АКМОЛИНСКАЯ ПРАВДА | |||||||
№116, 16 августа 2011 года (весь номер) | |||||||
Совершенствуя «конструкцию» ОДКБ В Астане с участием Нурсултана Назарбаева состоялась неформальная встреча глав государств - членов ОДКБ Как показывает практика, «встречи без галстуков», подразумевающие некий неформальный уровень мероприятия, отнюдь не мешают принятию значимых решений в рамках международных объединений, каковым является ОДКБ. Напротив, как отметил, приветствуя высоких гостей Глава государства Нурсултан Назарбаев, такой формат предоставляет хорошие возможности партнерам по организации в узком кругу, без протокольных формальностей детально обсудить обширный спектр вопросов. Среди ключевых задач, стоящих сегодня перед ОДКБ, - ее усиление и повышение эффективности. Этот аспект и стал лейтмотивом состоявшихся переговоров. На астанинскую встречу приехали Президенты: России - Дмитрий Медведев, Беларуси - Александр Лукашенко, Кыргызстана - Роза Отунбаева, Армении - Серж Саргсян и Таджикистана - Эмомали Рахмон. Лидеры, как и положено по сложившемуся «безгалстучному» протоколу, прибыли на встречу без этого предмета гардероба, и лишь Дмитрий Медведев по неизвестной причине появился в холле отеля «Rixos», где проводилось мероприятие, и где встречал коллег Нурсултан Назарбаев, в туго завязанном галстуке. Однако эту «оплошность» Дмитрий Анатольевич быстро исправил после шутливого замечания Нурсултана Назарбаева, немедленно избавившись от галстука. Отметим, что Казахстан принимает активное участие в деятельности ОДКБ с момента ее основания. Республика последовательно выступает за развитие системы коллективной безопасности, широкое взаимодействие в миротворчестве. Деятельность структуры рассматривается руководством страны как важный фактор укрепления стабильности и безопасности в регионе. Цель при этом - повысить эффективность механизмов антикризисного реагирования организации, обеспечив способность ОДКБ решать проблемы самого разного характера. С некоторыми из них, как известно, государства-участники столкнул ись в текущем году. Открывая встречу, Президент Нурсултан Назарбаев озвучил ряд вопросов, нуждающихся в решении: предстоящий вывод американских войск из Афганистана, меры реагирования на природно - техногенные катастрофы в зоне ответственности ОДКБ и значительный рост угроз международного терроризма, незаконной торговли оружием и наркотиками. Большой блок вопросов существует также в сфере информационной безопасности для всех партнеров по организации. Глава Казахстана подчеркнул, что существующие сегодня в глобальном мире вызовы требуют активного обсуждения вопросов взаимодействия в рамках ОДКБ. - Сегодня мы собрались, чтобы обменяться мнениями по таким аспектам, как глобальные и региональные риски для безопасности и стабильности государств - членов ОДКБ, что связано с последними событиями в мире и регионе. Кроме того, очевидна необходимость повышения эффективности деятельности организации с разрешением вопросов, возникающих между ее участниками, - заявил Нурсултан Назарбаев. Глава государства затем передал слово Александру Лукашенко, а Беларусь, как известно, в данный момент председательствует в ОДКБ. Белорусский Президент пожелал участникам встречи плодотворной работы. - Сердечно приветствую участников неформального саммита, хочу пожелать дружеской атмосферы, плодотворной работы. Стало доброй традицией в межсекционный период проводить такие мероприятия для того, чтобы мы могли обменяться мнениями и сверить часы в вопросах международной безопасности, в той или иной степени затрагивающих пространство ОДКБ, - сказал Александр Лукашенко. В ходе нынешней встречи лидеры обсудили глобальные и региональные риски для безопасности и стабильности, рассмотрены актуальные вопросы региональной безопасности в зоне ответственности ОДКБ, а также международной повестки дня, втом числе развитие ситуации в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Обсуждены также механизмы ОДКБ в сфере обеспечения безопасности в Центральной Азии и рассмотрен ход реализации инициатив по развитию организации, выдвинутых Беларусью. Некоторые итоги встречи журналистам на брифинге озвучили Александр Лукашенко и генеральный секретарь ОДКБ Николай Бор-дюжа. В частности, как сообщил белорусский Президент, главный ее итог - это солидарное мнение партнеров о необходимости усиления ОДКБ и повышения ее роли на глобальном политическом уровне. Данное решение будет подкреплено конкретными действиями партнеров. Он также заверил, что главы государств критично подошли к работе, которая проводилась в структуре до сих пор, и отметили наличие, как выразился Александр Лукашенко, ряда «недостатков внутреннего характера в системе организации». - Лейтмотив сегодняшнего мероприятия заключался втом, что мы должны - и мы это сделаем - усилить ОДКБ. В ближайшее время будут предприняты очень важные шаги. Мы значительно продвинемся и полны решимости закончить процесс комплектования и вооружения Коллективных сил ОДКБ. Также мы договорились, что будем совместными усилиями вырабатывать меры противодействия угрозам, прежде всего в информационном и ки-берпространстве, - пояснил Президент Беларуси. В свою очередь Николай Бордюжа сообщил, что большое внимание Президенты также уделили вопросам повышения взаимной поддержки деятельности ОДКБ, в частности, на внешнеполитической арене. - И этому основополагающему аспекту придавалось и придается большое значение, - сказал генсек ОДКБ. Нынешняя астанинская неформальная встреча глав государств -членов ОДКБ стала пятым по счету подобным мероприятием в истории организации. Начало этому продуктивному формату контактов на высшем уровне было положено в Боровом в декабре 2008 года. Впоследствии он получил развитие в Чолпон-Ате, Москве, Ереване. На фоне происходящих сегодня в мире тревожных событий каждая встреча глав государств, причем не только в рамках ОДКБ, но и СНГ, ЕврАзЭС, подтверждает мысль о том, что интеграция - важнейший фактор стабильности и процветания государств Евразии. Лаура ТУСУПБЕКОВА. ЗА СТРОКОЙ ПОСЛАНИЯ ЕНСЗ как тест на прописку качества «К 2013 году будет завершено внедрение Единой национальной системы здравоохранения. Мы должны серьезно взяться за профилактику и повысить качество первичной медико-санитарной помощи». (Из Послания Президента РК народу Казахстана «Построим будущее вместе!»). Единая национальная система здравоохранения, стартовавшая в стране первого января 2010 года, прошла половину определенного для ее внедрения срока. Как идут дела в медорганизаци-ях области, что нового привнесла ЕНСЗ в деятельность врачей, как отразилась на качестве обслуживания пациентов? Об этом наш разговор с директором департамента Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности МЗ РК по Акмолинской области Нурхан Назировой. - ЕНСЗ - прогрессивная система, направленная прежде всего на повышение качества медуслуг. Она в корне поменяла основной принцип финансирования медоргани-заций. Раньше оно шло на количество коек в стационарах и посещений в поликлиниках. Теперь оплата идет за пролеченного больного. Причем право пациента выбирать врача - серьезный стимул для повышения качества медуслуг: если что не так - деньги уйдут за больным в другую больницу. Это мировая практика - как отработали, так и получили. Стационары области уже полтора года работают по этой системе. Сегодня можно сказать, что внедрение ЕНСЗ в них в основном состоялось. По предъявлению облуправления здравоохранения необходимых документов комитет оплаты медуслуг после иханализа посредством определенной электронной программы перечисляет заработанные деньги. А наш комитет отслеживает дефекты качества и высчитывает их из оплаты. Если в лечении стационарного больного есть серьезные отклонения от стандартов или дописаны невыполненные процедуры и т.п., все это из оплаты исключается. - И много таких нарушений выявляют специалисты Вашего департамента? - За шесть месяцев нами проведено более 390 экспертиз. Сумма оплаты, снятая с медорганизаций, составила более 1 млн. 57 тыс. тенге. - Значит стационарам сегодня остается только работать над повышением качества лечения больных и исполнением всех медстандартов? - Конечно, это первостепенные требования. Но есть и другие проблемы, над которыми необходимо работать. Например, количество пустующих коек в наших стационарах. По прошлому году это около тысячи коек, сегодня - более 1200. Золотой международный стандарт обеспеченности койками - 30-35 на 10 тыс. населения. В нашей области, да и в Казахстане в целом этот показатель значительно выше. Сейчас вопрос стоит так: если такое количество коек необходимо, значит их надо перепрофилировать соответственно потребности населения. Сделать анализ такой потребности благодаря Порталу госпитализации несложно. В нашем регионе прежде всего не хватает реабилитационных, неврологических, санаторных детских. Специально созданная облуправлением здравоохранения комиссия приняла решение открыть в области 300 реабилитационных коек по «кустам» (например, Атбасар, Степногорск и т.д.). В перспективе надо открывать больницы сестринского ухода, увеличивать количество посттравматических реабилитационных коек. По моим наблюдениям, необходимо, особенно облбольнице, наращивать количество высокоспециализированной медицинской помощи. Нельзя умолчать и о том, что подавляющему большинству центральных районных больниц не хватает современного грамотного менеджмента. Объездив все ЦРБ области, воочию убедилась в наличии там большого количества неэффективно используемых площадей. Это экономически невыгодно - содержание полупустых зданий очень дорого обходится государству. Надо бы максимально компактно выстроить расположение отделений и поликлиники, а освободившиеся площади (иногда это целые корпуса или пристройки) передать на баланс органам местной исполнительной власти. Пусть открывают там, например, детские сады, которых сейчас так не хватает. А сэкономленные деньги медорганизация сможет потратить на свои нужды. Кроме того хочу напомнить, что впереди проверки наших специалистов по необоснованной госпитализации, и, наверняка, «всплывут» такие койки. Так что главным врачам необходимо серьезно заняться не только организацией работы своих ЦРБ, но и экономикой, планированием. - Нурхан Ибрайхановна, одна из задач Вашего департамента - рассматривать жалобы и обращения граждан на качество медицинских и фармацевтических услуг. С введением ЕНСЗ уменьшилось ли их количество или как-то изменилось содержание? - Пока количество обращений остается примерно на том же уровне. Оно уменьшится, как только хорошо заработает во всех медорганизациях внутренний аудит. Начало этому положено, проведено соответствующее обучение, служба повсеместно уже действует. Всего же за прошедшие полгода мы получили и рассмотрели 72 обращения от физических и юридических лиц по медобслужи-ванию. 34 из них признаны обоснованными или частично обоснованными. Потри таких обращения зарегистрировано в областной наркологической больнице для принудительного лечения с. Селета, Бурабайской, Атбасарской и Буландынской ЦРБ, поликлинике г. Кокшетау; два обращения - в Енбекшильдерской ЦРБ. 18 из 34 обращений - на организации первичной медико-санитарной помощи. - На что чаще всего жалуются граждане? - На качество медуслуг, недостатки в организации медицинской помощи, этику и деонтологию медработников, 4,3 % обратившихся жаловались на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи на платной основе. И пусть их немного, хочу заострить внимание на них. Считаю, что с возможностью оказывать платные медуслуги, некоторые медработники с целью выудить из пациентов деньги, стали необоснованно назначать им дополнительные, а иногда и комплексные обследования. При проверке амбулаторных карт ненужные платные услуги мы относим в дефект. И будем продолжать строго следить за этим. - С января нынешнего года внедрением ЕНСЗ вплотную занялись и организации первичной медико-санитарной по-мощи (ПМСП) - поликлиники, фельдшерские пункты, чья работа так или иначе касается буквально каждого акмолинца. Как обстоят дела здесь? - Начну с того, что после ряда проверок мы выяснили: все поликлиники региона работали до 17-18 часов. Это противоречило всем существующим нормативным актам. Теперь участковые врачи ведут прием пациентов с 8 до 20 часов по скользящему графику, в субботу - до 16 часов. По такому же графику работают процедурные и прививочные кабинеты. Узкие специалисты должны вести прием по скользящему графику в нерабочее время хотя бы один раз в месяц. Теперь будем разбираться, почему лаборатории работают только до 10-ти утра. Да, некоторые анализы надо брать только натощак. Но есть еще множество других. Над этим вопросом сейчас работают в Минздраве. Идет централизация лабораторной службы: мелкие лаборатории, где не хватает специалистов и оборудования, будут упразднять. В нашей области по пилотному проекту в первой городской больнице г. Кокшетау делаем специализированную городскую лабораторию, в Зерендинской ЦРБ -районную. Еще один пилотный проект, касающийся ПМСП начат с первого июля в городской поликлинике областного центра. Он касается полного перехода на электронный документооборот, что должно освободить врачей от заполнения множества бумаг. В перспективе на каждого жителя Кокшетау будет составлена электронная амбулаторная карта, благодаря чему «рассосутся» очереди у окошек регистратур. Необходимо также открытие доврачебных кабинетов, которых сейчас нет. Пока же ПМСП зачастую в своей работе не отходит от диспетчерской службы. ЕНСЗ оголила эти и другие проблемы, и их необходимо решать. С января 2011 года введена стимулирующая составляющая для специалистов ПМСП. На дополнительную оплату за показатели по специально разработанным индикаторам государство выделило службе ПМСП страны целевой трансферт в сумме 6,7 млрд. тенге, плюс 6 млрд. тенге на выравнивание подушевого норматива. Это очень хорошее подспорье, серьезный стимул идти работать на участок. Первые результаты таковы: акмолинские специалисты ПМСП получили квартальные доплаты от 40 до 80 тыс. тенге, в зависимости от того, кто и как выполнил индикаторы, сколько баллов набрал. Теперь мы начнем проверку правильности этих выплат. Дело-то новое. - С медспециалистами все понятно. Что выигрывает население? Пока очереди у входа в ту же городскую поликлинику наблюдаются ежедневно. - Внедрение ЕНСЗ в ПМСП только начинается. Новая система обязательно приведет к повышению качества медуслуг, внимательному отношению к пациенту, активному патронажу, профилактике заболеваний. Ведь среди индикаторов, по которым теперь оценивается работа специалистов ПМСП, уровень материнской и младенческой смертности, запущенные случаи туберкулеза, жалобы, качество медуслуг, ведение меддокументации и т.д. А наличие очередей у регистратур говорит прежде всего об отсутствии грамотного менеджмента. В целом же я уверена, что к 2013 году, когда внедрение ЕНСЗ будет завершено, медицинское обслуживание в области, как и во всей стране, шагнет на новую качественную ступень. Интервью провела Валентина ТЕПЛЯКОВА. Кайрат Лама Шариф: «Ислам - религия единства, мира и добра» Выступая на XV сессии Ассамблеи народа Казахстана, Глава государства Нурсултан Назарбаев выдвинул идею создания Агентства по делам религий. Как подчеркнул Президент, формулируя задачи этой структуры, «наши ключевые конфессии в сотрудничестве с государственными органами могли бы активнее работать с верующей молодежью, помогать ей в получении истинных религиозных знаний». О современной религиозной ситуации в нашей республике, взаимоотношениях духовных конфессий с властью и между собой, о том, как не допустить проникновения в умы юного поколения убеждений деструктивных религиозных течений, мы беседуем с председателем агентства, известным дипломатом и арабистом Кайратом Лама Шарифом. - В первую очередь хочу отметить, что нынешний месяц именуется священным месяцем Рамазан. Согласно догмам ислама именно в этом месяце начал ниспосылаться пророку Мухаммеду Священный Коран. Именно Рамазан является тем пределом, когда после 11 месяцев постоянной борьбы со своими страстями (нафсом) у человека появляется возможность их победить. Месяц Рамазан пронизывает все вокруг духом праведности и добродетели. Каждый верующий мусульманин старается исключить совершение грехов и недостойныхдел. Сегодня в Казахстане отмечается национальное религиозное возрождение. Религия как носитель духовно - нравственных идеалов ихранитель культурных традиций имеет высокую ценность в глазах наших сограждан. В связи с этим сила религиозной этики все более активно используется в целях формирования нравственного и духовного мира подрастающего поколения. Религиозные принципы традиционных вероучений влияют на то, как многие поколения людей воспитывали своих детей, хоронили умерших, трудились, писали книги и создавали великие произведения искусства. Иными словами, традиционные религии стали неотъемлемой частью культуры и общественной жизни. Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на II Съезде лидеров мировых и традиционных религий сказал: «Тысячелетиями культуры, основанные на вере, сохраняли свое живое слово в истории. В некотором смысле сохранение своего религиозного духа есть залог сохранения в истории целых народов». Исторически приобщение к культуре мусульманского Востока дало мощный толчок развитию науки и культуры в Казахстане. С одной стороны, придя на смену древним культам, ислам способствовал нравственному возвышению, интеллектуальному и культурному прогрессу казахского народа. С другой -именно ислам стал одним из ключевых факторов сохранения государственности, этнической и культурной идентичности. Неслучайно выдающиеся представители тюркской и казахской интеллектуальной элиты многихэпох - от Ходжи Ахмеда Ясави и Асана Кайгы до Абая и Шакарима - были носителями исламской духовности. Ислам и православие являются одними из главных культурообразующих компонентов в жизни казахского и русского народов, и неслучайно государство признало в качестве официальных выходных дней такие праздники, как Курбан Айт и Рождество. Казахстан стал для всего мира примером межконфессионального согласия. Многовековой опыт мирного сосуществования ислама и христианства, прежде всего православия, стал свидетельством братства казахского, русского и других народов, населяющих нашу республику. Каждая религия насвоем языке несет людям общечеловеческие ценности, закрепляет нормы поведения в обществе, выступает в роли хранителя многовековых духовных ценностей народов. На сегодня Казахстан, бесспорно, является лидером в продвижении идей религиозной толерантности. Опыт межконфессионального диалога нашей страны получил признание и поддержку у ре-лигиозных лидеров во всем мире. Республика своими практическими делами демонстрирует, что согласие между народами и религиями вполне достижимо. Благодаря политике Президента Нурсултана Назарбаева государство сумело выстроить собственную модель мирного проживания различных этносов и конфессий. Мусульмане и православные, католики и протестанты, буддисты и иудеи - все с уважением относятся друг к другу. Ведь каждый человек вправе выбирать свои религиозные взгляды, не ущемляя при этом права других граждан. Именно поэтому в Казахстане прошли уже три съезда лидеров мировых и традиционных религий, в ходе которых духовные иерархи разных стран и народов подтвердили стремление к единой цивилизации, которая основывалась бы на общепринятых ценностях терпимости и свободы, к диалогу различных культур и религий. - Кайрат Кайырбекулы, в Конституции Казахстан провозгласил себя светским государством, в котором религия отделена от власти. Как, исходя из этого, возглавляемое вами агентство взаимодействует с религиозными объединениями? - В каждом светском государстве обязана присутствовать четко сформулированная светская идеология. Если она не будет соблюдаться, то государство станет уязвимым для межконфессиональных конфликтов. Многие понимают светскость как соблюдение нейтралитета относительно всех религий, и что государство должно являться независимым от духовенства и быть свободным от любых теологических концепций. Однако на сегодня данные подходы в определении светскости постепенно меняются. Если обратиться к опыту других стран, то мы видим многообразие моделей соотношения светскости и демократии. Единой программы унификации государственно-религиозных отношений не существует. В каждой стране сложились свои определенные государственно-конфессиональные отношения, уникальным образом неся на себе печать исторических и культурных особенностей. Светскость государства является гарантом его развития и модернизации. Нельзя допустить распространения в Казахстане бездуховности и радикализации религиозных взглядов. Светскость государства подразумевает уважение и веротерпимость к многообразию религий, подталкивает к созданию светского типа гуманизма в обществе, формирует светского гражданина, патриота своей страны, любящего свою Родину, и при этом не исключает позицию укрепления национальной культуры и традиционных для данного государства религий. Формирование светского типа гуманизма будет влиять, в свою очередь, наутверж-дение нового типа религиозной культуры, не исключающей межрелигиозной толерантности и при этом сохраняющей национальную идентичностьстраны. Многие государства, провозгласив светскость и демократию, определили при этом особые отношения с религией - от выведения ее за границы всякой общественной и государственной жизни до официальной поддержки одной или нескольких традиционных, среди многих. Будучи светским государством, Казахстан имеет возможность выстраивать свои государственно-конфессиональные отношения, опираясь на опыт зарубежных стран, на свою историю, национальные интересы и реалии. В этом отношении безусловный приоритет в республике должен быть на стороне традиционных религий. Светское поведение исключает недостойные и безнравственные поступки, а также проявление в поведении или во внешнем виде индивидов элементов религиозного или сектантского характера, которые никто в обществе не должен никому навязывать. В то же время сектантские проповедники в большинстве своем всячески стараются максимально вторгнуться в частную жизнь прихожан и максимально видоизменить поведение попавших под их влияние людей, начиная от принудительных рекомендаций о внесении изменений в одежде, пище, ритуалах и заканчивая коррективами мышления, сознания человека. Модель взаимоотношений государства и религиозных объединений в нашей республике основана на демократических принципах уважения прав и свобод человека, балансе общественных и религиозных интересов, отношениях партнерства и стремления к взаимопониманию. Следует выделить три основных принципа государственной политики в области свободы вероисповедания - нейтралитет, толерантность и паритет. Причем главенствующее место отводится принципу нейтралитета государства, включающего в себя невмешательство во внутренние дела религиозных объединений. Принцип толерантности означает уважительное отношение к религиозным убеждениям. Принцип паритета обусловливает равенство перед законом всех религиозных объединений и представителей различных вероисповеданий. Поэтому любое религиозное объединение, призывающее к насилию, свержению конституционного строя, смене власти и так далее, то есть нарушающее закон, не должно свободно функционировать. Одним из действенных инструментов гармонизации межконфессиональных отношений, укрепления диалога между религиозными объединениями и государством в Казахстане выступают Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве РК, созданный в 2000 году, и региональные советы, основанные по решению акимов областей, городов Астаны и Алматы. Немаловажным аспектом в деятельности данных консультативно-совещательных органов является то, что они сформированы из числа представителей ведущих конфессий, ученых-религиоведов, руководителей общественных объединений по оказанию помощи пострадавшим от деятельности деструктивных религиозных течений, сотрудников органов госуправления и общественных деятелей. Все это дает нам возможность совместно решать общие проблемы. Исходя из стоящих актуальных задач, агентство намерено организовывать мероприятия, способствующие укреплению стабильности и духовному просвещению казахстанского общества, изучать и анализировать развитие религиозной ситуации, деятельность религиозных объединений, мис-сионеров и малочисленных религиозных групп. Важным направлением нашей работы в ближайшей перспективе станет совершенствование законодательства, регулирующего вопросы государственно - конфессиональных отношений. Особое внимание при этом будет уделено профилактике религиозного экстремизма. - Как вы оцениваете современную религиозную ситуацию в республике? - В целом она стабильная. Какя уже говорил, одной из характерных особенностей развития нашей страны является заметное расширение роли религии в жизни общества. С каждым годом растет число верующих и религиозных объединений, увеличивается количество культовых сооружений. Так, общая численность религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминаций, составляет4551. Тогда как в 1990 году их было всего 670. Казахстан является наглядным примером того, как представители различных верований живут в мире и согласии. Такое многообразие свидетельствует об уважительном отношении государства к свободе вероисповедания, сохранении атмосферы толерантности и веротерпимости в обществе. Республика как поликонфессиональное и полиэтническое государство и дальше будет использовать гуманитарно-нравственный потенциал мировых и традиционных религий, и поддерживать межконфессиональное согласие и диалог духовных лиде- ров. В этом плане следует отметить, что в кон це мая следующего года в Астане состоится IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Тема для обсуждения -«Мир и согласие как выбор человечества». Целенаправленной государственной политикой обусловлены стабильность и толерантность духовной сферы жизни казахстанского общества и начавшееся после обретения республикой независимости возрождение религиозного сознания и религиозной самоидентификации населения. Возросший интерес граждан к религии стал восприниматься как часть общего, более комплексного процесса этнокультурной самоидентификации, выраженный в возврате к религиозным истокам этничности, возрождении этнической самобытности, культуры и традиций. Население Казахстана никогда не было склонно к фанатичной вере, скорее, оно отличалось религиозной терпимостью и толерантностью в межконфессиональной сфере. Вместе с тем в настоящее время в Центральной Азии получили определенное распространение духовные течения с взглядами, которые могут повлиять на устоявшуюся религиозную ситуацию. Благоприятной почвой для таких течений являются неискушенность в религиозных догмах, отсутствие четкой жизненной позиции, а также доверчивость граждан. Приверженцы же упомянутых течений, в свою очередь, отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов, включая единоверцев. Фанатизм и слепое следование идее, крайняя жестокость и агрессивность, сочетающиеся с демагогией,-вот особенности их мировоззрения. Под видом обучения исламу они распространяют экстремистские идеи: организуют группы, которые призывают к борьбе за «исламские порядки», создают себе имидж борцов за народные интересы, устанавливают тесные контакты и объединяются с другими экстремистскими организациями. Спекулируя на религиозных чувствах населения, на свободе вероисповедания, а также пользуясь недостаточностью опыта взаимодействия государственных институтов с религиозными организациями, эти радикальные группы пытаются решить определенные свои задачи. Речь идет о таких организациях, как Хизб-ут-Тахрир, и другие. Свою деятельность они стремятся вести с позиции навязчивого миссионерства и прозелитизма. Криминальная экстремистская деятельность радикалов направлена, как правило, на достижение политических и экономических целей. Между тем религиозная деятельность, основанная на нетерпимости, может нанести существенный ущерб духовной безопасности любого общества, затрагивая при этом многовековые устои традиционных для того или иного государства религий, втом числе ислама. Противодействовать распространению экстремистских идей необходимо прежде всего интеллектуально. Фанатизм должен быть дискредитирован на академическом уровнеусилиямиученыхгуманитарной и религиозной сфер науки. Гражданам Казахстана следует осознать, что угроза экстремизма не является мифической, и противодействие ему требует усилий всего общества совместно с государством. Эффективность борьбы с этим негативным явлением в нашей стране зависит от того, насколько последовательно и строго соблюдаются требования закона. - Расскажите о механизмах противодействия и предупреждения религиозного экстремизма и радикализма. - При последовательном подходе государства к решению религиозных вопросов и поддержанию межконфессионального диалога вырабатывается социально-религиозный иммунитет в сознании общества, позитивно воздействующий на формирование правильных типов социальной и правовой культуры. Наша непосредственная задача - принимать действенные превентивные меры по предупреждению проникновения чуждых казахстанскому менталитету религиозных организаций. Главным образом необходимо уберечь от их влияния детей и молодежь. Мы будем на постоянной основе вести планомерную работу, направленную на формирование у молодежи необходимых знаний о традиционных для Казахстана религиях, чтобы она не делала выбора в пользу чуждых нашей республике верований. Наша общая задача - помочь молодому поколению - будущему государства избежать воздействия организаций экстремистского направления. - Каким образом нужно повышать религиозную грамотность соотечественников? - Человек, хорошо знающий свою религию, никогда не позволит вовлечь себя в организацию с сомнительными взглядами. Понятно, что у каждого есть право выбора. Но для того, чтобы выбрать, человек должен знать о том, что выбирает. Дабы заполнить информационный вакуум, необходимо привлекать к освещению темы не только религиоведов и философов, но и журналистов. Религия - сложный и многогранный феномен. Поэтому очевидно, что в Казахстане необходимо повышать уровень религиозной грамотности населения. Специальный курс «Основы религиоведения» введен в школьную программу именно по этой причине. Религиозную грамотность, истинные духовно-нравственные ценности, которые может дать религия, нужно прививать со школьной скамьи, дабы обезопасить молодые умы от тлетворного влияния экстремизма и ксенофобии. - Недавно Вы заявили о разработке концепции развития умеренного ислама в Казахстане. Что под этим подразумевается? - Усиление фундаменталистских идей в среде верующихимеет место во многих странах. Представители соответствующих течений руководствуются радикальными установками, и не может не настораживать то, что они навязывают свои вероучения своим близким, детям, всему обществу. Поэтому мы в Казахстане исходим из того, что необходимо выдвигать альтернативу различным радикальным идеям. Это в какой-то степени превентивный шаг в нашей стране. Истинная религия побуждает верующих к добру, запрещает причинение вреда, формирует активную, непримиримую позицию по отношению к религиозному экстремизму, чему существуют многочисленные доказательства в Священном Коране и жизни пророка Мухаммеда. К примеру, в Коране есть аят: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины». Пророк Мухаммед в свою очередь сказал: «Воистину, религия - облегчение. И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладеете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте ихи радуйте». Ислам - религия мира. И это отражается в корне, к которому восходит это великое понятие - «сапам», то есть мир и спокойствие. Но в еще большей степени устремленность ислама к миру отражается в его сокровенной сути как религии не одного какого-то рода, племени, нации или народа, но ниспосланной Творцом всем людям для их единения друг с другом в братстве, взаимном познании и любви. С самого зарождения исламской религии ее последователям вменялось в священную обязанность быть носителями высоких гуманных идеалов, определенных Творцом, быть глашатаями истинной просвещенности, действительной свободы и всеобщего милосердия. - Как известно, в настоящее время в исламе существуют четыре основные религиозно-правовые школы - мазхабы. Они распространены по всему миру. Почему наши предки приняли именно ислам ханафитского мазхаба? - Богословско-правовые учения в исламе полностью разработаны и закончены, то есть мнения известных ученых, разрабатывавших эти мазхабы, охватывают все возможные стороны жизни мусульманского общества. На казахскую землю ислам пришел более двенадцати веков назад. С тех пор наш народ придерживается течения мазхаба Ханафи. Преимущество приверженности к одному из мазхабов в исламе состоит в том, что в народе сохраняются единство, согласие, организованность. Доказательством тому служит тот факт, что в Центральной Азии на протяжении нескольких веков не происходило конфликтов, раздоров и вражды на религиозной почве. Единство в вероисповедании не допускает появления злых намерений. Поэтому главной на сегодня задачей для повышения духовности нашего народа является грамотная и разумная пропаганда ценностей исламской веры, ведущих к гуманности, проповедующихчестность, справедливость, правдивость, воспитывающих любовь к стране, народу, уважение к другим народам, религиям, проповедующих лучшие традиции и обычаи. Основателем первого мазхаба является Абу Ханифа. Этот мазхаб возник в VIII веке в Ираке. Абу Ханифа считается первым, кто начал разрабатывать методику использования рационалистических принципов суждения по аналогии (кийас) и предпочтения (истихсан) при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права. Последователей мазхаба называют ханафитами. Возрождениеханафитского мазхаба в нашем современном обществе важно. При этом стоит акцентировать, что возрождение ислама в Казахстане никогда не было и не будет препятствием для свободного функционирования других религий. История свидетельствуете приверженности наших предков к ханафитскому толку суннитов. В частности, наши прадеды в своих религиозных убеждениях опирались на мату-ридийскую школу ханафитского мазхаба. Матуридийская школа - научное наследие имама Абу Мансура аль-Матуриди. Он родился в 852 году в Самарканде и жил в квартале под названием Матурид, отсюда и приставка к имени. Абу Мансур аль-Матуриди, ставший великим мыслителем, основателем богословской школы в Центральной Азии, укрепил ханафитский мазхаб и защитил от нападок суннитские вероучительные принципы. К сожалению, после многолетнего отрыва от своего наследия в прошлом веке казахстанские мусульмане отдалились от своих истоков, в том числе ханафитских. В результате некоторые верующие на самом деле потеряли связь с прошлым, не знакомы с великим наследием своих предков и не способны «отделять зерна от плевел» в силу небольших знаний об исламе. Поэтому сегодня в повестку дня встает вопрос возрождения ислама, традиционно распространенного среди мусульман нашей страны. Имеется в виду не только обрядовая сторона веры, но и ее духовная составляющая, под которой понимаются мировоззрение и внутреннее ощущение. Мы акцентируем внимание верующих на религиозных направлениях, имеющих историческую этнокультурную преемственность и внутренние механизмы консолидации. Ханафитский мазхаб ныне исповедует примерно половина мусульманского населения планеты, в том числе большинство мусульман СНГ. Ханафитский мазхаб характеризуется толерантностью, терпимостью к инакомыслящим, он лояльно относится к христианам и иудеям. На сегодня в Казахстане приверженцы ислама ханафитского толка составляют около 70% населения. Для нас всегда были неприемлемы политизация ислама и религиозный фанатизм. Такое отношение исключает всякий догматизм. - Известна Ваша позиция в том, что ношение хиджаба казахскими женщинами может привести к потере национального колорита. Можете ли вы прокомментировать эту позицию? - Наша национальная культура неразрывно связана с исламом суннитского толкаханафитского мазхаба, который определил самобытность казахского народа, его ценностные ориентиры. Распространяясь все глубже в казахские степи, ислам стал неотъемлемой частью национального мировоззрения и культуры, органично синтезировал казахские традиции и обычаи и религиозные принципы. При этом нам не следует стесняться того, как мы принимаем ислам: он адаптирован с учетом нашей культуры, традиций и ментальности, он естественным образом имеет свои особенности, сохраняя истинные каноны ислама. Насколько известно из исторических сведений и художественной литературы, казахи растили своих дочерей в свободе, не заставляя покрывать волосы. Традиционные казахские имена говорят нам о том, что казахи придавали особое значение красоте волос: Сулушаш, Карашаш, Алтыншаш, Гулыиаш. Желая красоты своим дочерям, они называли их Ботакоз, Ажар, Кыз-Жибек, Баян сулу, Кунсулу, Асем, Кырмызы. Девушки могли состязаться с джигитами в искусстве айтыса и участвовать в национальных играх «Кызкуу» и «Алтыбакан». В то же время в казахском обществе как мужчины, так и женщины носили традиционные головные уборы, которые варьировали в зависимости от сезона и благосостояния. С непокрытой головой разрешали ходить всем детям. Девочки-подростки, незамужние девушки часто носили такие головные уборы, как бљрік (с меховым околышем) или таќыя (вид тюбетейки), украшенный вышивкой. Женщины использовали орамал в традиционном казахском стиле. Пожилые женщины надевали кимешек. Невесты украшали себя высоким головным убором, богато украшенным перьями, - саукеле. Казашки в повседневной жизни не закры-вали лицо, не находились в затворничестве и юридически не были лишены права общения с членами других семей без разрешения мужа. Закрывания лица в традиционной казахской среде - вообще никогда не существовало. Сегодня поверхностным суждениям о хиджабе, влиянию чуждой культуры и идеологии может противостоять только наш традиционный ислам. В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия «хиджаб». Наши прадеды также знали, что в Священном Коране понятие «хиджаб» употребляется не как одежда женщины. В Коране изначальный смысл этого слова означает - изгородь, завеса, перегородка, занавес, ширма. В Коране слово «хиджаб» упоминается только четыре раза. В 46-м аяте суры «аль-Аграф»: «Между ними (Раем и Адом) будет хиджаб (изгородь)». В 5-м аяте суры «Фус-сылат»: «Они (жители Мекки, которые еще не приняли ислам) говорят (Пророку Мухаммеду): «Наши сердца закрыты для того, к чему ты призываешь нас, наши уши поражены глухотой, а между нами и тобой - хиджаб (завеса). Трудись же, и мы будем трудиться». В 51 -м аяте суры «аш-Шура»: «Человек не достоин того, чтобы Аллах разговаривал с ним иначе, как посредством откровения или через хиджаб (завесу, ширму). Или же Он (Аллах) отправляет посланца, который с Его позволения внушает посредством откровения то, что Он желает». В 53-м аяте суры «аль-Ахзаб»: «О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через хиджаб (завесу, перегородку)». Как мы видим, в этих аятах Корана слово «хиджаб» не имеет ничего общего с ношением женщинами платка. Обобщая, хочу подчеркнуть, что нельзя слепо копировать чужие обычаи, следовать чужой культуре, в частности, арабской. Следует всегда помнить, что казахский народ может сохранить свою сплоченность, согласие и единство, только следуя обычаям и традиционной религии своих предков. - Спасибо за обстоятельную беседу. Магзум СУЛТАНГАЛИЕВ. «Дорожная карта бизнеса - 2020»: вопросы и ответы Руководитель ИП «Садвакасов» из с.Балкашино, выпускающий брусчатку, бордюры и арендующий помещение завода, хотел бы построить собственное здание. Мешает одно «но»... Банки не выдают кредит под залог дорогостоящего оборудования, хотя его стоимость в два раза превышает сумму кредита... Валерий Долмата, возглавляющий ТОО «Дружба - 5» из Зерендинского района сетовал на бумажную волокиту в банках, где документы рассматриваются более двух месяцев. К тому же, имея залоговое имущество, предприниматель не может взять кредит по причине возраста - 63 года... Бизнесмены, многие из которых живут в сельской местности, интересовались у руководителей банков, почему недвижимость и земля на селе не рассматриваются финансовыми учреждениями как залоговое имущество. Эти и многие другие проблемы, касающиеся субсидирования и кредитования в рамках программы «Дорожная карта бизнеса - 2020», рассматривались в общественной приемной АОФ НДП «Hyp Отан» на тематической акции «Единый день приема граждан по вопросам государственной поддержки по программе «Дорожная карта бизнеса - 2020» под председательством первого заместителя председателя филиала партии Галыма Шойкина. На встрече с потенциальными участниками программы из Кокшетау и близлежащих районов присутствовали начальник облуправления предпринимательства и промышленности Наталья Зозуля, директор облфилиала АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» Еркебулан Баяхметов, которые доступно объяснили виды и порядок предоставления государством поддержки малому и среднему бизнесу в рамках данной программы. Для многих предпринимателей, обратившихся со своими проблемами, встреча не прошла впустую - одни получили возможность повторно предоставить свои документы в банки, другие - напрямую обратиться к руководителям государственных органов, институтов развития предпринимательства, банков второго уровня, обеспечивающих реализацию программы «ДКБ-2020», для получения компетентных ответов на интересующие вопросы. Подобные мероприятия прошли во всех территориальных общественных приемных и предприниматели районов, отдаленных от областного центра, смогли обратиться за консультациями на местах. Марина МАРКЕВИЧ. Солдаты Отчизны Когда-то со словом «армия» у нас ассоциировались мощь и величие. Женщины сходили с ума от красавцев-офицеров, а у молодежи позором считалось не отдать почетный долг Родине. Конечно, с тех пор многое изменилось. Но значит ли это, что наши мужчины забыли о священных понятиях и перестали быть патриотами? Вовсе нет. И тому доказательством может служить тот факт, что сегодня в Воо-руженных силах Казахстана на должности младших офицеров проводятся конкурсы. Также на конкурсной основе отбирают сержантов: в казахстанской армии, по примеру войск США, сделали ставку на институт сержантов, отвечающих за дисциплину в казармах и подготовку солдат, при этом стоящих на ступени между солдатами и офицерами. Поскольку офицерские и сержантские должности пользуются спросом, конкурсы - неформальность: бывает, что на одно место претендуют несколько человек. Неслучайно сегодня Армию Казахстана по различным показателям ставят в пример вооруженным силам других государств. Военная доктрина Казахстана миролюбива. И глубоко символично, что солдаты в республике не только изучают военное дело, но и... совершенствуются в музыкальных упражнениях. Еще бы им не репетировать - ведь каждый июнь проводится республиканский фестиваль солдатской песни «Жас улан». В этом году он посвящается 20-летию Независимости Республики Казахстан. В конкурсе принимают участие творческие коллективы художественной самодеятельности разных видов и родов войск Вооруженных Сил РК, региональных командований. Атакже будущие офицеры, ныне же - курсанты военных учебных заведений Министерства обороны, творческие коллективы Комитета внутренних войск МВД, КНБ и пограничной службы, Республиканской гвардии. Фестиваль армейской песни «Жас Улан» - это традиционное мероприятие, проводимое среди военнослужащих. Его основная цель - развитие в Вооруженных Силах творчества и исполнительского мастерства, воспитание молодежи в духе патриотизма, любви к Отечеству, уважения кего защитникам. В тематике Фестиваля преобладают героико-патриотические мотивы. Песни о войне и мире, солдатской дружбе -это наглядные уроки истории для молодежи, примеры мужества, доброты и патриотизма. Ведь патриотизм, как и любое другое качество, необходимо воспитывать, развивать и взращивать в человеке. И чем раньше, тем лучше. Одним из институтов, способствующих этому, должна быть армия, потому что военнослужащий обязан быть патриотом больше, чем кто-либо. Ведь если воин не патриот своего Отечества, если он не готов встать на защиту своего дома, семьи и отчизны, то боеспособность армии оставляет желать лучшего. В казахстанских Вооруженных Силах еще в январе 1993 года Глава государства подписал Указ «О создании института заместителей командиров (начальников) по воспитательной и социально-правовой работе в Вооруженных Силах Республики Казахстан». После этого в армии РК активизировалась идейно-воспитательная и агитационно-пропагандистская работа. Статистические опросы, проводимые в казахстанской армии, наглядно демонстрируют уровень патриотизма защитников Отечества. Согласно исследованиям, многими из военных в их повседневной работе движет желание видеть свою родину сильной и обороноспособной. Абсолютное большинство офицеров, особенно в старших воин-скихзваниях, закончили еще советские высшие военные училища и академии, а в годы независимости страны успели поучиться в США, Германии, Великобритании, Италии, Турции, познакомились с опытом западных армий и с организацией военного строительства, многое переняли и воплотили в своих войсках. И это в то время, когда даже в такой образцово - показательной армии, как американская , сегодня далеко не все благополучно. С одной стороны, Вооруженные силы США считаются эталоном военной выучки для всего мира, а с другой, во время последней войны в Ираке только по официальным данным Америка потеряла 4 455 человек. Как вы думаете, способствует ли это росту патриотизма в среде американцев? Тем более, что ныне в Вооруженных силах США сами американцы находятся в меньшинстве. Основную же часть воинского состава представляют обладатели «Green card», то есть иммигранты, вступившие в армию, чтобы получить вожделенное гражданство. На этом фоне Казахстан выглядит более достойно. Как указано в Военной доктрине, республика последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, когда значение военной силы будет минимизировано и ее функции будут сведены к задаче сдерживания военных конфликтов. При этом, однако, Казахстан, на территории которого могут разместиться пять Франций, или четыре Украины, занимая 9-е место в мире по площади - 2724,9 тысячи квадратных километров, должен иметь силы, способные защитить суверенитет республики и стать заслоном проникновению различного рода экстремистских и религиозных организаций, проповедующих насилие и свержение существующего в стране строя. Поэтому наши Вооруженные Силы сегодня включают в себя войска от пяти ведомств - Министерства обороны (Армия), Министерства внутренних дел (Внутренние войска), Комитета национальной безопасности (Пограничные войска), Управления Делами Президента РК (Республиканская Гвардия), от Министерства чрезвычайных ситуаций (Войска МЧС). Армия делится на три вида вооруженных сил (Сухопутные войска, Силы воздушной обороны и Военно-морские силы), отдельные рода войск (Аэромобильные войска, Ракетные войска и артиллерия), Тыл и специальные войска (инженерные войска и войска РХБ защиты). Причем, в отличие от России, Казахстан перешел от архаичной системы военных округов к гораздо более современной системе командований, которых создано 4 («Астана», «Восток», «Запад» и «Юг»). В настоящее время ВС РК переведены на трехвидовую структуру: Сухопутные войска, Силы воздушной обороны и Военно-морские силы. Наряду с этим срок срочной службы был сокращен до года, а в целом в начале 2000-х годов была объявлена задача перевода армии на профессиональную, контрактную основу. По имеющимся данным, сегодня в войсках контрактников уже около 70%, а если говорить об элитных родах войск, то там процент еще выше. Причина понятна - зарплата контрактников в казахстанской армии выше, нежели в армиях соседей по региону. Например, сержанты получают $250-300. Правда, пока характер внешних угроз таков, что без призыва Казахстан обойтись не может, стране необходимо иметь подготовленный резерв. А кроме того, переход кчисто наемному принципу комплектования вреден по чисто психологическим соображениям: главным мотивом для военнослужащих становятся деньги, а не защита родины. И этот момент для отечественных Вооруженных Сил крайне важен. Здесь делается все, чтобы солдаты служили своей родине, а не отбывали повинность, как это было при СССР. Скажем, роты и батальоны формируются из рядовых, вставших в воинский строй в одно и то же время, что максимально исключает возможность проявления дедовщины. В наряды по кухне никто не ходит: готовят пищу и убирают столовые нанятые Министерством обороны фирмы (в каждом гарнизоне - своя). Обращение к солдату, как и к сержанту, офицеру, генералу, начинается со слова «господин», а не «товарищ», как в Российской и других армиях СНГ. Межнациональных проблем в казахстанской армии тоже не существует: служат все, кто является гражданами страны - казахи, русские, украинцы, уйгуры, немцы, корейцы... Еще одна немаловажная деталь: поступить на высокий государственный пост, быть избранным в парламент и даже устроиться на работу в перспективную частную фирму в Казахстане сегодня невозможно, если ты не отслужил в армии - по этому поводу существует даже специальное Правительственное распоряжение. Но так как солдат требуется немного, то для того, чтобы надеть военную форму, мало быть абсолютно здоровым. На срочную службу в стране сегодня конкурс, как на актерский факультет. Известны даже случаи, когда высокие военные чины звонят в управление и отделы по делам обороны, чтобы их юных родственников взяли служить, что называется, «по блату». Вспоминаются годы Великой Отечественной, когда пятнадцатилетние мальчишки приписывали себе возраст, чтобы идти на фронт, защищать Родину. Основой патриотизма было стремление защитить и сохранить свое Отечество, выстоять перед угрозой разрушения нашего общего дома. Сегодня концепция воспитательной и социально-правовой работы в ВооруженныхСи-лах представляет собой систему современных взглядов, идей и установок в области воспитания, основываясь на таких принципах государственной идеологии, как политическая стабильность, равенство многонационального народа Казахстана, свобода вероисповедания, казахстанский патриотизм, законопослушание. Государственные ценности и интересы, озвученные первым Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, нужно и пропагандировать, и защищать. И патриоты, из коих состоит армия республики, неуклонно стоят на страже этих интересов. Касым СУНДЕТОВ, заместитель начальника облдепартамента по делам обороны, начальник управления набора военнослужащих по контракту и призыва. ИЗ ПОЧТЫ «АП» Есть люди, есть животные ... есть лошади Может, от предков кочевников подсознательно передалось мне такое восприятие одушевленного мира, может, это присуще всем людям, не знаю, но я всегда воспринимал лошадей как нечто, отличное от животных. Многое известно об особом отношении людей к ним, о значении лошадей в жизни человека. Порой конь мог приравняться и к половине царства, а в какие-то моменты, если хотите, они могли повлиять и на ход истории. Разве феномен Чингисхана отчасти не объясняется мобильностью и мощью его конницы? Но при всем величии таких оценок лошадей, в них есть нечто потребительское, собственническое. Еще выше поднял лошадей наш великий земляк, народный акын и импровизатор Акан сері, а вслед за ним через его поэму и весь казахский народ. Гуманизм, тонкое мироощущение, пронзительное лирическое восприятие окружающего мира позволили Акану найти в своем тулпаре Кулагере настоящего друга, самое близкое существо, потеря которого оказалась для него невосполнимой утратой и омрачила всю оставшуюся жизнь. Трагически принял он смерть своего коня от рук его соперников, увидев в этом нечто большее, чем уничтожение явного претендента на победу в байге. В истории, конечно, были примеры лошадей, ставших знаменитыми: Буцефал Александра Македонского, Маренго Наполеона, орловской рысак Холстомер, который стал объектом повести Льва Толстого, Абсент, который прославился в советское время. Но, наверное, ни одна лошадь не стала любимицей всего народа и стала чуть ли не одной из его ментальных характеристик. И такого духовного сближения, какое было между Аканом сері и его тулпаром Кулагером, больше не было. Он пишет: Бессмертие бесспорно Кулагера, Величие для всей страны степной. В дне нынешнем есть отзвуки. Наверно, Судьбы не уготовано иной. В ужасной обстановке лицемерной За личное достоинство и честь Я был бы счастлив умереть безмерно. Ведь это все, что за душою есть. А вот, что пишет классик казахской литературы Ильяс Джан-сугуров о песне «Кулагер» и о самом Акане: Потеряв коня, устало шел в аул Акан, Подарил он свою песнь горным пастухам, А народ, что был на асе, далеко понес Песню ту о Кулагере, мокрую от слез. И оплакивал народ мой всюду скакуна, Пели соловьи народа, пела вся страна, «Кулагер», - певцы напев возносили ввысь, «Кулагер», - домбра рыдала, рыдала каждая струна. Мы сооружаем памятники Кулагеру, а, значит, мы тоже поэты, достойные Акана сері, значит понимаем его, сопереживаем ему, прониклись его чувствами, а, значит, мы тоже, как и он, становимся выше прозаического быта, его несправедливости, жестокости и пошлости, и демонстрируем миру лучшие наши национальные традиции и качества. В этом году возникли два памятника легендарному коню. Кулагер возле Астаны поражает своим динамизмом, мощью. В нем тулпар, распластавшись в неистовом галопе, с неимоверной стремительностью летит над степью к победе. В этой скульптуре мы видим знаменитого победителя. А в памятнике, воздвигнутом в Кокшетау, изображен несколько иной тулпар (автор Канат Нурбатыров). Поразительный ракурс, который неожиданно возникает на изваянии перед проезжающими по шоссе, раскрывает легендарную лошадь как нечто неукротимое, необузданное, одухотворенное. Здесь нет ни высоко поднятых передних ног, ни галопа, но мы чувствуем, что если уж он поскачет, то это будет невиданный по красоте и мощи галоп, а если он поднимет передние ноги, то это будет нечто угрожающее, от него веет потаенной внутренней силой и независимостью. Той независимостью, которой обладали Акан сері и его конь. Турсынбек МАЛИКОВ, профессор КГУ им. Ш. Уалиханова. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ. ТРУДНЫЙ ВОЗРАСТ О недетских проблемах детей Совместное заседание комиссий по делам женщин и семейно - демографической политике, делам несовершеннолетних и защите их прав провел заместитель акима области Даурен Адильбеков. На объединенном заседании обсуждались проблемы насилия над детьми, употребления психоактивных веществ подростками, аутодеструктивного поведения несовершеннолетних, предупреждения ранней беременности, меры, принимаемые по их профилактике. Но особое внимание собравшиеся уделили детскому суициду. Как отметил Даурен Адильбеков, статистические данные весьма тревожны. У нас, наряду с Восточно-Казахстанским и Карагандинским регионами, детские суицидальные проблемы стоят наиболее остро. Только за прошлый год по области зарегистрировано 26 случаев, в 23-х из которых добровольно ушли из жизни подростки. За семь месяцев текущего года покончили счеты с жизнью 12 человек, из них 10 несовершеннолетних. О мерах, принимаемых для профилактики суицида среди учащихся, собравшихся проинформировала замначальника облуправления образования Мейрамгуль Жанысова. Создана рабочая комиссия, в состав которой вошли специалисты здравоохранения, УВД, школьный психолог. Причины, способствующие совершению подростками суицида, изучаются с выездом на места. С 2010 года на базе облинститута ИПК и ПРО организованы четырехчасовые профилактические лекции для педагогов. Кроме того, здесь же разрабатывается система психолого -педагогических действий по организации ненасильственного воспитания детей и подростков. С целью раннего выявления подростков, склонных к подобным проявлениям, облуправлением образования предложено поэтапное введение в школах области единиц психологов и социальных педагогов. Произведены даже расчеты, однако ни один из райакиматов пока не подтвердил возможность профинансировать их содержание. Кроме того, готовится предложение в МОиН РК о создании в психо-неврологическом диспансере кризисной палаты для подростков, склонных к суицидальному поведению. Как было отмечено, практически все из зафиксированных эпизодов добровольного ухода детей из жизни произошли в сельской местности. Причем, в большинстве из них это были дети из благополучных семей. Участники совещания ознакомились с проводимой профилактической работой среди учащихся, родителей Шортандин-ского и Бурабайского районов. В обоих созданы и действуют рабочие группы, телефоны доверия, проводятся семинары, анкетирование учащихся, родительские собрания. Однако факты остаются фактами: с ноября 2010 года зарегистрированы пять случаев суицида среди подростков в Шортандинском районе. Замакима района Марат Атабаев отметил, что из 21-го школьного психолога специальное образование имеют всего восемь. А вот в школах Бурабайского района давно и на постоянной основе работают 42 педагога-психолога. Тем не менее, один факт суицида у них случился в прошлом году, а в течение двух лет (2009-2010 годы) подростками предпринято шесть попыток самоубийства. По словам начальника райотдела образования Валерия Гамазова, анализ показывает, что основные проблемы, приводящие несовершеннолетних к суициду, лежат все-таки в семьях. По мнению старшего инспектора подразделения по защите женщин от насилия по УОБ ДВД Айгуль Нигматуллиной, должной профилактикой детского насилия, преступности и суицида вплотную необходимо заниматься не только педагогам, а, прежде всего, родителям, специалистам правоохранительных органов, здравоохранения, исполнительной власти. Нужно, что называется, без прикрас достоверную и полную информацию о имеющихся случаях доводить буквально до каждого родителя, поскольку, как показывает следственная практика, порой причинами ухода подростков из жизни бывают банальная ссора в семье, спор на эту тему со сверстниками и т.д. А каждый несовершеннолетний, совершивший попытку суицида, должен быть поставлен на учет у психиатра и пройти соответствующее лечение. - В основе всех форм профилактики суицидального поведения должно быть правило: категорически нельзя доводить подростка до состояния эмоционального возбуждения - отметила директор ОФ «Развитие и поддержка психологической культуры» Ирина Терентьева. - У детей в подростковом возрасте не сформировано понятие будущего, а в их мозге центр возбуждения доминирует над центром торможения. И если ребенок находится в состоянии эмоционального возбуждения, ему очень трудно самому остановиться. Подводя итоги совещания, Даурен Адильбеков подчеркнул: «Совещаемся, констатируем факты, а в области с нового года имеет место тревожная динамика роста случаев подросткового суицида». Присутствующим представителям различных ведомств были даны конкретные поручения: определяться с более действенными формами и методами профилактической работы, организации досуга молодежи, изучая опыт соседних областей, в кратчайшие сроки разработать и представить в областной акимат предложения. Раушан УТЕУЛИНА. НПО В ДЕЙСТВИИ Экзаменаторы — независимые медэксперты В Республике Казахстан реализуется пилотный проект проведения квалификационных экзаменов в области здравоохранения с привлечением неправительственных организаций. Конкурс выиграло Республиканское общественное объединение «Национальная медицинская ассоциация», куда входят ассоциации независимых экспертов Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Южно-Казахстанской областей. Большое место в здравоохранении отводится медицинским ассоциациям, которые определяют не только уровень подготовки своих коллег, но и при необходимости обеспечивают защиту врачей. В нашей стране на протяжении трех лет действует институт независимых экспертов. В нашей области зарегистрирована «Ассоциация независимых медицинских экспертов», в составе 40 профессиональных врачей всех специальностей с высшей категорией. Сегодня авторитет этой ассоциации укреплен вступлением в ее ряды ученых врачей: академика Галымжана Ракишева, докторов медицинских наук Кайрата Турлыбекова, Светланы Муратбековой, кандидатов медицинских наук Серика Какенова, Владимира Цоя, Сергея Ганиева. Ранее аттестация проводилась подразделениями Комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Минздрава РК, состояла из двух этапов: тестирование проходило в г. Кокшетау, собеседование - в гг. Астана и Алматы. Во втором полугодии нынешнего года аттестация будет проводиться нашей областной «Ассоциацией независимых медицинских экспертов» и проходить в г. Кокшетау (хирургия, терапия, акушерство-гинекология, сестринское дело), что значительно облегчит эту процедуру (экономия средств на проезд и проживание в гг. Астана, Алматы). Для внедрения проекта в Акмолинской области нашей ассоциацией направлены нормативные документы во все городские и районные медорганизации. Подготовлены кабинеты для приема документов и их хранения, для работы независимых экспертов, проведения тестирования и собеседования, все необходимое делопроизводство. Документы необходимо сдать до 19 августа. Тестирование будет проходить в центре судебной медицины с 29 августа по 9 сентября 2011 года, собеседование - с 12 по 14 сентября. Надеюсь, что медицинская общественность примет активное участие в реализации данного проекта. Сакен КАКПЕНОВ, президент «Ассоциации независимых медицинских экспертов» Акмолинской области. ПО ОБРАЩЕНИЮ В РЕДАКЦИЮ Площадка раздора Ровными и спокойными взаимоотношения между коммунальными службами и жителями областного центра назвать трудно. На фоне ведущихся работ по благоустройству Кокшетау начинают всплывать старые проблемы и недоделки коммунальщиков, решения которых жители домов, в районе которых проходили плановые работы, ждут уже годами. И, похоже, пока не находят понимания у первых. Площадка для парковки автомобилей, расположившаяся напротив магазина «Моя семья», вот уже два года является «больным» вопросом для жителей домов № 32 и 34 по проспекту Абылай-хана. Этого момента в одной из своих публикаций наша газета уже касалась, но, как говорится, «воз и ныне там». Напомним, у жильцов этих домов Марата Камелинова, Тулегена Беспалина и Александра Кириенко имелись претензии относительно того, что в результате проведенных здесь ремонтных работ изменился внешний вид автоплощадки. Исчезли удобные привычные «карманы» для транспорта и зигзагообразные бордюры, отчего вместимость площадки стала ощутимо меньше. Это повлекло за собой определенные неудобства. Стало настолько тесно, что часть машин теперь вынуждена располагаться на проезжей части проспекта Абылай-хана. Заказчиком работ по реконструкции сетей водопровода за находящимся рядом переговорным пунктом тогда выступал отдел строительства города Кокшетау, а подрядчиком - ТОО «АП-Импекс». Житель города Марат Камелинов, представляющий интересы людей (а их немало), в мае текущего года обращался по поводу сложившейся ситуации в надзорные органы. Оттуда его бумаги направлялись на исполнение в акимат областного центра, а точнее - в отдел строительства города Кокшетау, на который заявитель и жаловался. 7 октября минувшего года Марат Камелинов, председатель КСК «Монолит» Иван Роговской, Базартай Мус-лимов и другие местные жители показали выездной комиссии, каковы были размеры площадки до ее реконструкции, но никто не хотел их слушать. Директор ТОО «АП-Импекс» Жумабай Амиржанов утверждал, что его рабочие ничего не сужали на площадке, где сейчас из-за скученности возросла вероятность ДТП. А один из членов комиссии вообще сказал, что личные машины нужно ставить у себя во дворе. Но ведь там часто играют дети! Именно для их безопасности по инициативе председателя КСК «Монолит» Ивана Роговского, живущего здесь уже двадцать лет, был установлен специальный шлагбаум, чтобы автомобили не заезжали к подъездам домов. Мы выехали с заявителем на место. Замерив территорию, пришли к выводу, что размеры площадки для парковки автомобилей составляют 647 квадратных метров. И действительно, все могло бы выглядеть лучше. Так, вместо обещанного газона мы увидели лишь обширный кусок земли с сорной травой. Может, при реконструкции площадки попросту был сэкономлен асфальт? То, что площадка до ее реконструкции имела другой вид, подтверждает и один из жильцов дома № 32 Кайрат Исимбаев. - По проекту все это делали или нет, мне неизвестно, -делится с нами Кайрат. - Но нам, автолюбителям, очень неудобно, когда машины встают в свои «кармашки», находятся друг от друга практически рядом, а проезжая часть здесь маленькая. А то, что здесь имеется газон, то польза от него только в том, что во время дождя там собирается вода, - резюмирует собеседник. Чтобы получить комментарии по ситуации и расставить все точки над «і», вместе с Маратом Камелиновым мы посетили госучреждения. Заявитель стремится узнать, наказан ли за просроченный ему на полгода ответ главный специалист городского отдела строительства Риза Жу-нусов, а также имеется ли сам проект реконструкции площадки для парковки автомобилей и основания для него. В ходе непростого диалога с заместителем начальника ГУ «Отдел строительства города Кокшетау» Курмангали Кульмагамбетовым, который здесь работает недавно, выясняется, что главный специалист данного госучреждения Риза Жунусов получил дисциплинарное взыскание, и уже с ним разговор перетекает в плоскость резко поменявшей свой внешний вид площадки. Вместе с подчиненным руководитель утверждает, что они производили лишь реконструкцию водопровода, а площадки не касались. Этими работами занимался ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства города Кокшетау» и по поводу наличия возможного проекта обратиться следует туда. Начальник городского отдела архитектуры и градостроительства Нурболат Альжанов, тоже работающий недавно, заявил, что этот вопрос находится в ведении городского отдела строительства, где мы были ранее. Последней инстанцией, которую мы посетили вместе с заявителем, был городской отдел ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. Его начальник Бахидбек Оспанбеков позвонил по сотовому телефону начальнику ГУ «Отдел строительства города Кокшетау» Курмангали Кульмагам-бетову с вопросом, почему он направляет людей к нему. Хотя в беседе с нами все же заметил, что на работах при реконструкции водопровода предусмотрено и благоустройство территории. Соответственно, их выполнение лежало на ТОО «АП-Импекс». А проект реконструкции площадки для парковки автомобилей нам так нигде и не предоставили. Из сложившейся ситуации возникает закономерный вопрос: «Куда обращаться людям со своими бедами и проблемами в условиях «футбола», который является следствием неразберихи в функциональных обязанностях госорганов, регулирующих коммунальную и строительную сферу?» Да и представить, как можно проводить работы по реконструкции необходимой для любого владельца автопарковочной площадки без проекта, трудно. Ведь благоустраивая территорию, организациям-подрядчикам важно сохранить ее естественные очертания и границы, сделать ее в чем-то лучше. И вопрос этот связан не только с эстетической, но и практической стороной дела. Ведь все должно делаться для удобства людей, а не для их постоянного беспокойства. Иван ОДНОРОГ. Фото автора. ОБЪЯВЛЕНИЯ. РЕКЛАМА *** Утвержден постановлением акимата Акмолинской области от 13.07. 2011 года № а-6/268 Государственный образовательный заказ на 2011-2012 учебный год на подготовку специалистов с техническим и профессиональным образованием (Продолжение. Начало в №115). см. в бумажной версии номера *** ТОО «АФК Ардагер» инициирует проведение общего собрания участников ТОО «Новоишимка-АЭ» «26» августа 2011 года в 12 часов по адресу: Акмолинская область, Целиноградский район село Новоишимка, Дом культуры. Повестка дня: «О продаже доли ТОО «АФК «Ардагер» в Уставном капитале ТОО «Новоишимка-АЭ». *** В соответствии с определением СМЭС по Акмолинской области в отношении ТОО «Аграрий» введена процедура внешнего наблюдения с 1.07.11 по 24.12.11 сроком на 6 месяцев. *** Открыто наследственное дело после смерти гр. Гогуля Вячеслава Андреевича, умершего 23.12.2003 г., наследников просим обращаться по адресу: г. Кокшетау, ул. Горького, д. 21, кв. 44, нотариус Наласва A.M. Тел. 251837. СОБОЛЕЗНОВАНИЯ: *** САДВАКАСОВ Галым Каирбекович На 65-м году жизни скончался Садвакасов Галым Каирбекович. Родился он 4 декабря 1946 года в селе Киындык Карагай Щучинского района Кокчетавской области. Трудовую деятельность начал в 1971 году после окончания Целиноградского государственного медицинского института врачом-хирургом Буландынской центральной районной больницы. С 1983 по 2009 годы бессменно, до выхода на заслуженный отдых Галым Каирбекович проработал главным врачом Буландынской центральной районной больницы. С 2009 года находился на заслуженном отдыхе. Был депутатом районного и областного маслихатов. Профессионал в своем деле, он был предан ему, умел объединить сотрудников, убедить подчиненных в ответственности за порученный участок работы. Высокий профессионализм и требовательность к себе и подчиненным сочетались в нем с доброжелательностью и чуткостью по отношению к людям. Все это вместе с принципиальностью, честностью и преданностью делу снискало ему заслуженное признание и авторитет. За добросовестное отношение к работе и высокий профессионализм он награжден юбилейной медалью «Ќазаќ-стан Республикасыныњ Тѕуелсіздігіне 10 жыл», Нагрудным знаком Министерства здравоохранения Республики Казахстан «Ќазаќстан Республикасныњ денсаулыќ саќтау ісініе ќосќан улесі џшін»,Нагрудным знаком профсоюза работников здравоохранения Республики Казахстан «Ќазакстан Республика-сы денсаулыќ саќтау ќызметкерлері кѕсіподаѓыныњ џздігіне», Почетными грамотами Министерства здравоохранения Республики Казахстан, Управления здравоохранения Акмолинской области и Акмолинского областного комитета профсоюза медицинских работников. Выражаем искренние соболезнования родным и близким. Он останется в памяти как пример для подражания, образец честности, жизнелюбия и человечности. Светлая память о Галыме Каирбековиче навсегда сохранится в наших сердцах. Управление здравоохранения Акмолинской области. Исполком Акмолинского областного филиала профсоюза работников здравоохранения. *** БЕКИМОВ Марат Еркенович 13 августа 2011 года на 48-м году жизни скончался Бекимов Марат Еркенович - замечательный человек, многие годы плодотворно проработавший в Акмолинской области на различных руководящих должностях. Бекимов Марат Еркенович родился в 1964 году в селе Ленино Сергеевского района Северо-Казахстанской области. В 1986 году окончил Целиноградский сельскохозяйственный институт по специальности «инженер-землеустроитель», а также в 2005 году юридическую академию «Фемида», юрист. Трудовую деятельность начал в 1986 году в Джамбульском филиале института «Казгипрозем». С 1991 по 1992 годы Бекимов М.Е. работал инженером-землеустроителем ГПИ «Целингипрозем». С 1992 по 1995 годы - ведущим специалистом Акмолинского областного комитета по земельным отношениям и землеустройству. В период с 1995 по 1997 годы являлся заместителем председателя Акмолинского областного комитета по земельным отношениям и землеустройству. С 1997 по 2001 годы Бекимов М.Е. был заместителем председателя Акмолинского областного комитета по управлению земельными ресурсами. В 2001 - 2005 годах Бекимов М.Е. занимал должность председателя Акмолинского областного комитета по управлению земельными ресурсами, с 2005 по 2008 годы -начальника Акмолинского областного территориального управления по управлению земельными ресурсами. С 2008 года - заместитель начальника межрегиональной земельной инспекции по Акмолинской, Карагандинской областям и г. Астана. Государство по достоинству оценило заслуги Бекимова М.Е. - он награжден юбилейными медалями «Ќазаќстан Республикасыныњ Тѕуелсіздігіне 10 жыл», а также знаком «Почетный землеустроитель». Бекимова М.Е. всегда отличали преданность делу, ответственность, патриотизм, чуткое и внимательное отношение к людям. Память о Бекимове Марате Еркеновиче, светлом и прекрасном человеке, надолго сохранится в наших сердцах. Акмолинский областной акимат. Акмолинский областной маслихат. *** Администрация, профсоюзный комитет Кокшетауской городской больницы глубоко скорбят по поводу безвременной кончины бывшего главного врача Буландынской ЦРБ Садвакасова Галыма Каирбековича и выражают соболезнования родным и близким покойного. *** Коллектив редакции газеты «Акмолинская правда» выражает соболезнование бывшему ответственному секретарю редакции Райхан Бегембетовой по поводу скоропостижной смерти брата. *** Отдел сельского хозяйства и земельных отношений Астраханского района выражает глубокое и искреннее соболезнование родным и близким в связи с безвременной смертью Бекимова Марата Еркеновича. *** Администрация и коллектив ГККП «Кокшетауский медицинский колледж» выражают глубокие соболезнования родным и близким в связи с невосполнимой утратой смертью Садвакасова Галыма Каирбековича, бывшего главного врача Буландынской центральной районной больницы. |
|||||||
|