|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
ЭКОЛОГИЯ |
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБСЕ. ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ |
|
|
Экологический аспект деятельности ОБСЕ
Активное
развитие научной и инженерной мысли в двадцатом столетии в
совокупности со стремительным ростом населения привели к глобальным
изменениям в окружающей среде. Применение разработок научно
- технического прогресса как в промышленности, так и в сельском
хозяйстве позволило наилучшим образом использовать природные
ресурсы для удовлетворения потребностей человека. Однако вслед
за индустриальным рывком, позволившим человеку менять характер
кругооборота веществ в природе и создавать искусственные экосистемы,
в значительной степени возросло антропогенное влияние на животный
и растительный мир, что привело к нарушению хрупкого экологического
равновесия. Расширив возможности и реальные масштабы воздействия
на окружающую среду, человечество столкнулось с целым рядом
негативных последствий своего вмешательства. Потребительское
отношение человека к природе лишь как к объекту получения
определенных богатств и благ кардинальным образом изменило
существовавший ранее природный баланс.
В
начале XXI века на первый план выходит задача предпринимать
целенаправленные меры для решения глобальных экологических
проблем, оказывающих неблагоприятное воз- действие на здоровье
человека. Происходящие природно - климатические трансформации,
загрязнение атмосферы и разрушение стратосферного озона, стремительное
сокращение биологического разнообразия, деградация земель,
истощение запасов пресной воды, а также изменения гидрологических
ха- рактеристик экосистемы представляют собой лишь небольшую
часть тех вопросов, для раз- решения которых необходимо скоординировать
усилия не только отдельных государств, но и наиболее авторитетных
международных организаций.
|
Аральское море
в 1999 году. Фото NASA. |
|
Аральское море
в 2009 году. Фото NASA. |
Являясь одной из влиятельней- ших международных структур,
ОБСЕ в полной мере уделяет внимание проблемам мониторинга
современного состояния окру- жающей среды, а также содей-
ствует реализации проектов, направленных на ликвидацию экологических
угроз. В период своего председательства в Организации в 2010
г. Казахстан особый акцент делает именно на развитие экономико
- эколо- гического измерения деятель- ности ОБСЕ, так как
данное направление играет заметную роль в обеспечении всеобщей
евразийской безопасности.
После того, как в конце второго тысячелетия Европейская эко-
номическая комиссия ООН (ЕЭКООН) приняла Орхускую Конвенцию,
началась новая страница в истории правовой защиты окружающей
среды. Всецело поддерживая установ- ленные в документе нормы
и принципы относительно подот- четности и транспарентности
деятельности правительств в сфере охраны природы, ОБСЕ содействует
развитию Центров общественной экологической информации и Орхуских
Центров на Кавказе, в Центральной Азии и Юго - Восточной Европе.
Важность подобной активности сложно переоценить. Ратифи- цировав
Конвенцию в 2000 г., Казахстан влился в ряды государств, готовых
не только предоставить общественности доступ к экологической
информации, но и проводить эффективную государственную политику
в области экологии. Данная мера, безусловно, является своевременным
шагом, так как экологическая ситуация в Казахстане все еще
требует принятия действенных мер по стабилизации.
Семипалатинский регион до сих пор испытывает на себе воздействие
радиационного загрязнения, вызванного проводимыми на территории
Семипалатинского полигона ядерными взрывами. Несмотря на реализуемые
Казахстанским Правительством программы по социальной и экономической
реабилитации региона, в настоящее время отмечается тенденция
к ухудшению показателей здоровья населения, проживающего в
зоне влияния полигона. Пострадавшие от радиоактивного облучения
страдают различного рода онкологическими заболеваниями, патологиями
крови и сосудов, поражениями кожного покрова. И хотя на сегодняшний
момент уровень радиоактивного облучения в населенных пунктах
лишь незначительно отличается от естественного природного
фона, более 1,7 млн. человек, проживающих в окрестностях полигона,
в течение всей жизни получили дозу радиационного излучения,
значительно превышающую допустимые нормы.
Невозможно обойти стороной и проблему Аральского моря, пересыхание
которого повлекло за собой серьезный санитарный кризис. После
того, как оголилась большая часть морского дна, на поверхности
оказались тонны соли и отравленного химическими удобрениями
и пестицидами песка, которые ветер разнес на сотни километров
вокруг. В результате население Приаралья столкнулось не только
с необходимостью осваивать новые профессии за ненужностью
рыбацких навыков, но и с растущей потребностью в медицинском
наблюдении в связи с чрезмерным ростом числа почечных, пищеварительных
и респираторных заболеваний.
Все большую актуальность приобретает вопрос обеспеченности
казах-станцев чистой питьевой водой. Загрязнение водных объектов
сточными сбросами, а также применяемые в настоящее время технологии
дезинфекции, после которых в воде наблюдается повышенное содержание
токсических веществ, приводят к увеличению процента отравлений.
Глобальный дефицит пресной воды, пусть и не в полную силу,
отражается и на Казахстане.
Проблема водоснабжения стоит перед РК также остро, как и проблема
загрязнения воздуха. Интенсивное развитие добывающей промышленности
приводит к наращиванию темпов загрязнения окружающей среды
предприятиями энергетики, угольной и нефтяной промышленности,
черной и цветной металлургии. Помимо этого, серьезную опасность
представляет дальнейшее увеличение вредных выбросов в атмосферу
в результате эксплуатации автомобильного транспорта.
Для того, чтобы иметь возможность если не ликвидировать полностью,
то хотя бы обозначить путь к преодолению кризисных явлений,
Казахстан в дальнейшем будет придерживаться курса на экологизацию
национального законодательства. Внедрение международных экологических
стандартов, а также применение на практике опыта зарубежных
партнеров позволит РК приблизиться к одной из самых важных
целей страны - достижению экологической безопасности.
Председательство Казахстана в ОБСЕ позволяет РК сфокусировать
внимание мировой общественности на проблемах региона Центральной
Азии и подробнее остановиться на экологической проблематике.
Неслучайно руководством страны в рамках ОБСЕ весьма продуктивно
ведется диалог по возрождению Арала. Так, в частности, 12
октября 2010 г. в Брюсселе в Европарламенте прошли публичные
слушания "Экологическая катастрофа Аральского моря. Как
нам спасти уменьшающееся в размерах море?", а на декабрь
запланировано проведение в Алматы специальной донорской конференции
по Аралу, соорганизаторами которой выступят Международный
фонд спасения Арала, ЕЭКООН и Региональный центр ООН по превентивной
дипломатии.
Помимо этого, инициативы Казахстана в данном направлении нашли
поддержку и со стороны Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна.
Он также положительно отнесся к предложению Президента РК
Н.А. Назарбаева обсудить возможность принятия Всеобщей декларации
безъядерного мира, которая станет первым шагом к созданию
обязывающей Конвенции о всеобщем и полном запрещении ядерного
оружия. С подобным предложением Глава Казахстана выступил
на Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне в апреле 2010
г.
Эти и другие вопросы экологического характера Казахстан намерен
вынести в качестве приоритетных перед ОБСЕ на предстоящем
Саммите глав государств и правительств Организации, который
пройдет 1-2 декабря в Астане. Столь представительный Форум
является идеальной площадкой, на которой официальные лица
могут не только обстоятельно обсудить текущее положение дел
в различных сферах межгосударственных взаимоотношений, но
и посредством открытых переговоров и консультаций обозначить
новые глобальные тренды, в том числе и относительно наиболее
злободневных проблем экологического характера.
Ни для кого не секрет, что проведение Саммита накладывает
на организатора, а именно: на Казахстан, огромную ответственность
в первую очередь за согласование со странами - участницами
всех деталей, связанных с формированием "повестки дня".
Но поскольку РКв самом начале своего председательства заявила
о намерении в равной степени способствовать наполнению всех
трех "корзин" ОБСЕ, то, руководствуясь данным подходом,
на Саммите Астана уделит внимание всем направлениям деятельности
ОБСЕ, не отдавая предпочтение вопросам экологического комплекса.
Применение сбалансированного подхода к организации Астанинского
Саммита ОБСЕ позволит создать рабочую атмосферу, которая положительным
образом отразится на результатах мероприятия. Ведь первостепенной
задачей стран - членов такой многоплановой международной структуры
является выполнение принятых на себя обязательств в рамках
нормативно - правовой базы ОБСЕ.
Вместе с этим перспективным представляется синхронизация деятельности
ОБСЕ с другими международными организациями по разрешению
различного рода проблем локального, регионального и глобального
масштаба. Наглядным примером подобного сотрудничества может
являться учрежденная в 2003 году инициатива ОБСЕ "Окружающая
среда и безопасность". Помимо ОБСЕ в ней также задействованы
такие институты ООН, как Программа по окружающей среде (ЮНЕП),
Программа развития (ПРООН), Европейская экономическая комиссия,
а также Региональный экологический центр для Центральной и
Восточной Европы (РЭЦ) и Организация Североатлантического
договора (НАТО). Осуществляя сбор информации, инициатива реализует
широкий спектр конкретных проектов на местах.
Скоординировав усилия и направив их в нужном направлении,
международные организации, заинтересованные в стабилизации
глобальной экосистемы, способны достичь желаемых результатов.
Так, например, благодаря планомерной работе по возрождению
Аральского моря удалось не только остановить высыхание Малого
Арала, но и поднять в нем уровень воды. Исходя из этого, действия
по спасению водоема, которые еще вчера казались бесперспективными,
при грамотном планировании способны снять проблему Арала с
международной повестки дня.
При этом следует особо подчеркнуть, что для выработки адекватного
ответа существующим вызовам экологической безопасности необходимо
существенным образом модифицировать действующие парадигмы
экономико-экологического развития. Лидия
ТИМОФЕЕНКО,
научный сотрудник отдела
внешнеполитических исследований
Казахстанского института
стратегических исследований
при Президенте РК.
ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ Вновь сайгаки на прицеле?
"Принимаем рога сайгака"... Объявления такого содержания
сейчас можно увидеть во многих поселках, находящихся в местах
распространения сайги. Иногда по улицам проезжает автомобиль
с громкоговорителем, оповещая население о том, что за один
большой сайгачий рог (15 колец и выше) вы можете получить
одну цену, за меньший - другую.
Объявления
подобного рода также демонстрируются по местному телевидению
("бегу- щая строка"), а еще в интернете на сайте
охотников и рыболовов г. Астаны вы можете увидеть улыбающихся
охотников, пози- рующих рядом с убитыми сай- гаками. Банальный
вопрос: "А куда смотрит полиция?".
Сайгак - один из пяти видов антилоп, имеющих наивысшую категорию
в Красном списке МСОП - "находящийся на грани исчезновения".
Охота на сайгу в Казахстане была запрещена с 1997 года, когда
численность этих животных сократилась с более миллиона голов
(в 1970-х годах) до 70 тысяч. Наименьшее число сайги в республике
было зарегистрировано в 2003 году - всего 21 тысяча. Причина
всем известна (существует множество публикаций на эту тему)
- возросший спрос на рога, используемые в китайской народной
медицине. Этому также содействовали нерегулируемая рыночная
экономика, открытие границ, ослабление охраны природы.
Для спасения сайги в Казахстане была организована специализированная
организация ПО "Охотзоопром", стал работать ряд
проектов. В дальнейшем, в результате существенного финансирования
охранных мероприятий, численность сайгака в Казахстане увеличилась
в 2009 году до 81 тысячи голов.
Однако затоваренный в 1990-х годах сайгачьими рогами китайский
рынок, в настоящее время вновь стал открытым для приема этого
сырья. Сотрудниками КАСБ (Казахстанская ассоциация сохранения
биоразнообразия) в Карагандинской, Костанайской и Актюбинской
областях в 2009 году было найдено в степи около 20 убитых
самцов сайги с отпиленными рогами, а в 2010 году, только в
июне - около 50-ти. По данным СМИ, в этом году этот"черный
список" продолжает увеличиваться.
Помимо охоты на численность сайгака оказывают влияние болезни
(пастреллез уральской популяции 2010 года), джуты. В конце
февраля - начале марта 2008 года ослабленных тяжелой зимовкой
сайгаков сотнями травили собаками, загоняли на лошадях и снегоходах
(зачастую из интереса) в Егиндыкольском и Коргалжын-ском районах
Акмолинской области.
Периодически охотинспекцией "отлавливается" небольшая
часть охотников за сайгой, некоторые наказываются, другие
благодаря несовершенному природоохранному законодательству
избегают ответственности. И не совсем понятно, почему "таможня
дает добро" на вывоз рогов запрещенного к отстрелу сайгака,
и спокойно висит на заборе, колышется ветром бумажный листок
(объявление), провоцирующий население на охоту на это редкое,
реликтовое животное. Алексей КОШКИН.
Коргалжынский государственный
природный заповедник.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |