан, насыщения рынка товарами и снижения цен.
Была проведена работа по первоначальной реорганизации жилищно - коммунальной сферы и защите прав потреби-телей. Жилищно - коммунальное хозяйство республики перед демонополизацией представляло собой взаимодействие имеющих монопольное положение коммунальных предприятий, находящихся в государственной собственности, и приватизированного жилого сектора. В результате демонополизации был совершен переход к конкурентному рынку и созданию качественно нового собственника в много-этажных жилых домах.
Было прекращено бюджетное дотирование коммунальной сферы. Перевод жилищно-коммунальной сферы в режим бездотационного функционирования сопровождался мерами социальной защиты малообеспеченных слоев населения.
В декабре 2004 года Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления и бюджетных отношений были разделены функции регулирования сфер естественных монополий, защиты конкуренции и поддержки малого бизнеса. Таким образом было создано два госоргана, в том числе Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий. Агентством осуществляется государственное регулирование деятельности более 1000 субъектов естественных монополий и 280 - регулируемого рынка.
В республиканский раздел Государственного регистра субъектов естественных монополий включены такие крупные компании, как: АО «KEGOC». ЗАО НТКН «КазТрансОйл», РГП «Казахстан темир жолы», ЗАО «Интергаз Центральная Азия», РГП «Канал имени Каныша Сатпаева» идругие. В местных разделах регистров в основном находятся субъекты, оказывающие коммунальныеуслуги населению, бюджетным организациям и предприятиям малого бизнеса.
Агентством ежегодно рассматриваются около 500 заявок от субъектов естественных монополий об изменении тарифов на свои услуги, большая часть из которых остается без изменений, ввиду отсутствия документов, подтверждения о необходимости их изменения.
С целью поддержания экспортоориентированных отечественных производителей и снижения себестоимости товаров в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте были введены методы гибкого тарифного регулирования посредством предоставления временных понижающих коэффициентов к действующим тарифам монополистов. Снижению цен и тарифов на услуги субъектов способствовало также повсеместное внедрение тендерных процедур на закупки оборудования, топлива, материальных ресурсов. Практика утверждения инвестиционных программ, установления уровня нормативных технических потерь, нормативачисленности, норм расхода сырья и материалов и индикативных планов развития субъектов естественных монополий позволила контролировать прогнозные уровни тарифов в пределах целевых индикаторов, заложенных в индикативные планы социально - экономического развития республики. Большое внимание уделялось совершенствованию методологических основ тарифообразования в различных сферах государственного регулирования. Введена новая методика расчета тарифа на услуги по передаче электрической энергии по межрегиональным сетям. В гражданской авиации упорядочены системы аэропортовых сборов, тарифов и цен за наземное обслуживание воздушных судов в аэропортах республики. Повсеместно с целью выполнения взаимных обязательств услугодателей и потребителей рассмотрение тарифов субъектов естественных монополий коммунальной сферы проходило через процедуру публичных слушаний и заседаний экспертных советов.
В целях обновления и модернизации энергетической отрасли, стимулирования процесса экономного использования энергоресурсов потребителями, а главное - решения проблем энергетической отрасли, где износ основного оборудования достиг критического уровня, Правительством разработан новый механизм ценообразования в энергетической отрасли, который предусматривает инвестиционную привлекательность отрасли путем установления предельных тарифов.
Во всех регионах Республики Казахстан введены дифференцированные тарифы на электрическую энергию по зонам суток, практически завершена работа по введению дифференцированных тарифов на электроэнергию в зависимости от объемов ее потребления.
Аналогичная работа проводится и по введению дифференцированных тарифов на питьевую воду в зависимости от объемов ее потребления.
Главной задачей Агентства является определение правовых основ государственного регулирования и контроля деятельности в сферах естественных монополий и на регулируемых рынках, атакже достижение баланса интересов потребителей, субъектов естественных монополий и регулируемых рынков.
Ербол ЕСИРКЕПОВ,
директор департамента
Агентства РК
по регулированию естественных монополий
по Акмолинской области.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru