|
|
|
|
|
|
|
гурики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИСТОРИЯ
В ЛИЦАХ |
ХАН
АБЫЛАЙ - СИМВОЛ ЕДИНСТВА И НЕЗАВИСИМОСТИ |
|
|
Хан Абылай: символ единства и независимости
Нынешний юбилейный год Независимости республики проходит и
под знаком 300-летия великого хана Абылая. Высокую оценку
исторической личности дал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
в книге «В потоке истории». «Подвиги Абылай хана-объединителя,
- пишет Нурсултан Назарбаев, - который вместе с батырами творил
чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского
духа в тот жестокий век».
Хан Абылай, «магометанское имя Абиль-Мансур» (1711-1781),
как указано в одном архивном документе, - выдающаяся личность
казахской истории. С его именем связана идея общенационального
единства, государственной независимости и территориальной
целостности Казахстана. Именно в борьбе за осуществление этой
идеи раскрылись природные дарования Абылая: государственный
ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля,
качества искусного дипломата. Благодаря своим незаурядным
способностям Абылай возвысился до титула хана, пользовался
поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей
эпохи.
В советский период имя хана Абылая упоминалось как реакционного
государственного деятеля. В оценке его личности утвердились
негативные стереотипы: «жестокий», «двуличный», «коварный»,
«корыстолюбец» и т.п.
Оценка деятельности хана Абылая стала пересматриваться с 1991
года. 2 августа 1991 года в Кокшетау состоялась научно-практическая
конференция, посвященная 280-летиюхана Абылая. Видные ученые
высказали согласованные выводы по ряду принципиальных вопросов,
по которым в исторической литературе имелись разные точки
зрения о хане Абылае. В частности, о его родословной, дате
рождения. Было признано, что родословная хана Абылая восходит
к старшему сыну Чингисхана - Джучи. Ближайшими его предками
были прославившийся в войне с джунгарами казахский хан Жангир.
Внук хана Жангира - Абылай-султан, рожденный его сыном Уали,
и есть дед Абылай-хана. После гибели в 1725 году своего отца
- правителя Ташкента Уали-султана - Абиль-Мансур остался один.
Сирота скитался в поисках пристанища, пока не достиг окрестностей
Кокшетау, где нанимается табунщиком к баю Даулетбаю из рода
Карауыл.
Вскоре и до Кокшетау доходит боевой клич Богенбай-батыра:
«Аттан!» (В поход!) Абиль-Мансур, мечтавший сразиться с ненавистными
джунгарами, обьявляет Даулетбаю о своем намерении вступить
в народное ополчение. Тот, одобрив решение, благославляетего
и отдаетему самого резвого коня из своего многотысячного табуна.
«Этот-то выбранный конь был тот знаменитый Чалкуйрук, на котором
Аблай составил себе имя батыра и уважение киргиз (казахов)»,
- писал Шокан Уалиханов.
Участниками вышеназванной конференции было признано, что хан
Абылай родился в 1711 г. Однако с этой общепринятой казахстанскими
учеными датой рождения хана согласны не все. Так, известный
писатель исторического жанра Мух-тар Магауин пишет: «Абылай-бахадур-хан
родился в 1713 году... в литературе ошибочно принят 1711-й.
Ни в одном историческом документе нет сведений о том, что
Абылай родился в 1711 г». На наш взгляд, в данном случае уважаемый
писатель ошибается. Напротив, в исторических документах как
раз есть сведения о том, что хан Абылай родился в 1711 г.
На основании анализа исторических документов, в начале 1860-х
годов Шокан Уалиханов отмечал, что в 1723 году, когда погиб
Уали-султан, «жизнь тринадцатилетнего сына его, Абылая...
спасла преданность одного из рабов». Если в 1723 году Абылаю
было 13 лет, то, следовательно, он родился не позднее 1711
г.. Это - во-первых. Во-вторых, старший сын хана Абылая Уали
в обращении к Екатерине II (август 1781 г.) писал: «...Отец
мой, Аблай-хан, по достижении в жизни шестидесяти девяти лет
скончался». В-третьих, Алексей Левшин -автор первой монографии
о Казахстане, изданной в 1930-е годы, опять-таки на основе
сопоставления документальных фактов, пришел к выводу: «В 1781
году Абылай возвращался к границам России, но в дороге, на70
году умер...» И, наконец, в-четвертых, как пишут в то время
казахстанские ученые академик Рамазан Су-лейменов и профессор
Владимир Моисеев, Абылай родился в Ташкенте (а не в Туркестане,
как считали некоторые исследователи), и когда «Ташкент был
захвачен ойратами в 1725 году, Абиль-Мансуру исполнилось четырнадцать
лет».
Как известно, звездным часом Абиль-Мансура была битва, перед
началом которой состоялось его единоборство с ойрат-ским богатырем
Шарышом. В протокольной записи переговоров начальника Оренбургской
комиссии Н. Неплюева с джунгарскими послами отмечено: «Потом
говорено было о Абылае-салтане, который к зюнгарцам в последнюю
их войну в полон попал. На что ответствовали они, что-де он
убил у них знатного и свойственного Галдан-Чирина и за то-де
он более удержан, однако-де со всякого честию содержится».
Однако в документе нет сведений о времени и месте указанного
поединка. По нашему мнению, он состоялся перед началом Анракайской
битвы. Это предположение подтверждается фактами: после поражения
в 1727 году в местности Карасиыр, прозванной «калмак кырылган»
(место гибели калмыков), новый правитель Джунгарии Галдан-Цэрен
тщательно готовился к реваншу. Крупнейшее сражение в этой
войне произошло, по одним данным, в 1729, по другим -1730
году в местечке, в настоящее время известной под названием
«Анракай», что в 120 километрах к югу от озера Балхаш, у небольшого
степного озера Итишпес. Обосновывая предположение о том, что
это битва произошла в 1730 году, известный историк МухамежданТынышпа-ев
ссылается на известного собирателя фольклора Диваева и на
указания советского академика Василия Бартольда о том, что
эта война продолжалась с 1723 до 1730 года. В пользу этой
версии говорят и свидетельства современников Бухара-жырау
и Умбетея-жырау. В песнях обоих жырау отмечается, что первая
слава пришла к Абылаю в 20 лет, когда в единоборстве он обезглавил
ойратского нойона (князя) Шарыша, племянника самого грозного
хун-тайджи Галдана-Цэрена, а затем с кличем «Абылай» устремился
на врага. Наши пред-положения относительно даты Анракайской
битвы и об участниках поединка перед ее началом были высказаны
в 1993 году и никем не оспорены. Более того - они нашли подтверждение
в более поздних исследованиях, в частности, по «Истории Казахстана».
Следовательно, грандиозная битва, перед которой состоялся
поединок Абылая с Шарышем, произошла в 1730 году. Это была
Анракайская битва. Она, удачно начатая Абылаем, закончилась
полным разгромом джунгар и блистательной победой объединенного
войска всех трех казахских жузов.
По преданию, после сражения Абулмамбет-хан, избранный старшим
ханом казахов после смерти своего отца Болат-хана, приглашает
к себе молодого воина-победителя. После приветствия и поздравления
хан спрашивает смысл его клича «Абылай». В результате расспросов
выясняется, что молодой воин и хан - близкие родственники.
Абулмамбет-хан, преисполненный благодарности кюноше, тутже
назначает его правителем Среднего жуза и говорит: «Пусть отныне
твое имя будет Абылай». Так Абиль-Мансур становится Абылаем.
Думаю, приведенные факты и свидетельства дают полное основание
считать, что хан Абылай родился в 1711 году.
Некоторые исследователи считают, что Абылай-хан умер в 1780
году. Нам представляется более достоверной дата смерти хана
Абылая - май 1781 года. И вот почему: 23 мая его сын Уали
через нарочных извещает командующего войсками сибирских линий
генерал-майора Огарева о смерти отца. Тот же султан Уали в
августе 1781 года в послании на имя Екатерины II писал: «Отец
мой Аблай-хан по достижении вжизни шестидесяти девяти лет
скончался». Шокан Уалиханов также писал, что хан Абылай «по
принципу своих родоначальников остался жить в Туркестане,
где умер в 1781 году и похоронен в фамильном склепе под мечетью
хаджи Ахмета Яссави». Вот еще один исторический источник:
«Памятная книжка Западной Сибири». Там указано, что «умер
Аблай хан, кочуя около г. Туркестана в 1781 году и погребен
в мечети хаджи Ахмет Яссави». Думается, что приведенные документальные
сведения - достаточное основание считать, что хан Абылай умер
в 1781 году на70 годужизни.
Похороны хана Абылая состоялись в Туркестане. Обстоятельства
его смерти и похорон нашли отражение в народных преданиях.
В частности, в одной из поэм отмечается, что в качестве надгробного
камня установили мраморную плиту, купленную в Самарканде за
300 степных скакунов. По преданиям, мраморная плита необычной
красоты в свое время была завезена известным эмиром Тимуром
(создал свое государство с центром в Самарканде) и подарена
дочери - царевне Хатам.
Что же двигало действиями Абылая? По-видимому, большая любовь
и преданность своему народу, чему он посвятил всю сознательную
жизнь. Полувековая государственная деятельность хана Абылая,
его внутренняя и внешняя политика были подчинены одной цели
- объединению казахских жузов в одно независимое государство.
Ратные подвиги, одержанные Абылаем, победы на поле брани,
его усилия по укреплению государственности казахов, активные
дипломатические и торговые связи с Россией, Китаем и другими
соседними странами повысили международный авторитет казахского
ханства и роль самого хана Абылая в политической жизни народов
Центральной Азии. Современники, высоко оценив деятельность
Абылая, избрали его ханом, потомки с признательностью назвали
его Великим, и он вполне заслуживает этого звания за все,
что сделал для своего народа. Именно поэтому в сегодняшнем
Казахстане Абылай - это не просто имя прославленного хана,
а символ единства и независимости. Кадыржан
АБУЕВ,
зав. кафедрой «Истории Казахстана»
КГУ имени Ш. Уалиханова,
доктор исторических наук.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |