Информбюро
Общественное
мнение
Рабочие поездки
акима
Пульс регионов
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРА   КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ. МОЛОДО - НЕ ЗЕЛЕНО
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Когда пишешь сердцем, его услышат
Его имя хорошо известно в Кокшетау. Писатель Естай Мырзахметов был из тех, кого не только читали, но и к чьему мнению прислушивались, зная, насколько велик багаж его знаний и широка эрудиция. За советом к нему обращались многие журналисты и писатели, причем не только местные, но и московские, санкт-петербургские, кто, изучая творчество известных казахстанских классиков, нуждался в тех или иных подсказках по истории, быту и колориту края, где Естай-ага не имел себе равных, детально изучая и описывая родную историю в своих произведениях.

Автор романов «Медет» и «Арайлым» («Пятнадцать лет спустя»), множества повестей и статей, Естай Мырзахметов в Кокшетау работал в редакциях краевых, областных газет «Ленин туы», «Тыњ љлкесі», «Кљкшетау правдасы». В одной из командировок, во время весенней пахоты, он, увидев новый, мощный трактор с современным плугом, не мог удержаться, вспомнив, как в школьные годы работал в родном ауле Жаркайын на комбайне и тракторе, попросил бригадира разрешить ему управлять плугом. Удачно справляясь, сделал два-три круга по полю и, к несчастью, в одно мгновение, плуг, задев незаметный, но огромный булыжник, опрокинулся... Лежавшего между ножами плуга без сознания, окровавленного Естая срочно доставили в больницу. У него были повреждены легкие, сломаны четыре ребра. Была не очень удачная операция, после чего 29-летний Естай последующие три года вынужден был еще двенадцать раз ложиться на стол хирурга. Результат: инвалид первой группы, грудная клетка - постоянно «в объятиях корсета».
К удивлению, хрупкий, невысокого роста Естай оказался мужественным, стойким человеком сильной воли. Он свои романы и несколько повестей писал лежа на спине, расположив рукопись на приспособленной для письма фанерной досточке. Его перу принадлежат уникальные исследовательские труды об Абылай-хане, Кенесары, Биржан-сале, Акане-серэ, Балуан Шолаке и многих других исторических личностях, подтвержденные архивным и другим документальным материалом... Рассказывает дочь писателя, почетный член Национальной гендерной комиссии при Президенте РК Замзагуль Мырзахметова:
- Естай Мырзахметов - не только писатель, но и историк. В его творческом наследии, что досталось нам, много исторических произведений. Родная история его увлекала с юности, потому как в доме его отца Мырзахмета и прадедушки Нургожи собирались наиболее образованные для того времени гости и велись рассказы, по которым отец делал заметки. А когда уже он был болен, то стал описывать детально все это в рассказах, для чего находил и изучал дополнительные материалы. Причем, художественно, образно, но основываясь на документах, не отступая от исторической правды, что было его непреложной основой в литературном творчестве. Все это сегодня входит в четвертый том его сочинений, который готовится к печати, он так и называется «Древняя история Кокшетау», и я думаю, что содержание издания будет исторически значимо не только для рядового читателя, но и для нашей истории и науки. Мне очень жаль, что при жизни он не увидел плоды своих трудов в одном издании. Четвертый том состоит из 17 глав, каждая из которых посвящена нашим легендарным личностям, начиная от Абылай-хана, он собирал материалы о Шокане Уалиханове...»
Перебирая многочисленные архивы отца, Замзагуль Естаевна нашла интересную переписку пятидесятилетней давности с писательницей из Санкт - Петербурга, которая взялась осветить Петербургскую жизнь Шокана и рассказать россиянам об этом удивительном человеке, метеором промелькнувшем на небосклоне нашей истории и оставившем в ней глубокий след.
Ольга Владимировна Хузе, финка по национальности, перенесла блокаду Ленинграда. Она - литератор, переводчица. Родом из Петергофа. В своих письмах эта интеллигентная женщина, дворянка по происхождению, разыскивала людей, которые бы смогли стать проводниками в ее поисках правды о том времени, и ей порекомендовали Естая Мырзахметова. Так завязалась удивительнейшая переписка, строки которой и сегодня говорят высоким стилем, где поиск исторической правды поставлен во главу угла:
«Меня заботит точность документальных и общественных фактов, - пишет она, - тут должно быть совпадение у всех авторов, пишущих о Шокане. Но по меньшей мере, 60 % мельчайших событий любой жизни не фиксируется в официально - документальной биографии, и тут простор для достоверного вымысла, лишь бы это не противоречило известным документам. Ш. Уалиханов в докладной записке о поездке в Кашгар сообщал, что многие факты из жизни Кашгара он узнал от людей из разных слоев кашгарского общества. Тут и открывается простор для художественного вымысла. И если мы сплетем разные узоры на этой «площадке», то никакого греха нет, могло быть и то, и другое, читатели так это и поймут. Но если Шокан самолично живописал какое-либо лицо, тут уж мы обязаны посчитаться с неслучайной характеристикой, данной им. Что касается социально - исторической трактовки Уалиханова, то тут самое опасное - впасть в волюнтаризм, подготовку под схему и упрощенство.
Шокан не нуждается в прикрасах, он, действительно, звезда первой величины, вспыхнувшая на небосклоне казахского народа. Я не увлеклась бы этой темой, если бы считала, что Шокан принадлежит только прошлому. Он и по сей день, и на долгие времена остается примером истинной научной страсти исследования жизни народов, примером активной переработки знаний, примером целеустремленности деяний.
Вы должны извинить эти мои «лирические отступления». С кем же мне и делиться мыслями о Шокане, как не с казахским литератором, кем и являетесь Вы. У нас, я убедилась, почти никто ничего не знает о Ш. Уалиханове, разве что слышали его имя.
Кстати сказать, советские историки Киргизии, пишущие о присоединении первых племен киргизов к России в 1856-57 гг., весьма ценят Уалиханова, ссылаются на его работы о киргизах. Казахские исследователи весьма путано пишут об участии Шокана в экспедиции Черняева, а киргизские историки приводят весьма любопытный факт: Шокан по своему настоянию отправился парламентером в крепость Аулие-Ата перед ее штурмом, стремясь предотвратить ненужное кровопролитие. И хотя эта его попытка была безуспешна (ни Черняев, ни коканцы не склонны были к переговорам), но сам факт значителен для позиции Шокана.
... Я рада, что вы «заболели моей рукописью. У меня нет никаких других помыслов, как только достойно изобразить Шокана, который всей своей жизнью и деятельностью утвердил абсолютное равенство интеллекта всех народов в поступательном развитии человечества (это абсолютно актуально и в наше время, пока существуют на земном шаре пережитки расизма). Пишите мне, пожалуйста. Желаю Вам больших творческих успехов во всех литературных делах.
С уважением Ольга Федоровна».
Как комментирует эту переписку составитель собрания сочинений, дочь писателя Замзагуль Мырзахметова, автор писем просила совета Естая Мырзахметова и его критического отношения к своему произведению, будучи уверенной, что он хорошо изучил эту тему и мог подсказать. В чем не ошиблась.
Две первые книги сочинений Естая Мырзахметова вышли при его жизни, две последующие издавала уже дочь. Как она предполагает, в целом наследие составит семитомник произведений и исторических заметок, переписки с известными людьми. Вышел также его сборник рассказов для детей. Что очень актуально, ибо наша детская литература сегодня нуждается в хороших произведениях, книга называется в переводе на русский «Потерянная на дороге трость». Также появилась книга переписки Естая Мырзахметова, где опубликованы многочисленные письма - отклики на его романы.
- При жизни он получил более двух с половиной тысяч от- кликов на свои произведения, - рассказывает Замзагуль Еста- евна. - Хорошо помню, как отец старательно отвечал людям, поддерживал их духовно, об- ладая удивительной мудростью и тактом, присущими ему и появившимися не вдруг, а после многих лет личных страданий и борьбы с недугом. После смерти отца его друг, писатель Габбас Кабышев, перебрав эти письма, составил сборник из наиболее интересных. Там есть очень любопытные признания. Одна женщина пишет, как находясь в трудной жизненной ситуации, когда ее, беременную, бросил жених, хотела покончить жизнь самоубийством, а прочла роман отца и пересмотрела свое отношение к происходящему, родила ребенка. Потом все у нее наладилось, вышла замуж за отца ребенка, назвав последнего именем одного из героев спасшего ее романа. Подобное произошло и в Костанае. Молодая девушка, став калекой, тоже решилась на суицид, но и ее остановил пример героя романа отца, не сломившегося под ударами судьбы. А в Торгае молодой человек, прочитав жизнеутверждающие книги, наполненные большим оптимизмом, отодвинул на второй план недуги, найдя достойные цели и дело своей жизни. Эти двое молодых людей каким-то образом смогли встретиться, полюбили друг друга и поженились, их недавно даже показывали по «Хабару», я связалась с ними и переговорила по телефону. Как оказалось, теперь они сами создали общество по поддержке других инвалидов, у них хорошая дружная семья. Честно скажу, мне было приятно осознавать, что творчество отца не существует само по себе, а как он говорил: « Если пишешь сердцем, оно доходит и до другого сердца».
В 2010-м, юбилейном для Шокана Уалиханова году, его вспомнили в Санкт - Петербурге, где он когда-то жил. Русское географическое общество провело в Санкт - Петербурге торжественное собрание, посвященное 175-летию Уалиханова, членом которого он стал в 22-летнем возрасте.
А в Санкт - Петербургском литературно - мемориальном музее Достоевского была организована выставка «Казахи в Санкт - Петербурге», рассказывающая о богатой истории взаимоотношений двух народов, свой вклад в описание которой внесли и наши историки - вместе с Санкт - Петербургскими.
Александра МЯКОТА.

Звучали стихи великого Магжана
В областной универсальной научной библиотеке прошел литературно - поэтический вечер «Алдаспаны алаштыњ аќын - Маѓжан». Мероприятие, посвященное жизни, творчеству великого казахского поэта Магжана Жумабаева, имя которого носит библиотека, ежегодно в январе открывает массовую работу с читателями.

Гостями интересного поэтического вечера стали порядка 40 учащихся областной специализированной школы - интерната №3 для одаренных детей г. Кокшетау. Ребята с большим интересом окунулись в историю жизни великого сына казахского народа, узнав ее светлые и трагические стороны. Информационным фоном стала книжно - статейная выставка «Ђлтымыздыњ ђлы аќыны - Великий поэт мировой культуры». На специально приуроченной к поэтическому вечеру экспозиции был представлен богатейший материал о жизни и творчестве поэта, малоизвестных моментах биографии, богатое литературное наследие. Кроме того, выставка содержала мнения видных литературоведов о Жумабаеве.
Нужно сказать, что школьники не были пассивными слушателями. Они и сами читали стихи поэта о любви, Родине. Особенно проникновенно в исполнении учеников Махмета Еламана и Думана Казрахметова прозвучали стихи Магжана Жумабаева «Балбђлаќ», «Желдыбайдыњ», «Еркесылќым».
Раушан УТЕУЛИНА.

Памяти Натэллы
Имя Натэллы Каримовой, чья жизнь оборвалась в самом расцвете, широко известно в Акмолинской области. Она стояла у истоков создания в 90-х годах дебатного движения в регионе. Организатор молодежных турниров, инновационных образовательных программ, профессиональный педагог и психолог, она с энтузиазмом включалась в проведение дебатов на казахском, русском и английском языках практически во всех вузах и школах области.

Студенты, ученики Каримовой, ее единомышленники и соратники в декабре 2010 года при поддержке облуправления внутренней политики и АОФ РОО «Республиканская ассоциация дебатеров» организовали памятный дебатный турнир на Кубок Натэллы Каримовой по актуальной тематике «Глобализация мира: возможности и риски».
Турнир памяти наставника молодежи и главного вдохновителя популярной молодежной программы Натэллы Каримовой проведен на государственном и русском языках по формату Карла Поппера с элементами политического дебатирования. В нем участвовали 34 команды, из них 16 из районов Акмолинской области (Бурабай-ского, Зерендинского, Аккольского, Сандыктауского, Шортанди некого, а также из Степногорска, Атбасара и Астаны). Активно участвовали в турнире школы Кокшетау.
В проведении дебатов оказали содействие управление образования области, департамент по защите прав детей, КУАМ, Казпедколледж им. Ж. Мусина.
По итогам дебатирования право называться лучшими получили в русской лиге команда «Ультиматум» из Щучинска, в казахской лиге - «Айтарым бар» из СШ№3 г. Кокшетау.
Воспоминаниями о Натэлле Каримовой поделились с молодежью заместитель акима Кокшетау Айна Мусралимова, участник ВОВ Асылбек Давлетов, ее первые дебатеры, ставшие ныне продолжателями дела, учителя, коллеги и друзья. Облуправлением внутренней политики с ассоциацией дебатеров подготовлен буклет, в котором знавшие Каримову люди высказали свои мысли о значении дела ее жизни. Дебатеры в процессе полемики выдвигали идеи о негативном воздействии и, следовательно, ограничении распространения компьютерных игр, об ужесточении административных мер и ответственности за вовлечение в сети компклубов несовершеннолетних, рассуждали о проблемах организации молодежного досуга, об особенностях новых подростковых субкультур и группировок молодежи. Главное, считают ребята, создать эффективный механизм по сохранению духовно - нравственных ценностей казахстанцев от тлетворного и негативного воздействия чуждой культуры.
Дебатеры намерены ежегодно проводить дебатные турниры памяти Натэллы Каримовой.
Алия АХЕТОВА.

В «Лире» расцветёт душа
В нынешнем году музыкально - поэтическому клубу «Лира» при Бурабайском районном Доме культуры исполнилось пять лет.

За это время в стенах объединения оттачивали поэтическое и вокальное мастерство порядка 100 участников. Организатор и руководитель клуба любителей поэзии, который вскоре перерос в музыкально-поэтический - ветеран труда, филолог Валентина Набокова. В объединении, полюбившемся учащимся школ, колледжей города, представителям старшего поколения сложились свои традиции, система работы. Здесь создана поэтическая студия «Родник» с секцией художественного чтения, где молодежь знакомится с основами поэтики. А с начала образования клуба существует и популярная рубрика «Стихи местных авторов», в числе которых молодые поэты Наталья Верозуб, Римма Жагипарова, Анастасия Келемен, Сергей Акшатин, Наталья Конюшева.
Добрая традиция для членов «Лиры» - проведение тематических творческих вечеров. К примеру, в конце прошлого года совместно с детской библиотекой прошла встреча «Тебя, мой Казахстан, хочу воспеть!». Тогда в унисон вечным строкам Абая, СакенаСейфуллина, Мукагали Макатаева, Магжана Жумабаева, Саттара Сейтхазина звучали стихи членов клуба на государственном и русском языках. Причем, творческие встречи проводятся не только в клубе, но и в колледжах и школах города, что способствует притоку новых участников. Кстати, за три последних месяца состав клуба пополнился шестью новыми членами.
Любители песни объединились в вокальную группу «Вдохновение», солисты которой исполняют, в основном, песни, написанные своими авторами. В том велика заслуга музыкальных руководителей и самодеятельных композиторов Алексея Володина и Лилии Запорожцевой.
Клуб «Лира» - неизменный участник городских и районных мероприятий, концертов в сельских округах, здравницах и не только. К примеру, им совместно с танцевальным коллективом «Синегорье» проведен творческий вечер «Щедра на таланты земля Бурабая» в российском Доме науки и культуры города Астаны. А вокалисты группы «Вдохновение», авторы лучших стихов и песен, принимали участие в первом и втором международных фестивалях «Бурабай. Лесное озеро», организованных международным клубом творческих идей «Созвездие» города Алматы и республиканским творческим объединением «Истоки». Тогда Валентина Набокова, Алексей Володин, Лилия Запорожцева стали обладателями гран-при, а вокальная группа - лауреатом фестиваля. Не отстают от руководителей и участники клуба. Галия Салканова, Наталья Верозуб - дипломанты областных поэтических конкурсов, Екатерина Боровикова завоевала третье призовое место.
В сентябре прошлого года руководитель клуба Валентина Набокова стала победителем в номинации «Лучшие работы в сфере литературы и музыки» региональной женской ярмарки идей и товаров «Ќанатты ѕйел-3».
Не теряют связи с объединением и его бывшие юные подопечные, ныне студенты, разлетевшиеся по городам и весям страны. Наведываясь в родные пенаты, они участвуют в его творческих мероприятиях.
Дина КАРСЫБАЕВА,
начальник районного отдела культуры и развития языков. Бурабайский район.


Сандыктауский самородок
В конце прошлого года вышла в свет книга стихов «Край мой любимый, Сан-дыктау!» местного поэта Евгения Сахнова.

Тираж сборника стихов доморощенного поэта о любви к родному краю, селу, чудесной природе Сандыктаущины, в который вошли более трехсот стихотворений, небольшой. А вот интерес к нему у читателей, напротив, огромный. Ведь Евгений Сахнов - личность в районе известная и популярная не только своим разносторонним творчеством (Евгений Александрович еще и музыкант, исполнитель), он - общительный и отзывчивый человек, к которому тянутся люди. Не один десяток стихов поэта переложен на музыку, пополнив репертуар народного хора ветеранов Сандыктауского РДК. Руководитель коллектива Юрий Журбин отзывается об авторе стихов так: «Евгений Сахнов - наш самородок, талант, из-под пера которого рождаются трепетные, душевные строки».
Поэт - любитель, патриот своей малой родины, родился в селе Раздольное Акмолинской области. Окончил среднюю школу в селе Балкашино, работал трактористом, шофером. После армии поступил в Кокчетавский педагогический институт, но любовь к природе родного края, по определению самого Евгения Сахнова, не отпустила, и он ушел со второго курса вуза. После двадцать лет трудился автокрановщиком в ПМК. Первое стихотворение и песня о родном лесхозе появились в 2006 году.
Любовь к музыке у Евгения Александровича от родителей, давших ему азы игры на баяне, затем была долгая и терпеливая работа с самоучителем.
Сегодня гордостью деда является его внук Вадим, который отлично играет на гитаре, поет. В каждый свой приезд в гости к деду, который является руководителем самодеятельного коллектива в клубе села Хуторок, они дуэтом исполняют со сцены любимые песни. И все же главное призвание Евгения Сахнова - его стихи, в которых он умеет отразить действительность.
Хуторок в лесу сосновом
У речки с подвесным мостом,
В нем каждый житель мне знакомый
И знаю здесь я каждый дом.
Ты один у меня, моя боль и грусть,
Ты - любовь и весна. Знаю я наизусть
Все тропинки в лесу, и когда что цветет.
Под какою сосной помню рыжик растет.
Черники, где синь, костяники - рубин.
Зреет вишня, где знаю, смородина.
Ты один у меня, хуторок, у реки
Моя милая, малая Родина!
Николай ВОЛКОВ.
Сандыктауский район.


МОЛОДО - НЕ ЗЕЛЕНО
Степные трубадуры
В конце прошлого года в Астане состоялся республиканский айтыс, приуроченный ко Дню Независимости. Этот конкурс, организованный по поручению Президента страны Нурсултана Назарбаева, собрал лучших айтыскеров из разных регионов республики. В числе победителей был отмечен молодой, но весьма подающий надежды акын Алибек Сергалиев. Своим острословием он завоевал у требовательной публики «Приз зрительских симпатий». Ему были вручены ключи от автомобиля «Волга», а также от Ассамблеи народа Казахстана - 500 тысяч тенге. И хотя поэт - импровизатор выступил как представитель Северо - Казахстанской области, его по праву можно причислить к культурной общественности нашего края.

Алибек и сам считает, что сегодня все его устремления и амбиции связаны с Акмолинской областью, а в особенности, с Кокшетау. А все остальное - это своего рода дань «малой» Родине.
Родом он из села Ибраево Северо - Казахстанской области, из простой крестьянской семьи. Способности к сочинительству, а вернее, умение быстро и остроумно выражать свои мысли в рифме, проявились сравнительно рано. Однажды, когда в селе проходил очередной смотр школьной художественной самодеятельности, парнишку заприметила «очень строгая русская женщина из районо». Не зная и не понимая в полной мере казахского языка, по реакции присутствующих она поняла, что подросток - своего рода местная знаменитость. Самородок, требующий необходимой огранки.
Так, в четырнадцатилетнем возрасте Алибек оказался в Петропавловске. Без экзаменов его зачислили в областную гимназию - интернат для одаренных детей им. Абу Досмухамбетова. Здесь он под руководством требовательных преподавателей начал изучать углубленно казахский язык и литературу. Именно тогда юному акыну раскрылись вся прелесть, весь богатый философский и поэтический колорит родной речи.
- Особенно я благодарен учителю казахского языка и литературы Алие Галимовой. В интернате порой становилось тоскливо и одиноко, тогда я шел за советами к Алие Молдыбаевне, а она, оказавшаяся к тому же моей землячкой, проявляла ко мне участие и поддержку. Терпеливый и мудрый наставник, филолог настойчиво внушала мысль о необходимости постоянного и неустанного самосовершенствования, - рассказывает Алибек.
Учебу он решил продолжить в Кокшетау, поступив на факультет казахской филологии академии «Кокше». В этом году студент заканчивает учебу, и надеется, что жить и работать он останется в нашем областном центре.
Алибек имеет весомый творческий багаж. Участник и номинант различных конкурсов айтыскеров, он исколесил половину Казахстана: Астана - Павлодар - Караганда - Семей - Петропавловск - Талдыкорган - Кокшетау - Алматы. Часто бывает так, что заканчивается один конкурс, и снова в дорогу, впереди другие состязания, а времени на рефлексии и раздумья нет. В 2008 году молодой акын завоевал титул победителя на двух республиканских конкурсах подряд, проходивших в Алматы и Туркестане, он обладатель приза имени известного поэта Каныбека Сарыбаева.
С древних времен песня сопровождала казаха везде и повсюду. Для акынов - это второй язык, порой, все, что можно выразить словами, они выражают очень точно и образно в песне. Акын - это не только исполнитель песен и мелодий, импровизатор, это еще и философ, сатирик. Безусловно, айтыс - это проявление не только его способностей -вести диалог, дискуссию, но и культуры певца - импровизатора, его интеллекта.
- Для меня сложить слова в рифму - не проблема. В сущности, как и для любого уважающего себя акына. Необходимы определенное вдохновение, обстановка, настрой слушательской аудитории. Но главное в этом искусстве - грамотно, умело, и, что особенно важно - тонко передать смысл обсуждаемой темы. Здесь важен подтекст, - рассказывает Алибек. - Люди любят айтыс за то, что там говорится правда. Все, что зритель хочет услышать - их чаяния и надежды, страдания, - певец - импровизатор старается озвучить. Потому важно еще и искусство дипломатии.
Конечно, сегодня чисто импровизированные выступления акынов встречаются реже, они, можно сказать, носят «неформальный характер». Темы встреч в большинстве своем обговариваются заранее. Молодому акыну приходится перелопачивать большое количество информации, чтобы быть в теме. Перед выступлением читает различные заметки по данной тематике, литературу по творчеству акынов-импровизаторов, поэзию жырау, и даже научные исследования. Например, последний айтыс в Астане, как известно, был посвящен теме Независимости. Акыны защищали не просто свою честь, каждый из них, представляя свою область, старался преподнести регион в наилучшем свете, поднимая различные злободневные вопросы, рассуждал о воспитании молодежи и патриотизме.
Кроме того, для акына актуально умение виртуозной игры на домбре. Выбирая подходящую мелодию, наигрывая ее, певец дает себе время подумать над вопросом. Не менее важен внешний вид, порой зрители придирчиво рассматривают во что одет их любимец. Однако существует определенная этика, не позволяющая соперникам выходить за рамки приличий.
- В этом отношении сложно состязаться с девушками. Как правило, они обидчивы и ранимы. К тому же, мужчине не пристало грубить женщине. К примеру, в одном из состязаний принимала участие молодая мама. Пока она была на сцене, малыш ее находился за кулисами. Пришлось использовать аллегории, приводя притчу о том, что кобылица ни при каких условиях не оставит своего жеребенка, - смеется Алибек. - Не очень выигрышно смотрятся айтысы между двумя девушками. В силу эмоциональности, их словесно - музыкальная дуэль превращается порой в откровенное выяснение отношений.
Своим наставником молодой акын считает известного певца-импровизатора в нашей области Армана Бердалина. Утверждает, что многому учится у него, и часто за чашкой чая они обсуждают насущные вопросы.
Считается, что у акынов расцвет приходится на сравнительно молодой возраст. У Алибека Сергалиева однажды оппонентом выступил 19-летний Жануарбек Булгаков, сын известного в республике импровизатора Айтакына Булгакова. Алибек спокойно, без зависти рассуждает о потенциале своего соперника, отдавая должное его таланту.
Такая своего рода «корпоративная» поддержка присуща акынам. Не так давно на региональном айтысе в Петропавловске Алибек в качестве предсвадебного подарка уступил дорогу своему коллеге по цеху из Костаная Азамату Мальжанбай.
Было бы несправедливо сказать, что своим талантом он обязан только себе, какая-то толика - это гены. Его прапрадед, известный в северном регионе акын Ахметжан Нуртазин, надолго оставил о себе память как творец истины и справедливости.
Асель СЫЗДЫКОВА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru