|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
ДУМАЯ
О ВЫСОКОЙ МИССИИ ПЕДАГОГА |
|
|
Думая о высокой миссии педагога
Обеспечение подготовки квалифицированных специалистов, успешное
внедрение новых методик непосредственно в школах, создание
условий для перехода на 12-летнее обучение - приоритетные
задачи областного института повышения квалификации работников
образования.
С начала года только для учителей английского языка области
проведены международный семинар по теме «Роль иностранного
языка в программе внедрения Болонского процесса», республиканский
семинар-тренинг «Раннее обучение английскому языку», спецкурсы,
мастер - классы с использованием передовых европейских технологий.
Главное внимание в переподготовке учительских кадров облинститут
уделяет средствам, позволяющим совершенствовать и развивать
ключевые компетенции преподавателей. Творчески работающие
учителя на базе ИПКвыпускают брошюры, сборники лучших материалов,
методические разработки уроков английского языка. Широко распространяется
в нашей области такая современная передовая технология, как
использование интерактивных досок на уроках английского языка.
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев настойчиво внедряет
в сознание молодого казахстанского поколения необходимость
знать и совершенствовать наряду со знанием казахского языка
еще и английский, как очень востребованный мировой язык. Поэтому
ответственность педагогов за качество обучения иностранному
языку усиливается многократно. И результаты не заставляют
ждать. По итогам ЕНТ прошлого года средний балл выпускников
по английскому языку был больше 19-ти. А это соответствует
оценке «хорошо».
Нас, педагогов, не может не радовать повышение оплаты труда.
Кроме общего для всех бюджетных работников 30%-го повышения,
для работников образования вводятся дополнительные надбавки.
С первого сентября учителя будут получать за квалификационную
категорию доплату до 100% от БДО (базового должностного оклада).
Впервые в республиканском бюджете этого года на укрепление
базы институтов повышения квалификации направлено 500 млн.
тенге. Государство дает им возможность выхода на новый уровень.
Вводится корпоративное управление ИПК, при педвузах планируется
создать центры повышения квалификации, на базе «Назарбаев
Интеллектуальные школы» - центры педагогического мастерства.
Также в педвузах страны для привлечения талантливой сельской
молодежи будут увеличено количество грантов и стипендий. Несомненно,
все эти меры во многом будут способствовать повышению имиджа
учителя, его высокой миссии в социуме, пропаганде передового
педагогического опыта лучших учителей области.
Задачи и цели, поставленные перед нами, ясны, остается работать
с полной самоотдачей и творческим энтузиазмом. Куаныш
КОЖАНОВА,
преподаватель кафедры методики
преподавания предметов гуманитарного
цикла облИПК и ПРО. Тест на высокую
квалификацию специалиста АПК
В своем Послании народу Казахстана Глава государства определил
основные задачи по развитию агропромышленного комплекса, которые
являются судьбоносными и стратегическими для всех жителей
Казахстана. При этом сделан акцент на ускоренную экономическую
модернизацию, как на часть продолжения программы форсированной
инновационной индустриализации.
Одним из ключевых моментов является развитие аграрного сектора
экономики. Акцент при этом делается на развитие мясного животноводства.
Ставится задача принять исчерпывающие меры по созданию условий
для перехода животноводства к специализированному крупно-товарному
производству. Для ее решения необходим высококвалифицированный,
знающий свое дело кадровый потенциал, который обеспечивает
система профессионального образования.
ГККП «Сельскохозяйственный колледж села Катарколь Бурабайского
района», является единственным учебным заведением области,
осуществляющим подготовку специалистов для животноводческой
отрасли региона. Ему удалось сохранить материальную базу и
высококвалифицированных специалистов-преподавателей, продолжая
вести подготовку кадров в тяжелые для республики годы.
За период работы с 1948 года было выпущено более 14 тысяч
специалистов, впоследствии возглавляющих разные структурные
подразделения сельскохозяйственной отрасли. На сегодняшний
день ведется подготовка по трем специальностям агропромышленного
комплекса: «Ветеринария» - ветеринарные инспекторы сельских
округов области, врачи - лицензиаты населенных пунктов сельских
округов, районные ветеринарные лаборатории; «Стандартизация,
метрология и сертификация с/х продукции» - лаборанты мелькомбинатов,
лаборанты элеваторов, хлебопекарен; «Производство молочной
продукции» - молокоприемные пункты, молзаводы, цеха по производству
кумыса, шубата.
В контексте Послания, озвученного Главой государства, в перечень
профессий с 2011-2012 учебного года запланировано включение
новой специальности «Производство мясных продуктов». В колледже,
в рамках программы «Дорожная карта», для покрытия дефицита
специалистов ветеринарного профиля уже ведется подготовка
тридцати двух ветеринаров на базе полного среднего образования
и пятнадцати ветеринарных техников по форме переподготовки
имеющих базовое сельскохозяйственное образование.
В целях подготовки квалифицированных специалистов, для проведения
производственного обучения колледж заключил договоры о предоставлении
баз - практик с региональными предприятиями сельскохозяйственной
отрасли. Это, например, мегакомплекс ТОО «Есиль-Агро», ТОО
«Богви» и «Аграрий», агрохолдинг «Жана-Бас», молзавод «Есиль-Агро»
Бурабайского района, гормолзавод г.Щучинска. Профессиональная
практика организована ИП «Макаренко», ТОО «Щучинский мясокомбинат»
по заключенным договорам.
Приказом министра образования и науки в марте 2009 года на
базе ГККП «Сельскохозяйственный колледж с. Катарколь» был
образован учебный центр по подготовке и переподготовке кадров
технического и обслуживающего труда по приоритетным отраслям
аграрного сектора.
Для дальнейшего развития системы образования и подготовки
специалистов сельскохозяйственной отрасли колледже 2010 года
ведет сотрудничество в рамках Норвежского проекта «С фермы
- на стол», подготовленного Центром курсовой и профессиональной
подготовки г.Рогаланда (Норвегия). Целью сотрудничества является
улучшение квалификации специалистов по данным специальностям,
приближение их к мировым стандартам образования.
Для реализации этой задачи были разработаны и согласованы
с работодателями учебные планы, программы с увеличением объема
времени практического обучения. Также предусмотрена возможность
дальнейшей реализации в торговых точках продукции, производимой
учащимися.
Для определения качества продуктов животноводства необходима
новая специальность «Контроль качества продукции сельского
хозяйства» - (квалификация: техник-технолог по определению
качества продуктов). С учетом развития субрегионов области
под влиянием инвестпроектов назрела острая необходимость в
подготовке кадров управленческого аппарата среднего звена
в сельскохозяйственных подразделениях. Таким требованиям отвечает
специальность «Зооветеринария», сочетающая в себе управленческие
и навыки технологического процесса по производству и переработке
продукции сельского хозяйства.
Решение поставленных в Послании Президента задач даст работу
десяткам тысяч жителей области, в том числе на селе. Все это
возможно при условии сотрудничества местных органов исполнительной
власти, ведущих мониторинг дефицита специалистов и целевое
их направление на обучение в учебные заведения профессионального
образования области. Сергей САВЕЛЬЕВ,
директор ГККП «Сельскохозяйственный колледж Бурабайского района».
С экскурсией по сельской школе
Казгородская сельская школа, что в Енбекшильдерском районе,
оставила след в судьбах многих знаменитых людей страны. По-домашнему
уютная она расположена на опушке соснового леса, где проходят
многие спортивные мероприятия. Рядом еще и школьные огороды.
Все, как и положено в селе - детей приучают к труду, готовят
мастеров спорта. Есть и свой музей - особая гордость школы.
-
Музею нашему скоро пятьдесят лет, - рассказывает директор
школы Алма Бекенова, - орга- низовала его учитель географии
Зоя Ногаева. Здесь представ- лены диорамы народных тра- диций
села, старинная утварь, орудия труда, национальная одежда.
Стенд посвящен зна- менитым нашим землякам. Здесь же пейзажи
края, чучела бер- кута и других птиц. Некоторые предметы датированы
XVI веком. А вот витрины с ювелирными национальными украшениями.
Внизу панорама природных полезных ископаемых, гербарии лекарственных
растений края.
Есть стенд, посвященный Розе Шамжановой. Простая женщина из
нашего села, ставшая знаменитой и работавшая в Министерстве
иностранных дел. Магжан Нурпеисова, выпускница нашей школы
- доктор технических наук. Наша гордость и первый директор
школы Галимжан Каримов, офицер, участник Великой Отечественной
войны. Елжас Бекенов - журналист, был редактором республиканской
газеты, его имя внесено в Большую Казахскую энциклопедию,
был лично знаком с Сакеном Сейфуллиным. Музей рассказывает
также о многих других достойных ветеранах села.
Способствует утверждению личности и предмет самопознания,
который здесь ведется на высоком уровне, и применяются различные
формы, на тренингах дети демонстрируют свои способности: пишут
стихи, познают свою душу. А вот это пианино подарила музею
директор Джукейской школы Людмила Кайданова.
Есть еще новшество: впервые создано школьное лесничество,
и лучшие ученики посадили свое дерево, за которым теперь ухаживают.
Особенностью школы стал и кружок туризма, который ведет сейчас
Ермек Нурмагамбетов. Он рассказывает:
- Учу детей основам горного и пешеходного туризма, ориентированию
на местности. Наша цель - приобщить их к здоровому образу
жизни, научить умению грамотно вести себя в стрессовых ситуациях.
Трое нынешних выпускников прекрасно выступили на республиканских
соревнованиях по туризму в акции «Моя Родина - Казахстан»,
заняв первое место. В будущем теперь хотят связать свою жизнь
с экстримом, военной профессией. А все началось с того, что
мой отец привил любовь кэтому мужскому делу.
Да, ЖаныбекОмарович Нурмагамбетов 40 лет вел НВП в школе,
и теперь его эстафету продолжают его дети и многочисленные
выпускники, избравшие военную профессию. О чем рассказывает
еще один музей сельской школы - боевой славы. А теперь и фильмы,
отснятые учащимися после того, как здесь открылась своя школьная
телестудия. Не много ли новшеств для одной сельской школы,
скажете вы. Здесь же считают, что это всего лишь только начало,
и все у них еще впереди. Александра
МЯКОТА. Енбекшильдерский район. Состязались
психологи и начинающие исследователи
Сегодня педагог-психолог - одна из ключевых фигур в образовании.
Это специалист, призванный обеспечивать и защищать права наших
детей, помогать в выборе профессии, поддерживать в кризисных
ситуациях, способствовать профилактике правонарушений и выбору
здорового образа жизни детей и молодежи.
В
школах Атбасарского района работают 28 специалистов психологической
службы, 13 из них приняли участие в районном конкурсе «Педагог
- психолог года», состоявшемся недавно в средней школе №3
г. Атбасара.
На первом этапе конкурсанты в краткой форме представили свою
«Визитную карточку», в которой рассказали о себе, своей деятельности.
Большой интерес у болельщиков вызвало второе задание - защита
психологических проектов, входе которого участники представляли
используемые в работе технологии, раскрывающие актуальность,
научную обоснованность и практическую значимость психологической
службы в школе. Заключительным аккордом конкурса стало прохождение
тестирования по педагогической психологии, а его результаты
- решающими в подведении итогов. Обладателем гран-при стала
психолог средней школы №8 г. АтбасараС. Шатрова. Первое место
заняла ее коллега изСШ№1 И .Тяглая, второе разделили ТНанашко(Мариновская
СШ) и Г. Досмуханова (СШ №2), третье - М.Ниязбекова и Е.Онопка.
Остальным участникам были вручены грамоты по номинациям: «Мое
профессиональное кредо», «Психолог -методист», «Психолог -
новатор», «Практический психолог». Все победители конкурса
были награждены дипломами, почетными грамотами и ценными подарками,
предоставленными советом профсоюзов работников образования.
***
В последние годы в современной начальной школе уделяется большое
внимание исследовательской деятельности учащихся, которая
является условием формирования интересов, потребности в деятельности,
способствует более успешной социализации школьника.
Нескольколетв нашем районе проводятся научно - практические
конференции младших школьников, где ребята в доступной форме
представляют свои исследовательские проекты. Недавно в СШ
№3 г. Атбасара состоялась районная научно - практическая конференция
«Зерде», в которой приняли участие юные исследователи - учащиеся
3-х, 4-х классов, которые уже увлеклись историей, географией,
физикой, биологией, математикой, химией, не изучаемых в начальных
классах. Справиться с волнением выступающим было не просто,
ведь в аудитории были не только участники конференции, но
и требовательное, серьезное жюри, в которое входили преподаватели-предметники
школ района, лучшие учителя начального звена.
Работа конференции осуществлялась по четырем направлениям:
- здоровая природная среда -основа реализации стратегии «Казахстан-2030»;
- научно-технический прогресс как ключевое звено экономического
роста;
- математическое моделирование экономических и социальных
процессов;
- исторические памятники Казахстана.
Членам комиссии и организаторам оставалось только восхищаться
талантом наших воспитанников, их умением держаться на сцене
и представлять результаты своего труда. Проекты, подготовленные
начинающими исследователями района, затронули актуальные вопросы
экологической культуры и воспитания, подняли проблему бережного
отношения к природе и к собственному здоровью. Самым маленьким,
но при этом очень серьезным участником конференции стал Калиаскар
Игілік (учащийся второго класса СШ №5), представивший настоящую
исследовательскую работу «Пу-те-шествие в историю часов».
Победители по итогам конференции были награждены дипломами,
почетными грамотами и памятными подарками. Татьяна
ЧУРКИНА,
методист райотдела образования.
Атбасарский район.
ИЗ ПОЧТЫ «АП» Почему я - учитель...
Счастлив тот, кто на своем жизненном пути встретил Учителя.
Одна такая встреча может изменить всю жизнь, помочь найти
свое истинное предназначение, а главное - стать Человеком.
Будущую профессию я выбрала в раннем детстве, наверное, потому
что мне посчастливилось встретиться с таким Учителем. Точнее,
с двумя. Это была моя первая учительница - Мария Семеновна
Лосева. Только, когда я сама стала работать в школе, поняла,
как много она дала мне, как много она с нами, малышами, работала,
забывая о личном времени, семье. Сегодня я понимаю ее отношение
к работе, как своего рода самопожертвование ради детей. Например,
в нашей школе не было спортзала, но я не помню, чтобы она
заменяла такие любимые детьми уроки физкультуры на другие
предметы. Вместе с нами она играла в футбол на снежном поле,
штурмовала снежную крепость. В школе не было музыканта, и
тогда наша Мария Семеновна брала в руки мандолину. Мы с удовольствием
пели и танцевали под, может быть, не совсем умелый, но старательный
аккомпанемент. Сейчас эти воспоминания согревают душу, учат
жить и работать.
Потом в моей жизни встретилась Жанна Федоровна Кармазина.
После окончания Киевского университета она приехала в наше
село по распределению. Жанна Федоровна учила нас понимать
и чувствовать красоту слова. Она сама писала стихи и нас приобщала
к прекрасному. На ее уроках мы сочиняли, рисовали, разыгрывали
сценки. Первым слушателем и ценителем моих стихов всегда была
Жанна Федоровна. Самой высокой оценкой было для меня не «5»,
а ее одобрительный кивок головой или поощрительная улыбка.
Влюбленная в поэзию Александра Пушкина, сегодня я стараюсь
приобщать к его творчеству своих учеников. И эта влюбленность
достигается не просто чтением стихов, а проникновением в тайны
художественного слова, тайны, которых так много в стихотворениях
поэта.
Дети с интересом читают и слушают японские хокку и танка,
казахские айтысы, дастаны, русские баллады, венгерские стихи
и немецкие старинные песни. Конечно, многое зависит и от увлеченности
театром. Театр развивает творческие способности детей,обеспечивает
мыслительную деятельность, имеет познавательное значение.
Уже много лет я руковожу школьным кукольным театром...
После окончания Черкасского педагогического института уже
почти 40 лет работаю в родной школе, в родном селе. В своей
работе я считаю главным, чтобы у моих учеников всегда был
интерес к познанию. Чтобы загорались глаза от любопытства.
Чтобы они чувствовали себя маленькими первооткрывателями,
исследователями. Чтобы росли самостоятельными, добрыми, отзывчивыми,
творческими людьми. Чтобы каждый состоялся, какЛичность.
Раиса МАТАЕВА,
учитель русского языка и литературы
Кенбидаикской СШ.
Коргалжынский район. От улыбки станет
всем светлей
«Учебная программа, зачеты, тестирования... Как много сил
уходит на это. Конец учебного года - особо напряженная пора.
Но, побывав в кабинете психологической разгрузки, мы будто
набираемся новой энергии. Релаксационная музыка, слова - настрои
психолога Бахытгуль Койшибаевой уносят нас в мир покоя и радости.
Здесь легко и комфортно. Мы замечаем, что становимся спокойнее
и уравновешеннее. В этот кабинет стремится каждый учащийся
нашей школы», - пишет в «АП» семиклассница «Назарбаев Интеллектуальная
школа» Диана Шайхина.
Действительно, кабинет психолога Бахытгуль Койшибаевой разительно
отличается от обычного школьного класса -рядом с обычными
партами спокойно соседствуют мягкие диваны, по-домашнему уютные
ковры на полу. В свободную минутку ребята здесь могут, расслабившись,
отдохнуть под тихую музыку на специальных матрасах.
- Одно доброе слово, комплимент, улыбка - и у человека меняется
самооценка, снимается скованность, - объясняет Бахытгуль Койшибаева.
- По цепной реакции это настроение передается
от одного ученика кдругому. Именно поэтому я считаю целесообразным
проводить в нашей школе коррекционные занятия по поднятию
самооценки, во время которых ребята узнают о себе много интересного.
В их адрес звучат слова восхищения, любви, признания. Это
очень приятно. Ведь в обычной жизни мы намного сдержаннее
и больше настроены на осуждение, критику, чем поддержку другого
человека. А такими уроками, мне кажется, приумножаются добро
и свет в мире. Ирина TPOHEBA.
БЛАГОУСТРОЙСТВО «Сделаем краше Родину нашу!»
Проект под таким названием осуществляют учителя и учащиеся
Балкашин-ской средней школы №1 Сандыктауского района - одного
из самых красивейших уголков Акмолинской области. Поселок
Балкашино находится в центре лесного массива и кто, как не
его жители, должны беречь и приумножать богатства своего края.
В
течение ряда лет ведется в школе работа по благоуст- ройству
пришкольной территории и территории поселка. В этом году в
рамках республиканской акции «Расцвет села - расцвет Казахстана»,
которая проходит под эгидой предстоящего праз- днования 20-летия
Незави- симости нашей страны, еще больше усилена работа в
этом направлении.
Накануне ЕНТ ребята 11 -х классов провели акцию по посадке
деревьев, расширяя аллею выпускников. В этом году высажено
230 саженцев сосны с комом земли. Ребята помладше (8-9 классы)
трудятся над созданием нового цветника на площади 200 кв.
м. Завезли 60 кубов земли, разбили клумбы, посадили рассаду
цветов. Школьники отлично справляются с поставленной задачей
- работают энергично, с энтузиазмом, нет тех, кто бы остался
в стороне.
Отряды лесничества, сформированные из числа учащихся среднего
школьного звена, проводят экологические акции, рейды по очистке
от мусора участка леса, расположенного неподалеку от школы.
К сожалению, не все следят за чистотой, и в лесу можно встретить
кучи мусора, полиэтиленовые пакеты, бутылки, битое стекло,
остатки пищи после отдыхающих. Многочисленные бытовые свалки,
уже поросшие травой, своим появлением обязаны жителям прилегающих
к лесу территорий. Вот юные лесники и следят за порядком,
ликвидируя плачевные последствия «дикого отдыха» земляков,
распространяют брошюры и листовки, обращаются кжителям поселка
через районную газету «Сандыктауские вести» с просьбой беречь
природу, не загрязнять ее.
В последний день занятий учебного года учителя и учащиеся
нашей школы стали инициаторами и участниками масштабной акции
«Чистый берег». Несмотря на то, что погода «слегка» подвела,
весь педагогический коллектив и учащиеся с 5-го по 10-й классы
дружно, организованно вышли на берег реки Жабай, протекающей
через поселок. Инициативу ребят подхватили взрослые, буквально
на следующий день в акции приняли участие уже и организации
района. Сейчас ребята готовятся к очередному десанту в район
Кабаньего ключа, излюбленного места всех балкашинцев.
- Вся эта работа направлена на решение задач государственной
политики в области экологического и патриотического воспитания
молодежи, повышения уровня заинтересованности школьников в
защите и сохранении природной среды.
И в завершение хочется обратиться ко всем казахстанцам: «Давайте
не будем неблагодарными, отплатим окружающей среде за ее доброту
бережным отношением и любовью. Ведь мы - это часть природы,
и без нее просто погибнем. Об этом нужно помнить всегда, а
начинать с малого - чистый двор, чистая улица, чистая страна!
Давайте оставим своим потомкам то, что имеем мы с вами!»
Татьяна АНТОНКИНА,
заместитель директора по воспитательной работе Балкашинской
СШ №1.
Сандыктауский район.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |