Подари себе праздник
Открытие пятьдесят четвертого концертного сезона АКМОЛИНСКОЙ
областной филармонии состоялось накануне Международного
дня музыки. И концерт Кокшетауского симфонического оркестра
стал настоящим подарком для пришедших на него, поднял нас
над суетными и проблемными буднями.
Со сцены областной филармонии звучали Моцарт, Гайдн, Верди,
Пуччини, Глинка, Чайковский, Хамиди... Исполнение произведений
мировой классики симфоническим оркестром под управлением
главного дирижера Алихана Идрисова и гостя из Астаны Никиты
По-логнюка было гармоничным в исконном смысле этого слова.
Ведь гармония - это "порядок, лад, слаженность, соразмерность,
стройность". Как старых и добрых друзей кокшетауцы
встречали заслуженную артистку Республики Казахстан Шолпан
Дукумбаеву, дипломанта международных конкурсов Анастасию
Медетову. Восклицаниями "браво!" сопровождали
любители музыки каждое выступление лауреатов международных
конкурсов: студента Челябинского института музыки Александра
Лепихина, солиста Новосибирской государственной филармонии
Алексея Зинченко.
"Программа рассчитана на слушателя подготовленного",
- говорит директор филармонии Людмила Багапова. - И, судя
по восприятию и реакции, большинство пришедших на концерт
такими и оказались. Немало было и тех, кто пришел в зал
областной филармонии впервые. Прежде всего, это первокурсники
Кокшетауских учебных заведений, приехавшие из сельских районов
нашей области. Свои эмоции после концерта они выражали молодежным
сленгом: "Классно, круто, здорово...". Но суть
от этого не меняется.
Оглядывая зал, обратила внимание на возрастной состав аудитории.
Знаете, практически, пятьдесят на пятьдесят. Почти половина
слушателей - люди пожилые. Их школьные, студенческие годы
пришлись на период освоения целины, когда филармония и создавалась,
и, когда гостями земли кокшетауской были самые именитые
творческие коллективы Советского Союза. Другая половина
- молодежь. А вот людей среднего возраста было значительно
меньше. "Это не случайность, - отвечает на мой вопрос
Людмила Багапова. - Действительно, в смутные девяностые
коллективу филармонии приходилось выживать буквально на
энтузиазме. И музыкальное просвещение тех, кому сейчас тридцать
пять - сорок лет проводить было очень сложно. Да и родители,
учителя тоже, главным образом, были озабочены добыванием
хлеба насущного". Так что "музы молчат" не
только тогда, когда "звучат пушки"...
Сегодня ситуация другая. Развиваются творческие связи с
мастерами столичных казахстанских музыкальных театров, российской
оперной сцены. В практику филармонии прочно вошло понятие
"Музыкальный абонемент". И навязывать его не приходится.
А маленькие слушатели концертов в рамках абонемента "Сказочный",
где в познавательно - игровой форме впервые знакомятся с
живой музыкой, вообще расходятся с трудом.
Большой популярностью среди акмолинцев пользуются выездные
концерты. В этом сезоне их станет больше. По согласованию
с облуправлением образования коллектив филармонии проведет
такие концерты специально для учащихся во всех районах и
городах нашей области. И во многих - не однажды.
Такая работа не может пройти бесследно. "У нас есть
свой зритель", - говорят члены филармонического коллектива.
И, несомненно, завтра его станет больше.
Хорошей практикой в областных средствах массовой информации
стало проведение различных викторин. Они развивают, побуждают
к познанию. Думается, что нужны и викторины музыкальные.
Сегодня мы говорим о формировании единых для всех казахстанцев
ценностей. И, конечно, музыка - ценность вечная и непреходящая.
Ее язык интернационален.
Светлана ЗОРИНА.
ГАСТРОЛИ
Красивым голосом покорены
Имя солистки областной филармонии, заслуженной артистки
РК Газизы Жумекеновой широко известно ценителям жанра народной
песни не только нашей области. В нынешнем году талантливая
исполнительница отметила 35-летний юбилей в профессии, дав
ряд сольных концертов за пределами Акмолинщины.
Хорошо знакомы с творчеством певицы и в Костанайской области,
где она побывала с гастрольным туром, вновь покорив сердца
соседей своим необыкновенно красивым голосом. Сольные концерты
заслуженной артистки республики "Ѕсем
ѕнім - љнерім" прошли при аншлагах в городах
Костанае и Рудном. Всюду зрители, не скупясь на аплодисменты,
тепло встречали каждый номер в исполнении Газизы Жумекеновой.
На это красноречиво указывали авансцены, утонувшие в цветах
от благодарныхлюбителей народных песен.
А в богатом репертуаре известной исполнительницы много разножанровых
песен на любой вкус. Наряду с народными звучали произведения
великих Біржана, Аќана,
Џкілі Ыбырая, Естая, Ѕсета, Нђрхана. Они, в свою
очередь, перемежались с красивыми песнями композиторов Шамши
Калдаякова, Нургисы Тлендиева, Асета Бейсеуова, Кенжебека
Кумисбекова и многих других. С особым удовольствием в эстрадном
блоке программы Газиза Жумекенова представила песню молодых
кокшетауских авторов - композитора Айгуль Кеменгеровой и
поэта Алмаса Темирбай "Бесікжыры".
Не менее великолепным было и музыкальное сопровождение концертов
артистки. Ведь на сценической площадке слились в мощном
сводном исполнении оркестры казахских народных инструментов
Акмолинской и Костанайской областных филармоний.
Разнообразили и украсили сольные концерты блистательные
танцы в исполнении народного ансамбля танца "Кокшетау".
Изрядная доля зрительской симпатии досталась молодым солистам
Жанату Есову и Боте Шайкеновой.
По окончании программы в Доме культуры "Горняк"
г. Рудного с приветственным словом к гостям из Акмолинской
области обратилась начальник Костанайского облуправления
культуры Марианелла Слесарь. Она вручила Газизе Жумекеновой
приветственный адрес от имени акима Костанайской области
Сергея Кулагина.
Нургуль ШАЙКЕНОВА,
заместитель директора облфилармонии.
РАМПА
Актёры сыграли на "бис"
Областной русский театр драмы можно поздравить с интересной
работой. На прошлой неделе в его стенах "на ура"
прошел предпремьерный показ новой постановки "Здравствуйте,
милый друг!" по мотивам романа классика французской
литературы Ги де Мопассана, которой в конце октября откроется
нынешний театральный сезон. Спектакль - работа известного
казахстанского режиссера, заслуженного деятеля искусств
России и Казахстана, ныне преподавателя кафедры режиссуры
и актерского мастерства Санкт-Петербургского университета
культуры и искусства Бориса Преображенского.
Перед
началом сценического действа режиссер извинился перед публикой,
назвав нынешний показ своеобразной генеральной репетицией,
и это обстоятельство, по его словам, позволяет остановить
спектакль и начать все сначала в случае, если его что-то
не устроит в игре актеров.
Режиссер - постановщик определил жанр своей сценической
версии знаменитого романа Ги де Мопассана как комедию. Поскольку
в ее основе, на его взгляд, довольно смешная и банальная
история о том, что путь наверх, избранный молодым карьеристом
Жоржем Дюруа, - это путь вне моральных норм. Избрав его,
герой обезличивается, превращаясь просто в "милого
друга".
Пьеса получилась восхитительная, если не обращать внимание
на недоработки, на наш взгляд, балетной группы. В творческой
копилке театра появилась красивая, легкая по восприятию,
но глубокая по содержанию новая работа. Ощущение внутреннего
восторга вызывает постановка Бориса Преображенского - захватывающая,
с множеством режиссерских приемов и символов. Поразила лаконичная,
но выразительная декорация спектакля, ставшая весомым инструментом
в руках актеров. Несколько "ударных" штрихов:
цвет драпировки, игра света, пара столиков парижского кафе
на авансцене, где и происходит основное действо. А самая
главная декораторская интрига пьесы - кровать с ярк о- красным
покрывалом, занимающая центральное пространство сцены. Вот
те детали, с помощью которых автор смог подняться до больших
обобщений и ввести зрителя в загадочный мир любовных страстей,
на которых строит свою карьеру заурядный соблазнитель и
прожигатель жизни. Ведь, несмотря на свою низость, алжирский
стрелок молод, решителен и привлекателен.
Но
особая удача спектакля, конечно, игра актеров. Как рассказал
нам во время встречи, буквально за день до спектакля, Борис
Преоб- раженский, отбор людей, рас- пределение ролей - прерогати-
ва его как режиссера. "По- щупав", по его словам,
Кокшетауский русский театр впервые, он сразу понял, что
труппа позволяет реализовать режиссерский замысел и, как
видим, мастер попал, что называется, в яблочко. Актер- ская
работа в этой постановке заслуживает отдельного вни- мания.
Самобытная, колоритная и невероятно искренняя игра артистов
была настолько блестяща, что покорила публику сразу. Так,
актрисе Людмиле Скуратовой удалось прекрасно совместить
в образе Мадлен Форестье порочность с независимостью и незаурядными
способностями светской женщины, которой приходится помогать
посредственностям, превращая их в преуспевающих журналистов
и политиков. Все это преподносилось зрителям в ярких, красочных
тонах с особой энергетикой, которую актриса генерировала
в зал на протяжении всего спектакля. Правдоподобно, искренне
переживала на глазах у зрителей все оттенки чувств Рашель
(героиня Елены Лукьяновой), а неудовлетворенность семейной
жизнью, поиски независимости и свободы в развлечениях богемы
госпожи Вальтер мастерски показала Ольга Храмцова.
Спектакль оказался серьезным экзаменом на мастерство и для
молодых актрис. К примеру, Анастасия Малицкая стала поистине
живым воплощением мопассановской Клотильды - ярко воссоздан
ею образ ветреной, влюбленной и страдающей от неверности
милого друга молодой женщины. И, наконец, наши бурные овации
Андрею Красноштанову - исполнителю роли Жоржа Дюруа. Перед
зрителем - законченный пройдоха, негодяй, соблазнитель,
главная цель любовных связей которого - продать себя подороже.
Эстетической завершенности образа помогал каждый жест, движение,
реплика актера. Прибавьте сюда еще артистичность, внешние
данные, и перед вами во всей красе предстанет законченный
образ "милого друга". Кстати, во время спектакля
режиссер, поскольку это была все - таки генеральная репетиция,
выдавал на сцену одобрительные реплики по поводу актерской
игры. Нужно отметить, что спектакль ни разу не прервался,
о чем предупреждался зритель. Значит, мастеру все понравилось.
- Удалось воплотить все, с чем вы сюда ехали? - спросили
мы режиссера незадолго до спектакля. Ответ был однозначен:
"Удалось!". По признанию Бориса Преображенского
(а он фигура достаточно одиозная, с распростертыми объятиями
его мало кто встречал), впервые пьеса "Здравствуйте,
милый друг!" была поставлена его учениками. Это сделал
театр "Артишок" в одном из ресторанов южной столицы
- за плечами режиссера - 21 год работы во главе Алматинского
государственного академического театра. Но только здесь,
на сцене нашего театра, он увидел, что постановка, став
гораздо выше и лучше по всем идейным, драматургическим параметрам,
заиграла всеми гранями. За долгие годы работы в театре он
давно понял, что в любой провинциальной театральной труппе
всегда есть хорошие актеры. Тому доказательство - Кокшетауский
областной русский театр, который, являясь, по словам собеседника,
провинциальным даже по казахстанским меркам, тем не менее,
успешно взращивает таланты. В их числе режиссер назвал Людмилу
Скуратову, Ольгу Храмцову, Елену Лукьянову, отметил подающую
надежды молодую актрису Анастасию Малицкую, актера Андрея
Красноштанова.
- Я сужу артиста по тому, как он слушает меня, - говорит
Борис Николаевич. - Вкладывает ли он в творческий замысел
режиссера что - нибудь свое, импровизирует ли он на сцене,
не выходя за очерченные рамки. Вот именно такой актер -
Андрей Красноштанов. Думающий, работающий.
Называя свой приезд в Кокшетау своеобразными режиссерскими
гастролями, Борис Преображенский, занимающийся всю свою
жизнь педагогикой на театральных подмостках, поделился:
он здесь еще и потому, что ему не очень нравится педагогика,
которой он занимается в Санкт-Петербурге. Поэтому, перейдя
преподавателем на заочное отделение своего вуза, он приехал
помочь коллеге и давнему другу Валерию Тарасову. С директором
областного театра драмы у них намечено продолжение творческой
работы. Что, конечно, не может не радовать. Говоря о коллективе
театра, режиссер с высоты своего 50-летнего театрального
опыта отметил, что в труппе очень много молодежи, которую
нужно учить актерскому мастерству.
Возвращаясь к спектаклю, нужно сказать, что актеры театра
блестяще справились с поставленной перед ними задачей. Смотреть
его было огромным удовольствием всем зрителям. И мы не преминули
их об этом расспросить по окончании первого показа.
Ольга Пивень: "Я сегодня не узнала наш театр. Постановка
удивительная, новая, необыкновенная. Актеров областного
русского театра драмы можно только поздравить с блестящей
работой. Такого я уже давно здесь не видела".
Майя Тажибаева: "Считаю, что спектакль удался, актеры
играли потрясающе, каждый справился со своей задачей, подарив
зрителю яркий праздник. А все это -заслуга режиссера. Поэтому
хочется и его поблагодарить за качественную, творческую
работу".
Елена Кох: "Мне понравился спектакль. Все-таки на сцене
провинциального театра не часто увидишь французскую классику,
поэтому привлекала новизна, неожиданность постановки. Блестящая
игра актеров, балет - все было замечательно преподнесено.
Еще хочу отметить, что великолепно отработаны световые эффекты,
костюмы героев. Словом, праздник получился".
Нина Лютова: "Актеры сыграли просто на "бис".
Будем надеяться, что нас будут ждать такие яркие, красивые
постановки и дальше. Во всяком случае, мы этого желаем коллективу
театра".
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
У НАРОДНОЙ АРТИСТКИ - ЮБИЛЕЙ
"Гул затих, я вышла на подмостки"
Актерская профессия не признает старость. Чем больше проходит
лет, увеличивается возраст, тем определеннее чувствуется
внутреннее наполнение. Народная артистка Казахской ССР Жибек
Багисова - актриса Акмолинского казахского музыкально -
драматического театра имени Шахмета Кусаинова - стала крестной
матерью и главным наставником молодого творческого коллектива,
созданного в 1995 году в Кокшетау театра.
Каждая
роль Жибек Есекеќызы
- страница Книги жизни актрисы. Сама она считает, что актер
театра не поднимется на необходимый творческий уровень,
если не подпитается классикой, которая одухотворяет, широко
раскрывая его внутренние и внешние возможности, новые грани
способностей, насыщает мыслями и оттачивает путь к мечте.
Поэтому в богатом репертуаре актрисы есть героини Ќарагљз,
Ењлік, Актоќты, а особенной была для Багисовой роль
Толѓанай
в айтматовском "Материнском поле". Для сценического
успеха пьесы необходимо было пронзительное проникновение
в сильный характер яркой незаурядной женщины, неподвластной
ударам судьбы.
- Мир театра - бездонный, бескрайний мир, - считает актриса,
- главное - суметь остаться верной реалиям времени и человеческой
психологии, преображать их в ту художественную правду, которую
исповедуешь как человек.
Неужели счастье - это только, когда ты молод, и вся жизнь
у тебя впереди? Чем больше тебе лет, тем меньше счастья?
Нет, так не бывает, в каждом возрасте человек проживает
свои счастливые минуты, и, может быть, в зрелости они становятся
даже ярче, острее... Ты обнаруживаешь детали, мимо которых,
не задумываясь, проходил в юности.
Для меня знаковой стала роль Найманана в айтматовском произведении
"И дольше века длится день". Лев Толстой определил
мудрость так: это "знание вечных истин, приложимых
к жизни". Как часто бывает, что мы говорим одно, а
получается у нас совсем другое. Идеального нравственного
общества, вероятно, нельзя, невозможно представить. И всю
жизнь люди, вернее, их лучшая часть, в том числе люди искусства,
будут искать пути морального совершенствования.
Что это за пути? Об этом мы и пытаемся думать, а, порой,
подталкиваем зрителей самим задуматься над этим...
А любить все дни своей жизни - это великое счастье. Но я
каждый новый день люблю больше. Зритель знает меня, рукоплещет
мне, его радует мое творчество - разве это не счастье?
Моя родина - благословенная земля Кокшетау, а детство прошло
у подножия фантастических каменных изваяний, природных скульптур
Бурабая.
В далеком 1957 г. мне удалось дублировать главную героиню
Ботагоз в одноименном фильме. Разве это не была творческая
удача для молодой девушки?
Начинала я работать в театре Талды - Кургана, который волею
обстоятельств в 1960 г. перевели в Кзыл - Орду, 30 лет своей
жизни я отдала сцене этого театра. Именно на его подмостках
ко мне пришло подлинное признание - в 1967 г. я удостоена
почетного звания заслуженной артистки КазССР, спустя 13
лет стала народной артисткой.
Вернулась в родной Кокшетау, получив мощный импульс к творчеству,
у меня как бы открылось второе дыхание, я почувствовала
такую энергию! Ее давала мне моя родная земля, геовибрации
которой почти физически осязаемы и ощутимы.
Творческий коллектив театра - моя вторая любимая семья,
много у нас молодежи, на которую возлагаем надежды. Не надо
забывать, что после нас придут другие, более успешные, талантливые,
а мы рады помочь им, подсказать, поправить, и где-то даже
сами учимся у них. Мои любимые роли в нашем театре - это
ќђдаѓи в "Ќђдалык"
Баянгали Алимжанова, байбише в "Кар
кљшкіні", Фармон биби в полюбившейся зрителям
"Келіндер
кљтерілісі", впрочем, нелюбимых ролей не бывает,
если к своему призванию относишься с уважением и открытым
сердцем.
Волею судьбы мне доводилось играть на сценах России и Китая,
зритель всегда тепло и проникновенно встречает актеров.
В наш прагматичный и деловитый век люди все же тянутся к
искусству, которое нетленно, непреходяще, потому, считаю,
что у нас, творческих личностей, счастливая судьба и высокое
призвание - делать жизнь чуточку лучше, приподнять человека
над обыденностью.
Алия АХЕТОВА.
P.S. Редакция "АП" присоединяется ко всем поздравлениям
с юбилеем актрисы, которых в ее день рождения, мы уверены,
будет не счесть.
ФЕСТИВАЛЬ
"Кокшетау приглашает друзей"
На приглашение нынче съехались маститые и начинающие музыканты
и певцы, пропагандирующие народную музыку. В последний сентябрьский
день под сводами ДК "Кокшетау" начал свою работу
региональный музыкально - фольклорный фестиваль.
Праздник
красивой народной музыки продолжался два дня. С главной
сцены области звучали песни и мелодии древней казахской
степи, найденные и сбереженные музыкантами по велению сердца.
Их душевные порывы отвечали основной це- ли мероприятия,
которую по- ставили перед собой орга- низаторы - пропаганда,
сохра- нение и приумножение народ- ной песни, исполнительского
мастерства на инструментах исконно народных. Участниками
регионального фестиваля ста- ли кобызшы, домбристы, исполнители
народных песен. Весомость фестивалю придало участие в нем
певцов - профессионалов - заслуженной артистки РК Бисары
Макеновой, а также Мухамеджана Рахимбердина, Кумарбека Калкатаева,
Кенжебая Мукушева, Максата Абзелова. Кроме того Акмолинскую
область на фестивале представили домбристка Дидар Ахметова
из Жаркаинского района, народные фольклорные ансамбли "Кљкше
ѕуендері" из Бурабайского района и "Айнаколь"
- облфилармонии.
Своим творчеством порадовали зрителей и гости фестиваля.
К примеру, безупречную игру на домбре продемонстрировал
ас-танчанин Бахытжан Дюсенгазиев, народные песни звучали
в исполнении его коллег Медета Салыкова, Нурболата Кусаинова,
Еркебулана Сарсенбекова. Все ребята трудятся в Президентском
оркестре. А певец Сарсенбай Хасенов приехал на фестиваль
из Ал маты, Айнаш Мусипова - астанчанка.
Благодарные кокшетауцы - любители народной песни, встречали
и провожали бурными овациями каждый номер гала-концерта
фестиваля. Красивые голоса исполнителей, профессиональное
пение и инструментальное исполнение по - настоящему пленили
зал. А со сцены звучали прекрасные и вечные напевы народных
песен - "Сарыарќа",
"Кљкаршын", "Жыирма жеті ќыз"
и другие в исполнении участников и гостей фестиваля.
По окончании широкой встречи музыкантов со своими зрителями
каждый участник получил приз как память о празднике народной
музыки и песни, объединившей их на кокшетауской земле.
Соб.инф.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
|