Информбюро
Благоустройство
Социум
Образование
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОБРАЗОВАНИЕ   ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ. СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ. ДОСУГ

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Вопросов не убавилось
Днем "открытых дверей" отметила школа годовщину своего рождения. 17 сентября в учебном заведении прошли открытые уроки, внеклассные мероприятия, которые посетили порядка трехсот приглашенных гостей. В заключение в актовом зале состоялась пресс - конференция, на которой на вопросы журналистов, представителей родительских комитетов совместно с администрацией школы отвечали сотрудники АО "Назарбаев Интеллектуальные школы" из Астаны.

Конечно, школе Первого Президента, собравшей лучших учеников региона, оснащенной, как ни одна другая в области, есть что сказать за прошедший учебный год. Об итогах работы поделилась ее директор Жанар Абдильдина. 707 учащихся, из которых 254 с 7-го по 10 классы обучались на основе обра- зовательного гранта Первого Президента. Успеваемость со- ставила 100%, а качество знаний - 94%. На "отлично" закончили год 251 ученик, на "4" и "5" - 662 школьника.
В течение года профессиональное мастерство повышали и педагоги школы, причем, не только в ее стенах, но и за границей. Так, 5 учителей по профильным предметам прошли обучение в Сингапуре, 12 - в г. Москве, 6 учителей английского обучались в Лондоне, а 12 - в международной школе QSI Ал маты.
На пресс - конференции, больше походившей на школьное собрание, родители с большим удовлетворением отзывались об организации учебного процесса, многие подчеркивали, что детям очень нравится здесь учиться. Вместе с тем практически все из них - в зале собрались мамы и папы учащихся среднего звена - озабочены тем, что с нынешнего учебного года оплата за обучение со 180 тысяч поднялась до 240 тысяч тенге в год. Кстати, именно по этой причине родители 60 учеников забрали из школы документы детей перед началом нынешнего учебного года. "С чем связано повышение оплаты за учебу?", "Есть гарантия, что она не поднимется и на следующий год?" - задавались вопросы из зала.
По словам заместителя председателя правления АО по финансовым вопросам Шолпан Муратбаевой, родительская оплата выросла вследствие повышения тарифов на комуслуги, цен на продукты питания. Обучение одного учащегося в школе обходится в 979 тысяч тенге за учебный год, из которых 240 тысяч - родительская оплата, распределяющаяся на питание детей, услуги охраны, зарплату учителей, медикаменты и пользование Интернетом. Кроме того, в этом году произошло увеличение окладов бюджетных работников. К слову, средняя заработная плата педагога Президентской школы составляет порядка 150 тысяч тенге. Для сравнения: оклад учителя общеобразовательной городской школы - 35-40 тысяч тенге. Что касается текучести кадров, то, поскольку школа работает в экспериментальном режиме, с каждым учителем был заключен договор с испытательным сроком. Впоследствии договор был рассторгнут с десятью педагогами.
Заместитель председателя акционерного общества по учебной части Назипа Аюбаева провела аналогию: в Астане обучение детей в Президентской школе стоит 40 тысяч тенге в месяц.
Всех родителей волновал еще один важный момент: в одном из пунктов договора, который, опять же, по словам родителей, составлен в одностороннем порядке без их участия, сказано, что школа не несет ответственности за то, что проучившийся шесть лет на платной основе ученик не попадет в 7-й класс на бесплатное обучение. Папы и мамы в недоумении: при поступлении в школу их дети проходят довольно сложное тестирование по математике, их обучают самые лучшие педагоги, повышающие квалификацию за рубежом, в Астане, Алматы, и при этом они могут не поступить на грант? И почему школьники, обучаясь платно, должны снова сдавать экзамены и тесты наравне с другими детьми, поступающими в 7-й класс из других школ?
- Это равная возможность всем детям области и близлежащих регионов обучаться в нашей школе, - прозвучал ответ представителей АО. - Тем более, что уже начала работать Виртуальная школа, где изучаются математика и английский. Это форма организации заочного дополнительного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, позволяющих учащимся в любом уголке региона, которые имеют выход в Интернет, в режиме on-line получать и выполнять задания, пользоваться консультационными услугами сетевого учителя. Желающие могут зарегистрироваться на специальном сайте kokshetau.isfp.kz с 1 сентября по 15 октября. Школьники, успешно обучающиеся в Виртуальной, на зимних каникулах смогут заниматься в Каникулярной школе. Мы отработали только первый год экспериментальной учебной программы, поэтому гарантий давать еще не можем. Ответственность с нашей стороны возможна, когда разработанная нами программа пройдет шестилетнюю апробацию. Тогда, может быть, этот пункт и будет изменен.
Анализ достижений учащихся за два года в столичной Президентской школе показал, что половина детей, поступивших по настоянию родителей в интеллектуальную школу физико-математического и химико-биологического направлений - гуманитарии. "К чему мучить детей, которые не любят математику?", - вопрошали специалисты АО. С этой целью, начиная с пятого - шестого классов, родители будут информироваться о склонностях их чад к точным наукам. Для их верного определения совместно с учеными зарубежных университетов создаются специальные тесты.
Иными словами, согласно концепции школы, набор в нее одаренных, талантливых детей должен происходить только в 7-е классы, когда эта самая одаренность уже прослеживается.
Даже к концу затянувшегося собрания вопросов не убавлялось. Получены ли на них ответы, мы решили узнать у некоторых мам, поскольку сложилось стойкое впечатление, что расходятся собравшиеся каждый при своем мнении.
Не пожелавшая представиться родительница: "Собрание, если честно, вызвало еще больше вопросов. Нужно отметить, что представители АО мастерски уходили от темы и не давали конкретных ответов на поставленные вопросы".
Надежда Стацура: "Каждый, кто вел поступать сюда своих детей, знал, на что идет. Сегодня много вопросов возникло по одной простой причине - неплатежеспособность родителей. Лично я - человек обеспеченный, но обеспокоена тем, что сын - пятиклассник через время не пройдет на грант в 7-й класс, поскольку ему может не хватить знаний. Ему очень нравится здесь учиться и мне бы хотелось, чтобы он продолжил обучение. А о повышении оплаты разговоры возникали с самого первого дня обучения. Но, наверное, было бы правильным делать это постепенно".
Байни Мукажанова, бабушка: "Я не согласна с тем, что договор, который мы должны подписывать, составлен АО в одностороннем порядке, не учитывая мнение другой стороны, то есть, родителей. Меня, как и многих, не устраивает тот самый пункт договора, где говорится о том, что школа не гарантирует поступление наших детей на грант. Чем тогда интеллектуальная школа отличается от обычной, если высококвалифицированные педагоги не подготовят детей к поступлению? На мой взгляд, этот пункт договора должен быть пересмотрен, и школа должна обеспечить качественное образование уже сегодня, а не через шесть лет, потому что мы за это платим немалые деньги".
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.


СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Или цена, или статус Как студенты выбирают вуз...
В этом году обучение в высшем учебном заведении для студентов обходится в среднем в 300 тысяч тенге. Дело в том, что в таком размере стала измеряться стоимость государственного гранта, которую утвердило Министерство образования и науки РК. Выпускники школ интересуются, чем было вызвано повышение цен на обучение в вузах.
Как показал результат опро- са, который наша газета про- вела среди некоторых высших учебных заведений г. Кокшетау, не все вузы увеличили стои- мость за образование. В Кок- шетауском институте экономи- ки и менеджмента цена на экономическом факультете для бакалавриата осталась на прежнем уровне - 120 тысяч тенге, как и стать магистрантом стоит по-прежнему 180 тысяч тенге. По словам представителя Кок-шетауского университета им. А. Мырзахметова, здесь стоимость на экономспециальности выросла незначительно - на 5-10 тысяч тенге. В учебном отделе КГУ им. Ш. Уалиханова дали информацию, что цена на некоторые специальности здесь выросла на несколько десятков тысяч тенге.
Разница в стоимости обучения в этих вузах очевидна. С вопросом, на чем основана система управления высшим учебным заведением, обратимся к их руководству.
Проректор по учебной части КГУ им. Ш. Уалиханова, кандидат экономических наук Абай Искаков:
- Стоимость государственного гранта в этом году составила 322 тысячи тенге, для магистратуры - 418 тысяч. В эту сумму включены расходы на научно - техническое оснащение университета, пополнение фонда заработной платы профессорско - преподавательского состава и другого персонала, административные затраты и другое. Для каждой специальности в рамках размера государственного гранта находим средневзвешенную стоимость, исходя из предполагаемого количества абитуриентов.
- Почему так сильно отличается стоимость на получение той или иной специальности, на одну цены растут, а на другую нет?
- Дело в выбираемой профессии. В прошлом году отбою не было от желающих поступить на факультет иностранных языков. В этом году наблюдалась та же тенденция. С ростом спроса растет и цена. Так, отучиться на "переводческое дело" в этом году стоит 295 тысяч тенге. Увеличилась стоимость и на экономическом факультете.
- Платежеспособность нашего населения растет не так быстро. Многие же вообще не могут себе позволить учебу в вузах, а желающих, как прежде, - значительное количество. Но стоимость обучения повысилась, что этому способствует?
- Как известно, политикой нашего Правительства предусмотрен переход на новый виток развития системы образования. Глава государства поставил перед нами задачу подготавливать конкурентоспособных специалистов, которые смогут быть лидерами во всем международном пространстве. А это значит, что должно повышаться качество образования, которое во многом зависит от финансового благосостояния. Это и сильный профессорско - преподавательский состав, наличие материально - технической базы, выполнение учебного плана в соответствии со стандартами. До недавнего времени "высшее образование - всем!" было более доступно. А что в итоге? Сегодня практически каждый второй молодой человек имеет по два-три диплома, но многие не работают по специальности и заняты в совершенно другой сфере. Нам нужны не только юристы, экономисты, но и профессиональные технические работники: строители, слесари,токари,электрики. Так не лучше ли, когда каждый будет учитывать и свои способности, и свои возможности.
Сегодня государственный университет обучает 500 студентов на бесплатной основе. Популярность этого вуза растет не только по показателям своей деятельности, но и среди самих студентов. В этом году вуз занял седьмую строчку по отдельным позициям в рейтинге учебных заведений республики. Вот и студент университета Мереке Турежанов, поступивший сюда в этом году на специальность "финансы", говорит, что есть готовность заплатить 260 тысяч за обучение в вузе государственного образца.
А вот некоторые студенты КИЭМа, обучающиеся той же специальности, считают, что такая сумма слишком велика. Диана Мусаинова и Екатерина Евсеенко платят у себя в университете 120 тысяч тенге и уверены, что здесь качество образования не уступает государственному вузу. Но есть студенты, которым и эта плата очень тяжела.
- Обучение в высших учебных заведениях не может стоить ниже этой суммы, - считает президент КИЭМа, доктор экономических наук Владимир Пак. -Иначе это скажется на качестве образования. Нельзя частным вузам удерживать свою финансовую стабильность за счет количества, а не качества. Одно время на рынке образования многие вузы демпинговали цены на обучение, заманивая студентов привлекательной ценой. В конечном итоге молодые люди не могли удовлетворить работодателей объемом и качеством своих знаний. Система высшего образования давно стала для многих бизнесом, и конкуренция здесь имеет место быть. Мы не повышаем цены в течение последних четырех лет, в основном, по причине того, что в нашем регионе доходы населения незначительны.
Говоря о стоимости образования, неотступно касаешься и вопроса качества образования (другой вопрос в гарантии одного другим). Но конкуренции никто не отменял. По словам Абая Искакова, частные учебные заведения не должны занижать
утвержденную Министерством образования и науки стоимость обучения в вузах, цены необходимо согласовывать с головным ведомством. Это обязательный пункт и для КУАМа, заявила его проректор по учебной части Ирина Субботина. Разница в суммах здесь компенсируется за счет вузовских грантов. Соблюдает все требования и КИЭМ, руководство которого, по словам президента вуза, ориентируется не на прибыль, а на стабильную деятельность заведения.
Ни одно государство не может обойтись без специалистов с высшим образованием, доступность которого в значительной степени все-таки зависит от проводимой политики в этой сфере. В Казахстане модернизация отечественной образовательной системы определена как стратегическое направление индустриально- инновационного развития на ближайшие десять лет, чтобы уже в скором будущем, как предполагается, студенты получали профессиональные знания от самых квалифицированных преподавателей и выходили из наших вузов специалистами на уровне международных.
Алёна ЕРИНА
Фото Ермурата ДОСУМОВА.


Снова здравствуй, форма?
Введение ученической формы в городских школах - тема предметной беседы на прошедшей недавно коллегии отдела образования г. Кокшетау.

Педагоги активно подключились к продолжению разговора, состоявшегося на республиканской видеоконференции "Школьная форма и современный стиль одежды" накануне нового учебного года. По словам начальника горотдела образования Хабибуллы Газизова, введение школьной формы в городских общеобразовательных учреждениях имеет целый ряд преимуществ: улучшение дисциплины, повышение качества успеваемости, развитие у школьников вкуса к современному деловому стилю одежды, что научит учащихся сохранять свою индивидуальность не новыми вещами, а умственно - интеллектуальными способностями. В то же время к школьной форме предъявляются особые требования. Она должна быть практичной, экономичной, красивой, учитывать климатические условия нашего региона.
Выступавшие на коллегии учителя, родители согласны в одном: единая деловая форма одежды дисциплинирует учеников, ограничивает возможность ненужной конкуренции между школьниками, устраняет зрительное отличие между детьми из семей с различным материальным достатком.
В завершение коллегии был принят ряд решений. В частности, рекомендовать введение единой школьной формы с логотипами ГорОО и школы во всех организациях образования города. К тому же, этот вопрос должен быть отражен в Уставе каждой школы. А завершить переход на единую школьную форму к 1 сентября 2011 года.
В работе коллегии педагогов приняли участие предприниматели города, которые предложили свои услуги в части обеспечения готовой форменной одеждой, либо они могли бы заказывать ее по предоставленным школами фасонам в других регионах республики. Словом, вариантов предложено достаточно, кроме одного - шить ученическую форму у себя дома.
Таким образом, теперь тему актуального разговора касаемо повседневного гардероба школьников, состоявшегося на коллегии, учителям предстоит повсеместно обсудить с родителями и учениками, чтобы всем вместе прийти к решению насущного вопроса, у которого, несомненно, найдутся сторонники и противники из числа родителей. Однако времени для раздумий не так уж много, поскольку к будущему учебному году решение должно быть принято.
Соб.инф.

ДОСУГ
День внешкольника
Снова на торжественной линейке были нарядные дети с букетами цветов, волнующиеся родители, переливчатый звонок и торжественные речи, все - как 1 сентября, в первый учебный день. Но в школах уже давно начались занятия, и на календаре 15 сентября. Но именно в этот день вот уже много лет подряд во внешкольных организациях проходят торжественные мероприятия, посвященные началу нового года, который иначе, как развивающим, и не назовешь.

Именно с середины сентября здесь начинают работать кружки и секции, на которые дети спешат после школьных уроков. Они играют в шахматы, учатся владеть музыкальными инструментами, рисуют, поют, танцуют, изучают историю родного края, вырезают фигурки из бумаги, делают газету и совершенствуют уровень художественного мас- терства, - в общем, занимаются всякими увлекательными и интересными делами.
В областном учебно-методическом центре по работе с творчески одаренными детьми (так с недавнего времени называется бывший Дом детского творчества) таких кружков и секций целых 35 с учетом самых разных интересов детей в возрасте от 4 до 18 лет. А если говорить о количественном охвате, то эта цифра превышает тысячу ребятишек. Сказать, что все они с родителями и друзьями смогли уместиться в зале на втором этаже центра, было бы преувеличением: здесь для такого количества людей явно места не хватит. Пришлось торжественные линейки проводить в два этапа - утром и после обеда. И хотя в обоих случаях было тесновато, торжества это не испортило. По одну сторону - "нулевички", для которых знакомство с теплым домом только начинается, по другую - "старички", чувствующие себя хозяевами. И тем и другим была предоставлена возможность показать свои таланты: маленькие читали дружно хором стихи, которые успели уже выучить, а детки постарше хвастали своим умением танцевать и петь. А еще были складные речевки, шарики и яркие вспышки фотоаппаратов - чтобы запомнилось надолго.
Присутствующие родители поняли одно: здесь интересно и с пользой их чада будут проводить время. Значит, выбор сделан правильный! А пришедшие дети запомнили, что, если будут увлеченно заниматься, то могут попасть на престижные певческие конкурсы, типа Юрмалы или Славянского базара. Или принять участие в большом шахматном турнире, или поехать на Дельфийские игры. В прошлом году, например, из международных турне вернулось 13 ребят, ставших победителями различных
конкурсов. Ну чем не перспектива! Директор Центра Гульнар Кикимова явно гордится этими цифрами, хотя не умаляет достоинств и прелестей других занятий - рисования, лепки, кройки и шитья, экскурсионной работы, изобразительного искусства и так далее. Она с большой долей эмоциональности поздравила пришедших воспитанников и их родителей с началом нового интересного этапа в их жизни и пригласила всех на экскурсию по их Дому, который, по всеобщему мнению педагогов, станет для всех детей самым желанным местом проведения досуга. На выходе, как и на входе, - банеры с фотографиями, запечатлевшими самые яркие моменты из жизни ребят Центра, в холле - выставка картин и рисунков, на стендах - лепные фигурки и различные изделия художественного творчества -смотрите и делайте лучше!
Умеют, все-таки, здесь делать праздники радостными, веселыми и совсем не казенными, ведь от стандартов тут всегда избавляются. Иначе никто сюда не пойдет.
Любовь ФОМИЧ,
руководитель кружка юных корреспондентов областного
учебно-методического Центра по работе с творчески одаренными детьми.




 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru