|
|
|
СЕНАТОРЫ
В ОБЛАСТИ |
КУРОРТНАЯ
ЗОНА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ ПОЯС... |
|
|
Курортная зона и продовольственный пояс. Чтобы
развитие стало системным
Как уже отмечалось в нашей газете, в конце минувшей недели
Акмолинскую область с рабочим визитом посетили депутаты Сената
Парламента РК, члены депутатской группы «Љњір», образованной
в целях содействия развитию регионов. Участвовали также представители
Министерств, уполномоченных в решении проблем и перспектив
развития Щучинско-Бурабайской курортной зоны.
Предвещая обсуждение этого вопроса, гости осведомились о состоянии
объектов инфраструктуры региона. Они побывали на станции биологической
очистки воды г.Щучинска, где в сутки для нужд городского населения
подготавливается ее порядка восьми тысяч кубометров. С вводом
в действие коммунобъекта, очищающего поступающую воду из Сергеевского
водохранилища, прекращен забор с озера Щучье, тем самым ликвидирован
один из факторов его обмеления. Также сенаторы ознакомились
с ходом строительства республиканской лыжной базы, готовность
которой составляет порядка 70%. Подрядчики возводимого объекта
уверили, что при своевременном финансировании есть возможность
сдать объект раньше запланированного срока уже на следующий
год. Аким района Владимир Балахонцев отметил, что одна из
острых проблем населенных пунктов ЩБКЗ - отсутствие единой
канализационной системы и очистных сооружений. Все сбросы,объемы
которых за последнее время увеличились почти в пять раз, собираются
в накопителе и не подвергаются никакой переработке. Есть проблемы
и с централизованным отоплением поселков в границах курортной
зоны. Многоэтажки п.Окжетпес, например, сегодня представляют
опасность как для жизни населения, так и с экологической точки
зрения, ведь отапливаются они за счет установленных людьми
печек в квартирах.
Эти проблемы и еще ряд вопросов по развитию края стали темой
для обсуждения сенаторов на заседании «круглого стола», прошедшего
в стенах визит-центра ГНПП «Бурабай». Открывая мероприятие,
заместитель Председателя Сената Александр Судьин отметил,
что развитие туристского кластера в стране является одним
из приоритетных направлений, обозначенных Главой государства.
Сегодня в нашей стране доходы от этого сектора экономики составляют
менее одного процента от ВВП. Чтобы довести этот показатель
до максимально возможного, требуется определить перспективные
точки роста туризма и предпринять необходимые меры для их
развития. Акмолинская область обладает огромным потенциалом
для решения этой задачи, в наибольшей степени сконцентрировавшемся
в Щучинско-Бурабайской курортной зоне. В свете исполнения
поручений Главы государства следует разработать системный
план развития ЩБКЗ, который поспособствует полномасштабному
решению вопросов - от строительства инфраструктуры, сохранения
экологии до внедрения международного опыта сервисного обслуживания.
Успешная деятельность туристского кластера отразится не только
на росте имиджа страны, пополнения ее бюджета, но и решит
ряд социальных и экономических задач таких, как, например,
развитие смежных отраслей бизнеса, создание новых рабочих
мест. Выступающий сообщил, что в республиканский бюджет внесены
корректировки, предусматривающие дополнительное финансирование
электрификации курортной зоны, а также строительства автомобильных
дорог.
ПОДЕЛИЛИСЬ МНЕНИЯМИ
После приветственного слова акима области Кайрата Кожамжарова
собравшиеся приступили к детальному обсуждению заявленной
темы. Заместитель акима области Эдуард Квятковский обозначил
основные проблемы, тормозящие развитие края, внес предложения
по их решению. По его мнению, следовало бы ограничить количество
казино на базе гостиниц, лучше обеспечить туристов местами
проживания. При строительстве новых отелей и домов отдыха
предусматривать спортивно-развлекательные блоки, к примеру,
бассейны. Для продвижения нашего турпродукта на мировой рынок
будет открыт туристско-информационный центр при СПК «Есиль».
Устанавливаются партнерские контакты с ведущими вузами страны
для подготовки высококвалифицированных специалистов отрасли.
Необходимо разработать план по развитию зимних видов отдыха,
так как сейчас в это время года из-за отсутствия туристов
потенциал зоны практически не используется. Заместитель акима
считает, что при более организованной работе можно было бы
увеличить число российских туристов, чему уже поспособствовало
создание Таможенного союза.
За информационным сообщением акима района Владимира Балахонцева
о действующей ситуации в курортной зоне последовали выступления
гостей.
- При разработке системного плана развития ЩБКЗ, на которую
государством уже выделено 82 млн.тенге, следует учитывать
все факторы и особенности курортной зоны, - выразил свое мнение
вице-министр индустрии и новых технологий Альберт Pay. Главным
из нихдолжен стать экологический аспект. Прежде чем приступить
к очистке озер - проблеме чрезвычайной, но решаемой, необходимо
ликвидировать источники их загрязнения, для этого необходимо
строительство канализационной системы и очистных сооружений.
Экс-аким Акмолинской области считает, что гостиничные возможности
курортной зоны достаточны для приезжающих, следовало бы просто
грамотно заняться вопросом их загруженности, а строительство
новых домов отдыха негативно будет сказываться на экологии.
Он также отметил, что вопросам продвижения турпродукта Правительство
уделяет много внимания, поэтому введена норма, предусматривающая
50% покрытия расходов частного сектора на проведение туристских
выставок, рекламных кампаний и т.д.
Сенатор от Акмолинской области Светлана Джалмагамбетова считает,
что, вырабатывая системное решение развития ЩБКЗ «важно не
утонуть в мелочах», а придерживаться основных направлений:
строительства инфраструктуры, обустройства населенных пунктов,
сохранения окружающей среды, организации круглогодичного отдыха.
Кроме того, активнее следует заниматься вопросами привлечения
инвестиций, которые в настоящее время здесь представлены лишь
вливаниями в игорный бизнес. Светлана Жакияновна подчеркнула,
что для развития курортного края направляются государственные
капиталовложения, исчисляемые миллиардами тенге. Только в
этом году для сохранения водного бассейна из республиканского
бюджета в ЩБКЗ направляется порядка четырех миллиардов тенге,
сотни миллионов пойдут на благоустройство поселка Бурабай
и многое другое.
Вопросу экологии уделялось особое внимание всех выступающих.
Заместитель управляющего делами Президента РК Сергей Фомичев
констатировал, что для курортной зоны необходимо строительство
насосной станции, стоимость которой оценивается в 7 млрд.тенге.
Вице-министр МООС РК Мирлан Муханбетов выразил мнение, что
санацию системы водоотведения и очистку озер можно проводить
параллельно. Следует уделять особое внимание вопросам охраны
окружающей среды - было отмечено директором ГНПП «Бурабай»
Алиби Газизом.
Вопросы, входящие в компетенцию Министерства транспортаи коммуникаций,
будут решаться по мере их поступления. Об этом однозначно
заявил ответственный секретарь ведомства Женис Касымбек. Уже
сейчас разрабатывается бизнес-план для строительства необходимой
инфраструктуры для полного покрытия курортной зоны качественной
сотовой связью и доступом к сети Интернет. Вскоре начнется
разработка рейсового обеспечения кокшетауского аэропорта.
Продолжится строительство подъездных дорог к ЩБКЗ.
В ходе заседания «круглого стола» директором ТОО «Урбостиль»
Любовью Нысанбаевой был презентован генеральный план развития
и застройки курортной зоны, включающий в себя проектные и
исследовательские заключения, технико-экономические обоснования
и непосредственно необходимые строительные работы. Незамедлительное
утверждение генплана повлияет на успешное и более правильное
планирование развития ЩБКЗ, считает Салауат Дембай, ответсекретарь
АДС и ЖКХ.
Бурабай представляет собой уникальный комплекс природных богатств,
которые могут послужить хорошим фундаментом развития спорта
и поддержания здорового образа жизни. Ильсияр Канагатов, зампред
Агентства по делам спорта и физической культуры, озвучил,
что ведомство вышло с предложением к Правительству страны
об открытии в п.Бурабай и г.Щучинске физкультурно-оздоровительных
центров, детских спортивных школ. Для привлечения сюда спортсменов
следовало бы построить здесь горнолыжную базу. Чтобы открыть
эти объекты, необходимо решить только две задачи: определиться
с их местоположением и финансированием строительных работ.
В завершение работы «круглого стола» аким области Кайрат Кожамжаров
поблагодарил сенаторов за организацию мероприятия, подчеркнув,
что в решении задач, обозначенных Главой государства Нурсултаном
Назарбаевым, наиболее важна согласованность действий всех
уровней власти. Для практического же их выполнения требуется
скорейшая разработка и утверждение системного плана развития
ЩБКЗ. Главным результатом проведенного мероприятия, отметил
в заключительном слове Александр Судьин, явилось сформировавшееся
общее мнение, что курортную зону необходимо охранять и развивать.
Были выявлены первостепенные для решения проблемы, которые
будут тщательно изучаться, составляться соответствующие рекомендации
Правительству и Министерствам, а сенаторы, в свою очередь,
своим законотворчеством будут благоприятствовать дальнейшему
развитию жемчужины Казахстана. Айдана
АДИЛЬБЕКОВА. п. Бурабай.
***
В субботу уже в Кокшетау члены депутатской группы «Љњір» Сената
Парламента обсуждали ход реализации Программы по развитию
продовольственного пояса Астаны на 2010-2014 годы. Обращаясь
к участникам «круглого стола», аким области Кайрат Кожамжаров
отметил, что сельхозпроизводство является одним из приоритетных
направлений развития области. Доля сельского хозяйства в структуре
валового регионального продукта составляет в среднем 21%.
При этом именно здесь производится четвертая часть общереспубликанского
объема высококачественной продовольственной пшеницы, регион
- один из основных экспортеров зерна. В рамках реализации
программ по развитию мясного скотовод-ства и созданию продовольственного
пояса вокруг Астаны достаточно успешно реализуются проекты
по увеличению производства молока, мяса, яиц, картофелеводства
и овощеводства, которые в том числе ставят своей целью и обеспечение
столицы продовольствием. Было сказано, что за 2008-2011 годы
был реализован 61 проект на 290 млн. долларов США, на стадии
реализации еще 16 проектов, цена которых 128 млн. долларов.
Это крупные проекты по созданию молочно-товарных ферм с законченным
циклом переработки продукции, откормочных площадок, мясоперерабатывающих
производств, мукомольных, растительного масла и других. Но
при всем этом существует немало проблем, совместное решение
которых помогло бы улучшить динамику и эффективность развития
агропромышленного комплекса.
Тем более, как сказал вице-спикер Сената Александр Судьин,
обращаясь ко всем участникам - представителям актива области,
Министерства сельского хозяйства, Агентства РК по управлению
земельными ресурсами, институтов развития АПК, здесь собрались
все заинтересованные стороны. Есть возможность услышать и
понять друг друга с тем, чтобы, используя имеющийся потенциал,
все меры господдержки отрасли (на развитие сельского хозяйства
в этом году в республиканском бюджете предусмотрено около
340 млрд. тенге) успешно решать вопросы продовольственной
безопасности.
Заместитель акима области Даурен Адильбеков достаточно подробно
проинформировал присутствующих о том, что сделано, и какие
задачи стоят на ближайшую перспективу по обсуждаемому вопросу.
Были названы цифры, которые позже в ходе обсуждения стали
предметом дискуссий. К примеру, было заявлено, что в текущем
году принятые меры позволят обеспечить потребность Астаны
в мясе - на 44%, молоке и молочных продуктах - на 40%, яйце
- 97%, овощах - 42%, растительном масле - на 9%. Но, как выяснилось,
реальная статистика значительно отличается от официальной,
поскольку нет единой системы учета поставляемой продукции
на рынки Астаны. К примеру, непонятно как учитывается реализация
скота с личных подворий (между тем на долю личных подсобных
хозяйств области приходится 85% от общего производства мяса
и молока в регионе), поставка сырья на перерабатывающие предприятия
Астаны. Аким области Кайрат Кожамжаров, говоря о необходимости
выработки комплексного подхода, отметил при этом, что здесь
явно прослеживается след теневой экономики.
Кроме того, имея хорошие устойчивые темпы развития отрасли,
есть ряд проблем, которые при участии депутатов в их решении,
можно снять. Речь идет о доступности и уменьшении ставки кредитования
сельхозтоваропроизводителей, особенно в отрасли животноводства
и кормопроизводства. Сучетом ставок банков второго уровня
она остается высокой для сельчан. Если процентная ставка кредитования
по линии «КазАгро» составляет 4-9%, то с учетом требований
гарантий банков она вырастает до 12%. Требуется упрощение
процедуры выделения земельных участков для создания новых
проектов, пастбищ для выпаса скота. К слову, о вопросе использования
земель. В ходе совещания не раз подчеркивалось, что сегодня
сложно работать с нерадивыми «хозяевами», так как отсутствует
механизм возврата неэффективно используемых земель, более
того, отсутствует какой бы то ни было мониторинг оценки использования.
Определенные пояснения на этот счет дал председатель Агентства
РК по управлению земельными ресурсами Кадирхан Отаров. Он,
в частности, сказал что в республике впервые началась инвентаризация
земель сельхозназначения, одна треть будет обследована в нашей
области. Инвентаризация подразумевает комплексную оценку участков,
что впоследствии будет взята за основу. Агентством также поднимается
вопрос о необходимости разработки комплексной программы по
рациональному использованию земли, которая по сути является
частью землеустроительных работ. Если депутат Сената Самат
Ескендиров говорил об инициировании депутатами проекта Закона
«О внесении изменений в некоторые законодательные акты РКпо
вопросам развития и поддержки агропромышленного комплекса»,
то руководитель Агентства, со своей стороны - о необходимости
совершенствования законодательства в сфере земельных отношений.
Как видим, на практике это сегодня одна из актуальных проблем.
Другой «тормоз» развития отрасли, по мнению акмолинских специалистов
АПК - отсутствие субсидирования племенного молодняка мясных
пород, приобретенного в России и других странах СНГ. Они также
убеждены, что необходимо увеличить число программ и объемы
субсидирования сельчан на поддержку развития овцеводства,
коневодства и свиноводства. Как известно, сейчас основная
часть субсидий предназначена на развитие КРС. Проблему создания
полноценной отрасли кормопроизводства поднял депутат Сената
Жабал Ергалиев. Приобретение кормов для сельчан - дорогостоящее
удовольствие, из-за чего по весне нередко под нож идет даже
маточное поголовье, с другой стороны, говорим об увеличении
поголовья, а о шкурах животных - ни слова. Есть и другие предложения:
например, обеспечить закуп в госресурсы не только пшеницы
и ячменя, но и других сельхозкультур, в особенности масличных.
Снизить ставки для приобретения сельхозтехники в лизингдо
6% годовых, в первую очередь, опять же, для производства масличных
и кормовых культур. Неоднократно, причем с разных сторон,
говорилось о недостатке площадей подхранение и переработку
зерна.
Так, в своем выступлении вице-министр сельского хозяйства
РК Муслим Умирьяев, говоря о диверсификации растениеводства,
напомнил о субсидировании транспортных расходов. Но при потребности
в зерновозах на перемещение внутри страны в 12 -14 тысяч штук
их в наличии имеется всего 5200. На текущий год запланировано
приобретение еще 2000. На что депутат Сената Светлана Джалмагамбетова
заметила, что такое количество кардинально проблему не изменит,
а она стоит достаточно остро. Часть зерна до сих пор лежит
на полях, в чем она лично убедилась, будучи в Жаркаинском
районе. Зерно хранится и, в так называемых, рукавах. Области
необходимы современные зернохранилища. Особенно с учетом того,
что АО «НК» «Продкорпорация», как показала практика прошлого
года, запаздывает с перемещением закупленного им товара в
другие регионы республики в целях освобождения емкостей для
приемки нового зерна. (Всего по республике запланировано строительство
трех зернохранилищ). Вариантом решения проблемы могло стать
строительство элеваторов по линии данного АО для приемки,
сушки и хранения масличных культур. Вице-министр сельского
хозяйства Муслим Умирьяев в своем выступлении также остановился
на вопросах субсидирования животноводства. По его словам,
субсидии на проведение селекционно-племенной работы увеличены
до 12 тыс. тенге на одну голову, причем без определения численных
критериев, как было ранее. На производство кормов субсидия
составляет 4 тысячи на голову, критерий наличия имеющегося
поголовья снижен до 30 голов. Говорилось о создании отдельного
Комитета по ветеринарии и введении определенных льгот для
молодых специалистов отрасли при устройстве их на работу.
По примеру того, как действуют сегодня льготы для работников
социальной сферы. Кстати, в нашей области сейчас ощущается
и дефицит конкурентоспособных агрономов. Прозвучало предложение
с мест о включении области в пилотный проект по подготовке
специалистов данной категории. Вице-министр высказал позицию
своего ведомства о мерах по стабилизации цен, установлении
норм сортообновления, строительстве новых перерабатывающих
предприятий. Ему, в свою очередь, поступило предложение рассмотреть
возможность строительства в регионе завода по переработке
мяса, поскольку уже сегодня речь идет именно об этом регионе,
как об основном участнике реализации продовольственной программы.
Светлана Джалмагабетова обратила внимание на тот факт, что
из 53 проектов в рамках реализации продовольственной программы
по Акмолинской области проинвестирован всего31 проект, остальная
часть - у карагандинцев. Хотя там, как известно, участие в
программе принимают не 17 районов, а всего четыре. Высказано
предположение, что быть может недостаточно инициативы с мест.
Ситуацию с финансовой поддержкой АПКсо стороны «КазАгро» обрисовал
председатель правления Берик Бесенгалиев. По его словам, в
Акмолинской области наблюдается положительная динамика финансирования
агробизнеса. В прошлом году область получила 66,7 млрд. тенге,
что на 1,5 млрд. больше предыдущего. Также было сказано, что
будут увеличены объемы кредитования строительства и модернизации
зернохранилищ.
Сенатор Самат Ескендиров вообще поднял вопрос об отсутствии
юридического статуса самой Программы, что не позволяет в полной
мере проводить господдержку селян. По его мнению, нет эффективного
взаимодействия между ведомствами, местными органами власти,
предприятиями аграрного сектора, участвующими в реализации
продовольственного пояса. Как и нет собственно четкого определения
понятия «продовольственный пояс».
Как выяснилось в ходе «круглого стола», дефицитом законодательной
базы страдают и созданные шесть лет назад СПК. Хотя именно
через социально-предпринимательские корпорации сегодня проводятся
дотации на весенне-полевые работы, модернизацию ЖКХ, создание
стабилизационного фонда, у которого также нет юридического
определения.
Подводя итоги, все участники заседания отметили, что обсуждение
получилось конструктивным, а членами депутатской группы, в
свою очередь, было обещано, что все поступившие предложения
будут систематизированы, предстоит работа в законодательном,
нормативном плане. Будут использованы все возможные меры для
решения поставленных задач. В заключение встречи был подписан
Меморандум о совместном сотрудничестве между акиматом Акмолинской
области и Агентством Республики Казахстан по управлению земельными
ресурсами. Валентина КОСЯНЮК. Фото
Тулегена КОШЕГУЛОВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
|
| |