|
| |
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? | | |
| |
| |
| |
|
| |
|
ЧЕЛОВЕК
И ЗАКОН |
ПИЛОТНЫЙ
ПРОЕКТ. ЗАКОНОПРОЕКТ. КРИМИНФО |
|
|
«Айкын» должен жить
По инициативе Комитета по правовой статистике и специальным
учетам Генеральной прокуратуры РК по договоренности с акиматом
Акмолинской области в Кокшетау с 15 ноября 2010 года действовал
пилотный проект «Айкын», который завершился 1 апреля. По выводам
облуправления комитета по правовой статистике и специальных
учетов ГП РК, который проанализировал итоги внедрения «Айкына»,
он имеет право на жизнь. Об этом сообщил на заседании общественного
совета начальник этого ведомства Серикбай Кусаинов.
Этот проект продиктован жизненной необходимостью. С января
2007 года действует Закон Республики Казахстан «О порядке
рассмотрения обращений физических и юридических лиц», который
регулирует общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением
обращений. Начиная с 1 января 2008 года все обращения, поступающие
в государственные органы, а также в органы местного самоуправления
и юридические лица со 100% участием государства, подлежат
обязательному электронному учету и регистрации в автоматизированной
информационной системе Единый учет обращений лиц (АИС ЕУОЛ).
Результаты проверок на местах и мониторинги базы данных АИС
ЕУОЛ свидетельствуют о недостаточном соблюдении требований
нормативных правовых актов, регламентирующих порядок регистрации,
учета и рассмотрения обращений физических и юридических лиц
со стороны ответственных лиц государственных органов и их
руководителей. Все это приводит к росту обоснованных жалоб
и повторных обращений граждан и организаций. К примеру, за
2009 год в государственные органы Акмолинской области поступило
558 повторных обращений, в 2010 году их количество возросло
на 23 % и составило 681. Аналогичная ситуация сложилась и
в других отдельных регионах нашей страны.
С этой целью было предложено нововведение - пилотный проект
«Айкын». Впервые появилась возможность отслеживания хода рассмотрения
своего обращения самими гражданами и организациями через Интернет.
При первичном приеме и регистрации каждому заявителю выдавался
талон с уникальным номером, по которому можно самостоятельно
и в любое время отследить на сайте комитета www.pravstat.kz
порядок и результаты рассмотрения своего обращения. Информацию
о ходе и результатах рассмотрения обращений можно было получить
и через специальный Call-центр, позвонив бесплатно на номера
или отправив SMS-оповещение. Заявителю достаточно отправить
на номер свое SMS-сообщение, указать в нем индивидуальный
номер талона регистрации своего обращения и получить ответ
о ходе и результатах рассмотрения.
Как сказал Серикбай Кусаинов, эксперимент проводился лишь
в Акмолинской области. Участниками его стали шесть государственных
учреждений Кокшетау, в том числе аппарат акима города, отделы
земельных отношений, занятости и социальных программ, строительства,
жилищно - коммунального хозяйства, пассажирского транспорта
и автомобильных дорог, архитектуры и градостроительства.
При реализации проекта Генеральной прокуратурой РК затрачено
799 218 тенге, при этом стоимость подключения точки при наличии
телефонной линии составляет 12 615 тенге, ежемесячная оплата
VPN-связи - 30 147 тенге.
Пилотный проект и заложенные в нем технические и организационные
новации призваны обеспечить своевременность рассмотрения обращений,
повысить ответственность госслужащих, что эффективным образом
будет способствовать профилактике коррупционных проявлений.
Причем предоставлена возможность ежедневного проведения мониторингов
автоматизированной базы данных АИС ЕУОЛ по поступившим обращениям,
выдаче талонов-уведомлений, полноты, достоверности и своевременности
ввода сведений в базу данных.
Мониторинг показал, что с момента внедрения эксперимента в
пилотные органы поступило 9156 обращений физических и юридических
лиц. К примеру, по вопросам о предоставлении жилья из государственного
жилищного фонда и улучшении жилищно - бытовых условий количество
обращений сократилось на 26,2 % от 405 заявлений за анализируемый
период прошлого года до 299 - текущего.
Из общего количества 1890 обращений или 21% поступили в аппарат
акима города Кокшетау, количество всех рассмотренных обращений
составило 6492 (8557), удовлетворенных - 5408 (7715).
Но некоторые государственные органы, которые работают в прежнем
режиме, не обеспечили даже 50% наполняемости базы данных АИС
ЕУОЛ.
К примеру, по итогам 2010 года в акимат Буландынского района,
включая аппараты акима района, сельских округов и его самостоятельные
отделы, поступило 2431 обращение физических и 138 юридических
лиц, тогда как в базу данных ЕУОЛ введено лишь 410 (16, 9
%) и 40 (29%) обращений соответственно.
Вызывает большое сомнение, что за весь прошлый год в 42 учреждения,
относящиеся к ведомству акимата Буландынского района, не поступило
ни одного обращения физического и юридического лица. Такая
же обстановка сложилась в акиматах Ерейментауского, Бурабайского,
Целиноградского районов и города Степногорска.
По мнению начальника управления Кусаинова, фактически необеспечение
электронной регистрации обращений в АРМ ЕУОЛ государственным
органом влечет за собой непредоставление государственной статистической
информации об обращениях лиц в уполномоченный орган, что является
нарушением законности не только о порядке учета и рассмотрения
обращений лиц, но и в сфере государственной правовой статистики
и специальных учетов.
Большие нарекания вызывают сроки и качество предоставляемой
информации. По 1178 обращениям физических и юридических лиц,
поступивших в местные исполнительные органы, в базу данных
неверно введен уровень регистрации обращения, по 1232 обращениям
отсутствуют сведения об исполнителе обращения, по 257 обращениям
введено несколько принятых решений, по 22 обращениям неверно
введены даты принятия решений, по 6 обращениям решения приняты
в срок свыше 30 дней, однако сведений о продлении сроков в
базе данных не имеется.
Кроме этого, по 131 обращению физических и юридических лиц
в базе данных АИС ЕУОЛ отсутствуют сведения о принятых решениях.
Это является свидетельством нарушения сроков рассмотрения
обращений физических и юридических лиц либо о несвоевременном
вводе сведений о принятых решениях в автоматизированную базу
данных АРМ ЕУОЛ.
АИС ЕУОЛ позволила усилить контрольные меры за обеспечением
полноты и своевременности ввода сведений об обращениях физических
(юридических) лиц. Если в начале реализации проекта управлением
Комитета выявлялись многочисленные нарушения недостоверного
ввода уровня регистрации обращений, кодов органов, и т.д.,
то сейчас их количество практически сведено до нуля. Айли
АЗИНА. г.Кокшетау.
Доброта за чужой счёт
Уже полгода финансовая полиция области не может привлечь к
ответственности руководителей ТОО «Мунар-Астана», по вине
которых дети из поселка Жибек Жолы в Аршалынском районе остались
без школы.
В сентябре 2010 года департамент финансовой полиции по Акмолинской
области возбудил уголовное дело в отношении должностных лиц
ТОО по факту мошенничества в крупном размере. Поводом для
серьезного обвинения стали нарушения, выявленные при сдаче
школы в поселке Жибек Жолы. Еще в июле 2009 года отдел строительства
Аршалынского района заключил соглашение с ТОО «Мунар-Астана»
на строительство средней школы на сумму около 1,3 млрд.тенге.
В том же году было освоено всего 664,9 млн.тенге, в 2010 году
работы по строительству школы вообще остановились.
Судебная экспертиза, проведенная по настоянию финпола, установила
расхождение между актами приемки выполненных работ и фактически
выполненными почти на 54 млн.тенге, при этом поставщик не
завез даже технологическое оборудование, мебель и инвентарь
на сумму свыше 50 млн.тенге. Хотя деньги на это оборудование
отдел строительства района перечислил еще в декабре 2009 года.
Денежные средства, поступившие на расчетный счет ТОО «Мунар-Астана»
для строительства школы, позднее «ушли» в ТОО «АРТ-Строй групп».
Занимался этой операцией некий Нурлан Жумабеков, действовал
на основании доверенности, выданной директором ТОО «Мунар-Астана»
Мирхатом Алимбетовым.
По данным финполиции, из этих бюджетных средств и из других
поступлений с расчетного счета ТОО «АРТ-Строй групп» Алимбетов
и Жумабеков сняли наличными 319,1 млн.тенге.
Кроме того установлено, что Жумабеков с октября 2009 года
по февраль 2010 года переводил деньги за границу на имя Алимбетова,
это 155 тыс. долларов США, и на другие счета - 117,5 тысяч
долларов.
В октябре 2010 года департамент финансовой полиции по Акмолинской
области предъявил Н. Жумабекову обвинение по статье 177 ч.З
п. «б» («Мошенничество в крупном размере») УК РК.
Казалось бы, справедливость восторжествовала, дети, может
быть, получат долгожданную школу, а государство вернет похищенные
деньги. Но не тут-то было. В ноябре 2010 года уголовное дело
прокурор Аршалынского района Бауржан Кусаинов прекратил, не
усмотрев в нем состава преступления.
Финполиции пришлось призвать на помощь Акмолинскую областную
прокуратуру, она после жалобы на действия районного прокурора
отменила решение последнего, направив уголовное дело для дальнейшего
расследования.
К тому же надо учесть, что Алимбетовым интересуются не только
акмолинские правоохранительные службы. Его разыскивает столичный
департамент финансовой полиции, а Жумабеков уже арестован
за содействие ему в хищении бюджетных средств в крупном размере.
В середине февраля 2011 года департамент финансовой полиции
по Акмолинской области возбудил уголовное дело и в отношении
и.о.начальника отдела строительства Аршалынского района Гульзат
Махаевой по подозрению в растрате вверенных ей бюджетных средств
в сумме 53,9 млн.тенге. Благодаря широте ее души подписан
акт приемки выполненных работ, по несоответствующей действительности
поставке технологического оборудования и перечислены миллионы
в ТОО «Мунар-Астана». Среди претензий к начальнице есть и
вопрос о том, на своем ли она месте, для этой должности у
нее нет высшего образования.
Но и это решение о возбуждении уголовного дела прокуратура
Аршалынского района вновь отменила, как незаконное и необоснованное,
и финансовой полиции придется вновь обжаловать решение прокурора
Кусаинова.
Пока чины в погонах бьются каждый за свою правду, дети из
поселка Жибек Жолы не устают ждать открытия новой школы.
Сауле КУСАИНОВА. Есть
изменения в Законе
В казахстанском законодательстве произошел ряд существенных
изменений в области проведения контрольных и надзорных мероприятий.
15 декабря 2010г. депутатами Мажилиса Парламента РК на пленарном
заседании принят законопроект «О государственном контроле
и надзоре в Республике Казахстан», который подписал Глава
государства 6 января 2011г. Закон предусматривает формирование
единой контрольно-надзорной деятельности государственных органов
и закрепление ее основных принципов.
Он распространяется на государственные органы, осуществляющие
контрольные функции в различных сферах общественных отношений,
в частности, для ГУ «Межрегиональная земельная инспекция по
Карагандинской и Акмолинской областям и г. Астане».
Новшеством в казахстанском законодательстве стало определение
законом периодичности проведения плановых проверок при отнесении
проверяемых субъектов к группам высокого, среднего либо незначительного
риска. Данная система предполагает проведение проверок с определенной
периодичностью: при высокой степени риска - один раз в год,
при средней степени - один раз в три года, при незначительной
степени риска - один раз в пять лет.
Процедура же внеплановой проверки осталась неизменной. Они
проводятся в целях контроля исполнения предписаний об устранении
выявленных нарушений в результате плановой проверки, получения
информации и обращений от физических и юридических лиц, при
инициативном обращении объекта контроля и надзора о проведении
проверки его деятельности и т.д.
Регламентируется и общий порядок осуществления проверок. Так,
в частности, проверка проводится на основании акта о ее начислении,
который в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном
органе по правовой статистике и специальным учетам.
Законом так же даны и разграничены понятия комплексной и тематической
проверки. Первая проводится по комплексу вопросов на предмет
соблюдения требований законодательных актов и постановлений
Правительства. Тематическая проверка деятельности объекта
контроля и надзора проводится по отдельным вопросам соблюдения
требований законодательных актов и постановлений Правительства.
Также установлены меры по ограничению действий должностных
лиц, с целью защиты прав объектов контроля. Они регламентируются
статьей 19 Закона.
Законом сформированы права и обязанности должностных лиц при
проверке. Последние имеют право на беспрепятственный доступ
на территорию, требовать прекращения действий, препятствующих
осуществлению государственного контроля и надзора, отбирать
образцы продукции, назначать экспертизу, получать объяснения,
справки, документы и т. д.
Объекты контроля имеют право непосредственно присутствовать
при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся
к предмету проводимой проверки, не выполнять предписания органов
государственного контроля и надзора, если они противоречат
закону, получать информацию, предоставление которой предусмотрено
законодательством, знакомиться с результатами проверки и указывать
об этом в актах и о согласии или несогласии с ними, а также
с отдельными действиями должностных лиц органов государственного
контроля и надзора и т.д.
При осуществлении возложенных на государственные органы в
профилирующих контрольно-надзорных функций и задач они обязаны
осуществлять контрольно-надзорную деятельность в соответствии
с Законом РК «О государственном контроле и надзоре в Республике
Казахстан». Марат БЕКИМОВ,
заместитель начальника ГУ «Межрегиональная
земельная инспекция по Карагандинской
и Акмолинской областям и г. Астане». Процесс
пошел
Недавно на базе областного суда состоялся региональный семинар
по проблемным вопросам, возникающим при рассмотрении уголовных
дел с участием присяжных заседателей. Мероприятие прошло под
председательством судьи Верховного Суда РК Адиля Куркбаева.
В мероприятии участвовали судьи областного суда, города Астаны,
Костанайского и Севе-ро-Казахстанского облсудов, а также работники
прокуратуры, облДВД и адвокаты.
Адиль Куркбаев ответил на все вопросы, возникшие в ходе семинара.
Один из них касался формирования списка присяжных заседателей,
при рассмотрении дел в предварительном слушании и в главном
судебном разбирательстве. Было уделено особое внимание ходатайствам
сторон о признании недопустимым доказательств. Кроме того,
приведены характерные ошибки, допускаемые судами при рассмотрении
дел с участием присяжных заседателей. Сергек
БАЙМАГАМБЕТОВ,
председатель областного специализированного
межрайонного суда по уголовным делам.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |