|
|
|
|
|
|
|
гурики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
ПЕРВЫЙ
РАЗ, НО НЕ КОМОМ, ВОТ БЫ НАМ В ЭКСПЕДИЦИЮ!,.. |
|
|
В первый раз, но не комом
В нынешнем году в области впервые проведен конкурс «Лучший
методист технического и профессионального образования», в
котором участвовало 18 специалистов. Лучшим из них строгое
жюри по праву назвало Умут Муратбекову из ПЛ №1 г. Кокшетау.
Наша
героиня рассказывает, что основа всех ее профессиональных
достижений - годы учебы в Щучинском педагогическом училище,
наставникам которого она, сама уже педагог со стажем, благодарна
по сей день. Там она почерпнула не только фундаментальные
знания, но и развивалась как личность. Затем были более двадцати
лет преподавательской работы в школе - учителем истории. По
признанию Умут Омиржановны, история увлекала ее всегда. Однако
привитая старшими с детства способность к самосовершенствованию
привела ее к методической работе в профессиональном лицее
№ 1, где она трудится четыре года.
Умут Муратбекова, рассказывая о своем успехе, подчеркивает,
что победа эта - не личная, а коллективная. Без них, то есть
руководителя Еркина Какабаева и коллег - Петра Рыбалко, Гульжауар
Ажидиновой, Шолпан Тулешевой, Натальи Румянцевой, Сандугаш
Шакубаевой и многих других, которых искренне уважает, достичь
признания было бы невозможно. Победа оказалось нелегкой, поскольку
соперники -представители методических служб профтехучреждений
были самыми достойными. Во втором решающем туре конкурса жюри
особо заинтересовал образовательный проект «Школа молодого
педагога».
- Наверное, мысли, воплощенные в этом проекте, зрели в голове
несколько лет и обрели реальные черты. По собственному опыту
знаю, что начинающему педагогу просто необходима качественная
методическая помощь, причем в доступной форме. Ведь на деле
часто получается, что молодые кадры, столкнувшись с трудностями
в обучении или воспитании, не находят совета, поддержки, теряют
к делу интерес, а порой, проработав совсем немного, оставляют
педагогику. Вот так родилась идея,- говорит автор проекта
Умут Муратбекова.
Профессия методиста, по ее убеждению, требует немало знаний,
умений, желания стремиться к новому, передовому. И Муратбековой
это удается. Аэлита ТАЕВА. Фото
Елены ТЕПЛЯКОВОЙ. Вот бы нам в экспедицию!
О своем увлечении археологией родного края учитель истории
и географии Сандыктауской СШ Валерий Шульга может говорить
часами. Воодушевленно рассказывая, обязательно демонстрирует
собранные на территории области, своего района и бережно хранимые
экспонаты будущего школьного музея. Для человека непосвященного
- обыкновенные камешки, а на самом деле - фрагменты керамической
посуды, орудий труда эпохи энеолита...
Особенная,
непреходящая тяга к изучению древности живет в нем с самого
детства. Еще будучи мальчишкой - детдомовцем страстно мечтал
отыскать в окрестных сандыктауских лесах какую-нибудь ценную
историческую находку. После школы детские мечты, переросшие
в серьезное увлечение, привели его на исторический факультет
КГУ имени Ш. Уалиханова.
В университете любознательного, старательного и добросовестного
студента заприметил доктор исторических наук, профессор археологии
Виктор Зайберт, который и пригласил его на свои раскопки.
За пять лет учебы Валерий Шульга объехал практически всю область
в составе не одной экспедиции археологической разведки. Исходил,
измерил шагами и родной Сандыктауский район, где обнаружено
большое количество памятников, датируемых еще эпохой палеолита.
Зная каждый из них, можно сказать, подотчетно, энтузиаст-историк
Валерий Шульга не может оставаться равнодушным. Он уже долго
вынашивает мысль: заняться исследованием загадок и тайн прошлого
своего края совместно с учителями истории, географии. А добытые
факты можно было бы использовать в качестве наглядных примеров
на уроках истории. К слову, свои уроки, посвященные этим разделам
истории, он обязательно начинает вопросом: «А знаете ли вы,
ребята, что памятник той или иной исторической эпохи находится
всего в двух-трех километрах от сел Сандыктау и Балкашино?»
И в моментально установившейся тишине педагог начинает объяснять
новую тему, щедро перемежая ее историческими фактами их родной
стороны. Тему исследования родного Сандыктауского края учитель,
правда пока теоретически, начал на предоставленных ему часах
прикладной географии, опираясь на труды местных и зарубежных
ученых. По словам педагога, радует то, что ребята с огром-ным
интересом внимают, вслушиваясь в каждое слово, а с уроков
уходят с необычно задумчивым взглядом. Вскоре вслед за теорией,
согласно планам Валерия Шульги, последует ознакомительный
выход ребят на территорию близлежащих исторических памятников.
«Было бы здорово, - считает он, - если бы школьники смогли
принять участие в настоящих археологических исследованиях
древних памятников Сандыктаущины. А начать эту работу можно
было бы с уникального памятника 19 века - мельницы, расположенной
в нескольких километрах от Детского дома, или древнейшего
поселения у села Красная Поляна. Конечно, такое возможно при
условии, что это наше начинание будет поддержано районными
акиматом и отделом образования». А в том, что к проведению
любых исследовательских работ нужно обязательно привлекать
детей, педагог просто убежден. Кому как не им нужно это знать,
видеть, прикоснуться руками?
Все собранные исторические находки будут храниться в мини-музее,
который благодаря руководству школы откроется здесь уже в
ближайшем будущем. Кстати, в начале сентября экспонаты будущего
музея пополнились еще одним артефактом. Валерий, занимавшийся
еще в Детском доме экстремальными видами туризма, возглавляя
археолого-туристский клуб «Саяхат», отправился на тренировки
со школьным военно-патриотическим клубом «Арыстан», уже много
лет возглавляемым Андреем Романюком. Кстати, руководитель
клуба охотно откликнулся на просьбу учителя истории, предложившего
дополнить занятия в клубе элементами историко - краеведческой
работы с основами археологии. И именно в тот день, словно
по заказу, в лесном массиве школьники нашли заржавевшую железку
и с радостными криками принесли ее учителю. И не напрасно,
поскольку, по мнению Валерия Шульги, «железка» на самом деле
оказалась штыком от трехлинейной винтовки Мосина. Здесь же
школьники услышали интересный рассказ учителя о тех далеких
временах, когда эта винтовка, принятая на вооружение Российской
императорской армии в 1891 году, активно использовалась практически
до конца Великой Отечественной войны. Словом, тот необычный
день, когда тренировочный процесс арыстановцев был разбавлен
своеобразным экскурсом в историю, запомнился ребятам надолго,
вызвав у них множество вопросов, заставив многих иначе взглянуть
на предмет «История».
Отвечая на вопрос, зачем он все это делает, Валерий без ложного
пафоса говорит, что считает себя патриотом своего края. И
ему хочется, чтобы каждый из его учеников вырос, по-настоящему
гордясь своей малой родиной - Сандыктауским краем, хорошо
зная ее богатую историю, в которой, по его мнению, есть еще
немало белых пятен. Они будут их разгадывать вместе с ребятами.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
БЛАГОУСТРОЙСТВО У каждого из нас своё Дерево надежды
Выпускники Назарбаев Интеллектуальной школы физико - математического
направления г. Кокшетау приняли участие в социальном проекте
«Сопричастность к вехам Независимости». На территории школы
были посажены тридцать молодых сосен. Добрая традиция по высадке
аллеи выпускников была начата в прошлом году.
Нынешняя осень щедро дарила свои теплые дни, и опытные садоводы
подтвердили: «Сейчас самое благоприятное время для высадки
сосен». Для выпускников школы посадка молодых саженцев этого
вечнозеленого растения стала полезным и в то же время очень
интересным занятием. Особо запоминающимся моментом было то,
что многие из них написали свои сокровенные желания и положили
их в капсулы, которые бережно опустили в лунки для деревьев,
в душе искренне веря, что они обязательно сбудутся.
- В момент посадки сосен я испытал непередаваемое чувство,
- признался ученик 11 «А» класса Мади Арсакай, - было приятно
оставлять частичку себя, осознавая тот факт, что через пять
лет вырастет дерево моих надежд.
- Понравилась сама идея проекта - озеленение пришкольной территории,
- включилась в разговор выпускница школы Дильшат Закария.
- Надеюсь, что эти деревья будут защищать от непогоды нашу
школу. Спустя годы я приеду сюда со своими детьми и покажу
деревце, посаженное мной.
Между тем ребята аккуратно выкапывали ямки для деревьев, сажая
сосны так, чтобы длинные ветви были обращены на юг. Девочки
не хуже представителей сильного пола умело орудовали лопатами,
поливали саженцы водой, засыпали землей. Смех, шутки, добрые
эмоции переполняли всех.
- Каждый из нас почувствовал, что делает что-то полезное,
- призналась ученица 11 «С» класса Марал Каббасова, - посадив
деревья, мы не только озеленили нашу школу, но и внесли определенный,
пусть и незначительный, вклад в улучшение экологии нашего
города.
Наравне со школьниками трудились их наставники - кураторы
11-х классов Бибигуль Мукалыкова и Дина Темирбулатова. Приняли
участие в посадке и многие родители ребят. Причем Дина Олжабаевна
была буквально «главным лесником»: контролировала доставку
деревьев, разгрузку, с удовольствием помогала сажать, давала
рекомендации: «Поливай три раза!», «Сюда добавь ведро воды!»,
«Держи лопату правильно!».
Учащиеся приложили максимум фантазии и творчества, подойдя
к процессу довольно неординарно: некоторые из них выложили
камнями клумбы для сосен, чтобы было легче узнать свой саженец,
другие просто кидали монетки на память. Но каждый был в восторге,
осознавая, что треть известной пословицы «Построй дом, вырасти
сына и посади дерево» выполнена. Мира
СУЛТАЊГАЗИНА,
Алтынай АЙТБАЕВА,
ученицы 11 класса
Назарбаев Интеллектуальной школы.
г. Кокшетау.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
Адрес
редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г.
Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail:
akmolinka@narod.ru
(админ сайта), akmolinka@mail.ru
(редакция в Астане), akmolynka@mail.ru
(редакция в Кокшетау) |
| |