|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
С
СЕССИИ ОБЛМАСЛИХАТА | ТУРИЗМ
- ОДНА ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ОТРАСЛЕЙ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА |
|
|
Как мы уже сообщали в прошлом номере «АП», одним
из основных вопросов состоявшейся в Кокшетау в минувшую пятницу
сессии областного маслихата был «О состоянии и перспективах
развития туризма в Акмолинской области».
С
обстоятельным докладом перед собравшимися выступил заместитель
акима Акмолинской области Асхат Кайнарбеков, который в частности
отметил:
- Акмолинская область является одним из ведущих регионов Казахстана,
располагающих уникальным туристским потенциалом. Последние
годы характеризуются постоянным вниманием Правительства и
лично Президента РК Нурсултана Назарбаева к проблемам развития
туризма в области и в целом в Казахстане. Это позволило значительно
продвинуть вопросы курортного региона. Только по ГНПП «Бурабай»
реализован ряд проектов, связанных с развитием и расширением
его инфраструктуры. Появился новый Визит - центр с музеем
природы, завершена реконструкция и введен в эксплуатацию новый
архитектурно - культурный комплекс на поляне Абылай-хана,
создано мараловодческое хозяйство с центром пантолечения,
проложены освещенные пешие дорожки и др. Особенно важным для
решения экологических проблем стало прекращение забора воды
из водоемов ЩБКЗ путем ввода в эксплуатацию станции фильтрации
в г.Щучинске и подачи воды для потребителей всей курортной
системы через дополнительную ветку Кокшетауского промводопровода,
проложенного от Сергеевского водохранилища. Исключительно
важное значение для обеспечения стабильного потока туристов
играет реализация крупнейшего проекта, связанного со строительством
шестиполосной автомагистрали Астана - Боровое.
Основные цели в области развития туризма Акмолинской области
были направлены на реализацию единой государственной политики
в этой сфере, устойчивое развитие индустрии туризма путем
создания и развития инфраструктуры, формирование имиджа региона
для повышения его привлекательности как туристского направления.
В рамках вышеуказанных программ организованы и проведены за
2009 год и первое полугодие 2010 года более 30 различных мероприятий:
это региональные туристские ярмарки, фестивали, бизнес - форумы,
выставки, заседания «круглых столов» по проблемным вопросам,
семинары, мастер - классы, научно - практические и пресс -
конференции, профессиональные конкурсы, информационно - рекламные
туры и др. Разработаны комплексный план развития ЩБКЗ, где
задействованы 16 управлений области, комплексный проект градостроительного
планирования, развития территорий куроротной зоны Бурабайского
района.
Нужно отметить, что за эти годы был сделан большой объем работы.
Но, вместе с тем, оценивая текущую экономическую ситуацию,
характеризующуюся кризисным периодом в мировой экономике,
принимая во внимание создание Таможенного союза, а также учитывая
текущий вклад туризма в экономику области, дальнейшее развитие
туризма в регионе потребует изменения в подходах в работе
не только отдельно взятого управления спорта и туризма, но
и области в целом, отметил в своем выступлении заместитель
акима области Асхат Кайнарбеков.
Акмолинская область является одной из самых быстрорастущих
областей Казахстана - среднегодовой темп роста валового регионального
продукта с 2005 по 2009 год составляет 28%, ВРП вырос со 197
млрд. тенге в 2005 году до 525 млрд. тенге в 2009 году. При
этом Акмолинская область демонстрировала в эти годы наибольшие
темпы роста среди всех регионов Казахстана. Темп роста экономики
РК за тот же период составил 22%.
Наиболее крупными секторами экономики области являются сельское
хозяйство (24% от ВРП), промышленность (13%) и строительство
(также 13%). Однако производительность труда в данных отраслях
значительно отстает от уровня развитых стран, что не раз отмечалось
Главой государства. Таким образом, первоочередной задачей,
стоящей перед областью, является необходимость радикального
повышения уровня производительности труда, на что будут направлены
многочисленные усилия. Такой шаг повлечет за собой высвобождение
значительного количества трудовых ресурсов, что требует от
нас создания и развития новых производств и новых отраслей.
Акмолинская область нуждается как в модернизации традиционных
для региона отраслей экономики, так и развитии новых секторов,
которые обеспечат создание дополнительных рабочих мест.
Прежде чем перейти к вопросу о месте туризма в структуре экономики
области, хотел бы сказать несколько слов о стратегических
целях, которые должны стать фундаментом развития приоритетных
отраслей, в том числе и сектора туризма.
Эффективная и сбалансированная экономика. В рамках данной
цели необходимо сформировать экономику с высокой добавленной
стоимостью и высокой производительностью, создать благоприятные
условия для создания и ведения бизнеса, развитую бизнес -
инфраструктуру, сделать область привлекательной для инвестиций
в приоритетные секторы.
Второй приоритет - благоприятные условия для жизни населения,
для реализации которого мы должны создать развитую систему
образования и повышения квалификаций, экологически благоприятные
условия и эффективное здравоохранение, необходимую качественную
инфраструктуру для жизни.
Третий приоритет - эффективная исполнительная власть, эффективная
организационная структура и процессы управления по целям и
результатам, квалифицированный персонал государственного управления.
На основании данных целей необходимо будет определить отраслевые
приоритеты, которые отражены в новой Программе развития территорий
Акмолинской области до 2015 года, и составить качественные
отраслевые мастер - планы приоритетных отраслей, определить
общесистемные меры по повышению конкурентоспособности.
Туризм имеет значительный потенциал развития - его текущая
доля в экономике области составляет около 0,3%, тогда как
в мире в среднем доля туризма в ВВП равна 9,7%, продолжил
выступающий. Туризм признан одним из ключевых секторов в государственной
программе форсированного индустриально-инновационного развития.
Он создает значительное количество рабочих мест, часто не
требующих высокой квалификации, способствует развитию малого
и среднего бизнеса и имеет высокий мультипликативный эффект
(например, на транспорт, торговлю, общественное питание).
Туризм способствует улучшению условий для проживания местного
населения, сохранению культурного потенциала, созданию возможностей
для самореализации населения, развитию социальной инфраструктуры
и благоустройства территорий, реставрации памятников архитектуры,
популяризации объектов культурного наследия, развитию ремесел
и народных промыслов. Туризм повышает узнаваемость области
и формирует положительный имидж. В связи с этим требуется
дальнейшая разработка программных документов, способствующих
обеспечению системного решения имеющихся проблем.
В Акмолинской области имеется огромный потенциал для развития
туризма, выгодное географическое расположение: в трех часах
полета проживает более 1 млрд. человек, в области расположена
столица Республики Казахстан - Астана, в которой проживает
около 700 тыс. человек, на территории области расположены
два национальных парка и заповедники, имеется СЭЗ и территория
для развития игорного бизнеса.
Как показывает международный опыт, регионы, расположенные
вокруг крупных городов, имеют развитый туристический кластер.
В Акмолинской области уже имеются активы, которые могут послужить
основой для развития различных видов туризма, в первую очередь,
лечебно-оздоровительного и экологического, развитие детского,
игрового, делового, спортивного туризма и т.д.
Нужно обратить внимание не только на Бурабайский район, но
и на такие перспективные регионы области, как Зерендинский,
Сандыктауский, Буландынский, Коргалжынский, Ерейментауский,
Аккольский и др. Нам нужны такие же планы развития, детализированные,
как в Бурабайском, может быть, в меньшем масштабе. К примеру,
если объединить в Зерендинском районе усилия Акмолинской области,
АОНК«КазМунайГаз», Президентской школы «Оркен», создать современный
центр Детского отдыха со всей инфраструктурой, с мини-парком
аттракционов, уверен, будут приезжать не только со всего Казахстана,
но и из других стран. Очень большой интерес, думаю, для иностранных
туристов представляет Коргалжынский заповедник. Я уверен,
что каждый из выше обозначенных районов имеет свою нишу и
спецификацию развития.
Тем не менее, на текущий момент туризм в области слабо развит
- в туристической отрасли работает лишь 0,4% занятого населения,
что значительно ниже, чем в Европе, меньше, чем где-либо в
Республике (например, в Чехии - 3%, в целом по Казахстану
-1,3%, в Алматы и Астане - 2,3%). Несмотря на рост сроков
пребывания туристов в регионе, Акмолинская область находится
на одном из последних мест в республике по данному показателю.
Также в регионе очень низкая заполняемость гостиниц - всего
лишь 13% в 2009 году. Низкая степень развития туризма тормозит
и развитие торговли и общественного питания. Так, выручка
от торговых услуг на одного жителя почти в два раза ниже среднереспубликанского,
также как и предприятий общественного питания.
По предварительной оценке потенциала роста сектора к 2020
году, отрасль может вырасти в 10 раз со среднегодовыми темпами
роста 23%. Вклад отрасли в ВРП вырастет с текущих 0,3% до
1,8%, а с учетом мультипликативного эффекта на сопутствующие
отрасли - до 4,5%. Вследствие этого только в туристическом
секторе будет создано около 8 900 новых рабочих мест. Достижение
этих показателей будет обеспечено за счет роста посещений
внутренними туристами со 151 тыс. человек в 2009 году до 420
тыс. в 2020 (рост 10% ежегодно), въездной туризм вырастет
с 4 тыс. человек в 2009 до 35 тыс. в 2020 (21 % ежегодно).
При этом планируется, что расходы туриста на одно посещение
вырастут с 8 тыс. тенге до 17 тыс. тенге для внутреннего туриста
и с 65 тыс. до 166 тыс. тенге для въездного туриста.
Для реализации имеющегося потенциала необходимо системное
решение ряда ключевых проблем. Это:
• проведение функционального анализа и устранение дублирующих
функций, повышение уровня взаимодействия государственных органов;
• работа с частными инвесторами и институтами развития;
• создание Совета по развитию туризма с участием заинтересованных
государственных органов республиканского уровня;
• устранение законодательных и процедурных огра-
ничений, затрудняющих инвестиции в отрасль;
•определение границ ключевых рекреационных зон;
• качественная подготовка инвестиционных площадок;
• стимулирование развития МСБ;
• разработка четкого позиционирования региона;
• отбор эффективных каналов продвижения и план финансирования
расходов на продвижение в необходимом объеме;
• создание /налаживание/ каналов продаж на целевые рынки;
• план повышения привлекательности туристического сектора
для потенциальных работников;
•план стимулирования развития аналитических и образовательных
услуг для туристического бизнеса;
• выделение приоритетных рынков;
• план действий по стимулированию конкуренции в авиаперевозках,
заключению договоров об авиационном сообщении с приоритетными
регионами. Использовать возможности аэропорта Кокшетау;
• создание дополнительных финансовых стимулов для инвесторов,
например: установление льготного режима по региональным и
местным налогам для инвесторов в туристические объекты, разработка
территориальных планов развития курортных зон;
• повышение эффективности процесса взаимодействия с инвесторами
в инфраструктуру, организация инвестиционного маркетинга;
• разработка программ поддержки развития малого бизнеса в
секторе туризма (например, программы поддержки развития гостевых
домов, центров проката, экскурсионных сервисов и т.п.);
• разработка позиционирования и организация продвижения региона,
конкретных достопримечательностей;
•информационная, организационная и финансовая поддержка обмена
опытом и развития качества трудовых ресурсов;
• создание туристско-информационных центров;
• поддержка работы веб-портала о туристических возможностях
региона;
• создание привлекательного общественного мнения о туристических
профессиях, значения туризма для региона;
• введение системы сертификации объектов туристической инфраструктуры;
• поддержка развития памятников истории и культуры, легенд
о регионе.
В целом же необходима разработка комплексной программы развития
туризма в Акмолинской области до 2015 года, чтобы определить
приоритетные направления и мероприятия.
Стратегия, по мнению автора, должна быть разработана в три
этапа. Для начала необходимо выбрать приоритетные виды туризма
по критериям привлекательности и географических рынков; затем
разработать программу и перечень мероприятий по развитию туризма,
и уже план действий.
После заинтересованного обсуждения депутаты приняли решение,
в котором поддержали предложения исполнительных органов по
разработке мастер-плана развития туристической отрасли в Акмолинской
области на 2012-2015 годы, а также о создании отдельного управления
по развитию индустрии отдыха и туризма, поручив акимату Акмолинской
области подготовить и внести необходимый пакет документов
в республиканские ведомства для принятия окончательного решения.
Облуправлению экономики и бюджетного планирования рекомендовано
предусмотреть в бюджете 2011 года необходимые средства на
разработку указанного мастер-плана и создаваемой структуры,
а также рассмотреть вопрос о создании отделов туризма в районах,
имеющих достаточный туристский потенциал, а также о выделении
штатных единиц специалистов по туризму в остальные райгоракиматы.
Валентина ТЕПЛЯКОВА.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |