Информбюро
Память
Госсимволам РК
- 20 лет
Эксклюзив
Народное IPO
Культура
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГОССИМВОЛАМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - 20 ЛЕТ   ИСТОКИ КАЗАХСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ЕЁ СИМВОЛЫ
Истоки казахской государственности и её символы
Обретение Казахстаном государственной неза- висимости и сформировавшийся в связи с этим новый социально-политический взгляд вызвали коренные изменения в общественном сознании. В этих условиях объективное освещение прошлого является важнейшим фактором национального единства, укрепления государственной неза- висимости, формирования гражданственности и патриотизма у всех казахстанцев.

Одной из важнейших проблем прошлого казахского народа, впрочем, как и других народов, является время образования его государственности. Эта тема остается на сегодняшний день одной из самых малоизученных и спорных в отечественной истории. Причин тому много, важнейшей из которых является то, что на протяжении последних веков в исторической науке господствовал евроцентристский взгляд.
Евроцентристские тенденции оказали значительное влияние на Российскую историографию, которая имела прямое отношение к истории Казахстана, так как исследованием его истории, начиная с XVIII в., занимались русские ученые. В своих трудах они отражали политические взгляды правительственных кругов Российской империи.
Эта тенденция четко прослеживается, например, в трудах Н.Карамзина, В. Татищева, П. Рычкова. А.И. Левшина, которого Ш. Уалиханов назвал «Геродотом казахских степей».
В советскую эпоху под влиянием традиционных взглядов казахи были отнесены к числу народов с низким уровнем социально-экономического и культурного развития. Как доказательство, можно назвать труды советских ученых по истории народов Средней Азии и Сибири. Описывая пути развития Евразийских кочевников и основываясь на евроцентристских концепциях, они искажали историю народа, построенное ими государство рассматривали как примитивное объединение или военную демократию, т.е. какдогосударственное образование. Эти мнения далеки от истины. Можно было бы не обращать на это внимания, если бы современные авторы не повторяли их измышлений.
В дореволюционной и советской историографии становление Казахского ханства связывают с событиями, происходившими в степях Дешти-Кыпшак в конце 50-х годов XV века. Речь здесь идет о расколе Узбекского улуса, о переходе некоторой части народа в соседний Моголстан.
Как пишет средневековый автор Мухаммед-Хайдар Дулати, султаны Жанибек и Керей в 1465 году создали Казахское ханство. Предположительно численность населения Казахского ханства того времени достигла 200 тыс. человек. Бесспорно, становление казахской государственности было важным событием.
Если ссылаться на советскую историографию, хронологию казахской государственности казаховеды определяли с периода становления казахского ханства, т.е. со второй половины 60 годов XV века. Например, исследователи средневековой истории Казахстана С. Кляшторный и Т.Султанов начало казахской государственности также связывают со становлением Казахского ханства. С этим мнением согласны и авторы новой пятитомной книги «История Казахстана».
С нашей точки зрения, в данном издании понятия «казахское государство» и «казахская государственность» не разграничиваются. Однако это не верно. Эти два слова близки, но обозначают разные понятия. Понятие «государственность» в отличие от «государство» имеет более широкое значение, его хронологические рамки шире.
Основной принцип исторической науки - принцип историзма. Этот метод позволяет анализировать причины, устанавливать связи исторических процессов и дает возможность рассматривать факты и события в развитии, непрерывности и во взаимосвязи. Если с этой позиции рассмотреть ретроспективу истории Казахстана, то становится ясно, что казахская государственность берет свое начало с тюркской эпохи.
Более полутора тысяч лет назад в степях Центральной Азии была сформирована крупная кочевая империя -Тюркский каганат. О начале тюркской эпохи в Великой степи написал Билге каган на памятнике, воздвигнутом в честь своего брата - выдающегося полководца Култегина: «Когда вверху было сотворено голубое Небо, а внизу бурая Земля, между (ними) обоими появились сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Воссев, они поддерживали и устраивали племенной союз (государство) и установление тюркского народа».
Просуществовавший полвека Тюркский каганат в 603 году разделился на две части: Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Западный Тюркский каганат занимал территорию от Алтайских гор на востоке до Кавказских гор на западе, на севере - Южная Сибирь, на юге - Персидское государство. Центром каганата был город Суяб, расположенный на берегу реки Шу. А летняя резиденция Кагана располагалась в Мынбулаке, что вблизи современного Туркестана. Хотя основным занятием тюркских племен было животноводство, значительная часть народа занималась земледелием, ремеслом и торговлей. В каганате было около десяти городов, через его территорию проходил Великий Шелковый путь. Расположенный в центре мировой цивилизации, он поддерживал связи с соседними государствами, создал уникальную материальную и духовную культуру.
Известный тюрколог Л. Гумилев писал: «Каганат на западе граничил с Византией, на юге - с Персией и Индией, на востоке - с Китаем, поэтому история этих стран тесно связана с субъектами тюркской державы. Становление Тюркского каганата было большим поворотным событием в истории человечества». Таким образом, значение Тюркского каганата очень высоко оценил «Колумб древней Евразийской степи»-Л. Н. Гумилев.
Во все времена государственные символы каждого народа - Флаг, Герб, Гимн, воспринимались как признак государственности и независимости. Государственным символом Тюркского каганата были флаг, герб с изображением образа волка, обращенного к небу.
Позже, когда установилось монгольское государство, эта традиция нашла свое продолжение. Весной 1206 года на берегу реки Онон предводители кочевых племен провели курултай и в торжественной обстановке под развевающимся белым знаменем назвали Темучина Чингизханом, т.е. Великим ханом.
Термины хан, каган и многие традиции тюрков были переняты не только монголами, но и Русью. Например, такие военно-политические термины, как атаман, есаул, караул, каган заимствованы в русский язык из тюркского языка. Итак, опираясь на вышесказанное, факты и литературу, можно сделать вывод: казахская государственность берет свое начало с Тюркского каганата, который явился первым государственным объединением на территории Казахстана в средние века.
Данное суждение полностью соответствует тем выводам, которые были сделаны в документе «Концепция формирования исторического сознания в Республике Казахстан» (1995г.), в котором говорится, что «Казахская государственность - продолжение крупных империй и отдельных ханств, с древних времен живших на территории Казахстана».
В 2003 году тюркоязычные страны широко отметили 1400-летие образования Западного Тюркского каганата, сыгравшего важную роль в истории Евразии. В связи с этим Президент РК Нурсултан Назарбаев отметил: «Мы имеем полное основание гордиться нашими предками, так как наши предки оставили глубокий след в истории и построили государства, которые оказали большое влияние на судьбу народов Евразийского континента. Следовательно, мы, Казахстанцы, являемся наследниками государственности древней тюркской цивилизации». Эти мысли имеют много доказательств. Во-первых, расположение центра Западного Тюркского каганата - города Суяб - на территории Казахстана и владение каганатом всей территорией нынешнего Казахстана. Во-вторых, сходство языка, культуры, обычаев и хозяйства казахов и тюрков. В-третьих, многие племена (канлы, карлук, тюргеш, кыпшак, огыз, конырат, керей, найман), имевшие в тюркскую эпоху свое государство, позже составили основу казахского этноса. В-четвертых, принятие и продолжение Чингизханом и его наследниками многих традиций тюркского государства. Среди них: десятичная система управления страной и армией, традиция собирать курултай, выбор правителей из представителей одной династии, у тюрков - из рода ашина, у монголов - из потомков Чингизхана.
В XVIII веке, когда Абылай хан прославил Казахское ханство и вновь возродил государственность, в его Орде в Кокшетау постоянно развевался флаг. В устном народном творчестве сохранилось понятие «Белый флаг Абылая» (Абылайдыњ аќтуы).
16 декабря 1991 года после объявления Казахстана независимым государством, стал вопрос об учреждении государственных символов. В связи с этим был объявлен конкурс. Необходимость создания Государственного герба независимого Казахстана привела к консолидации лучших сил творческой и научной интеллигенции, народных депутатов республики. Из 245 авторов работ, принявших участие в конкурсе, победителями были признаны архитекторы Шота-Аман Уалихан и Жандарбек Малибеков. Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части Герба надпись «Ќазаќстан». В цветном изображении Государственный герб Республики Казахстан двух цветов: золотого и сине-голубого.
По результатам конкурса 4 июня 1992 года Верховный Совет РК принял Закон «О Государственном Флаге, Гербе и Гимне Республики Казахстан». 4 июня, объявлений Днем государственных символов, стал одним из главных праздников нашей страны.
27 декабря 2005 года в своем обращении к депутатам Мажилиса Парламента Глава государства отметил, что Гимн, принятый после обретения Казахстаном независимости, не нашел путь к сердцам казахстанцев. «Вместе с тем, бывая во всех регионах республики, я неоднократно был свидетелем того, как люди самых разных возрастов вдохновенно исполняли песню «Меніњ Ќазаќстаным», - сказал Нурсултан Назарбаев. - Для нескольких поколений казахстанцев эта песня стала, по сути, неофициальным гимном. Считаю, что настало время придать ей официальный статус».
7 января 2006 года после подписания Президентом страны Нурсултаном Назарбаевым Указа «О государственных символах Республики Казахстан», народная песня «Меніњ Ќазаќстаным» («Мой Казахстан»), с внесенными Нурсултаном Назарбаевым в ее текст изменениями, стала Государственным гимном страны. А 11 января того же года новый Гимн был впервые официально исполнен на церемонии инаугурации Президента Республики Казахзстан. Автор музыки Гимна Шамши Калдаяков, слова - Жумекена Нажмиденова и Нурсултана Назарбаева.
Одним из основных государствен-ныхсимволов Казахстана является Государственный флаг. Он представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца, под которым - парящий степной орел. У древка - вертикальная полоса с национальным орнаментом. Сплошной голубой цвет Флага напоминает горизонт безоблачного неба в полдень, а также преданность народа Казахстана единству и сотрудничеству. Голубое небо у всех народов всегда было символом мира, спокойствия и добра. Голубой цвет для тюркских народов - понятие священное. Солнце сзолотистыми лучами изображает покой и достаток. Солнце - символ движения, развития, роста и жизни. Солнце - символ времени, эпохи. Орел с раскрытыми крыльями - источник хороших начинаний, символ власти и величия. Парящий орел в пространстве прославляет свободолюбивый и возвышенный дух Республики Казахстан, широту души казахского народа. Солнце, его лучи, орнамент и орел - все золотистого цвета. Автор Государственного флага Республики Казахстан - художник Шакен Ниязбеков.
Кадыржан АБУЕВ,
доктор исторических наук,
профессор, заслуженный
деятель Казахстана.


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru