Информбюро
Послание Президента...
Рождество
Христово
Навстречу "ЭКСПО-2017"
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 КУЛЬТУРА   ЗЕРГЕРЫ - ЮВЕЛИРНЫХ ДЕЛ МАСТЕРА
ЗЕРГЕРЫ - ювелирных дел мастера
«Высшее искусство - это срез времени, замороженный на века», - говорили мудрецы. В традиционном казахском зергерстве наиболее полно и ярко отразились идеалы нашего народа, его вкусы, уровень его художественных и материальных ценностей. Этнографы особо подчеркивают профессионализм ювелирного дела в сравнении с другими видами казахского прикладного искусства, имевшего характер домашних промыслов. Это объясняется тем, что мастера ювелирного дела располагали определенным инструментарием, проходили длительное обучение. Казахские зергеры («зер-зар» в переводе с персидского означает «золото») передавали свое мастерство по наследству. Археологические раскопки подтверждают, что на территории Казахстана с древнейших времен разрабатывались месторождения меди, олова, золота. Но излюбленным материалом наших мастеров является серебро.
Основу фондов Акмолинского областного исторического музея составляют этнографические коллекции, среди которых имеются и особо уникальные предметы. Существовали своеобразные школы мастеров, сохранившие древние традиции казахских зергеров, среди которых на территории бывшей Кокшетауской области особенно славились Кызылту (ныне Кишкенеколь), Айыртау и Зеренды. Ювелиры изготавливали в основном женские украшения, которые отражали возрастные и имущественные различия, а также выполняли обрядовую и магико-религиозную функции. По этому поводу сохранилась древняя поговорка: «Ѕше-кейі жок ѕйел жапыраѓы жоќ аѓашпен тењ» - «Женщина без украшений все равно что дерево без листьев».
Одним из уникальных предметов в фондовой коллекции являются шолпы. Это серебряное украшение для кос, состоящее из трех медальонов и подвесок, инкрустированных бирюзой. Изготовленные в последней трети XIX века, шолпы принадлежали племяннице великого казахского ученого Шокана Уалиханова - Зейникеш (Зейнеп). Она была дочерью его брата Махмета. В музей шолпы поступили более сорока лет назад от потомка знаменитой фамилии - Жетписпая Мырзабаева из Кокшетауской области. Предполагаю, это изысканное украшение - работа зергера, имя которого не сохранилось, занимавшегося ювелирным делом у ханского рода Уалихановых. В музейной коллекции имеются еще два вида женских украшений - это ќапсырма (застежка для камзола) и білезік (браслет), изготовленные уалихановским мастером. По легенде, старинные предметы образца XIX в. были привезены из Баянаула и принадлежали Нуртазиной Дамен, 1938 г.р., из Кызылту, доставшиеся ей от прабабушки по наследству. В фонды поступили в 1982 году.
Как отмечалось выше, на территории бывшей Кокшетауской области особой популярностью пользовались изделия кызылтуских зергеров. Известными были Канапия Манапов, Зейнолла Сыздыков, Ален Анафин, Наби Сейтмагамбетов, Ескожа Еслям и др. Кстати, сейчас правнук Еско-жи - Рустем, продолжая династию, занимается ювелирным делом в Кишкенеколе. В настоящее время в поселке живет также мастер Амантай, а в Кокшетау, сын Зейноллы - Асылбай Сыздыков. Таким образом, мы можем говорить о существовании «кызылтуской школы зергеров», расцвет которой пришелся на 2-ю половину XX века.
Предки династийного мастера Асылбая, происходившие из рода Саќал керей, жили в ауле Сага Кызылтуского района Кокшетауской области (ныне Уалихановский район Северо- Казахстанской области). У прадеда Жармалая было двое сыновей: Жансары и Еркесары. От последнего родился Сыздык, о котором в народе говорили «Сегіз ќырлы бір сырлы жігіт». Мастер Сыздык помимо домашних ремесел в свободное время занимался и музыкой, импровизируя на домбре. Его старший сын Зейнолла (1932-1989 гг.), с детства проявлявший огромный интерес к прикладному творчеству, единственный из детей продолжил семейное ремесло. Безусловно, первым учителем Зейноллы стал отец, а впоследствии - знаменитый зергер и агаш-ђста Канапия Манапов, 1895 г. р.
Со слов сына - Асылбая Сыздыкова, Зейнолла быстро освоил технологию изготовления традиционных украшений из золота и серебра. Он изготавливал огромное количество женских ювелирных изделий на заказ. Это разнообразные оригинальные браслеты, серьги, кольца, застежки-капсырма и др. предметы. Причем, мастер все делал вручную. Иногда желающих приобрести эксклюзивный товар или сделать заказ было настолько много, что образовывалась очередь, а приезжие женщины порой даже останавливались в доме Зейноллы Сыздыкова, ожидая изготовления своего заказа. В гостеприимном доме их встречала супруга Зейнеп, воспитывавшая вместе с мужем семерых детей.
К примеру, эта серебряная застежка - капсырма, подаренная историческому музею А. Сыздыковым, изготовлена его отцом Зейноллой в 1960-е годы.
Общеизвестно, что в советское время любые формы частного бизнеса не только не поощрялись, но и находились под запретом. Однако кокшетауские мастера продолжали заниматься прикладным творчеством, приносящим не только эстетическое удовольствие, но и весьма хорошую прибыль, а созданные ими великолепные творения безусловно имели спрос у местного населения. Кстати, именно в те годы, в Кокшетауской области была проведена специальная экспедиция, организованная республиканским институтом «Казгипротехноместпром». По отчетным данным 1972 г. на территории нашей области из 109 мастеров народных ремесел насчитывалось всего лишь 5 зергеров.
За последние же сорок лет ситуация практически не изменилась. Кокшетауских зергеров и сейчас немного, но имена их известны всем: Рустем Шарипов, Асылбай Сыздыков, Курман Базилинов, Тимур Машаев и др. Областной исторический музей плодотворно сотрудничает с мастерами, работающими в одном из сложных жанров народного декоративно-прикладного искусства. Совместно с нами они участвуют в областных и международных выставках и семинарах, а Рустем Шарипов и Курман Базилинов осуществили один из интереснейших музейных проектов - «Сѕукеле», создав поистине шедевр.
Ювелирные украшения, старинные инструменты, а также фотографии, подаренные недавно музею Асылбаем Сыздыковым, представлены в новой экспозиции раздела «Этнокультура и быт казахского народа» зала истории Казахстана XIX века.
Бибигуль САДВАКАСОВА,
научный сотрудник
областного исторического музея.


©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru


 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал