|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕЛИГИЯ
И ОБЩЕСТВО |
«ИСЛАМ
И ЖЕНЩИНА: ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ И СОВРЕМЕННЫЕ
ВЫЗОВЫ» |
|
|
Кайрат Лама ШАРИФ,
Председатель Агентства РК по делам религий. «Ислам
и женщина: духовные ценности и современные вызовы»
Как известно, в своем Послании народу Казахстана «Стратегия
«Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев объявил защиту материнства
и детства важнейшей составной частью социальной политики на
новом этапе.
Получивший всеобщее признание тезис, провозглашенный Главой
нашего государства, что «девушка, женщина всегда была равноправным
членом нашего общества, а мать - его самым почитаемым лицом»
- по своей сущности явился объединяющим и мобилизующим обращением
к населению, стал тем приоритетом, который поднят на государственный
и общественный уровень.
Если рассматривать этот аспект шире, хотел бы особо отметить,
что такие ценности, как дом и домашний очаг, родители и семья,
отец и мать, дочь и сын (и т.д.) всегда высоко ценились и
ценятся народом.
В этом смысле правомерно обратиться к мировой религии Ислам,
в котором родителям отводится очень высокое место. Пророк
Мухаммед сказал, что «самое лучшее, что родитель может дать
своему ребенку, - это благое воспитание».
Особенно важна в этом отношении роль матери. В унисон старинной
пословице, которая гласит: «На плечах женщины лежит небесный
свод», звучат устами посланника Аллаха слова древней мудрости:
«Рай - под ногами матерей».
Президент Н.А.Назарбаев в своем ежегодном Послании народу
Казахстана отметил: «Мы должны вернуть безусловное уважение
к женщине -матери, супруге, дочери. Мы должны оберегать наше
материнство. Меня тревожит ситуация с ростом бытового насилия
над женщинами и детьми в семьях. Неуважительного отношения
к женщине не должно быть. И такое насилие должно пресекаться
предельно жестко. Государство должно особенно жестко пресекать
совсем уже вопиющие случаи сексуального рабства, отношения
к женщине, как к товару».
Здесь бы хотел особо подчеркнуть то, что Священный Коран четко
свидетельствует о том, что женщина полностью уравнена с мужчиной
перед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях. Несмотря
на то, что в доисламские времена некоторые арабские племена
считали допустимым убийство младенцев женского пола, Коран
наложил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление,
приравнивая к любому убийству. Ислам спас жизнь новорожденных
девочек не для того, чтобы они позднее страдали от несправедливости
и неравенства, и требует к ним доброго и справедливого отношения.
Ислам с самого начала устанавливает равенство мужчин и женщин
как представителей человеческого рода. В Коране говорится
о том, что человек был создан изначально в двух видах - мужском
и женском. Пророк Мухаммед сказал, что «лучшее из дел - это
хорошее поведение. Хорошее поведение - половина веры. Всякий,
кто чувствует, что его вера сильнее, пусть больше объясняется
в любви своей жене».
Президент Н.А.Назарбаев в своем Послании призвал «воспитывать
молодежь в духе ценности семьи, пагубности разводов, потому
что из-за них, прежде всего, страдают дети. Воспитание детей
- это задача обоих родителей, а не только матери».
Для всех мировых религий, включая Ислам, принципиально важной
является организация семьи и воспитание детей. Обратимся к
словам Пророка Мухаммеда, который сказал, что «...в Исламе
нет лучшей основы, чем бракосочетание. Всякий, кто хочет следовать
моей Сунне, должен жениться. Расширяйте свои ряды, принося
новое поколение, которое является результатом брака».
Ислам, учитывая все особенности мужчины и женщины, отвел роль
главы семьи - мужчине.
В Коране сказано также: «Мужья - попечители своих жен, поскольку
мужья расходуют на содержание жен средства из своего имущества».
В то же время Пророк Мухаммед сказал и о том, что «человек
с плохим поведением всегда доставляет себе мучения. Самый
большой недостаток - видеть недостатки других людей, но при
этом не замечать собственных».
Действительно, упорство и настойчивость не решают семейных
проблем. Если рассматривать этот аспект шире, хотел бы особо
отметить, что такие ценности, как моральный климат и нравственность
в семье, в доме, внимание, которое уделяется укреплению семьи,
устойчивости и крепости семейных уз, должны всегда высоко
цениться. Думаю, нет необходимости доказывать кому-то, что
такой фактор, как уважение и бережное отношение друг к другу
- залог формирования здоровой семьи, здоровой обстановки в
семье, которые в совокупности играют огромную роль в рождении
здорового ребенка.
В этой связи Пророк Мухаммед сказал, что: «Женщина как кривая
кость: если ее оставить в покое, то можно пользоваться ею,
но если решить исправить ее, то она непременно сломается».
Глава нашего государства в своем Послании особо подчеркнул:
«Мы должны создать все условия для того, чтобы девушки Казахстана
могли получать качественное образование, хорошую работу и
быть свободными.
Внутренний «фильтр» должен задавать вопросы: надо ли нам,
чтобы наши матери, сестры, дочери носили одежды других народов,
укутывались в платки? Не ели с нами за одним столом? Не водили
автомобили? Все это - устоявшиеся традиции других народов,
но таких нравов в нашей степи никогда не было. Почитайте классику,
посмотрите фильмы. У наших женщин есть национальная гордость,
свой традиционный стиль одежды.
Мы гордимся тем, что являемся частью мусульманской уммы. Это
наши традиции. Но мы не должны забывать, что мы имеем традиции
и светского общества, что Казахстан - светское государство.
Мы должны формировать религиозное сознание, соответствующее
традициям и культурным нормам страны. Мы должны брать лучшие
модели поведения. Стратегия, которую я объявляю, готовит наш
народ жить в XXI веке, а не в средневековье».
Эти важные и глубокие слова Лидера нации о местоположении
наших дочерей, жен и матерей в современном обществе созвучны
с идеями и мыслями наших национальных просветителей.
Мне бы хотелось в качестве доказательного аргумента привести
высказывание Ильяса Есенберлина, который еще в прошлом столетии
сказал такие важные слова: «Характер народа определяет женщина
- Мать. Женщины каждого народа в действительности определяют
национальный характер.
Пожалуй, на всем Востоке не отыскать более вольнолюбивой и
свободной женщины, чем у казахского народа. Она никогда не
прятала лица за тугой сеткой чадры, умела любить и бороться
за свою любовь, не боялась вместе со старейшими держать совет,
а в случае надобности брала колчан со стрелами, короткий и
кривой, садилась в седло. Казахские легенды и предания сохранили
много имен отважных и мудрых женщин», - сказал автор трилогии
«Кочевники».
Сегодня общественное внимание все чаще акцентируется на теме
хиджаба. Полагаю, что для казахстанского общества не представляет
опасности собственно само одеяние.
Проблема состоит в другом - в опасности изменения формы религиозности,
которое может способствовать внедрению чужой для казахов культуры
и идеологии, создаст предпосылки для стирания границ идентичности,
национального менталитета и сплоченности.
Исторический экскурс в прошлое нашей истории свидетельствует,
что казашки никогда не закрывали лицо в повседневной жизни,
они не находились в затворничестве и юридически не были лишены
права общения с членами других семей без разрешения мужа.
В богатом словарном запасе казахского языка нет понятия «хиджаб».
Наши прадеды знали «хиджаб» не как женскую одежду.
В настоящее время противостоять суждениям о хиджабе, чужой
культуре и идеологии сможет только традиционный ислам.
Шариат сыграл огромную роль в становлении казахов как нации
и государства. Ислам стал неотъемлемой частью национального
мировоззрения и культуры, также органичным синтезом казахских
традиций и обычаев и религиозных принципов. Мировоззрение
нации определяется ее традицией. Поэтому «традиционной религией»
называется та, которая передавалась из поколения в поколение.
В Казахстане для казахов, узбеков, татаров, турков, курдов,
таджиков, киргизов исторической религией является ислам ханафитского
мазхаба. Потому что ислам тесно переплетался с национальными
традициями. В этой связи, нужно следовать традиционной религии
для того, чтобы сохранить свою идентичность и единство.
Некоторые люди, пропагандирующие хиджаб, опираются на 31 аят
суры «Hyp»: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали долу
глаза и оберегали свое целомудрие», но не обращают внимания
на 30 аят этой суры: «Скажи, (Мухаммад,) верующим мужчинам,
чтобы они опускали долу глаза и оберегали свое целомудрие.
Это - непорочное для них. Воистину, Аллах осведомлен о том,
что они творят», в котором говорится, что мужчины и женщины
должны хранить целомудрие, а не то, что женщина должна носить
хиджаб.
Если в 31 аяте суры «Hyp» говорится: «Скажи верующим женщинам...
пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают
своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или
своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей,
или своих братьев, или сыновей своих братьев». То здесь нужно
учитывать арабскую традицию и культуру. Потому что у арабов
практиковался брак между близкими родственниками. А в казахских
традициях этого вовсе нет. Казахами строго соблюдался закон
о родстве семи поколений. Поэтому казахские девушки чувствовали
себя достаточно свободно среди своих родных родственников
и односельчан. И эта традиция передается и в современное время.
Благодаря ей, у казахского народа есть известные ученые, великие
математики и физики, талантливые музыканты, художники и спортсмены.
Хочется еще раз отметить, что испокон веков ни в одной притче,
ни в одной легенде, ни в одном произведении изобразительного
искусства нет каких-либо свидетельств о хиджабе. Сам Пророк
Мухаммед в своих хадисах говорил о том, что вера в Бога не
оценивается внешним обликом, а познается умом и сердцем.
Один из видных политических деятелей XX века, первый Премьер-министр
Индии Джавахарлал Неру в своей книге «Взгляд на всемирную
историю», выражая восхищение исламской цивилизацией, пишет,
что хиджаб заимствован арабами у других народов: римлян и
иранцев. По его мнению, «среди арабок не существовала традиция
ношения покрывала. Они жили не отдельно от мужчин, не скрываясь
от них, наоборот, появлялись вместе с мужчинами в общественных
местах. Но арабы в ходе своих победоносных войн постепенно
стали заимствовать традиции покоренных ими сверхдержав: Восточно-Римской
(Византийской) и Иранской империй. Арабы нанесли поражение
Византийской империи. Они полностью уничтожили Иранскую империю.
Но, тем не менее, сами оказались в плену обеих традиций. Согласно
преданиям, такие обычаи, как отделение женщин от мужчин и
их затворничество, распространились среди арабов именно под
влиянием Византии и Ирана. Постепенно формировалась система
гаремов, женщины и мужчины отделились друг от друга».
Известный американский историк и философ Уильям Дюрант наиболее
известен как автор 11 -ти томной «Истории цивилизации», подтверждая
слова Джавахарлала Неру, отмечает, что ношение хиджаба и введение
гаремов вошло в традицию арабов в годы правления омейядского
халифа Уалида II в 743-744 годах.
До сих пор комплекс обычаев и традиций жителей Саудовской
Аравии достаточно сложен и многогранен для поверхностного
описания. Многие местные традиции едины для всего арабского
мира, другие проистекают от уникальных исторических и природно-климатических
условий этой земли, третьи являются следствием довольно жесткой
изоляционистской политики правящих кругов. В любом случае
- местная жизнь достаточно далека от штампов.
Так, арабы-кочевники, населяющие пустынные районы, кочуют
между пастбищами и оазисами в поисках корма и воды. Их традиционным
жилищем являются шатры, сотканные из черной овечьей и козьей
шерсти. Женщины бедуинов могут появляться в обществе без покрывала
на лице и разговаривать с посторонними мужчинами. В то же
время городская женщина не может появиться на улице без черного
покрывала «хумара» и накидки «абаи», которые закрывают ее
тело с головы до ног.
Всем нам известно, что в начале XX века в Турции Ататюрк создал
светское государство, в котором строго осуждалась чужая для
турецкого общества традиционная одежда «хиджаб», которая ограничивала
права турецких женщин. Но при этом, в государстве исповедовался
ислам сплетенный с традициями турков, воспитывающий национальное
самосознание. Даже в арабском мире есть страны, где запрещен
хиджаб. Это - Тунис. Основатель Республики Тунис, Президент
Хабиб Бургиба в 1981 году подписал Закон №108, в котором строго
запретил ношение хиджаба в государственных учреждениях, школах
и университетах. На протяжении 30 лет девушки и женщины Туниса
осуществляют свою деятельность в равной степени с мужчинами.
В настоящее время в Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне,
Кувейте, Султанате Оман, Ливане и в Марокко уменьшается число
женщин, носящих хиджаб.
Уверен, что если мы, как граждане светского и демократического
Казахстана, сегодня не сформируем общее кредо для всех в отношении
хиджаба, то уже в скором времени женщины, которые оденут хиджаб,
не смогут участвовать в социокультурной жизни общества, работать
в светских учреждениях. Они не смогут реализовать себя и свои
личностные потенциалы, не смогут стать полноценными гражданами
своей страны. Это мы можем увидеть на примере арабских стран,
где пассивность женщин отчетливо выделяется.
Мы - немногочисленный народ. Мы не можем и не должны делить
наше общество на женщин и мужчин, для нас каждый гражданин
- особая личность.
Если учитывать огромный вклад наших женщин в сферы науки,
техники, производства, то понижение активности женщин в обществе
приведет к большому интеллектуальному убытку. Тем более, что
в обществе существуют такие особые проблемы, которые могут
затрагивать только женщин. Это, в первую очередь, такие вопросы,
как проблема матери и ребенка. Поэтому своевременное решение
таких вопросов зависит от женщин-матерей.
За всю историю у казахов сложились свои религиозные каноны.
Нам необходимо лишь продолжить путь наших предков, сохранить
свою традиционную религию. И когда мы возродим богатейшую
историю нашего народа, где есть нравственность, традиции и
обычаи, то наше поколение не пойдет на поводу различных нетрадиционных
течений.
Мы должны суметь противостоять чуждым влияниям, чтобы наше
будущее поколение не лишилось национального самосознания,
национальной памяти, национальной истории и культуры.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|