Информбюро
Цены -
на контроль!
Депутатский корпус
За строкой
Послания
Мнение
собственное
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЕ   ОТ ТАКОЙ ПОДДЕРЖКИ ПОЛУЧИМ ОДНИ ИЗДЕРЖКИ
От такой поддержки получим одни издержки
Проблем у фермерства страны предостаточно. Удручает тот факт, что чаще всего они решаются не комплексно, а частично. И за примерами, как говорится, далеко ходить не надо. Так, сейчас повсеместно обсуждаются озвученные намерения Минсельхоза по изменению механизма господдержки растениеводства, в частности, субсидирования зернового производства. Суть их в следующем.

Со следующего года планируется отказаться от субсидирования товаропроизводителей, занятых производством зерновых культур, а средства, предназначенные на эти цели, направить на гарантирование сезонных кредитов, получаемых ими в банках второго уровня, на субсидирование процентных ставок вознаграждения за лизинг сельхозтехники и закуп зерна в годы низкой рыночной стоимости. С этой целью предполагается создать фонды гарантирования кредитов в региональных социально-предпринимательских корпорациях, которые под залог невостребованного банками залогового имущества сельхозтоваропроизводителей будут выдавать гарантии для получения кредитов в банках второго уровня.
Теоретически идея выглядит хорошей. Однако, на наш взгляд, она не учитывает местную специфику аграрного сектора и реалии сегодняшнего дня. Во-первых, субсидирование применяется во всем мире, в классическом варианте оно предназначено для возмещения части затрат сельхозтоваропроизводителей, деятельность которых во многом зависит от неподвластных человеку природно-климатических условий. Это, по сути дела, компенсация рисков.
Чудес не бывает, только гарантированием ставки банковского вознаграждения сельское хозяйство не поднять. Если бы это было возможным, то почему развитые страны не отказываются от субсидий? В них уровень субсидирования сельскохозяйственного производства многократно превышает наш. Даже в рамках Таможенного союза. К примеру, в России уровень господдержки сельского хозяйства в 1,5 раза выше, чем у нас, а в Беларуси -в 4,5 раза. В этих условиях отказ от субсидий больше похож на красивый лозунг.
Возникает вопрос: «Почему вместо усиления уровня господдержки, мы должны отказываться от субсидий на фоне высокого уровня господдержки у наших торговых партнеров и тем самым создать неравные условия для конкуренции? Или нам безразлична наша продовольственная безопасность?»
Во-вторых, предлагаемый Министерством сельского хозяйства РК механизм направлен на государственную поддержку тех, кто постоянно сидит на «кредитной игле». Это в основном крупные зерновые компании. Аведь многие средние и мелкие товаропроизводители, которые не берут кредиты под оборотные средства и работают в основном за счет собственных средств, будутли-шены пусть даже мизерной, но господдержки. Считаем, что это дискриминационный подход в отношении тех, кто не нуждается в кредитах, и он создаст неравные условия для ведения хозяйственной деятельности на селе.
А ведь общеизвестно, что чем больше тех, кто работает без кредитов, тем устойчивее экономика и меньше рисков для банковской системы. Это крайне важно в условиях мирового финансового кризиса. Поэтому логичным является государственная поддержка именно тех субъектов, которые ведут сельскохозяйственное производство, экономя во всем, не внося напряжения в финансовую систему страны.
В-третьих, нет гарантий на то, что новый механизм окажется лучше, чем существующий. Поспешные выводы о том, что в этом году механизм гарантирования кредитов через региональные СПК дал хорошие результаты, крайне некорректны и опасны, так как в этом году, с одной стороны, параллельно существовал и механизм прямого субсидирования зернового производства, ас другой - благоприятствовала погода.
На наш взгляд, в Минсельхозе недооценивают все риски, связанные с гарантированием кредитов через вновь создаваемые фонды. Получив у сельхозтоваропроизводителей практически неликвидный залог, в низкоурожайные годы эти фонды могут «лопнуть» и тем самым подставят под удар всю банковскую систему страны.
И, наконец, бюджетные средства, перенаправленные на капитализацию фондов гарантирования, по всей вероятности, будут лежать на депозитах, покрывая расходы на содержание этих структур. А в настоящее время эти средства непосредственно работают на товаропроизводителей, покрывая часть понесенных ими затрат. Кроме того, не исключены злоупотребления при выборе банков второго уровня для размещен ия денег на депозит.
Предлагаемые Минсельхозом меры было бы правильным использовать как дополнительную и стимулирующую поддержку, сохранив существующую систему субсидирования как базовую поддержку сельских товаропроизводителей. Хотелось бы, чтобы наш голос был услышан , а все заинтересованные структуры предостеречь от поспешных решений, которые могут привести к разрушению годами созданной системы.
Ауезхан ДАРИНОВ,
президент POO «Союз
фермеров Казахстана».


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16.
E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), akmolinka@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)