Информбюро
Тезисы
отчета акима
Рабочие поездки
За строкой
Послания
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
 
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ТЕЗИСЫ ОТЧЕТА АКИМА   ИТОГИ И ЗАДАЧИ
Тезисы отчёта акима Акмолинской области Кайрата Кожамжарова перед населением
«Об итогах социально-экономического развития области за 2011 год и основных задачах на 2012 год»

Уважаемые участники встречи!
Начавшийся 2012 год ознаменован важнейшими общественно-политическими событиями вжизни нашей страны.
И среди них, безусловно, особое место занимает Послание Главы государства, Лидера Нации Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», которое является свидетельством устойчивого созидательного развития страны, сильной социальной политики государства, где обозначен вектор уверенного движения вперед.
При четком определении планов по индустриализации и технологическому развитию экономики исключительное значение в Послании уделено социальной политике. Основной блок вопросов ориентирован именно на реализацию социальной политики, повышение качества жизни и укрепление благосостояния народа.
Основной задачей, поставленной Президентом страны, является обеспечение оптимального баланса между экономическими успехами и обеспечением общественных благ, как коренного вопроса социально-экономической модернизации. Данное направление определено Главой государства главным вектором развития Казахстана в ближайшем десятилетии.
На выполнение поставленных задач направлена деятельность всех государственных органов области, с учетом уже достигнутых результатов и создания базы для дальнейшего роста экономики.
Под знаком нового Послания проводятся ежегодные отчеты акимов всех уровней перед населением, где подводятся итоги, и ставятся задачи на предстоящий год. Эти ежегодные отчетные встречи являются важным звеном в процессе дальнейшей демократизации общественно-политической жизни, местом плодотворного диалога власти с населением, средством повышения ее ответственности в решении насущных социально-экономических проблем регионов.
Основными приоритетами развития области в 2011 году были реализация государственных Программ форсированного индустриально-инновационного развития, Дорожной карты бизнеса-2020, занятости населения, развития образования и здравоохранения, проектов по созданию Продовольственного пояса вокруг г. Астаны, по развитию жизнеобеспечивающей и социальной инфраструктуры.
Главной задачей было сохранение положительной динамики развития экономики. Итоги развития экономики области позволяют с уверенностью сказать, что создан достаточный задел для успешного воплощения в жизнь всех поставленных Президентом задач.
По итогам 2011 года валовой региональный продукт ожидается в объеме 672 млрд. тенге, с ростом к 2010 году не менее чем на 8,2%, обеспеченного, прежде всего, ускоренным развитием аграрного и индустриального комплексов. На душу населения это 920 тысяч тенге (6,2 тыс. долларов США), с ростом на 134 тысячи тенге.
ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ
Большая работа проведена по государственной Программе форсированного индустриально-инновационного развития, в рамках которой по Карте индустриализации реализовано 18 проектов на 18,9 млрд. тенге.
Все это, несомненно, повлияло на рост промышленного производства на 13,3%, что является одним из самых высоких показателей среди регионов республики (4-ое место после г.г. Астаны, Алматы, Жамбылской области). В том числе в приоритетных отраслях: машиностроении - 127%, металлургической -108,6%, стройиндустрии -129%, производстве продуктов питания -112%.
При этом реальный эффект развитию промышленного сектора дали предприятия, введенные в 2010 и 2011 годах в рамках Карты индустриализации. В общем объеме промышленного производства доля продукции, произведенной за счет инвестиционных проектов, реализованных в рамках ГПФИИР, составляет почти 20%.
За счет ввода новых производств выпуск золота увеличен в 1,5 раза - до 10 тонн (7,3 тонны - продукция ТОО «Алтынтау Кокшетау»), керамических кирпичей в 1,8 раза - почти до 70 млн. штук(30млн. штук- ТОО«ENKI»), пластмассовых труб в 2,2 раза - до 19,5 тыс. тонн (15 тыс. тонн - ТОО «Степногорский трубный завод «Арыстан»).
Как следствие, производительность труда в обрабатывающей промышленности по сравнению с 2010 годом возросла в 1,5 раза (17,8 тыс. долларов на одного занятого), доля продукции обрабатывающей отрасли в структуре ВРП - с 13% до 16%.
При реализации инвестиционных проектов немаловажным вопросом является повышение казахстанского содержания, приоритетное размещение госзаказов у отечественных производителей и расширение доли местного участия, что является большим подспорьем развитию малого и среднего бизнеса. Так, доля казсодержания в закупкахтоваров, работ и услуг системообразующих предприятий увеличена с 41,7% до 71,7%, причем, по работам и услугам составляет 99,7%.
Вместе с тем в отрасли имеются резервы, позволяющие увеличить объем производимой продукции, в том числе с инновационной составляющей. На расширенном заседании Правительства РК 27 января текущего года Глава государства справедливо подверг критике реализацию инвестиционных проектов по программе форсированной индустриализации. Это относится и кнашему региону. Большинство проектов Карты ин-
дустриализации - это проекты аграрного комплекса, в том числе и не предполагающие производство продукции высокого передела - мельничные комплексы, зернохранилища, хлебоприемные пункты.
Кроме того, не все предприятия, введенные в 2010-2011 годах, вышли на запланированную проектную мощность -из 15 объектов, введенных в 2010 году,
на полную мощность работают только шесть. Это также один из резервов увеличения объемов продукции.
У нас есть возможности по переработке кожи и шерсти, на что также было акцентировано внимание Президента страны.
Это в конечном итоге должно отразиться на росте ВРП как в целом по области , так и на душу населения.

ТОО «Степногорский трубный завод «Арыстан».

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС
Особое место, как один из основных факторов успешной индустриализации, занимают малый и средний бизнес.
Количество активных субъектов МСБ за прошлый год увеличилось на 10,6%. В этой сфере трудится 121 тысяча акмолинцев или 27,5% от экономически активного населения области, объем выпускаемой ими продукции возрос на 7,7%.
Большие возможности для развития предпринимательства, особенно в сельской местности, открываются с ежегодным увеличением объемов всесторонней финансовой поддержки.
В 2011 году филиалами банков второго уровня субъектам малого и среднего предпринимательства выдано кредитов на сумму 12,3 млрд. тенге, 25-ю микрокредитными организациями выдано 10,5 тысячи микрокредитов на 520,4 млн. тенге и 15-ю сельскими кредитными товариществами - 105 кредитов на 684,2 млн. тенге.
За счет средств областного бюджета и АО «ФРП «Даму» реализована региональная программа финансирования субъектов малого и среднего бизнеса, по которой 13 заемщикам выделено более 548 млн. тенге (100 млн. тенге - средства областного бюджета, 458,3 млн. тенге - АО «ФРП «Даму»), создано 89 новых рабочих мест.
Благодаря программе «Дорожная карта бизнеса-2020», разработанной по поручению Главы государства, предприниматели региона получили поддержку в объеме 768 млн. тенге для модернизации существующих и открытия новых производств, создания предприятий сервиса, развития инфраструктуры к проектам. По данной программе одобрено 59 проектов на общую сумму 12 млрд. тенге, субсидии выплачены 28 заемщикам на 195 млн. тенге, профинансировано 5 проектов на 198 млн. тенге по строительству недостающей производственной инфраструктуры. На специальных курсах для начинающих предпринимателей «Бизнес-советник» обучено 669 акмолинских бизнесменов.
За 2011 год введено в действие около 90 объектов малого и среднего бизнеса, создано более 7 тысяч новых рабочих мест.
В 2012 году на реализацию Программы предусмотрено 1,1 млрд. тенге. Средства немалые, на всех уровнях принимаются необходимые меры по их полному и эффективному освоению.
При этом резервом для развития малого бизнеса является обеспечение участия в реализации «Дорожной карты бизнеса-2020» всех регионов. Так, за два года реализации данной программы ни по одному из трех ее направлений не представлены заявки на участие от предпринимателей 9 районов - Аршалынского, Астраханского, Атбасарского, Егиндыкольского, Есильского, Жаксынского, Жаркаинского, Коргалжынского и Сандыктауского. Участие всех регионов с реализацией хотя бы одного проекта станет реальной поддержкой развития предпринимательства и обеспечит вклад в развитие экономики области.
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
Объем валовой продукции сельского хозяйства возрос более, чем в 2 раза, и достиг 236,6 млрд. тенге. Собран рекордный урожай зерновых - 7,2 млн. тонн. Индекс физического объема - 175,8%, что является самым высоким показателем по республике. Доля экспорта зерна доведена до 4 млн. тонн. Масличных культур собрано в 3,4разаболыие(95,2гыс. тонн), картофеля - в 1,5 раза (222,4 тыс. тонн), овощей - на 7% (56,4 тыс. тонн). Производительность труда в сельском хозяйстве увеличилась в 1,6 раза и составила 6,2 тыс. долларов США на одного занятого в отрасли.
Государству сдан необходимый объем зерна, подготовлен семенной материал, обеспечен полуторагодовой запас кормов (1,6 млн. тонн).
Только в 2011 году в развитие агропромышленного комплекса вложено около 39 млрд. тенге инвестиций, из них прямая государственная поддержка составила 7,9 млрд. тенге.
Сегодня, когда в оборот введен практически весь потенциал пахотно-пригодных земель, увеличение объемов производства в растениеводстве возможно только путем ее интенсификации, на что и направляется дополнительное финансирование.
Это - обновление сельскохозяйственной техники, поддержка семеноводства, внедрение севооборотов, диверсификация посевных площадей за счет увеличения посевов под масличными, картофелем, овощами.Тольков201 1 году приобретено 285 единиц высокопроизводительной сельхозтехники, площадь под масличными увеличена на 32%, влагоресурсосберегающие технологии применены на 70% посевных площадей.
В настоящее время проводится комплекс мероприятий по подготовке к посевной кампании. По состоянию на 13 февраля общая готовность машинно-тракторного парка в среднем составляет 81%, стопроцентно отремонтированы посевные комплексы, на 80% - бороны, культиваторы, зерновые сеялки, протравители и заправщики семян, на 73% - тракторы. Все ремонтные работы будут завершены в предусмотренные сроки.
Согласно поручению Главы государства, учитывая возможности нашего региона, большое внимание уделено развитию животноводства.
Завершена идентификация сельскохозяйственных животных, все данные приведены в соответствие с фактическим наличием скота.
Благодаря государственной поддержке, направленной на развитие крупнотоварного производства, позволяющего использовать высокопроизводительные технологии и вести научно-обоснованное племенное дело, достигнуты положительные результаты в сельхозпредприятиях и крестьянских (фермерских) хозяйствах. Здесь обеспечен рост поголовья по всем видам животных - КРС - на 25%, овец и лошадей - на 33%, птицы - на 4%. Производство мяса в данных категориях хозяйств возросло на 18%, молока - на 11 %.
Не остаются без внимания и домашние хозяйства, где сосредоточена большая часть поголовья скота или около 90%. Оказывается содействие по приобретению кормов, субсидируются 50% затрат по искусственному осеменению, созданы ветеринарные службы, осуществляется закуп животноводческой продукции, расширены возможности по микрокредитованию, что позволяет улучшить продуктивные качества разводимого скота.
Развитие мясного животноводства является составной частью Программы по созданию продовольственного пояса вокруг г. Астаны, по которой в 2011 году реализован 21 проект на 20,8 млрд. тенге (из них 12на 15,5млрд. тенге - по Карте индустриализации).
В их числе три откормочные площадки на 10,7 тыс. голов КРС и четыре хозяйства-репродуктора на 6,9 тыс. голов КРС в Астраханском, Аккольском, Енбекшильдерском и Зерендинском районах, введенных в рамках региональной программы развития мясного скотоводства на 2011 -2015 годы. В 2011 году сельхозформированиями завезено более 12тыс. голов племенного молодняка КРС насумму около 1 млрд. тенге.
В перспективе Программой предусматривается реализация крупных прорывных проектов по строительству еще шести откормочных площадок на 18 тысяч голов КРС и шести племенных хозяйств-репродукторов на 6,7 тыс. голов (Аршалынский, Атба-сарский, Буландынский, Ерейментауский, Жаксынекий и Жаркаинский районы).
В данном направлении используется государственная поддержка посредством программ микрокредитования фермерских хозяйств по Программе «Сыбаѓа» на приобретение маточного поголовья КРС и быков-производителей для воспроизводства молодняка мясной породы. В 2011 году в полном объеме освоено 1,1 млрд. тенге, выделенных на закуп 6 тыс. голов.
Но основной задачей является не просто увеличение количества инвестиционных проектов, а, прежде всего, эффективность введенных производств. На особом контроле находится обеспечение их выхода на необходимый уровень загрузки и выпуска продукции. А это и увеличение объемов производства, и стабильная занятость сельского населения.
За счет проектов по созданию продовольственного пояса, реализуемых с 2008 года в едином комплексе форсированного индустриально-инновационного развития, промышленный выпуск мяса в прошлом году увеличен на 14%, молока обработанного - в 1,4 раза, муки и сливочного масла - на 13%, растительного масла - в 5 раз.
Для повышения качественных показателей развития аграрной отрасли уже сегодня в нашей области проводится работа по исполнению задач, поставленных Главой государства по развитию аграрной науки. Продолжаются работы по созданию в пос. Научный Шортандинского района Научно-образовательного комплекса АПК (международного сельскохозяйственного исследовательского центра), где будут проводиться фундаментальные и прикладные научные исследования мирового уровня, с организацией подготовки научных кадров и эффективной системой коммерциализации научных разработок. За счет средств республиканского бюджета подготовлено ТЭО, решается вопрос о финансировании проекта.
Для сохранения набранных темпов роста в аграрном секторе большое значение имеет использование всехимеющихся резервов.
Следует признать, что высокий рост в 2011 году был достигнут за счет рекордного урожая зерновых, прежде всего, благодаря благоприятным погодно-климатическим условиям. Такие условия ежегодно не повторяются. Поэтому для получения хороших результатов в растениеводстве особое внимание необходимо уделить агротехнологиям.
Для этого в настоящее время по каждому сельхозтоваропроизводителю проводится анализ рационального и правильного соблюдения агротехнических правил использования земли с применением севооборота и паров, которые используются только крупными хозяйствами. Аналогичная практика во всех хозяйствах области позволит значительно увеличить продуктивность полей, снизить зависимость от погодных условий.
Одним из резервов развития АПК является развитие животноводства, с одновременным развитием кормопроизводства, ориентированных на расширение экспортного потенциала. С учетом наблюдаемого в мире ежегодного роста потребности в продовольствии нам нужно максимально использовать имеющиеся возможности. Тем более, что в данном направлении государством оказывается огромная помощь сельхозтоваропроизводителям.
Учитывая наличие в области большого количества водоемов, более половины из которых рыбохозяйственные (из 758-ми -493), резервом диверсификации аграрного сектора является развитие рыбного хозяйства. В области имеются Зерендин-ский рыбоводный центр и Майбалыкский рыбопитомник, которые полностью удовлетворяют потребность рыбных хозяйств в материале для воспроизводства рыбных ресурсов. Для поддержки данного сектора с 2011 года из республиканского бюджета выделяются субсидии на возмещение до 50% затрат по повышению продуктивности и качеству товарного рыбоводства (2071 год -19,8 млн. тенге, 2012 год - 32,7 млн. тенге).

Откормплощадка ТОО «Ак Бас». Енбекшильдерский район.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Решение вопросов эффективного производства растениеводческой продукции неразрывно связано с обеспечением рационального использования земель сельхозназначения.
Отсутствие свободных земель стало серьезным тормозом для привлечения инвестиций в отрасль, при том, что большая часть предоставленных ранее земель не используется. Получается парадоксальная ситуация: при огромных площадях и низкой плотности населения инвесторы не могут найти свободные земли. В 2011 году в рамках регулирования земельных отношений проведена инвентаризация 10 млн. га земель сельхозназначения, с учетом наличия водных источников на пастбищныхугодьях.
В результате у более 1,2 тыс. субъектов выявлено 1,1 млн. га неиспользуемых сельхоз-земель (в т.ч. 0,4 млн.га пашни, 0,7 млн.га пастбищ).
Из них 606 тыс. га поставлены на учет, как бесхозяйное имущество, втекущем году проводится работа по возврату их в ведение государства. Материалы по 314 тыс. га переданы в Межрегиональную земельную инспекцию для принятия административных мер, земли площадью 637 тыс. га возвращены в госсобственность.
В 2012 году работа в данном направлении будет продолжена. В областном бюджете предусмотрено 55 млн. тенге на разработку Программы рационального использования земель сельхозназначения Акмолинской области и комплексную разработку базовых ставок на землю в населенных пунктах.
Наличие 3,9 млн. га неиспользуемых и неэффективно используемых пастбищных угодий из земель сельхозназначения, населенных пунктов и земель запаса, доля которых составляет60%(6,5млн. га), является значительным резервом для развития животноводства.
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Общий рост конкурентоспособности товаров и услуг позволил увеличить масштабы внешнеэкономической деятельности. За январь-ноябрь 2011 года экспорт возрос на 45%, что послужило развитию транспортных услуг. Объемы перевезенных грузов в 2011 годувырослина17%.
Создание Таможенного союза, позволяющего казахстанским предпринимателям экспортировать свой товар без каких-либо барьеров, создает условия для расширения номенклатуры экспортоориен-тированной продукции.
На знач ител ьное расши рен ие ры н ка сбыта для ка-
захстанских товаропроизводителей направлено и создание по инициативе нашего Президента Единого экономического пространства. Все эти возможности являются стимулом для бизнеса к производству конкурентоспособных товаров и услуг, и мы должны использовать их в полной мере.
Внешнеторговый оборот Акмолинской области со странами Таможенного союза (Россия и Беларусь) за январь-ноябрь 2011 года составил 420 млн. долларов США, или более четверти (39%) от общего объема торговли с 90 странами мира (1075,8 млн. долларов США).
ИНВЕСТИЦИИ И ЖИЛИЩНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
В 2011 году в экономику области инвестировано 122,7 млрд. тенге, с ростом на 7,5%. В основном это собственные средства предприятий и заемные средства(56%Л
Инвестиционная привлекательность нашего региона подтверждена ростом инвестиций за счет собственных средств предприятий - на 14%.
Инвестиции за счет бюджетных средств возросли на 17% и составили 54,6 млрд. тенге, которые направлены на развитие объектов образования, здравоохранения, социальной защиты, водообеспече-ния и жилищно-коммунального хозяйства, улучшение состояния автомобильных дорог.
Выполнено строительных работ на 67 млрд. тенге, или 107,4% к 2010 году. За счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию почти 314 тысяч квадратных метров жилья. Это в 2 раза больше, чем в 2010 году.
Введено 17 тыс. кв. метров арендного, 21,6 тыс. кв. метров ипотечного, 124,9 тыс. кв. метров индивидуального и 150,5тыс. кв. метров коммерческого жилья.
Для поддержки молодых семей и закрепления специалистов, прибывающих в областной центр, в 2011 году за счет средств областного бюджета начато строительство 45-квартирного жилого дома в рамках пилотного проекта «Жас Отау». По данному проекту предусмотрено ежегодно возводить по одному дому.
С завершением строительства 4-5 очередей жилого массива «Лесная поляна» в с.Косшы Целиноградского района (ТОО «Альянс-Стройинвест») окончательно решены проблемы дольщиков.
Решен проблемный вопрос об утеплении жилых домов, построенных в с.Красный Яр в рамках Программы «Нђрлы кљш». В 2011 году за счет средств областного бюджета построены веранды к 50-ти жилым домам.
При общем росте ввода жилья в целом по области допущено снижение в ЕгиндыКольском, Ерей-ментауском, Есильском, Жаксынском, Жаркаинском и Сандыктауском районах, что является резервом увеличения объемов жилищного строительства.
СДЕРЖИВАНИЕ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Одним из основных наших обязательств перед населением было сдерживание инфляции. В прошлом году цены выросли на 7%, что на 0,4 процентных пункта ниже показателя 2010 года и среднереспубликанского показателя.
Для снижения сезонных колебаний цен на основную продукцию сельского хозяйства в области проведены 761 ярмарка, в том числе в областном центре - 7, куда приглашались непосредственно сами сельхозпроизводители. С производителями и поставщиками основных продтоваров заключено 688 меморандумов.
В прошлом году создан Стабилизационный фонд продовольственных товаров, аккумулирующий основные виды продовольственных товаров, которые планово реализуются через торговую сеть города по фиксированным ценам. Это также является сдерживающим фактором в росте инфляции.
В целях снижения цен на основные продовольственные товары в процесс увеличения выпуска продукции собственного производства и насыщения рынка плодоовощной продукцией вовлекается СП К «Есиль». В 2011 году здесь реализованы проекты по выращиванию картофеля на поливных землях, прилегающих к Кокшетау, строительству овощехранилища емкостью 1,2 тыс. тонн продукции, оказанию сервисно-заготовительных услуг сельскохозяйственным предприятиям.
С вводом в 2011 году в областном центре коммунального рынка созданы условия для оптимального взаимодействия поставщиков сельхозпродукции и покупателей, реализации продукции без посредников по приемлемым ценам. Это важный социальный объект, главной задачей которого является обеспечение продвижения продукции по прямой цепочке: поле - рынок или дача - рынок. Перед акимами районов поставлена задача по созданию таких рынков во всех районных центрах.

Коммунальный павильон в Кокшетау.

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ хозяйство
Сучетом значительного износа сетей тепло-, водо- и электроснабжения для области весьма актуальны вопросы модернизации ЖКХ и обеспечения качественной питьевой водой.
В 2011 году для обеспечения стабильной работы теплоснабжающих предприятий направлено 5,1 млрд. тенге. За счет проведенных мероприятий созданы условия для нормального прохождения отопительного сезона с соблюдением нормативного температурного режима, снижены нормируемые потери в теплосетях, улучшено качество предоставляемых услуг.
За прошедший год построено три новых котельных: в с. Косшы Целиноградского района, г. Державинске Жаркаинского района, г. Акколе Аккольского района, суммарной мощностью 70 Гкал/час. Создано 74 новых рабочих места. Реконструировано 9 котельных, 33,8 км тепловых сетей, капитально отремонтированы 9 котельных, закуплены и установлены 105 новых котлов.
Начато строительство котельной в а. Акмол, новой чаши золоотвала на основном теплоисточнике областного центра ГКП на ПХВ «Кокшетау жылу». Разработана ПСД по строительству котельных в п. Бурабай и г. Макинске.
За счет республиканского бюджета продолжалось строительство и реконструкция сетей электроснабжения в ЩБКЗ (реконструирована ПС «Щучинская», построена ПС «Санаторная», велось строительство кабельных линий от ПС «Щучинская» до ПС «Санаторная»), построены сети электроснабжения в г. Державинске, микрорайонах «Жайляу» и «Бирлик» г. Кокшетау.
В рамках Комплексного плана социально-экономического развития пристоличных населенных пунктов разработана ПСД на реконструкцию объектов электроснабжения в селах Караоткель, Талапкер, Тайтобе, Шубары и Коянды Целиноградского района.
Энергоснабжающие предприятия области, за счет инвестиционной составляющей тарифа, вложили в реконструкцию объектов электроснабжения около 3,5 млрд. тенге. Так, в 2011 году АО «АРЕК» построил ЛЭП 110 кВт протяженностью 64 км между ПС «Жолымбет», «Искринская» и «Степная», тем самым обеспечив надежность электроснабжения населенных пунктов, запитанных от указанных силовых подстанций. Ранее электроснабжение осуществлялось по ЛЭП, построенной еще в 60-е годы прошлого столетия.
В коммунальную сферу в последние годы вкладывается немало средств, однако в отрасли еще достаточно внутренних ресурсов, используя которые можно достичь неплохих результатов.
Экономия ресурсов, воды, угля, электроэнергии - это главный фактор снижения затрат на коммунальные услуги.
Вместе с тем за прошедший год в целом по области установлено всего 120 приборов учета тепла, охват потребителей составляет всего 20%. Охват потребителей приборами учета воды составляет 67%. Недостаток этой работы на руку предприятиям, оказывающим услуги по водо- и теплоснабжению. Это позволяет им не заниматься уменьшением сверхнормативных потерь. Неслучайно потери тепла по области составляют от 22% до 30%, по воде - от 28% до 30%.
Данный вопрос будет взят на особый контроль.
Имеются случаи необходимости замены котлов и котельного оборудования через два-три отопительных сезона после их ввода, что свидетельствуето несоблюдении надлежащих условий эксплуатации. Мы не можем себе этого позволить, при таком отношении в бюджете не хватит никаких средств. Ответственность за данную работу возложена лично на акимов районов и городов, руководителей коммунальных предприятий.
Уже стало нормой осуществлять постоянные вливания из бюджета для поддержки деятельности коммунальных предприятий в сфере ЖКХ, из которых практически все убыточны. В 2011 году на закуп топлива, покрытия затрат на электроэнергию, воду из республиканского бюджета выделено 618 млн. тенге, из областного - 241,4 млн. тенге.
Вывод их на рентабельный уровень работы позволит направлять бюджетные средства на решение более актуальных и первоочередных проблемных вопросов. Для этого есть возможности.
Вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой решается в рамках Программы «Аќ Бђлаќ» на 2011-2020 годы. Бюджетное финансирование мероприятий по улучшению водоснабжения в 2011 году составило - 9,7 млрд. тенге.
Данными мероприятиями были охвачены все регионы области - это 30 сельских населенных пунктов и 5 городов. В 2011 году завершена реализация проектов в 11 населенных пунктах. Основной приоритет - восстановление бездействующих и аварийных водопроводов.
Реконструировано, построено и капитально отремонтировано 184,7 км водопроводных сетей, 10 водонапорных башен, 15 насосных станций, 8 резервуаров, пробурено 5 скважин.
Продолжается реализация двух крупных проектов - реконструкция объектов водоснабжения и водоотведения в городах Кокшетау и Степногорске. В 2011 году на эти цели было направлено 2,9 и 4,в млрд. тенге соответственно.
За счет строительства сетей водоснабжения в селах Раздольное и Байдалы Аршалынского района решена проблема с привозной водой.
Как следствие, доступ к централизованному водоснабжению в сельских населенных пунктах вырос до 55%, в городах - до79,5%.
В 2012 году бюджетное финансирование мероприятий по улучшению водоснабжения предусмотрено в сумме 10,4 млрд. тенге.
Особое внимание уделено населенным пунктам, использующим привозную воду, которыхвобласти насчитывается 35.
В 2012 году данная проблема решается в 9 сепах(Атбасарский - с.с.Шункырколь, Ново-Мариновка, Есенгельды, Есильский -с.Интернациональное, Зерендинский - с.Айдарлы, Целиноградский - Разъезд №96, Шортандинский - с.с.Октябрьское, Андреевка, г.Степногорск - с.с.Аксу, Карабулак).
По 13-ти СНП - проекты заявлены для финансирования за счет средств республиканского бюджета, еще по 13-ти реализация проектов нецелесообразна, ввиду неперспективности и малочисленности населения.
Большим подспорьем для улучшения состояния жизнеобеспечивающей инфраструктуры является принятие важнейшей Программы модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Ведь не секрет, что все коммуникации имеют большой износ и требуют существенных финансовых вложений. Государство выделяет значительные средства, и мы должны обеспечить максимальное участие граждан в данной программе.
В частности, уже начата реализация одного из новых направлений - ремонт жилищного фонда. В прошлом году на эти цели области было выделено 326 млн. тенге, проведен ремонт работы 18-ти многоэтажных домов, втом числе в г.г. Кокшетау-14, Степногорске - 2, Щучинске - 2.
Выполнены работы по ремонту кровли, подвалов, инженерных коммуникаций, подъездов и фасадов, заменены 7 лифтов в домах областного центра.
В дальнейшем на эти цели ежегодно планируется выделение средств в объеме 1,7 млрд. тенге. В Программе примут участие все 10 городов области. За счет создания новой модели жилищных отношений каждый год предусматривается ремонт более 70 домов. В 2012 году - это 75 домов в городах Кокшетау, Степногорске, Щучинске, Атбасаре, Есиле, Ерейментау, Державинске, Макинске, Акколе.
В рамках Программы будут реализованы мероприятия и по энергосбережению, в том числе термомодернизация объектов социальной сферы и жилищного фонда - выполнение работ по утеплению наружных стен, кровли, подъездов, установке приборов теплорегулирования.
Однако, как показал опыт прошлого года, недостаточная разъяснительная работа среди населения приводит к нежеланию отдельных собственников квартир вкладывать средства в ремонт общедомового имущества. По большинству домов отсутствуют органы управления и оформления объектов кондоминиума - из 26,7 тысячи оформлено всего 303 дома, органами управления охвачены - 804 дома. Эта работа должна быть активизирована, что позволит увеличить количество объектов, охваченных Программой.
При этом все мероприятия должны проводиться в тесной взаимоувязке с благоустройством дворовых территорий. В бюджете города Кокшетау в текущем году на эти цели предусмотрено 200 млн. тенге. В дальнейшем эта практика будет распространяться во всех городах.
В целях обеспечения стабильного функционирования жилищного фонда особое внимание необходимо уделять деятельности КСК и активному привлечению населения - это и утепление подвалов, подъездов, квартир, из чего порой складываются большие объемы сохраненного тепла. В данном направлении перед КСК поставлена задача по активизации процесса привлечения общественности к вопросам благоустройства и функционирования жилищного фонда.
Я призываю жителей совместно с КСК следить за порядком, за сохранностью, т.е. быть реальными хозяевами своих дворовых территорий.

Ремонт жилого фонда по Программе модернизации ЖКХ.

ДОРОГИ
Одним из базовых факторов повышения конкурентоспособности является формирование современной транспортной инфраструктуры. Однако качество дорог в нашей области оставляет желать лучшего. Поэтому улучшению их состояния уделяется повышенное внимание, ежегодно увеличиваются и объемы финансирования на эти цели.
Так, в 2011 году на содержание и ремонтные работы направлено более 5,8 млрд. тенге, что на 16% больше, чем в 2010 году.
Помимо дорог областного и районного значения, ремонтными работами охвачены внутригородские улицы областного центра.
В 2012 году на реконструкцию и ремонт дорог местного значения запланировано более 4,6 млрд. тенге.
Предусмотрено первоочередное решение вопросов на таких наиболее проблемных и важных для области участках, как «Жолымбет - Шортан-ды - Пригородное», «Новый Колутон - Акколь - Азат - Минское», «Петровка - Каменка - Остро-горка», «Кабанбай Батыр - Жангызкудук - Ора-зак», «Акылбай ауылы - Кызыл Агаш», «Новои-шимка - Зеленый Гай», «Вознесенское - Новобратское».
Кроме того на контроле находится вопрос ремонта дорог в г. г. Кокшетау и Степногорске, актуальность которого возросла в связи с их большим износом, а также реализацией крупных проектов по реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения.
При этом остается открытым вопрос повышения качества ремонта автомобильных дорог, даже с учетом 5-ступенчатого контроля проведения ремонтных работ (КАД МТК РК, Акмолажол-лаборатория, представитель Заказчика, технический надзор, авторский надзор).
Имеются случаи, когда через непродолжительное время после проведения капитального ремонта дорог, они становятся непригодными для эксплуатации. Тем самым не обеспечивается эффективность использования значительных объемов выделяемых бюджетных средств. На качество выполняемых дорожно-строительных работ непосредственно влияет низкий уровень оказания инжиниринговых услуг по техническому надзору и недостаточный авторский надзор.
Учитывая, что сегодня основным приоритетом является эффективность использования средств и режим жесткой экономии, необходимо повысить ответственность всех заинтересованных лиц, особенно к выбору подрядчиков и контролю за качеством проводимых работ.
РАЗВИТИЕ ПЕРСПЕКТИВНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ОБЛАСТИ
Перспективным в данном направлении является дальнейшее развитие агломерационной зоны г. Астаны, развитие Щучинско-Бурабайской курортной зоны, крупных региональных центров - городов Кокшетау и Степногорска.
В плановом порядке реализуются мероприятия Комплексного плана развития 20-ти населенных пунктов Аршалынского, Целиноградского и Шортандинского районов, прилегающих к городу Астане, на 2011-2014годы, разработанного по поручению Главы государства.
Разработаны генеральные планы 3-х населенных пунктов (Кабанбай Батыра, Максимовка, Разъезд 96) и их корректировка по 8 населенным пунктам. В Целиноградском районе начато строительство центральной котельной, 36-квартирного жилого дома в а. Акмол, двух школ по 900 ученических мест в селах Коянды и Талапкер и двух школ по 1200 мест в с.с.Косшы и Караоткель, продолжены работы по развитию инженерно-коммуникационной инфраструктуры с.Косшы, построен детский сад на 320 мест в с. Кабанбай батыра, проведен капитальный ремонт систем водоснабжения и канализации в а. Акмол.
Разработано 19 проектно-сметных документации по проектам, которые запланированы на 2012 год (2 - водоснабжение, 4 - электроснабжение, 5 -дороги, 8 - объекты образования).
Щучинско-Бурабайская курортная зона. В рамках развития Щучинско-Бурабайской курортной зоны построена объездная дорога к туристскому центру (протяженность -8,9 км, от 232-го км автобана «Астана-Щучинск» в объезд г. Щучинска), проводится работа по созданию зеленого пояса вдоль автобана «Аста-на-Бурабай», продолжается реконструкция аэропорта в г. Кокшетау, где в 2011 году завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, позволяющая принимать все виды воздушных судов, реконструкция водопроводных и электрических сетей.
На территории СЭЗ «Бурабай» строится один из крупнейших в стране развлекательных центров с инфраструктурой, соответствующей мировому уровню. Все это работает на увеличение количества отдыхающих и туристов.
С целью сохранения экосистемы курортной зоны и создания условий для привлечения инвестиций в поселке Бурабай планируется решение первоочередных проблемных вопросов по развитию инженерной инфраструктуры, которые включены в перечень вопросов, требующих решения с учетом поддержки республиканского бюджета. Это стабильное теплоснабжение домов отдыха, многоэтажных жилых комплексов, реконструкция сетей водоснабжения и водоотведения, строительство очистных сооружений, развитие дорожной сети.
Выделение из областного бюджета в 2011 году 149 млн. тенге на разработку проектно-сметной документации по данным проектам позволит ускорить их реализацию.
В настоящее время по поручению Главы государства разрабатывается План развития Щучинско-Бурабайской курортной зоны, реализация которого станет мощным импульсом для развития туристского кластера, привлечения инвестиций и одним из резервов роста экономики области.
Город Кокшетау. Последние годы значительно увеличено финансирование мероприятий по развитию областного центра - это благоустройство, улучшение состояния улично-дорожной сети, реконструкция и ремонт объектов жилищно-коммунального хозяйства. В 2011 году выделены средства на разработку проектно-сметной документации на строительство ливневой канализации, очистку озера Копа и строительство нового полигона твердых бытовых отходов, что будет способствовать улучшению экологической обстановки.
Актуальным является и развитие г. Степногорска как крупного индустриального центра. Благодаря государственной поддержке в городе реализуется крупный проект по реконструкции системы водоснабжения и водоотведения.
Для решения первоочередных проблемных вопросов, в том числе по стабилизации производственных процессов и развитию инфраструктуры, разработан Комплексный план развития г. Степногорска на 2012-2020 годы, реализация которого найдет отражение в разрабатываемой по поручению Главы государства Программе развития моногородов.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
Рост экономики, увеличениедоходов и потребления позитивно отражаются и на бюджете. В местный бюджет поступило налогов и других обязательных платежей в сумме 57,9 млрд. тенге, с ростом на 21,9%. Это достигнуто в результате расширения налоговой базы, роста производства и открытия новых предприятий, а также за счет улучшения налогового администрирования.
Реально располагаемый бюджет в 2011 году составил 123,8 млрд. тенге и позволил обеспечить рост финансирования практически всех отраслей экономики, особенно социальной сферы.
ОБРАЗОВАНИЕ
Важной задачей является развитие системы образования. На эти цели в 2011 году направлены 38,6 млрд. тенге с ростом к2010 году на 25%. В общем объеме бюджетных расходов это составляет более 31 %.
Приоритетное внимание уделено увеличению охвата детей дошкольным образованием. Реализуется программа «Балапан», в рамках которой введены 94 дошкольных организации, в том числе 16 детских садов, из которых 4 - за счет нового строительства и реконструкции (Буландынский, Ерейментауский, Целиноградский районы, г. Кокшетау), 78 мини-центров. Дополнительно получены 4234 места, охват детей дошкольным образованием увеличен с 58,5% в 2010 году до 68,3% в 2011 году.
Резервом для повышения этого показателя является наличие 104 зданий детских садов, используемых не по назначению, которые необходимо вернуть в коммунальную собственность.
Кроме того, следует активизировать работу по восстановлению зданий, уже принятых в коммунальную собственность. Так, из 32-х восстановлены только 17. Согласно пошаговому плану ввода объектов дошкольного образования, в 2012 году запланировано восстановление семи, в 2013-2015 годах - восьми. Данную работу не нужно растягивать на годы, а завершить в предельно короткие сроки.
В рамках создания условий для перехода на 12-летнее образование ведется работа по приобретению для профильных школ предметных кабинетов новой модификации, все школы обеспечены интерактивными досками, компьютерами и подключены ксети Интернет.
Средний балл ЕНТ возрос с 79,6 в 2010 году до 81,96 балла в 2011 году. Вместе с тем несмотря на ежегодный рост данного показателя, он остается ниже среднереспубликанского. Нужно кардинально менять данную ситуацию, с учетом вовлечения всех имеющихся возможностей.
К новому учебному году введена в эксплуатацию средняя школа в а. Жибек жолы Аршалынского района на 600 мест, завершается строительство школы на 420 мест в г. Есиле. В Целиноградском районе начаты работы по строительству четырех школ на 4,2 тыс. мест в с.с. Коянды, Талапкер, Косшы и Караоткель.
В 2012 году запланировано завершение строительства четырех школ на 4,2 тыс. мест, трехдетских садов на 400 мест, начало строительства еще пяти школ на 624 места и двух детских садов на 560 мест.
На 47 объектах образования проведен капитальный ремонт на 978 млн. тенге.
Поэтапно решается вопрос по аварийным школам. Если на начало 2011 года их насчитывалось 13, то на сегодня осталось 7 (СШ в с. Партизанка, СШ №4 г.Макинска, СШ в с.Алтынды Буландын-ского района, СШ в с. Новый Колутон Астраханского района, СШ №4 в г.Атбасаре Атбасарского района, СШ в с. Веселое, СШ в с. Красная поляна Сандыктауского района).
В текущем году данная проблема решается за счет строительства новых школ в селах Оксановка Астраханского и Партизанка Буландынского районов, проведения капитального ремонта в с.с.Веселое и Красная Поляна Сандыктауского района.
К 2015 году проблема аварийности школ будет решена. Вместе с тем, в целях недопущения впредь возникновения аварийных объектов, перед акимами районов и городов поставлена задача своевременно проводить текущий и капитальный ремонты.
Большое внимание уделяется подготовке профессионально-технических кадров и контролю за их трудоустройством. В области работает региональный Совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров, который устанавливает контакты с бизнес-ассоциациями и основными предприятиями. Это позволило заключить 1234 договора на подготовку технических кадров.
В рамках реализации Программы «Занятость-2020» дополнительно на 2011-2012 учебный год размещен государственный заказ в количестве 520 человек. В 2012 году на реализацию государственного образовательного заказа в организациях технического и профессионального образования в областном бюджете предусмотрено 4,3 млрд. тенге.
Для укрепления базы профессионально-технического образования рассматривается возможность строительства новых профтехлицеев и общежитий для учащихся. В 2012 году в областном бюджете предусмотрено 25 млн. тенге на разработку документации по строительству профессионально-технического лицея на 600 мест с двумя общежитиями по 200 мест в г. Кокшетау.
Проблемными остаются вопросы трудоустройства выпускников вузов, колледжей и лицеев, обеспеченность молодежи доступным жильем, которые будут решаться с активным привлечением бизнес-структур и институтов гражданского общества.
Для решения кадрового вопроса в полной мере будет использована государственная поддержка, оказываемая с 2009 года молодым специалистам социальной сферы, прибывшим для работы и проживания в сельскую местность в виде выплаты пособий, бюджетных кредитов на приобретение и строительство жилья.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
В 2011 году объем финансирования здравоохранения увеличен до 14,7 млрд. тенге, что составляет почти 12% в общем объеме бюджетных расходов. Это дало возможность осуществить большой объем работ по профилактике заболеваний, особенно социально значимых, расширению льготного лекарственного обеспечения, поддержки материнства и детства, пенсионеров.
Решаются вопросы об улучшении инфраструктуры отрасли - в 2011 году введен в эксплуатацию родильно-обсервационный корпус областного перинатального центра, переход между административным и реабилитационными корпусами областной больницы, завершено строительство лечебного корпуса областного детского противотуберкулезного санатория «Бурабай», разрабатывается документация по строительству районной поликлиники на 250 посещений и центральной районной больницы на 150 коек в а.Акмол Целиноградского района.
На 16 объектах проведен капитальный ремонт на 264 млн. тенге.
В 2012 году планируется завершение строительства поликлиники на 500 посещений в смену в г. Кокшетау, двух медицинских пунктов в Целиноградском районе, начало строительства центральной районной больницы на 150 коек в ауле Акмол Целиноградского района.
Учитывая приоритетность снижения заболеваемости и смертности от болезней системы кровообращения, в рамках реализации Государственной программы «Саламатты Ќазаќстан» на 2011-2015 годы в 2011 году на базе областной больницы открыт инсультный центр, функционируют 12 кардиологических школ, ведущих работу с населением по профилактике и раннему выявлению заболеваний.
В целях совершенствования противотуберкулезной службы открыто Мариновское отделение Атбасарского противотуберкулезного диспансера, преобразованное в межрайонную противотуберкулезную больницу, в Жаркаинском районе открыто специализированное отделение для медико-социальной реабилитации лиц, перенесших туберкулез.
Большое значение для повышения качества медицинских услуг имеет приобретение одного передвижного флюорографического аппарата (общее количество - 8 единиц), двух передвижных медицинских комплексов, реанимобиля для службы санитарной авиации.
В целях профилактики онкологических заболеваний и снижения смертности финансирование онкослужбы за последние два года увеличилось в 1,4 раза. На базе онкологического диспансера организована центральная цитологическая лаборатория, которая по оснащенности входит в число трех лучших лабораторий Казахстана. Запущен в эксплуатацию мобильный маммографический комплекс, благодаря которому проведены обследования более двухсот женщин из отдаленных Егиндыкольского и Жаксынского районов. Приобретено современное оборудование на 17 млн. тенге.
Сокращение дефицита кадров и закрепление специалистов осуществляется путем предоставления жилья, выплаты подъемных, формирования дополнительного социального пакета.
В 2011 году в область привлечено 216 выпускников медицинских вузов и колледжей, в том числе 87 врачей и 129 средних медицинских работников, из них в медицинские организации сельской местности направлено 23 врача и 49 средних медицинских работников. 22-м молодым специалистам выделено жилье, 52-м - выплачены подъемные на 3,3 млн. тенге.
За счет средств местных бюджетов и собственных средств медицинских организаций оплачена стоимость обучения 21 студента.
В комплексе вся эта работа позволила получить положительные результаты в этой сфере. Заболеваемость туберкулезом снижена на 15%, смертность от болезней системы кровообращения - на 13%, не допущено увеличения онкологических заболеваний.
При этом в данной сфере, с учетом вложенных средств на приобретение оборудования и улучшение материально-технической базы, имеются значительные резервы для улучшения показателей. Прежде всего это снижение младенческой и материнской смертностей, которые превышают среднереспубликанские показатели и возросли по сравнению с 2010 годом.
Несмотря на снижение, по сравнению с 2010 годом, по-прежнему высокими остаются заболеваемость и смертность от онкопатологий, заболеваемость туберкулезом, смертность от болезней системы кровообращения. В области имеется 770 очагов туберкулеза, ликвидация которых позволит значительно снизить показатель заболеваемости. Это, прежде всего, работа местных исполнительных органов.

В родильно-обсервационном корпусе областного перинатального центра.

РЫНОК ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
Активизация экономической деятельности позитивно повлияла и на рынок труда. Уровень зарегистрированной безработицы снизился до отметки 0,3% к численности экономически активного населения. Здесь свою роль сыграли мероприятия по борьбе с безработицей. Проводились ярмарки вакансий, продолжались программы по организации общественных работ, молодежная практика, организация курсов профобучения.
На общественные работы направлено 4,6 тысячи безработных, молодежную практику - 862 человека, профподготовку - 686 безработных, социальные рабочие места созданы для 773 человек.
За счет проведения 55 ярмарок вакансий и деятельности Клубов поиска работы трудоустроено более 1,7 тысячи человек.
Конечно же, самым главным результатом экономического развития стало улучшение отдельных показателей уровня жизни населения области. Так, среднемесячная заработная плата составила 64,4 тысячи тенге и в реальном исчислении выросла относительно 2010 года на 10,8%.
Номинальные денежные доходы за третий квартал 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года возросли на 23,7% (РК -на 15,2%) и составили в среднем на душу населения 40,5 тысячи тенге (РК-46,7тыс. тенге), в реальном выражении рост составил 114,7% (РК - 105,8%).
В прошедшем году создано 11,3 тыс. новых рабочих мест, из них в сельской местности - 7,4 тыс. мест.
Рост доходов вызвало повышение объемов продаж на потребительском рынке, розничный товарооборот увеличился на 23,7% и достиг 88 млрд. тенге.
Не остались без внимания граждане, нуждающиеся и в социальной поддержке. Единовременную материальную помощь получили около 25 тысяч человек, соцпомощь оказана 17,1 тыс. граждан. Санаторно-курортным лечением обеспечено 758 ветеранов и инвалидов войны и лиц, приравненных к ним. Почти 9 тысяч человек получили жилищную помощь. Особое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями. Семьям, воспитывающим и обучающим детей-инвалидов на дому, из средств местного бюджета выделено более 12,5 млн. тенге. Участникам и инвалидам Великой Отечественной войны в полном объеме возмещаются затраты на коммунальные услуги. В прошлом году впервые введена новая услуга для людей с ограниченными возможностями - инватакси, которое обслуживает данную категорию жителей бесплатно.
Всего на социальную поддержку выделено 4,5 млрд. тенге.
В рамках реализации Программы «Занятость-2020» направлено на обучение в колледжи и лицеи 1492 участника. Из числа завершивших обучение (882 человека) трудоустроены 686 человек. Обучающие кур-
сы основам бизнеса прошли 150 человек, микрокредиты выданы 33 участникам программы из сельской местности. С целью создания постоянных рабочих мест в сельской местности в рамках Программы предложено отдельным четвертым направлением предусмотреть, по аналогии с Дорожной картой занятости 2009-2010 гг., работы по ремонту и благоустройству сел, социальной инфраструктуры. По данному направлению в Министерство труда и социальной защиты направлены предложения по проектам на общую сумму 668 млн. тенге (капитальный ремонт объектов образования, здравоохранения, культуры, текущий ремонт дорог и т.д.).
Вместе с тем на местах не проводится должный анализ определения реальной потребности в специалистах. Как следствие, не обеспечивается полное освоение средств, выделяемых по Программе «Занятость-2020». Тогда как для максимального охвата имеющегося количества самозанятых, безработных и малообеспеченных граждан, мы могли бы запрашивать дополнительные средства.
Трудоустройство малообеспеченной категории граждан, получающей адресную социальную помощь, позволит увеличить их доходы, и высвобожденные денежные средства перераспределить на другие активные формы социальной поддержки (общественные работы, социальные рабочие места, молодежная практика).
СПОРТ И КУЛЬТУРА
Учитывая большое внимание, уделяемое Главой государства формированию здорового образа жизни и вовлечению казахстанцев в массовый спорт, в последние годы в области сделан акцент на развитие инфраструктуры спорта.
Успешно функционируют построенный в г. Кокшетау крупный ледовый Дворец, лыжероллерная трасса в Сандыктауском районе.
В 2011 году в Зерендинском районе застелено искусственное покрытие на футбольном поле, завершено строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном, спортивным и тренажерным залом, построена многофункциональная спортивная площадка в Центре отдыха «Сункар».
Для ускоренного развития лыжного спорта на сопке Букпа в г. Кокшетау проведена реконструкция лыжной базы, начата реконструкция лыжероллерной трассы. Значительно укреплена материально-техническая база школ и ДЮСШ, где культивируются зимние и национальные виды спорта.
В прошлом году проведено более двух тысяч спортивно-массовых мероприятий, которыми были охвачены свыше 700 тыс. человек. На постоянной основе проводятся областные спартакиады.
Число занимающихся физической культурой и спортом увеличено до 135 тысяч человек, что составляет 18,4% от общей численности населения.
На Седьмых зимних Азиатских играх успешно выступили 7 акмолинских спортсменов, которыми завоевано 13 медалей разного достоинства (7 золотых, 2 серебряных и 4 бронзовых).
В 2012 году предусмотрены строительство спортивного комплекса с бассейном в г. Атбасаре, реконструкция плавательного бассейна в г. Акколе и строительство в г. Макинске. Такие комплексы планируется открыть во всех районных центрах, что значительно расширит возможность населения области для занятия спортом.
Получит развитие и относительно новый для нашего региона вид спорта - большой теннис. На основе государственно-частного партнерства в г. Кокшетау в 2012 году предусмотрено строительство теннисного центра с открытыми и закрытыми кортами.
Учитывая природно-климатические условия, имеющуюся материально-техническую базу, представленную двумя Дворцами спорта, 18 спортивными комплексами, 11 лыжными базами, четырьмя лыже-роллерными трассами, 110 хоккейными кортами, 11 специализированными ДЮСШ, мы должны занимать одну из первых позиций в зимних видах спорта. К сожалению, на прошедших в 2011 году первых зимних молодежных играх область поделила 10-11 место с Западно-Казахстанской областью. По итогам третьей летней спартакиады Казахстана область опередила только Южно-Казахстанскую область. У нас есть достаточные резервы для улучшения показателей и нужно их использовать в полной мере, чтобы обеспечить достойное представление спортсменов области на республиканском уровне.
Под эгидой празднования 20-летия Независимости Казахстана организациями культуры проведено более 47 тысяч культурно-массовых мероприятий, наиболее значимые из которых - ледовое шоу «Жђлдызды сэт», фестиваль «Кокшетау приглашает друзей», региональный айтыс акынов «Тѕуелсіздікке таѓзым», областной конкурс «Ата мђра», областной хореографический фестиваль «Дос жџрегін шекара беле алмайды» и другие.
Значимым событием стало проведение международного фестиваля классической и народной музыки «Кокшетау-талбесігім», который впервые проведен в областном центре. Также впервые в 2011 году в Акмолинской области, при поддержке Европейского союза, проведен День Европы.
Творческие коллективы области достойно представляли культурный потенциал нашей области за рубежом, в городах России, Турции, Украины, Венгрии, Малайзии, Испании.
Долгожданным подарком для жителей и гостей нашей области стал обновленный областной историко-краеведческий музей, реконструкция которого проведена в прошлом году, в настоящее время завершаются художественно-оформительские работы.
Значимым событием станет ввод в текущем году в областном центре Дома дружбы, на строительство которого из областного бюджета выделено 250 млн. тенге.

Во Дворце спорта «Бурабай».

ЯЗЫКОВАЯ И ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Осуществление языковой политики в Акмолинской области проводится в соответствии с Государственной программой функционирования и развития языков на 2011 -2020 годы.
Для реализации задач первого этапа Программы утвержден План мероприятий на 2011-2013 годы с необходимым объемом финансирования (104,2 млн. тенге).
Активно работая в этом направлении, мы исходим из того, что государственный язык - не только яркий символ нашей казахстанской государственности, но и важнейшее условие укрепления успехов страны. Он - надежная гарантия взаимообогащающего сотрудничества, консолидации всех этносов, проживающих в Казахстане.
В области созданы все условия для беспрепятственного изучения казахского языка. Функционирует областной Центр обучения государственному языку, 15 центров - в районах и городах. В первом полугодии текущего года будут открыты такие же центры в Есильском, Жаркаинском, Астраханском районах и в городе Кокшетау.
Перед руководителями всех государственных органов поставлена задача по приведению всей визуальной информации и реквизитов в соответствие с Законом «О языках в РК», расширению сферы применения государственного языка и достижению 100% ведения делопроизводства на государственном языке.
Расширяется конструктивный диалог государства с институтами гражданского общества. В области зарегистрированы 9 филиалов политических партий, 315 религиозных объединений, представляющих более 20 различных конфессий, 466 неправительственных организаций, 40 этнокультурных центров, 62 молодежные организации, которые представляют реальную общественно-политическую силу и вносят вклад в укрепление внутриполитической стабильности и общественного согласия.
Важным историческим событием прошедшего года стало празднование 20-летия Независимости Республики Казахстан, под эгидой которого в 2011 году проведено более 45 тысяч мероприятий.
Только в рамках празднования «20 звездных дней Независимости» в период с 26 ноября по 16 декабря 2011 года в областном центре проведено 88 крупных политически значимых мероприятий. Достойным людям области за вклад в социально-экономическое развитие региона вручены 50 государственных наград и 800 юбилейных медалей «Ќазаќстан Республикасыныњ Тѕуелсіздігіне 20 жыл», организованы чествования в трудовых коллективах. В ноябре-декабре сдано более 100 промышленных и социально-культурных объектов.
Главным приоритетом государственной политики и национальным достоянием является сохранение мира и согласия. Сегодня институты гражданского общества, как равноправные партнеры, участвуют в решении социальных вопросов, способствуют росту гражданской активности общества.
Важную роль в укреплении межэтнического согласия в регионе играет деятельность Ассамблеи народа Казахстана Акмолинской области, в состав которой входят 19 областных филиалов этнокультурных объединений.
В целях осуществления государственного социального заказа среди неправительственных организаций из областного бюджета направлено 37,5 млн. тенге.
На информационном пространстве Акмолинской области на сегодня действуют 98 СМИ самой разной политической направленности, из которых 80% - негосударственные, что свидетельствует об уровне демократизации общества.
В области реализуется государственная стратегия по переходу на цифровое телевидение до 2014 года, направленная на обеспечение населения цифровым спутниковым телевещанием, удовлетворение потребности регионов в отечественных телерадиопрограммах. Данный проект дает возможность приема жителями области 37 казахстанских телеканалов, программ регионального телевидения со свободным доступом.
Стратегический ресурс любого государства - это молодежь. Поэтому воспитание конкурентоспособной, интеллектуальной молодежи на основе высоких духовно-нравственных ценностей - важная государственная задача. Ведь только образованная и воспитанная молодежь может обеспечить продвижение государства по пути прогресса.
В своем Послании Глава государства определил новые задачи в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В этом ключе сегодня всем государственным органам, институтам гражданского общества, средствам массовой информации необходимо в своей деятельности сделать особый акцент на идеологическую работу с молодежью.
В данном направлении наблюдается положительная динамика финансирования сферы молодежной политики акимами районов и городов, которое с 2005 года выросло в 15 раз.
В 2011 году впервые были учреждены именные стипендии акима Акмолинской области на обучение. 60 студентов-отличников и активистов стали их обладателями. Эту практику мы продолжим в текущем году. Финансирование на эти цели увеличено в два раза и составляет 40 млн. тенге.
Изучается вопрос о строительстве Дома молодежи, открытия центра мониторинга трудоустройства в рамках государственного социального заказа, волонтерского центра по поддержке инициатив молодежи.
ПРИОРИТЕТЫ И ЗАДАЧИ НА 2012 ГОД
Наступивший 2012 год не обещает быть легким, и также непросты задачи, стоящие перед нами.
По мнению многих экспертов мировая экономика стоит перед новой волной кризиса.
Глава государства в своем Послании отметил «Сегодня всему миру и каждому государству важно найти ответы на мощные глобальные и внутренние вызовы». И в качестве первого из десяти направлений социально-экономической модернизации страны он обозначил обеспечение занятости. В этих условиях реализация всех наших проектов должна быть направлена на создание новых рабочих мест, увеличение казахстанского содержания и рост налоговых поступлений.
1. Поэтому прежде всего основной задачей является устойчивая работа реального сектора экономики.
В этом году мы продолжим реализацию Карты индустриализации, наполнив ее новыми проектами и мерами по поддержке предприятий.
В 2012 году запланировано ввести в эксплуатацию 6 объектов общей стоимостью 13,1 млрд. тенге.
На постоянном контроле реализация перспективных для области проектов по строительству двух цементных заводов суммарной мощностью 2,5 млн. тонн цемента в год (ТОО «ПО Кокше-Цемент - Енбекшильдерский район, ТОО «Bl-Cement» - Целиноградский район), сернокислотного завода в г. Степногорске мощностью 180 тыс. тонн серной кислоты в год, реконструкции аэропорта в г. Кокшетау.
В рамках актуализации Карты индустриализации в настоящее время ведется работа по заполнению пула нового инвестиционного портфеля (предварительный перечень
около 20 проектов) с тщательным отбором проектов с учетом задач, поставленных Главой государства.
При этом главным ориентиром должно быть не количество проектов, а конечный результат, выход на проектную мощность с выпуском конкурентоспособной продукции с высокой добавленной стоимостью.
Это относится и к проектам продовольственного обеспечения области и столицы. Мы должны обеспечить значительное преобладание продукции собственного производства. Причем, основным фактором должно стать качество и цена. Возможности для этого есть.
В плановом порядке будут решаться проблемные вопросы по полной загрузке одного из системообразующих предприятий области -Степногорского горно-химического комбината, где в настоящее время наблюдается снижение объемов производства, а также выход на проектную мощность АО «КАМАЗ-Инжиниринг» за счет увеличения госзаказа на автомобильную технику.
2. Вопросы диверсификации растениеводства, сохранения плодородия почв земель сельхозназначения, расширения площадей орошаемых земель, увеличения емкостей для хранения зерна, увеличение поголовья племенного скота и степени переработки сельхозпродукции, а также другие проблемные вопросы развития агропромышленного комплекса региона предусмотрены в проекте Плана мероприятий по использованию экономического потенциала Акмолинской области, разработанного по поручению Главы государства. Его принятие и реализация запланированных мероприятий позволит значительно улучшить показатели развития сельского хозяйства.
3. С учетом имеющихся резервов разработка конкретных предложений по выполнению поручения Главы государства по развитию других отраслей животноводства - овцеводства, кормопроизводства и отгонного животноводства.
4.0 жилищном строительстве. Акмолинская область является одной из немногих областей, где в реализации жилищной программы задействован не только областной центр, но и многие районы. Данной политики мы должны и будем придерживаться и в последующие годы.
Область примет активное участие в реализации республиканской программы «Доступное жилье-2020», на важность которой указал в своем Послании Президент страны, предусматривающей строительство недорогого арендного жилья, что должно послужить увеличению ввода жилья и сокращению очередности на получение квартир.
В целях решения социальных проблем в городе Кокшетау по обеспечению малообеспеченных и уязвимых слоев населения, ликвидации аварийного и ветхого жилья ставится задача реализовать имеющиеся предпосылки для успешного продвижения данного проекта в центральной части областного центра с выходом на набережную озера Копа.
5. Одна из основных задач - привлечение в экономику частных инвестиций, которые обеспечивают успешность развития любого региона.
Первоочередным является создание наиболее привлекательных условий для инвесторов, готовых работать в нашей области. И начинать надо с самого простого - формирования позитивного имиджа области за счет распространения информации об инвестиционных возможностях экономики, работе основных предприятий, имеющихся ресурсах, в том числе с учетом возможностей функционирования на территории области специальной экономической зоны «Бурабай». Позитивный имидж - это, прежде всего, инвестиционный ресурс. Этим мы посылаем положительный инвестиционный импульс.
6. Важной задачей, на решение которой должны быть сосредоточены усилия акиматов всех уровней, является недопущение необоснованного роста цен.
7. Обеспечение продуктивной занятости в рамках Программы «Занятость-2020», полное освоение средств, выделенных на ее реализацию, вовлечение в производственный процесс самозанятого населения, удельный вес которого в структуре занятого населения составляет 42% или 175 тысяч человек.
Создание постоянных рабочих мест рассматривается и через реализацию Программы «Дорожная карта бизнеса-2020», основной целью которой является развитие нового слоя предпринимательства через реализацию дополнительных возможностей по созданию собственного дела. В 2012 году планируется создать не менее 10 тысяч новых рабочих мест.
8. Дальнейшее развитие областного центра г. Кокшетау - завершение реализации проекта по реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения, капитальный ремонт основных магистральных улиц, благоустройство.
9. Улучшение состояния жизнеобеспечивающей инфраструктуры через реализацию мероприятий Программы модернизации ЖКХ до 2020 года, повышение качества услуг, оказываемых населению, создание условий для комфортного проживания.
Завершение пилотного проекта по газификации а. Жибекжолы Аршалынского района. В целях решения проблемного вопроса по восстановлению систем централизованного снабжения сжиженным газом включение населенных пунктов Акмолинской области в «Республиканский пилотный проект по восстановлению систем газификации городов».
10. Увеличение охвата дошкольным воспитанием до 72,6% за счет открытия 30-ти дошкольных организаций на 2,1 тыс. мест.
11. Повышение эффективности мер по снижению материнской и младенческой смертностей, заболеваемости туберкулезом, болезней системы кровообращения и онкозаболеваний.
12. С учетом острой необходимости принятия мер по развитию онкологической службы, обусловленной высокими показателями заболеваемости и смертности, будут приняты меры по включению в разрабатываемую по поручению Главы государства Программу развития онкологической помощи в Казахстане комплекса мероприятий по развитию онкослужбы области - строительство поликлиники на 150 посещений в смену при областном онкологическом диспансере, приобретение для Акмолинского областного онкодиспансера специализированного оборудования.
13. Выполнение всех запланированных мероприятий в рамках Комплексного плана социально-экономического развития населенных пунктов, прилегающих к г. Астане на 2011-2014 годы и развития Щучинско-Бурабайской курортной зоны.
Уважаемые участники встречи!
Для реализации всех поставленных задач у нас есть желание, ресурсы, квалифицированные кадры, финансовые средства. Цели можно достичь, если в обществе мир, согласие и безопасность.
К сожалению, мы являемся свидетелями происходящих последнее время в мире фактов экстремизма, терроризма и нетерпимости. Причина - ухудшение экономической ситуации. У нас же экономика растет, страна на подъеме, созданы все предпосылки для уверенности в завтрашнем дне.
Только слаженность нашей работы может быть гарантом успеха всех начинаний и стабильности в обществе. Каждый житель должен понимать эту ответственность, не оставаться безучастным. Безопасность, как залог стабильности, должна стать девизом, неотъемлемой частью сознания всех жителей области. Это дело не только правоохранительных органов, но и нас всех. Тогда мы сможем сохранить достигнутое и добиться еще больших результатов. Поэтому воспитательная работа и молодежная политика должны вестись именно в данном направлении. Это должно стать одной из наших главных задач.
В заключение хочу отметить, что в своей дальнейшей деятельности мы будем исходить из задач, поставленных Главой государства и Правительством страны. Экономический и духовный потенциал, которым располагает Акмолинская область, дают нам основание говорить, что все задачи, стоящие перед регионом по социально-экономическому развитию и повышению качества жизни населения, будут выполнены.
Спасибо за внимание! Рахмет!


 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), pravda_6019@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)