|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АССАМБЛЕЯ |
1
МАРТА - ДЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ АССАМБЛЕИ НАРОДА
КАЗАХСТАНА |
|
|
Эталон политики 21 века
«Ребята, почему вы собрались сегодня?» — Спрашивала я старшеклассников,
пришедших в Дом дружбы 1-го марта. Отвечали без раздумий:
«Сегодня День рождения Ассамблеи народа Казахстана».
Восемнадцатилетию этого важного для каждого казахстанца события
был посвящен Форум «Ассамблея - путь к единству», организованный
Акмолинской ассамблеей народа Казахстана.
От имени акима Акмолинской области, председателя Акмолинской
ассамблеи народа Казастана Косма-на Айтмухаметова пришедших
на форум активистов школьных детских организаций АНК, руководителей
и членов этнокультурных объединений приветствовала заведующая
секретариатом Марзият Тохае-ва. «В стратегии развития Казахстана
на период до 2050 года укрепление единства народа обозначается
в качестве краеугольного камня решения масштабных задач, стоящих
перед страной», - отметила она.
Этот тезис рефреном звучал в каждом из интересных, содержательных
выступлений, прозвучавших на форуме.
«Ассамблея родилась в очень непростое для страны время, -
говорит председатель Кокшетауского филиала «Ассоциация корейцев
Казахстана» Моисей Чжен. - Экономический кризис, охвативший
все постсоветское пространство, усугублялся кризисом политическим.
Только дальновидность Нурсултана Назарбаева могла спасти молодую
независимую республику».
Председатель общественного объединения «Акмолинское областное
чечено-ингушское общество «Вайнах» Герихан Яндиев напомнил
участникам форума о трагических событиях начала - середины
девяностых годов прошлого столетия на территории бывшего Советского
Союза. Война в Таджикистане, армяно-азербайджанский конфликт,
Приднестровье, появление «горячих точек» в России... А в нашем
полиэтничном Казахстане создается общественный институт, главное
предназначение которого не просто не допустить подобного развития
событий в Казахстане, но и превратить полиэтничность в консолидирующий
фактор, в источник развития. В нынешние впечатляющие достижения
Казахстана внесла свой весомый вклад Ассамблея народа Казахстана.
«Все мы ощущаем гордость за причастность к великим историческим
событиям: закрытие ядерного полигона в Семипалатинске, Съезды
лидеров мировых и традиционных религий, Саммит ОБСЕ, грядущая
«ЭКСПО-2017»...».
О роли Ассамблеи в развитии духовности казахстанцев, о консолидирующей
роли государственного языка образно, эмоционально говорил
Председатель объединения «ОО «Ќазаќ тілі жэне мэдениеті» Мейрамбек
Кийков.
«Государство - большая семья. Семья - маленькое государство»,
- цитатой великого Конфуция начала свое выступление член Акмолинской
ассамблеи народа Казахстана Алия Ахетова. - Какое большое
счастье - доверять друг другу! И роль Ассамблеи народа Казахстана
в установлении и укреплении доверия между нами, столь разными
и непохожими, переоценить невозможно».
В своем Послании «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический
курс состоявшегося государства» Президент страны подчеркивает:
«В нашем обществе не должно быть «лишних» или «чужих», «наших»
и «не наших». Мы не можем оставлять «за бортом» ни одного
гражданина нашей страны. Каждый казахстанец должен ощущать
поддержку и опору власти».
Ассамблея народа Казахстана уже восемнадцать лет много делает
для того, чтобы был услышан «голос каждого человека любой
национальности». Светлана ЗОРИНА.
Чтобы слышать каждого
1 марта 1995 года исторический день - день создания Ассамблеи
народа Казахстана. Это был период тяжелого для нашей страны
и всех постсоветских республик судьбоносного времени. Развал
СССР, экономическая разруха, политическая неразбериха. И в
такое критическое для страны время проявилась мудрость нашего
Президента страны Нурсултана Абишевича Назарбаева и талант
предвидения на многие годы вперед: определять главные звенья
в цепи событий.
Наряду с другими в многонациональной стране как воздух необходимо
было гражданское согласие, особенно после самороспуска компартии
Казахстана и комсомола. И в 1992 году был созван Форум народов
Казахстана, где Президент страны определил важность единства
межнационального общества, сохранение нашего главного достояния
-дружбы народов, чтобы каждодневно слышать голос каждой национальности,
каждого человека. Для этого будет создан постоянно действующий
орган. И 1 марта 1995 года Указом Нурсултана Назарбаева была
образована Ассамблея народа Казахстана и созван первый ее
съезд. На нем были высказаны твердые заверения о проведении
самой активной работы по укреплению дружбы народов Казахстана
(более 130 национальностей).
Действительно, Ассамблея народа Казахстана с ее Председателем
Нурсултаном Назарбаевым явилась уникальным генератором идей
укрепления единства общества. Ассамблея высказывала пожелание
проведения референдумов по продлению сроков полномочий Президента,
принятию новой Конституции. Повышен статус Ассамблеи участием
ее депутатов в Парламенте. Развиты региональные ассамблеи,
которые активно работают в областях. Примеру нашей страны
следуют и другие страны мира. Благодаря повседневной работе
крепнет дружба всего народа Казахстана, и над нами мирное
небо. В этом - титанический труд нашего Лидера Нации, Первого
Президента, Председателя Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана
Абишевича Назарбаева.
В Стратегии «Казахстан - 2050», с которой выступил наш Президент
в декабре прошлого года, еще раз подчеркнуто, что мы, многонациональное
общество и незыблемо равенство прав граждан всех этносов.
Наш опыт одобрен ООН и другими международными организациями.
Поздравляю всех членов Акмолинской ассамблеи народа Казахстана,
всех казахстанцев с 18-летием Ассамблеи. Желаю здоровья и
мирного неба в нашей многонациональной стране. Моисей
ЧЖЕН,
председатель Кокшетауского филиала
РОО «Ассоциация корейцев Казахстана».
СУЖДЕНИЯ И ВЫВОДЫ О государственно-национальной
идентификации
«... необходимо создать специальную структуру, отвечающую
за вопросы национального развития, межнационального благополучия,
взаимодействия этносов», - пишет Президент Российской Федерации
Владимир Путин в 2012 году в статье «Россия: национальный
вопрос».
В Казахстане такой структурой стала Ассамблея народа Казахстана,
созданная 1 -го марта 2005 года. А сама идея создания этого
общественного института была озвучена Президентом Казахстана
еще в 1992 году на первом Форуме народов Казахстана. В этом
же году в нашем новом государстве впервые прошел Всемирный
курултай казахов.
В проведении на заре независимости именно этих знаковых мероприятий
прослеживается логика, которая определяет настоящее и будущее
полиэтничного Казахстана: развитие, единство всех этносов
при консолидирующей роли казахской культуры и казахского языка.
Ассамблея народа Казахстана всегда находилась на острие проблем,
неизбежно существующих в любом молодом государстве. Рост национального
самосознания, миграционные процессы, кризис государственной,
гражданской идентичности, возникшая мировоззренческая дезориентация..
. Разрешение этих и других непростых вопросов - несомненная
заслуга нового общественного института, опыт которого сегодня
изучается не только на постсоветском пространстве, но и всем
мировым сообществом.
За свою восемнадцатилетнюю историю Ассамблея трансформировалась
из консультативно-совещательного органа при Президенте РК
в конституционный орган, имеющий прочную правовую основу и
общественно-политический статус.
В мае 2007 года в Конституцию Республики Казахстан был внесен
ряд поправок. Ассамблее народа Казахстана придан конституционный
статус, она получила право избирать в Мажилис Парламента РК
девять депутатов, что значительно повысило ее общественно-политическую
роль.
20 октября 2008 года Президентом страны был подписан Закон
«Об Ассамблее народа Казахстана», не имеющий аналогов в мире.
Ассамблея стала полноправным субъектом политической системы
страны, были определены нормативные правовые основы ее деятельности.
Сегодня сложившийся механизм ассамблеи функционирует, помогая
в разрешении самых разных вопросов, возникающих в обществе.
При этом насущные проблемы не просто обсуждаются, но по ним
принимаются конкретные решения. Важно, что поиск этих решений
всегда происходит на подлинно научной основе при тщательном
изучении общественного мнения.
Примером этому стал республиканский семинар - тренинг «Национально-государственная
идентичность Казахстана: формирование и развитие», - прошедший
в феврале этого года в Астане.
Депутаты Мажилиса, специалисты секретариата Ассамблеи народа
Казахстана, ведущие преподаватели Академии государственного
управления при Президенте Республики Казахстан, других высших
учебных заведений обсуждали с участниками семинара современные
тенденции развития межэтнических отношений, пути их дальнейшей
гармонизации.
«Гражданская нация не может не иметь этнической составляющей.
Этническая идентификация ни в коей мере не противоречит национально
- государственной, а является ее основанием и предпосылкой»,
- убежден заместитель Председателя АНК, заведующий секретариатом
Ералы Тугжанов. «В Казахстане диаспор нет. Представители любого
этноса, проживающие в Казахстане, являются диаспорой для своей
исторической Родины. Для нас - полноправные граждане». Ералы
Лукпанович всегда эмоционально и аргументировано выступает
против того, чтобы в соответствии со сложившейся во многих
зарубежных странах практикой, в Казахстане употреблялся термин
«национальные меньшинства». Для этого нет ни малейших предпосылок.
У нас меньшинств нет.
«Защищать от кого-то и от чего-то в современном Казахстане
нет необходимости», - подчеркивал наш земляк депутат Мажилиса
Егор Капель. Все девять депутатов, избранные Ассамблеей народа
Казахстана, работают в профильных комитетах, в равной мере
представляя интересы всех казахстанских этносов.
«Модернизация невозможна без национальной консолидации», -
делает вывод профессор южнокорейского Колледжа международных
исследований Университета Кенги Ким Дэк Чжун. Проводя параллели
между южнокорейской и казахстанской модернизацией, он обращает
внимание на опасность и пагубность конфликтов любого рода,
тем более конфликтов межэтнических. «Проводимые сверху реформы
достигают своей цели в тех случаях, если народ не просто пассивно
их принимает, но поддерживает, прилагает усилия для реализации».
Вопросы национально-государственной идентификации рассматривались
на прошедшем семинаре в органической взаимосвязи с дальнейшим
экономическим, социальным развитием Казахстана.
«Нельзя допустить социализации этничнос-ти», - подчеркивали
многие участники семинара. Согласитесь, досужие рассуждения
о том, представители какого этноса живут лучше, где чаще всего
работают, сегодня еще не редкость. Не изжиты многие этнические
стереотипы негативного характера. Вопросов, в сфере межэтнических
взаимоотношений всегда было не мало. Изменяется время, изменяется
их характер. Поэтому так важно «...правильно понять вопрос
и дать на него аргументированный ответ», ставит задачу перед
участниками семинара Председатель Научно-экспертного совета
АНК, доктор социологических наук Айгуль Садвакасова.
«Стержнем общеказахстанской идентичности является историческое
сознание», - убежден член Научно - экспертного совета АНК,
доктор исторических наук, профессор Георгий Кан. «Религиозные
и национальные чувства любого человека всегда упираются в
историю. Именно история является основой нашего единства».
Все этносы в нашей стране обрели Родину на казахской земле
в результате вынужденной эмиграции. «Везде и всегда депортированных
отвергали. Казахи - нет, приняли и сердцем и душой». Во многом
поэтому, нашему единству внутренней угрозы нет. Но в условиях
глобализации нельзя сбрасывать со счетов внешний прессинг
морально-нравственного характера. Главным противоядием внешним
угрозам является развитие национально-государственной идентичности
каждого казахстанца.
Важнейшим индикатором ее уровня является овладение государственным
языком. Сегодня уже нет оснований ссылаться на отсутствие
методик, учебников, словарей. Все условия для овладения государственным
языком созданы. Дело - за желанием, внутренним осознанием
того, что знать язык государства, гражданином которого ты
являешься, - норма, единая для всех стран и народов. Информационный
дискомфорт, который неизбежно испытывают люди, не овладевающие
государственным языком, отнюдь не способствует формированию
общеказахстанской идентичности.
Одни из столпов национального единства Казахстана по словам
Председателя Ассамблеи народа Казахстана Нурсултана Назарбаева
являются «Общие для всех казахстанцев ценности». Главенствующей
среди них для каждого казахстанца, независимо от его национальности,
должен стать язык государства, гражданами которого мы являемся.
Нина МИТЧИНОВА,
член Ассамблеи народа Казахстана.
Астана - Кокшетау.
ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ Айналайн, Земля моя!
У казахов к дорогому близкому человеку обращаются - айналайн.
«Кружусь вокруг тебя» - подстрочный перевод. Смысловых переводов
несколько: «принимаю твою боль», «возьму в себя твою горечь»,
«окружу заботой и теплом», «любимый, желанный, самый родной».
Есть поверье, которого придерживаются до сих пор: нельзя обходить
кругом чужой дом - чтобы неприятности этого дома не пристали
к человеку и счастье, которое ему суждено, не заблудилось.
У казахов не принято позорить и насмехаться над калеками,
юродивыми, нищими. Впрочем, так поступать не велено всем людям
независимо от национальности. Наказуемо глумление над обиженными
Всевышним, нельзя радоваться чужой неудаче: пренебрежение
к человеку неминуемо обернется против того, кто посмел презреть
традиции предков. В старину говорили: глумливый будет погребен
в золе, утоплен в озере, жизнь проживет в страданиях и кончит
ее бесславно.
Не станет наш сородич беспричинно ковырять или рыть землю
- в народном сознании такое действие приглашает смерть и предвещает
кончину. Еще живо суеверие, что вторгаться в чрево земли -
святотатство. У казахов с древних языческих времен сохраняется
преклонение перед матерью Землей - Жер Ана, кормилицей. Мы
уходим в землю, в ней находим самое последнее свое пристанище.
Воздерживается казах от того, чтобы в весеннее время спать
под открытым небом, ибо весна - граница между зимой и летом,
и на всей земле разворачивается жестокая битва духов. У заснувшего
на улице развивается неизлечимая душевная болезнь.
Завидев падающую звезду, в народе полагают, что умер какой-то
из живущих на земле людей.
Также не принято у казахов задувать свечу: пламя гасят, закрывая
чем-нибудь фитиль. Если дуть на пламя - можно невзначай сдуть
богатство, потушить счастье и вдобавок стать забывчивым, а
то и вовсе потерять память.
А вот правило, которое не мешает напомнить молодым. Заходя
вечером после заката солнца в дом, с хозяевами не здороваются
привычным «Ассалаумаѓалейкџм!». А говорят: «Кеш жарык!» («Добрый
вечер!»). Запрет этот связан с тем, что иногда по ночам шайтан
проникает в дом в образе ангела и усаживается на тор (почетное
место для гостей).
Допустивший неосторожность и поприветствовавший таким образом
дьявола рискует окриветь и умереть от злобной болезни.
Встречая гостей, радуются, словно счастье в дом пришло. Гость
на пороге - радость в дом, он-посланник Аллаха, потому встречать
его надо с улыбкой, какая бы тяжесть ни лежала на сердце.
Невесток и дочерей наставляют: гостя встречай светло, на кухне
никогда не греми посудой, не выказывай недовольство. Казахи
верят: к готовому угощению всегда приходит добрый гость. Когда
учтивая келин готовит обед, свекровь обязательно напомнит,
что надо положить в казан долю гостя.
Пристрастные почитатели старинных обычаев чтут привычку хранить
у себя как реликвию вещь, принадлежавшую человеку уважаемому,
достойному восхищения, прожившему честно жизнь.
Коль бьется посуда, хозяйка радостно восклицает: «Суюнши!»,
что означает подарок к радостному известию, а прольет что-то
ненароком: «Шашу!». Этот возглас обозначает традицию казахов
осыпать молодоженов сладостями, звонкими монетками (чаще серебром),
чтобы жизнь молодых протекала в изобилии и достатке.
Осколки посуды, разбитое зеркало считаются дурной приметой,
и произнося «Шашу!» хозяйка как бы отводила беду добрым словом.
Не принято подавать еду в поврежденной, треснутой, ущербной
посуде. Кроме элементарного неуважения к гостю и того, что
к такой посуде обязательно прикладывается вечно голодный шайтан,
от этого гневается и изливает злобу на хозяев ангел - хранитель
гостя. По той же причине у казахов не принято оставлять на
ночь немытой посуду и пищу на столе неприбранной.
Умение быть благодарным - особая черта казахской ментальности.
Мир настолько хрупок, что любая мелочь может привести к раздору.
А ведь чем больше мы знаем друг о друге, тем ближе становимся.
Хорошо знаком в нашем обществе старый казахский обычай - курмалдык
- жертвоприношение после серьезного жизненного испытания,
в случае благополучного исхода тяжелой болезни, экстремального
происшествия, случившегося в жизни несчастья. Это своеобразное
выражение благодарности судьбе, охраняющей нас от невзгод,
надежда на ее благосклонность в будущем. Повод для большого
тая - прохождение рокового рубежного возраста мушель жас (13
лет, 25,37,49, 61 и т.д.) с надеждой на удачливое продолжение
жизни.
Хороший, добрый обычай рождается от чистых, добрых устремлений.
В нас неистребима потребность в светлом, верой и надеждой
живем мы на этом свете, и тянемся к лучшему. У истока народных
обычаев -искреннее начало. Ведь мудрый народ знает, какие
традиции хранить, соблюдая заповеди предков, тех, кто жил
до нас праведно и достойно.
На шильдехану - первое торжество в связи с рождением ребенка
приглашают уважаемых гостей, отдельно после исполнения ребенку
сорока дней отмечают калжа. До этого магического срока его
стараются прятать от чужих глаз (кыркынан шыѓару).
«Тђсау кесу» отмечают казахи - первые шаги маленького человечка
- разрезают импровизированные путы - обычно это черно-белые
нити, переплетенные меж собой.
Мы делимся на таких тоях своей большой радостью и частицей
счастья.
Не в правилах казахов отпускать с пустыми руками гостя, впервые
перешагнувшего порог дома. А подарки должны быть символичны.
Что в этом обычае? Разделенная радость.
Уникальны и казахские обычаи: вручение подарка за обнову -
байгазы и коримдык -за смотрины невесты. Был бы повод...
Разделяя друг с другом радость, желают люди, чтобы она повторялась
как можно чаще и передавалась другим.
Мудрые казахские обычаи... Уходящие корнями в глубь веков,
они и сегодня помогают нам привнести в нашу нелегкую жизнь
любовь, тепло, свет добра.
А в далекую старину был у кочевников такой забавный обычай:
раскладывали на кошме мелкие предметы перед младенцем. Коль
протянет руку тот к кожаному наперстку, то щеголем ему стать.
А если возьмет тонкоголосую свирель, быть ему музыкантом,
кожу потянет - станет храбрым воином, а перо схватит - прославлять
тогда джигиту род свой кюями и жырау.
Мысль материальна, верят матери, так тому и бывать. Алия
АХЕТОВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|