Информбюро
Месячник...
Профилактика...
Религия и
общество
Ассамблея:
когда мы вместе
По обращению
в редакцию
Международный проект
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ОПРОС
НУЖЕН ЛИ РЕБРЕНДИНГ ГАЗЕТЕ?
Считаете ли Вы,
что название
газеты "Акмолин-
ская правда"
не соответствует
духу времени?
Да Нет
Считаете ли Вы,
что необходимо
изменить название?
Считаю
Так не считаю
Результаты голосования

Если Вы можете предложить новое название газеты,
пишите в гостевую книгу сайта или на E-mail сайта akmolinka@narod.ru
с пометкой "Новое название газеты
"
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРОЕКТ   МУЗЕЙ В ДОЛИНЕ АРУАХОВ
Музей в долине аруахов
В Акмолинской области вблизи Национального природного парка «Буйратау» планируется создать научный центр и ландшафтный музей под открытым небом. Инициаторами международного проекта выступают ГУ «Назарбаев центр», ЕНУ им. Гумилева и Турецкое Агентство по сотрудничеству и координированию при Правительстве Республики Турция (TIKA).

Всего в 120 км восточнее Астаны можно попасть в самую на- стоящую долину аруахов - в Ерейментауском районе Акмо- линской области, в долине реки Кумай находится уникальнейший археолого - этнографический комплекс. Как утверждают эксперты, среди многообразия природно-исторических памят- ников Сары Арки он выделяется тем, что на относительно не- большом участке долины реки сосредоточены колоссальные в количественном выражении артефакты различных исто- рических эпох.
Древние поселения, могильники, культовые и астрономические сооружения, остатки зимовок, уникальные тюркские каменные изваяния... Обо всем этом жители находящегося поблизости аула Ќараѓайлы даже и не догадывались, но три года назад находка обычного егеря -несколько камней - произвела настоящий фурор среди археологов. В 2009 г. здесь впервые появилась археолого-этнографическая экспедиция «Назарбаев центра» и ЕНУ под руководством доктора исторических наук, профессора Айман Досымбаевой.
«Погребальные конструкции эпохи бронзы, сосредоточенные в трех группах памятников, исчисляемые сотнями различных по типу сооружений, оград и курганов позволяют судить о хронологической протяженности бытования наследия в рамках всего периода эпохи бронзы, от самых ранних памятников атасуско-нуринского типа до бегазы-дандыбаевской культуры, - рассказывает Айман Медеубаевна в ходе экскурсии в степь, организованной в рамках презентации проекта музея и книги, написанной ею вместе с коллегой Абдинуром Нускабай. - В состав комплекса, наряду с конструкциями эпохи бронзы входят курганы раннего железного века, курганы с «усами», тюркские ритуальные ограды с одиночными и парными каменными изваяниями, средневековые погребальные сооружения и поселения. Тюркские культовые памятники с каменными скульптурами наиболее примечательные и яркие. Исконно тюркская традиция поклонения и обожествления великих предков, выраженная в сооружении ритуальных оград - символов домов, с восточной стороны которых устанавливались каменные статуи с портретными изображениями героических личностей эпохи, здесь представлена во всем великолепии.
В мировоззрении традиционного общества, природные территории, обладающие высокими качественными характеристиками, объявлялись священными, их оберегали, там проводились жизненно важные церемонии и ритуалы поклонения высшим силам мироздания Тенгри и Жер-Су, духам обожествленных предков. Такие земли маркировали самыми дорогими и священными символами, провожая в последний путь своих героев, создавая им памятники на века. Высекая статуи своих возвеличенных в истории личностей и устанавливая их в степи, тюрки приносили клятвы верности их памяти, обещая хранить верность идее святости священной земли отцов. Не вызывает сомнения, что культурное наследие долины реки Кумай представляет собой один из самых ярких образцов наследия, расположенного на территории не только Казахстана, но и всей Центральной Азии и Евразии. Непревзойденный колорит археолого-этнографического комплекса представлен во всех его структурообразующих, составляющих частях: в географической локализации, природной уникальности, ландшафтном расположении, топонимической номенклатуре местности, составе разнотипных памятников, хронологической представительности мемориальных, культовых памятников и поселений. Аналогов такой представительности неразрывного единства культурного наследия и окружающей природной среды нигде на территории Евразии нет».
«Воссоздание образцов культурного наследия в историческом контексте позволит оживить и визуально соприкоснуться с традиционной культурой населения Казахстана представителям различных сфер науки и гостям из за рубежа, - считает доктор исторических наук, академик НАН РК Оразак Исмагулов. - Сохранению памятников в естественной среде необходимо уделять особое внимание, так как развитие наследия, непосредственно связанное со средой обитания человека, оказывало влияние на формирование культурного ландшафта и является его неотъемлемой частью. Историческая и природная взаимосвязь окружающей среды обитания играет большую роль в процессе формирования мировоззрения человека как личности, оказывая влияние на такие нравственные ценности, как уважение к исторической памяти, патриотические чувства и гордость за свою страну.
Создание ландшафтного музея «Археолого-этнографический комплекс Кумай» актуально и важно для дальнейшего развития научной мысли, научно-популярной сферы и займет достойное место в области социальной и имиджевой политики государства».
«Наш проект «Тюркский геополитический феномен: истоки, преемственность» отражает процесс исторических взаимосвязей тюркских народов и современное состояние взаимоотношений между государствами, - говорит доктор филологических наук Мырзатай Жолдасбеков. - Примером сотрудничества является общий проект Евразийского национального университета и Турецкого агентства по сотрудничеству и координированию при Правительстве Республики Турции, обретший реальные очертания. Первый его этап - книга Айман Досымбаевой и Абдинура Нускабай, посвященная изучению, сохранению памятников в естественном ландшафте казахской степи, обоснованию общности истоков тюркских народов и раскрытию мировоззренческой концепции неразрывного единства культуры тюрков с окружающей средой обитания, что в концентрированной форме выражено в тюркской концепции единства Космоса и Земли-Воды/Тенгри и Жер-Су.
Сохраняя памятники в ландшафте, авторы стремятся сохранить лицо казахской земли, как это принято в мире: Египет узнаваем по своим пирамидам, Индия - это Мохенджодаро, Великобритания - Стоухендж. Маркой Казахстана должно стать богатое наследие тюрков, созидавших на этой земле, защищавшие ее, сохранившие и донесшие до нас необъятные просторы земель Туркестана - общее достояние тюркских народов Евразии».
Основная идея проекта состоит в защите и правильной презентации археологических памятников и находок в архео-лого-этнографическом музее, в сочетании с научно-исследовательским центром, который будет служить потребностям продолжения научных исследований в этом районе. По словам кандидата исторических наук, эксперта ЮНЕСКО Виктора Новоженова, такая современная и инновационная концепция в области музееведения, успешно реализованная во многих других развитых странах, впервые предлагается в нашей стране. «Будущая деятельность музея и научно-исследовательского центра не ограничится только строительством здания музея и экспозиции, му-зеефикацией раскопанных объектов и развитием инфраструктуры, но и состоит из серии разнообразных мероприятий, которые будут проводиться регулярно, - поясняет Виктор Александрович. - В серии специальных семинаров, посвященных реконструкции древнего керамического или металлургического производства, сотрудники музея смогут наглядно демонстрировать посетителям процесс производства древних металлических предметов, керамических сосудов и т.д. Научный центр и музей могут стать теоретико-практической лабораторией ЕНУ им. Гумилева и других отечественных вузов, зарубежных образовательных учреждений, для студентов, специализирующихся в области получения экологических, исторических, культурологических, философских и других отраслей знаний.
Какую пользу принесет реализация проекта? Немалую: позволит создать новые рабочие места и станет источником доходов для местных жителей, реально будет способствовать динамичному развитию инфраструктуры села и росту благосостояния местного населения; приведет к возрождению древних технологий изготовления традиционных казахских вещей; выведет на новый уровень исследования в области этно-археологии, что в свою очередь приведет к повышению уровня образования, просвещения и осмысления отечественной древней истории; создаст мощную производственно-техническую базу для обучения и полевой практики школьников, студентов, аспирантов и работников культуры; позволит инновационно развивать туристический кластер в столичном регионе; приведет к качественному скачку в деле рационального использования, сохранения и пропаганды яркого культурного наследия страны; станет рабочей моделью международного сотрудничества инвесторов, междисциплинарного сообщества ученых, тиражирование которой в других регионах страны приведет к массовому возрождению аула, традиционной казахской культуры и сохранению нашего великого культурного наследия».
В целом же, содержание проекта представляет собой амбициозную и выдающуюся разработку, включающую в себя инновационные концепции с точки зрения научных исследований этноархеологии, музееведения и развития туризма на основе экспозиции культурного наследия Казахстана в контексте развития культур народов большого региона Евразии. Успешная реализация проекта позволит впервые в истории страны и всего центрально-азиатского региона создать уникальный научный центр и музейный комплекс под открытым небом в окрестностях столицы, сочетающий в себе реальную исследовательскую и просветительскую работу, возрождение традиционных народных промыслов и ремесел.
Ринат ДУСУМОВ. Фото автора.
Ерейментауский район, г. Астана.


©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru