Информбюро
К 20-летию
независимости
Диссовет
Молодежная
политика
Молодо
не зелено
Литературное наследие
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ   О РОМАНЕ АЙМАУЫТОВА «АКБИЛЕК»
О романе Аймауытова «Акбилек»
Каждый человек проживает свою собственную жизнь и не может повторить чужую, навязанную извне. И в этом помогает ему литература.
Она уточняет время его личного существования, помогает ему отличить себя в толпе предшественников. Вот почему хорошая книга остается с человеком на всю жизнь в виде памяти, смутной или отчетливой, и определяет его поступки и поведение, более того, определяет его судьбу.

У Иосифа Бродского есть высказывание о том. что если бы выбор властителей производился на основе их читательского опыта, на земле было бы меньше горя. Мне думается, говорил он в своей Нобелевской лекции, что потенциального властителя наших судеб следовало бы спрашивать прежде всего не о том, как он представляет себе курс внешней политики, а о том, как он относится к Стендалю, Диккенсу, Достоевскому.
Это вполне справедливое замечание, ибо литература - сильнейшее противоядие от каких бы то ни было, известных и будущих, попыток тотального массового подхода к решению проблем человеческого существования, и, как система нравственного страхования, она куда более эффективна, нежели любая политическая доктрина или философское учение.
В той же Нобелевской лекции Иосиф Бродский заметил, что среди множества законов нет закона, предусматривающего наказание за преступление против литературы. И среди преступлений этих наиболее тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения, не предание книг пламени, нет. Самое тяжкое преступление - пренебрежение книгами, их нечтение. За преступление это человек расплачивается сам - своей неудавшейся жизнью, ошибками и промахами, ощущением отчужденности и разочарованием. Но если это преступление совершает общество, то оно платит за это своей историей. Вот почему книга - это величайший феномен культуры, самое прекрасное изобретение человеческой мысли. Книга - средство перемещения в пространстве опыта со скоростью переворачиваемой страницы - опыта предшествующих поколений, опыта великих жизней, знаменательных событий. Перевернем и мы страницы романа Жусупбека Аймауытова «Акбилек».
Роман «Акбилек» не выходил отдельным изданием. Он был впервые напечатан в 1927-1928 г.г. в нескольких номерах журнала «Равноправие женщин».
По содержанию роман «Акбилек» схож с романом «Картхожа». Если в последнем «показан путь бедняка к правде, путь формирования нового человека, строителя социализма, то в романе «Акбилек» автор продолжает эту же тему.
Писатель поднимает множество проблем, трудностей, вопросов, которые встают перед людьми после революции.
Здесь показана борьба человека за свои права, за свое самоутверждение. Главная героиня романа Акбилек, дочь бая Мамырбая, попадает в руки белогвардейского офицера. Потом Акбилек возвращается в свой аул, встречается со своим любимым Бекболатом, но он покидает ее. С помощью близких людей она уезжает в город, поступает на учебу. Только революция дала бедняку и бесправным женщинам-казашкам возможность почувствовать себя полноправными хозяевами своей жизни, способными что-то изменить в ней. Эти мысли утверждает роман Ж. Аймауытова.
Жусупбек правдиво изображает жизнь людей аула, их стремление к новой жизни. Картины прежней жизни с ее конфликтами и неурядицами, полные внутреннего психологизма, размышления - все это свидетельствует о глубине реализма Аймауытова.
Жизнь меняется, вместе с нею меняются и герои романа, мучаются, ошибаются в поисках своей дороги, иногда сбиваются с пути, но их поиск показывает рост общественного сознания. Среди таких людей, нашедших в мучительных страданиях, заблуждениях свой путь, есть Акбилек. Если бы не Советская власть, то ей никогда бы не выбиться из аула, никогда не стать одной из первых женщин, получивших образование.
«Жизнь аульной женщины, не знающей грамоты, темной, забитой, похожа на жизнь птицы, попавшей в силки», - думает Акбилек, вспоминая Камилю, не сумевшую отстоять свое счастье. Дальше писатель описывает жизнь молодых супругов.
Акбилек, придя домой, обо всем увиденном рассказывает Балташу.
Когда Балташ бывает занят подготовкой доклада или отчета, вся работа по дому ложится на плечи Акбилек. Если же Акбилек садится за книги, то Балташ, засучив рукава, готовит ужин.
И беды и радости - все они делят пополам. И это неудивительно, ведь они считают себя одним целым.
Таких отношений не было раньше в казахской семье, новая жизнь помогла женщине осознать себя человеком, дала возможность встать вровень с мужчиной.
Вчерашняя Акбилек, пугливая, застенчивая, присоединившись к творческой, образованной молодежи, стала дочерью своего народа.
«Акбилек, возвратившись в родной аул и увидев милые сердцу горы Алтая, поднимается, и ей кажется, что все беды и горести, все ее черные дни закончились. Она чувствует себя как прежде - чистой, свободной, родившейся заново».
Основная идея романа - в этих словах автора.
Конечно, Акбилек пришлось нелегко. Писатель не пытается смягчить страшные удары судьбы, которые принимает героиня, образ которой написан с большой силой.
Душевные мучения Акбилек, попавшей в руки белогвардейцев, страх и сомнения при встрече с офицером убедительно и ярко изображены автором.
Опозоренная, одинокая Акбилек ищет смерти, не смеет взглянуть в глаза аульчанам. Но вот она возвращается в аул, встречается со своим нареченным женихом Бекболатом, но судьба готовит ей новый удар: она беременна. Оскорбленный Бекболат покидает ее.
Писатель хорошо использует внутренние монологи, размышления, добиваясь наибольшей выразительности, и в самом деле, судьба Акбилек не может не затронуть нашего сердца.
Большую роль в создании образа героини играет описание природы, помогающее глубже раскрыть ее чувства.
Вот как описывается ночь, когда Акбилек первый раз видит офицера:
«Налетает холодными порывами холодный ветер. Сумерки сгущались, огромные лохматые тучи, напоминающие сгрудившихся овец, преградивших путь горе и собирающихся как бы задушить ее; звезды, поблескивающие то там, то сям, постепенно редели. Казалось, будто невидимые куры склевывают по одному зернышку просо, разбросанное
скупой хозяйской рукой. Акбилек почудилось, что вместе с исчезающими звездами гаснет и последний свет надежды в ее душе».
Теперь вспомним эпизод, когда белые уходят и героиня остается одна: «Акбилек показалось, что вместе с удаляющимся топотом коней русских солдат уходят и ее страх, унижение, страдание. Губы непроизвольно твердят одно и то же «Господи, помоги ..»
Акбилек не страшится одиночества, она благодарит судьбу за то, что ей не придется умереть от руки белогвардейского офицера, она предпочитает умереть в безлюдной, голой степи от холода и голода, принять смерть от родной земли.
«Но вот все стихло, и она огляделась по сторонам, Черная, беспросветная осенняя ночь с ледяным пронизывающим ветром легла на землю, скрыв белые вершины Алтая. Что же вы, черные тучи? Неужели мало черного горя в душе Акбилек?
Рассейтесь, дайте ей увидеть звезды на небе, поверить, что она жива, надежду на избавление. Пожелтевшие листья осени! Кого вы убаюкиваете своим шелестом? Вы не можете успокоить душу несчастной Акбилек, не можете донести до Творца «ее печаль, ее тоску? Ветер, быстрый, пронизывающий, ледяной, долети до ее отца, расскажи ему о мытарствах его дочери. Не знает вашего языка бедная девушка и не может попросить у вас помощи. Ночь вступает в свои права, Акбилек охватывает страх и ужас перед этой немотой природы. Она чувствует себя беспомощной, бессильной. Ночь опускает все ниже свои полы. Акбилек охватывает ужас».
В композиции романа, в манере письма нет ничего лишнего, случайного, и это удивительно, потому что казахская литература до этого не знала опыта большой прозы.
В создания образов Мукаша, Бекболата, белого офицера автор опирается на их собственное мироощущение в монологах.
События четвертой части романа, где рассказывается о новой жизни Акбилек, передаются в форме разговора двух женщин - Акбилек и Камили.
Иногда появляются дневниковые записи. Особенно часто автор пользуется этим приемом, рассказывая о взаимоотношениях Акбалы, Акбилек и Балташа.
Это разнообразие методов при изображении персонажей романа позволяет автору создать образы яркие, живописные.
Убедительно, точно и живо предстают перед нами картины аульной жизни. Мы видим, как постепенно то новое, что принесла с собой новая власть, проникает в аул, и как меняются люди.
Мы видим и нареченного жениха Бекболата, мягкого, уступчивого, любящего Акбилек, но не сумевшего подняться над предрассудками, не нашедшего в себе силы отстоять свою любовь; это и бедняк Мукаш, который готов был служить кому-угодно, лишь бы прожить безбедно, и автор правдиво рисует его позднее раскаяние
Перед нами проходят и образы людей нового времени - Акбала, Дога, Балташ, Жоргабек и другие, - все они надолго запоминаются новизной своих мыслей, речей, поступков, взаимоотношений.
Их дорога к новой жизни не всегда оказывается прямой и правильной. Из всех персонажей только Балташ выделяется своей целеустремленностью -спокойно и уверенно идет он к новой жизни, и все, находящиеся рядом с ним, чувствуют его силу.
Акбала, который в начале знакомства вселяет в нас такую же уверенность, оказывается больше способным на слова, пышные фразы, пустую мечтательность.
И Дога, использующий авторитет своей власти на пьянки и ухаживание за женщинами, и подхалим Жоргабек не могут найти правильного пути и оказываются не у дел в новой жизни.
Автор вводит в роман яркие, эпизодические характеры, составляющие картину аульной жизни, наполненной повседневными хлопотами, заботами о доме, о детях.
Писатель обращает внимание на многочисленные обычаи, традиции народа, а также на темные стороны аульной жизни, на то, как сильные мира сего вершат свой суд над беззащитными аульча-нами, уверенные в своей безнаказанности.
Это можно увидеть в эпизоде женитьбы Мамырбая; в поведении Абена, когда он уговаривает отца Акбилек не отдавать ее за Бекболата в надежде получить более богатый калым; гибель батрака Кайшекепа, который замерзает в степи. И таких эпизодов в романе множество.
Подводя итог, можно сказать, что «Акбилек» - первый казахский роман о новой жизни, через судьбу главной героини показывающий, как меняется мироощущение, мировосприятие, жизнь казахского аула.
Раушан КОШЕНОВА,
доктор философских наук,
профессор академии «Кокше».




 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru
Адрес редакции: Республика Казахстан, Акмолинская область, г. Кокшетау, ул. Б. Момышулы, 41. Тел. (7162) 25-14-16.
E-mail: akmolinka@narod.ru (админ сайта), akmolinka@mail.ru (редакция в Астане), akmolynka@mail.ru (редакция в Кокшетау)