|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АССАМБЛЕЯ:
КОГДА МЫ ВМЕСТЕ |
ВЕРНЫЕ
БРАТСТВУ И ТРАДИЦИЯМ |
|
|
Верные братству и традициям
Казачество как социальное и культурное
явление имеет прочные и глубокие корни на широких и привольных
просторах Акмолинщины и Северного Казахстана. Как и их далекие
предки, крепко осели и держатся казаки за плодородную землю,
чистый воздух лесов и степей, вольный и свободный ветер. И,
какие бы испытания им не выпадали, всегда с честью и достоинством
проходили их, верные родным краям. А новое время дало им возможности
для возрождения славных традиций и культуры. Наш рассказ -
об Акмолинском отделе РОО «Союз казаков Степного края».
Возрождение в согласии с обществом
-
Стабильное и поступательное развитие наша работа обрела, когда
в 1997 году начало действовать региональное общественное объединение
«Союз казаков Степного края», в ряды которого мы вошли, -
вступает в разговор атаман Акмолинского отдела РОО «СКСК»
Василий Мищук. - В наступившем году ему исполнится пятнадцать
лет. Мы придерживаемся принципов гармонизации межнациональных
отношений и общественного согласия, категорически отвергая
любые противоправные действия и политические авантюры. Это
особенно важно в свете событий, имевших место в Жанаозене,
когда деструктивные силы пытались «раскачать» проблемный социальный
конфликт, обратить его в политическое русло.
Акмолинский отдел - самый большой и видный филиал в РОО «СКСК»,
как по численности людей, так и в плане проводимой работы.
В его структуру входят Кокшетауский округ, а также филиалы
- Зерендинский, Щучинский, Макинский, Шортандинский, Атбасарский,
Аккольский и Аршалынский. Мы ведем работу и в соседней Северо-Казахстанской
области, в бывших районах Кокшетауской. Люди проявляют интерес
к нашей деятельности, ведь у многих так или иначе имеются
казачьи корни. Особенно радует то, что наши ряды пополняются
молодыми, деятельными и инициативными парнями. Хорошо, когда
представители поколения, выросшего в новое время, тянутся
к традиционным ценностям и культуре. Благодаря своему участию
в общине они становятся в нравственном отношении лучше, тверже.
Ведь всем им в будущем предстоит стать отцами, создать крепкие
семьи. Не зря сказано: «Казачьему роду -нет переводу!».
Налажены и международные связи с другими казачьими объединениями.
Не раз делегация акмолинцев принимала участие в кругах, проводимых
общественным объединением «Союз Сибирских, Уральских и Семиреченских
казаков», руководителем которого является заместитель верховного
атамана Союза казаков России Сергей Толмачев, его предки родом
с Арыкбалыкской станицы.
Конечно, нам трудно было бы заслужить такое уважение без немалого
вклада в работу организации Совета стариков. К их голосу всегда
прислушиваются как при обсуждении спорных вопросов, так и
при принятии в общине важных решений. Люди они видные и по-прежнему
в строю. Например, Юрий Хомулло, потомственный казак, первый
лыжник Щучинска и тренер, воспитавший немало хороших спортсменов.
Назаре возрождения казачества, с 1990 года по 2002 год был
окружным атаманом в обширном регионе, охватывающем Щучинск,
Макинск и Зеренду. Образцом честности, преданности Родине
и бескорыстному служению ей является походный атаман РОО «СКСК»
Виктор Сахнов, бывший офицер Вооруженных Сил. В
соседстве с братьями-казахами
Многие из тех, кто задействован в работе Акмолинского отдела
РОО «СКСК» - потомки служивых людей Сибирского линейного казачьего
войска разных поколений. Вот уже более двух веков живут казаки-сибиряки,
ставшие волей судьбы одними из первых оседлых поселенцев на
Севере Казахстана. Многие города и районные центры, которые
впоследствии стали играть значительную роль в жизни области
и страны, были изначально заложены именно, как станицы.
С давних времен состав Сибирского казачества был многонациональным.
Как свидетельствует исследователь Георгий Катанаев, помимо
русских, здесь были также украинцы и немцы, поляки и даже
«францужане».
Нельзя не остановиться на таком моменте, как взаимоотношения
казаков и казахов. Безусловно, несмотря на различия между
ними, имелось и общее. Казаки, будучи вольными и свободными
по духу людьми, и, вто же время, способными к самоорганизации,
были в этом очень близки казахам. Их взаимоотношения рассмотрела
в своей кандидатской диссертации «Казахи и казаки в историческом
и социально-культурном пространстве Степного края» преподаватель
истории КГУ им. Ш. Уалиханова Гульнар Каженова.
Она пишет: «Первые связи казаков и казахов наблюдались еще
в XVIII веке. Уже тогда на приграничных территориях вдоль
Горькой и Иртышской линий, в крепостях завязалась торговля
между казахами и казаками. Будучи первыми русскими поселенцами,
они заложили основы толерантных взаимоотношений с коренным
народом, несмотря на непростую политику Российской империи
в регионе. По отношению к местным жителям-кочевникам они имели
гораздо меньше предрассудков, нежели чем крестьяне-переселенцы,
появившиеся позже... Казаки знали казахский язык, были билингвистами.
В общем, несмотря на порой имевшие место непростые взаимоотношения
между казаками и казахами, в повседневной жизни и хозяйственно-бытовых
вопросах они могли вполне мирно уживаться».
Возможно, именно такие качества и унаследовал Александр Агафонов.
Парень из села Максимовка запомнился в прошлом году общественности
области своей постановкой на семейном конкурсе «Баќыт шањыраѓы»,
где он показал сцену своего сватовства родителям невесты,
черноокой казашки Эльнары. Искренность и непосредственность
этого номера не оставила равнодушным жюри, присудившему этой
чете гран-при. А на проходившем в октябре этого года гала-концерте
песенного конкурса «Ќазаќша караоке», состоявшегося в Кокшетау,
Александр Агафонов получил диплом первой степени. Он - музыкальный
руководитель сельского Дома культуры. Личность поликультурная,
большой поклонник творчества Шамши Калдаякова, и, в то же
время, активный участник Максимовского казачьего хора «Берегиня».
- Когда у нас образовался ансамбль, меня пригласили в местную
казачью общину как певца, - делится с нами Александр. - Казачьи
песни я узнал именно там. К моему выбору казахская родня отнеслась
нормально. К казачеству они настроены позитивно, да и им самим
нравятся казачьи песни. Максимовцы относятся к местным казакам
с уважением. На такие крупные православные праздники, как
Рождество Христово и Пасха гуляем всем селом, независимо от
национальности.
Что мне дает казачество? Мне нравится, когда все мы собираемся
вместе, у нас дружно и весело, есть выручка и взаимопомощь-
все нам присуще, как и встарь. И, конечно, я могу себя в полной
мере творчески реализовывать. «Казак без веры
-не казак!»
Именно
так метко сказано в одной из казачьих песен. Приближается
значимый православный праздник- Крещение Господне. Проходящую
в храме литургию сложно представить без участия казаков, их
руками готовится купель-«иордань». Вместе с представителями
священноначалия они участвуют в ее освящении, следят за порядком
и оказывают помощь во время массового купания горожан. В разговор
вступает протоиерей Кокшетауского храма Архистратига Михаила
отец Константин, ведущий с казаками Акмолинского отдела РОО
«СКСК» постоянную работу:
- Порой случается, что в церковь на праздники приходят люди
подвыпившие, с хулиганскими наклонностями. Казаки не только
одним своим видом, но и конкретными действиями способны поставить
таких на место. Как в ноябре минувшего года, во время визита
Митрополита Александра в Кокшетау были привезены мощи Святителя
Николая Чудотворца, когда в храме было особенно людно. Во
время почитания святых мощей среди людей в храме возникла
давка. Своими четкими действиями казаки помогли с ней справиться,
за что им -огромная благодарность от нашего прихода.
Традиции казачества исторически тесно связаны с православием,
редкие значимые круги проходят без священника. Отдельный разговор
- братские могилы и поклонные кресты, которые устанавливают
в память о своих предках местные казачьи общины. Помнят потомки
казаков и об убиенных в лихую пору «рассказачивания» и «раскрестьянивания»
массовых восстаний против проводимой тогда Советской властью
в жизнь политики в 1918-1921 годах. Такие поклонные кресты
уже есть в поселке Айдабол, селе Лобанове Всегда участвуют
казаки и в поминальных молебнах 9 мая, проходящих на братской
могиле умерших от увечий и ран в годы Великой Отечественной
войны, среди которых - бойцы разных национальностей. «Только
песня казаку во степи подмога...»
С давних лет у Акмолинского отдела «СКСК» хорошо налажена
работа со славянским культурно-просветительским обществом
«Истоки». Редкий концерт здесь проходит без казачьей песни.
Вот уже четыре года в ставших родными стенах Дома культуры
громко и уверенно звучат голоса мужской вокальной группы казаков
Степного края. Там можно увидеть как молодежь, так и людей
уже в возрасте, которых объединяет любовь к родной песне.
Визитной карточкой хора являются его участники из местных
казаков: Игорь Ушаков, уже имеющий среди поклонников народного
творчества прозвище «Григорий Мелехов», Ярослав Ковалев, чей
умело поставленный голос украшает лихие песни, да и другие.
Собрала их в свое время в один коллектив художественный руководитель
народного ансамбля «Русская песня» Зоя Авилова.
- Ушедший год был для нас плодотворным, - рассказывает Зоя
Николаевна. - Множество концертов в ДК«Истоки», первая совместная
поездка в Астану, где на сцене ДК «Жастар» проходил третий
межрегиональный фестиваль «В единстве - наша сила!». Его организаторами
выступили РОО «Союз казаков Степного края» при содействии
Посольства Российской Федерации в Казахстане. Вместе с нами
приняли участие такие коллективы, как народный хор «Родные
напевы» из села Балкашино Сандыктауского района, а также казачий
ансамбль «Станица» из села Максимовка. Конечно же, наша казачья
вокальная группа впервые выступала на такой большой сцене.
Но наши хлопцы не растерялись и получили в ответ заслуженные
аплодисменты. Никто не остался без дипломов и призов.
Традиционными становятся и областные фестивали казачьей песни,
проводимые при содействии Акмолинской ассамблеи народа Казахстана.
В штабе оргкомитета авторитетные люди - председатель СКПО
«Истоки» Галина Булычева, неутомимый подвижник культуры, сценарист
Зинаида Санчило. В минувшем году состоялся уже второй такой
фестиваль. Радостно, что увеличилось число коллективов - участников
фестиваля, в прошлом году их было двадцать три.
- Работать с казачьей вокальной группой мне интересно, - продолжает
Зоя Авилова. - Любимому делу они предаются с энтузиазмом.
Им есть, куда расти и развиваться. «Горит» своим делом и баянист
Марат Бектасов, большой любитель русских и казачьих песен.
Словом, в нашем коллективе собрались неугомонные и неравнодушные
люди, для которыхтворчество, связанное с народной традицией-это
настоящая жизнь!
Иван ОДНОРОГ.
Фото из архива Акмолинского отдела РОО «СКСК».
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
Адрес
редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г.
Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail:
akmolinka@narod.ru
(админ сайта), pravda_6019@mail.ru
(редакция в Астане), akmolynka@mail.ru
(редакция в Кокшетау)
|
| |