Информбюро
Образование
Решаем проблему
Культура
Из почты "АП"
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПРОФОБРАЗОВАНИЕ   КУДА ПОЙТИ УЧИТСЯ?... ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

ПРОФОБРАЗОВАНИЕ
Куда пойти учиться? Вот в чём вопрос
Что такое хорошая профессия? Чей труд будет востребован? Эти вопросы волнуют людей во всем мире. Выбор будущей профессии - дело поистине ответственное и судьбоносное. Конечно, важны чувство удовлетворения, которое профессия приносит, легкость или, наоборот, сложность овладения ею, престижность и, что очень важно для каждого, получаемый доход. Но вся мировая практика показывает, что достичь желаемого можно в том случае, если самореализация личности согласовывается с общественным благом.

Насколько сегодня молодые казахстанцы при выборе профессии думают о том, какой страна будет завтра, какие специалисты понадобятся для реализации масштабных задач, стоящих перед нею?
Ежегодно в казахстанские вузы поступает молодых людей больше, чем число выпускников, окончивших школу. Понятно, что не только вчерашние школьники пополняют студенческие аудитории, но и те, кто не поступал или не поступил в прошлые годы, а также выпускники колледжей. Но все-таки, согласитесь, всеобщее высшее образование - это нонсенс, а повальная доступность дипломов уже создала некий перекос на нашем рынке труда.
Потребность в профессиональных технических кадрах для промышленности существует даже в постиндустриальных государствах. Для Казахстана, Правительство которого с текущего года реализует пятилетку индустриально - инновационного развития, кадровая проблема актуальна наравне с притоком инвестиций. Совсем недавно на заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК Нурсултан Назарбаев еще раз поднял кадровый вопрос. "Мы говорим об индустриализации, одновременно должны говорить: а кто должен работать на этих предприятиях".
Казахстанские власти понимают, что, если оперативно привлечь инвестиции (внутренние или зарубежные), как показывает современная история - одна сторона вопроса, то быстро изыскать квалифицированные кадры для предприятий, которые предстоит построить - другая. В силу чего мы и стараемся сейчас развивать среднее профессиональное образование.
"Сегодня наступил "золотой век" профессионального образования", - считает директор Кокшетауского профессионального лицея №11 Сергей Егоров. А ему есть с чем сравнивать. Сергей Васильевич в этой системе с 1983 года и хорошо помнит, как сложно было не просто работать, а буквально выживать во времена совсем недавние. "Наше время пришло", - согласен с ним и заместитель директора Кокшетауского политехнического колледжа Александр Титов.
Сегодня в Акмолинской области готовят специалистов технического и обслуживающего труда (сейчас так принято называть рабочие профессии) 18 профессиональных лицеев, специалистов среднего звена - 25 колледжей. (Из них 12 - государственные). Растет численность обучающихся. 2008 год - 23399 человек. Из
них в профессиональных лицеях -6082. 2009 год - 24165 человек, в лицеях - 6547. Рост числа обучающихся в основном происходит за счет государственного заказа. Увеличение госзаказа началось с 2009 года: для профессиональных лицеев - на 25%, для колледжей - на 30%. Аналогичное увеличение произошло в 2010 году. На реализацию увеличения государственного заказа на 2009 - 2010 годы выделено 79,4 млн.тенге.
На укрепление материальной базы, прежде всего мастерских, лабораторий и специальных кабинетов, в 2009 году 10 учебным заведениям выделено 188,7 млн.тенге. Дополнительно на укрепление МТБ ПЛ №11 выделено 15,6 млн.тенге. В итоге общая сумма финансовых средств составила 204,3 млн. тенге. В 2010 году направлено 148 млн. тенге 18 организациям технического и профессионального образования, в том числе 9 профессиональным лицеям - 60 млн. тенге, 9 колледжам - 88 млн.тен-ге. Из общей суммы за первое полугодие израсходовано 72 млн. тенге (49%), освоение остальной суммы запланировано на второе полугодие.
Как видим, средства выделяются немалые. Но, конечно, только денежными вливаниями проблему дефицита не просто рабочих кадров, а кадров востребованных, высокопрофессиональных, не решить. Проблема не только, а может, уже и не столько в недостаточной престижности многих профессий. Сознание людей все-таки меняется.
В этом году в Кокшетауском политехническом колледже конкурс среди абитуриентов на одно место - 2,5 человека. И, прежде всего, именно на специальности "Теплотехническое оборудование и системы теплоснабжения", "Обогащение полезных ископаемых (рудообогащение)"... Традиционные для этого старейшего учебного заведения специальности, связанные с техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом автомобилей популярностью пользовались всегда. А вот желающих получить профессию бухгалтера, экономиста в колледже становится значительно меньше. "Сегодня мы работаем по заявкам предприятий. Учащийся выбирает не только профессию, но и будущего работодателя, - говорит директор колледжа Акнур Еслямова. - От двухсторонних договоров (между колледжем и предприятием) переходим к договорам трехсторонним: между колледжем, предприятием и учащимся. Есть все основания рассчитывать на то, что эти ребята, наверняка, смогут работать по полученной специальности".
Сегодня же картина такова. Из 71 выпускника по специальности "Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного транспорта" работа есть у 36 человек (50%), 15 выпускников (21%) хотят продолжить учиться в вузах, 16 парней (22%) призваны в ряды вооруженных сил РК. Как видим, по меньшей мере, 7% выпускников на сегодняшний день еще не определились. Самый высокий процент трудоустройства среди выпускников специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" - 69%, самый низкий - "Экспертиза качества потребительских товаров" - 16%. Пятьдесят из шестидесяти двух выпускников этой специальности намерены поступать в вузы.
В целом по области процент трудоустройства выпускников профессиональных лицеев и колледжей растет. В 2008 нашли работу 90% молодых людей, окончивших колледжи, 93% - лицеи. В 2009 - 91% и 94,5%, 2010 - 93% и 96% соответственно. Но надо учесть, что в данном случае речь идет только о тех выпускниках, которые получили специальность в рамках государственного заказа, и что статистическая графа "трудоустройство" включает и поступление в вузы.
"Недостаточно развита система социального партнерства. Многие руководители предприятий живут днем сегодняшним, не работают на перспективу, - так определяет одну из пока нерешенных проблем начальник отдела технического, профессионального и послесреднего образования облуправления образования Алпысбай Омаров. - Причем, чем крупнее предприятие, тем охотнее его руководство идет на сотрудничество с учебными заведениями".
Об этом говорит и Сергей Егоров: "Бывает очень непросто добиться оплаты труда учащихся во время прохождения производственной практики. Пример Елены Мащинской, которая ежегодно выплачивает стипендию двум - трем нашим ребятам, проводит на нашей базе мастер - классы международного уровня (а это прекрасная возможность для наших мастеров производственного обучения повысить свою квалификацию), увы, скорее исключение". Проблем с трудоустройством выпускников этого лицея практически нет. "Работу по специальности находим всем, кто хочет работать. Для наших выпускников (а в основном это ребята сельские) остро стоит проблема жилья, - говорит еще об одной проблеме директор лицея. - В 2009 году выпустили 25 токарей - универсалов. Всех забрал "Тыныс". Остались далеко не все. Предприятие даже временное жилье предоставить не в состоянии".
И еще одна проблема - это старение кадров. Многим из мастеров производственного обучения далеко за пятьдесят. А некоторые продолжают работать и, достигнув пенсионного возраста. Заменить некем. В этом году лицею были нужны пять преподавателей спецтехнологий. Директор нашел их с трудом немалым. Из пятерых молодой специалист - один. Одна из причин этого - размер заработной платы.
Ситуация, конечно, меняется и меняется к лучшему. Профессиональными лицеями, как раньше ПТУ, уже не пугают. Поговорила с одним из учащихся. Учился в шестой школе. Мама - воспитатель в детском саду, папа - водитель. О выборе своем мальчик не жалеет. Уверен, что по избранной специальности - мастер строительных и отделочных работ -будет работать и получать при этом приличную заработную плату.
И таких ребят будет тем больше, чем чаще в объявлениях "Требуются..." будут звучать те профессии, по которым готовят специалистов профессиональные лицеи и колледжи. И когда в полную силу заработает система, в которой, по меткому определению одного из корифеев системы профессионального образования: "предприятие знает, какой специалист ему нужен, а учебное заведение знает, как его научить".
Нина МИТЧИНОВА.




 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru