|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
ПРИНЯТО
РЕШЕНИЕ. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА. РЯДОМ
С НАМИ... |
|
|
ОБРАЗОВАНИЕ Открывая мир науки в школе
Начальник облуправления образования Марат Ибраев, придя в
гости в гимназию «Тањдау» на открытие научно-практической
конференции, посвященной Международному дню Земли подчеркнул:
«Ум, хорошо устроенный, гораздо важнее, чем наполненный. Сегодня
принципиально значимо уметь ориентироваться в той громадной
лавине информации, которая буквально обрушивается на нас в
век Интернета, а это, поверьте, требует усилий, умения выделять
главное, обращаться непосредственно к источникам знания. Современная
парадигма образования - учитываться в течение всей жизни.
Для вас, ребята, это означает, что нельзя вам спокойно сидеть
на месте, надо двигаться вперед, стремиться совершенствоваться,
в т.ч. в управлении своей учебной деятельностью».
Самые пытливые, ищущие ребята - исследователи, они ставят
необычные эксперименты, совершают новые открытия, внутри каждого
изтакихживет внутренний двигатель, который заставляет находить
новые пути решения задач и теорем, ставить неожиданные гипотезы,
версии, опыты.
Кстати, научное общество «Веста» существует в гимназии «Тањдау»
уже 10 лет, ранее оно называлось Малая Академия наук школьников,
у его истоков стояли такие педагоги, как Виктор Пшеничный,
Нина Лепп, Игорь Лопатин, Оксана Ермоленко.
За эти годы многие выпускники «Тањдау» становились призерами
и победителями престижных научных соревнований учащихся. А
ныне в начале апреля старшеклассники гимназии отправились
в город Байконур на Международный конкурс научных проектов
«Открывая мир науки». Мы верим, что ребят ждет успех.
Мы воспитываем наших детей в твердой уверенности, что именно
образование - кратчайший путь к счастью, а, возможно, и само
счастье ощущать в себе дух первопроходцев. Каждое соприкосновение
с миром науки становится для ищущих неравнодушных ребят интеллектуальным
событием и эстетическим переживанием. Ведь и Президент Республики
Казахстан в своей «Стратегии «Казахстан-2050» подчеркивает
необходимость новой политики развития инновационных исследований,
избавления от устаревших либо невостребованных научных и образовательных
дисциплин.
На мой взгляд, сила каждой школы - в создании среды, в которую
попадает ученик. Творческая благоприятная среда манит, задает
новые ориентиры, воспитывает чувство достоинства, художественное
и научное мышление, без которых немыслимо инновационное развитие
всей страны. Нонна ЗИБОРОВА,
заместитель директора по воспитательной работе МГ№5«Тањдау».
г. Кокшетау.
ПРИНЯТО РЕШЕНИЕ Каким быть школьному учебнику
В Астане прошла международная научно-практическая конференция
по теме: «Концептуальные подходы к разработке учебников по
предметам естественно-математического цикла нового типа: опыт
и тенденции развития», организованная МО и Н РК, Республиканским
научно-практическим центром «Учебник».
«Психолого-педагогические требования к современным учебникам
и учебно-методическим комплексам по предметам естественно-математического
цикла» и «Актуальные проблемы разработки цифровых образовательных
ресурсов по предметам естественно-математического цикла» -
направления работы конференции. Очевидно, что основная и очень
ответственная задача школы - раскрыть индивидуальность ребенка,
помочь развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость
к социальным воздействиям. А раскрытие индивидуальности каждого
ребенка в обучении обеспечит создание личностно-ориентированного
учебника в современной школе.
Присутствие авторов школьных учебников способствовало обмену
мнениями относительно их содержания. Было принято решение
- открыть школу учителей-экспериментаторов, методистов и авторов
новых учебников, организовывать встречи, с обсуждением корректировкой
учебников.Также было внесено предложение о проведении коллегиальной
экспертизы учебников нового поколения.
Таким образом, хочется выразить надежду, что учебники нового
поколения станут более совершенными и будут служить школьникам
навигатором в океане знаний. Алия
СЫЗДЫКОВА,
старший преподаватель
АО «НЦПК «Љрлеу» ИПК ПР.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ОЛИМПИАДА Гости показывали класс
В КГУ им. Ш. Уалиханова состоялась V республиканская предметная
олимпиада среди студентов второго-третьего курсов государственных
и негосударственных вузов из разных городов страны по специальностям
«История» и «Дошкольное обучение и воспитание».
В
состязании на проверку полученных знаний по истории приняли
участие 17 команд. Они боролись за звание лучших на трех турах
олимпиады, подготовив эссе «Абылай-хан и государственная независимость
Казахстана», защищая проекты «Актуальные проблемы формирования
казахстанского патриотизма» и проходя тестирование на туре
«Историк-профессионал» по дисциплинам «История Казахстана»,
«Всемирная история».
Компетентная конкурсная комиссия отдала первое место команде
Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата,
второе разделили между собой Костанайский педагогический институт
и Казахский национальный педагогический университет им. Абая,
на третьем оказались команды Аркалыкского педагогического
института им. И.Алтынсарина, Таразского государственного педагогического
института и Кокшетауского государственного университета им.
Ш.Уалиханова.
Не отставали и студенты, представлявшие факультет «Дошкольное
обучение и воспитание». 12 команд «дошкольников» соревновались
за победу, назвав свой марафон «Счастливое детство - счастливая
страна».
Обширная конкурсная программа изобиловала разнообразными конкурсами,
творческими заданиями, проходили они тестирование по циклу
психолого - педагогических дисциплин, среди которых - «Педагогика»,
«Дошкольная педагогика», «Общая психология», «Возрастная физиология»,
«Детская психология». Кроме того участники состязались в разрешении
психолого - педагогических ситуаций, сюжеты которых наиболее
типичны для профессиональной деятельности будущих учителей.
В целом олимпийцы-дошкольники прошли к победе путь длиною
в шесть туров, где представляли свою специальность, название,
эмблему и гимн воспитателей, проходили тестовую проверку теоретических
знаний, инсценировали «сказку на новый лад» по выбору, анализировали,
консультировали, предлагали профилактические меры на предложенную
психолого-педагогическую ситуацию, составляли композицию из
природного и бросового материала.
На второй день участники проводили тематические занятия с
дошкольниками в детских садах №33 им.Ю.Гагарина и «Айша».
Первое место заняла команда «Нђр» из Восточно-Казахстанского
государственного университета имени С. Аманжолова. Второе
поделили команды «Балдѕурен» Таразского государственного педагогического
института и «Ќызгылдаќ» Международного казахско-турецкого
университета имени X. Яссауи.
На третьем оказались команда «Шапагат» Казахского государственного
женского педагогического университета, «Томирис» - Южно-Казахстанского
государственного университета имени М.Ауезова и «Љркен» Актюбинского
государственного педагогического института. Рахим
БЕКОВ.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
РЯДОМ С НАМИ Уроки мастерства Марата Омарова
Человеку свойственно обладать духом соревновательности, стремлением
быть лучшим, первым, тем самым он словно зажигает окружающих
своим задором, а с возрастом реализуется в своих учениках.
Проходит год за годом, на смену выпускникам приходят новые
ребята, и они становятся лучшими, первыми, благодаря своему
педагогу, способному развить этот дух соревновательности и
зародить желание быть лидером.
Такова
жизненная установка, внутренняя организация Марата Омарова
- преподавателя сервисно-технического колледжа № 1 г. Кокшетау.
Когда-то отец, дав ему имя Марат в честь лучшего друга-врача,
втайне надеялся, что сын тоже станет врачом, хорошим, знаменитым,
от бога, что называется, каким и был его друг Марат. И послушный
сын, с виду покладистый мальчик, внимательно слушал отца,
дотошно изучая химию, биологию, чтобы не огорчать родителя,
а в душе мечтал совсем о другом. Сердце замирало, а потом
начинало учащенно биться, когда слышал гул отцовской «копейки»
- «Жигулей». Такой она была красивой и желанной для мальчика,
отцовская машина. Он гладил ее, мыл с удовольствием, а потом
отец сажал его на колени и учил вождению. Это были самые счастливые
мгновения! Мгновенья, которые реально приближали мальчишескую
мечту овладеть водительским мастерством. А когда настало время
выбора, то, не сомневаясь ни минуты, он выбрал профессию инженера-механика
- любовь к технике оказалась сильнее желания отца видеть сына
врачом. Смущенно улыбаясь, выпускник вуза Марат, показал отцу
заветный диплом и сказал: «Кто-то должен и машины лечить.
Они, как живые существа, тоже имеют сердце, душу и нуждаются
в умелых и любящих свое дело руках».
Молодой специалист отличался на предприятии трудолюбием, аккуратностью
и крайней щепетильностью. Через какое-то время появилось большое
желание учить кого-то тому, что так безгранично любил сам.
Случай не заставил себя долго ждать - предложили работу мастера
производственного обучения тогда в профессионально-техническом
лицее № 1. Согласился без раздумий. Началась для Марата совершенно
новая жизнь: с вихрастыми, непоседливыми, озорными мальчишками,
которых на первых порах и за парту усадить было нелегко. Но
не в его правилах пасовать перед трудностями. Засел за учебники
психологии, педагогики, с удовольствием посещал уроки коллег,
проводил со своими воспитанниками все свободное время. Появился
не просто интерес, а огромное желание привить любовь к профессии,
которую кто-то из них выбрал сам, кого-то школа, тактично
избавившись, отправила в лицей, кому-то родители внушили мысль,
что быть автомехаником, автоэлектриком - очень престижно и
прибыльно. Словом, мотивации выбора были и есть разные, а
конечную цель он видел в одном - укрепить эту мотивацию и
подготовить настоящих специалистов. Когда спросила, что он
считает главным в работе с учащимися, Марат Сабырович, подумав,
сказал в своей привычной манере: «Зоркость и внимательность
по отношению к ним. Это помогает понять глубинные причины
их поведения и находить оптимальные способы взаимодействия,
сотрудничества с ними».
Обладая
от природы пытливым умом, преподаватель часто задумывался:
почему, получив теоретические основы, студенты не всегда умеют
грамотно и профессионально применять их на практике? Эта мысль
не давала покоя, поэтому, отработав три года мастером производственного
обучения, он решил стать преподавателем специальных дисциплин
по электрооборудованию автомобиля. К тому времени у него сложилась
своя система приемов и методов практического обучения и, зная
огрехи теоретической подготовки, он пошел новым, инновационным
путем. Начал с того, что оборудовал кабинет всем необходимым,
оснастил его компьютерами, учебными тренажерами, накопил богатейший
дидактический материал. Сегодня учит и постоянно учится сам,
чтобы не угасали тот самый дух соревновательности и желание
стать лидером, лучшим в своем деле. Рассуждая об этом, говорит
так: «Обучая, воспитываю, потому что не может быть отдельно
обучения от воспитания. Этот процесс связан между собой как
детали автомобиля: не может работать мотор, если неисправна
система электроснабжения. Со своих студенческих лет помню
слова одного из своих педагогов о том, что все студенты совершенно
разные и по характеру, и по восприятию окружающего мира, и
по умению познавать. Каждый студент уникален, неповторим,
поэтому к каждому надо искать индивидуальный подход, учитывая
особенности психики, темперамента, характера, уровня знаний».
Как нет двух совершенно одинаковых лиц, так не бывает у настоящего
учителя двух одинаковых уроков, независимо от того, сколько
преподаешь. Желание и стремление сделать уроки неповторимыми
ведут Марата Сабыровича по пути постоянного поиска. Ежегодно
его выпускники сдают экзамен на получение сертификата Национального
центра независимой оценки качества знаний, водительских прав
категории В, С. И каждый раз он волнуется не меньше, чем они.
Кстати, имеет хорошую привычку по окончании «испытаний» анализировать
с ними успехи и неудачи, стараясь выработать в них настоящий
мужской характер. С теплотой в голосе говорит о тех, кто уже
получил путевку в жизнь: с особой гордостью об Александре
Костенко, ставшем владельцем собственной автомастерской, Игоре
Мрачко, как об одном из лучших в Кокшетау мастеров кузовных
работ. И таких имен по городу, области, республике и даже
из ближнего и дальнего зарубежья можно назвать много. Звонят,
не забывая поздравлять с праздниками, и благодарят за то,
что стали мастерами своего дела.
Марат Омаров не разделяет работу и дом, ведь его педагогическое
мастерством продолжается и в семье. Его два сына, Тимур и
Ельнур как раз в таком возрасте, когда уже возникает вопрос
их дальнейшего жизненного пути. Отец хочет видеть их образованными,
преданными своему занятию так же, как он сам. К слову, дни
рождения парней считает самыми счастливыми днями в жизни.
А самой большой удачей то, что имеет работу по душе и призванию.
Что нужно еще человеку для счастья? Есть отдача от интеллектуального
вложения в труд, есть семья - надежный, теплый, любимый и
любящий мир, которым он трепетно дорожит и, как это полагается
мужчине, бережет его. Осталось разве что достроить дом, чем
он занимается на досуге, да посадить с сыновьями дивный сад.
И мечту эту он непременно осуществит, потому что его девиз
звучит так: «Думать! Видеть! Говорить! Действовать!».
Наталья РУМЯНЦЕВА, замдиректора сервисно-технического
колледжа № 1.
ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА Возможности модульной технологии
Весьма популярна в наше мобильное время модульная технология
обучения на уроках истории, сутью которой является личностная
ориентация - каждый ученик, опираясь на свои способности,склонности,
интересы, практический опыт, реализует себя в познании, учебе,
моделях поведения.
Образованность в современном понимании выступает не только
как сумма знаний и умений, но и кактворческая способность
преобразовать мир вокруг себя.
Автором инновационной модульной технологии является профессор,
директор Центра педисследований Марал Жанпеисова. С 2011 года
я использую модуль в обучении детей истории и рекомендую его
всем своим коллегам. Надо отметить, что дети легко усваивают
учебный материал при раскладе: один модуль, т.е. блок информации,
охватывает 5-6 тем, в модуль входит 5-7 уроков. Первый урок,
как правило, вводный, в нем даются цели и задачи всего модуля
по опорным схемам, по всем темам модуля, затем идет обучение
от простого к сложному, а подводим итоги с помощью контрольных
срезов и зачетов. Поскольку история - захватывающая, увлекающая
детей наука, то особенно полюбились ее знатокам игровые формы
обучения: «Даты», «Эстафета», «Снежный ком», «Брейн-ринг».
Слушаш ШАКЕНОВА,
учитель истории
ЭШГ№13.
г. Кокшетау. Поймай себя в видоискатель
Одно дело - ратовать за здоровый образ жизни посредством лекций,
тестов, наглядной агитации, и совсем другое - поучаствовать
в конкурсе видеофильмов, подготовленных самими детьми, а им
- перебрать кучу литературы, пересмотреть ролики в Интернете,
суметь задействовать в подготовку сверстников, смонтировать
и отважиться прислать на просмотр свое творчество. Организаторами
нового конкурса стали облуправление образования и учебно-методический
центр по работе с творчески одаренными детьми. А возможность
представить свои видеофильмы была у учащихся общеобразовательных
школ, воспитанников Домов и Центров детского творчества, детских
домов.
Первую «обкатку» творческая работа проходила на месте - у
себя в школе, в кругу сверстников. Лучшие работы были отобраны
для участия в областном конкурсе. Требования были жесткими:
в наглядной форме должны быть отражены негативные стороны
потребления наркотиков или положительные стороны ведения здорового
образа жизни, при этом соблюдая авторские права, права натоварныезнакиитакдалее.
И вот - финал. В жюри - профессионалы: специалисты - медики
из центров ЗОЖ и борьбы со СПИД, журналисты, телевизионные
операторы, детские психологи, которым предстоит оценить 23
видеоролика, подготовленные в детских студиях из семи районов.
Большинство работ - коллективное творчество, как минимум из
трех увлеченных телевидением ребят. В оценочныхлистах серьезные
требования: творческий подход, креативность, работа звукооператоров,
качество монтажа и другое.
Творческая группа, в составе Александра Сухоребрика, Ляззат
Ибраевой, Дианы Какимовой из Урумкайской средней школы Бурабайского
района в наибольшей степени им соответствовала и заняла первое
место. На втором оказались Адиль Балтабаев, Сания Малаева
и Эльмира Смагулова (с.Красный Яр, ДЦТиВ). Третье место разделили
команда из Центра детского творчества Аршалынского района
(Тимур Таласпаев, Дмитрий Чилипик, Дмитрий Ларин) и ребята
из Жаксынской СШ №1 (Абылайхан Телеубай, Нариман Ќошанов,
Нђрлыхан Алшынбай). Остальные, а это кинолюбители из Сандыктауского,
Енбекшильдерского районов, пяти школ Кокшетау получили грамоты
за активное участие в конкурсе. И, конечно же, большой заряд
на будущее. Похоже, новый вид детского творчества набирает
обороты и становится популярным, а это верный признак того,
что растет увлеченное поколение, в целом зрелое и очень патриотичное.
Жанна БЕКМУХАМЕДОВА, психолог ОУМЦ.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|