Информбюро
Месячник...
Профилактика...
Религия и
общество
Ассамблея:
когда мы вместе
По обращению
в редакцию
Международный проект
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 ПО ОБРАЩЕНИЮ В РЕДАКЦИЮ   КОМУ СЕГОДНЯ ОХОТА ПО КАРМАНУ
Кому сегодня охота по карману
Осень - золотая охотничья пора. Сотни акмолинцев с радостью меняют удобную теплую постель на звездные ночи у костра, холодные засады в свежевырытом окопчике, азартную стрельбу по летящей или бегущей живой мишени и неподдельную гордость, если домой возвращаешься с добытыми собственноручно охотничьими трофеями.

Но есть и часть охотников (в основном сельские жители), для которых это не просто забава, а хорошее подспорье для семейного стола или дополнительный заработок. Однако именно эта категория акмолинцев все чаще стала поговаривать о том, что в наши дни охота стала удовольствием лишь для богатых, а рядовым сельчанам, пенсионерам она теперь не по карману. Об этом и два письма, почти одновременно пришедшие в редакцию «АП» из Шортандинского и Атбасарского районов.
Константин Сухоставский - бывший учитель Камышенской школы в одноименном селе Шортандинского района. Ныне пенсионер, охотник с 45-летним стажем, он сетует на то, что жители села, расположенного на берегу озера Балыктыколь и граничащего с охотничьим хозяйством «Баянды», не могут заниматься охотой, которая была бы не только удовольствием для души, но и приучала деревенскую молодежь к здоровому образу жизни, да и в питании дичь - подспорье хорошее. Но угодья охотхозяйства еще в 2001 году были переданы в пользование ТОО «Жалтырский элеватор», и сегодняшние хозяева просят с местных жителей 30 000 тенге за сезонную путевку. Такую цену ни один камышенец не потянет. Почему местным нет никаких льгот, - интересуется автор. - Да и вообще «... мы сами хотим организовать свое охотничье хозяйство «Фламинго». Селу более ста лет и здесь всегда кормились за счет рыбалки и охоты». В Камышенку мы приехали вместе с акимом Пригородного сельского округа Алексеем Ермоловым, директором охотхозяйства «Баянды» Николаем Сарганом. Во дворе Константина Сухоставского к нам присоединился бывший директор местного ТОО «Камагро» и, как выяснилось, тоже охотник Михаил Сорокопудов. Разговор получился долгий и очень эмоциональный. Взаимные обиды старого охотника и нынешнего директора охотхозяйства нет-нет да и выплескивались наружу. Ведь Константин Андреевич со своими вопросами уже и в охотинспекцию, и в прокуратуру, и к местным депутатам обращался. Проверки проводились, ответы писались, да только не удовлетворяют они Сухоставского.
Охотничье хозяйство «Баянды», расположенное на государственных землях Астраханского и Шортандинского районов и занимающее более 50 тыс. га, образовано в 2001-м году и передано в пользование на 10 лет ТОО «Жалтырский элеватор». В июне прошлого года согласно ст. 40 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» эти охотничьи угодья по желанию арендатора были перезакреплены без проведения конкурса сроком еще на 20 лет. Как сообщили нам в Акмолинской областной территориальной инспекции лесного и охотничьего хозяйства, ТОО «Жалтырский элеватор» 10 лет добросовестно выполнял условия заключенного с госорганами договора (проведение биотехнических мероприятий, учетные работы, охрана охотугодий и т.д.), имеет соответствующую материально-техническую базу, план развития ОРХ «Баянды», егерскую службу. Так что, даже в случае объявления на это охотхозяйство конкурса, «Фламинго» Сухоставского даже в претенденты бы не прошло. Должное содержание охотхозяйств - дело непростое и затратное. Но, без сомнения, и прибыльное.
- В год на содержание охотхозяйства «Баянды» мы тратим в среднем по 2,5 млн. тенге, - рассказывает директор Жалтырского элеватора Анатолий Мальков. - ОРХ доставляет немало хлопот, но и прибыль приносит, чего скрывать. В 2010 году осенняя охота была очень богатой и сезонная путевка действительно стоила у нас 30 тыс. тенге. В нынешнем году засуха, гуся мало, поэтому я подписал приказ на 2012 год: сезонная путевка стоит 10 тыс. тенге, разовая: работникам предприятия - 3 тыс. тенге, иногородним - 10 тыс. тенге. Участникам ВОВ, воинам-интернационалистам и пенсионерам - скидка 50 % от стоимости путевки.
Услышав от нас такую новость, автор письма несказанно обрадовался и стал заверять, что, знай он об этих ценах раньше, и письма в газету писать не стал бы. Похоже, что о новых ценах впервые услышал и второй присутствующий на встрече охотник - Михаил Сорокопудов. А мы не применем сказать: ну, почему надо было приехать журналисту за несколько сот километров, чтобы Николай Сарган сообщил камышенцам о расценках на нынешний сезон, а не вывесил, например, объявление на магазине, школе или конторе ТОО «Камагро». Тем более раз именно из этого села были жалобы.
Кроме того, именно на нашей встрече выяснилось, что вышеназванное ТОО, как и другие, расположенные в селах, граничащих с охотхозяйством, каждый сезон имеют право получать по одной бесплатной путевке и определять ее владельца по своему усмотрению. Но нынешний директор ТОО «Камагро» Александр Байков, по словам директора охотхозяйства Николая Саргана, почему-то таким правом не пользуется. «Потому что не знал, - отвечает Александр Леонидович, - теперь будем поощрять этой путевкой своих лучших работников». Буквально через несколько дней ее получил лучший комбайнер ТОО Владимир Белачук, кстати, зять нашего автора Сухоставского. Ну, и отлично. Ведь не будь письма Константина Андреевича, вряд ли расчехлили бы добросовестные камышенские охотники свои ружья и в нынешний сезон.
Пенсионер Федор Алексюк из села Мариновка Атбасарского района, тоже охотник с 45-летним стажем, в своем письме жалуется на то, что ОО «Общество охотников и рыболовов г. Астаны» не делает скидок пенсионерам и инвалидам. Мы связались с охотоведом охотничьих хозяйств ОО в Атбасарском районе Александром Савченко и бухгалтерией общества. Решением правления общества участники и инвалиды ВОВ, инвалиды I группы от ежегодных членских взносов освобождаются полностью, воины-«афганцы» и чернобыльцы -на 50%. Льгот на стоимость путевок нет. Льгот пенсионерам и инвалидам II и III группы нет. Но при этом они, если малоимущие, могут написать заявление и прийти с ним к охотоведу по месту жительства («...тотже видит, кому помощь нужна»). А правление потом рассматривает и, как правило, решает положительно. В нынешнем году членский взнос равняется пяти тыс. тенге, столько же - сезонная путевка. На 25 сентября в двух охотхозяйствах общества, расположенных в Атбасарском районе, продано уже 90 путевок и все местным охотникам. Александр Савченко считает, что это общественное объединение - хорошее подспорье для акмолинцев: здесь охота - по приемлемым ценам. Но к этому хочется добавить: льготы тесно увязаны с пресловутым «человеческим фактором». И Алексюк должен нести заявление Савченко, отношение с которым у него явно натянутые...
- Общая площадь охотугодий в области - 12,1 млн. га, - говорит начальник отдела регулирования и контроля в области охраны, воспроизводства и использования животного мира облтеринспекции лесного и охотничьего хозяйства Анатолий Лисовский. - 8,9 млн. га из них закреплены за 118 охотхозяйствами (79 хозяев). Вопросы о завышенной стоимости путевок возникают постоянно. Но, согласно действующему законодательству, их стоимость не регулируется. Поэтому приходится уповать на социальную ответственность бизнеса. Встречаясь с пользователями охотугодий, мы просим их делать льготы пенсионерам, местным жителям, привлекая их, например, к заготовке веников на корм животным зимой, к охране угодий и т.д. К сожалению, сегодня я могу привести только один конкретный положительный пример. Это ТОО «Rive LTD-sandyktau» из Сандыктауского района. Поэтому было бы хорошо определить на законодательном уровне хотя бы верхний предел стоимости путевок.
Со сказанным трудно не согласиться. Охотпользователи платят государству только за пользование животным миром, например, гусь - 73 тенге, утка - 32 тенге, косуля - б тыс. тенге. При этом отстрел одной косули законопослушному охотнику в нашей области обходится в среднем в 60-65 тыс. тенге. Вряд ли в охотхозяйствах тратят такие суммы на каждое проживающее на их территории животное. Надо заметить, что в некоторых вообще не выполняют договорных обязательств. За 2011 год охотинспекция лишила за это квот семь хозяйств, одному не дали согласия на продление срока пользования охотугодьями, с пятью охотхозяйствами договоры были расторгнуты, 11 дополнительныхлицбы-ли привлечены к административной ответственности в виде штрафов. Но большинство охотхозяйств благополучно существуют. И не всегда потому, что добросовестно выполняют все возложенные на них государством обязательства. Просто сегодня у охотинспекций мало людей, а главное - осталось очень мало прав. И это тоже надо решать в законодательном порядке.
Охота же, будь-то снасти, путевки, лицензия, действительно дорожает с каждым сезоном. Вот только при таких ценах до европейского сервиса нам еще очень далеко.
Валентина ТЕПЛЯКОВА. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.
Шортандинский, Атбасарский районы,
г. Кокшетау.


©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru