|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
В
ПАРЛАМЕНТЕ |
ОТ
КРАТКОСРОЧНЫХ МЕР К УСТОЙЧИВОЙ ЗАНЯТОСТИ |
|
|
От краткосрочных мер к устойчивой занятости
Одним из стратегических приоритетов социально-экономического
развития страны является обеспечение достойной занятости населения.Главные
приоритеты и направления в сфере занятости обусловлены, с
одной стороны, необходимостью устранения имеющих место недостатков,
а с другой - потребностями обеспечения Государственной программы
по форсированному индустриально - инновационному развитию
нашей страны трудовыми ресурсами. В этой связи центр тяжести
занятости с краткосрочных мер переносится на меры среднесрочного
и долгосрочного плана, ставка на любую занятость, в том числе
и временную, уступает устойчивой и эффективной занятости.
О ходе решения поставленной задачи наш корреспондент беседует
с Сериком Аягановым, секретарем Комитета по социально - культурному
развитию Сената Парламента Республики Казахстан.
- Серик Акпенович, какие проблемы сегодня имеют место по вопросам
занятости у населения, и какие предлагаются пути их решения?
- Мы отличаем относительно низкое качество трудовых ресурсов:
примерно треть работающих имеет только среднее образование.
Отсутствует связь обучения с производством; спрос на квалифицированную
рабочую силу не совпадает с предложением на рынке труда. При
этом следует особое внимание обратить на сохранение неэффективной
занятости (неформальная и самостоятельная занятость на долю
самозанятого населения приходится примерно треть количества
занятых: 2,5 млн. человек).
Для решения намеченных Главой государства приоритетов развития
Казахстана Парламентом принято, а также находится в работе
ряд законов. В частности, Проект Закона «О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам
занятости и социальной защиты населения».
В целом на законопроект в 2011 году предусмотрено 40,2 млрд.
тенге. Его реализация планируется по следующим направлениям:
1) обучение и содействие в трудоустройстве самозанятого, безработного
и малообеспеченного населения -14,6 млрд. тенге;
2) содействие развитию предпринимательства на селе - 5,3 млрд.
тенге;
3) повышение мобильности трудовых ресурсов -18,2 млрд. тенге;
4) институциональная организация Программы - 2,1 млрд. тенге.
По первому направлению Программы приоритет будет предоставляться
сельской молодежи, а именно:
- направление на бесплатные курсы профессиональной подготовки,
переподготовки и повышения квалификации с выплатой стипендии;
- предоставление субсидий на проезд до места обучения и обратно,
проживание;
- поиск соответствующих вакансий и содействие трудоустройству,
в том числе на социальные рабочие места;
- частичное субсидирование заработной платы;
- психологическая адаптация.
Участниками второго направления Программы могут быть граждане,
желающие и имеющие возможность организовать собственное дело.
Приоритет будет отдаваться тем, кто желает заниматься бизнесом
на селе.
Меры государственной поддержки по данному направлению включают
в себя:
1) оказание консультативных услуг;
2) обучение основам предпринимательства;
3) предоставление микрокредитов;
4) развитие инженерно-коммуникационной инфраструктуры.
Основным механизмом поддержки предпринимательства на селе
будет микрокредитование. (Для микрокредитования регионам будет
предоставляться бюджетный кредит сроком на 5 лет по ставке
вознаграждения 0,01%).
Отбор микрокредитных организаций или кредитных товариществ
на конкурсной основе будет производить определенный акимом
области (города) уполномоченный орган.
В случаях, когда к объектам предпринимательства на селе необходимо
будет подвести дополнительную инженерно-коммуникационную инфраструктуру
к уже имеющейся (то есть дорогам, канализации, тепло- и водоснабжению,
телефонным и электрическим сетям), эти расходы может на себя
взять государство, если эта планируемая инфраструктура соответствует
генеральному плану развития населенного пункта.
Третье направление Программы предусматривает меры по повышению
мобильности трудовых ресурсов за счет содействия добровольному
переезду наших граждан из населенных пунктов с низким экономическим
потенциалом в центры экономического роста. Приоритетное право
участия будет иметь также сельская молодежь.
Содействие добровольному переезду из регионов с низким экономическим
потенциалом в центры экономического роста может осуществляться
как внутри одного района, так и из одного района в другой,
в пределах одной области. Государственная поддержка подразумевает
субсидирование переезда; предоставление типового арендного
жилища; обучение и содействие в трудоустройстве на новом месте
жительства.
В последующие годы объемы финансирования из государственного
бюджета будут уточняться при формировании соответствующих
бюджетов на планируемый период.
Как Вы помните, в соответствии с Законом Республики Казахстан
«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам занятости и адресной
социальной помощи» от 16 января 2009 года предусмотрены дополнительные
условия для малообеспеченных лиц, занятых уходом за детьми,
в том числе предоставление для них работодателем гибкого и
неполного режима рабочего времени.
В целях материальной поддержки безработных, наряду с выплатой
адресной социальной помощи, по поручению Главы государства
с 4-х до 6-ти месяцев был увеличен максимальный период социальных
выплат по безработице из Государственного фонда социального
страхования.
Внесены изменения в Трудовой кодекс и в законодательство по
вопросам занятости и миграции. Казахстан, также, как и другие
страны, усилил меры по защите национального рынка труда, уменьшению
привлечения иностранной рабочей силы. В их числе сокращение
квоты на привлечение иностранной рабочей силы), подготовка
и переобучение местного персонала в целях поэтапного замещения
иностранных рабочих. А также в рамках совершенствования трудового
законодательства предусмотрена возможность направления работников,
занятых в режиме неполного рабочего времени на профессиональную
подготовку, пе-
реподготовку, повышение квалификации, общественные работы.
- Какие еще проекты законов находятся в «портфеле» Парламента?
- В соответствии с проектом Закона Республики Казахстан «О
миграции населения» предполагается установить три категории
трудящихся-мигрантов: иностранные работники, сезонные иностранные
работники и бизнес-иммигранты; предусматривается проведение
селективной политики. Для предупреждения нарушений трудового
законодательства, защиты трудовых прав, усиление контроля
за реализацией основных социальных гарантий, в первую очередь
по своевременной выплате зарплаты, внесены изменения и дополнения
в Трудовой кодекс Республики Казахстан.
В заключение следует отметить, что в ответ на кризис Казахстан
повышает пенсии, пособия, заработную плату, решает жилищные
вопросы, а также проводит существенные меры в области занятости
и укрепления социального обеспечения. Социальное обеспечение
всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих
мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит
от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой
и социальным благополучием народа. Забота о людях, решение
их проблем являются основой стабильности и процветания нашего
государства.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |