Информбюро
Выборы в Сенат
В облмаслихате
День спорта
История в лицах
Социум
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
Обменять WebMoney в Казахстане
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ   ХАН АБЫЛАЙ - СИМВОЛ ЕДИНСТВА И НЕЗАВИСИМОСТИ
Хан Абылай: символ единства и независимости
Нынешний юбилейный год Независимости республики проходит и под знаком 300-летия великого хана Абылая. Высокую оценку исторической личности дал Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в книге «В потоке истории». «Подвиги Абылай хана-объединителя, - пишет Нурсултан Назарбаев, - который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа в тот жестокий век».


Хан Абылай, «магометанское имя Абиль-Мансур» (1711-1781), как указано в одном архивном документе, - выдающаяся личность казахской истории. С его именем связана идея общенационального единства, государственной независимости и территориальной целостности Казахстана. Именно в борьбе за осуществление этой идеи раскрылись природные дарования Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата. Благодаря своим незаурядным способностям Абылай возвысился до титула хана, пользовался поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей эпохи.
В советский период имя хана Абылая упоминалось как реакционного государственного деятеля. В оценке его личности утвердились негативные стереотипы: «жестокий», «двуличный», «коварный», «корыстолюбец» и т.п.
Оценка деятельности хана Абылая стала пересматриваться с 1991 года. 2 августа 1991 года в Кокшетау состоялась научно-практическая конференция, посвященная 280-летиюхана Абылая. Видные ученые высказали согласованные выводы по ряду принципиальных вопросов, по которым в исторической литературе имелись разные точки зрения о хане Абылае. В частности, о его родословной, дате рождения. Было признано, что родословная хана Абылая восходит к старшему сыну Чингисхана - Джучи. Ближайшими его предками были прославившийся в войне с джунгарами казахский хан Жангир. Внук хана Жангира - Абылай-султан, рожденный его сыном Уали, и есть дед Абылай-хана. После гибели в 1725 году своего отца - правителя Ташкента Уали-султана - Абиль-Мансур остался один. Сирота скитался в поисках пристанища, пока не достиг окрестностей Кокшетау, где нанимается табунщиком к баю Даулетбаю из рода Карауыл.
Вскоре и до Кокшетау доходит боевой клич Богенбай-батыра: «Аттан!» (В поход!) Абиль-Мансур, мечтавший сразиться с ненавистными джунгарами, обьявляет Даулетбаю о своем намерении вступить в народное ополчение. Тот, одобрив решение, благославляетего и отдаетему самого резвого коня из своего многотысячного табуна. «Этот-то выбранный конь был тот знаменитый Чалкуйрук, на котором Аблай составил себе имя батыра и уважение киргиз (казахов)», - писал Шокан Уалиханов.
Участниками вышеназванной конференции было признано, что хан Абылай родился в 1711 г. Однако с этой общепринятой казахстанскими учеными датой рождения хана согласны не все. Так, известный писатель исторического жанра Мух-тар Магауин пишет: «Абылай-бахадур-хан родился в 1713 году... в литературе ошибочно принят 1711-й. Ни в одном историческом документе нет сведений о том, что Абылай родился в 1711 г». На наш взгляд, в данном случае уважаемый писатель ошибается. Напротив, в исторических документах как раз есть сведения о том, что хан Абылай родился в 1711 г. На основании анализа исторических документов, в начале 1860-х годов Шокан Уалиханов отмечал, что в 1723 году, когда погиб Уали-султан, «жизнь тринадцатилетнего сына его, Абылая... спасла преданность одного из рабов». Если в 1723 году Абылаю было 13 лет, то, следовательно, он родился не позднее 1711 г.. Это - во-первых. Во-вторых, старший сын хана Абылая Уали в обращении к Екатерине II (август 1781 г.) писал: «...Отец мой, Аблай-хан, по достижении в жизни шестидесяти девяти лет скончался». В-третьих, Алексей Левшин -автор первой монографии о Казахстане, изданной в 1930-е годы, опять-таки на основе сопоставления документальных фактов, пришел к выводу: «В 1781 году Абылай возвращался к границам России, но в дороге, на70 году умер...» И, наконец, в-четвертых, как пишут в то время казахстанские ученые академик Рамазан Су-лейменов и профессор Владимир Моисеев, Абылай родился в Ташкенте (а не в Туркестане, как считали некоторые исследователи), и когда «Ташкент был захвачен ойратами в 1725 году, Абиль-Мансуру исполнилось четырнадцать лет».
Как известно, звездным часом Абиль-Мансура была битва, перед началом которой состоялось его единоборство с ойрат-ским богатырем Шарышом. В протокольной записи переговоров начальника Оренбургской комиссии Н. Неплюева с джунгарскими послами отмечено: «Потом говорено было о Абылае-салтане, который к зюнгарцам в последнюю их войну в полон попал. На что ответствовали они, что-де он убил у них знатного и свойственного Галдан-Чирина и за то-де он более удержан, однако-де со всякого честию содержится». Однако в документе нет сведений о времени и месте указанного поединка. По нашему мнению, он состоялся перед началом Анракайской битвы. Это предположение подтверждается фактами: после поражения в 1727 году в местности Карасиыр, прозванной «калмак кырылган» (место гибели калмыков), новый правитель Джунгарии Галдан-Цэрен тщательно готовился к реваншу. Крупнейшее сражение в этой войне произошло, по одним данным, в 1729, по другим -1730 году в местечке, в настоящее время известной под названием «Анракай», что в 120 километрах к югу от озера Балхаш, у небольшого степного озера Итишпес. Обосновывая предположение о том, что это битва произошла в 1730 году, известный историк МухамежданТынышпа-ев ссылается на известного собирателя фольклора Диваева и на указания советского академика Василия Бартольда о том, что эта война продолжалась с 1723 до 1730 года. В пользу этой версии говорят и свидетельства современников Бухара-жырау и Умбетея-жырау. В песнях обоих жырау отмечается, что первая слава пришла к Абылаю в 20 лет, когда в единоборстве он обезглавил ойратского нойона (князя) Шарыша, племянника самого грозного хун-тайджи Галдана-Цэрена, а затем с кличем «Абылай» устремился на врага. Наши пред-положения относительно даты Анракайской битвы и об участниках поединка перед ее началом были высказаны в 1993 году и никем не оспорены. Более того - они нашли подтверждение в более поздних исследованиях, в частности, по «Истории Казахстана». Следовательно, грандиозная битва, перед которой состоялся поединок Абылая с Шарышем, произошла в 1730 году. Это была Анракайская битва. Она, удачно начатая Абылаем, закончилась полным разгромом джунгар и блистательной победой объединенного войска всех трех казахских жузов.
По преданию, после сражения Абулмамбет-хан, избранный старшим ханом казахов после смерти своего отца Болат-хана, приглашает к себе молодого воина-победителя. После приветствия и поздравления хан спрашивает смысл его клича «Абылай». В результате расспросов выясняется, что молодой воин и хан - близкие родственники. Абулмамбет-хан, преисполненный благодарности кюноше, тутже назначает его правителем Среднего жуза и говорит: «Пусть отныне твое имя будет Абылай». Так Абиль-Мансур становится Абылаем. Думаю, приведенные факты и свидетельства дают полное основание считать, что хан Абылай родился в 1711 году.
Некоторые исследователи считают, что Абылай-хан умер в 1780 году. Нам представляется более достоверной дата смерти хана Абылая - май 1781 года. И вот почему: 23 мая его сын Уали через нарочных извещает командующего войсками сибирских линий генерал-майора Огарева о смерти отца. Тот же султан Уали в августе 1781 года в послании на имя Екатерины II писал: «Отец мой Аблай-хан по достижении вжизни шестидесяти девяти лет скончался». Шокан Уалиханов также писал, что хан Абылай «по принципу своих родоначальников остался жить в Туркестане, где умер в 1781 году и похоронен в фамильном склепе под мечетью хаджи Ахмета Яссави». Вот еще один исторический источник: «Памятная книжка Западной Сибири». Там указано, что «умер Аблай хан, кочуя около г. Туркестана в 1781 году и погребен в мечети хаджи Ахмет Яссави». Думается, что приведенные документальные сведения - достаточное основание считать, что хан Абылай умер в 1781 году на70 годужизни.
Похороны хана Абылая состоялись в Туркестане. Обстоятельства его смерти и похорон нашли отражение в народных преданиях. В частности, в одной из поэм отмечается, что в качестве надгробного камня установили мраморную плиту, купленную в Самарканде за 300 степных скакунов. По преданиям, мраморная плита необычной красоты в свое время была завезена известным эмиром Тимуром (создал свое государство с центром в Самарканде) и подарена дочери - царевне Хатам.
Что же двигало действиями Абылая? По-видимому, большая любовь и преданность своему народу, чему он посвятил всю сознательную жизнь. Полувековая государственная деятельность хана Абылая, его внутренняя и внешняя политика были подчинены одной цели - объединению казахских жузов в одно независимое государство.
Ратные подвиги, одержанные Абылаем, победы на поле брани, его усилия по укреплению государственности казахов, активные дипломатические и торговые связи с Россией, Китаем и другими соседними странами повысили международный авторитет казахского ханства и роль самого хана Абылая в политической жизни народов Центральной Азии. Современники, высоко оценив деятельность Абылая, избрали его ханом, потомки с признательностью назвали его Великим, и он вполне заслуживает этого звания за все, что сделал для своего народа. Именно поэтому в сегодняшнем Казахстане Абылай - это не просто имя прославленного хана, а символ единства и независимости.
Кадыржан АБУЕВ,
зав. кафедрой «Истории Казахстана»
КГУ имени Ш. Уалиханова,
доктор исторических наук.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.




 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru