|
|
|
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПО ПОВОДУ |
БОТАЙ
И «ВЕЧНОСТЬ» ДЖЕНКИНСА |
|
|
Ботай и «Вечность» Дженкинса
В последние годы Кокшетау не перестает удивлять своихжителей
тем, что в городе происходят события, грандиозные по своим
масштабам и уровню. Причину этого следуетобъяснять активизацией
научной элиты, формированием определенной интеллектуальной
среды, научными изысканиями известных в республике ученых,
деятельность которых привлекает многие научные сообщества
мира. Судите сами: за три года деятельности общественного
объединения «Шокан жолдары» в областном центре проведено несколько
международных научно-практических конференций, в работе которых
принимали участие более ста ученых из многих стран мира -
Франции, России, Азербайджана, Узбекистана, Кыргызстана, Болгарии,
всех регионов Казахстана. Репортажи с тех конференций транслировались
по центральным каналам телевидения, получили широкое освещение
в печати.
Яркие, интересные материалы журналистов о конференциях, посвященных
175-летию Шокана Уалиханова, жизни и творчеству Мустафы Шокая,
ставшие традиционными конференции в День памяти жертв репрессий
и голода и другие, конечно же, дали новый импульс жизни города,
до недавнего времени считавшегося глубоко провинциальным и
малоперспективным в плане реализации крупных научных проектов.
И вот еще одно яркое событие, полагаю, важное не только для
северного региона, но и для всего Казахстана - международная
научно-практическая конференция «Маргулановские чтения-2012»,
организованная научным центром археологии и культурологии,
академией «Кокше», совместно с институтом археологии им. А.
Маргулана КН МОН РКг. Алматы, филиалом института археологии
им. А. Маргулана КН МОН РК в Астане.
Руководитель научного центра археологии и культурологии, ученый,
доктор исторических наук, первооткрыватель археологического
памятника мирового значения - поселения эпохи неолита IV -
III тысячелетия до н.э., которое получило название - Ботай,
Виктор Зайберт вместе с ректором академии «Кокше», профессором
Жанатом Касымом, радушно встречали гостей конференции, знакомили
с инновационными проектами, с достижениями и задачами коллектива
ученых академии.
Среди гостей особо следует отметить директора института археологии
Бауржана Байтанаева, ученого с мировым именем. Он отметил
огромную роль и значимость «Маргулановских чтений», где ежегодно
заслушиваются полевые отчеты археологов, завязываются жаркие
дискуссии по узловым проблемам первобытной и средневековой
истории Казахстана и Евразии в целом.
Директор филиала института археологии имени А. Маргулана в
Астане, профессор 3. Самашева говорила о результатах раскопок
на Алтае, профессор Жолдасбаев в своем докладе сообщил о последних
исследованиях средневекового города Сыгнака, вариантах реконструкции
средневековой городской архитектуры.
С большим вниманием был выслушан доклад ученых из Кембриджского
университета Гиедре Мотузайте Матузевичуйте и Эмми Лайтфут.
Ученые с берегов туманного Альбиона в течение нескольких лет
проводили исследования на поселении Ботай, и на конференции
изложили результаты полевых экспедиций. Они сообщили, что
на изученном ими участке культурного слоя Ботая свидетельств
земледелия пока не обнаружено, но ими накоплена большая информация
по биохимическим процессам в почвенных отложениях.
Профессор археологии из Челябинска Г. Зданович изложил свое
видение сложных социально-политических и культурологических
процессов в эпоху бронзы на Евразийском пространстве на примере
Ар кайма.
Последний день конференции начался с осмотра двух ботайских
жилищ на озере Шалкар, находящихся в 40 км от известного всему
миру, благодаря открытию профессора Зайберта, поселения Ботай.
Что такое Ботай? Ботайские поселения? Говоря научным языком,
неолитическое поселение Ботай - это уникальный археологический
объект по панораме жилищных впадин, по богатству артефактов,
его площадь составляет 20 га.
Открытие поселения Ботай знаменовало появление в Казахстане
яркого объекта эпохи неолита.
Как это произошло? Рассказывает автор - Виктор Зайберт.
- В конце жаркого июня 1980 года мы заканчивали раскопки стоянок
на степной речке Балга - Карасу (приток р. Чаглинка). Нужно
было решить: какой объект выбрать для дальнейших раскопок.
Я вспомнил одну из своих первых археологических разведок по
реке Иман-Бурлук (приток р. Ишим) в конце 60-х годов. Низовье
реки Иман-Бурлук проходит по живописной местности, сочетающей
облесенный мелкосопочник с равнинными участками. Лесные березовые
«колки» сочетаются с реликтовыми сосновыми борами. Одно местоу
села Никольское мне тогда особенно запомнилось - крутой обрывистый
берег, с ровной открытой площадкой, окаймленной хвойными борами.
Наверное, хорошо, что в тот момент был предзакатный вечер,
нужно было определиться с ночевкой. Возвращаться в село Никольское,
которое уже прошел, не хотелось. По темноте добрел до следующего
по маршруту села Кирилловка. А утром был общий сбор и следующий
разведочный маршрут, уведший меня из этих мест на 10 лет,
но позволивший открыть и изучить Атбасарскую культуру.
Пригласив молодых сотрудников - Олега Мартынюка и Владимира
Заитова, я полушутя их попросил: «Ребята, нам ужасно всем
надоело копать на «раскаленной сковородке». Поезжайте на р.
Иман-Бурлук, у с. Никольское есть лес и красивый берег. Там
должна быть стоянка».
Ребята вернулись через три дня, с полной кепкой обломков керамики
и кремневых изделий: «Виктор Федорович! Материал интересный,
но стоянка разрушена оврагом, это сборы из него». Но я их
уже не слышал. Я понял, что в кепке лежат принципиально новые,
незнакомые мне доселе археологические материалы, а значит
- это новый этап в нашей археологической жизни, и его приближение
мы не стали затягивать. В течение двух часов свернули лагерь,
загрузили в старенький «Кубанец» оборудование. Поверху легли
30 археологов, и экспедиция тронулась в ночной путь к надежде...
К месту новой стоянки мы прибыли уже глубокой ночью. Расположились
в сосновом бору. Опьяненные лесным воздухом и пением соловьев,
все мгновенно уснули. Проснулся я на рассвете с первыми лучами
солнца. Выйдя на край леса, обомлел: внизу передо мной развернулась
величественная панорама - ровная глинистая площадь на высоком
обрывистом берегу речки, окаймленная зеленой лентой хвойного
леса. Косые лучи солнца четко высвечивали многочисленные неглубокие
округлые, покрытые травой, впадины. Через несколько минут
я уже осматривал их. Часть впадины была разрезана оврагом.
В обрыве очень ясно выделялся мощный, до двух метров, культурный
слой с многочисленными костями животных, керамикой и каменными
предметами. Ни секунды я не сомневался в том, что передо мной
уникальный памятник, раскинувшийся на более чем 20 га. Естественно,
что спать ребятам я уже не дал. Между нами возник спор: являются
ли эти впадины следами древних жилищ или это современные образования.
Уже после первых штыков лопат мы ликовали, забыв про спор,
перед нами - материализованная мечта: мы открыли новое в археологии.
После первой волны эйфории был разработан план действий. Новый
открытый уникальный объект требовал и новых неординарных методик
раскопок. Параллельно с топографическими работами была начата
разборка земли в овраге от самого русла реки. Находки шли
одна за другой, вместе с наконечниками копий, стрел, дротиков,
дисковидными изделиями, костяными ножами, теслами, проколками,
обломками глиняной посуды было собрано огромное количество
костей лошади. На какое-то время мы оказались в замешательстве:
в археологии Казахстана такое количество костей на памятниках
еще не встречалось. Может быть, эти кости не связаны с артефактами?
После зачистки стенки обрыва мы убедились, что в культурном
слое органично сочетаются древние находки и кости лошади.
Итак, перед нами оказался феноменальный археологический объект.
В течение 7 дней при разборке культурного слоя, снесенного
в овраг, было найдено более 40 тысяч предметов. Находки уже
не вмещались в наши специальные палатки для обработки артефактов
(«камералки»). Горками поднимались по всему лагерю находки.
Весь световой день шла типологическая обработка находок. В
мысовой части поселения между двумя оврагами был заложен первый
охранный раскоп.
Встал вопрос, как назвать этот уникальный археологический
памятник? Обычно археологи называют открытые стоянки по названию
близлежащих сел или топонимов. Назвать объект: «Поселение
Никольское»? Но сколько безликих сел с подобным названием
разбросано было по Советскому Союзу? -тысячи! Этот памятникархеологии
должен быть узнаваем повсюду, отражать принадлежность к Казахстану,
и название должно быть звучным, легко склоняемым. Мы обратились
к местным краеведам, и вот что поведал нам директор и учитель
истории местной школы 3. Закирьянов: «До русской колонизации
в этих местах были пастбища многочисленных сородичей Ботая,
одного из лидеров местных казахских родов, сохранившего свое
имя в названии современного аула Ботай и одноименной железнодорожной
станции».
Так начиналась 26-летняя история изучения Ботая, так мы вдохнули
новую живительную струю в историю края, республики и Евразии.
После первых публикаций материалов из поселения Ботай, а затем
и других памятников (Рощинское, Баландино, Красный Яр, Васильковка,
Сергеевка), стало ясно, что в энеолите изучаемого региона
существовала оригинальная археологическая культура, которая
была названа нами «Ботайской». В 1983 году археологический
памятник Ботай был принят на государственную охрану республиканской
категории. Эта справка приводится мной лишь затем, чтобы обосновать
название выделяемой культуры именем памятника, сохранность
которого будет гарантирована на долгие годы, а также и тем,
что на этом объекте могут проводиться многолетние научные
исследования и краеведческая работа.
С
целью реконструкции в 1983 году была построена натуральная
модель жилища.
Ботайские жилища копируют структуру мира. Округло - многоугольная
форма, шаровое перекрытие-свод, центр жилища - очаг, огонь
- искусственное солнце. Днем лучи солнца проникают через округлое
дымовое отверстие, ночью костер - очаг освещает жилище. При
этом дымовое отверстие играло магическую космогоническую роль
воссоединения солнца и огня. Отпечатком этого явления можно
считать купола мавзолеев у казахов.
Каждый, кто впервые побывает на Ботае, кто впервые увидит
следы стоянки древнего человека, кто послушает вдохновенные
рассказы Виктора Федоровича и его учеников, кто прикоснется
к древним артефактам, навсегда унесет с собой в сердце чувство
гордости и восхищения увиденным. Вскоре после «Маргулановских
чтений» Ботай посетили известные писатели и поэты из Алматы
Дюйсенбек Накипов и Умит Тажикенова, приехавшие в Кокшетау
в рамках мероприятий, посвященных Дню памяти жертв репрессий
и голода, а также для предварительного обсуждения вопросов
проведения традиционного международного форума писателей и
поэтов, который планируется провести на базе академии «Кокше».
В поездке на Ботай их сопровождали ученые из академии «Кокше»,
члены клуба «Шокан», а также творческая интеллигенция города.
Надо сказать, что накануне, утром 31 мая, гости участвовали
на закладке камня Скорби в память о жертвах репрессий и голода,
после обеда состоялась читательская конференция в академии
«Кокше», а вечером по счастливому стечению обстоятельств они
насладились гениальной игрой маэстро - всемирно известного
скрипача Марата Бисенгалиева. И потому, наверное, зрелище
древнего поселения произвело на них небывалое впечатление.
Впрочем, вот как об этом написала Умит Тажикенова:
- Чудные места, подпитывающие чудесной, волшебной силой...
Причудливой, фантастической формы облака, отражающиеся в водах
озера, и все вместе - и земля, и небо - создающие единую картину-видение;
ботайское жилище с мощным пучком ослепительного света из шанырака,
над искусно сложенным сводом из сосен; стены, на которых следы
подтеков-переплетений, напоминающие узоры ковра, маслянисто-мягкой
терракотовой глины - все создает впечатление одушевленности
пространства, ощущение присутствия неких загадочных образов,
словно и сами древние ботайцы вот-вот появятся на пороге...
И здесь слышится интонация, тональность «Палладио» («Вечности»)
Дженкинса, услышанного накануне в исполнении великого Марата
Бисенгалиева, переполняющая душу светлым сиянием, гордостью
за свою землю, широкую, раздольную, с наивной, доброй душой
степняка...
Гости уехали, а на поселении Ботай продолжаются археологические
раскопки. Студенты академии «Кокше», учащиеся школ, преподаватели,
историки, ученики Виктора Федоровича и сам он - спокойной,
размеренной поступью выходящий каждое утро из лагеря, организованного
им неподалеку от Ботая, останутся на все жаркое лето в степи,
чтобы находить все новые и новые свидетельства существования
первого поселения человека. Они дают не только мощный импульс
решения палеоэкономических, культурологических вопросов, но
и способствуют началу осмысления информации из области мировоззрения
человека позднекаменного века, необходимого для более полного
понимания истории. Знание же истории, как знание самого себя,
необходимо для современного развития, ибо, как писал Олжас
Сулейменов, оно дает возможность глубже почувствовать грусть
неизбежных утрат, но вместе с тем готовит дорогу к прогрессу.
И с этим трудно не согласиться Раушан
КОШЕНОВА,
доктор философских наук,
почетный профессор академии «Кокше».
Мнение собственное
В Кокшетау прошла традиционная Международная научно-практическая
конференция «Маргулановские чтения». Формат мероприятия, на
которое съехались ведущие ученые-археологи со всего Казахстана,
а также России, Латвии, Грузии и Великобритании, помимо официальной
части, включил посещение поселения Ботай.
Этот исторический памятник, который находится, примерно, в
ста пятидесяти километрах от Кокшетау (с. Никольское Айыртауского
района) своим глубоким исследованием обязан нашему земляку,
известному ученому-археологу Виктору Зайберту, прибывших гостей
удивил и впечатлил. В принципе, как и вся масштабность Международной
конференции, за организацию которой нужно поблагодарить ректора
академии «Кокше» Жаната Касыма и в целом, всех сотрудников
вуза, считает заместитель директора Института археологии им.
А. Маргулана, кандидат исторических наук АрманБейсенов.
- Это, по сути, очень ответственное и глобальное мероприятие.
Была проделана огромная организаторская работа, научный процесс
не прекращался в течение нескол ьких дней, всю динамику которого
в полной мере мы смогли ощутить на себе,- делится Арман Зиядинович.
Стоит отметить, у каждого прибывшего археолога своя специфика,
и каждый силен в своей области исследований. Арман Бейсенов,
к примеру, известен своими исследованиями на могильнике Бегазы
и, по его мнению, нигде нет такого количества памятников эпохи
бронзы, как в Сарыарке.
- Примечательно, - продолжал собеседник, - что на территории
Северного Казахстана имеется такой памятник - Ботай. Он уникален
по своему значению не только для Казахстана, но и всей Евразии.
Тема этого поселения остра и актуальна, и в ней лошадь, как
объект исследования, сыграла великолепную роль. Не зря сегодня
в научных кругах намечается тенденция - считать Ботай одним
из первых мест, где началась доместикация лошади. Много, конечно,
пишут на эту тему, спорят, но больше всех она почему-то заинтересовала
англичан. Британские исследователи, к примеру, предположили,
что лошади были одомашнены на тысячу лет раньше, чем мы привыкли
считать. Смело можно сказать, что учебники по истории пора
переписывать. Ранее самые древние свидетельства одомашнивания
лошадей были обнаружены в Европе. Однако уже тогда ученые
предполагали, что, возможно, лошадь была одомашнена гораздо
раньше в степях Евразии, но где точно - неизвестно.
А сегодня научные находки подтверждают, что уже тогда ботайцы
употребляли молочную пищу. На стенках древних сосудов были
обнаружены остатки жирных кислот, т.е. поселяне могли использовать
кумыс в качестве напитка.
Кроме того, все мои коллеги, в том числе зарубежные, не могли
не оценить всю ответственность за такой шаг, как реконструкция
древнего жилища. Ученым удалось реконструировать весь процесс
строительства древних жилищ, определить их размеры - площадь,
высоту, ширину, какое количество людей проживало в них, какой
быт они вели...
-Действительно, Ботай - уникальный памятник, - подхватывает
беседу Игорь Кукушкин, ведущий научный сотрудник Сарыаркинского
археологического института при КарГУим. Е. Букетова. -Для
меня, как археолога, он интересен, прежде всего, сохранившимися
остатками жилищ. В Центральном Казахстане, к примеру, обнаруженные
стоянки древних цивилизаций находились на поверхности, и основными
направлениями развития того периода (в основном, бронзовый
век), являлись охота, собирательство, рыбная ловля. (При раскопках
археологов сразу заинтересовало большое количество впадин,
оставшихся после разрушенных жилищ. Древние люди рыли специальные
котлованы, которые укрепляли глиной и костя ми животных -
Прим. авт.).
Ботайская культура относится к более раннему периоду - IV-III
тысячелетие до нашей эры. И, как удалось установить моим коллегам,
для ботайской культуры было характерно монохозяйство - начало
доместикации (одомашнивания) лошади. Количество лошадей доходило
до девяноста, и это как раз-таки свидетельствуето развитии
мононаправления.
Доместикация лошади в эпоху энеолита для нас, современников,
имеет огромное историческое значение, а для древней цивилизации
- экономическое и социальное. Это говорит о способности древних
ботайцев использовать лошадь в качестве транспортного средства,
осваивать впоследствии огромные территории. Лошадь была приручена
и использовалась на охоте, в домашнем хозяйстве.
Ботайцы очень удачно использовали эту местность в качестве
поселения, это уникальная экологическая ниша, прекрасная природа.
Найденные в поселении керамические и пластинчатые изделия,
орудия труда, наконечники,дротики, скребла, ножи, предметы
обихода, строительство и обустройство жилищ - все это достоверно
передает особенности той эпохи. Очевидно, что найденные артефакты
со временем меняют наше представление о том, как развивалось
древнее общество, и как знать, сколько еще загадок предстоит
разгадать... Асель СЫЗДЫКОВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
| |