|
|
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ
ПО ПОВОДУ |
ЕДИНСТВО
ДОЛЖНО БЫТЬ В УМАХ... |
|
|
Единство должно быть в умах...
Не перестаю поражаться глубине мысли и прозорливости великого
Абая. Давайте еще раз вспомним его шестое слово из бессмертных
«Слов назидания».
«Одна из казахских пословиц гласит: «Начало уменья - в объединении».
Но о каком единстве идет речь? Некоторые полагают, что это
- общность скота, имущества, еды. Если так, то какой прок
от богатства и какой вред от нищеты? Стоит ли трудиться ради
богатства, не избавившись, прежде всего от родственников?
Нет, единство должно быть в умах, а не в общности нажитого
имущества... Добиваться единства ценой скота — вот начало
нравственного падения. Братья должны жить в согласии, не находясь
в зависимости друг от друга, а уповая каждый на собственную
судьбу. Иначе они и Бога забудут, и делом не займутся, а станут
искать напасти друг на друга... Как тут добиться единства?».
Вдумайтесь, как красиво, образно в нескольких фразах дается
определение понятий единства и социальной справедливости.
И насколько тесно они взаимосвязаны.
«Где справедливость?». «Это несправедливо!»... Как часто слышим
мы эти и подобные им слова, произносим их сами.
Нет ни одной политической партии в прошлом и настоящем, в
программных заявлениях которой не декларировалось бы стремление
установить социальную справедливость.
Только вот понимаем мы ее по-разному. Для кого-то справедливость
означает «дай мне, потому что я нуждаюсь», для кого-то - «сила
диктует право». И добиться единства между первыми и вторыми
заведомо невозможно даже в минуты одинаково грозящей всем
опасности.
Что же это такое - социальная справедливость, и можно ли ее
достичь?
Мы уже понимаем, что справедливость - это не когда у всех
всего поровну. Уравниловка убивает в человеке стимул работать,
стремиться к совершенствованию. Мы это уже проходили.
Люди не равны друг другу: ни по способностям, ни по потребностям,
ни по характеру, ни по уму. Природа не создала нас равными,
и устанавливать имущественное равенство в приказном порядке
- означает идти против природы, что заведомо обречено на провал.
С другой стороны, расслоение общества не должно переходить
определенную грань. Если одним не хватает еды, жилья, элементарных
удобств, а другие, у которых все это есть в избытке, продолжают
взвинчивать цены, то о каком единстве может идти речь...
Единство народа везде и всегда было производно от единства
социального. А в его основе лежит равенство стартовых возможностей
- непременного условия социальной справедливости. Независимо
от должности или профессии родителей, их положения в обществе,
оттого, в какой части страны мы живем. Это когда сын министра
и сын аптекарши ходят в один класс, учатся по одним учебникам,
когда у них один образ своей страны, один язык, в широком
смысле слова, одни национальные герои, мифы, образы. Когда
они могут понять друг друга, когда не завидуют и не враждуют.
Дальше все должно зависеть от наших личностных качеств: таланта,
трудолюбия, способностей...
Нельзя не отдать должного усилиям, которые прилагает руководство
нашей страны в стремлении превратить Казахстан в социальное
государство.
Как бы ни критиковали систему ЕНТ (она, действительно, сегодня
еще далека от совершенства), но все-таки, согласитесь, главная
ее цель как раз и заключается в том, чтобы каждый выпускник
школы имел равные возможности получить качественное образование.
И выиграть грант по специальностям, которые востребованы уже
сегодня, а тем более понадобятся завтра, вполне реально. Только
вот мы с нашими детьми, думающими «кем быть», часто не хотим
сообразовывать свои желания с потребностями страны. Я уж не
говорю о юристах и экономистах. Это уже банально. Сегодня
- массовое увлечение дизайном, психологией. И по-прежнему-дефицит
энергетиков, инженеров, квалифицированных рабочих. По-прежнему
многие больше уповают на силу диплома, чем на реальные знания,
квалификацию, профессионализм. По-прежнему не хватает врачей
и учителей в сельской глубинке.
Конечно, сегодня в крупных городах мы и наши дети имеем куда
больше возможностей получить престижную работу с достойной
заработной платой. В сельской местности, по сравнению с городами,
уровень бедности выше в три раза.
Но главная цель новой региональной политики, развития села,
программы развития моногородов как раз и заключается в уменьшении
социальных различий, в создании равных возможностей для жителей
крупных городов и районов, которые еще являются депрессивными.
Другое дело, что этого не достичь в одночасье, без усилий
каждого из нас, общего стремления к истинной социальной справедливости.
Без ощущения того, что мы - одна семья, где есть понимание
взаимной зависимости и ответственности друг за друга. В большой
семье всегда есть старые и малые, сильные и слабые, но семья
поддерживает каждого. Это и есть справедливость.
Она определяется не количеством получаемых денег, а пониманием
и убеждением, что у нас общий бюджет и общие проблемы. Мы
хотим знать, что от нас не отмахиваются, что нас не «задвигают
в угол». У нас много проблем и о них нужно говорить, решать.
Но не только те проблемы, которые касаются лично нас, необходимо
учесть проблемы самых разных слоев населения, определиться
с их приоритетами и понять, какие средства есть в нашем распоряжении.
«Я, ты, он, она - вместе целая страна»... Кто из тех, кому
за сорок, не помнит этой песни, непременно исполнявшейся на
праздничных концертах в советское время. И как бы мы к этому
недавнему прошлому ни относились, нельзя не согласиться с
тем, что слова-то по сути своей - хорошие, верные.
«В слове «Мы» - сто тысяч «Я». «Мы» - это народ. И он складывается
из множества - множества «Я». Разных, непохожих. Непохожих
не только цветом кожи и разрезом глаз, доставшихся от предков,
но и куда более существенными и значимыми признаками. Богатых
и не очень богатых, просто бедных. Талантливых и не очень
способных. У каждого - своя боль и поражения, свои успехи
и радости.
Но только вместе «Все на свете/все на свете/сможем я и ты».
Нина МИТЧИНОВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
| |