ПРОФОБРАЗОВАНИЕ
Куда пойти учиться? Вот в чём вопрос
Что такое хорошая профессия? Чей труд будет востребован?
Эти вопросы волнуют людей во всем мире. Выбор будущей профессии
- дело поистине ответственное и судьбоносное. Конечно, важны
чувство удовлетворения, которое профессия приносит, легкость
или, наоборот, сложность овладения ею, престижность и, что
очень важно для каждого, получаемый доход. Но вся мировая
практика показывает, что достичь желаемого можно в том случае,
если самореализация личности согласовывается с общественным
благом.
Насколько
сегодня молодые казахстанцы при выборе профессии думают
о том, какой страна будет завтра, какие специалисты понадобятся
для реализации масштабных задач, стоящих перед нею?
Ежегодно в казахстанские вузы поступает молодых людей больше,
чем число выпускников, окончивших школу. Понятно, что не
только вчерашние школьники пополняют студенческие аудитории,
но и те, кто не поступал или не поступил в прошлые годы,
а также выпускники колледжей. Но все-таки, согласитесь,
всеобщее высшее образование - это нонсенс, а повальная доступность
дипломов уже создала некий перекос на нашем рынке труда.
Потребность в профессиональных технических кадрах для промышленности
существует даже в постиндустриальных государствах. Для Казахстана,
Правительство которого с текущего года реализует пятилетку
индустриально - инновационного развития, кадровая проблема
актуальна наравне с притоком инвестиций. Совсем недавно
на заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте
РК Нурсултан Назарбаев еще раз поднял кадровый вопрос. "Мы
говорим об индустриализации, одновременно должны говорить:
а кто должен работать на этих предприятиях".
Казахстанские власти понимают, что, если оперативно привлечь
инвестиции (внутренние или зарубежные), как показывает современная
история - одна сторона вопроса, то быстро изыскать квалифицированные
кадры для предприятий, которые предстоит построить - другая.
В силу чего мы и стараемся сейчас развивать среднее профессиональное
образование.
"Сегодня наступил "золотой век" профессионального
образования", - считает директор Кокшетауского профессионального
лицея №11 Сергей Егоров. А ему есть с чем сравнивать. Сергей
Васильевич в этой системе с 1983 года и хорошо помнит, как
сложно было не просто работать, а буквально выживать во
времена совсем недавние. "Наше время пришло",
- согласен с ним и заместитель директора Кокшетауского политехнического
колледжа Александр Титов.
Сегодня в Акмолинской области готовят специалистов технического
и обслуживающего труда (сейчас так принято называть рабочие
профессии) 18 профессиональных лицеев, специалистов среднего
звена - 25 колледжей. (Из них 12 - государственные). Растет
численность обучающихся. 2008 год - 23399 человек. Из
них в профессиональных лицеях -6082. 2009 год - 24165 человек,
в лицеях - 6547. Рост числа обучающихся в основном происходит
за счет государственного заказа. Увеличение госзаказа началось
с 2009 года: для профессиональных лицеев - на 25%, для колледжей
- на 30%. Аналогичное увеличение произошло в 2010 году.
На реализацию увеличения государственного заказа на 2009
- 2010 годы выделено 79,4 млн.тенге.
На укрепление материальной базы, прежде всего мастерских,
лабораторий и специальных кабинетов, в 2009 году 10 учебным
заведениям выделено 188,7 млн.тенге. Дополнительно на укрепление
МТБ ПЛ №11 выделено 15,6 млн.тенге. В итоге общая сумма
финансовых средств составила 204,3 млн. тенге. В 2010 году
направлено 148 млн. тенге 18 организациям технического и
профессионального образования, в том числе 9 профессиональным
лицеям - 60 млн. тенге, 9 колледжам - 88 млн.тен-ге. Из
общей суммы за первое полугодие израсходовано 72 млн. тенге
(49%), освоение остальной суммы запланировано на второе
полугодие.
Как видим, средства выделяются немалые. Но, конечно, только
денежными вливаниями проблему дефицита не просто рабочих
кадров, а кадров востребованных, высокопрофессиональных,
не решить. Проблема не только, а может, уже и не столько
в недостаточной престижности многих профессий. Сознание
людей все-таки меняется.
В этом году в Кокшетауском политехническом колледже конкурс
среди абитуриентов на одно место - 2,5 человека. И, прежде
всего, именно на специальности "Теплотехническое оборудование
и системы теплоснабжения", "Обогащение полезных
ископаемых (рудообогащение)"... Традиционные для этого
старейшего учебного заведения специальности, связанные с
техническим обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом автомобилей
популярностью пользовались всегда. А вот желающих получить
профессию бухгалтера, экономиста в колледже становится значительно
меньше. "Сегодня мы работаем по заявкам предприятий.
Учащийся выбирает не только профессию, но и будущего работодателя,
- говорит директор колледжа Акнур Еслямова. - От двухсторонних
договоров (между колледжем и предприятием) переходим к договорам
трехсторонним: между колледжем, предприятием и учащимся.
Есть все основания рассчитывать на то, что эти ребята, наверняка,
смогут работать по полученной специальности".
Сегодня же картина такова. Из 71 выпускника по специальности
"Техническое обслуживание, ремонт и эксплуатация автомобильного
транспорта" работа есть у 36 человек (50%), 15 выпускников
(21%) хотят продолжить учиться в вузах, 16 парней (22%)
призваны в ряды вооруженных сил РК. Как видим, по меньшей
мере, 7% выпускников на сегодняшний день еще не определились.
Самый высокий процент трудоустройства среди выпускников
специальности "Строительство и эксплуатация зданий
и сооружений" - 69%, самый низкий - "Экспертиза
качества потребительских товаров" - 16%. Пятьдесят
из шестидесяти двух выпускников этой специальности намерены
поступать в вузы.
В целом по области процент трудоустройства выпускников профессиональных
лицеев и колледжей растет. В 2008 нашли работу 90% молодых
людей, окончивших колледжи, 93% - лицеи. В 2009 - 91% и
94,5%, 2010 - 93% и 96% соответственно. Но надо учесть,
что в данном случае речь идет только о тех выпускниках,
которые получили специальность в рамках государственного
заказа, и что статистическая графа "трудоустройство"
включает и поступление в вузы.
"Недостаточно развита система социального партнерства.
Многие руководители предприятий живут днем сегодняшним,
не работают на перспективу, - так определяет одну из пока
нерешенных проблем начальник отдела технического, профессионального
и послесреднего образования облуправления образования Алпысбай
Омаров. - Причем, чем крупнее предприятие, тем охотнее его
руководство идет на сотрудничество с учебными заведениями".
Об этом говорит и Сергей Егоров: "Бывает очень непросто
добиться оплаты труда учащихся во время прохождения производственной
практики. Пример Елены Мащинской, которая ежегодно выплачивает
стипендию двум - трем нашим ребятам, проводит на нашей базе
мастер - классы международного уровня (а это прекрасная
возможность для наших мастеров производственного обучения
повысить свою квалификацию), увы, скорее исключение".
Проблем с трудоустройством выпускников этого лицея практически
нет. "Работу по специальности находим всем, кто хочет
работать. Для наших выпускников (а в основном это ребята
сельские) остро стоит проблема жилья, - говорит еще об одной
проблеме директор лицея. - В 2009 году выпустили 25 токарей
- универсалов. Всех забрал "Тыныс". Остались далеко
не все. Предприятие даже временное жилье предоставить не
в состоянии".
И еще одна проблема - это старение кадров. Многим из мастеров
производственного обучения далеко за пятьдесят. А некоторые
продолжают работать и, достигнув пенсионного возраста. Заменить
некем. В этом году лицею были нужны пять преподавателей
спецтехнологий. Директор нашел их с трудом немалым. Из пятерых
молодой специалист - один. Одна из причин этого - размер
заработной платы.
Ситуация, конечно, меняется и меняется к лучшему. Профессиональными
лицеями, как раньше ПТУ, уже не пугают. Поговорила с одним
из учащихся. Учился в шестой школе. Мама - воспитатель в
детском саду, папа - водитель. О выборе своем мальчик не
жалеет. Уверен, что по избранной специальности - мастер
строительных и отделочных работ -будет работать и получать
при этом приличную заработную плату.
И таких ребят будет тем больше, чем чаще в объявлениях "Требуются..."
будут звучать те профессии, по которым готовят специалистов
профессиональные лицеи и колледжи. И когда в полную силу
заработает система, в которой, по меткому определению одного
из корифеев системы профессионального образования: "предприятие
знает, какой специалист ему нужен, а учебное заведение знает,
как его научить".
Нина МИТЧИНОВА.
|