Информбюро
Программа ФИИР
Праздник спорта
Образование
Память
Золотой фонд
области
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОБРАЗОВАНИЕ   КОЛЛЕГИЯ. ЕНТ.КРУГЛЫЙ СТОЛ. СПЕЦПРОЕКТ "АП"
КОЛЛЕГИЯ
Предстоит работа над ошибками
Педагоги области собрались на расширенную коллегию, на которой рассмотрели такие вопросы, как уровень обучения начальной военной подготовке, физкультуре, внедрение инновационных технологий и обеспечение учебно - методическими пособиями в средних и средне - специальных организациях образования, качество детского летнего отдыха.

Особой темой профессионального разговора стал анализ итогов нынешнего Единого национального тестирования, которое, в сущности, является одним из основных показателей деятельности образовательной системы области. Прошедшее на организационном уровне без срывов и нарушений, это важное мероприятие нуждается в разборе деталей.
Как сообщалось ранее, ЕНТ для учащихся Акмолинской области продолжалось три дня в первой декаде июня. В нем принял участие 4421 выпускник (77,4 процента от их общего числа, что на три десятых процента больше, чем в прошлом году). Но этот показатель все же отстает от среднереспубликанского на семь десятых процента. Вместе с тем, суммируя восьмилетний опыт проведения итоговой госаттестации, отмечается сокращение числа выпускников, участвующих в ЕНТ, хотя в первые годы проведения эта цифра была значительно выше республиканской. Так, ощутимо сократилось количество сдающих ЕНТ в Коргалжынском, Есильском, Целиноградском, Егиндыкольском и Атбасарском районах. Обратная картина в Кок-шетау, Астраханском, Шортандинском, Аккольском районах.
Что касается непосредственно результатов тестирования, то налицо рост среднего балла, который составил 81,96 и выше уровня предыдущего года, но ниже, чем в среднем по Казахстану. Наивысший средний балл - у выпускников областных школ - интернатов, вневедомственных школ и г. Кокшетау. Высокие результаты показали атбасарцы, степногорцы, зерендинцы и аккольцы. Неплохие итоги ЕНТ у выпускников Егиндыкольского, Жаркаинского, Ерейментауского районов.
В попытках разобраться, почему в одних школах - «сильные» ученики, а в других - «нет», пришли к выводу, что многое зависит от квалификации наставников.
Чем выше уровень учителя, тем лучше результаты тестирования ученика, что, в принципе, логично. Обозначенная тенденция действительно находит подтверждение в ряде районов и городах Кокшетау, Степногорске. Можно сказать и по-другому: малое количество преподавателей с высшей и первой категориями становится впоследствии одной из основных причин низких результатов при сдаче ЕНТ. Судя поданным, такая ситуация сложилась в Жаркаинском, Сандыктауском, Егиндыкольском, Жаксынском, Ерейментауском, Енбекшильдерском, Астраханском, Шортандинском и Есильском районах, где доля педагогов с высшей и первой категориями не превышает 39 процентов. Их выпускники не переступают порог отметки в 78,6 балла. При этом совершенно непонятно, почему в школах, где в коллективах половина учителей с высокой квалификацией, выпускники, как правило, неконкурентоспособны, и, наоборот, при недостаточном квалификационном педагогическом уровне учащиеся на протяжении нескольких лет успешно сдают тесты. Так, в Коргалжынском районе доля таких педагогов составляет почти 60 процентов (при среднеобластном показателе 42,9 процента). Однако их выпускники не могут пока похвалиться успешными результатами, наоборот, показывают стабильно низкие результаты при сдаче ЕНТ. Резюме: аттестационная работа в педколлективах проводится без учета показателей качества образования, что при современных стандартах, как минимум, неприемлемо.
Отметим, что пороговый уровень для поступления в вузы остался прежним (50 баллов, а по специальности «Общая медицина» - 55 баллов). Не секрет, что ежегодно по итогам ЕНТ часть выпускников не набирает пороговых баллов. В2011 годуих683 или порядка пятнадцати процентов. 129 выпускников получили неудовлетворительные оценки, их значительно меньше, чем в прошлом году. Сопоставив количество участников ЕНТ и количество выпускников, не достигших при этом порогового уровня, получится , что в вузы не сможет поступить каждый третий - в Жаркаин-ском и каждый четвертый в Буландынском районах. В последнем - наибольшее количество неудовлетворительных оценок. Если смотреть в разрезе предметов, то такие оценки в основном приходятся на математику и предмет, который выпускник выбирает сам. Среди обязательных предметов лидерство по количеству набранного среднего балла занимает казахский язык, изучаемый в школе, как родной - 18,7, далее следуют казахский язык в школах с русским языком обучения -17,8 и история Казахстана-17,6. Можно говорить и об увеличении среднего балла по математике. Самые высокие результаты у выпускников областных организаций образования, также среди «математических» - Зерендинский, Атбасарский, Аккольский районы и города Кокшетау, Степногорск.
Есть в нынешнем ЕНТ бесспорные успехи: показатели по подтверждению аттестатов «Алтын белгі». Напомним, в 2010 году обладателями таких аттестатов стали 98 человек, в этом - 115, пять из которых - выпускники «Назарбаев Интеллектуальная школа». Из 86 претендентов 49 подтвердили право на аттестат с отличием. За последние три года уровень подтверждения аттестатов с отличием вырос на 37,5 процента. Лучшими по индивидуальным результатам единого национального тестирования стали Айман Серикбай и Кунсулу Бекіш - выпускницы Атбасарской средней школы и «Назарбаев Интеллектуальная школа», набравшие по 124 балла. На балл меньше у Сании Талганбаевой из многопрофильной школы-гимназии г. Атбасара и Бибигуль Усиной из Степногорской областной школы-интерната для одаренных детей № 4 «Болашаќ». Еще шесть выпускников набрали по 122 балла. Среди полнокомплектных школ и нового типа высокий средний балл по итогам ЕНТ - 2011 у«Назарбаев Интеллектуальная школа», гуманитарно-технического лицея Кокшетау, областной школы-интерната для одаренных детей № 4 «Болашаќ» г. Степногорска. Самый высокий результат среди малокомплектных школ показали Спасская средняя школа Сандыктауского района и Ортакская средняя школа Зерендинского района.
Главный экзамен ушедшего учебного года завершился. Выпускники отправились во взрослую жизнь, а педагогам области необходимо серьезно и вдумчиво заняться работой над выявленными ошибками, повышением качества школьного образования.
Аэлита ТАЕВА.

ЕНТ — вопрос социальный
Будучи преподавателем вуза, уже несколько лет подряд выезжаю в различные пункты ЕНТ нашей области с целью профориентационной работы. И воочию вижу, насколько спокойнее в эти ответственные и судьбоносные дни стали выпускники, родители, учителя.

В этом году два дня провела в Щучинске, где тестирование проходило на базе СШ №2. Беседовала в основном с родителями и учителями. Выпускникам было явно не до того.
«Прежнего ажиотажа нет. Стресс для детей не больший, чем при любом другом экзамене. Но окончание школы - уже стресс. А ЕНТ - барьер, реально преодолимый», - подтверждает мои наблюдения заместитель директора Катаркольской средней школы Валерий Ланцевич.
То, что ЕНТ - процесс куда более прозрачный, нежели прежние школьные выпускные и вступительные экзамены в вузы, сомнений сегодня, практически, ни у кого не вызывает. (Издержки, конечно, есть. Но их никто не замалчивает. И меры для того, чтобы свести их к минимуму, принимаются).
Но вот насколько успешно ЕНТ решает другую свою задачу - обеспечение доступности высшего образования для молодежи из всех слоев общества, из всех регионов страны? Ведь вводилась эта процедура для того, чтобы достойная молодежь из малообеспеченных семей из-за отсутствия необходимых средств за бортом не оставалась, а право на образование, в данном случае - высшее, не становилось декларативным.
Процедура - одна для всех. Тесты - тоже. А вот возможности для подготовки к ним, все-таки, разные.
«При первой возможности отправляли сына в город, к бабушке с дедушкой, чтобы готовился там. Живем за счет своего хозяйства. Работы много. Сын не может усидеть за учебниками, когда мы работаем», - делятся родители, хорошо воспитавшие своего сына.
«Одна наша девочка на каждые каникулы и выходные уезжала готовиться в Астану, платила репетитору 1800 тенге. И это единственная семья наших выпускников, которая могла это позволить», - констатируетучитель Партизанской средней школы Людмила Ковальчук.
Из Атамекенской средней школы выпускница ездила в Щучинск. Время, дорога, оплата репетитора: для семьи школьной учительницы - это тоже накладно. Но, по словам мамы, другого выхода не было.
С репетиторами занимались многие. Часто сельские родители обращались за помощью к учителям-пенсионерам. «Эти много денег не берут. А то и вообще отказываются».
Так что «различия между городом и деревней», стереть которые пытались еще в Советском Союзе, по-прежнему дают о себе знать.
«Проблемы, конечно, есть. Но ситуация изменяется в лучшую сторону», - говорит начальник управления образования Акмолинской области Марат Ибраев.
Со времени принятия Постановления Правительства РК от 18 февраля 2009 года «Об утверждении размеров и правил предоставления мер социальной поддержки специалистов здравоохранения, образования, социального обеспечения, культуры и спорта, прибывших для работы и проживания в сельские населенные пункты», дефицит педагогических кадров в сельских школах области сократился в полтора раза.
«Особые надежды, конечно, возлагаем на интернет, который доступен сегодня каждому ученику в каждой сельской школе. Мы на пороге колоссальных изменений. Пилотные сегодня интерактивные уроки станут нормой. Электронные учебники. Элементы дистанционного обучения. Возможность консультаций с квалифицированными специалистами - это ближайшее будущее. Работа предстоит большая. Но педагоги области к ней готовы», - убежден Марат Умирбаевич.
Обращают на себя внимание большие внутриобластные региональные различия в количестве выпускников, сдающих не ЕНТ, а выпускные экзамены в своих школах (а это означает, что они сознательно лишают себя возможности в нынешнем году поступать в казахстанские вузы). Наибольший процент среди выпускников, сдающих ЕНТ в областном центре (91,2), и у вневедомственных школ-интернатов. Наименьший - в Коргалжынском (45,8%) и Сандыктауском районах (59,6). В чем причина этого? Отток в зарубежные вузы? Но вряд ли из Коргалжыно и Балкашино за рубеж детей уезжает больше, чем из городов нашей области. Давление со стороны администрации школы, дабы не испортить средний балл? Стремление приобрести востребованную рабочую профессию? Косвенный показатель уровня социального развития района?
«В известной мере, все эти причины играют определенную роль, - констатирует Марат Ибраев . - Для нашего региона отток выпускников в российские вузы, прежде всего технические, традиционен с советских времен». (Добавлю, что, возможно, это еще и показатель латентных миграционных настроений не столько детей, сколько их родителей). «Но при этом в гуманитарно - техническом лицее г. Кокшетау ЕНТ сдавали все выпускники, хотя половина из них уже является первокурсниками вузов дальнего и ближнего зарубежья. Аналогичные примеры можно привести и в отношении многих других Кокшетауских школ. Это показатель хорошего школьного корпоративного духа. В известной мере, и показатель патриотизма, намерений детей вернуться на Родину дипломированными специалистами», - считает Марат Умирбаевич.
Популярность рабочих профессий действительно возрастает. Об этом свидетельствует увеличивающееся из года в год количество учеников, которые после окончания девятого класса уходят из школы в колледжи и лицеи. И фактор боязни ЕНТ решающим в этом процессе не является. В колледжи уходят не самые слабые ученики. В Катаркольской школе им. Досова в этом году восемь выпускников. А два года назад в их параллели девятый класс заканчивали сорок один человек. Тридцать три из них пошли учиться в один из двух Катаркольских колледжей и профессиональный лицей.
«Возможно, аналогичная ситуация была бы и в Макинске, - говорит педагог - психолог одной из макинских средних школ Татьяна Орлова.- Но в нашем городе нет ни одного лицея, ни одного колледжа. Отпустить из дома пятнадцатилетнего подростка родители не решаются. И возникает ситуация, когда ребенок вынужденно идет в десятый класс, хотя к высшему образованию не стремится».
А в целом наши дети: и сельские, и городские, становятся реалистичнее и прагматичнее. Они хорошо оценивают свои возможности стать обладателем образовательного гранта. В этом году из 5656 акмолинских выпускников в качестве предмета по выбору, который определяет диапазон специальностей для поступления в вузы, 1095 избрали физику, 1302 - биологию. Значит, эти выпускники в подавляющем большинстве будут поступать на технические и медицинские специальности, на которые Правительство выделяет наибольшее количество грантов. Много грантов и на технологические специальности, где профилирующим предметом является химия. Но в этом году данный предмет в нашей области сдавали всего 107 человек. Здесь, видимо, не только боязнь сложной для многих химии, но и опасения в будущем не найти работу, допустим, по специальности «Химическая технология неорганических и органических веществ» (541 грант), «Технология и конструирование изделий легкой промышленности» (425 грантов)...
Это сегодня. Завтра будет иначе. Заработала государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития страны. Важная роль в ее реализации отведена базовым отраслям народного хозяйства -легкой, пищевой, текстильной. Об этом надо чаще и предметнее говорить с выпускниками. В этом должна заключаться суть профориентационной работы: старшеклассники должны хорошо знать -какими страна, область будут завтра, какие профессии будут востребованы. Так что есть основания в будущем ожидать увеличения конкурса именно по технологическим специальностям.
Делать выбор будущей профессии (а значит - и своего будущего) в соответствии со своими способностями, желаниями и потребностями развития страны -залогуспеха: успеха страны и каждого ее гражданина.
Нина МИТЧИНОВА.

«Нет» - эксплуатации детского труда!»
В Казахстане прошла очередная Национальная информационная кампания «12 дней борьбы против эксплуатации детского труда». Основной целью было информирование общественности о проблеме, ее масштабах и последствиях для детей. Республикой подписан ряд основных международных документов таких, как Конвенции ООН о правах ребенка, Международной организации труда «О минимальном возрасте приема на работу», «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».
Также ратифицированы два факультативных протокола к Конвенции, касающиеся торговли детьми, детской проституции и порнографии, участия детей в вооруженных конфликтах. Они обязывают обеспечить моральную и правовую защиту самых юных граждан планеты.
В Кокшетау областной департамент по защите прав детей по этой проблеме организовал «круглый стол» с участием заинтересованных ведомств. Открывая его, начальникдепартамента Наталья Замолоцких констатировала: «Кампания преследует благородные цели. Зная свои права и регламентирующие труд документы, подростки могут сами уменьшить для себя риск подвергнуться эксплуатации и защититься от насилия. В рамках проведения кампании во всех городах и районах области проведены беседы о назревшей проблеме, консультации и тренинги со школьниками и их родителями, «круглые столы», выставки рисунков, осуществлены рейдовые мероприятия.
Казахстан, присоединившись к основным международным Конвенциям по соблюдению прав детей, принял на себя обязательства по защите своих маленьких граждан от экономической эксплуатации и вовлечения их на выполнение работ, наносящих вред их развитию и нравственности. Решение данныхпроблем относится к числу приоритетных национальных задач, отреализации которыхзависит создание здорового конкурентоспособного общества.
Международный опыт показал, что тяжелый детский труд наносит серьезный, иногда непоправимый вред. И страдают в основном дети из наиболее уязвимых социальных слоев, малообеспеченных или неполных семей, они вынуждены подчас в опасных и вредных условиях зарабатывать нажизнь.
В работу по профилактике должны вовлекаться все слои общества. Недопонимание и недооценка серьезности проблемы чреваты последствиями.
- Особого внимания требуют дети с девиантным поведением,- продолжила разговор заместитель начальника областного управления образования Мейрамгуль Жанысова,- создан план мероприятий по организации трудовой занятости и отдыха мальчишек и девчонок в летний период. С 2008 года в комплексные планы социально - экономического развития районов в обязательном порядке включен пункт по 100 % охвату занятостью несовершеннолетних, состоящих на учете за правонарушения. Наиболее распространенными формами здесь являются бригады по озеленению и благоустройству школьной территории и ремонтно - строительные, а также школьные лесничества. На учете в ИДН сейчас состоит 505 подростков, из них 180 будут заняты в оздоровительных центрах и пришкольных лагерях, 211 - в бригадах и клубах по интересам, 104 после сдачи экзаменов планируют поступать в колледжи. Созданы экологические отряды по очистке прибрежных водоемов, на награждение победителей этой акции выделено 10 млн. тенге.
Вместе стем есть и ряд проблем. Работодатели зачастую не идут навстречу несовершеннолетним в соблюдении их прав, их не устраивает продолжительность рабочего времени, которая по Трудовому кодексу не должна превышать 24 часа в неделю для детей 14-16 лет и 36 часов в неделю - для подростков 16-18 лет. В Жаксынском районе подросток из малообеспеченной семьи был трудоустроен на мельнице, но договор с ним не подписали, и работал он наравне со взрослыми. После вмешательства проверяющих ему в работе просто отказали. Хотя всем было рекомендовано предусматривать квоты для трудоустройства подростков в летний период как первичное средство профилактики правонарушений.
Старший помощник прокурора области Даметкен Иманкулова отметила, что именно неумение взрослых занять детей чем-то хорошим и порождает их увлечение плохим. Увы, преступный мир не дремлет, вовлекая в свои ряды молодежь с раннего возраста. Поднимаемая на «круглом столе» проблема профилактики вовлечения несовершенолетних в наихудшие формы труда - не должна быть разовой, приуроченной к конкретной дате, а стать системной и каждодневной. В области заведено 10 уголовных дел только по фактам вовлечения подростков в сексуальное рабство. А наркотики распространяются подчас прямо в школах. Несмотря на это, во время отдыха детьми нередко никто конкретно не занимается, и они предоставлены сами себе.
Эту мысль поддержали все присутствующие, отметив, что именно летом Дома культуры и учреждения внешкольной работы снижают объем своей работы до минимума, а организаторы кружков и секций, культработники уходят в отпуск. Хотя, как точно было подмечено, можно на их место в это время принимать творческую молодежь, старшекурсников вузов, давая и им на каникулах работу, и детей не предоставлять улице.
А еще говорили о том, что есть все же хорошие примеры в области, когда получается и досуг подростков организовывать, и ученические бригады, где они работают помощниками трактористов, комбайнеров и приобретают нужные навыки в жизни. Только о таком передовом опыте надо больше рассказывать и смелее убирать препоны на его пути, поддерживать. То есть от слов одних и тех же в дни даже самых хороших акций пора переходить к делу. Тогда от них будут действительно польза и реальная помощь, а решение проблемы перестанет из года в год пробуксовывать.
P.S. А в Доме детского творчества, где проводился «круглый стол», школьников мы так и не заметили. Впрочем, как и в прошлом году. Огромное, просторное здание пустовало и в это лето. О чем тогда говорим?
Александра МЯКОТА.
По фактам эксплуатации детского труда обращаться по «телефону доверия» облдепартамента по защите п рав детей -25-23-68, или на электронный адрес: e-mail: akmola_bobek@mail.ru



СПЕЦПРОЕКТ «АП»: «ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ В СЕМЬЮ!»
«Хочу стать... профессором»
Ромке -12 лет, и он только что закончил пятый класс. Но в детдоме уже третий год. Что скрывать: конечно, он очень хочет, чтобы его забрали домой, в хорошую семью, и жить, как все.
Ну, а пока он в детдоме, мальчишка упорно работает над собой, много читает книг, журналов, газет. Его так и называют здесь - «завсегдатай библиотеки». С интересом рассказывает о прочитанном ребятам. Когда же я спросила, кем он хочет стать со временем, не задумываясь, выпалил: «Профессором». Живет парнишка с высокой мечтой. И, посмотрев на него, очень захотелось, чтобы детская мечта осуществилась.
А еще он часто вспоминает лошадей, что паслись возле бабушкиной избы в его раннем детстве, и ему кажется сейчас, что они были сказочные. Как и все, что тогда было.
В детдоме он всерьез увлекся спортом, и сейчас уже хорошо играет в футбол, баскетбол и волейбол. Потому, как считает, что все у парня должно быть в гармонии: и физическая закалка, и руки мастера, и знания прочные. Что скажешь: и тут прав мальчишка - верные себе ориентиры наметил. Счастливого пути тебе к ним, Роман!
Его брат, Леша, на два года младше. В детдоме он среди активистов: танцует, в футбол и баскетбол играет, имеет много друзей. Энергия в нем бурлит так, что долго на одном месте не усидит никогда. Любит природу, садить маленькие деревца, наблюдать, как они растут, помогать им в этом. Аеще увлекается компьютерами, знает о них много. В общем, интересы имеет мальчик самые полярные. И все в его душу вмещается. О будущем далеком не загадывает. Улыбается: «Может, стану таксистом. Хочу катать всех... Но это не окончательно, может, что-то и другое будет - в жизни ведь много хорошего...».
Вот такие они - братья, мечтающие попасть в семью. Может быть, в вашу?
Александра ЮРЬЕВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Для усыновления братьев - Ромы и Леши - обращаться по телефонам: 76-33-26 (Акмолинский департамент по защите прав детей), 40-28-03 (областное управление образования), 25-69-16 (редакция «АП»).


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru