|
|
|
|
|
|
|
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КУЛЬТУРА |
ЗЕРГЕРЫ
- ЮВЕЛИРНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА |
|
|
ЗЕРГЕРЫ - ювелирных дел мастера
«Высшее
искусство - это срез времени, замороженный на века», - говорили
мудрецы. В традиционном казахском зергерстве наиболее полно
и ярко отразились идеалы нашего народа, его вкусы, уровень
его художественных и материальных ценностей. Этнографы особо
подчеркивают профессионализм ювелирного дела в сравнении с
другими видами казахского прикладного искусства, имевшего
характер домашних промыслов. Это объясняется тем, что мастера
ювелирного дела располагали определенным инструментарием,
проходили длительное обучение. Казахские зергеры («зер-зар»
в переводе с персидского означает «золото») передавали свое
мастерство по наследству. Археологические раскопки подтверждают,
что на территории Казахстана с древнейших времен разрабатывались
месторождения меди, олова, золота. Но излюбленным материалом
наших мастеров является серебро.
Основу фондов Акмолинского областного исторического музея
составляют этнографические коллекции, среди которых имеются
и особо уникальные предметы. Существовали своеобразные школы
мастеров, сохранившие древние традиции казахских зергеров,
среди которых на территории бывшей Кокшетауской области особенно
славились Кызылту (ныне Кишкенеколь), Айыртау и Зеренды. Ювелиры
изготавливали в основном женские украшения, которые отражали
возрастные и имущественные различия, а также выполняли обрядовую
и магико-религиозную функции. По этому поводу сохранилась
древняя поговорка: «Ѕше-кейі жок ѕйел жапыраѓы жоќ аѓашпен
тењ» - «Женщина без украшений все равно что дерево без листьев».
Одним из уникальных предметов в фондовой коллекции являются
шолпы. Это серебряное украшение для кос, состоящее из трех
медальонов и подвесок, инкрустированных бирюзой. Изготовленные
в последней трети XIX века, шолпы принадлежали племяннице
великого казахского ученого Шокана Уалиханова - Зейникеш (Зейнеп).
Она была дочерью его брата Махмета. В музей шолпы поступили
более сорока лет назад от потомка знаменитой фамилии - Жетписпая
Мырзабаева из Кокшетауской области. Предполагаю, это изысканное
украшение - работа зергера, имя которого не сохранилось, занимавшегося
ювелирным делом у ханского рода Уалихановых. В музейной коллекции
имеются еще два вида женских украшений - это ќапсырма (застежка
для камзола) и білезік (браслет), изготовленные уалихановским
мастером. По легенде, старинные предметы образца XIX в. были
привезены из Баянаула и принадлежали Нуртазиной Дамен, 1938
г.р., из Кызылту, доставшиеся ей от прабабушки по наследству.
В фонды поступили в 1982 году.
Как отмечалось выше, на территории бывшей Кокшетауской области
особой популярностью пользовались изделия кызылтуских зергеров.
Известными были Канапия Манапов, Зейнолла Сыздыков, Ален Анафин,
Наби Сейтмагамбетов, Ескожа Еслям и др. Кстати, сейчас правнук
Еско-жи - Рустем, продолжая династию, занимается ювелирным
делом в Кишкенеколе. В настоящее время в поселке живет также
мастер Амантай, а в Кокшетау, сын Зейноллы - Асылбай Сыздыков.
Таким образом, мы можем говорить о существовании «кызылтуской
школы зергеров», расцвет которой пришелся на 2-ю половину
XX века.
Предки
династийного мастера Асылбая, происходившие из рода Саќал
керей, жили в ауле Сага Кызылтуского района Кокшетауской области
(ныне Уалихановский район Северо- Казахстанской области).
У прадеда Жармалая было двое сыновей: Жансары и Еркесары.
От последнего родился Сыздык, о котором в народе говорили
«Сегіз ќырлы бір сырлы жігіт». Мастер Сыздык помимо домашних
ремесел в свободное время занимался и музыкой, импровизируя
на домбре. Его старший сын Зейнолла (1932-1989 гг.), с детства
проявлявший огромный интерес к прикладному творчеству, единственный
из детей продолжил семейное ремесло. Безусловно, первым учителем
Зейноллы стал отец, а впоследствии - знаменитый зергер и агаш-ђста
Канапия Манапов, 1895 г. р.
Со слов сына - Асылбая Сыздыкова, Зейнолла быстро освоил технологию
изготовления традиционных украшений из золота и серебра. Он
изготавливал огромное количество женских ювелирных изделий
на заказ. Это разнообразные оригинальные браслеты, серьги,
кольца, застежки-капсырма и др. предметы. Причем, мастер все
делал вручную. Иногда желающих приобрести эксклюзивный товар
или сделать заказ было настолько много, что образовывалась
очередь, а приезжие женщины порой даже останавливались в доме
Зейноллы Сыздыкова, ожидая изготовления своего заказа. В гостеприимном
доме их встречала супруга Зейнеп, воспитывавшая вместе с мужем
семерых детей.
К
примеру, эта серебряная застежка - капсырма, подаренная историческому
музею А. Сыздыковым, изготовлена его отцом Зейноллой в 1960-е
годы.
Общеизвестно, что в советское время любые формы частного бизнеса
не только не поощрялись, но и находились под запретом. Однако
кокшетауские мастера продолжали заниматься прикладным творчеством,
приносящим не только эстетическое удовольствие, но и весьма
хорошую прибыль, а созданные ими великолепные творения безусловно
имели спрос у местного населения. Кстати, именно в те годы,
в Кокшетауской области была проведена специальная экспедиция,
организованная республиканским институтом «Казгипротехноместпром».
По отчетным данным 1972 г. на территории нашей области из
109 мастеров народных ремесел насчитывалось всего лишь 5 зергеров.
За последние же сорок лет ситуация практически не изменилась.
Кокшетауских зергеров и сейчас немного, но имена их известны
всем: Рустем Шарипов, Асылбай Сыздыков, Курман Базилинов,
Тимур Машаев и др. Областной исторический музей плодотворно
сотрудничает с мастерами, работающими в одном из сложных жанров
народного декоративно-прикладного искусства. Совместно с нами
они участвуют в областных и международных выставках и семинарах,
а Рустем Шарипов и Курман Базилинов осуществили один из интереснейших
музейных проектов - «Сѕукеле», создав поистине шедевр.
Ювелирные украшения, старинные инструменты, а также фотографии,
подаренные недавно музею Асылбаем Сыздыковым, представлены
в новой экспозиции раздела «Этнокультура и быт казахского
народа» зала истории Казахстана XIX века. Бибигуль
САДВАКАСОВА,
научный сотрудник
областного исторического музея.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
|
|
|
|
|
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ
«АП»?
(Выберите один
или несколько вариантов ответов) |
|
|
|
|
|
|