|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕЛИГИЯ
И ОБЩЕСТВО |
ПОЛУЧИТЬ
«ПРИВИВКУ ОТ ЭКСТРЕМИЗМА» |
|
|
РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО Нужна неформальная пропаганда
На очередном заседании Совета по связям с религиозными объединениями
под председательством акима области рассмотрены вопросы организации
работы информационно-пропагандистских групп по укреплению
религиозной толерантности и профилактики религиозного экстремизма,
а также деятельность совета по связям с РО Жаркаинского района.
Выступившая по первому вопросу директор департамента по делам
религий Сауле Ибраева отметила, что для повышения религиозной
и правовой грамотности населения была создана ИПГ, куда вошли
специалисты департамента, преподаватели ВУЗов, представители
общественных объединений и руководители традиционных конфессий.
Главная цель - предотвращение вовлечения населения в деструктивные
религиозные течения, профилактика религиозного экстремизма
и терроризма, укрепление межконфессионального согласия в регионе.
Только за прошлый год прочитано 70 лекций, проведено 13 заседаний
«круглых столов», 7 семинаров, 44 встречи с осужденными, 6
анкетирований. Просветительской работой охвачены учащиеся
школ, студенты, преподаватели по основам религиоведения, государственные
служащие, представители правоохранительных органов и прокуратуры,
военнослужащие, сотрудники департамента уголовно-исполнительной
системы, осужденные исправительных учреждений, верующие и
руководители конфессий (всего 6676 человек).
С 2010 учебного года в девятых классах общеобразовательных
школ введен 1 час факультативного курса «Основы религиоведения»,
а чтобы они были эффективнее, проведены обучающие семинары
для 670 преподавателей. Возникшую в селах проблему информированнности
о религиозной ситуации решали образованием сельских ИПГ, куда
вошли представители духовенства, сельских акиматов, учительства,
имеющиеавторитетаксакалы. Для них проведены кустовые обучающие
семинары в г.г.Кокшетау, Степно-горске, Атбасаре и а.Акмол
Целиноградского района. А чтобы повысить эффективность работы
было предложено сконцентрировать усилия членов ИПГ на системной
и точечной работе с целевыми аудиториями, наиболее подверженными
влиянию.
Проработан вопрос создания в области экспертно-аналитического
пула по вопросам религий, который будет заниматься анализом
ситуации, выработкой прогнозов развития и мер соответствующего
реагирования. С этой целью создано общественное объединение
«Гасыр», подобран соответствующий состав, предусмотрены лоты
в рамках госсоцзаказа.
Помогает и тесный контакт со СМИ. Только в этом году в областных
газетах вышло более десятка материалов на религиозную тематику.
Руководитель департамента также говорила об использовании
информационных и образовательных ресурсов. В прошлом году,
чтобы обеспечить библиотечные фонды необходимым материалом,
159 книг и журналов, 98 дисков на темы профилактики религиозного
экстремизма и терроризма были направлены на места. Но сегодня
высказываются пожелания - увеличить количество литературы
и видеофильмов, изобличающих деятельность деструктивных культов
и нетрадиционных течений в исламе.
- В решении именно этой проблемы мы и просим финансовой поддержки,
- обратилась Сауле Ибраева к акиму области.
На что он тут же отреагировал, потребовав внести этот пункт
в протокол поручений, обязательных для исполнения. Такие же
распоряжения затем им были даны и по другим конкретным предложениям,
высказанным входе заседания членами совета.
Поддержал Косман Айтмухаметов и прозвучавшую критику в адрес
работы ИПГ на местах, сказав, что в этом тонком и ответственном
деле нив коем случае нельзя допускать формализма.
Заместитель акима Жаркаинского района Асылхан Альжанов в своем
отчете назвал их район полиэтнич-ным, а сохранение стабильной
межэтнической и межконфессиональной обстановки - первостепенной
задачей местных исполнительных органов. Действуют районная
мечеть ДУМК, православная церковь «Покрова Пресвятой Богородицы»
и протестантская церковь «Новая жизнь» в селе Пятигорское.
Зачитал он и итоги проводимых социологических опросов населения,
где 56% опрошенных респондентов в первом квартале расценили
их межконфессиональные отношения, какдружественные. В работе
совета упор делается на пропаганду традиционных духовных ценностей.
К работе ИПГ привлекаются священнослужители. Изъято 75 книг
запрещенной литературы религиозного характера.
Обменявшись мнениями, присутствующие отметили, что в последние
годы заметно повышается религиозное самосознание людей, а
это значит, что повсеместно должна возрасти не только сама
разъяснительная и просветительская работа по развитию правовой
культуры и религиозной грамотности населения, но и ее качество.
На что сегодня и следует в первую очередь направить усилия
религоведов. Александра МЯКОТА.
Получить «прививку от экстремизма»
«Не слушайте первых встречных, не повторяйте чужих ошибок»
- такие слова обращают к молодежи с экрана телевизора казахстанцы,
осужденные за терроризм. В документальном фильме по проекту
телеканала «Хабар», о терактах в нашей стране, этот момент
- один из самых ярких: бывший «шахид», попав за решетку, осознал,
что ислам -это религия добра, прощения и любви к ближнему.
Свои выстраданные мысли осужденный произносит вполголоса,
но они звучат как гром в любой аудитории. На днях посмотреть
этот фильм довелось сотрудникам Акмолинского отделения дороги
АО «НК Казахстан Темір Жолы».
Сюжет документального фильма взволновал бы, наверное, самого
циничного зрителя. Взрывы в Атырауской области всколыхнули
всю страну, ведь до этого казалось, что террористическая угроза
к нашей стране не имеет отношения. Оказалось - имеет. Причем
в роли террористов-шахидов выступили наши собственные граждане,
поддавшиеся псевдоисламской идеологии. Как сегодня утверждают
осужденные, для экстремистов казахстанцы представляют интерес
как «денежные мешки», ведь доходы в нашей стране намного выше.
Ради материальной выгоды и начинают психологически «обрабатывать»
наших молодых ребят.
От одного из самых страшных терактов не скоро оправятся жители
городка Кульсары Атырауской области. В сентябре 2012 года
здесь во время штурма спецслужбами пятиэтажки взорвали себя
шестеро молодых ребят, решивших выйти на «священный джихад»
и бороться с властью. В показанном фильме есть и кадры этого
штурма, которые слабонервным смотреть не рекомендуется, и
интервью с плачущими матерями, в одночасье не только лишившимися
любимых детей, но получившими клеймо женщин, вырастивших преступников.
Результатом «недостатка воспитания и попустительства родителей»
назвали появление среди молодежи адептов экстремистских религиозных
течений представители отделения дороги - Жанаберген Кусаинов
и Болат Мухамедин, и призвали коллег больше общаться с подрастающими
детьми.
О том же - внимании к собственным детям - говорил на встрече
в Акмолинском отделении дороги и главный специалист облдепартамента
по делам религий Талгат Истислямов. Он рассказал присутствующим,
что и после завершения процедуры официальной регистрации,
многие религиозные объединения остаются в поле зрения специалистов
как проблемные. К примеру, некоторые общины отрицательно относятся
к Государственным Символам нашей страны, другие запрещают
участие детей в кружках и секциях, третьи и вовсе отказываются
от медицинских прививоки переливания крови.
- В стране известен случай, когда после отказа родителей от
переливания крови ребенок погиб, -сказал Талгат Истислямов,
вызвав в зале волну возмущенных комментариев.
Особый акцент специалист сделал на запрете распространения
религиозной литературы и призвал всех собравшихся при встрече
с такими распространителями звонить на «горячую линию» религиоведческого
информационно-консультативного центра «Сана». Все выступавшие
сошлись в одном: для устранения террористической угрозы нужно
правильно воспитывать молодежь, а для того, чтобы в обществе
не возникла исламофобия - больше говорить о тех ценностях,
которые на самом деле проповедует традиционный ислам. Ведь
грамотная и просвещенная в религиозных вопросах молодежь,
получив свою «прививку от экстремизма», не поддастся на провокации.
Приглашенный на встречу наиб имам мечети «Науан хазрет» города
Кокшетау Серик Халыков отметил, что ислам - это религия мира
и добра, которая призывает к любви и взаимопониманию между
людьми. Всё, что связано с террором и экстремистскими проявлениями
в обществе, не имеет никакого отношения к истинной вере. Напротив,
традиционный ислам категорически запрещает любое насилие.
Владислава КОКОРИНА.
Сделать реабилитацию полноценной
Распространение в мире деструктивных культов, экстремистских
идеологий и практик сегодня стало проблемой и для нашей страны.
Появление на территории Казахстана представителей псевдоисламских
течений, ставящих своей целью разрушение личности и государства,
внушает серьезные опасения за молодое поколение, наиболее
сильно поддающееся влиянию. Поэтому профилактика вступления
молодежи в секты и реабилитация лиц, ставших жертвами деструктивных
культов, — одно из самых актуальных направлений социальной
работы. И, хотя большого опыта в подобной деятельности в РК
пока нет, современные методы оказания помощи пострадавшим
уже применяются на практике в реабилитационных центрах Республики.
В рамках реализации социального проекта, инициированного облуправлением
внутренней политики, в областном центре создан консультативный
реабилитационный центр «Сана» для помощи попавшим под влияние
деструктивных и экстремистских учений. Здесь с ними работают
квалифицированные специалисты — врач-психотерапевт, психолог,
теолог, юрист, а также представители традиционных религий.
Один их основных вопросов, которые задают родственники пострадавших
специалистам центра - как отличить деструктивную религиозную
организацию от безопасного верования. В данном случае главный
элемент деструктивности - это потеря пострадавшим социализации.
Само понятие деструкция подразумевает под собой разрушение
какой-либо структуры, и в случае с сектой объектом разрушения
становится ее последователь: его психическое и физическое
здоровье, материальное благополучие, социальное окружение,
профессиональные навыки и общественная активность. Но прежде
всего, деструкция будет касаться психологического состояния
человека и его социальных связей. Это связано с принудительным
разрушением прежних социальных установок, отношений как внутри
семьи, так и в ближайшем социальном окружении.
Для полноценной реабилитации необходимо оценить, насколько
глубоко человек вовлечен в религиозное объединение, течение,
культ. Важный шаг — оценка деструктивного потенциала культовой
группы.
Таким образом, исследование деструктивного влияния религиозных
организаций в рамках реабилитационного центра проводится в
несколько этапов. Первый этап исследования базируется на использовании
методов беседы, опроса близких пострадавшего, так как обычно
обращаются в центр члены семьи попавшего под воздействие культа.
Возможно, уже на этом этапе консультант для лучшего понимания
произошедших в пострадавшем изменений составит портреты его
подлинной личности и нынешней, измененной под воздействием
культа. Второй этап включает мероприятия по психодиагностике
и сбору психологического анамнеза. Здесь специалисты используют
методы беседы с самим реабилитантом (конечно, только после
установления доверительных отношений), а также личностные
опросники и анализ психологического анамнеза.
Однако необходимо отметить некоторые ограничения в работе
с пострадавшими. Главной проблемой всегда было и будет их
нежелание сотрудничать со специалистами центра, недоверие
и неискренность с их стороны. Внушенная культовая преданность,
даже при наличии сомнения в «истинности» религиозных идей,
позволяет им рассматривать сотрудников центра как «врагов»
их вере и убеждениям, их автономии. Большим препятствием становится
их боязнь стать предателем культовых братьев и сестер.
Необходимо также учитывать, что девиантное поведение или личностные
изменения верующих не всегда связаны с деструктивной идеологией
культа. Например, одна из пострадавших жалуется на дочь, которая,
посещая занятия в одной нетрадиционной религиозной организации,
не разрешает своим детям смотреть телевизор, встречаться с
ровесниками, участвовать в мероприятиях школы, а за малейшее
неповиновение даже избивает их. В то же время, другая прихожанка
носит современную одежду, следит за новостями и воспитывает
детей, не ограничивая их общение со сверстниками.
Вплотную занимаясь данной проблемой, можно сделать вывод,
что помощь пострадавшим от деструктивных религиозных течений
заключается в грамотном предоставлении достоверной информации
о фактах деструктивного действия культов, а также в предупреждении
попадания в секты. Для этого необходимо активизировать информационно-просветительскую
работу с населением, заниматься исследованием религиозной
ситуации в регионах, координацией республиканских научно-исследовательских
центров и региональных сообществ, чтобы предупредить религиозную
напряженность и формирование экстремистского сознания в молодежной
среде.
Гульнара ОРАЗБАЕВА, президент ОФ «РИКЦ
«Сана».
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|