Информбюро
Съезд религий
Вместе
с властью
Развитие ЩБКЗ
День памяти
День защиты
детей
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 31 МАЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ   «АЛЖИР». НАЗВАНИЕ ПРИДУМАЛИ УЗНИЦЫ,..
31 МАЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕПРЕССИЙ
На нынешний год приходятся сразу две даты, которые мы не должны забывать. Это 80-летие массового голода начала 30-х годов и 75-летие пика массовых политических репрессий сталинизма. Цена этих трагедий невосполнима. По самым общим подсчетам, от голода и болезней в Казахстане, Беларуси, России и Украине погибло свыше 7 миллионов человек.
Свыше полутора миллионов погибших в то время от голодной смерти приходится на Казахстан. 600 тысяч казахов вынуждены были покинуть родную землю, спасаясь от голода и болезней.
Только в 1937-1938 годах, по официальным данным, органами НКВД на территории Советского Союза было арестовано свыше полутора миллионов человек.
Мы должны помнить об этом!
31 мая мы будем отмечать ежегодный День памяти жертв политических репрессий и голода. В этот день в Астане будет открыт Монумент «Ашаршылыќ ќђрбандарына ескерткіш».
В ту жестокую эпоху благодаря гостеприимству казахского народа и взаимной поддержке всех этносов, насильственно депортированных в Казахстан, республика смогла пережить годы сурового лихолетья.
Из выступления Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева
на XIX сессии Ассамблеи народа Казахстана.


«АЛЖИР». Название придумали узницы
Глава государства Нурсултан Назарбаев принял участие в торжественной церемонии открытия Мемориально-музейного комплекса памяти жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР».
Музейно-мемориальный комплекс жертв политических репрессий и тоталитаризма «АЛЖИР» был открыт 31 мая 2007 года по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева в селе Акмол Целиноградского района Акмолинской области. Музей воздвигнут на месте прежней 26-й точки Карлага, где в 1937 году был открыт Акмолинский лагерь жен изменников Родины.

Музейный комплекс состоит из «Сталинского вагона», монумента Арки скорби, аллеи, двух скульптурных композиций, Стены памяти, Памятных знаков и здания музея. В экспозиции музея - два зала, в которых показана история Казахстана с первой половины XIX до середины XX века. Здесь отражены присоединение Казахстана к Российской империи, национально-освободительные восстания, создание и деятельность партии «АЛАШ» и правительства «Апаш-Орды», установление Советской власти, годы коллективизации, голод 30-х годов, массовые политические репрессии 1937 года в отношении казахской интеллигенции, история лагеря «АЛЖИР» и судьбы женщин, оказавшихся здесь.
Центральное место в музее занимает зал, посвященный истории лагеря «АЛЖИР».
Приказ НКВД СССР № 00486 от 15 августа 1937 года положил начало массовым репрессиям против ЧСИР - членов семей изменников Родины. Этот документ дал право без доказательств вины арестовывать и направлять в лагеря жен тех, кого преследовали по политическим мотивам. Именно для них на основании приказа НКВД от 3 декабря 1937 года было образовано Акмолинское спецотделение Карлага НКВД. Первая партия женщин с детьми от года до трех прибыла в Акмолинск 6 января 1938 года.
Название «АЛЖИР» - «Акмолинский лагерь жен изменников Родины» - как горькую шутку придумали его узницы: этапом через лагерь прошли свыше 20 тысяч женщин, а около 8 тысяч отбывали здесь полный срок заключения. В лагере находились женщины 62 национальностей: русские, немки, украинки, польки, белоруски, грузинки, азербайджанки и т.д. В основном, это были жены известных государственных, политических и общественных деятелей, имена которых широко известны на всем постсоветском пространстве: Азиза Рыскулова и ее мать Арифа Есенгулова, Дамеш Жургенева, Рабига Асфендиярова; певица Лидия Русланова, писательница Галина Серебрякова; женщины из семьи расстрелянного маршала Тухачевского, жены писателей Бориса Пильняка - Кира Андронникошвили, Юрия Трифонова - Евгения Лурье, матери Булата Окуджавы и Майи Плисецкой.
Часть своей жизни провели здесь талантливые женщины, мастера живописи, такие, как И. Борхман, Л. Покровская, М. Мыслина, А. Васильева и другие. Созданные ими в заключении работы - например, «Береза в тисках камней» Ирины Брохман, «Горе» Галины Цивирко, - представлены в холле музея «АЛЖИР».
Лагерь состоял из нескольких саманных бараков, четырех вышек и колючей проволоки. В течение января и февраля 1937 года заключенные поступали непрерывно со всех концов страны: из Москвы, Ленинграда, Украины, Грузии. Армении, Средней Азии. Только из Бутырской тюрьмы прибыло 1600 женщин. Мест для заключенных не хватало, и вновь прибывшие сами строили себе бараки в пургу и метель, в жару и дождь. Вместо матрацев бросали на деревянные настилы солому, а для отопления бараков косили камыш, который в течение двух зим являлся основным видом топлива. Дневальные сутками подкладывали камыш в печь, но он давал так мало тепла, что температура в бараках не превышала 6-8 градусов.
Попав в лагерь, люди лишались фамилии, национальности. Звание на всех одно - враг народа, изменник Родины. Различали людей по личным лагерным номерам на спецнашивках - на спине, рукавах, коленях, которые в случае побега служили мишенями.
Первые полтора года существования лагеря были самыми трудными для заключенных. Теснота, голод, тяжелый непривычный быт - все это вместе с определенным для «спецконтингента» режимом строгой изоляции делало их жизнь особенно мучительной. Весь этот период АЛЖИР считался местом содержания «особо опасных преступников». Лишь в мае 1939 г. был издан приказ ГУЛАГа о переводе лагеря со «спецрежима» на общий. Это означало несколько принципиальных изменений в жизни узниц АЛЖИРа. Главное из них - женщинам была разрешена переписка с волей. Многие смогли узнать о судьбе своих мужей и детей, оставшихся на свободе.
Благодаря каторжному труду полуголодных узниц, АЛЖИР за короткий срок стал прибыльным многопрофильным хозяйством, а по производственным показателям среди всех отделений Карлага вышел на первое место. В глухой степи, вдали от населенных пунктов женщины сумели создать производственный комплекс, который не только обеспечивал их самих одеждой и питанием, но и поставлял спецобмундирование на фронт в годы войны. В лагере функционировала швейная фабрика, а позднее был организован цех строчевышивальных изделий. и заключенные выполняли заказы для Москвы. Ленинграда, Харькова, Киева, Новосибирска и других городов необъятной Родины.
Будучи одним из отделений Карлага, лагерь был обязан производить огромный объем сельскохозяйственной продукции. Велась работа по отбору семян, селекции, огородничеству, мелиорации. Бригадиром полеводческих работ была назначена Г. Руденко - агроном по образованию.
Наряду с полеводством и огородничеством отводилисьземли и под бахчевые культуры, где выращивались арбузы и дыни. Впрочем, весь урожай уходил за пределы зоны, а обилие овощей и фруктов никак не отражалось на рационе питания заключенных.
Из воспоминаний К. Мальцевой: «Для начала на 18 гектарах перепахали землю для посадки овощей, причем все делалось вручную с помощью лопат. Я была бригадиром по поливу вставала в 4утра, когда все еще спали, а возвращалась поздно вечером. Работали на огороде по 14-15 часов без выходных. Когда поспевали овощи, тайно носили в барак морковь, помидоры, раздавали их детям, больным женщинам».
Одновременно с обработкой земли шла работа по животноводству, строились фермы для коров, молодняка, инкубаторы для кур, ветеринарная лечебница. Главным зоотехником была назначена П. Усыченко, коневодством руководила Е. Савельева. Известные или неизвестные - все эти женщины заслуживают того, чтобы о них помнили.
В лагерях была высокая смертность. С 1940 по 1950 годы в Карлаге умерло 10 000 заключенных. Чрезвычайно высокая смертность приходится на 1943 год, когда ежемесячно умирало по сотне человек. О масштабах гибели людей можно судить по числу кладбищ, разбросанных на территории Карагандинской и Акмолинской областей, в местах массовых заключений и ссылок.
Сейчас на месте бывших островов ГУЛАГа стоят стелы и обелиски, посвященные жертвам и мученикам массового террора. От бывших лагерей практически ничего не осталось, но под их развалинами навеки погребены изломанные судьбы, несбывшиеся надежды и мечтания людей, унесенные жестоким ветром сталинского террора в небытие.
По материаламм
музейно-мемориального
комплекса жертв политических
репрессий и тоталитаризма
«АЛЖИР».


С позиции правды
Народ Казахстана на своем веку пережил много трагедий. Но страшный мор, порожденный бесчеловечным отношением к людским судьбам, насаждениям реформ, свел в могилу и развеял по свету миллионы казахстанцев. Особый удар пришелся по коренному населению. Казахи, испокон веков занимавшиеся скотоводством, ведущие кочевой образ жизни, оказались в непривычных для них условиях гибли первыми. По данным переписи 1926 года в СССР насчитывалось 3 млн.963 тыс. казахов, а в 1939 лишь 3 млн. 100 тыс. 900. Если учесть естественный прирост населения, то можно определить, что вследствие голода и репрессий страна лишилась более полутора миллиона населения при исходной численности его в 1930 году более 4 миллионов.

Число крестьянских хозяйств в Казахстане снизилось с 1 млн. 233 тыс. в 1929 году до 565 тыс. в 1936-м. Этим жутким цифрам соответствовало катастрофическое сокращение поголовья скота, во многом вызвавшее голод и людскую смертность.
Советы решили за несколько лет превратить кочевников и полукочевников с их особыми культурными традициями, уходящими вглубь столетий, в оседлых земледельцев. Эти планы обсуждались еще за несколько лет до начала кампании коллективизации. Практически все специалисты были такого мнения, что казахи абсолютно не подготовлены к коллективизации. Знатоки местных условий объясняли также, что скотоводческие районы страны непригодны для выращивания зерна. Трудность состояла в том, что требовалось перевести кочевников на оседлый образ жизни - именно такой переход предусматривался партийной доктриной в целях «искорененияэкономической и культурной отсталости» кочевых народов. Более конкретно эта задача формулировалось так: «Переход к оседлости означает ликвидацию байского полуфеодализма, разрушение племенных отношений...».
На состоявшемся в ноябре 1929 года пленуме ЦК ВКП (б) было принято постановление о конфискации земель казахских кочевников и создании на этих землях гигантских зерновых хозяйств. В 1932 году эти зерногиганты должны были дать 1,6 млн.тонн зерна. С экономической точки зрения территория Казахстана представлялась потенциальным источником продовольственных резервов для всей советской Сибири и Дальнего Востока, а перевод кочевников к оседлости был задуман с целью получения огромного количества хлеба с земель Казахстана.
С 11 по 16 декабря 1929 года в Казахстане проходил пленум ЦК, который постановил, что «необходимым условием проведения генеральной линии на коллективизацию является переход кочевников к оседлому образу жизни». Решив начать подготовку к нему, было обозначено, что к концу первой пятилетки 544 тыс. кочевых и полукочевых семей (из общего числа 566 тыс.) должны перейти коседлости. Причем, партия не пыталась соблюдать даже видимость «добровольности» в отличие от якобы добровольного решения о вступлении в колхозы. Отчеты того периода не оставляют сомнения в том, что в колхозах, созданных весной 1930 года, царил полный хаос. Не хватало амбаров, сельскохозяйственного инвентаря, и, что еще хуже, мало пригодных для земледелия земель. У некоторых колхозов не было ни семян, ни скота, т.е. никакой материальной базы для трудовой деятельности. Созданные в этот период колхозы обычно охватывали по 10-20 аулов, в каждом из которых проживало 10-15 семей. Аулы находились в нескольких километрах друг от друга, и территория одного колхоза доходила порой до 200 квадратных километров. Не хватало кадров, и в некоторых районах один счетовод обслуживал до 12 колхозов, один техник - 50. В июне 1930 года во всей республике имелось лишь 416 агрономов и других специалистов сельского хозяйства.
Вину за трудности проведения коллективизации в Казахстане свалили на партию «Алаш-Орда». В начале 1930 года был раскрыт «заговор», в котором участвовали виднейшие национальные лидеры. В тех аулах, где коллективизация столкнулась с ожесточенным сопротивлением, были «вскрыты центры» бунтовщиков.
Сопротивляясь коллективизации, казахи резали скот, как делали крестьяне в других республиках СССР. Уже за первые недели коллективизации во многих районах Казахстана было истреблено 50 процентов поголовья скота. Население, проживавшее в аулах, питавшееся раньше молоком и мясом, теперь осталось ни с чем. Многие вступили в колхозы и совхозы, но и там есть было почти нечего. Катастрофа разразилась из-за экономических и политических просчетов того времени.
При этом территория Казахстана была определена местом ссылки для многих крестьян из других районов страны. По сведениям отдела по спецпереселенцам ГУЛАГа ОГПУ, в республику была выселена 46091 семья, или 180015 человек Это были крестьяне с Нижней и Средней Волги, из Центрально-Черноземного района, Нижегородского края, Московской области, Украины, Средней Азии, Закавказья и др.
Ошибки и перегибы тех лет в политике оборачивались трагедией для всего общества.
Голодная смерть не разбиралась в национальностях, не знала и языковых различий. Люди как могли поддерживали друг друга, делились последним куском хлеба. Много примеров, когда семьи принимали под свой кров детей других национальностей. Горе всегда объединяет людей, а история - великий учитель, она всегда покажет верный путь, который поможет преодолеть трудности. Это путь единства, взаимопонимания, дружбы.
Алма КУНАНБАЕВА,
заместитель директора по науке
областного историко-краеведческого музея,
член Акмолинской ассамблеи
народа Казахстана.



 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru