Информбюро
C наступающим
Новым годом!
В областном
центре
Навстречу "ЭКСПО-2017"
Религия и
общество
Гостиная "АП"
Вечные ценности
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО   В РЕЛИГИИ НЕТ ЭКСТРЕМИЗМА
В религии нет экстремизма
Недавно Глава государства Н.А.Назарбаев в своей статье «Первый день новой эпохи Казахстана» подчеркнул, что «эти два десятилетия были динамичным временем, вместившим в себя титаническую работу по проведению масштабных экономических и политических реформ, созданию нового государства - его новых фундаментальных институтов, укреплению единства народа, выстраиванию сбалансированных отношений с другими странами мира».

В этой связи хочу отметить, что с первых дней обретения независимости Казахстан провозгласил себя светским демократическим государством. Сегодня Республика Казахстан является ярким примером страны, где царят межконфессиональное и межэтническое согласие.
Распад Советского Союза и атеистической системы дал толчок возрождению потерянных в годы духовного «вакуума» национальных и религиозных традиций казахстанского общества.
В настоящее время религия является неотъемлемой его частью и поэтому государство всегда будет уделять внимание развитию религиозных отношений в Казахстане. Особое внимание отводится духовному просвещению казахстанского общества как одному из направлений профилактики религиозного экстремизма. Казахстанцы, вне зависимости от религиозных убеждений, должны объединиться, чтобы не допустить распространения в нашей стране таких крайностей, как бездуховность, радикализация религиозных взглядов.
Следует отметить, что религиозная ситуация в республике, в целом, характеризуется как стабильная. В то же время в отдельных регионах страны наблюдается концентрация потенциальных очагов религиозного экстремизма.
Серия попыток совершения террористических актов в западных областях страны, выявление правоохранительными органами и специальными службами подпольных экстремистских группировок, судебные процессы над членами этих группировок вполне могут быть свидетельствами этих процессов.
Так, по данным Генеральной прокуратуры РК, всего за 10 месяцев текущего года выявлено 112 преступлений, связанных с терроризмом и экстремизмом. Спецслужбами только в этом году на стадии подготовки предотвращено 24 теракта. В течение последних пяти лет на территории других государств задержаны 40 граждан Казахстана, причастных к деятельности террористических организаций. Они также участвовали в незаконных вооруженных бандформированиях. В Казахстане задержаны 68 членов международных террористических экстремистских организаций.
Поэтому сегодняшняя наша встреча проходит в условиях активной работы всего государства и общества по противодействию угрозам религиозного экстремизма и терроризма. По всей территории Казахстана, сплотившись, работают информационно-пропагандистские группы, в состав которых входят религиоведы, духовные лица, государственные служащие и общественные деятели. Основная задача - не допустить распространения экстремистской идеологии, использующей религиозное прикрытие.
У всех сегодня сложилось твердое и правильное понимание того, что все религии несут в себе высокие гуманистические и нравственные ценности и идеи. Об этом наглядно свидетельствуют проведенные в Казахстане четыре Съезда лидеров мировых и традиционных религий, 10-летие которого мы будем отмечать в будущем 2013 году.
Поэтому мы утверждаем: в религии экстремизма нет.
Многие из государств являются светскими, но ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы религия оставалась автономной, то есть, чтобы она существовала сама по себе.
Настоящая религия должна стать путеводителем по жизни, нравственно воспитывать человека, гражданина, укреплять чувство патриотизма, тендерного равенства и ограждать человека от совершения дурных поступков, не говоря уже о различных формах агрессии.
Религия должна играть свою конструктивную роль в обществе, необходимо, чтобы она консолидировала его, помогая избегать конфликтов. Необходимо четко и точно определить приоритеты и выработать тактику и стратегию религиозного образования, особенно это важно, когда мы говорим о роли молодежи в обществе. Образование, в том числе и религиозное, должно не только воспитывать, но и направлять человека на правильный путь, помочь ему избавиться от стереотипов и предрассудков. Необходимо, чтобы полученные религиозные знания служили только во благо общества.
Преимуществом в XXI веке является то, что население имеет достаточно высокий уровень образования. Каждый из нас способен лично ознакомиться с религиозными первоисточниками (я имею ввиду Коран, Библию или Талмуд) и убедиться , что ни одна религия мира не призывает к насилию, войне или вражде. Поэтому образованная личность будет всегда менее подвержена спекуляциям на такого рода темы.
Экстремизм подобен раковой опухоли. Если не проводить вовремя профилактику, то она может со временем разрастись и пустить глубокие корни. Поэтому чрезвычайно важным и необходимым является религиозная грамотность населения. А религиозная грамотность - это знания через обучение, просвещение и литературу.
Сегодня как никогда следует на основе критичной оценки ситуации в стране выработать такие мировоззренческие посылы, которые могли бы сформировать у населения устойчивый духовный иммунитет к инородным псевдорелигиозным идеологическим «инъекциям».
К сожалению, мы столкнулись с тем, что определенные силы, пользуясь религиозной неграмотностью людей, их неустроенностью, протестными настроениями, отдельными социально-экономическими проблемами, играя на религиозных чувствах верующих и манипулируя их сознанием, продвигают идеи об утопической возможности единовременного решения всехжизненных проблем посредством осуществления экстремистских действий.
При этом анализ показывает, что в мире сложилась универсальная стратегия и тактика подрывной деятельности экстремистов, которая единообразно применяется в Афганистане, на Кавказе, в Ливии, Сирии и других «горячих» точках нашей планеты.
Наша страна на протяжении более 20 лет независимости сталкивалась с огромным количеством самых серьезных угроз и вызовов, однако сумела преодолеть их, двигаясь по своему уникальному Казахстанскому пути. Убежден, что и в вопросах радикализма и экстремизма нам никто не предложит готовый рецепт. Его мы создадим сами.
Принципами анти-экстремистского рецепта являются: соблюдение конституционного приоритета общественного согласия и стабильности, укрепление межконфессионального и межнационального согласия, реализация права на свободу вероисповедания граждан, признание того факта, что в религии экстремизма нет.
В книге «Критическое десятилетие» Глава государства отмечает: «Опасаясь крайних проявлений агрессии или дестабилизации со стороны фундаменталистов и при этом проводить жесткую политику по отношению к самой религии, исламу, на мой взгляд, абсурдно и бессмысленно». Далее продолжает: «Не только потому, что неразумно смешивать религию и ее возможные искажения, а не в последнюю очередь из-за того, что крайние религиозные радикалы вынуждены прибегать к крайне жестким методам борьбы с режимом религиозных запретов, подвидом защиты не только своихтеологических взглядов, но и защиты самой Веры». В этой связи Елбасы предостерегает: «......видится обоснованная опасность такой ситуации, когда между толкованием Веры и самой Верой не делается существенных различий».
В этом плане Президент Казахстана призывает внимательно отнестись к явлению религиозного экстремизма с точки зрения методов превентивной политики и вариантов действий для его предотвращения.
Сегодня высказывается много критики в отношении имамов мечетей и духовных служителей, в целом, о том, что они не способны оказывать адекватного и своевременного противодействия религиозным экстремистам и сторонникам каких-либо радикальных религиозных взглядов. С одной стороны, такие претензии закономерны, когда общество столкнулось с реальной угрозой экстремизма, прикрывающегося религией. Сегодня исламские священнослужители осуществляют работу по удовлетворению религиозных потребностей верующих в рамках своего духовного образования. В духовных учебных заведениях различного уровня их учили, в первую очередь, тому, как отправлять религиозные обряды, проводить и организовывать различные виды богослужения. Поэтому не приходится ожидать, что имам с дипломом университета или сертификатом медресе - это уже готовый специалист по противодействию религиозному экстремизму.
Однако в условиях реальной опасности со стороны данного негативного явления необходима своего рода мобилизация и повышение квалификации всех духовных служителей в этом направлении. Время диктует свои условия. Поэтому считаем необходимым разработку и функционирование системных программ обучения имамов мечетей основам идейно-религиозного противостояния радикализму и экстремизму на базе исламской теологии, шариата и фикха, а также таких светских наук как социология, конфликтология и психология.
Мы заинтересованы в воспитании здоровой мусульманской личности, далекой от фанатизма или безразличия по отношению к Исламу.
Традиционная религия современных казахов опирается именно на многовековой опыт наших предков. Так, в традиционном мусульманстве казахов, которой придерживались великий Абай, Шакарим, Машхур Жусуп, в основу заложен, прежде всего, разум, а не слепая вера. Идеи умеренности и защиты единства общества от попыток его разделения сохранились в философских трудах многих казахских мыслителей и заслуживают широкого распространения среди казахстанского общества. Духовная история казахских степей существует уже на протяжении 1100 лет от Аль-Фараби до Абая.
Конечно же, мы должны вести речь о необходимости мощной мировоззренческой парадигмы, куда будут органично вкраплены великий исторический опыт развития и Ислама, и казахского народа с его глубокими духовными традициями и ценностями.
По сути, работа Агентства по делам религий направлена на формирование основ обеспечения духовной и идеологической безопасности. Разумеется, для этого требуется мобилизация всех здоровых сил гражданского общества с учетом постоянно усиливающихся угроз массового проникновения чуждых нашему народу религиозных учений. Всем пора понять, что религиозная грамотность, как составляющая общей духовной целостности народа, является общегосударственной задачей, а не узковедомственной.
Уверен, что проводимые Агентством широкомасштабные мероприятия позволят вывести государственно-конфессиональные отношения на качественно новый цивилизованный уровень, «оздоровить» религиозную ситуацию, эффективнее защищать права и свободы верующих Казахстана.
Кайрат Лама ШАРИФ,
председатель
Агентства РК по делам религий.


©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru

 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал