|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
КОММУНАЛКА |
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ
ОПРОС. ВОДОСНАБЖЕНИЕ |
|
|
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС ЖКХ: где тонко, там и
рвётся «Лучший
показатель качества жизни граждан - уровень комфорта жилья».
Н.А.Назарбаев.
В своем Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!»
Глава государства Нурсултан Назарбаев обозначил задачу проведения
масштабной модернизации систем водо-, тепло-, электро- и газоснабжения,
а также создания оптимальной модели жилищных отношений.
С целью изучения общественного мнения по уровню удовлетворенности
жилищно - коммунальными услугами управление внутренней политики
провело социологическое исследование.
Как показал анализ полученных данных, две трети опрошенного
населения области (66%) положительно оценивают работу системы
ЖКХ, каждый четвертый - пятый (22,4%) оценивает ее, как «неудовлетворительную»,
9,3% не смогли определиться с ответом.
В разрезе районов и городов области максимально высокие оценки
работе органов ЖКХ дали респонденты Зерендинского района (92%);
Шортандинского (96%); Астраханского (84%); г.Степногорска
(98%).
Максимально низкие оценки респондентов «заработала» сфера
ЖКХ Целиноградского района.
Как показал опрос, практически по всем направлениям в системе
жилищно - коммунального хозяйства существуют проблемы, требующие
первоочередного решения. Так, проблема «плохих» дорог волнует
почти каждого третьего (34%) опрошенного жителя области. В
разрезе регионов наиболее остро эта проблема обозначена в
анкетах степногорцев (72%). Почти каждый пятый (19%) респондент
области указал на проблему уборки улиц и придворовых территорий.
Данный вопрос больше всего беспокоит опрошенных атбасарцев
(44%) и буландынцев(42%).
Радует тот факт, что большая часть опрошенных акмолинцев (53%)
в отношении деятельности ЖКХ испытывает оптимистичные прогнозы.
Но при этом каждый пятый (20%) респондент сомневается в положительных
переменах, каждый десятый (10%) вообще не верит в улучшение
деятельности жилищно - коммунального хозяйства и 12% затруднились
с ответом.
Одним из показателей эффективности работы любой структуры
является качество. В ответе на данный вопрос 40% респондентов
отметили вариант «удовлетворительно», 16% отметили низкое
качество услуг, около 35% опрошенных устраивают предоставляемые
услуги («отлично» + «хорошо»).
В разрезе регионов 66% целиноградцев, 42% есильцев, 33% кокшетауцев
оценили качество услуг ЖКХ на «неудовлетворительно».
Небезынтересными представляются ответы на вопрос «Как, по
вашему мнению, изменился облик вашего города за последние
два года?». Большинство опрошенных (61%) отметили улучшения,
19% - ответили, что остался без изменений, около 5,6% - считают,
что облик их города ухудшился, и 9,6 % - затруднились с ответом.
Выявляя изменения в облике райцентра за последнее время, 22%
целиноградцев и 20% есильцев отметили ухудшения.
Отвечая на вопрос «Что препятствует превращению нашего города,
райцентра в эталон чистоты, красоты и порядка?», большинство
(59%) респондентов считает, что чистота населенного пункта
зависит от самосознания, воспитания и уровня культуры граждан.
В среднем почти каждый третий (32%) участник опроса считает,
что отсутствие слаженной работы между структурами ЖКХ препятствует
наведению порядка в городах. Исходя из полученных данных,
можно утверждать, что для улучшения работы необходимо, во-первых,
проводить информационно - пропагандистскую работу и, во-вторых,
более четко координировать работу по всем направлениям ЖКХ.
А то у нас и так бывает: сначала асфальт положат, потом вспоминают,
что трубы не поменяли.
Оценивая меры, принимаемые руководством города, большая часть
- 58% из всех опрошенных, считает их продуктивными. Почти
пятая часть опрошенного населения относит к разряду неэффективных
(20,1%). Данный факт свидетельствует о наличии определенного
скепсиса в отношении органов местного управления. Затруднились
с ответом 12% респондентов или почти каждый восьмой.
Работу акиматов по благоустройству города одобряет 100% опрошенных
шортандинцев, 92%степногорцев, 98% аккольцев.
Почти две трети (62%) опрошенных жителей Коргалжынского района
негативно оценили работу местных исполнительных органов в
этом плане.
Сегодня проблема водообеспечения остается актуальной. По результатам
исследования 42% респондентов области ответили, что перебои
с водообеспечением существуют.
Для 100% опрошенного населения Шортандинского, 96% Коргалжынского
районов, 68% Целиноградского, 66% Егиндыкольского и Жаркаинского
районов проблема перебоев с подачей воды возведена в ранг
самой злободневной. 50% опрошенных Енбекшильдерского района,
48% Есильского, 40% Аршалынского районов также отмечают отключения.
Жители области по-прежнему к наболевшим относят вопросы аварийного
состояния водопроводных и канализационных труб.
Опрошенное население области связывает это прежде всего с
недостаточным финансированием данной сферы - 26%, низким профессиональным
уровнем работников ЖКХ - 28 %. 9,4% уверены, что часть выделяемых
средств используется не по назначению, 19% ответили, что сами
работники жилищно - коммунальных служб не заинтересованы в
качественном ремонте, 15% респондентов связывают частые порывы
труб со случайностью.
Анализ результатов апрельского опроса для оценки деятельности
ЖКХ свидетельствует об относительно благополучной обстановке
в сфере теплоснабжения. Так, в среднем по области 65% опрошенных
акмолинцевудовлетворены в полной мере организацией теплоснабжения
в минувшем сезоне. 14% недовольны качеством работы данной
службы, затруднились с ответом 13%. Остальные 8% не стали
отвечать на данный вопрос, объяснив это тем, что не пользуются
услугами центрального теплоснабжения, отапливают дома самостоятельно.
В областном центре доля горожан, довольных уровнем и качеством
теплоснабжения, составила 71 %; в г.Степногорске - 96%; Бурабайском
районе - 42%.
Максимально высокий показатель респондентов, недовольных теплоснабжением,
зафиксирован в Целиноградском районе - 74% или почти три четверти
опрошенных жителей.
Завершающим, но не менее важным блоком анкеты по ЖКХ стали
вопросы, касающиеся деятельности кооперативов собственников
квартир (КСК). Согласно результатам опроса 66% акмолинцев
- собственников квартир, устраивает работа их кооперативов;
34% или почти каждый третий поставил КСК «неуд».
В региональном разрезе максимальная доля респондентов, недовольных
деятельностью КСК, находится в г. Кокшетау (53%) и Целиноградском
районе (54%).
В целом анализ социологических данных свидетельствует о том,
что большая часть опрошенного населения оценивает работу ЖКХ,
как «удовлетворительную», и связывает со сферой ЖКХ оптимистические
прогнозы. По материалам исследований
управления внутренней политики.
Не уйти бы «в минус»
Периодические отключения подачи воды практически во всем городе
- это не вина «Кокшетау Су Арнасы». Как известно, в прошлом
году в рамках республиканской программы «Реконструкция систем
водоснабжения и во-доотведения г. Кокшетау на 2009-2012 годы»
областному центру было выделено 2,6 млрд. Тенге на строительство
магистральных и уличных водоводов. Однако всей работы подрядчик
в прошлом году не осилил, и трубы в траншеях пролежали всю
зиму без воды, поскольку подрядчики не уложились в отведенные
сроки и сегодня заканчивают прошлогодний объем работ: производят
врезку от внутриквартальных разводящих сетей к магистральным
трубам.
Завершение,
так называемых, врезок запланировано на конец мая, и основная
масса воды будет подаваться в город по новым магистральным
водоводам. После испытания и приемки госкомиссией сделанной
работы, а это 21,8 км водопроводных и 34 км канализационных
труб, «Кокшетау Су Арнасы» возьмет объекты на свой баланс
для дальнейшей эксплуатации. Кстати, своими силами пред- приятием
в прошлом году заменены 18 км внутриквартальных водопроводных
сетей. Но это, как говорится, капля в море, поскольку изношенность
внутрикварталки (общая протяженность 54 км) составляет 60%.
Сегодня водники обеспокоены: запуск магистральной сети, в
которой давление воды, естественно, будет высоким, вызовет
новые порывы. Рабочим приходится бесконечно «штопать» стальные
трубы, которые лежат в земле по 40 лет, когда нормативный
срок их эксплуатации составляет 25 лет. «К примеру, прошлой
зимой, - говорит генеральный директор «Кокшетау Су Арнасы»
Сапарбек Исламов, - промерзание грунта составило более трех
метров, старые чугунные трубы лопались».
В прошлом году в «Кокшетау Су Арнасы» была разработана собственная
трехлетняя инвестиционная программа по использованию ожидавшейся
прибыли на ремонт сетей, модернизацию оборудования, учет потерь
воды. К примеру, нынешним летом планировали заменить девять
километров внутриквартальных сетей на наиболее проблемных
участках, поскольку на изношенные до предела городские разводящие
сети средства не заложены ни в городском, ни областном бюджетах.
Кроме того, в планах значилось: приобретение спецтехники на36
млн. тенге, ремонт оборудования на водопроводных и канализационных
станциях. Однако повышение стоимости покупаемой воды, электроэнергии,
введение компенсирующих тарифов департаментом Агентства РК
по регулированию естественных монополий поставило исполнение
благого дела под большой вопрос. Как известно, компенсирующий
тариф со снижением действующих науслуги подачи воды, отвода
сточных вод, Департаментом был введен в сентябре 2010-го,
затем в апреле нынешнего года. Между тем цена куба воды, поставляемой
групповым водопроводом «Астана Су», на 50% питающей областной
центр, с пяти тенге выросла до 40, увеличившись в восемь раз.
И, получается, что прибыли предприятию не видать. Как подсчитали
экономисты, по итогам года «Кокшетау Су Арнасы» «уйдет в минус»
на девять миллионов тенге. Удешевление стоимости воды, благотворно
сказавшись на бюджете горожан, может обернуться огромными
убытками для предприятия.
Конечно, здесь не сидят, сложа руки. Отдали все цифры для
корректировки в АРЕМ, Департамент Агентства РК по регулированию
естественных монополий и ждут решения. Ведь при сложившемся
положении дел выполнить инвестпрограмму «Кокшетау Су Арнасы»
не сможет. Не значит ли это, что предприятие, с таким трудом
оказавшееся на плаву, вновь «затормозится» в своем развитии.
Еще одной «бородатой» проблемой водников, приносящей немалый
ущерб, является потеря воды, нормативы которой для предприятия
составляют 25%. Но фактически эта цифра достигает порядка
40%. А использование воды на пожаротушениях не учитывается
в нормативных потерях и никем не оплачивается. Будет продолжена
работа по замене старых счетчиков учета воды, реагирующих
на прикрепляемые к ним кусочки магнита и снятых с производства
в АО «Тыныс» еще в 2007 году. У горожан есть три летних месяца,
чтобы, сделав заявку в «Кокшетау Су Арнасы», заменить старый
прибор учета на новый. Кстати, здесь разрабатывается пилотный
проект: установка приборов учета - водомеров, на границе раздела
эксплуатационной ответственности сетей «Кокшетау Су Арнасы»
и КСК.
- Если прохудились трубы в подвалах, в квартирах отсутствуют
приборы учета воды, протекают краны и, простите, унитазы,
почему в убытке должны быть мы, - вопрошают водники. - А в
городе более 200 домов, состоящих на учете АРС, без КСК, с
затопленными подвалами.
Редко кто из кокшетауцев не купался «втихушку» или рыбачил,
мыл машину на Чаплинском водохранилище. А ведь главное гидротехническое
сооружение обеспечивает водой в объеме 10 млн. кубических
тонн в год областной центр. С 2005 года он находится на балансе
предприятия республиканского значения - РГП «Северводстрой».
В свое время, когда водохранилище принадлежало городу, местная
служба горводоканала несла ответственность за три положенных
санитарными нормативами пояса охраны. А нынешние, взяв под
наблюдение только один - первый пояс - у шлюзов, продают нам
же воду поО, 55 тенге за куб. На резонный вопрос: какого же
качества вода течет из под наших кранов, в «Кокшетау Су Арнасы»
успокоили: в лабораториях на очистных станциях пробы воды
берутся несколько раз в день, она соответствует нормам. Очистные
сооружения были рекомендованы к списанию еще в 1986 году,
их реконструкция и начнется нынешним летом.
В нынешнем году в рамках республиканской программы на сумму
2,7 млрд. тенге будет начата реконструкция насосной станции
на Чаглинском водохранилище, водопроводных ниток, ведущих
от него кстанции очистки воды. Начнется строительство новых
напорных коллекторов, станции очистки питьевой воды и канализационных
очистных сооружений. Кроме того по просьбе «Кокшетау Су Арнасы»
будет, наконец, заменен один из самых проблемных участков
водопровода на улице имени Горького (от улицы имени Наурызбай-баты-ра
до улицы Северной). В городском бюджете изысканы средства
на эту работу, а также на реконструкцию сетей села Красный
Яр.
Спросили мы о судьбе ТОО «Центркоммунплат». Уже пару месяцев
от этого предприятия не приходят счета за воду, зато квартиры
обходят контролеры, представляющиеся работниками Единого расчетного
центра. Как выяснилось, договор с карагандинской фирмой расторгнут
облпрокуратурой с 1 мая нынешнего года. А на базе «Кокшетау
жылу» создано дочернее предприятие - «Единый расчетный центр»,
принимающий плату за комуслуги, в том числе и за воду. По
словам Сапарбека Исламова, карагандинцы до сих пор не передали
им абонентскую базу данных, поэтому горожане и не получают
счета. Пользуясь случаем, генеральный директор обратился к
кокшетауцам через газету с просьбой внести плату за воду на
уровне объемов марта нынешнего года с корректировкой показаний
в мае-июне. А для этого необязательно ехать в «Кокшетау жылу»,
поскольку филиалы расчетного центра открыты в разных концах
города: на улицах имени Аќана-сері, 119; Уалиханова, 175 «а».
Есть они в селе Красный Яр, Кок-шетау-2. Раушан
УТЕУЛИНА. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |