Информбюро
Вместе
с властью
Премьера
НПО в действии
В "Жас Отан"
Гостиная "АП"
Реклама
Весь номер
 
НАПИСАТЬ ПИСЬМО
гурики.
 ПОИСК ДРУЗЕЙ ...
 
 
 ОПРОСЫ
КАКОЙ БЫТЬ
НАШЕЙ ГАЗЕТЕ?
Устраивает ли Вас наша газета?
Да Нет
На какие темы Вы хотели бы больше получать информа- ции: (можно вы- брать сразу не- сколько пунктов)
областные
новости
жизнь страны
зарубежная
информация
экономика, бизнес
культура, спорт
медицина
домашнее
хозяйство
молодежная
тематика
проблемные
статьи
критические
развлекатель-
ные
По электронной почте Вы можете предложить свою тему. Ждем Ваших предложений.
 
Обменять WebMoney в Казахстане
 
Яндекс.Метрика
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГОСТИНАЯ «АП»   ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО
Человек и его дело
Он из породы людей, которые не останавливаются на достигнутом. Талантливый, строгий и требовательный, но справедливый и отзывчивый руководитель. Интеллигентный, духовно богатый, доброжелательный, он заслуженно пользуется авторитетом и уважением всех, кто его знает. Студенты любят его, потому что он понимает и уважает их вечное стремление к свободе и самовыражению. В общем, Учитель - авторитетный и мудрый человек, дающий точку опоры своим выпускникам, коллегам, родным и друзьям.
ПЕРСОНА: Ахат Нуртас Ахатулы. Директор педагогического колледжа им. Ж. Мусина. Депутат городского маслихата 3-го и 4-го созывов. Участник международных и республиканских научно-практических конференций. Отличник и почетный работник образования РК, обладатель множества благодарственных писем и грамот. Автор научных монографий «Народная педагогика в обрядовых песнях», «Литературное наследие Орынбая», «Алаштыњ Амас аќыны» и публикаций в различных СМИ, изданиях. Кроме казахского и русского, которыми владеет в совершенстве, знает узбекский, киргизский, немецкий языки. Родился в с. Косколь Володаровского района Кокчетавской области. Завтра Нуртас Ахатулы отмечает свой 50-летний юбилей.

- Для меня это обычный день рождения, однако мои друзья убеждены, что юбилейную дату нужно отметить и провести достойно. Дело в том, что у казахов существует обычай: в такие моменты каждый человек должен отчитываться перед своими родственниками - чего он достиг, что совершил и сделал. Тем не менее, я остаюсь при своем мнении, что это заблуждение. 50-летний возраст - не предел, не рубеж и не мерило твоих достижений.
Прежде всего, себя я считаю состоявшейся личностью, педагогом-практиком, педагогом-ученым. За моими плечами, не считая учебы в институте, 25-летний практический опыт работы в системе образования, в которой я ощущаю себя свободноплавающим, свободомыслящим человеком. Тем более, что моя педагогическая деятельность оказалась на стыке двух эпох, преобразований в структуре и идеологии страны. За период Независимости очень многое изменилось.
Сегодняшнее образование - это очень сложный и многогранный вектор. Нынешние тенденции требуют иметь не одно образование, а несколько, собственно, на что и нацеливает нас Глава государства. У меня еще во время студенчества сформировался такой принцип (видимо, сказалось воспитание моих учителей): стремление к постоянному развитию и самосовершенствованию. У определенного типа людей есть чувство самодостаточности, что он достиг предела, а это может пагубно сказываться на его дальнейшей судьбе...У меня же всегда присутствует желание что-то изучить, еще дальше и глубже исследовать. Что и использую в определенных направлениях образования - теория литературы, лингвистика, в частности, психолингвистика, культура речи, стилистика. По своей специальности я - казаховед, учитель казахского языка и литературы, и здесь у меня есть конкретные наработки. Как педагог-психолог сейчас в большей степени ориентирован на молодежную среду, так как уже больше двадцати лет работаю в системе профессионального образования. Меня очень интересует психология и развитие физиологии подростков от 16 до 22 лет, и в этих пределах есть стремление изучать возрастную, психологическую педагогику. Как науку социальную педагогику сочетать с профессиональным образованием. Помимо этого мое сегодняшнее кредо - воспитание и формирование педагога, учителя среднего звена, как продукт профессионального стандарта, начиная от дошкольника и заканчивая учителем-филологом казахского либо английского языка. До сих пор считается, что педагогика - наука консервативная, поэтому в современных условиях четко обозначить границы доступа или границы возможностей самой науки невозможно. Об этом прежде говорили и все великие умы. Этого мнения, как педагог-практик, как теоретик, собственно, придерживаюсь и я.
Сегодня в Казахстане большей частью определяются контуры развития структуры образования. В течение двадцати лет Независимости мы не можем определить само содержание казахстанской модели образования, взяв за основу использование готового продукта: вначале советской, постсоветской, затем американской модели образования. Теперь мы переходим на западноевропейскую. Изучая последние пять-шесть лет эту схему, пришел к выводу: можно сколь угодно копировать их, однако, принципиально, у нас должна образоваться своя система с использованием уже привычных, установленных практик с одновременным применением инновационных технологий. Естественно, исходя из реальных возможностей. К примеру, сейчас остро не хватает специалистов среднего звена, рабочих специальностей, в связи с чем мы не можем до сих пор быть ориентированы на рынок. Хотя сегодня в структуру образования включили прикладной бакалавриат, и это нормальное состояние, когда система ТИПО может подготовить бакалавров. Эту идею поддерживает и Министерство образования, ведь научная и исследовательская деятельность входят не только в компетенцию вузов. В частности, наш колледж, думаю, уже через пару лет будет иметь возможность готовить педагогов со степенью бакалавра, и по своей методической, психологической, педагогической готовности выпускники смогут работать в системе общего среднего образования. В данный момент мы ориентированы только на начальную и по некоторым специальностям - на основную среднюю школу. Долгое время на нас не обращали никакого внимания. Стучась во все двери, обращаясь к чиновникам и депутатам, мы предложили разрушить существующие стереотипы - вето на научную и исследовательскую деятельность преподавателей колледжей. И, безусловно, в этом отношении необходимо финансовое стимулирование...
- Нуртас Ахатулы, как удается внедрять эти принципы в колледже им. Ж. Мусина?
- В нашем колледже есть преподаватели, которые выпустили учебно-методические комплексы. Например, учебники по английскому языку, по математике, а также по музыке. В перспективе - создание коллектива авторов, который будет разрабатывать учебники именно для педагогических колледжей. В данный момент наш коллектив морально и психологически готов писать учебники по трем-че-тырем специальностям. В сущности, для этих целей было бы неплохо создавать ресурсные центры. Чтобы при необходимости педагоги могли пройти курсы обучения, к примеру, по методике составления учебников. Психологический барьер, будто мы можем только преподавать, нужно разрушать, параллельно занимаясь исследовательской и научной деятельностью. Способности эти нужно раскрывать и поощрять. И в нашем колледже это направление будет активно претворяться в жизнь.
- Уже не первый раз замечаю, в колледже ощущается какая-то особенная аура...
- Да, многие говорят об этом ощущении. Я бы не стал утверждать, что тому причина чисто казахский менталитет. В последние годы в наших стенах обучаются студенты и других этносов. Все дело в особом микроклимате. В основном наши студенты - это 90 процентов сельской молодежи. Большое внимание в учебном и воспитательном процессе у нас уделяется созданию уважительного отношения друг к другу, особой психологической обстановки. Этнокультурное начало дает свои хорошие плоды, которые мы и пожинаем - в колледже работает уже пятое поколение наших выпускников. Для них мы создаем условия, не на принципах авторитаризма, а обусловленные развитием творческого начала и инициативы.
- Изучение государственного языка в колледже - закономерность...
- (Воодушевленно перебивает) Да, хотя в колледже существует принцип триединства языков, все же основной упор делается на изучение государственного языка, как идеологический стержень образовательного контента. Хотя мы и не ставим такую цель, наши выпускники ориентированы на любые международные вузы. И практика подтверждает это. Семнадцать наших бывших студентов работают за рубежом, две девушки проходят обучение по «Болашаку». В сущности, это дает нам уверенность в том, что мы можем готовить высококлассные и высокопрофессиональные кадры.
- Нуртас Ахатулы, сегодня одна из главных задач каждого казахстанца - знание государственного языка. Что, как казаховед, Вы скажете по этому поводу?
- Богатство и колорит любого языка раскрывается только в процессе общения. Истинно литературный казахский язык в нашей среде недостаточно используется. Тому есть много объективных причин. Но есть и субъективные. В этом виноваты мы сами, казахи. До сих пор я не могу понять так называемый феномен «Инессы». Когда представители других национальностей изучают, знают в совершенстве казахский язык. А в процессе учебы еще и овладевают литературной речью. Генетически человек предрасположен изучать один язык, а в процессе эволюции он может овладеть и другими языками. Потому он и называется ана тілі - родной язык, родная речь. Причина того, что казахский язык не изучается должным образом, кроется в сознании нашего народа. Но к изменениям мы постепенно придем, это неизбежно. Радует, что нынешнее поколение знает и стремится знать казахский язык. Но все же литературный язык периода Ауэзова, Муканова, Есенберлина интерпретируется. Сейчас даже лингвисты предлагают упростить казахский язык, сделать его более практичным, осовременить, внедряя новояз. Но я противник всего этого, ибо мы не имеем на это морального права. Веками этот язык оттачивался, приобретая присущую ему мощь, богатство и колорит, а нас призывают за какой-то период времени сделать его новоязом. Хотим мы или не хотим, язык генетически является нашим культурным достоянием. Не стоит гоняться и за неологизмами. Общество постепенно придет к этому, народ должен принять новое слово душой и сердцем.
- Что еще является визитной карточкой директора колледжа, депутата гормаслихата? Как удается совмещать все это?
- В одном я твердо убежден: живя и общаясь с народом, ты всегда в курсе его чаяний и проблем, что, безусловно, останавливает от человеческих пороков. Потому что ты всегда помнишь: за тобой люди. Надо в любой ситуации сохранять человечность. Через призму ее строить и всю повседневную жизнь.
Очень люблю природу, охоту. Не могу назвать себя профессионалом, я всего лишь любитель. Мой отец всю жизнь был охотником. Я вырос в деревне, среди леса, среди прекрасной природы. И иногда считаю себя «лесным» человеком. Люблю оставаться наедине с природой, возможно, это зов крови, зов предков. Честно признаться, есть ассоциации с волками. Сама природа человека и волка - уникальна, единична. Не зря в мифологии древних тюрков, кочевников и номадов, волк выступает в качестве прародителя и покровителя. Люблю осеннюю пору. Моя любимая пора - это «Болдинская осень» Пушкина. Конец сентября дает человеку на целый год ощутимый заряд энергии. Скоро у птиц начнется перелет в теплые края -«ќђс ќанатты». Все небо в этот период, как бы подергивается вуалью, а все вокруг пропитывается ароматом природы. Эко- и этносистема вкупе дают человеку огромную внутреннюю силу.
Записала Асель СЫЗДЫКОВА. Фото Елены ТЕПЛЯКОВОЙ.

 

©Областная общественно-политическая газета "Акмолинская правда".
Частичное использование (цитирование) отдельных материалов возможно при условии ссылки на сайт "Акмолинской правды" http://akmolinka.narod.ru