|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ВДОХНОВЕНИЕ |
СО
СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ! ТВОРЧЕСТВО НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ.
ЭТО НУЖНО НАМ |
|
|
СО СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ!
Дракон идет в наши дома
Это
была волшебная ночь. Ярко горел в звездном небе золотой полумесяц,
освещая своим сиянием въездную арку в Кокше-тау со стороны
Зерендинской трассы и густо укрытую снежным покры- валом дорогу.
В считанные часы перед встречей Нового года вся жизнь здесь
словно замерла. В чистом и свежем зимнем воздухе витало ощущение
того, что скоро здесь произойдет таинственная, укрытая от
людских глаз мистерия. Согласноустановленному природой порядку
именно в этом месте незадолго перед началом самого долгожданного
всеми людьми праздника и отсчета нового времени должна была
состояться церемония передачи символических ключей.
Мерной и неторопливой походкой по хрустящему и скрипучему
снегу недалеко от арки прогуливался Белый Кот. Чувствовался
легкий морозец, и представитель кошачьих был одет тепло и
щеголевато. Его шерсть грела легкая шуба белого цвета с сероватым
оттенком, а голову покрывала шапка-бурик. Конечно, несмотря
на усталость, Кот был еще полон планов и стремлений. Но нарушать
установленный порядок и ритуал он не мог. Поэтому он стал
терпеливо дожидаться своего преемника, готовить ему для вручения
ключи - ношу нелегкую и ответственную...
Властвованию семейства кошачьих подходил конец. Нынче кот
должен был встречать преемника, прямо скажем, диковинного
для наших мест - Черного водяного Дракона. Без пяти минут
хозяин будущего года был приметен издалека. Чешую контрастного
и колоритного Дракона плотно обтягивала одежда из войлока,
с вышитым на ней национальным орнаментом, а голову надежно
берегла от холода шапка-тымак. Хозяин неумолимо приближавшегося
года лишь слегка дернул бровью, глядя на представителя кошачьих,
а зеленые глаза Кота в ответ на это особенно ярко заблестели
в темноте, а усы-антенны живо зашевелились, он недовольно
фыркнул. В ответ Дракон грозно зашипел, и из его пасти в небо
вылетел столб пламени, отразившийся яркой вспышкой. Эта демонстрация
силы сбила спесь с Кота, и между животными завязался долгожданный
диалог.
- Приветствую усатого и полосатого! -хрипло сказал, выпуская
из пасти клубы дыма, Дракон.
- Мяу! И тебе привет, грозный и диковинный зверь, - размеренно
промяукал Кот.
- Каким бы я диковинным не был, много разного слышал про себя
мельком. В том числе и то, что меня побаиваются. Так что давай
не будем тянуть время, ведь если мы задержимся, то люди не
смогут вовремя начать встречать праздник. Да и мне, как хозяину
наступающего года важно знать то, что было в этом году, и
обдумать свои планы на будущий.
- Хорошо, так и сделаем, - согласился Кот. -Уходящий год был
для меня очень напряженным и хлопотным. Редко выпадала возможность
передохнуть. В то же время он был успешным, с позитивной динамикой.
Мне запомнился он, по большей части, не большими торжествами,
а конкретными делами. Так, в ряде районных центров и городе
Кокшетау открылись новые детские сады и мини-центры. Появилось
много новых предприятий, а значит -люди получили постоянную
работу. Красивее стали выглядеть города и села области. И
пусть у меня нет большой потребности в электрическом свете,
мне все равно приятно пройтись ночью по хорошо освещенной
улице. Появился и долгожданный коммунальный рынок «Кокше Камкор»,
где нашли себе теплые места уличные продавцы. Не раз приходилось
видеть, как мой хозяин, желая иной раз побаловать меня сырым
мяском, пересчитывая деньги в кошельке после покупки любимого
лакомства, обреченно вздыхал. Теперь же он может приобрести
тот же товар дешевле. И, конечно же, приятно возвращаться
после улицы в уютную квартиру с теплыми батареями, где тебя
всегда накормят, приласкают, и устроиться полежать на окне,
гладильной доске или шкафу. В будущем году надо сохранить,
продолжить начатое и приумножить его.
- Что же, впечатляет, - ответил Дракон. - Моего отменного
здоровья, избытка жизненных сил и активности на все дела хватит
с лихвой. Буду реагировать на малейшие тревожные сигналы.
И пустьдругим кажется, что я требую от них много, в любом
случае, я больше отдаю, чем получаю. Поэтому к своим обязанностям
готов приступить хоть сейчас, - заверил реликтовый зверь.
- Тогда давай приступим к передаче ключей от города, - предложил
Белый Кот. - Ведьдо начала Нового года остается всего ничего.
В домах уже накрыты столы, а бокалы полны шампанским. Люди
с нетерпением ждут волшебного боя часов!
Приподнявшись на лапы, он ловко вытащил из внутреннего кармана
своей шубы заветные ключи и протянул их Дракону, которые тот
плотно обхватил своим хвостом, а затем отточенным движением
спрятал в полы одежд. В это время на звездном небе зажглись
часы, стрелки которых в один момент застыли на цифре двенадцать,
атакже звезды выстроились в ровную надпись «2012». Дракон
же, в свою очередь, сделав сильный вдох, выпустил из себя
большой огненный сноп, превратившийся сверху в каскад разно-цветных
огоньков, словно необычный фейерверк. Это был его первый подарок
людям. А в дома жителей городов, сел и аулов области пришел
праздник, с которым люди всегда связывают свои самые светлые
надежды.
Иван ОДНОРОГ. Рисунок Валерия ЮРЬЕВА.
Творчество наших читателей
Мудрость.
Рисунки Василия УЧАЕВА. п. Шантобе,
Сандыктауский район.
Анна Гейер
Каждый день бесценен!
Ты знаешь, каждыйдень-бесценен,
Как солнца свет, как россыпь звезд...
И, вопреки всем представленьям,
Наш мир не прост!
Совсем не прост...
Ведь каждый божий день - бесценен!
Какдарлюбить, как счастье-жить!
Живи, пока еще не время
Нам уходить!
Нам уходить...
Не верь календарю!
Желтеет даже лист календаря,
Осенним ветром резко напахнуло.
Девятое сегодня ноября!
И ты, проснувшись, про себя вздохнула.
Сегодня твой шестидесятый год!
Не верится... Не хочется! Не надо!!!
И провожать последних птиц в полет,
И наблюдать всю роскошь листопада.
Один листоктанцует пируэт,
А вот другой закручивает лихо,
И уж над кленом кружится квартет.
Лишь под сосной неимоверно тихо...
Да, осень разбросала все цвета,
Вручив палитру красок ноябрю.
Как эта арифметика проста:
Наш возраст доверять календарю!
Ты не грусти! Ведь есть и бабье лето!
Пусть только две недели впереди.
Пусть кружат вьюги над землею где-то,
А для тебя - грибные льют дожди.
И листопад кружит над старым садом,
И хризантем чуть горький аромат,
И журавлей курлычущих отряды,
И девочки, которым - шестьдесят!
Так хочется волшебства!..
Мне хочется забыться в волшебстве:
Над миром ночь, и небо каруселью,
И только море в буйном естестве
Для нас двоих раскинулось постелью...
Мне хочется, чтоб полная луна,
Мерцанье звезд, как ангелов улыбки,
И я б тобой владела лишь одна. Да-да, одна! Здесь никакой
ошибки!
И, утопая в лунном серебре,
Любовь тебе дарила без остатка...
Мечтать об этом, право, в январе
Так безнадёжно!
Но и сладко! Сладко...
ЭТО НУЖНО НАМ Чтобы мечта художника сбылась
... Летит Земля в ночи и видит грезы,
А род людской живет и вечен тем,
Что есть Безумцы - те, что дарят звезды
Всем людям - от души и насовсем... Эти стихи зерендинский
самородок, член Союза художников Казахстана Руслан Джунусов
посвятил человеку, которого боготворт за его подвижничество
в искусстве - Николаю Корнилову.
Кто
еще задастся целью - собрать по свету художественные полотна,
чтобы подарить их родине и просветить свой народ? Кто еще
будет терпеть лишения и невзгоды, переносить инфаркты, но
не отказываться от своей мечты до конца дней? Он свято верил,
что это для него горит свеча предназначения. И он был прав.
Господь всем нам дает понемногу, но своих избранников одаривает
полной чашей, правда, и спрашивает с них больше. Талант не
дается просто так. Как считал поэт Баратынский: «Это поручение,
которое должно исполнить любой ценой, и собственная жизнь
для этого только средство».
Еще в юности Николай Корнилов сказал себе, что прославит родину,
и сдержал слово. В тяжелые послевоенные годы в 13 лет он ушел
странствовать по миру из своего дома, что в казахстанской
деревеньке Аиртав. Так начались его жизненные университеты.
Они были суровыми и жестокими, но он не только выстоял, но
и состоялся как творческая личность. Позже Корнилов все это
опишет в своем романе «Осколок кометы». Помогли ему идти к
цели тяга к прекрасному, интерес к жизни, помноженные на фантастическую
работоспособность. И где бы он ни был, как магнит притягивал
лучшее. Вот и в Каракалпакии его судьба свела с легендарным
подвижником, собирателем прекрасного и создателем одного из
лучших музеев мира Савицким, от которого он заразился «вирусом»
собирательства, и эта деятельность в дальнейшем станет главной
в его жизни. Он полностью встанет на этот путь и продолжит
эстафету бескорыстных радетелей подлинного искусства.
- Он был буквально одержим идеей создания у себя на родине
музея искусств. «Там ничего нет! - сокрушался он», - рассказывает
в своей книге «Долгая дорога в НИКОР» Серафима Сивицкая, жена
и соратница президента Международной Ассоциации «Искусство
народов мира» Николая Корнилова. - Уже была собрана огромная
коллекция живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства
художников почти всех республик бывшего тогда СССР. Кроме
этого была огромная библиотека с альбомами, буклетами и каталогами.
Все это хранилось в мастерской и должно было составить основу
для создания будущего музея искусств. Но оказалось, что подарить
коллекцию - дело куда более сложное, чем ее собрать, хотя
и на эту пчелиную работу ушло много лет. Как и все одержимые
люди, он без промедлений и предварительных переговоров стал
переправлять партиями картины: на поездах, на машинах, на
перекладных - на чем придется. И началось великое перемещение
коллекции из Москвы на его далекую родину- в г. Кокчетав.
Но он столкнулся с кондовым и дремучим мракобесием. Чиновники
вместо благодарности послали запрос в Каракалпакию на предмет
того, не аферист ли он, а потом отправили письмо со словами:
«Мы сами своими силами будем создавать музей». Шел 1986 год.
Сейчас - 2010 год. Никакого музея нет, и никто не собирается
его создавать. Сам того не ведая, он попал под жернова системы,
которая перемолола ребра не одному творческому человеку. Судьба
картин была печальной, их не раздали ни по фабрикам, ни по
колхозам, а попросту хищнически растащили и разворовали. Так
закончился первый этап этой истории, но точку ставить было
рано, потому что настоящая история только начиналась. Это
даже не история, а долгая и многострадальная дорога по шипам
под проливным дождем всеобщего непонимания, унижений и зависти.
Но жизнь продолжалась. Собранной коллекции он позже даст свое
имя - «НИКОР». Это Николай Изосимович Корнилов.
Его любимое изречение - из Экклезиаста:
Восходит солнце и заходит солнце,
и спешит к месту своему, где оно восходит.
Идет ветер к югу и переходит к северу,
кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на
круги свои...
Местом, куда он сам всегда возвращался, была его казахстанская
родина. Это ее красоты - в его картинах, это о ней он говорил
стихами:
«От нелегких дорогя устал:
Самолеты, друзья, поезда...
Я вернулся ктебе, Аиртав,
И, наверное, теперь навсегда».
И
в своих книгах Николай Корнилов трогательно описывал родные
места: «Помню свое детство в селе Аиртав. Оно было каким-то
цветным: розовым, голубым, зеленым. Мне почему-то казалось,
что вся жизнь такая - мягкая и душистая, подкрашенная яркими
красками. У самой калитки нашего дома лежал «лунный камень»,
как мы его называли. Был он серо-синий и раздвоенный, необычный
- будто с неба упал. На нем мы обыкновенно сидели, споря,
рассказывая разные небылицы. А кругом - красивое сказочное
село с длинными улицами, добротными домами, резными наличниками
и цветами. Тихо-тихо струится из высоких печныхтруб дым и
теряется где-то в облаках. Село живет спокойной, доброй жизнью».
Рабочий, матрос, артист эстрады, художник, коллекционер, гражданин
и подвижник, неутомимый странник, собиратель, открыватель...
Это все он, Корнилов, не жалея себя ездил по стране, приобщая
людей к высокому искусству, демонстрируя на выставках талантливые
работы своих коллег, начинающих и признанных мастеров живописи
и графики, в забытых Богом уголках открывал музеи. Его друг
писатель Николай Ларичкин вспоминал:
«Недавно я получил от него письмо, в котором он рассказывает,
как увлечен открытием Музея Петуха, галереи в Кокчетаве, у
себя на родине, в Щучинске, в Братске и в Петушках. Когда-то
я говорил ему: «Кому нужны они, эти музеи. Через год - другой
разорят их, и забудут, что они существовали». А теперь понимаю,
как я был не прав. Где-то, может и забудут, а где-то и нет.
Где-то они будут радовать, приобщать людей к высокому искусству,
делать их добрее, терпимее друг к другу. Может быть, забудут
и фамилию создателя музея, но ведь и садовник, сажая деревце
в землю, не думает о славе, а сажает его, чтобы оно украшало
землю».
Из разных краев, ближнего и дальнего зарубежья присылают в
созданные Корниловым Международную ассоциацию «Искусство народов
мира» и га-лерею «НИКОР» свои произведения художники, постоянно
пополняя коллекцию. О чем журналист из «Живописной России»
Виктор Юнак напишет: «На мой вопрос, не жалко ли раздаривать
такое богатство в далекие города, ведь неизвестно, в какие
руки в конечном счете попадут эти картины (тем более, что
у него уже был опыт общения с нечистоплотными деятелями от
искусства), Корнилов ответил так: «Мой дедушка когда-то говорил:
можно много ездить, везде бывать, но что в этом толку? Нужно,
внучок, след оставить после себя, память добрую».
А еще он умел своим острым наблюдательным взглядом не просто
видеть, а и открывать таланты, дарить их миру. Так произошло
и с щучинским самородком Тарифом Сулеймановым, необычайно
увлеченным и даровитым человеком, но не признанным у себя
на родине. Корнилов сделал его полотна достоянием мира. А
тот помог открыть ему галерею «НИКОР» и филиал Ассоциации
«Искусство народов мира» в Щучинске, стал ее председателем.
И на всю жизнь остался благодарен Корнилову.
- Это удивительно солнечный человек, деликатный и отзывчивый,
но и требовательный, побуждающий к неустанной работе и творчеству,
зажигающий других - Икар, -так отзывался о Корнилове и член
Ассоциации «Искусство народов мира», член Союза художников
Казахстана Валерий Юрьев.
А Кокшетауский мастер прикладного искусства Альбина Байковская
посвятила ему свои проникновенные стихи.
Тяжело переживал Корнилов сообщение о том, что у кокшетауских
художников отобрали мастерские.
- Какая ошибка, - говорил он, - какое недомыслие, ведь это
просвещение народа, приобщение его к большому искусству.
Корнилов собрал и положил к ногам родины золотые россыпи -
многонациональную коллекцию живописи, графики и скульптуры
из трех тысяч работ. Доставил ее в Кокшетау. В своей вступительной
речи на открытии выставки он говорил: «Примите, дорогие земляки,
мой подарок, сделайте в городе храм искусств, любуйтесь и
сохраните эти богатства для грядущих поколений!».
Но, увы, более тысячи работ за минувшие годы из этого достояния
просто растащили, ато, что осталось, больше походило на усыпальницу,
потому что за десяток лет так и не было сделано ни одного
шага вперед, ни одной выставки. Произведения все еще не доступны
для людей. А их ведь можно было пополнить и местными творениями.
Стоически переносил удары судьбы этот скромный человек, считая,
что шумный успех - «это зыбь на песке, и время хранит лишь
следы на песке...».
...Известие о том, что Корнилова не стало, пришедшее из Москвы
в конце прошлого года, потрясло всех. И первым побуждением
тех, кто его знал здесь, на родине, было - завершить начатое
дело и все-таки осуществить мечту его жизни, бесконечно прерываемую
чиновниками, и открыть в Кокшетау галерею «НИКОР». В историко-краеведческом
музее, куда я обратилась, чтобы узнать судьбу подаренных им
картин, пообещали поднять из запасников то, что осталось и
организовать выставку. Пусть она станет началом, и семена,
посаженные неутомимым подвижником, все же взойдут в его родимом
краю. А еще он хотел назвать ее не иначе, как« Галерея дружбы
народов». Может, эта идея вдохновит сейчас нашу Акмолинскую
ассамблею народа Казахстана и галерея все-таки состоится?
«Когда мне вспоминается поэтическая строка «Я вышел рано,
до звезды», - писал о нем московский искусствовед Иван Купцов,
- то сразу перед глазами возникает образ Николая Изосимовича
Корнилова, его путь с постоянными попытками показать свою
коллекцию людям: то в родной Кокчетавской области, откуда
его почти вытуривали, как элемент чужеродный и опасный, то
в нескольких районах Подмосковья, то в самой Москве. Одни
требовали подарков и картин Репина, другие тоже предпочитали
подарки, но уже с шедеврами Глазунова. Третьи желали себе
Шилова. И никому в голову не приходило, что большая культура
не может исчерпываться только двумя именами, что талантов
у нас, слава Богу, немало, и нужно лишь увидеть их, а коли
сам эстетически слеп, то хотя бы не мешать другим.
Да, «рано до звезды» вышел Корнилов. Его звезда не взошла
ни при перестройке, ни при вступлении в рынок. Руки могут
опуститься. Но он терпеливо продолжал работу на поле народного
просвещения, сея семена разумного, доброго, вечного».
А закончить материал хочу стихами самого Николая Корнилова,
посвященными его другу из Щучинска Владимиру Переднику. Теплые
и сердечные, они обращены и ко всем нам:
Напиши мне стихи, Володя,
Напиши мне свои стихи,
Как поют в твоем огороде
Говорильные петухи.
Как живет Суйлеманов Гариф,
Пишет ли он картины сейчас?
Может, был он в моем Чалкаре,
Может, ездил туда не раз?
Снег давно, видно, там растаял,
На деревьях цветут лепестки,
Как живут в моем Аиртаве
Дорогие мои земляки?! Александра
МЯКОТА.
Фото из архива Н. КОРНИЛОВА.
|
|
|
|
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов
возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды"
http://akmolinka.narod.ru
Адрес
редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г.
Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16. E-mail:
akmolinka@narod.ru
(админ сайта), pravda_6019@mail.ru
(редакция в Астане), akmolynka@mail.ru
(редакция в Кокшетау)
|
| |