ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
Вопросов не убавилось
Днем "открытых дверей" отметила школа годовщину
своего рождения. 17 сентября в учебном заведении прошли
открытые уроки, внеклассные мероприятия, которые посетили
порядка трехсот приглашенных гостей. В заключение в актовом
зале состоялась пресс - конференция, на которой на вопросы
журналистов, представителей родительских комитетов совместно
с администрацией школы отвечали сотрудники АО "Назарбаев
Интеллектуальные школы" из Астаны.
Конечно,
школе Первого Президента, собравшей лучших учеников региона,
оснащенной, как ни одна другая в области, есть что сказать
за прошедший учебный год. Об итогах работы поделилась ее
директор Жанар Абдильдина. 707 учащихся, из которых 254
с 7-го по 10 классы обучались на основе обра- зовательного
гранта Первого Президента. Успеваемость со- ставила 100%,
а качество знаний - 94%. На "отлично" закончили
год 251 ученик, на "4" и "5" - 662 школьника.
В течение года профессиональное мастерство повышали и педагоги
школы, причем, не только в ее стенах, но и за границей.
Так, 5 учителей по профильным предметам прошли обучение
в Сингапуре, 12 - в г. Москве, 6 учителей английского обучались
в Лондоне, а 12 - в международной школе QSI Ал маты.
На пресс - конференции, больше походившей на школьное собрание,
родители с большим удовлетворением отзывались об организации
учебного процесса, многие подчеркивали, что детям очень
нравится здесь учиться. Вместе с тем практически все из
них - в зале собрались мамы и папы учащихся среднего звена
- озабочены тем, что с нынешнего учебного года оплата за
обучение со 180 тысяч поднялась до 240 тысяч тенге в год.
Кстати, именно по этой причине родители 60 учеников забрали
из школы документы детей перед началом нынешнего учебного
года. "С чем связано повышение оплаты за учебу?",
"Есть гарантия, что она не поднимется и на следующий
год?" - задавались вопросы из зала.
По словам заместителя председателя правления АО по финансовым
вопросам Шолпан Муратбаевой, родительская оплата выросла
вследствие повышения тарифов на комуслуги, цен на продукты
питания. Обучение одного учащегося в школе обходится в 979
тысяч тенге за учебный год, из которых 240 тысяч - родительская
оплата, распределяющаяся на питание детей, услуги охраны,
зарплату учителей, медикаменты и пользование Интернетом.
Кроме того, в этом году произошло увеличение окладов бюджетных
работников. К слову, средняя заработная плата педагога Президентской
школы составляет порядка 150 тысяч тенге. Для сравнения:
оклад учителя общеобразовательной городской школы - 35-40
тысяч тенге. Что касается текучести кадров, то, поскольку
школа работает в экспериментальном режиме, с каждым учителем
был заключен договор с испытательным сроком. Впоследствии
договор был рассторгнут с десятью педагогами.
Заместитель председателя акционерного общества по учебной
части Назипа Аюбаева провела аналогию: в Астане обучение
детей в Президентской школе стоит 40 тысяч тенге в месяц.
Всех родителей волновал еще один важный момент: в одном
из пунктов договора, который, опять же, по словам родителей,
составлен в одностороннем порядке без их участия, сказано,
что школа не несет ответственности за то, что проучившийся
шесть лет на платной основе ученик не попадет в 7-й класс
на бесплатное обучение. Папы и мамы в недоумении: при поступлении
в школу их дети проходят довольно сложное тестирование по
математике, их обучают самые лучшие педагоги, повышающие
квалификацию за рубежом, в Астане, Алматы, и при этом они
могут не поступить на грант? И почему школьники, обучаясь
платно, должны снова сдавать экзамены и тесты наравне с
другими детьми, поступающими в 7-й класс из других школ?
- Это равная возможность всем детям области и близлежащих
регионов обучаться в нашей школе, - прозвучал ответ представителей
АО. - Тем более, что уже начала работать Виртуальная школа,
где изучаются математика и английский. Это форма организации
заочного дополнительного обучения с использованием дистанционных
образовательных технологий, позволяющих учащимся в любом
уголке региона, которые имеют выход в Интернет, в режиме
on-line получать и выполнять задания, пользоваться консультационными
услугами сетевого учителя. Желающие могут зарегистрироваться
на специальном сайте kokshetau.isfp.kz с 1 сентября по 15
октября. Школьники, успешно обучающиеся в Виртуальной, на
зимних каникулах смогут заниматься в Каникулярной школе.
Мы отработали только первый год экспериментальной учебной
программы, поэтому гарантий давать еще не можем. Ответственность
с нашей стороны возможна, когда разработанная нами программа
пройдет шестилетнюю апробацию. Тогда, может быть, этот пункт
и будет изменен.
Анализ достижений учащихся за два года в столичной Президентской
школе показал, что половина детей, поступивших по настоянию
родителей в интеллектуальную школу физико-математического
и химико-биологического направлений - гуманитарии. "К
чему мучить детей, которые не любят математику?", -
вопрошали специалисты АО. С этой целью, начиная с пятого
- шестого классов, родители будут информироваться о склонностях
их чад к точным наукам. Для их верного определения совместно
с учеными зарубежных университетов создаются специальные
тесты.
Иными словами, согласно концепции школы, набор в нее одаренных,
талантливых детей должен происходить только в 7-е классы,
когда эта самая одаренность уже прослеживается.
Даже к концу затянувшегося собрания вопросов не убавлялось.
Получены ли на них ответы, мы решили узнать у некоторых
мам, поскольку сложилось стойкое впечатление, что расходятся
собравшиеся каждый при своем мнении.
Не пожелавшая представиться родительница: "Собрание,
если честно, вызвало еще больше вопросов. Нужно отметить,
что представители АО мастерски уходили от темы и не давали
конкретных ответов на поставленные вопросы".
Надежда Стацура: "Каждый, кто вел поступать сюда своих
детей, знал, на что идет. Сегодня много вопросов возникло
по одной простой причине - неплатежеспособность родителей.
Лично я - человек обеспеченный, но обеспокоена тем, что
сын - пятиклассник через время не пройдет на грант в 7-й
класс, поскольку ему может не хватить знаний. Ему очень
нравится здесь учиться и мне бы хотелось, чтобы он продолжил
обучение. А о повышении оплаты разговоры возникали с самого
первого дня обучения. Но, наверное, было бы правильным делать
это постепенно".
Байни Мукажанова, бабушка: "Я не согласна с тем, что
договор, который мы должны подписывать, составлен АО в одностороннем
порядке, не учитывая мнение другой стороны, то есть, родителей.
Меня, как и многих, не устраивает тот самый пункт договора,
где говорится о том, что школа не гарантирует поступление
наших детей на грант. Чем тогда интеллектуальная школа отличается
от обычной, если высококвалифицированные педагоги не подготовят
детей к поступлению? На мой взгляд, этот пункт договора
должен быть пересмотрен, и школа должна обеспечить качественное
образование уже сегодня, а не через шесть лет, потому что
мы за это платим немалые деньги".
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
Или цена, или статус Как студенты выбирают вуз...
В этом году обучение в высшем учебном заведении для студентов
обходится в среднем в 300 тысяч тенге. Дело в том, что в
таком размере стала измеряться стоимость государственного
гранта, которую утвердило Министерство образования и науки
РК. Выпускники школ интересуются, чем было вызвано повышение
цен на обучение в вузах.
Как
показал результат опро- са, который наша газета про- вела
среди некоторых высших учебных заведений г. Кокшетау, не
все вузы увеличили стои- мость за образование. В Кок- шетауском
институте экономи- ки и менеджмента цена на экономическом
факультете для бакалавриата осталась на прежнем уровне -
120 тысяч тенге, как и стать магистрантом стоит по-прежнему
180 тысяч тенге. По словам представителя Кок-шетауского
университета им. А. Мырзахметова, здесь стоимость на экономспециальности
выросла незначительно - на 5-10 тысяч тенге. В учебном отделе
КГУ им. Ш. Уалиханова дали информацию, что цена на некоторые
специальности здесь выросла на несколько десятков тысяч
тенге.
Разница в стоимости обучения в этих вузах очевидна. С вопросом,
на чем основана система управления высшим учебным заведением,
обратимся к их руководству.
Проректор по учебной части КГУ им. Ш. Уалиханова, кандидат
экономических наук Абай Искаков:
- Стоимость государственного гранта в этом году составила
322 тысячи тенге, для магистратуры - 418 тысяч. В эту сумму
включены расходы на научно - техническое оснащение университета,
пополнение фонда заработной платы профессорско - преподавательского
состава и другого персонала, административные затраты и
другое. Для каждой специальности в рамках размера государственного
гранта находим средневзвешенную стоимость, исходя из предполагаемого
количества абитуриентов.
- Почему так сильно отличается стоимость на получение той
или иной специальности, на одну цены растут, а на другую
нет?
- Дело в выбираемой профессии. В прошлом году отбою не было
от желающих поступить на факультет иностранных языков. В
этом году наблюдалась та же тенденция. С ростом спроса растет
и цена. Так, отучиться на "переводческое дело"
в этом году стоит 295 тысяч тенге. Увеличилась стоимость
и на экономическом факультете.
- Платежеспособность нашего населения растет не так быстро.
Многие же вообще не могут себе позволить учебу в вузах,
а желающих, как прежде, - значительное количество. Но стоимость
обучения повысилась, что этому способствует?
- Как известно, политикой нашего Правительства предусмотрен
переход на новый виток развития системы образования. Глава
государства поставил перед нами задачу подготавливать конкурентоспособных
специалистов, которые смогут быть лидерами во всем международном
пространстве. А это значит, что должно повышаться качество
образования, которое во многом зависит от финансового благосостояния.
Это и сильный профессорско - преподавательский состав, наличие
материально - технической базы, выполнение учебного плана
в соответствии со стандартами. До недавнего времени "высшее
образование - всем!" было более доступно. А что в итоге?
Сегодня практически каждый второй молодой человек имеет
по два-три диплома, но многие не работают по специальности
и заняты в совершенно другой сфере. Нам нужны не только
юристы, экономисты, но и профессиональные технические работники:
строители, слесари,токари,электрики. Так не лучше ли, когда
каждый будет учитывать и свои способности, и свои возможности.
Сегодня государственный университет обучает 500 студентов
на бесплатной основе. Популярность этого вуза растет не
только по показателям своей деятельности, но и среди самих
студентов. В этом году вуз занял седьмую строчку по отдельным
позициям в рейтинге учебных заведений республики. Вот и
студент университета Мереке Турежанов, поступивший сюда
в этом году на специальность "финансы", говорит,
что есть готовность заплатить 260 тысяч за обучение в вузе
государственного образца.
А вот некоторые студенты КИЭМа, обучающиеся той же специальности,
считают, что такая сумма слишком велика. Диана Мусаинова
и Екатерина Евсеенко платят у себя в университете 120 тысяч
тенге и уверены, что здесь качество образования не уступает
государственному вузу. Но есть студенты, которым и эта плата
очень тяжела.
- Обучение в высших учебных заведениях не может стоить ниже
этой суммы, - считает президент КИЭМа, доктор экономических
наук Владимир Пак. -Иначе это скажется на качестве образования.
Нельзя частным вузам удерживать свою финансовую стабильность
за счет количества, а не качества. Одно время на рынке образования
многие вузы демпинговали цены на обучение, заманивая студентов
привлекательной ценой. В конечном итоге молодые люди не
могли удовлетворить работодателей объемом и качеством своих
знаний. Система высшего образования давно стала для многих
бизнесом, и конкуренция здесь имеет место быть. Мы не повышаем
цены в течение последних четырех лет, в основном, по причине
того, что в нашем регионе доходы населения незначительны.
Говоря о стоимости образования, неотступно касаешься и вопроса
качества образования (другой вопрос в гарантии одного другим).
Но конкуренции никто не отменял. По словам Абая Искакова,
частные учебные заведения не должны занижать
утвержденную Министерством образования и науки стоимость
обучения в вузах, цены необходимо согласовывать с головным
ведомством. Это обязательный пункт и для КУАМа, заявила
его проректор по учебной части Ирина Субботина. Разница
в суммах здесь компенсируется за счет вузовских грантов.
Соблюдает все требования и КИЭМ, руководство которого, по
словам президента вуза, ориентируется не на прибыль, а на
стабильную деятельность заведения.
Ни одно государство не может обойтись без специалистов с
высшим образованием, доступность которого в значительной
степени все-таки зависит от проводимой политики в этой сфере.
В Казахстане модернизация отечественной образовательной
системы определена как стратегическое направление индустриально-
инновационного развития на ближайшие десять лет, чтобы уже
в скором будущем, как предполагается, студенты получали
профессиональные знания от самых квалифицированных преподавателей
и выходили из наших вузов специалистами на уровне международных.
Алёна ЕРИНА
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Снова здравствуй, форма?
Введение ученической формы в городских школах - тема предметной
беседы на прошедшей недавно коллегии отдела образования
г. Кокшетау.
Педагоги активно подключились к продолжению разговора, состоявшегося
на республиканской видеоконференции "Школьная форма
и современный стиль одежды" накануне нового учебного
года. По словам начальника горотдела образования Хабибуллы
Газизова, введение школьной формы в городских общеобразовательных
учреждениях имеет целый ряд преимуществ: улучшение дисциплины,
повышение качества успеваемости, развитие у школьников вкуса
к современному деловому стилю одежды, что научит учащихся
сохранять свою индивидуальность не новыми вещами, а умственно
- интеллектуальными способностями. В то же время к школьной
форме предъявляются особые требования. Она должна быть практичной,
экономичной, красивой, учитывать климатические условия нашего
региона.
Выступавшие на коллегии учителя, родители согласны в одном:
единая деловая форма одежды дисциплинирует учеников, ограничивает
возможность ненужной конкуренции между школьниками, устраняет
зрительное отличие между детьми из семей с различным материальным
достатком.
В завершение коллегии был принят ряд решений. В частности,
рекомендовать введение единой школьной формы с логотипами
ГорОО и школы во всех организациях образования города. К
тому же, этот вопрос должен быть отражен в Уставе каждой
школы. А завершить переход на единую школьную форму к 1
сентября 2011 года.
В работе коллегии педагогов приняли участие предприниматели
города, которые предложили свои услуги в части обеспечения
готовой форменной одеждой, либо они могли бы заказывать
ее по предоставленным школами фасонам в других регионах
республики. Словом, вариантов предложено достаточно, кроме
одного - шить ученическую форму у себя дома.
Таким образом, теперь тему актуального разговора касаемо
повседневного гардероба школьников, состоявшегося на коллегии,
учителям предстоит повсеместно обсудить с родителями и учениками,
чтобы всем вместе прийти к решению насущного вопроса, у
которого, несомненно, найдутся сторонники и противники из
числа родителей. Однако времени для раздумий не так уж много,
поскольку к будущему учебному году решение должно быть принято.
Соб.инф.
ДОСУГ
День внешкольника
Снова на торжественной линейке были нарядные дети с букетами
цветов, волнующиеся родители, переливчатый звонок и торжественные
речи, все - как 1 сентября, в первый учебный день. Но в
школах уже давно начались занятия, и на календаре 15 сентября.
Но именно в этот день вот уже много лет подряд во внешкольных
организациях проходят торжественные мероприятия, посвященные
началу нового года, который иначе, как развивающим, и не
назовешь.
Именно
с середины сентября здесь начинают работать кружки и секции,
на которые дети спешат после школьных уроков. Они играют
в шахматы, учатся владеть музыкальными инструментами, рисуют,
поют, танцуют, изучают историю родного края, вырезают фигурки
из бумаги, делают газету и совершенствуют уровень художественного
мас- терства, - в общем, занимаются всякими увлекательными
и интересными делами.
В областном учебно-методическом центре по работе с творчески
одаренными детьми (так с недавнего времени называется бывший
Дом детского творчества) таких кружков и секций целых 35
с учетом самых разных интересов детей в возрасте от 4 до
18 лет. А если говорить о количественном охвате, то эта
цифра превышает тысячу ребятишек. Сказать, что все они с
родителями и друзьями смогли уместиться в зале на втором
этаже центра, было бы преувеличением: здесь для такого количества
людей явно места не хватит. Пришлось торжественные линейки
проводить в два этапа - утром и после обеда. И хотя в обоих
случаях было тесновато, торжества это не испортило. По одну
сторону - "нулевички", для которых знакомство
с теплым домом только начинается, по другую - "старички",
чувствующие себя хозяевами. И тем и другим была предоставлена
возможность показать свои таланты: маленькие читали дружно
хором стихи, которые успели уже выучить, а детки постарше
хвастали своим умением танцевать и петь. А еще были складные
речевки, шарики и яркие вспышки фотоаппаратов - чтобы запомнилось
надолго.
Присутствующие родители поняли одно: здесь интересно и с
пользой их чада будут проводить время. Значит, выбор сделан
правильный! А пришедшие дети запомнили, что, если будут
увлеченно заниматься, то могут попасть на престижные певческие
конкурсы, типа Юрмалы или Славянского базара. Или принять
участие в большом шахматном турнире, или поехать на Дельфийские
игры. В прошлом году, например, из международных турне вернулось
13 ребят, ставших победителями различных
конкурсов. Ну чем не перспектива! Директор Центра Гульнар
Кикимова явно гордится этими цифрами, хотя не умаляет достоинств
и прелестей других занятий - рисования, лепки, кройки и
шитья, экскурсионной работы, изобразительного искусства
и так далее. Она с большой долей эмоциональности поздравила
пришедших воспитанников и их родителей с началом нового
интересного этапа в их жизни и пригласила всех на экскурсию
по их Дому, который, по всеобщему мнению педагогов, станет
для всех детей самым желанным местом проведения досуга.
На выходе, как и на входе, - банеры с фотографиями, запечатлевшими
самые яркие моменты из жизни ребят Центра, в холле - выставка
картин и рисунков, на стендах - лепные фигурки и различные
изделия художественного творчества -смотрите и делайте лучше!
Умеют, все-таки, здесь делать праздники радостными, веселыми
и совсем не казенными, ведь от стандартов тут всегда избавляются.
Иначе никто сюда не пойдет.
Любовь ФОМИЧ,
руководитель кружка юных корреспондентов областного
учебно-методического Центра по работе с творчески одаренными
детьми.
|