|
|
|
|
|
|
|
гурики.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ГОСТИНАЯ
«АП» |
ЧЕЛОВЕК
И ЕГО ДЕЛО |
|
|
Человек
и его дело
Он из породы людей, которые не останавливаются на достигнутом.
Талантливый, строгий и требовательный, но справедливый и отзывчивый
руководитель. Интеллигентный, духовно богатый, доброжелательный,
он заслуженно пользуется авторитетом и уважением всех, кто
его знает. Студенты любят его, потому что он понимает и уважает
их вечное стремление к свободе и самовыражению. В общем, Учитель
- авторитетный и мудрый человек, дающий точку опоры своим
выпускникам, коллегам, родным и друзьям.
ПЕРСОНА: Ахат Нуртас Ахатулы. Директор педагогического колледжа
им. Ж. Мусина. Депутат городского маслихата 3-го и 4-го созывов.
Участник международных и республиканских научно-практических
конференций. Отличник и почетный работник образования РК,
обладатель множества благодарственных писем и грамот. Автор
научных монографий «Народная педагогика в обрядовых песнях»,
«Литературное наследие Орынбая», «Алаштыњ Амас аќыны» и публикаций
в различных СМИ, изданиях. Кроме казахского и русского, которыми
владеет в совершенстве, знает узбекский, киргизский, немецкий
языки. Родился в с. Косколь Володаровского района Кокчетавской
области. Завтра Нуртас Ахатулы отмечает свой 50-летний юбилей.
- Для меня это обычный день рождения, однако мои друзья убеждены,
что юбилейную дату нужно отметить и провести достойно. Дело
в том, что у казахов существует обычай: в такие моменты каждый
человек должен отчитываться перед своими родственниками -
чего он достиг, что совершил и сделал. Тем не менее, я остаюсь
при своем мнении, что это заблуждение. 50-летний возраст -
не предел, не рубеж и не мерило твоих достижений.
Прежде всего, себя я считаю состоявшейся личностью, педагогом-практиком,
педагогом-ученым. За моими плечами, не считая учебы в институте,
25-летний практический опыт работы в системе образования,
в которой я ощущаю себя свободноплавающим, свободомыслящим
человеком. Тем более, что моя педагогическая деятельность
оказалась на стыке двух эпох, преобразований в структуре и
идеологии страны. За период Независимости очень многое изменилось.
Сегодняшнее образование - это очень сложный и многогранный
вектор. Нынешние тенденции требуют иметь не одно образование,
а несколько, собственно, на что и нацеливает нас Глава государства.
У меня еще во время студенчества сформировался такой принцип
(видимо, сказалось воспитание моих учителей): стремление к
постоянному развитию и самосовершенствованию. У определенного
типа людей есть чувство самодостаточности, что он достиг предела,
а это может пагубно сказываться на его дальнейшей судьбе...У
меня же всегда присутствует желание что-то изучить, еще дальше
и глубже исследовать. Что и использую в определенных направлениях
образования - теория литературы, лингвистика, в частности,
психолингвистика, культура речи, стилистика. По своей специальности
я - казаховед, учитель казахского языка и литературы, и здесь
у меня есть конкретные наработки. Как педагог-психолог сейчас
в большей степени ориентирован на молодежную среду, так как
уже больше двадцати лет работаю в системе профессионального
образования. Меня очень интересует психология и развитие физиологии
подростков от 16 до 22 лет, и в этих пределах есть стремление
изучать возрастную, психологическую педагогику. Как науку
социальную педагогику сочетать с профессиональным образованием.
Помимо этого мое сегодняшнее кредо - воспитание и формирование
педагога, учителя среднего звена, как продукт профессионального
стандарта, начиная от дошкольника и заканчивая учителем-филологом
казахского либо английского языка. До сих пор считается, что
педагогика - наука консервативная, поэтому в современных условиях
четко обозначить границы доступа или границы возможностей
самой науки невозможно. Об этом прежде говорили и все великие
умы. Этого мнения, как педагог-практик, как теоретик, собственно,
придерживаюсь и я.
Сегодня в Казахстане большей частью определяются контуры развития
структуры образования. В течение двадцати лет Независимости
мы не можем определить само содержание казахстанской модели
образования, взяв за основу использование готового продукта:
вначале советской, постсоветской, затем американской модели
образования. Теперь мы переходим на западноевропейскую. Изучая
последние пять-шесть лет эту схему, пришел к выводу: можно
сколь угодно копировать их, однако, принципиально, у нас должна
образоваться своя система с использованием уже привычных,
установленных практик с одновременным применением инновационных
технологий. Естественно, исходя из реальных возможностей.
К примеру, сейчас остро не хватает специалистов среднего звена,
рабочих специальностей, в связи с чем мы не можем до сих пор
быть ориентированы на рынок. Хотя сегодня в структуру образования
включили прикладной бакалавриат, и это нормальное состояние,
когда система ТИПО может подготовить бакалавров. Эту идею
поддерживает и Министерство образования, ведь научная и исследовательская
деятельность входят не только в компетенцию вузов. В частности,
наш колледж, думаю, уже через пару лет будет иметь возможность
готовить педагогов со степенью бакалавра, и по своей методической,
психологической, педагогической готовности выпускники смогут
работать в системе общего среднего образования. В данный момент
мы ориентированы только на начальную и по некоторым специальностям
- на основную среднюю школу. Долгое время на нас не обращали
никакого внимания. Стучась во все двери, обращаясь к чиновникам
и депутатам, мы предложили разрушить существующие стереотипы
- вето на научную и исследовательскую деятельность преподавателей
колледжей. И, безусловно, в этом отношении необходимо финансовое
стимулирование...
- Нуртас Ахатулы, как удается внедрять эти принципы в колледже
им. Ж. Мусина?
- В нашем колледже есть преподаватели, которые выпустили учебно-методические
комплексы. Например, учебники по английскому языку, по математике,
а также по музыке. В перспективе - создание коллектива авторов,
который будет разрабатывать учебники именно для педагогических
колледжей. В данный момент наш коллектив морально и психологически
готов писать учебники по трем-че-тырем специальностям. В сущности,
для этих целей было бы неплохо создавать ресурсные центры.
Чтобы при необходимости педагоги могли пройти курсы обучения,
к примеру, по методике составления учебников. Психологический
барьер, будто мы можем только преподавать, нужно разрушать,
параллельно занимаясь исследовательской и научной деятельностью.
Способности эти нужно раскрывать и поощрять. И в нашем колледже
это направление будет активно претворяться в жизнь.
- Уже не первый раз замечаю, в колледже ощущается какая-то
особенная аура...
- Да, многие говорят об этом ощущении. Я бы не стал утверждать,
что тому причина чисто казахский менталитет. В последние годы
в наших стенах обучаются студенты и других этносов. Все дело
в особом микроклимате. В основном наши студенты - это 90 процентов
сельской молодежи. Большое внимание в учебном и воспитательном
процессе у нас уделяется созданию уважительного отношения
друг к другу, особой психологической обстановки. Этнокультурное
начало дает свои хорошие плоды, которые мы и пожинаем - в
колледже работает уже пятое поколение наших выпускников. Для
них мы создаем условия, не на принципах авторитаризма, а обусловленные
развитием творческого начала и инициативы.
- Изучение государственного языка в колледже - закономерность...
- (Воодушевленно перебивает) Да, хотя в колледже существует
принцип триединства языков, все же основной упор делается
на изучение государственного языка, как идеологический стержень
образовательного контента. Хотя мы и не ставим такую цель,
наши выпускники ориентированы на любые международные вузы.
И практика подтверждает это. Семнадцать наших бывших студентов
работают за рубежом, две девушки проходят обучение по «Болашаку».
В сущности, это дает нам уверенность в том, что мы можем готовить
высококлассные и высокопрофессиональные кадры.
- Нуртас Ахатулы, сегодня одна из главных задач каждого казахстанца
- знание государственного языка. Что, как казаховед, Вы скажете
по этому поводу?
- Богатство и колорит любого языка раскрывается только в процессе
общения. Истинно литературный казахский язык в нашей среде
недостаточно используется. Тому есть много объективных причин.
Но есть и субъективные. В этом виноваты мы сами, казахи. До
сих пор я не могу понять так называемый феномен «Инессы».
Когда представители других национальностей изучают, знают
в совершенстве казахский язык. А в процессе учебы еще и овладевают
литературной речью. Генетически человек предрасположен изучать
один язык, а в процессе эволюции он может овладеть и другими
языками. Потому он и называется ана тілі - родной язык, родная
речь. Причина того, что казахский язык не изучается должным
образом, кроется в сознании нашего народа. Но к изменениям
мы постепенно придем, это неизбежно. Радует, что нынешнее
поколение знает и стремится знать казахский язык. Но все же
литературный язык периода Ауэзова, Муканова, Есенберлина интерпретируется.
Сейчас даже лингвисты предлагают упростить казахский язык,
сделать его более практичным, осовременить, внедряя новояз.
Но я противник всего этого, ибо мы не имеем на это морального
права. Веками этот язык оттачивался, приобретая присущую ему
мощь, богатство и колорит, а нас призывают за какой-то период
времени сделать его новоязом. Хотим мы или не хотим, язык
генетически является нашим культурным достоянием. Не стоит
гоняться и за неологизмами. Общество постепенно придет к этому,
народ должен принять новое слово душой и сердцем.
- Что еще является визитной карточкой директора колледжа,
депутата гормаслихата? Как удается совмещать все это?
- В одном я твердо убежден: живя и общаясь с народом, ты всегда
в курсе его чаяний и проблем, что, безусловно, останавливает
от человеческих пороков. Потому что ты всегда помнишь: за
тобой люди. Надо в любой ситуации сохранять человечность.
Через призму ее строить и всю повседневную жизнь.
Очень люблю природу, охоту. Не могу назвать себя профессионалом,
я всего лишь любитель. Мой отец всю жизнь был охотником. Я
вырос в деревне, среди леса, среди прекрасной природы. И иногда
считаю себя «лесным» человеком. Люблю оставаться наедине с
природой, возможно, это зов крови, зов предков. Честно признаться,
есть ассоциации с волками. Сама природа человека и волка -
уникальна, единична. Не зря в мифологии древних тюрков, кочевников
и номадов, волк выступает в качестве прародителя и покровителя.
Люблю осеннюю пору. Моя любимая пора - это «Болдинская осень»
Пушкина. Конец сентября дает человеку на целый год ощутимый
заряд энергии. Скоро у птиц начнется перелет в теплые края
-«ќђс ќанатты». Все небо в этот период, как бы подергивается
вуалью, а все вокруг пропитывается ароматом природы. Эко-
и этносистема вкупе дают человеку огромную внутреннюю силу.
Записала Асель СЫЗДЫКОВА. Фото Елены
ТЕПЛЯКОВОЙ.
|
|
| |
|
|
©Областная
общественно-политическая газета "Акмолинская правда". Частичное использование
(цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской
правды" http://akmolinka.narod.ru
| | |