Информбюро
Курбан-Айт
Итоги+...
Страницы истории
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ   "ПЕТРОКОКУ"- 90 ЛЕТ. НАХОДКА. ЭКСПЕДИЦИЯ

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
"Петрококу" - 90 лет
- В наше благополучное время трудно представить, что такое голод. Революция 1917 года, политика военного коммунизма... А тут еще засуха, накрывшая Поволжье. В Советской России миллионы людей остались без хлеба. А в Акмолинской губернии он был, но как его вывезти из отдаленных районов? Единственная тяговая сила - лошадь, да и та в бездорожье какое тягло?

В такой обстановке Совет Труда и Обороны (СТО) принял решение о строительстве же- лезной дороги Петропавловск - Кокчетав. Она проекти- ровалась как продоволь- ственная линия для перевозки хлеба к Транссибу. Пятого августа 1920 года Владимиром Лениным было подписано постановление Совнаркома о начале строительства, - рассказывала петропавлов- ский краевед Вера Яворская.
С затаенным дыханием слушали историю строительства дороги жизни учащиеся ПЛ № 11 на прошедшей в Кокшетау научно - практической конференции, посвященной 90 - летию начала ее строительства. Организатором мероприятия выступил областной филиал Коммунистической Народной партии Казахстана. Как оказалось, многие остались неравнодушны к этой дате: в зале в числе почетных гостей секретарь облмаслихата Умирсерик Мусабаев, представители областного и городского филиалов НДП "Нур Отан", почетные железнодорожники АО "НК "Казахстан темир жолы", другие.

Краевед Вера Яворская
Писатель Виктор Терещук

О трудностях строительства, лишениях и невзгодах того времени говорила не только Вера Яворская. Среди вы- ступающих - известный про- фессор из Алматы, кандидат исторических наук Александр Холодков, писатель Виктор Те- рещук. А научный сотрудник Акмолинского областного ис- торико - краеведческого музея Дамеля Жакупова сопровожда- ла свое повествование слайдами.
- Как будто на машине времени в прошлое вернулись, - шеп- тались ребята за спиной, увлеченно глядя на экран, где на черно - белом фоне исто- щенные люди по колено в грязи строили дорогу Петропавловск - Кокчетав, получившую в народе (и прочно закрепившееся за ней на всю жизнь) название "Петрокок". Захватывающее по- вествование Александра Хо- лодкова только усилило создавшуюся атмосферу.
- Первый субботник, в котором приняли участие 900 человек, на стройке провели 19 сентября 1920 года. Его участники разгрузили 30 вагонов, 32 платформы со шпалами, креп- лениями и рельсами. В этот день построили первые 30 сажен пути дороги спасения голодающих. По плану за сезон 1921 года предусматривалось уложить рельсовый путь до села Ново - Сухотино, то есть более 115 км, - рассказывал докладчик. - Однако работы были прерваны вспыхнувшим мятежом. В Петропавловске подверглись разграблению склады с имуществом и продовольствием, принадлежащие управлению стройки. Шесть работников управления были увезены мятежниками, трое из них - расстреляны. Бандиты сожгли заготовленное сено и растащили фураж для лошадей, которые работали на стройке. Но вскоре восстание было подавлено и работы продолжены. К шестому июня 1921 года Сибирский комитет государственных сооружений распорядился завершить укладку пути до железнодорожной станции Тайынча, а в конце апреля в Петропавловск на строительство дороги прибыл 22-й трудовой батальон в количестве 1219 человек и 77 лошадей. По ходу укладки пути создавались посты по приему, погрузке и отправке хлеба. 1921 год оказался очень голодным, от сильной засухи неурожай охватил и Акмолинскую губернию. Теперь приходилось спасать от голода не только европейскую часть страны, но и жителей Казахстана. Дорога должна была в то время обеспечить как отгрузку, так и получение братской помощи местному населению, пострадавшему от засухи. В то время правительство РСФСР, по неполным данным, направило в Казахстан 4475 тысяч пудов зерна, 183 тысячи пудов картофеля.

К 1 августа 1921 года поезда двигались уже до разъезда 52 версты. В эти дни по новому пути отправлялось ежесуточно по 20-25 вагонов с хлебом. Меры, принимаемые как местными, так и центральными органами, позволили руководству "Петрококчестроя" к 2 октября 1921 года открыть движение поездов по новой дороге общей протяженностью 110 км до станции Тайынча. Таким образом, первое боевое задание СТО было выполнено на три месяца раньше установленного срока.
Президиум Акмолинского губисполкома, оценив результаты трудового подвига строителей, постановил: "Признать работу "Петрокока" удовлетворительной". От имени губисполкома всем рабочим и служащим вынесена благодарность и выражена уверенность, что задание СТО о продлении рельсового пути до Кокчетава будет выполнено с таким же успехом.
Председатель совета ветеранов облфилиала АО "Национальная компания "Казахстан темир жолы" Владимир Луганский от имени своих коллег и ветеранов благодарил выступающих, и особо модератора Наилю Самигулину, которая организовала столь интересное мероприятие, и вспоминал, как его поколение работало на "Петрококе". Почетный гражданин Кокшетау, писатель Виктор Терещук подарил гостям и присутствующим свою недавно вышедшую книгу "Наши корни и ветви". В завершение собравшиеся посмотрели концертные номера, подготовленные талантливыми учащимися ПЛ №11, а закончился вечер дружеским чаепитием.
Марина МАРКЕВИЧ.
Фото из областного историко - краеведческого музея и Ермурата ДОСУМОВА.
Краевед Вера Яворская
Писатель Виктор Терещук


Тайны песчаных карьеров
Зерендинский район Акмолинской области вновь порадовал древними находками. Правда, на этот раз случилось открытие не во время археологических раскопок. Дело было проще. Возле села Абай ТОО "НПО "Юна" разрабатывало песчаный карьер, когда вдруг экскаваторщик обратил внимание на странной формы камни. При ближайшем рассмотрении оказалось: это старинные сосуды.

Довольный находкой, директор ГУ "Центр по охране и использованию историко - культурного наследия" Талгат Ибраев рассказывает: - Прежде чем приступить к работам, каждый недропользователь подписывает до- кументы, где обязуется сообщать об уникальных находках. И здесь был именно такой случай. ТОО "Юна " совершенно нечаянно натолкнулось на захоронение, которое относится к 4 веку до нашей эры и входит в разряд так называемых грунтовых захоронений. Руководитель ТОО своевременно сообщил нам о находке. Наши археологи выехали на место, провели свои работы и обнаружили семь керамических сосудов с характерным рисунком того времени, нанесенным методом продавливания и прочерчивания. Возможно, это только верх захоронения, а внизу - другая тайна.
Как сообщил директор центра, теперь встала проблема сохранения памятника. Для охранно - спасательных работ требуется около миллиона тенге, которые не заложены в бюджет центра на этот год. - Остается надеяться на понимание самого предпринимателя: если он выделит деньги, то мы изучим захоронение, узнаем, что там внизу под толщей земли, и он сможет продолжить работу, - выразил большую надежду Ибраев.
К слову, "Юна" пока думает над этим предложением.
Айли АЗИНА.
На снимке: спасенный сосуд.
Зерендинский район.



...Из дневника Атбасарской экспедиции
В рамках региональный программы "Мѕдени мура" сотрудниками областного музея с 29 июня по 1 июля 2010 г. была проведена комплексная экспедиция с целью сбора историко - этнографического материала и исследования топонимики Атбасарского района Акмолинской области. В экспедиции приняли участие представители трех отделов. Подробно о поездке написано в Дневнике Атбасарской экспедиции, мне бы хотелось вкратце рассказать читателям о наиболее интересных моментах.
Учитывая дальность расстояния между населенными пунктами и ограниченность срока экспедиции, было решено исследовать южное направление от города Атбасара: Есен - гельдинский, Сергиевский и Ярославский сельские округа.
В первый день мы работали в Сергиевке. Исконное казахское название - Жайлыбай. Так аул назывался до прихода крестьян-переселенцев, прибывших сюда в ходе реализации политики царизма.
Сейчас здесь компактно про- живают соотечественники, прибыв- шие из Баян - Ольгийского аймака Западной Монголии. Как известно, в этом аймаке проживает большая казахская диаспора (93 000 из 100 000 населяющих край). Многие из них вернулись на историческую родину в середине 90-х годов. Жили в разных областях Казахстана и, наконец, обосновались в Акмо- линской.
Так, к примеру, Шожебай Кумар - мастер по дереву, изготавливает необходимые в быту предметы. Шожебай Кумар подарил музею саптыаяк, кесекап и аяккап (сумка для посуды). Саптыаяк изготовил 20 лет назад из сосны. Войлочный кесекап, декорированный тончайшей вышивкой, а также аяккап изготовлены его супругой Бокенкызы Ерген в 1980 г. Старинный кесекап - чехол для пиал смоделирован в форме цилиндра. Этот предмет сейчас считается большой редкостью и его можно назвать уникальным.
В доме у мастерицы Кульзиры Кузеубай везде присутствует вышивка: на коврах, подзорах кровати - кестелінген алаша, наволочках-жастыккап и т. д. Кульзира подарила музею стариный тускииз, украшенный солярными знаками и красочным рас-тительным орнаментом. В основе композиции кестелінген алаша -зооморфный мотив "ќошќар мџйіз", который незатейливо варьируется с растительным.
Интересными представляются также терме - алаша и кестелінген алаша Касенкызы Кульжамал. В первом преобладает геометрический рисунок. Год изготовления - 1969 г. Другой изящно вышит орнаментом "ќошќар мђйіз". Мастерица передала музею также войлочный сырмак. Изготовленные ею когда-то изделия бережно хранятся в доме.
Здесь отмечу: в казахском прикладном творчестве подзоры называются тосекалды. Один из таких шедевров XIX в. хранится в фондах нашего музея. Принадлежавший Жумагуловой К. тосекалды вышит золотой нитью. Такое золотое и серебряное шитье расценивается как элитарное искусство.
Для определения датировки раритета музею был передан ђккіш - маленький деревянный сосуд для толчения табака, случайно обнаруженный Шаяхметовой Кариной при сборе картофеля на домашнем участке осенью 2008 г. Предполагаем, предмет примерно относится к XVIII веку. После завершения исследования ђккіш будет подарен музею местной школой.
Из потомков переселенцев конца XIX в. в Сергиевке осталось несколько семей. Среди них старожил Сивуха Михаил Васильевич. На казахскую землю предки Сивухи М. В. пришли из Саратовской губернии, села Салтово. Среди ходоков был и его дед Прокопий Демидович. Крестьяне-переселенцы везли свое хозяйство на лошадях и быках. Прибыв на территорию Атбасарского уезда, они остановились в местности Жайлыбай. Это было лето 1898 года. В том далеком августе православные отмечали праздник святого Сергия, в честь которого и было названо село. От семей Сивухи и Федоровых в музей поступили традиционные предметы быта славян.
На обратном пути в Атбасар мы посетили архитектурный памятник позднего средневековья - мазар Кикбай батыра, бесстрашного воина, погибшего в годы казахско - жонгарских войн. Мазар, установленный 270 лет назад между аулами Асшыколь и Сергиевка, в настоящее время находится в полуразрушенном состоянии. Недалеко от мазара, примерно в пятистах метрах от него, находится сопка, называемая в народе "Кикбай адыры". Рядом раскинулась огромная бескрайняя степь с небольшими холмами, где, по старинному преданию, проходили ожесточенные бои с жонгарами, завер-шившиеся победой казахов.
В 50-е годы прошлого века в этих местах была найдена кольчуга казахского воина, датируемая XVIII в. Случайная находка, обнаруженная трактористом во время вспашки земли, ныне хранится в фондах Атбасарского историко - краеведческого музея.
В казахском социуме до сих пор сильны традиции деления общества по родовому признаку. Потому и вокруг имени легендарного батыра складывается непростая история. Исконное население считает, что Кикбай батыр происходил из рода Найман - Баганалы - Жырык. Об этом говорят и его потомки из района - Бектур Жапишулы и Саулет Балгазин. Оппоненты же происхождение предка - героя ведут от рода Керей.
О Кикбай батыре в шежире о найманах "Бал-талы, Баганалы. Ел Аман бол" писал известный казахский ученый и писатель Акселеу Таракты (Сейдимбеков).
Как говорилось выше, недалеко от этого памятника находится сопка "Кикбай адыры". На ней 15 лет назад соотечественники из Монголии установили еще один мазар. Стены большого, круглого в плане, современного мазара сложены из камней, имитирующих средневековый памятник. Верхняя часть полуоткрытая, с пятью металлическими жердями, образующими в плане широкий купол, с венчающим символом Ислама - серебристым полумесяцем. На памятной доске надпись: "Байкарау-лы Кикбай. Руы Керей. 1693-1741". Имя отца батыра и годы жизни совпадают.
Таким образом, вопрос в сложившейся ситуации пока остается открытым: один батыр одновременно принадлежит двум родам. Однако мы считаем, делить его не нужно. Кикбай батыр - всенародный герой.
Во 2-й день работы перед выездом в Есенгельды мы посетили литературный музей Ильяса Есенберлина.
Взглянув на карту Атбасарского района, мы видим, что наиболее компактно заселена территория северной ее части, впрочем, от некоторых сел остались лишь одни названия, в других проживают по 3-4 семьи. В южной части же напротив, несколько аулов раскинулись по огромной степи на большом расстоянии друг от друга. В Есенгельды мы добирались по бездорожью. Село, расположенное в юго - восточной части района, за время существования несколько раз меняло свое название. С давних времен казахский аул назывался Тлекей, затем с массовым приходом переселенцев переименовывался в Ладыженку. По сведениям источников, в XVIII-XIX веках здесь находились кыстау - родовые зимовки казахов. С обретением независимости аулу возвращается исконное название - Тлекей, а с 2003 г. называется Есенгельды.
Когда - то здесь проживало более 2000 человек, сейчас же среди жилых домов вы встретите полуразрушенные здания, недостроенные крупные объекты, а самое главное, здесь отсутствует питьевая вода. Жители Есенгельды привозят ее за 15 км. Озеро Тлекей давно высохло.
Открытием для нас стал мастер прикладного искусства Баян Магзумов. Он родился в 1967 г. После окончания инженерно - технического института преподавал в школе, а в свободное время занимался творчеством.
Дом Баяна Магзумова и его матери Арыстанбай - кызы Кырмызы можно назвать настоящим музеем. Переступив порог, вы погружаетесь в атмосферу исконно казахского быта. В комнатах полы застелены текеметами, на стенах висят сырмаки и тус-киизы. Так, гостиную украшает великолепный войлочный тускииз начала XX века, изготовленный в технике инкрустации. На ковре висят старинные кожаные камшы, изделия самого Баяна, а также мусульманские четки, шкуры животных, волчьи и лисьи шубы и другое. С правой стороны тускииза висит ер токым 2-й половины XIX в. Противоположную стену комнаты украшает редчайшая семейная реликвия - казахская сабля образца XVIII века, принадлежавшая одному из предков Баяна, жившего в эпоху Казахского ханства.
Со слов Б. Магзумова, его дед по материнской линии Арыстанбай был мастером по дереву - аѓаш ђста, а отец Рысбай, охотник-профессионал, занимался выделкой кожи. Унаследовав от предков любовь к творчеству, Баян уже 20 лет изготавливает необходимые в быту предметы из дерева и кожи, а еще разводит лошадей и занимается охотой. Есть у него одна мечта: наладить производство казахского национального войлока. Не секрет, что ныне этот вид искусства практически находится на грани исчезновения.
Баян Магзумов живет вдали от Кокшетау и хотел бы встретиться с мастерами по "цеху". Он передал музею собственные изделия, а также предметы быта и др. К примеру, детская коляска, сделанная из лозы, была куплена Арыстанбай-кызы Кырмызы для старшего сына Кусайына в 1955 году в Атбасаре. Раритетная коляска до сих пор в рабочем состоянии и навряд ли мы еще раз встретим аналогичную.
Не говоря о других предметах, кратко остановлюсь на копии большой старинной фотографии полувековой давности. Известный снимок был сделан в 1864 г. Кесслером, а подписи с фамилиями, сейчас считающимися неверными, по-видимому, были приставлены позже. По новой версии, со слов журналиста Темирбека Советулы, на снимке, слева направо сидят: казахский композитор Таттимбет, Шынгыз Уалиханов - отец Шокана, Ерден би Сандыбаев, Тортуыл Жанайдар батыр. Сидящий слева от полковника Уалиханова старший султан Атбасарского уезда Е. Сандыбаев являлся родственником Арыстанбайкызы Кырмызы - матери Баяна Магзумова. Подобная копия фото XIX в. имеется и в Атбасарском музее.
Устное народное творчество и красноречие всегда высоко ценились у казахов. В Есенгельды живет свой известный поэт - ЫсќаќЖаѓыпарулы Иса-баев. Он пишет: "...Ќазаќстан егемендік алып, љз ал-дына мемлекеттік болѓаннан кейін, мен де ќолыма ќаламды ђстадым.
Егемен ел болдыќ бірлігі жарасќан.
Желбіреп туымыз аспанмен тоѓысќан.
Балалар ањсаѓан еркіндік туды кђн.
Бар элем санасќан ќазаѓым ел бђгін".
Жительнице аула Омарбековой Жакиш 82 года. Она живет вместе с дочерью Марияш в окружении внуков и правнуков. Жакиш-апа передала музею два камзола, сшитых ею в середине XX века.
Другая мастерица, Гайни Камбатырова, почти 40 лет занимается шитьем, изготавливая национальные изделия в технике "ќђраќ". В казахском быту издавна изготавливали такие мозаичные изделия. Обычно хозяйка постепенно собирала обрезки декоративной ткани, которые, согласно традиционному представлению, нельзя выбрасывать во избежание греха. В наши дни казахские женщины мастерят изумительные по цвето - ритмичному строю мозаичные изделия - кураки - по заказу и на продажу.
Не буду говорить об истории Атбасара, об этом написано в книгах. Приведу лишь легенду о происхождении названия р. Жабай в городе. В конце XVIII - начале XIX вв. на берегу реки находилось кыстау бая Жабая. Долгие годы он кочевал здесь со своим аулом и отличался благожелательным отношением к людям. В память о нем река и получила название Жабай. Проблемой кыстау казахстанские археологи стали заниматься совсем недавно. По последним данным, только в Акмолинской области обнаружено и обследовано 18 кыстау того периода. Возможно, и на территории Атбасарского района, в подтверждение легенды, еще будут сделаны новые открытия.
Житель Атбасара Камбатыров Толеген Бейменулы, бывший партийный работник, в данное время находясь на пенсии, ведет личный дневник, где записывает различные события, дает характеристику погоде и т. д. Он рассказал нам о местности Екзек-озен, связанной с именем бая Екзека, находящейся примерно в 30-40 км к юго-западу от аула Есенгельды. Недалеко там протекает зигзагообразная река Кокпекты протяженностью 500 км. Весной она разливается, а летом местами высыхает. Казахи в разных аулах называют ее по-своему: Кадырбай, Тотай, Кулангайыр и т. д.
Со слов Толегена Бейменулы, в XIX веке там находились владения бая Екзека, по-видимому, кыстау. После установления мазара местность стали называть Екзек-бейт. В 1946-1947 гг. отец Толегена - Беймен Камбатыров - пас овец в этих местах. Позднее, в годы целинной кампании, местная власть намеревалась снести мазар Екзекбая. Однако осуществить затею не удалось, потому как коренное население воспротивилось. В данное время, со слов информатора, сохранилось примерно 40-50% архитектурного памятника. К сожалению, в своде памятников историко - культурного наследия Акмолинской области мазар Екзек - бейта не значится.
Переселенческий пункт Тимашевка образовался в 1909 г., а статус села был присвоен в 1914 г. В местность Сарбас поселенцы прибыли из Тимашевского уезда Днепропетровской области Украины. Это была уже вторая волна переселения по столыпинской аграрной реформе.
И ныне в селе есть свои народные мастерицы. Это Лямшева Нина Васильевна, Савченко Мария Васильевна и Перетятько Римма Тимофеевна. Со слов тимашевских мастериц, за вязанием и вышивкой они отдыхают душой и радуются, когда их изделия пользуются популярностью. Они неоднократно представляли свои изделия на выставках прикладного творчества. Все три женщины являются участницами вокальной группы "Ивушка", а также активно участвуют в общественной жизни села и входят в местный Совет ветеранов.
Заведующая Атбасарским историко - краеведческим музеем А. А. Ильясова передала нам старинные астау и утюг, поступившие к ним в ходе проведения акции "Подари экспонат музею". Предметы были подарены жителем г. Атбасара Толебаем Досумбековым. Казахскому традиционному блюду более 100 лет. Хорошо сохранившаяся деревянная посуда была изготовлена неизвестным мастером.
В ходе Атбасарской экспедиции были собраны редкие предметы старины и современности по этнокультуре и быту казахского и других народов, а также открыты новые имена мастеров народного прикладного творчества.
Думаю, нам удалось провести плодотворную работу как по сбору экспонатов, так и интересной информации у населения.
В собрании областного музея пополнились следующие коллекции: казахской национальной одежды, традиционной посуды из дерева, войлочных ковров - сырмаков, вышитых тускиизов, изделий из кожи, славянских рушников и полотенец, фарфора, керамики и других.
Атбасарская историко-этнографическая экспедиция положила начало формированию коллекции национальных мозаичных изделий, изготовленных в технике "ќђраќ". Подобных изделий в фондах музея было всего лишь 2, мы привезли 6. Общее количество привезенных экспонатов составляет 123 шт., из них 100 - музейного значения. После необходимой обработки экспонаты были исследованы, изучены, описаны и сданы в фонды музея. Собраны и просистематизированы данные о нацио-нальном и численном составе населения, изучены топонимы и гидронимы района.
Бибигуль САДВАКАСОВА, руководитель экспедиции, научный сотрудник
областного историко-краеведческого музея.
На снимках: народная мастерица Кульжамал Касенкызы из с. Сергиевки; в доме Баяна Магзумова и его матери Арыстанбайкызы Кырмызы.




Любопытства ради посмотреть: operaupdatemini.ru - опера мини для android
 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16.
E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), akmolinka@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)