Информбюро
Политическая
орбита
За строкой
Послания
Религия
и общество
К 20-летию
независимости
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...

гурики.
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ   ЕНСЗ КАК ТЕСТ НА ПРОПИСКУ КАЧЕСТВА
ЕНСЗ как тест на прописку качества
«К 2013 году будет завершено внедрение Единой национальной системы здравоохранения. Мы должны серьезно взяться за профилактику и повысить качество первичной медико-санитарной помощи».
(Из Послания Президента РК народу Казахстана «Построим будущее вместе!»).

Единая национальная система здравоохранения, стартовавшая в стране первого января 2010 года, прошла половину определенного для ее внедрения срока. Как идут дела в медорганизаци-ях области, что нового привнесла ЕНСЗ в деятельность врачей, как отразилась на качестве обслуживания пациентов?
Об этом наш разговор с директором департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК по Акмолинской области Нурхан Назировой.
- ЕНСЗ - прогрессивная система, направленная прежде всего на повышение качества медуслуг. Она в корне поменяла основной принцип финансирования медоргани-заций. Раньше оно шло на количество коек в стационарах и посещений в поликлиниках. Теперь оплата идет за пролеченного больного. Причем право пациента выбирать врача - серьезный стимул для повышения качества медуслуг: если что не так - деньги уйдут за больным в другую больницу. Это мировая практика - как отработали, так и получили. Стационары области уже полтора года работают по этой системе. Сегодня можно сказать, что внедрение ЕНСЗ в них в основном состоялось.
По предъявлению облуправления здравоохранения необходимых документов комитет оплаты медуслуг после иханализа посредством определенной электронной программы перечисляет заработанные деньги. А наш комитет отслеживает дефекты качества и высчитывает их из оплаты. Если в лечении стационарного больного есть серьезные отклонения от стандартов или дописаны невыполненные процедуры и т.п., все это из оплаты исключается.
- И много таких нарушений выявляют специалисты Вашего департамента?
- За шесть месяцев нами проведено более 390 экспертиз. Сумма оплаты, снятая с медорганизаций, составила более 1 млн. 57 тыс. тенге.
- Значит стационарам сегодня остается только работать над повышением качества лечения больных и исполнением всех медстандартов?
- Конечно, это первостепенные требования. Но есть и другие проблемы, над которыми необходимо работать. Например, количество пустующих коек в наших стационарах. По прошлому году это около тысячи коек, сегодня - более 1200. Золотой международный стандарт обеспеченности койками - 30-35 на 10 тыс. населения. В нашей области, да и в Казахстане в целом этот показатель значительно выше.
Сейчас вопрос стоит так: если такое количество коек необходимо, значит их надо перепрофилировать соответственно потребности населения. Сделать анализ такой потребности благодаря Порталу госпитализации несложно. В нашем регионе прежде всего не хватает реабилитационных, неврологических, санаторных детских. Специально созданная облуправлением здравоохранения комиссия приняла решение открыть в области 300 реабилитационных коек по «кустам» (например, Атбасар, Степногорск и т.д.). В перспективе надо открывать больницы сестринского ухода, увеличивать количество посттравматических реабилитационных коек. По моим наблюдениям, необходимо, особенно облбольнице, наращивать количество высокоспециализированной медицинской помощи.
Нельзя умолчать и о том, что подавляющему большинству центральных районных больниц не хватает современного грамотного менеджмента. Объездив все ЦРБ области, воочию убедилась в наличии там большого количества неэффективно используемых площадей. Это экономически невыгодно - содержание полупустых зданий очень дорого обходится государству. Надо бы максимально компактно выстроить расположение отделений и поликлиники, а освободившиеся площади (иногда это целые корпуса или пристройки) передать на баланс органам местной исполнительной власти. Пусть открывают там, например, детские сады, которых сейчас так не хватает. А сэкономленные деньги медорганизация сможет потратить на свои нужды. Кроме того хочу напомнить, что впереди проверки наших специалистов по необоснованной госпитализации, и, наверняка, «всплывут» такие койки. Так что главным врачам необходимо серьезно заняться не только организацией работы своих ЦРБ, но и экономикой, планированием.
- Нурхан Ибрайхановна, одна из задач Вашего департамента - рассматривать жалобы и обращения граждан на качество медицинских и фармацевтических услуг. С введением ЕНСЗ уменьшилось ли их количество или как-то изменилось содержание?
- Пока количество обращений остается примерно на том же уровне. Оно уменьшится, как только хорошо заработает во всех медорганизациях внутренний аудит. Начало этому положено, проведено соответствующее обучение, служба повсеместно уже действует.
Всего же за прошедшие полгода мы получили и рассмотрели 72 обращения от физических и юридических лиц по медобслужи-ванию. 34 из них признаны обоснованными или частично обоснованными. Потри таких обращения зарегистрировано в областной наркологической больнице для принудительного лечения с. Селета, Бурабайской, Атбасарской и Буландынской ЦРБ, поликлинике г. Кокшетау; два обращения - в Енбекшильдерской ЦРБ. 18 из 34 обращений - на организации первичной медико-санитарной помощи.
- На что чаще всего жалуются граждане?
- На качество медуслуг, недостатки в организации медицинской помощи, этику и деонтологию медработников, 4,3 % обратившихся жаловались на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на платной основе. И пусть их немного, хочу заострить внимание на них. Считаю, что с возможностью оказывать платные медуслуги, некоторые медработники с целью выудить из пациентов деньги, стали необоснованно назначать им дополнительные, а иногда и комплексные обследования. При проверке амбулаторных карт ненужные платные услуги мы относим в дефект. И будем продолжать строго следить за этим.
- С января нынешнего года внедрением ЕНСЗ вплотную занялись и организации первичной медико-санитарной по-мощи (ПМСП) - поликлиники,
фельдшерские пункты, чья работа так или иначе касается буквально каждого акмолинца. Как обстоят дела здесь?
- Начну с того, что после ряда проверок мы выяснили: все поликлиники региона работали до 17-18 часов. Это противоречило всем существующим нормативным актам. Теперь участковые врачи ведут прием пациентов с 8 до 20 часов по скользящему графику, в субботу - до 16 часов. По такому же графику работают процедурные и прививочные кабинеты. Узкие специалисты должны вести прием по скользящему графику в нерабочее время хотя бы один раз в месяц. Теперь будем разбираться, почему лаборатории работают только до 10-ти утра. Да, некоторые анализы надо брать только натощак. Но есть еще множество других. Над этим вопросом сейчас работают в Минздраве. Идет централизация лабораторной службы: мелкие лаборатории, где не хватает специалистов и оборудования, будут упразднять. В нашей области по пилотному проекту в первой городской больнице г. Кокшетау делаем специализированную городскую лабораторию, в Зерендинской ЦРБ -районную.
Еще один пилотный проект, касающийся ПМСП начат с первого июля в городской поликлинике областного центра. Он касается полного перехода на электронный документооборот, что должно освободить врачей от заполнения множества бумаг. В перспективе на каждого жителя Кокшетау будет составлена электронная амбулаторная карта, благодаря чему «рассосутся» очереди у окошек регистратур. Необходимо также открытие доврачебных кабинетов, которых сейчас нет. Пока же ПМСП зачастую в своей работе не отходит от диспетчерской службы. ЕНСЗ оголила эти и другие проблемы, и их необходимо решать.
С января 2011 года введена стимулирующая составляющая для специалистов ПМСП. На дополнительную оплату за показатели по специально разработанным индикаторам государство выделило службе ПМСП страны целевой трансферт в сумме 6,7 млрд. тенге, плюс 6 млрд. тенге на выравнивание подушевого норматива. Это очень хорошее подспорье, серьезный стимул идти работать на участок. Первые результаты таковы: акмолинские специалисты ПМСП получили квартальные доплаты от 40 до 80 тыс. тенге, в зависимости от того, кто и как выполнил индикаторы, сколько баллов набрал. Теперь мы начнем проверку правильности этих выплат. Дело-то новое.
- С медспециалистами все понятно. Что выигрывает население? Пока очереди у входа в ту же городскую поликлинику наблюдаются ежедневно.
- Внедрение ЕНСЗ в ПМСП только начинается. Новая система обязательно приведет к повышению качества медуслуг, внимательному отношению к пациенту, активному патронажу, профилактике заболеваний. Ведь среди индикаторов, по которым теперь оценивается работа специалистов ПМСП, уровень материнской и младенческой смертности, запущенные случаи туберкулеза, жалобы, качество медуслуг, ведение меддокументации и т.д.
А наличие очередей у регистратур говорит прежде всего об отсутствии грамотного менеджмента.
В целом же я уверена, что к 2013 году, когда внедрение ЕНСЗ будет завершено, медицинское обслуживание в области, как и во всей стране, шагнет на новую качественную ступень.
Интервью провела Валентина ТЕПЛЯКОВА.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru