Информбюро
Рабочие поездки
Религия и
общество
Производство
Человек и закон
Образование
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ОБРАЗОВАНИЕ   УЧИТЕЛЬНИЦА ПЕРВАЯ МОЯ... МЫСЛИ ВСЛУХ. МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЕ. ПОМЕНЯЛИСЬ РОЛЯМИ
ОБРАЗОВАНИЕ
Учительница первая моя...
Учитель начальных классов. Им обязательно должен быть человек по призванию. Нашим детям повезло, четыре года назад они впервые переступили порог школы №3, где их встретила замечательная, красивая, добрая женщина, опытный педагог, учитель от Бога Людмила Николаевна Крагель.

Первый учитель вводит школьника в мир знаний, от него зависит, будет ли ребенок заниматься с интересом. Наш класс вначале насчитывал 24 ученика, но несмотря на такое количество Людмила Николаевна всегда находит индивидуальный подход к каждому ребенку. Она принимала его таким, какой он есть, и прикипала душой. Не только с учениками, но и с каждым из родителей Людмила Николаевна находила общий язык. Мы все очень быстро прониклись уважением к ней, видя, с какой любовью и вниманием относится она к нашим детям. Как быстро они добивались первых успехов, выводили буквы или читали слова. А какие внеклассные мероприятия готовили! Малыши часто оставались после уроков в классе, не бежали домой. Потому что им было интересно общаться с учителем, кому-то она дополнительно объясняла материал, кто-то просто читал книги, кто-то рисовал. ..
Наш класс был лицейным с гуманитарным уклоном. У каждого был свой талант, который безошибочно угадывала и помогала открыть учитель. Людмила Николаевна давала детям не только внимание, но и отличное образование. Всегда старалась поддерживать и поощрять, наверное, поэтому они все и были старательными. В первом классе из 24 учеников 17 получили грамоты отличников.
Людмила Николаевна приучала своих учеников к любому делу подходить ответственно и творчески, но в то же время большое значение придавала дисциплине и порядку. Но самое главное то, что она умела создавать из класса настоящий дружный коллектив. На уроках всегда были дружеские, доверительные отношения между учителем и учениками. Наши дети - это не первый выпуск учителя. И я знаю, что очень много ее учеников, уже взрослых, до сих пор поддерживают отношения со своей первой учительницей. Звонят, рассказывают про учебу, работу, семью. А Людмила Николаевна в этих взрослых, состоявшихся людях видит своих прежних маленьких учеников. Когда наши дочки и сыночки пришли в первый класс, «выпускники» Людмилы Николаевны, которые в тот момент учились уже в пятом классе, забегали к ней на каждой перемене. Кто-то просто поздороваться и спросить, как дела, а кто-то за советом или поделиться радостной новостью. Вот так же теперь и наши дети, окончив 4-й класс, будут забегать в родной кабинет, к любимой первой учительнице. А за партами уже будут сидеть новые первоклашки, которым откроет свое талантливое, богатое и щедрое сердце Людмила Крагель.
Елена ВЕРГУН. г.Атбасар.

Чтобы состояться в профессии
Елена Захлебная в своей родной школе № 2 г. Акколь почти всю, как она говорит, сознательную жизнь. Училась здесь, после окончания Целиноградского пединститута вернулась дипломированным специалистом. С тех пор уже более двадцати лет преподает историю.

По твердому убеждению нашей героини, чтобы состояться в профессии, нужны две составляющие - любовь к своему предмету и любовь к детям. Тогда приходит желание учить, передавать знания, добиваться успехов. Работа приносит радость. Кажется, так все просто. И только посвященный в профессию может знать, как непросто увлечь ребят школьными дисциплинами.
За многие годы педагогической практики, работая и классным руководителем, учитель сталкивалась с разными трудностями. Признается: бывало, совсем падала духом, когда видела на лицах ребят выражение скуки. Поняла, что надо увлечь, выходить за рамки школьной программы. С тех пор в арсенале Елены Захлебной интерактивные методы обучения, нестандартные уроки, дифференцированный подход к учащимся. Тем более, что у современного учителя появилось гораздо больше возможностей, чем раньше. К примеру, интерактивная доска в классе работает на каждом уроке. Это ново, интересно, эффективно. Ученики с удовольствием сами готовят презентации. К слову, Елена Евгеньевна целый год работала над разработкой индивидуальных заданий для объективного контроля знаний.
При этом Елена Захлебная себе не дает передышки. Говорит, что настоящий учитель должен много знать и уметь, чтобы пользоваться авторитетом прежде всего у школьников и их родителей. «Дети всегда знают, прав ты или нет, искренен или лукавишь», - говорит она. Наверное, поэтому этого наставника любят ученики, уважают коллеги. Впрочем, невозможно не заметить в ней деликатного, откровенного, мягкого, в то же время со стержнем человека, владеющего своей профессией. Тем более нельзя не упомянуть о дипломах и сертификатах, полученных за участие в образовательных конкурсах различного уровня, в том числе и в международной ярмарке педагогических инноваций.
В школе Елена Захлебная еще и руководитель дебатного клуба, созданного по инициативе самих ребят. Существует он не так давно, однако уже может похвалиться результатами. Юные дебатеры успешно участвуют в республиканских турнирах.
Аэлита ТАЕВА.
Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
г. Акколь.


МЫСЛИ ВСЛУХ
Услуги репетитора в цене
«Мы - профессиональное сообщество частных репетиторов, объединяющее более 75 тысяч преподавателей...», - прочла я в Интернете о компании «Ваш репетитор. Казахстан». Семьдесят пять тысяч - это только те преподаватели, которые зарегистрировались в этой компании. Сколько же их в стране, в Акмолинской области, в Кокшетау? Вопрос, конечно,риторический.Точное или даже приблизительное количество назвать в принципе невозможно. Ответ очевиден: много. Очень много.

Хорошо это или плохо? Почему сегодня так востребованы услуги репетиторов? С этими вопросами я обращалась к самым разным людям. Начала с родителей, дети которых пользуются такими услугами. Поговорила с одним, другим, третьим... И прекратила. 85% собеседников говорили о низком уровне преподавания по какому-то предмету в школе, об ужасах ЕНТ. И лишь единицы о том, что их ребенок был недостаточно способен, старателен. О том, что где-то что-то в свое время упустили, недоглядели. А теперь надо наверстывать упущенное. Понять родителей, конечно, можно: винить себя или своего ребенка, объективно оценить его способности достаточно сложно.
Что же по этому поводу думают школьные педагоги, сами репетиторы? (Имен репетиторов я по разным причинам называть не буду). Учитель математики высшей категории, давно и серьезно занимающаяся этим делом. Досконально знает ситуацию с репетиторством по математике в городе: «Стоимость часа занятий в Кокшетау колеблется в пределах от 800 до 1500 тенге. Я беру 1500. Звонят, называю стоимость. Если для данной семьи дорого, идут к другому репетитору. Не думаю, что стоимость часа зависит от квалификации преподавателя. Скорее, оттого, насколько давно он работает на рынке образовательных услуг, какие результаты показывают его ученики. Идут на имя. Своих школьных учеников я не беру. Хотя ничего плохого в этом не вижу. И родители часто просто просят об этом, потому что понимают: всех одинаково хорошо не научишь. Без репетиторства среднестатистическому ученику сдать ЕНТ очень сложно, несмотря на все старания учителя и ученика».
Не совсем согласна с нею моя давняя знакомая, учитель русского языка и литературы. «Учить и учиться надо на уроке. Я занимаюсь репетиторством эпизодически. Когда очень просят люди, которым нельзя отказать, хочется помочь. Стараюсь, конечно. Но лучше, чем на уроке, и больше, чем на уроке, я дать не могу. А восприятие у ребенка иное. Наверное, все-таки, срабатывает пресловутое: «Оплачено, надо съесть». Масса примеров того, что старательные ученики успешно сдают ЕНТ, не прибегая к помощи репетиторов».
Директор кокшетауской СШ №12 Жанат Хасенова говорит о том, что примерно 30% старшеклассников этой школы занимаются с репетиторами. «В десятые классы принимаем всех желающих, независимо от способностей и уровня знаний. А потом все они хотят получать высшее образование. Ничего плохого не вижу в том, если школьный учитель занимается репетиторством со своими учениками. Он знает ребенка как никто другой. На уроке физически не успевает поработать с каждым, с учетом его индивидуальных особенностей. Консультации положения не спасают. Коррупционной составляющей здесь нет. На ЕНТ учитель помочь не может. Уровень городских репетиторов разный. Школьный учитель надежнее».
Директор СШ №4 Галина Шеварева считает, что среднестатистический ученик, которого в рамках государственной программы обучает добросовестный среднестатистический учитель, при должном отношении к учебе может успешно сдать ЕНТ, получить грант на обучение в казахстанском вузе. Тем более, что в школе всегда есть дежурный учитель по каждому из предметов, который проводит консультации с любым желающим. Другое дело, что заинтересованность у большинства учеников низкая. И тем не менее: «Репетиторство нужно. Для очень слабых учеников и для очень сильных: участников олимпиад, тех, кто хочет получить престижную специальность в престижном вузе. Репетиторство и подготовка к ЕНТ- разные вещи. Репетиторство должно быть развивающим».
«Репетиторство должно быть исключением, а не правилом», - говорит начальник отдела дошкольного и общего среднего образования облуп-равления образования Ольга Ковалева. - Если школьный учитель говорит своему ученику, что ему нужно заниматься с репетитором, учитель расписывается в своем бессилии. Или в нежелании работать должным образом. Запретить школьным учителям заниматься со своими учениками на дому юридически мы не можем. Но с морально-этической, профессиональной точки зрения возникает много вопросов. Специальных замеров мы не производим, но в Казахстане в целом услугами репетиторов гораздо чаще пользуются ученики престижных учебных заведений: гимназий, специализи-рованных лицеев. Аналогичная ситуация и в нашем городе. Очевидно, что здесь речь идет не об уровне преподавания, а о материальных возможностях и амбициях родителей».
Множество людей обращаются в многочисленные городские учебные, репетиторские центры. Большинство из них специализируется на преподавании английского языка, готовит школьников к поступлению в зарубежные вузы. И не только. Все больше приходит взрослых людей, состоявшихся специалистов. Стоимость часа занятий колеблется в пределах от 700 (в группе из трех-пяти человек) до 1500 (индивидуальные занятия по различным программам) тенге. Такая картина в областном центре. Как обстоят дела в сельских школах?
Директор Михайловской средней школы Аршалынского района Кымбат Тыштыбаева: «Дефицита учителей в нашей школе нет. Уровень квалификации, конечно, разный. В этом году у нас было три выпускника. Мама одного из них (сама учитель) во втором полугодии искала репетитора по физике в Астане. Не нашла. Все, до кого смогла дозвониться, были перегружены. Нашла квалифицированного физика в Степногорске. Все каникулы и выходные ребенок занимался вдали от дома. Поступил на бюджет в Казахстанский филиал МГУ. Второй выпускник без помощи репетиторов выиграл государственный грант на обучение в Астанинском аграрном университете. В этом случае свою роль сыграла сельская квота. Третий поступил в колледж. Хотелось бы, чтобы и дети, и родители больше осознавали значимость дополнительных занятий. Материальные возможности семьи решающим фактором не являются. Сельские учителя в меру своих сил и возможностей готовы помочь бесплатно. Нужно понимание того, что лучше выложиться сейчас, чем потом учить ребенка на платной основе».
Директор Жаксынской средней школы №2 Акжаркын Саутова тоже говорит о том, что к услугам репетиторов прибегают единицы, ищут их за пределами районного центра. И приводит примеры, когда сельские учителя с большим стажем, пенсионеры готовы заниматься с учениками бескорыстно или за символическую плату.
«Институт репетиторства существует практически во всех странах с самой развитой системой образования. В Японии, к примеру, учитель вообще не отвечает за результат. Коллективное, индивидуальное репетиторство - норма. Без него в университет не поступишь, карьеру не сделаешь», - говорит заведующий отделом дополнительного образования Центра науки и коммерциализации КГУ им. Ш.Уалиханова, кандидат педагогических наук, доцент Борис Крамаренко. «Чем выше требования в системе образования, тем востребованнее будет репетиторство. Другое дело, что нужны разные его формы, и оно должно быть доступным для желающих».
Давайте, уважаемый читатель, попробуем подытожить, сделать некоторые выводы. Вполне очевидно, что рыночные отношения все прочнее занимают позиции в нашей стране, уверенно захватывая такую изначально некоммерческую сферу, как среднее образование. На любом рынке «спрос диктует предложение». Спрос на репетиторские услуги растет с каждым днем. Доступны ли они всем? Бесспорно, нет. Очевидно, что получить качественные репетиторские услуги позволить себе могут далеко не все. Играют роль материальные и региональные факторы.
Способствует ли институт репетиторства воспроизводству социального неравенства? Скорее да, чем нет.
Как он сообразуется с необходимостью создать равные стартовые возможности для молодежи? Ответить сложно. С одной стороны, очевидно, что дети из благополучных семей могут иметь более высокий уровень знаний,а значит и лучшие стартовые возможности. С другой, сегодня масса возможностей приобрести знания, получить информацию и без платной помощи репетиторов.
Существует ли зависимость между уровнем преподавания в школе, загруженностью учителей и необходимостью в услугах репетиторов? Существует. Но, наверное, так было и будет. Учителя разные, дети разные. В любом случае, хорошо, что возникает спрос не на диплом, а на качественное образование. Рост заработной платы, повышение требований к уровню квалификации работников образования важны и нужны.
Но, прежде всего, именно этот спрос на качество со стороны самих учащихся должен породить и «предложение» - повышение уровня школьного обучения.
Нина МИТЧИНОВА.

МНЕНИЕ СОБСТВЕННОЕ
Позиция страуса не поможет
Три десятилетия работая в школе, пережив различные веяния педнауки, споры о том, что важнее - естественнонаучный подход или гуманитарная компонента образования, идеологические предпочтения авторов педагогических концепций, приходишь к выводу, что нередко за ожесточенными дискуссиями за кадром остается субъект их восприятия - ученик. И это самое несправедливое.

Важнейшая социальная функция школы - воспитывать и растить гражданина, обогащенного знаниями, не всегда выполнима.
Конечно, безнравственно сравнивать между собой школы с разным контингентом учащихся: добротные центральные с качественным составом учителей и школьников и, к примеру, окраинные школы, где преобладают дети из материально нестабильных семей.
К сожалению, в Президентскую школу, которая весьма отличается уровнем материально-технической базы, могут попасть не все. И вот что происходит на деле. Излишне много говоря о применении информационных технологий, мы не имеем главного: инструмента их применения. Пресловутая интерактивная доска (вожделенный предмет мечтаний учителей-предметников) установлена только в кабинетах биологии, математики, физики, и это в нашей престижной гимназии «Тандау». Оборудование для кабинета немецкого языка было получено благодаря участию в проекте «Школы - партнеры будущего». Разглагольствуя о роли и статусе государственного языка, укрепляем ли мы базу кабинетов казахского языка? А ведь требования к паспортизации учебных аудиторий с каждым годом ужесточаются.
Страдает в конечном счете сам ученик: в век информационного динамизма его мозг плохо усваивает привычное учительское слово. Ему нужны яркие образы и картинки на мониторе.
Следующая загвоздка в том, что учителя и дети нередко становятся обслугой властей в дни праздников. Сверху спускается распорядок, какое количество человек обеспечить на то или иное заполнение залов, площадей, и т.п. Об этом автор статьи писала не раз. Однако воз и ныне там: чего проще, звонок -телефонограмма из отдела образования, явка на мероприятия железно обеспечена. Но почему патриотизм предполагает только бравурность и мажор? Молодежь очень чутко улавливает фальшь в поступках, действиях, в словах, в мыслях. Поверьте, современное подрастающее поколение — не наше привычное «Всегда готов!».
Самостоятельно справиться с проблемой дисциплины нынешних детей в классе удается только талантливым учителям, и то интуитивно.
Ребенок в ответ на замечание может послать учителя куда подальше. Что педагог имеет право сделать в ответ на оскорбление? «Записать в дневник», поставить «2», вызвать родителей в школу. Он связан этическими ограничениями. Насилие использовать нельзя, но что можно? В обычной жизни после уговоров и замечаний люди начинают орать или переходить к административным мерам. Орать учителю не положено, а меры не предусмотрены.
«Держать класс» часть молодых педагогов не в силах, в вузах специально «управлению классом» не учат, в результате они выброшены за борт школы. Омоложения педсостава нет, мы, среднее и старшее поколение, - уходящая натура, кто же придет после нас? Отдельная актуальная проблема.
В случае конфликта явного, публичного взрослые начинают мстить детям за боль и унижение, причем, по-взрослому, без скидок на малолетство. Очень неприятная и некрасивая картина бросается в глаза: как школьники вовсе не обращают внимания на учителей с их безнадежным криком и полным забвением целей урока. Примета времени: дети часто ведут запись урока с сотовых телефонов, айфонов, айпадов. Но ведь современные дети не настоящие «беспре-делыцики». Чаще всего это всего лишь глупые и наглые баловники и шалуны, не знающие границ и чувствующие безнаказанность. Вопрос о рамках дозволенного и о том, кто должен их обозначить - острейший в сегодняшней школе.
Нелишне также напомнить, что воспитание закладывается в семье. Это сигнал уважаемым родителям - почаще надо заглядывать в душу своему ребенку, а не затыкать ее деньгами и свободой, в школу заходить не 4 раза в год на собрания, а хотя бы раз в неделю.
Но и нам, учителям, нельзя забывать о том, что на уроке дети - это социальная группа, в которой действуют свои законы, и что родители, увы, в эту группу уже не входят.
Методическая неграмотность порождает скучные уроки. Неумение поддерживать дисциплину без крика и наказаний порождает хаос. Ведь проблема дисциплины не решается увольнением учителя и исключением ученика (а есть еще пресловутый всеобуч: учителя должны учить всех детей без исключения!).
На мой взгляд, сегодня учитель нуждается в помощи: надо разрабатывать и внедрять в жизнь школьные правила, уставы, продумывать нерепрессивные правовые дисциплинарные меры, что может и должен учитель в ситуации, когда ученик хамит или дерется на уроке.
Надо профессионально учить будущих и практикующих учителей справляться с конфликтами без лишних эмоций, как удержать внимание класса, надо обеспечить возможность психологической разгрузки и помощи. Слишком много давления на учителей со стороны администрации школ, региональных образовательных властей, родителей, не всегда осознающих социальную роль учительства и не учащих детей дома, как можно и как нельзя разговаривать с учителем и вести себя в классе.
Разумеется, травмирующие ситуации есть в любой школе. Просто пока молчим, ничего не изменится.
Алия АХЕТОВА,
учитель истории высшей категории
МГ №5 «Тандау».
г. Кокшетау.


ПОМЕНЯЛИСЬ РОЛЯМИ
День самоуправления
По инициативе учеников десятых и одиннадцатых классов в средней школе с. Максимовка провели день самоуправления - когда ученики меняются местами с учителями. Каждый из старшеклассников волновался: такая ответственность за процесс рабочего школьного дня ложится на плечи. Подготовились тщательно, написали планы, продумали уроки, составили расписание.

Вот прозвенел звонок, все разошлись по классам. Проходя по коридорам, «дублеры» администрации поразились тишине. Значит все идет правильно. Лишь 11-й класс, в котором собрались учителя, позволял себе шалить на уроках. Понятно, что делали они это, чтобы показать, как трудно бывает, когда не готовы к уроку их ученики, когда опаздывают и не слушают педагога. Однако старшеклассники с ролью учителей справились достойно. К примеру, Сергей Дайнес вел уроки у четвертого класса, уроки казахского языка преподавала Мария Беккер, английского - Мариям Рахимжанова, Надежда Сушко была в восторге от учеников третьего класса, Александр Шуллер грамотно провел уроки физкультуры, а первоклашки были в надежных руках Татьяны Баклановой. Сложнее всех было Александру Рыбалко и Яне Гайдым, которым достались уроки физики и математики в «непослушном» 11-м классе.
Потом на педсовете, где собрались и преподаватели, и «дублеры», сделали выводы - быть наставником трудно, но интересно. Звучали добрые слова старших о том, что ребята достойно справились с задачей. Кстати, некоторые из них уже решили для себя, что свяжут будущую профессию с образованием. Значит, все старания учителей воспитать в них ответственность были не напрасны. Все сошлись в одном: день школьного самоуправления прошел в атмосфере праздника и хорошего настроения.
Татьяна СОЛОДИЛОВА,
организатор Максимовской СШ.
Сандыктауский район.



©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru

 
 ОПРОС
КАКИЕ ПУБЛИКАЦИИ ВАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ ЧАЩЕ ВИДЕТЬ НА СТРАНИЦАХ «АП»?
(Выберите один или несколько вариантов ответов)
аналитический обзор
развития области
жизнь районов
меры государственной
поддержки, реализация
Госпрограмм
жилищно-коммунальная
сфера
здравоохранение,
образование
гражданско-правовые
отношения
новостные блоки
исследования, мнения
люди
культура
спорт
криминал